Искусство (хитрость), таким образом, понимается Иосифом как неразрывно связанное с мудростью, «разумом» и воспринимается им в библейско-средневековых традициях как божественный дар. Главное назначение «премудрого художества» он видит в создании «святодетельных вещей», т. е. предметов, ориентирующих человека на абсолютные духовные сущности, религиозные ценности, выраженные в прекрасной чувственно воспринимаемой форме («лепотная»). Здесь Иосиф формально остается приверженцем важнейшего принципа классической русской средневековой эстетики – принципа софийности искусства, хотя, как мы увидим далее, у него он наполнился уже новым, несредневековым содержанием. Эти же идеи более четко формулируют авторы «Слова к люботщателем». По их мнению, Бог запретил создавать образы, почитаемые за богов, т. е. идолы, но он не только не отрицает «образов, красоту приносящих, духовную ползу деюших и божественная нам смотрения являющих», но и повелевает творить их (70). Здесь фактически сформулирована концепция (и даже философия) искусства, характерная для русской эстетики XVII в. При этом «духовная польза» и изображение событий священной истории входят в нее из средневековой эстетики, а вот выдвижение на первый план красоты – это уже новый элемент, отражающий новые тенденции в эстетическом сознании. Важно, что красота понимается здесь, как мы увидим далее, в разных аспектах, среди которых красота самого изображения занимает далеко не последнее место. Принципы мудрого и высокопрофессионального искусства стремится возвести в ранг нормы и повсеместного закона для живописцев Симеон Полоцкий , включая их в «Царскую грамоту» 1669 г.: «... всякое же нелепие и неприличие къ тому да не вообразится, хитрость же и благоискуство художное веема со всяким тщанием да хранимо будет: праведно бо есть праведнаго Бога и праведных его угодник праведными художества мерами и украшения образы начертати» 246 . В духовной культуре и в искусстве XVII в. прекрасное, как мы уже видели, выдвигается на одно из первых мест и становится практически синонимом и истинного, и мудрого, и святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ведь Святая Земля некогда была всего лишь дальней окраиной Римской империи, но затем стала центром духовного притяжения для всех христиан. Апостолы, бывшие простыми рыбаками и крестьянами захудалой Галилеи, вознеслись выше всех королей и полководцев. Сама логика развития событий в русском царстве подводила высшее духовенство к мысли, что патриарх в качестве предстоятеля церкви и самой влиятельной политической фигуры должен пребывать в особом месте - Новом Иерусалиме, святость которого очевидна и непререкаема для всех православных людей. Подобное обособление от Москвы привело бы к уравниванию значимости отдельных крупных частей огромного царства, и правители этих частей подчинялись бы единому теократору. Если Ватикан или Мекка были сосредоточием духовной власти, то в Новом Иерусалиме все виды власти мистически бы воплощались в личности патриарха-императора-теократора. В случае успеха начатого дела православное царство обрело бы монолитную цельность в противовес разрозненной, погрязшей в междоусобицах Европе; подобное противостояние православных и еретиков блазнило в отдаленной перспективе новым грядущим объединением всех заблудших народов в обновленный христианский мир. На Руси византийская традиция богословия не получила убедительного продолжения, но духовенство прекрасно видело, что итальянский Ренессанс за два-три века подвел христианство к поре своего заката. Требовалась некая радикальная инициатива, органично совмещающая традицию и новаторство, великое и малое. С внешней стороны религиозные расколы происходят из-за сущих пустяков. Так схизма между Византией и латинской церковью началась из-за спора, касающегося изготовления опресноков. На самом же деле спор шел о том, кто должен занимать вершину христианского мира. Русский раскол также внешне обставлен малозначительными причинами. Вне всяких сомнений богослужебные книги в приходах и монастырях разбросанных на огромных пространствах страны могли содержать искажения и разночтения и нуждались в определенной редакторской правке. Но, по сути, спор вспыхнул из-за роли и миссии Русской православной церкви и ее Предстоятеля. Этот спор еще вели Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, просто в XVII он приобрел особую остроту. Хозяйственно-политические функции церкви выросли настолько, что взламывали любые представления о мистической природе этого общественного института. Неотмирность праведника и жертвенность служения подвижника плохо совмещались с позицией иосифлян, которые, в лице патриарха Никона, с одной стороны возводили новую Голгофу, призванную стать пупом христианского мира, а с другой стороны низводили царя до положения келаря и своего прислужника.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/22/...

