Ей приснилось, будто она слышит стройное пение святых жен. Она возрадовалась духом и хотела было войти в дом, откуда лились голоса и петь вместе с ними. Но привратник у входа не пустил ее. Он сказал, что к отроковицам Божиим не могут входить те, кто не принимает монашеский образ. От его слов она преисполнилась стыда и смущения... и проснулась. Не мешкая она отправилась к святому, рассказала ему о своем сновидении и попросила совершить то, от чего она так долго и упорно отказывалась. Итак, приняв монашество, мать преподобного стала во всем подобна остальным сестрам. Посадив множество ростков праведности, она теперь с радостью пожинает плоды бессмертия. В. Из Патерика Старец говорил: «Поверьте мне, чада, великая похвала и великая слава царю, который отрекся от престола и стал монахом. И так же велик позор монаху, снявшему с себя монашескую одежду и ставшему царем. Ибо умопостигаемое несравнимо достойнее чувственного». 2. Один великий прозорливый старец засвидетельствовал, что благодатную силу он видел во время Крещения и точно такую же силу видел при постриге человека, когда тот облачался в монашеское одеяние. Г. Из Ефрема Брат, не торопи время принятия ангельского образа 65 . Ведь это враг внушает некоторым неразумное желание удостоиться монашеской мантии, когда к тому еще не пришло нужное время. Но ты, возлюбленный, изо всех сил старайся угодить Богу, терпи и внимай словам апостола: Если и можешь сделаться свободным, то лучше сделаться рабом 66 . Посмотри на древние поколения и увидишь, что святые всегда терпением и стойкостью достигали обещанного (Богом) и каждый день просили о том, чтобы стать Его сонаследниками в Царстве Небесном. Вспомни, патриарх Иаков разве не за Рахиль работал на своего шурина Лавана четырнадцать лет в Месопотамии, где днем зной, а ночью (лютая) стужа? А Иосиф Прекрасный? Разве не проработал он много лет на чужбине? Как сказано в Писании: Иосиф, семнадцати лет, пас скот (отца своего) вместе с братьями своими, и дальше: Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице Фараона ( Быт. 41:46 ). Моисей, слуга Господа, прожил сорок лет в земле Мадиамской. И сыны Израиля только после сорока лет странствий вошли в землю обетованную. Но прежде всего, посмотри на Авраама: сколько лет ему пришлось ждать обещанного. Только проявив терпение, все святые получили обещанное. Итак, со смирением потерпи Господа, и в нужное время Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень ( Пс. 36:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

О подобном его поведении в Псалтири сказано следующие: фараон «поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости» ( Пс.104:21–22 ). Праведник всегда должен источать из себя свет веры. В этом и есть смысл подлинной праведности, которая ищет славы не для самого праведника, а прежде всего и всегда для Самого Бога. Сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Первым проповедником монотеизма (единобожия) в Египте был Авраам. Иосиф идет по стопам своего прадеда и продолжает начатое им дело. Позже, когда евреи будут выходить из Египта, за ними последуют и многие египтяне, которые уверуют через них в Единого Бога. И сам исход будет назван победой над египетскими богами. Сказано: «…А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» ( Исх.12:12 ). Но до этого события должно было пройти несколько столетий. По прошествии семи плодоносных лет, когда был обильный урожай, как и предсказал Иосиф, наступили семь лет засухи. И если Египет благодаря мудрости Иосифа оказался готов к подобному испытанию, то остальной мир оказался в достаточно тяжелом и, я бы сказал, бедственном состоянии. Коснулся голод и Ханаана, родины Прекрасного Иосифа. Иаков (Израиль) отправляет десятерых своих сыновей, оставив при себе только Вениамина, за хлебом в Египет. Он снабжает их необходимым для покупки хлеба серебром, и через некоторое время они оказались стоящими на коленях перед Иосифом (главным распорядителем хлебных запасов в Египте). Братья не узнали Иосифа, за эти годы он сильно изменился. Тем более что теперь он выглядел как египтянин, и его новое