Некоторые семьи воцерковляются и преодолевают кризис. Некоторые семьи уходят из Церкви – и тоже преодолевают кризис. Но многие семьи так и остаются в том состоянии, когда муж или жена (не так важно, кто именно) продолжают играть некую правильную роль, вычитанную из правильных книжек. Но как же все-таки – без иронии! – правильно? Ведь глава семьи муж? Да, верно. Но это не предполагает мелочного деспотизма. Мудрый муж – прежде всего стратег. Он не будет вникать в тактические детали – с этим прекрасно справится жена. Но важные для всей семьи решения – сфера его ответственности. И эту ответственность он не будет перекладывать ни на кого. В повседневной же жизни он вполне может положиться на супругу, и даже подчиняться ей – ибо всё (или почти всё) идет в том русле, которое он сам и проложил. А жена? Помощница? Да, конечно. Но помощница – не рабыня. Семья, дети, дом – это огромное пространство для творчества, для приложения своих талантов, о которых женщина подчас не подозревает. Если за мужем – как за каменной стеной, то на территории внутри этой стены можно развести потрясающие сады! Старая истина: не место красит человека, а человек место. Муж не становится идеальным супругом, примерным отцом лишь в силу своего положения. Жена – не голая функция. Путь к идеалу христианской семьи – долог и труден. Но, к счастью, у нас есть образец: праведный Иосиф, Дева Мария, отрок Иисус. Построение отношений в семье Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 декабря, 2019 3 декабря, 2019 12 декабря, 2021 9 сентября, 2021 15 июня, 2021 14 апреля, 2021 6 декабря, 2020 28 июня, 2020 11 апреля, 2020 16 декабря, 2019 3 декабря, 2019 12 декабря, 2021 9 сентября, 2021

http://pravmir.ru/pravednyj-iosif-glav/

О сем празднице и пророк глаголаше Захария [гл. 9, ст. 9]: Радуйся зело дщи Сионова, се Царь твой грядет тебе кроток, и всед на подъяремника и жребца осля сына подъяремнича. И Давид паки о детех: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. О празднике этом и пророк Захария говорил: «Радуйся весьма, дочь Сиона! Вот Царь твой грядет к тебе кроткий и воссевший на ослицу и молодого осла, сына подъяремной» (ср.: Зах.9:9 ). Также и Давид о детях сказал: Из уст младенцев и ссущих совершил ecu хвалу ( Пс.8:3 ). Но входящу, рече, Христу потрясеся весь Иерусалим: и во отмщение народи от архиереи поощрени бывше, смотряху Его убити: Той же таяшеся крыяся, и являяся, притчами глаголаше им. Но евангелист говорит, что когда Христос входил, то Иерусалим содрогнулся. И толпа, подученная первосвященниками отомстить Христу, искала Его убить, а Он ускользал, то таясь, то появляясь вновь и обращаясь к ним в притчах. Неизреченным Твоим милосердием Христе Боже наш, победители ны безсловесных страстей сотвори, и Твою светлую на смерть победу: ясное же и живоносное Воскресение видети сподоби, и помилуй нас ныне и присно, и во веки веков, аминь. По неизреченному Твоему милосердию, Христе Боже, победителями нас над неразумными страстями соделай, непреложную победу Твою над смертью, светозарное и живоносное Воскресение видеть сподоби и помилуй нас. Синаксарь во Святый Великий Понедельник Стихи на Иосифа прекраснаго: Целомудренный Иосиф, праведный держитель явися: И пшеницодавец, о добрых стоже! Стихи на изсохшую смоковницу: Соборище смоковницу Христос еврейское, Плодов чуждую духовных вообразуяй, Клятвою усушает: еяже бежим страсти. Стихи на Иосифа прекраснаго: Прежде быв целомудр, владыкою правым явился И раздаятелем хлеба – о, кладовая добра! Стихи на изсохшую смоковницу: Как синагогу евреев, духовных плодов непричастну, Клятвой смоковницу Бог иссушил. Бегай подобной беды!. Во святый и великий понедельник память творим блаженнаго Иосифа прекраснаго, и изсохшия смоковницы: занеже начало отсюду приемлют святыя страсти Господа нашего Иисуса Христа: Иосиф же во образ сего первее приемлется.