Издатель оной газеты пришел туда узнать: нет ли каких новостей, и ему там сказано было все то, что он напечатал. 19, четверток. Сегодня уже во второй раз посетил меня наш ренегат Стефан Джунковский, одетый, как одеваются иезуиты, и упросил меня передать в Петербурге письмо его по надписи на нем. Когда я рассказал ему о своей аудиенции у папы Пия IX и о взгляде кардинала Антонелли на войну нашу с Турцией, отец Стефан познакомил меня и со взглядами на нее сего папы: мы еще не знаем, к чему послужит настоящая война, к наказанию или ко благу человечества. 20, пятница. Когда я жил в Вене, тогда не раз бывал в здешних картинных галереях. Но в настоящий проезд через сей город снова захотелось мне полюбоваться тамошними картинами и отметить в своей путевой книге наилучшие из них. Любованье мое началось с Бельведера, которого фасады и планы помечены у меня на листах LIX и LX 278 . Здесь понравились мне следующие картины.  В отделениях итальянской школы  В 3-й комнате нижнего этажа Луки Иордана († 1705) – Свидание Марии с Елисаветой. Елисавета встречает Пресвятую Деву на лестнице своего дома. Позади ее Захария стоит в дверях, а на дворе праведный Иосиф развязывает свой путнический узел. Его же – Успение Богоматери. Она лежит на смертном одре и смотрит на небо, откуда является Ей Бог Отец во славе. Ее окружают апостолы и ближние. Все скорбят. Картина превосходная! Еще есть несколько прекрасных картин сего живописца. Кисть у него нежная. Он мастер освещать лица и предметы. Так как в Италии я насмотрелся на картины тамошних художников, то в венском Бельведере обратил особенное внимание на произведения кисти живописцев – нидерландских художников.  В среднем этаже: Гаспара де Крайэр († 1669) – Благовещение. Архангел Гавриил с пальмовой ветвью спустился с неба на облаке и стал пред Св. Девой. Одной рукой он указывает Ей светлое небо, а в другой держит оную ветвь. В прекрасном лице его, в профиле, выражаются ангельская чистота, благость и желание внушить Деве доверие. А Она, юная, благообразная, смиренная, стоит на коленах у столика, на котором лежит раскрытая книга, пристально смотрит на небесного вестника, верит благовестию его и предчувствует Свое призвание.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

10 Мая. 4389 «Дай Мне пить!» – говорит Господь Самарянке. Тоже говорит Он и каждому сердцу, каждой душе, желая нашего спасения и обращения. Напоим же жаждущую спасения нашего благостыню Господню усердием и любовию к Нему! Не оставим Его, не доведем до того мучительного состояния, в котором Он с жалостью просил: «жажду!» – и получил в ответ безжалостное и безчеловечное: оцет с желчию смешен... 11 Мая. 4390 При свете солнца красивые предметы еще прекраснее, белые еще белее, светлые и чистые – еще светлее и чище. Так и Ангелы Божии и все св. праведники – как солнце просветятся в Царстве Отца Небесного, от Его неизреченной красоты, светлости, чистоты и святыни. 12 Мая. 4391 2 раза упомянуто в Евангелии, что из уст Господа исторглась мольба о жажде: при кладезе Самаряныни и на кресте. Жаждет Господь и ныне нашего благочестия! Напоим Его водою живою верности и любви к Нему, моля Его, чтобы Он, источник жизни нашей, Сам напоил жаждущие Его души наши ответною любовью и умиленным проникновением нашего существа. 13 Мая. 4392 Господи! Во множестве суеты я забыл Тебя! Мало думаю о Тебе, становлюсь все безчувственнее и глуше к Твоим Отеческим вещаниям сердцу и жизни моей! Пробуди меня к прежней бодрости, ревности и усердию, к прежней горячности искания Твоего, чуткости и восприимчивости к Твоим усладительным ласкам. 