имя было Цафнаф-панеах. История о путешествии детей Иакова в Египет начинается словами: «Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте» ( Быт.42:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15: 26). Для утешения характерны мир и покой, тогда как для безутешности – внутренние терзания. Святой Дух Утешитель несет с Собой в душу мир, ибо возрождает к Райской гармонии. Святой Дух являл Себя и в Ветхом Завете Святой Дух являл Себя и в Ветхом Завете. Неисповедимыми, неведомыми нам судьбами осенял Он праведные души, избранные для служения Богу. Его вразумлением Иосиф Прекрасный разгадал таинственный сон фараона. Вопрошая Иосифа, фараон искал человеческого: «Мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны» (Быт. 41: 15). Кроткий Иосиф ответил: «Это не мое; Бог даст ответ во благо фараону» (Быт. 41: 16). И когда прозорливо открыл он грядущее (семь лет изобилия и столько же – голода), фараон воскликнул: «Найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» (Быт. 41: 38). Прав был фараон, сказав Иосифу: «Так как Бог открыл тебе всё сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты» (Быт. 41: 39). Подлинная мудрость – от Духа Святого. И если не стяжал ты благодати Святого Духа, то никакая земная ученость и прожитые годы не приложат тебе мудрости. Святой Дух вразумлял пророков. Собственно, Он и дает дар пророческий. Так, когда Моисей избрал семьдесят старейшин для помощи в управлении народом, «сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать» (Числ. 11: 25). Двое из сподобившихся дара, Елдад и Модад, пророчествовали в стане Израильском, и Иисус Навин, ревнуя, как бы не появилось помимо Моисея новых духовных лидеров, просил его запретить им, но Моисей сказал: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числ. 11: 29). Моисей жаждал схождения Духа Святого на всех в народе Божием. И надежда его спустя много веков исполнилась – в лице учеников Христовых, в лице всех, кто стал искренним чадом Церкви.

http://pravoslavie.ru/131649.html

Спустя сорок дней после Рождества, празднуется в наших храмах праздник Сретенья, праздник Встречи. Праздник этот как бы полузабытый, ибо часто падает он на рабочий день. А между тем в день этот завершает Церковь «время Рождества», являет нам во всей полноте его и источает чистую и глубокую радость. Праздник посвящен воспоминанию и духовному созерцанию, которое находим мы в Евангелии от Луки. В нем повествуется, что через сорок дней после рождения в Вифлееме Иисуса Христа, согласно религиозному обычаю того времени, Иосиф и Мария принесли Младенца в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем ( Лк.2:22–23 ). Тут был в Иерусалиме,– продолжает Евангелие, – человек именем Симеон. Он был праведный и благочестивый... и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет ко откровению язычников и славу народа Твоего Израиля». Иосиф же и Матерь Его удивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: вот лежит этот на падение и на восстание многих и в предмет пререканий. Тебе же самой орудие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец ( Лк.2:25–35 ). Как необычен, как прекрасен этот старец с ребенком на руках, как странны слова его: Вот, видели очи мои спасение Твое. Мы вслушиваемся в эти слова и постепенно начинаем постигать глубокий смысл события, его отношения к нам, ко мне, к нашей вере. Что на свете радостнее встречи, «сретенья» с тем, кого любишь? Действительно, жизнь есть ожидание. Но тогда не символ ли это высокого и прекрасного ожидания, не символ ли это длинной человеческой жизни? Этот старец, всю жизнь ожидавший такого света, который озарил бы все, такой радости, которая все наполнила бы собою?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