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Море мертвое ты видел. Довольно сего. Грех, поглощенный им, да не предстанет никогда перед светлым и чистым взором твоей мысли! Иаков жил то в Сихеме, то в Хевроне, на день или менее расстояние от Иерусалима к северу и югу. Тут он видел таинственную лествицу, «являемую от земли к небесам». Известно, что она значила. Кающейся душе она, кроме того, может внушать «восход твердый благочестие». Утверждалась она, как говорится в Писании, на земли и досягала верхом своим до неба. Чтобы не шаталось и не грозило частым падением и наше благочестие, видно, надобно понемногу идти к верху, но ступать твердо. А сколько есть упавших и убившихся, пожелавших прямо взлететь на высоту благочестия! Вы, исходившие святую землю вверх и вниз, легче других поймете нужду твердого восхода благочестия. Учите же и других так ходить. У Иакова был брат Исав, стяжавший недобрую славу невоздержания, или жадности. За чечевичную похлебку он продал свое первородство, с которым соединялись лучшие и обильнейшие благословения отеческие. Кающимся внушается не подражать «возненавиденному Исаву» и не отдавать своей «доброты первенство». Подобных жалких лакомств доброму христианину «прелестник» сумеет предложить множество. Что душа наша часто голодует и жаждет, об этом всякий знает; но тут-то и надобно смотреть, чтобы в предлагаемой нам снеди не крылось чего-либо вредного «душе грехолюбивной». Заботливо ставится на вид при сем «невоздержание женонеистовное», которое готово отдать не только первенство, но и самое бытие прельщающему предмету. И вот, Эдома сменяет на картине прекрасный «целомудренный праведный, сладкий» Иосиф — пример и образец всего, на чем ищет остановиться душа, ревнующая о небе. По этим горам и полям многократно проходил Божий отрок, нося пищу и другое что нужное из дома отчего братьям пастухам; однажды он не возвратился к отцу. Его растерзали лютые звери: так братья донесли отцу. И точно: то были лютые звери. Но кому неизвестно, что последовало далее? Иосиф не продал своей доброты даже за первенство и не впал «в сети невоздержания», даже бывши «в пасти греха».

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-golg...

4) (Τν πραγμτων) Беззаконным деянием, очевидным образом, нарушался (прежний хороший) порядок вещей: хотя раб сей владел (своими) страстями, как полный господин всякого удовольствия; но госпожа его сделалась рабою греха. Ибо всякий делающий грех есть раб греха ( Иоан. 8, 34 ). Все прочее почитая за сон, к желаемому удовольствию всею силою влечется она, как госпожа над праведным Иосифом, за чрезвычайную красоту лица сего юноши. Ибо, взирая на сего юношу глазами нечистыми, она душу (свою) уязвляла любострастными стрелами. Сколько он сиял (перед нею) своей красотой, настолько она лишалась рассудка. Она воспламенялась страстью, – сей же (этому пламени) противопоставлял огнь неугасимый, ибо все назирает недремлющее Око. 5) (λην) Безумная страсть овладела всем сердцем (этой) Египтянки, и она, быв поряжена сокровенною язвою, не смотря на то, что получила жестокие раны, считала их, однако же, ранами (для себя) приятными, как безумная. Принимая (в себя) через глаза стрелы от целомудренного колчана, и изранив (ими) свое сердце, эта жалкая (женщина, самое) поражение (свое) считая за удовольствие, сокрушила всю целость ума своего. между тем страсть ее еще не могла обнаружится (на деле). Ибо, когда Иосиф приходил (в дом), она печалилась, но и в отсутствие его она еще сильнее горела страстью. Многими словами она обольщала его, стараясь ввести в искушение (прекрасного юношу). Но благочестивый Иосиф отвергал (всякий раз) постыдное дело (этой) женщины; ибо все назирает недремлющее Око. 6) (Νυμφοστλος) Пришел в образе юноши наветник прелюбодеяния к Египтянке на помощь и говорит: «мужайся, жена! Так как ты древняя и крепкая уда, то приготовь приманку и излови юношу. Заплети власы главы своей как сеть на него; укрась вид свой, убери (себя) всевозможными розовидными украшениями; укрась шею твою златоплетенными цепями; в особенности, оденься в драгоценную одежду; умасти себя драгоценным благовонием (и воспользуйся всем), чем (только) украшаются юные. Ибо предстоят тебе сильные и великие подвиги. Хотя сей противопоставит тебе (свою) чистоту, а ты противопоставь ему (свое) обольщение, чтобы тебе не быть побежденною, и нам не остаться в посмеянии. Верно, он скажет тебе: «я не сделаю того, чего хочешь ты; ибо все назирает недремлющее Око.