14 Мая. 4393 Благодать Св. Духа! Не покинь меня! Не будь бездейственна во мне! Не будь безмолвна, безплодна и безполезна для меня. Не послужи мне в погибель моим нерадением к Тебе и неумением использовать драгоценное обладание Тобою к славе имени Божия и к моему спасению. 15 Мая. 4394 Господи! Ты один знаешь всю мою скорбь о врученной Тобою мне св. Обители! Помоги мне устроить ее, исполнить достойного благолепия, порядка и удовлетворения насущнейших нужд ее! 16 Мая. 4395 О, пустая моя душа, Богом не наполненная! Или вернее скверная моя душа, наполненная всем, кроме Бога и благодати Его! Какой злодей не насилует тебя, при безмолвном твоем попущении и даже содействии. Поистине, ты – как обличаемая древними пророками распустившаяся дочь Сиона, открывающая посвященную Богу красоту твою – всякому проходящему для насилия и поругания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Евангельский образ отрока Иисуса прекрасен сочувствием к тому, что человек вынужден меняться. Слова Луки проникнуты осознанием не только единства человеческой личности в разные периоды жизни, но и ее многосоставности. Апокрифам это чуждо. Их автор — невоспитанный ребенок. Этот коллективный «мальчиш-плохиш» не желает становиться взрослым, постигая сложность мироздания. Он не хочет знать, что, кроме телесных удовольствий, есть реальности духовного мира, что враги ничуть не меньше достойны любви, чем друзья. Наконец, что помимо человека есть Бог, чье присутствие не отрицает, а бесконечно усложняет земное бытие. И в осознании этого факта и состоит переход от детства к сознательной жизни. На фоне этого великого перелома меркнут все эксцентричные проделки апокрифического шалопая. Ребенок как открытие Отрочество как особенный период в жизни человека часто игнорировали христианские писатели. Агиографический портрет праведника, который с младых ногтей ведет равноангельскую жизнь, не ест скоромного, не улыбается и не играет со сверстниками, понятен как факт средневекового сознания, которое не признавало ценности ребенка. Но подобный образ не очень ценен с точки зрения христианской истины, существо которой составляет любовь. Любящий признает реальность и значимость непохожего на него существа. Но ребенок — это всегда «другой» в культуре, а значит, изображение его требует духовного подвига. Чтобы совершить подвиг, нужен мотив. Эллину же и иудею в равной степени было чуждо представление, что человек ценен вне зависимости от того, каких успехов он достиг на жизненном пути: стал ли он богат, приобрел ли мудрость или выдающееся положение в обществе. И языческий мир, и Ветхий Завет если и обращают внимание на ребенка, то только в контексте особенного промысла Божия о нем. Вспомним, например, историю четырех отроков книги Даниила, которым «даровал Бог... знание и разумение всякой книги и мудрости» (Дан. 1, 17). Получение знания в их случае не связано с естественными способностями. Иначе почему этого дара сподобились только они среди прочих отобранных вавилонянами отроков (Дан. 1, 4)? Но и между аскетическим подвигом Даниила (воздержанием от идоложертвенного) и чудесными умениями также нет логической связки. Иосиф Прекрасный пострадал от рук своих братьев не за какие-либо личные добродетели, а за то, что сподобился получить откровения о будущем Израиля. По-настоящему же «действующим лицом» он становится только когда выходит из отроческого возраста: первым его поступоком был отказ от близости с женой Потифара. В библейских пассажах, посвященных чудесным отрокам, последние предстают как послушные орудия в руках Божиих. Что такое детская воля, Ветхий Завет не знает.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/6/75...