3, 13). " Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес " (Еф. 4, 10). Прежде никто не мог взойти на небо, хотя бы он был и праведным, и святым. Угоден Богу был Ной. Праведны были Авраам, Исаак, Иаков, о которых говорит царь Манассия, что они были праведны пред Богом: " Не положил покаяния праведным Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе " (2 Пар. 36). Непорочен и целомудрен был Иосиф Прекрасный и Моисей, проведший Израиля чрез Чермное море посуху. Свят был и Иисус Навин, остановивший солнце. Святыми были и прочие угодники Божий в Ветхом Завете, как, например, Даниил, муж духовных желаний, заградивший уста львов, три отрока, угасившие молитвой печь вавилонскую, и прочие великие пророки. Однако никто из них до Христа не мог взойти на небо и никто даже не слышал, есть ли, будет ли для людей путь к небесам. Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков. Им взошли апостолы, святители, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им (103, 306). Раньше мы вспомнили об Ангелах которые при Вознесении Господа на небо предшествовали Ему и взывали к горним ангельским чинам так: " Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! " (Пс. 23, 9). Теперь же обратим внимание на то, почему Ангелы, предшествующие Господу, не говорят горним Ангелам: " Откройте, врата, верхи ваши " , но говорят: " Поднимите, врата, верхи ваши " , то есть совсем прочь отставьте, совсем сломайте: " поднимите " . Разве недостаточно было для входа Господня открыть врата, а непременно нужно было совсем выломать их, отставить и убрать прочь? Какая причина этого? Святой Иоанн Златоуст говорит так: " Ангелы видели, что небеса никогда уже не будут затворенными и что не нужны уже будут врата для небесного Града, потому-то они и не говорят: " откройте врата " , но: " поднимите " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Итак, почему же вы убили Исаию, почему – Захарию, почему – каждого из пророков? Но вам «не позволено предавать смерти», не потому, что вы не желаете, но потому, что не можете, так как они были уже лишены такой возможности римлянами. Итак, закон уже разрушен, упраздненный на деле, сохраненный лишь в чернилах; разрушил же его Иисус, Который был связан. А Пилат говорит: «я никакой вины не нахожу в Нем» ( Ин.18:38 ). Не ты только, Пилат, но – ни иудеи, ни слепые, ни мертвые, ни солнце, ни луна, ни мир, ни все праведные пророки и мученики, ни пророк, говорящий: который «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» ( Ис.53:9 ). Все соглашаются с Пилатом, вынося правый приговор; спорят одни только иудеи, с криком обвиняя Его и с шумом соперничая затенить истину, и подтверждая то, что сказал Исаия: «я ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес терние 1 " ( Ис.5:4, 7 ) и не правду, но вопль. Между тем как это совершалось, и Пилат не мог ни говорить, ни слушать по причине беспорядочного шума, и замышлялся мятеж, послала к нему жена его, прекрасная помощница, удерживая спешившего мужа и говоря: «не делай ничего Праведнику Тому» ( Мф.27:19 ); если можешь, спаси Его; если же не можешь. то сбереги себя; она почти говорила то, что изрек Давид: «не погуби души твоей 2 с грешниками и жизни твоей 3 с кровожадными» ( Пс.25:9 ). «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ... во сне много пострадала за Него» ( Мф.27:19 ). Другой Иосиф – она созерцает чрез сновидения истину, свидетельствуя вопреки крикам иудеев, так как надлежало, чтоб они были побеждаемы женщинами. Победила их Раав-блудница, победила их кровоточивая, победила хананеянка; и теперь опять женщина – против них. Они стеснены; иудеи ответили ему: «мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть» ( Ин.19:7 ). Какой закон? Подтверждаемый какими изречениями? Быть может, теми, которые сегодня были прочитаны? «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5:8 ). »В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего для очищения грехов наших» ( 1Ин. 4:10 ). " Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» ( Рим. 5:10 )... ... Но вот совершилось все, определенное в Предвечном Совете Святой Троицы, составлявшее «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым» Божиим ( Кол. 1:26 ). После напряженнейших событий на Голгофе наступила необычная, полная трепетного величия тишина. Благообразный Иосиф с Никодимом приступили к последнему благоговейному служению Умершему... И вместе с тишиной пришел суд! – Не тот последний Страшный