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Попечителем в то время был Грубер, который, по замечанию преосвященного митрополита, как и другие тогдашние высшие Виленские чиновники, дорожил более мнениями латино-польской партии, чем интересами православия и русской народности. Пререкание с ним началось у митрополита из-за обиды, нанесенной попечителем священнику Петкевичу. Дело было так: митрополит определил законоучителем в приюте при воспитательном доме соборного священника Петкевича, бывшего прежде ксендзом, человека прекрасного и удостоенного уже наперстного креста. На это назначение из канцелярии попечителя округа было получено уведомление с такой резолюцией попечителя: «Так как на основании Высочайшего повеления законоучители назначаются высшим духовным ведомством, с согласия учебного начальства, а я о согласии на это спрашиваем не был и дать его, по известным мне причинам, не могу, то и не нахожу возможным принять сделанного духовным начальством назначения». На это отношение преосвященный Иосиф дал такой ответ: «Так как в сообщении мне г. попечителя округа не значится причина, по которой не последовало согласия на назначение священника Петкевича, то и не нахожу я справедливым отменить это назначение». В данном случае обида, нанесенная округом священнику Петкевичу, была тем чувствительнее для него, что в то же время был принят попечителем назначенный вместе с ним, без предварительного согласия, другой законоучитель в Виленский дворянский институт. Следовательно, слишком было очевидно, что отказ в принятии Петкевича попечителем основывался не на законе собственно, а на других соображениях. Вследствие желания Иосифа знать эти соображения, ему было сообщено через помощника попечителя, что причина отказа в принятии Петкевича законоучителем та, что назначение его будет неприятно католикам. Такое отношение к делу православия и русской народности представителя учебного округа возмутило митрополита. Входя в Св. Синод с ходатайством об изменении закона относительно назначения законоучителей, Владыка пишет: «Боже праведный! Неужели мы в Туреччине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Еще одно развитие библейского сюжета связано с другим животным, на этот раз – с собакой. Говоря о способе, с помощью которого Гедеон отбирал воинов для похода против мадианитян 119 , Афраат старается прояснить это не до конца ясное место в Библии ( Суд 7 :5сл.). «Велика, возлюбленный мой, та тайна, которую [Бог] заранее показал Гедеону. Ибо Он сказал: Всякий, кто будет пить воду, как собака, годен для того, чтобы идти на войну. Из всех животных, которые были созданы вместе с человеком, нет ни одного, которое бы так любило своего хозяина, как собака». О «храбрецах, которые были выбраны с помощью воды», Афраат говорит: «Они идут за своим господином, как собаки, и предают души свои на смерть за него… Они лают, как собаки, поучаясь Закону день и ночь». Однако это уподобление праведников верным псам не принуждает Афраата сделать это животное неким идеальным образцом. Говоря далее о тех, кто не поучается закону, Афраат называет их немыми собаками, неспособными лаять, а тех, кто не старается поститься, – алчными псами. На приведенном выше примере можно увидеть, что Афраат использует вполне привычные, на первый взгляд не имеющие особого значения детали библейских текстов и придает им такой смысл, который прекрасно подходит к его рассуждению. В 10-й тахвите К пастырям 120 он начинает с того, что вспоминает многих библейских героев, которые были пастухами: Иакова, Иосифа с братьями, Моисея, Давида, Амоса. Иосиф стал в Египте добрым пастырем для своего народа, и Моисей, после того как он пас овец у своего тестя Иофора, был избран Богом, чтобы пасти Его народ, и также вел себя, как добрый пастырь. И Моисей, и Давид были готовы отдать свою жизнь за овец, и в этом Афраат видит смысл их служения, которое уподобляет их Христу 121 . В 11-й тахвите Об обрезании имеются интересные рассуждения об истории этого законоположения. В числе прочего, Афраат считает, что египтяне заимствовали обрезание у сынов Израиля пока те жили среди них (точнее, они увидели, как Иосиф обрезал Манассию и Ефрема, и, из уважения к нему, последовали его примеру). Однако, они получили обрезание, как обычай без веры. Сделав такое утверждения, Афраат сразу же применяет его для интерпретации библейского повествования. Он вступает в спор с теми, кто считает, что дочь фараона по знаку обрезания узнала, что младенец Моисей – «из еврейских детей» ( Исх 2:6 ). Ведь «завет обрезания … ничем не отличался от обрезания египетских детей». А то, что дочь фараона признала в Моисее еврея, Афраат объясняет гораздо более простым способом: приказ бросать детей в воду был дан фараоном только в отношении еврейских детей. Более того, если бы египтяне не имели обычая обрезания, то Моисей никак не мог бы быть воспитан в доме фараона, т.