    Все людское — суета, не существует после смерти. Царь это или солдат? Раб или свободный?    Все твое имущество не сможет освободить и искупить тебя из рук Праведного Судии. Что же ты сидишь и не думаешь о сладостнейшем вкушении Царствия Небесного и о жестокости нескончаемого мучения? Почему ты предпочитаешь пустое и недостойное великому блаженству? Скажи мне: вот судьи бросили злодея в тюрьму, чтобы потом его казнить; человек увидел дыру в стене, через которую может с усилием выйти, оставшись без одежды, — а он горюет об одежде, что она останется внутри и испортится! Разве не лишен ума такой человек, что он хочет потерять свою жизнь ради негодной одежды? Воистину, такой человек сумасшедший и одержимый, потому что имеющий разум устремится потерять не только одежду, но и часть кожи, и повредить плоть, и излить кровь — только бы не погибнуть полностью. Послушай, любитель мира, что нам говорит Господь: Входите тесными вратами, ибо скорбен путь, ведущий в жизнь. Названная «трасса» — тесная дырка в камере тюрьмы. Мы — суть осужденные на смерть. Мы не знаем, возможно, завтра приговор будет приведен в исполнение, и нас по заслугам казнят. От этой смерти мы никаким способом, не сможем освободиться, кроме как если не совлечем с себя богатство, драгоценности и одежду, дабы пройти через тесные врата скорбей — и тогда обретем широту рая. О, сколько людей и сколько раз предпочитали одежду — своей душе, считая, что лучше быть богатым, всегда хорошо одетым и сытым, — и вместе со своим безумным имением падали в мучение. Они не предпочитают быть вместе с Лазарем бедными и изувеченными.    Ищи, несчастный человек, освобождения от смерти и не скорби об одежде и вещах, но обнажи себя и отбрось от себя все. Возненавидь удовольствия тела и презирай все плотское, чтобы освободиться от смерти души. Если ты раздашь сегодня свое имущество и имение нищим, то найдешь его в. другой жизни стократно и будешь радоваться. Даже если ты и скорбишь о своем богатстве, все равно завтра ты невольно оставишь его в пустоте. Сними плащ и рубаху, за которые тебя хватает суета, чтобы тянуть по своей воле. Оставь мир, как сделал во всем прекрасный Иосиф, когда госпожа тащила его ко блуду, — он предпочел оставить верхнюю одежду в ее руках, чем дать ей любить его, но потерять дружбу с Богом. Так подобает делать каждому из нас: отбрасывать не только плащ и рубаху, но все, что нам мешает, — и тогда спасем душу. Возненавидим все временное богатство, как безполезное, будем презирать мир, пока он нас не настиг. Сделаем добровольно то, что насильно оставим завтра. Будем действовать, как разумные купцы, продающее испорченные и плохие вещи, чтобы вкушать нетленные и всегда пребывающие. Снимем с себя всякую любовь к мирскому и житейские хлопоты, чтобы вкушать на земле рай, а на Небесах — вечное ликование во Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава во веки. Аминь

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Увы нашему окаянству! Бог зовет нас стать Его чадами, а мы становимся сынами тьмы. За каплю меда промениваем целые века. Ради малого наслаждения отказываемся и отпадаем и от радости, и от славы Царствия Божия. Итак, блажен тот, кто увидел эту прелесть и воздержался от наслаждения каплей меда, взирая с надеждой на [ожидающее] там наслаждение. Ты же, сестра моя добрая и возлюбленная, с детства избравшая Бога, понуждай себя просветлять одеяние [для] брачного чертога. День и ночь проси Господа, чтобы Он простил тебе всё прошедшее. Чтобы Он дал тебе с высоты силу хранить Его божественные заповеди. И когда Он тебя примет в покаянии, тогда причислит твою душу к праведным. И там уже мы будем наслаждаться друг другом без пресыщения во вся веки. Письмо 42 Нынче, сестра моя, не так, как в старое время, к которому ты обращаешь [взор] своего ума. Сегодня у многих [душевное] устроение ограничилось некими внешними формами. И сверх того уже нет заботы и попечения о том, что внутри души, где сосредоточено всё, где соединяется вещественный с невещественным – человек с Богом, – насколько может вместить наше перстное естество. Вот что прекрасно и очень хорошо. Но все мы этого избегаем. Все убегаем прочь, поскольку тут требуется подвиг. Да и ум человеческий приходит в великий ужас, лишь только услышит об этом. Необходимо, чтобы этому подвигу содействовал Бог, ибо без Него ничего нельзя достигнуть. Должно подвизаться произволение человека. Но нужно, чтобы тело источило кровь, поскольку