суд, который совершится при конце мировой истории. Не то неотвратимое праведное воздаяние за всякое дело и слово человеческое, которое имеет произойти во второе и славное пришествие Сына Человеческого. Но суд человеческой совести, суд, зовущий к покаянию и обращению, суд, стремящийся пробудить человека, спасти его от душевной черствости, суд напоминающий, умоляющий, милующий... Но при всем том неустранимый после того, как «свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3:19 ). И теперь, пред этим смертным ложем нашего Искупителя, стоим и мы с вами, возлюбленные братия и сестры, на этом предварительном суде, о котором возвещал еще пророк Божий Малахия, говоривший: »Кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» ( Мал. 3:2 ). Всмотримся прилежно в этот умиротворенный и благостный Лик Прекраснейшего «паче всех сынов человеческих» ( Пс. 44:3 ), в эти сомкнувшиеся очи и уста Божественного Всеведца и Учителя Правды, в эти спасительные язвы принесенного на алтаре Правды Божией в жертву за нас Предвечного Агнца, взявшего на Себя грех мира!.. Разве не для того сомкнулись эти очи, чтобы мы поняли, что в небрачной одежде души, в раздранной и безобразной ризе наших страстей и пороков невозможно нам устоять пред всевидящим взором нашего Создателя и Судии, о Котором Тайнозритель Иоанн Богослов говорит нам, что «очи Его – как пламень огненный» ( Откр. 1:14 )... Разве не потому сомкнулись эти уста, что мы, омраченные множеством грехопадений, еще так нравственно далеки от возможности приблизиться к Нему и услышать Его святые призывающие слова: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 )... Разве не слышится нам в этой священной тишине, в «веянии тихого ветра» ( 3Цар. 19:12 ) благодати Божией, осеняющей этот Живоносный Гроб, кроткий молящий призыв нашего Господа: сын Мой . . . дочь Моя! Я все сделал для тебя . . . «отдай сердце твое Мне» ( Притч. 23:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В монашестве дается обет полной верности Христу. Собственно, монашество – это таинственное обручение души со Христом. В монашестве тело и душа одухотворяются и перерождаются в новое существо, которое Царь Небесный приемлет как Свою невесту. Тайна сия велика говорит ученик Христов, но это не какая-то сказочная тайна, а реальность, истинная небесная неизменная реальность. В этом новом обручении нет вдовства и не может быть никогда, если только душа человека не отпадет и не нарушит верности. Увы, тогда вдовство будет двояким – и телесным, и духовным. Этот духовный брак сильно отличается от плотского брака. Плотской брак начинается с радости, а продолжается горечью, в духовном же – наоборот: вначале – горечь, а потом – радость. Если хотите вкусить духовный брак, в котором любовь, чем дольше длится, тем больше возрастает, что еще могу посоветовать Вам: во имя Божие идите в монастырь. Благословение Божие да пребудет с Вами. Письмо 103 крестьянину Остое Р., на вопрос о том, есть ли благословенные и неблагословенные души Конечно, есть. Ибо, если бы не было, не было бы смысла и в благословении. Благословенный и неблагословенный – вот в чем основная разница между людьми. Нерасторжимая общность с Богом приносит благословение, а отпадение от Бога – значит лишение благословения. Об этом говорит и евангельская притча о блудном и послушном сыновьях. От одного благословенного чада весь дом может получить благословение и преуспевать во всем, а от одного неблагословенного весь род может терпеть скорби. Читал ли ты в Священном Писании прекрасную повесть о благословенном Иосифе, которого завистливые братья продали египетским торговцам? По благому Промыслу Божию, который всегда хранит праведника, Иосиф был продан Потифару, вельможе фараона. И тот, увидев благочестие Иосифа, поставил его над всем своим имением. И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле (Быт. 39, 5). Так в Священном Писании, так и в жизни во все времена. Разве никогда ты не слышал, как говорят твои односельчане: “Как появилось чадо это в моем доме, благословение Божие пришло в дом”? Проницательный народный разум, вдохновленный Духом Божиим, проникает в тайны бытия глубже утомленных мозгов, что судят и мерят без Духа Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