к. тогда его принадлежность к еврейскому народу была бы обязательно открыта и дочь фараона оказалась явной бы нарушительницей закона, установленного ее отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Расточая тысячи ухищрений и обольщая нарядами, думала смутить молодого человека; каждый час переменяя одежды, придавая блеск своему лицу, убираясь в золото, сатанинскими взглядами и мерзкими улыбками приманивала, несчастная, святые очи праведника. Она предполагала, что этими своими приемами легко запутает в сети свои душу святого. Но Иосиф, огражденный страхом Божиим, не обращал на нее даже и взгляда. И она, видя, что многие придуманные ею убранства не действуют на праведника, распалялась ещё большим пламенем и сильно задумывалась, не находя, что ещё сделать с ним. Наконец задумала открыто вызвать его на бесчестное дело. Выждав время, когда бы, подобно разъяренному аспиду, излить на него весь яд распутства, с бесстыдным лицом сказала святому: «Ложись со мною, не робей, приступи ко мне смело, в сытость наслажусь твоею красотою, и ты сам пресыщайся моим благообразием. Ты полную имеешь власть над всеми служителями в доме; никто другой не осмелится взойти к нам и послушать, что у нас делается. Если же не соглашаешься ты, боясь мужа моего, то я изведу его, дав ему отраву. Подойди же ко мне, исполни мое желание, я вся пламенею любовью к тебе». Но этот, и телом и душой, адамантовый камень не поколебался в душе, особенно среди такой бури, и, отразив все страхом Божиим и приличным прекрасным благонравием, убеждал её Божиим словом, говоря ей так: «Нехорошо это, жена, сделать мне грех с тобою, госпожой моей. Бога боюсь я, ибо вот, господин мой все имение свое — и в доме, и в полях — отдал мне, и ничего уже иного нет под моими руками, кроме тебя одной, госпожи моей. Потому непристойно мне обратить в ничто такую любовь такого господина, столько меня полюбившего. Как сотворю такой грех перед Богом, испытающим сердца и утробы?» Такие святые слова каждый час повторял Иосиф госпоже своей, увещевая, умоляя, упрекая, осуждая её, но она не принимала ничего Божественного, как аспид, затыкала уши свои и ещё более распалялась от кипящего в ней злого вожделения. Ежечасно подстерегала целомудренного, чтобы найти удобное время и без стыда принудить его ко греху.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

20 Октября. 906. Какой чудный прообраз Господа Спасителя – Прекрасный Иосиф. Любимый сын Иакова – прообразует возлюбленного Сына Отца Небесного. Ненависть братий единокровных – там и здесь. Продажа за 30 сребренников – там и здесь. Там Иуда предлагает братьям продать Иосифа – здесь Иуда предлагает купить Иисуса. Там и здесь – вменение с двумя беззаконными. Там и здесь один из этих беззаконников спасается, другой гибнет. Там и здесь – клевета и суд неправедный. Там и здесь – торжество истины. Там и здесь – «мир вам!» и признание. Там и здесь – трогательная, совершенно нечаянная радость свидания после казавшейся вечною разлуки! Там и здесь – возвращение ко Отцу и успокоение в Его объятиях… Даже и намеренное измышление не могло бы дать более поразительного и прекрасного соответствия столь отдаленных, событий! И тем охотнее верится в действительность существования Иосифа и в действительность существования и Божественность Христа Господа! 20 Октября. 907. В чем «секрет» смирения святости? Ведь святой ее может не видеть и не чувствовать, что он святой, что «обрел особенную благодать у Бога». А мысль об этом не влечет ли за собою естественно мысль о некотором превосходстве пред другими? «Се бо отныне ублажат Мя вси роди!» – воскликнула Божия Матерь в наплыве чувства св. восторга от «благодати, которую Она обрела у Бога!» Чем отличается это от самопревозношения? Думаю, что это именно «секрет» самой святости, непонятный для нас обыкновенных людей грешников. Есть в самой святости совместно развивающееся с нею и неотделимое от нее чувство глубочайшего смирения пред Богом, совершенно притупляющее и парализующее чувство превосходства и превозношения пред людьми. Чувство смирения пред Богом, живейшее и глубочайшее, обостряется в чувство смирения и пред Его «образами и подобиями». И не сразу дается это чувство. Думаю, что оно является как результат особого продолжительного