должна сойти кожа с внутреннего человека. Должен растаять, как воск, ветхий человек. И как у железа, когда его помещают в огонь, отстает и осыпается покрывающая его ржавчина, так происходит и с человеком. Приходит мало-помалу благодать и лишь приблизится к человеку – он тает, как воск. И в этот миг человек не знает самого себя, тогда как весь он – ум многоочитый и озареннейший. Однако в этом вышеестественном действии он не может увидеть себя отдельно, ибо весь соединяется с Богом. И тогда отпадает ржавчина. Снимается печать. Умирает ветхий человек. Удаляется материнская кровь. Обновляется замес. Но [при этом] изменяется не тело человека, а преимущества 194 и дарования, [данные] человеческой природе – их просвещает, укрепляет и обновляет благодать. И оживотворяется ветхий Адам, созданный по образу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

И после этого вы вспомните Господа и покаетесь, и он возвратит вас, потому что он милостив и милосерд». И потом, продолжая пророчество о будущей судьбе своих потомков, он в конце его говорит: «и увидите Бога в образе человека, поскольку Господь избрал Иерусалим для имени своего». 474 Завет Дана. Наставления Дана детям направлены против гнева и лжи, так как этими грехами страдал сам Дан. Он больше других братьев ненавидел Иосифа и желал его смерти. «Как барс сторожит козла, говорить он, так я подстерегал Иосифа, но Бог отца моего, Иакова, не дал мне его в руки чтобы встретить его одного, и не допустил меня совершить это беззаконие. И ныне, дети мои, я умираю и истинно говорю вам, что, если вы не сохраните себя от духа лжи и гнева, и не возлюбите истины и милосердия, то погибнете. В гневе, дети мои, живет слепота, и гневный не видит истинного лица; отец будет, или мать, он видит в них врагов, не узнает брата, не повинуется пророку Господню, не смотрит на праведника, не узнает друга. Ибо дух гнева набрасывает на него сеть заблуждения, ослепляет его зрение, омрачает ложью его ум и дает ему свой собственный взгляд на все... Гибелен гнев, дети мои, и для самой души он становится душою, и тело гневного делает своим, и, управляя душою, он и телу дает свою силу для соделания всякого беззакония». Повторив несколько раз увещания воздерживаться от гнева и лжи, Дан убеждает детей жить в мире и любить друг друга и при этом говорит: «я знаю, что в последние дни вы отступите от Господа, оскорбите Левия и восстанете против Иуды, но не преодолеете их; ибо ангел Господень руководит их, потому что ими будет стоять Израиль». И предсказывая о будущих заблуждениях своих потомков, Дан, подобно другим патриархам, указывает на книгу Еноха. 475 Завет Неффалима. Неффалим родился от Валлы, служанки Рахили, которая, говорит Неффалим, обрадовалась моему рождению и высказала желание, чтобы ей самой родить такого же сына; поэтому, прибавляет он, Иосиф был подобен мне во всем, по молитвам Рахили. В Библии ( Быт. 49:21 ) о Неффалиме сказано: Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Это для самих вас. Но при расстроенных мыслях, занимающих кого-либо из вас даже в часы домашнего покоя, при встревоженном сердце, как кто обратится и к своей должности общественной? – с какими мыслями? – с каким сердцем? – с каким духом? Не говоря, что мрачность, досаду, нетерпеливость вынесши с собой и вне дома своего, несчастный отец семейства может смешать их неприметно с делами других, требующими чистоты мыслей и любви, – скажем только, как станет он рассуждать о неустройстве подчиненных? С каким успехом станет он внушать им правила взаимного благоповедения и нравственности, – в чем существенно состоят почти все дела общественного служения, – когда собственная его жизнь и жизнь собственного его общества, жизнь семейства говорит совсем иное? «Стыд, – говорит премудрый Сирахов сын, – стыд тому отверст уста или показаться в обществе, кого укоряет неустройство его домашних». Закон, конечно, силен, не смотря на слабости держащих его в руке, и всякий приставник оного может сказать в свое оправдание, по Писанию: закон убо свят, и заповедь свята и праведна и блага; аз же плотян есмь, продан под грех ( Рим.7:12–14 ): но когда хотите вы сообщить сию святость сердцу других, а не одному только порядку вещей; то непременно нужно, чтобы и сообщалась она от сердца, со скрижалей плотяных, а не каменных. Иначе, легко и скоро могут рушиться самые строгие правила, на песке, как говорит Слово Божие, основанные ( Мф.7:26 ). Тогда-то тем более может