Вот и теперь, как узнаём, бездомный получил крышу над головой. Сербы искони мобой решали вопрос помощи бедным и сиротам (так называемый социальный вопрос), который в других странах решался насилием и бунтами. Долг священников и учителей — укреплять и распространять этот прекрасный обычай в наши дни, ради славы Божией и ради мира между людьми.Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим (ср.: Втор. 15, 7).Спор о визиряхСпорили боснийцы о том, какой из боснийских визирей был лучшим. Один сказал: " Рушид " , другой сказал: " Селим " , третий спорил: " Нет, Хусейн " , четвертый: " Мустафа " . И не могли убедить друг друга. Лишь один из них молчал. И когда спорщики приступили к нему, чтобы тот сказал свое слово, он ответил: " Лучшим был тот, кто из Стамбула отправился, а до Боснии так и не добрался " .И умер Иосиф. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа (Исх. 1, 6, 8).Глава государства читает БиблиюВдова Вильсона [ 16 ], президента Соединенных Штатов Америки, в прошлом году опубликовала свои мемуары о жизни и деятельности покойного супруга. Она вспоминает, как президент каждый вечер прочитывал главу из Священного Писания. Прежде чем лечь спать, когда вся семья была в сборе, президент брал в руки большую книгу Священного Писания и стоя прочитывал из него главу.Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими. И напиши их на косяках дома твоего (Втор. 11, 18, 20). Ср.: Исх. 20, 7. (В некоторых языках сквернословие связано именно с хулой на святыни.) Ссылки на Священное Писание в основном тексте принадлежат автору. Затекстовые примечания и подстрочные примечания, авторство которых не обозначено, составлены редакцией Исх. 20, 12. См.: Рим. 2,21. N?.: Eno. 20, 9, 10. Стих Великого славословия на утрени. Так в оригинале. Однако, согласно Писанию, эти слова принадлежат праведному Аврааму, а также Иову.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

Горячность любви псалмопевца и царя Давида к своим детям вскрывает такой характерный факт из его семейной жизни. Узнав о смерти сына Авессалома, Давид пошел в горницу над воротами, там закрыл лице свое и до вечера безутешно плакал, повторяя среди рыданий одни и те же слова: «Сын мой, Авессалом! Сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! " 170 Не менее выразительно библейское описание любви братской, дружеской и супружеской. Картина встречи с братьями в Египте Иосифа Прекрасного содержит в себе много чувства и задушевности. При виде братьев Иосиф воскипел к ним любовию и готов был заплакать. Удалив из приемной комнаты посторонних, он громко зарыдал, открылся братьям, кто он, обнимал, целовал их, а Вениамину, единоутробному брату, с плачем пал на шею 171 . По Евангелию, Самому Христу Спасителю были свойственны чувства дружеской любви к праведному Лазарю и его сестрам, жителям иудейского селения Вифания. Находясь среди иудеев, плакавших об умершем Лазаре, Господь не удержался и прослезился 172 . Ветхозаветным образцом горячей дружеской любви могут служить отношения псалмопевца Давида и сына Саулова Ионафана. Ионафан полюбил Давида, как свою душу, – заключил с ним союз о взаимопомощи и клялся ему в верности своей самым фактом дружеской любви. Весть о гибели Ионафана на войне привела Давида в состояние скорбного плача. Проливая обильные слезы о погибшем друге, он повторял слова: »Скорблю о тебе, брат мой Ионафан. Ты был очень дорог для меня. Любовь твоя была для меня превыше любви женской " 173 . Любовь сплачивает друзей единством горячего взаимного чувства, которое уподобляется в Библии по своей силе единовременному чувству семи сыновей к одной своей матери 174 . Еще более пластичны библейские исторические описания супружеской любви – сладостной, сверхвременной, пламенной, длительной, нежной и отображающей себя в жгучих ласках супругов. Патриарх Иаков, полюбивший Рахиль, служил за нее брату ее Лавану семь лет. И они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010