И когда проходили они городом, вот встретился с ними вскоре Пентефрий, и увидев Иосифа, спрашивал у них, говоря: " скажите, купцы, откуда этот юноша? На вас он не похож, потому что все вы Измаильтяне, а он прекрасен " . Они же отвечали, говоря: " весьма благородный и очень сведущий это отрок " . Дав им цену, какую хотелось им, купил он у них Иосифа. И введя его в собственный дом свой, расспросил, чтобы узнать об его воспитании. Как истинная отрасль святого семени праведного Авраама, Исаака и Иакова, преспевал Иосиф добродетелью и благонравием в Пентефриевом дому, и во взорах и в словах с каждым днем приобретая непременно высшую степень целомудрия, и непрестанно имея пред очами святого Бога своего, всевидящего Бога отцов, Который избавил его из рва смерти и от ненависти братьев. Впрочем, сердце его часто сокрушалось печалью об отце его, святом Иакове. Пентефрий, видя благонравие юноши, его обширные познания и честность, все, что ни имел у себя, отдал на руки прекрасному Иосифу, как родному сыну, а сам совершенно не знал, что делал Иосиф во всяком деле; Пентефрий не касался сего даже словом, а только ел хлеб в уреченный час. Ибо знал, что Иосиф весьма верен, особливо изведав на опыте, что все имения его умножились в руках Иосифовых; и великая была радость рабам и рабыням, которые под смотрением Иосифа наслаждались всеми благами. Но госпожа его, видя Иосифа, украшенного красотою и сведениями, уязвилась к нему любовью и сатанинскою страстью, и сильно желала пребыть с ним, желала этого честного юношу, этот источник целомудрия, ввергнуть в пропасть распутства. Расточая тысячи ухищрений и нарядов, думала подействовать на обольщение молодого человека; каждый час переменяя одежды, придавая блеск своему лицу, убираясь в золото, сатанинскими взглядами и мерзкими улыбками приманивала несчастная святые очи праведника; она предполагала, что этими своими приемами легко запутает в сети свои душу святого. Но Иосиф, огражденный страхом Божиим, не обращал на нее даже и взгляда. И она, видя, что многие придуманные ею убранства не действуют на праведника, распалялась еще большим пламенем и сильно задумывалась, не находя, что еще сделать с ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/865/...

В целом получается следующая картина: Иосиф Прекрасный был преисполнен стремлением к божественному; любовью он пламенел не только к Господу, но и к ближним; будучи просвещен познанием духовных истин, он пламенел любовью даже к тем, которые находились на низком нравственно-моральном уровне и нуждались в его участии в их судьбах. Подобная характеристика может украсить каждого праведника. Она была заложена и в самом его имени. Итак, сей посланник Бога, Его пророк, оказался в рабстве, но и здесь Господь всячески промышлял о его (Иосифа) благополучии. Но пришла беда: жена Потифара, похотливая женщина, захотела, чтобы Иосиф спал с нею. Но тот, верный своему господину, отказался. Тогда оскорбленная отказом женщина задумала отомстить Иосифу. «Она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон» ( Быт.39:12 ). Если подобная ситуация возникнет сейчас и мужчину схватят за пиджак, то он сможет убежать в рубашке и галстуке. А раньше одеждой мужчины был кусок материи, в которую он заворачивался. И надо было либо убегать голым, претерпевая стыд, либо оставаться. Вот ты, юный православный христианин, отказываешься, когда тебя приглашают на развратные мероприятия. Тебя уговаривают: там будет музыка, красивые девицы, «травка». Ты опять отказываешься, и тебе говорят, что ты не мужчина, а может быть, больной. Пусть тебя называют как угодно, пусть оскорбляют, но никогда не надо идти по пути греха. Верующий всегда стремится соблюдать заповеди Божьи. Прекрасный Иосиф предпочитает стыд греховному блуду. Он оставляет одежду в руках этой нечестивой женщины и убегает. Та же, придя в ярость, стала кричать, что он хотел напасть на нее и обесчестить ее. И это было правдоподобно, так как он голый бегал по дому. Клевета для верующего, когда его поносят нечестивые, – обычная ситуация. Мы все, особенно духовенство, привыкли даже к самым нелепым слухам, которые сыплются в наш адрес со стороны отступников, еретиков, безбожников или язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Молодой матрос из фильма «Остров» по малодушию, принуждаемый фашистами, стреляет в товарища. Тот падает за