быть еще вреда, чем кто высшее занимает место в обществе. Добро с трудом и редко перенимают люди, а зло – скоро и почти всегда. Отсюда-то плодится вольность поведения, нарушения супружеской верности, пренебрежение о воспитании детей, оскудение рода, роскошь, гордость, все дурные привычки общежития. А потому не менее для блага общего, как и для блага каждого, каждый из вас, Христиане, должен хранить благонравие дома своего, дабы не зародилась в нем тлетворная нравственная язва. И надобно сказать, что в том особенно, – в охранении нравов и порядка дома, – состоит прямой долг вашего помощничества мужьям, сестры мои о Господе! Страны дома, как выразился Царь-Псалмопевец, – это страны ваши, ваши области, вверенные ближайшему и непрерывному вашему надзору, тогда как мужья ваши имеют обязанности и для сих, и для самых домов своих, обширнейшие вне оных. Не так ли посему о доверии, какое сделал вам закон, Бог, рассуждать вам прилично, среди самого глубокого уединения, как рассуждал прекрасный Иосиф, впрочем, раб в дому Египетского вельможи, пред лицом своей госпожи: Аще господин мой не весть мене ради ничтоже в дому своем, и вся, елика суть ему, вдаде в руце мои, и ничтоже есть выше мене в дому сем, ниже изъято быть от мене что-либо, кроме тебе, понеже ты жена ему еси: и како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом? ( Быт.39:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Братие! Вы знаете, что мы все имеем душу: также знаете, что душа наша важнее тела, она-то и есть человек. Как она хороша, как прекрасна была до своего грехопадения! Никакой Ангел, никакой чистейший дух не может с ней сравниться. Созданная по образу Божию, она имеет Богоподобную красоту. Когда она вышла из рук Божиих, как бы из купели крещения, она не стыдилась ничего, будучи невинна и непорочна. Когда Дух Святый озарил ее светом Боговедения; то чистый ум сиял во взорах, радость на лице, святость в поступках. Она была Боголюбезна как праведный Ной, верна как Авраам, невинна как Исаак; с Ангелами имела общение во сне и наяву, как Иаков; прекрасна как Иосиф, боголепна как Моисей, кротка как Давид, набожна как Самуил. А когда предалась грехам и беззакониям, тогда – о! тогда, едва ли какой злой дух может сравниться с ней. Это уже братоубийца Каин; это Хам, проклинаемый отцом; это Исав, который продал первенство за одну чечевичную пищу; это гордый Саул, мучимый злым духом; это Христопродавец Иуда. Чему уподобим несчастную душу грешника? Эго Содомская, это Вавилонская блудница, которая оскверняет все пути жизни своей и всех ближних. Кто очистит сей гроб, наполненный костями мертвых и всякой нечистоты?! Кто пробудит сего мертвеца, сего не четверодневного, но многолетнего Лазаря?! Разум его омрачен грехами, сердце заражено ядом беззаконий, совесть темнее ночи, руки исполнены крови брата, пути его – о! Боже, кто разгадает его мрачные пути, кроме Бога? Но если бы эта порочная душа только себя губила, тогда беда была бы только ей одной. Нет, она губит окружающих ее: она соблазняет ближних, оскверняет землю, заражает воздух, заключает небеса, низводит гнев Божий на землю, на поля, на животных, порождает болезни, засуху, смертоносные язвы, опустошает города и веси и бывает причиной страданий всего окружающего ее. Душа моя бедная, душа грешная! Что ты спишь во мраке беззаконий твоих? Восстань, уразумей глубину своих грехов, свою погибель. О! Если бы ты грешила и на веки погибла; но нет, ты должна жить, ты должна явиться на суд Божий и гореть от стыда перед лицом самого Бога, Искупителя твоего, Который тебя пересоздал в купели крещения, Который тебе послал благодать и помощь, Который просветил тебя светом Боговедения, Который, будучи безгрешен, Сын Божий, снисшел ради тебя на землю, пострадал за тебя и умер на кресте. Не стыдно ли будет тебе перед целым миром стоять на Суде Божием и слышать проклятие? Не страшно ли будет попасть в руки злых демонов, которые, бичуя тебя и посмеиваясь над тобой, поведут тебя туда, где темно, где бездна пламени, где червь не умирающий и огнь не угасающий, где скрежет зубов, где все братоубийцы, матереубийцы, отцеубийцы, сквернители, хулители, нечестивцы всякого рода? Бедная душа! Подумай о всех ужасах ада, о всех муках бесконечных и вечных, и покайся. Время еще не ушло для тебя, двери милосердия открыты: день и ночь взывай с Давидом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» 83 . Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010