воспитания в душе праведника, воспитания и развития, предполагающего ряд многочисленных испытаний, борьбы о даже поражений и уязвлений от противоположного смирению чувства превозношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Дальше о жизни Авраама рассказывается немного и не подробно. Он сходит со сцены, он сделал свое дело. Теперь свою роль будет играть Исаак — другой интересный праведник, более близкий для современного человека, чем Авраам и Иаков. У Исаака была только одна жена и ни одной наложницы. Тогда несколько жен и наложниц было нормой. Сейчас — опять же под влиянием христианства, мы на это смотрим как на преступление, многоженство карается законом. Исаак живет нормами будущего, в его жизни очень мало внешних событий, таких значимых. Его жизнь какая-то сокровенная, потаенная. Его отец Авраам прошел от юга Месопотамии и до юга Египта — практически весь древний мир. Сам Исаак странствует на очень небольшом клочке Земли. Его сын будет тоже много путешествовать, немало скорбей претерпит. Жизнь Исаака более сокрытая. Как видите, Господь выбирает этот народ, создает его, причем пестует его твердой рукой. Но иначе невозможно. Только так можно прийти к тому, чтобы на земле оказалось это дело. Впрочем, уже начиная с Иакова, а точнее, с его семейства, народ начинает умножаться. У Иакова было двенадцать сыновей, была дочь Дина – возможно, были и другие дочери, но они какой-то роли в Священной истории не сыграли, поэтому о них не говорится. Интересно — из братьев лучшим был однозначно Иосиф. Иосиф прекрасный, праведный человек, совершенно удивительный, его все время как-то унижают, принижают, а он все время возносится. Господь его возносит — во всем благоуспешный, во всем благочестивый. Но не из его потомства будет избран Спаситель, не его ветвь. Хотя от Иосифа — может быть, не все знают, произошли два колена – Ефрема и Манассии. Если заниматься этим подробнее, посмотреть на историю колен, на их взаимоотношения, то в Израиле оказывается ведущими два колена: Ефремово и Иудино. И до поры до времени их лидерство оказывается на пользу Израилю. Достаточно сказать, что из колена Ефремова происходил Иисус Навин — один из значительных праведников, а из колена Иудина происходил еще один из двенадцати разведчиков, который вместе с Иисусом призывал людей идти в землю обетованную и захватить ее, как это было сказано Богом через Моисея всему народу. Лишь двое из двенадцати — остальные говорили: земля прекрасна, замечательна, но там такие люди, что мы для них как саранча — такие маленькие, ничего мы сделать не можем.

http://azbyka.ru/o-zemnyh-predkah-gospod...

Когда посланные вернулись с корзиною и царевна увидала ребенка, она полюбила его за его величину и красоту. Таково было попечение Господа Бога о Моисее... Когда ему минуло три года, Господь даровал ему необыкновенный для таких лет рост, а к красоте его никто не только не был в состоянии относиться равнодушно, но все при виде Моисея непременно выражали свое изумление. Случалось также, что, когда ребенка несли по улице, многих из прохожих поражал взгляд его настолько, что они оставляли дела свои и в изумлении останавливались, глядя ему вслед, настолько сильно его детская красота и миловидность приковывали внимание всех» кн. II, гл. 9, п. 5–6]. О том же в Агаде: «Полюбила Моисея дочь фараона, как мать – родного сына. Ни на шаг не отпускала она его из дворца, ласкала, лелеяла, красотою его налюбоваться не могла. И кто, бывало, ни взглянет на него, не в силах оторвать глаз от лица его» с. 51, Шемот-Раба, 1]. Иосиф Прекрасный спас братьев своих и отца от голодной смерти, призвав их в Египет. Моисей красотою своею спасся в Египте и потом спас народ свой от египтян, выведя его из земли рабства и вернув на землю отцов. По древнему преданию при бегстве в Египет Младенец Иисус был спасен от разбойничьей руки Своей красотою. Когда разбойник увидел красоту Младенца, он велел товарищам своим не причинять Ему никакого зла. «Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал: – Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не мог бы быть красивее сего Младенца. Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников» Жития святых, 26 декабря, с. 720]. Говорят, что это именно тот разбойник, который покается, вися на кресте по правую сторону Прекраснейшего из сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010