борт. «Я убил человека!» – в ужасе думает матрос. Жизненная катастрофа. Матрос становится монахом. И вот в конце жизни встречает адмирала, в нём узнает того человека, в которого выстрелил по малодушию. Он жив! Счастье . Истории из Священного Писания изобилуют перипетиями. Например, праведный Иов был богат и многодетен, отличался гостеприимством. Счастье. Но вот в одночасье он теряет всё. Заболевает страшной болезнью, тело его покрывается гноем. Жена призывает его похулить Бога и умереть, чтобы хоть так прервать страдания. Несчастье. Иов претерпевает всё, за что Господь воздаёт ему ещё большими благами. Счастье. Иосиф Прекрасный был любим своим отцом, жил в большой семье. Счастье. Братья из зависти продают Иосифа в рабство. Несчастье. Иосиф становится управляющим в доме начальника царских телохранителей. Счастье. Отвергнутая Иосифом, жена вельможи клевещет на Иосифа. Его бросают в темницу. Несчастье. Слух о способности Иосифа толковать сны доходит до фараона. Иосифа вызволяют из темницы. Со временем он становится правой рукой самого египетского царя. Счастье. Перипетии, как правило, развиваются во втором акте повествования. Последний переход к счастью или к несчастью связан с кульминацией всей истории. Перипетии своими резкими переходами из крайности в крайность как бы вводят душу слушателя, читателя или зрителя в «резонанс», чтобы в конце истории привести к покаянию. Это «кардиограмма» притчи, её пульс и дыхание. 8. Узнавание Этот термин также принадлежит Аристотелю. «Узнавание, как показывает и название, обозначает переход от незнания к знанию, ведущий или к дружбе, или к вражде лиц, назначенных к счастью или к несчастью» 228 . Братья не узнают в египетском вельможе Иосифа, давным-давно проданного ими в рабство. Иосиф раскрывает себя им, являя в прощении своё великодушие. К царю Соломону однажды пришли две женщины, жившие вместе. У одной из них умер ребёнок, у другой же остался жив. Каждая из женщин говорила, что осталось в живых именно её дитя. Царь должен был их рассудить. Он повелел оруженосцу рассечь ребёнка и отдать каждой женщине половину. Она из них взмолилась оставить малыша в живых и отдать другой женщине. Другая сказала: «Рубите. Пусть не будет ни мне, ни ей!». Так читатель Священного Писания вместе с царём Соломоном узнаёт , кто был истинной матерью ребёнка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4) ( Τν πραγμτων) Беззаконным деянием, очевидным образом, нарушался (прежний хороший) порядок вещей: хотя раб (сей) владел (своими) страстями, как полный господин всякаго удовольствия; но госпожа его сделалась рабою греха. Ибо всякий делающий грех есть раб греха ( Ин. 8:34 ). Все прочее почитая за сон, к желаемому удовольствию всею силою влечется она, как госпожа над праведным Иосифом, за чрезвычайную красоту лица сего юноши. Ибо, взирая на сего юношу глазами нечистыми, она душу (свою) уязвляла любострастными стрелами. Сколько он сиял (пред нею) своей красотою, на столько она лишалась разсудка. Она воспламенялась страстию,– сей же (этому пламени) противопоставлял огнь негасимый, ибо все назирает недремлющее Око. 5) ( λην) Безумная страсть овладела всем сердцем (этой) Египтянки, и она, быв поражена сокровенною язвою, не смотря на то, что получила жестокия раны, считала их однакоже ранами (для себя) приятными, как безумная. Принимая (в себя) чрез глаза стрелы от целомудреннаго колчана, и изранив (ими) свое сердце, эта жалкая (женщина, самое) поражение (свое) считая за удовольствие, сокрушила всю целость ума своего. Между тем страсть ея еще не могла обнаружиться (на деле). Ибо, когда Иосиф приходил (в дом), она печалилась, но и в отсутствие его она еще сильнее горела страстию. Многими словами она обольщала его, стараясь ввести в искушение (прекраснаго юношу). Но благочестивый Иосиф отвергал (всякий раз) постыдное дело (этой) женщины; ибо все назирает недремлющее Око. 6) ( Νυμφοστλος) Пришел в образе юноши наветник прелюбодеяния к Египтянке на помощь, и говорит: «мужайся, жена! Так как ты древняя и крепкая уда, то приготовь приманку, и излови юношу. Заплети власы главы своей, как сеть, на него; украси вид свой, убери (себя) всевозможными розовидными украшениями; укрась шею твою златоплетенными цепями; в особенности, оденься в драгоценную одежду; умасти себя многоценным благовонием, (и воспользуйся всем), чем (только) украшаются юные. Ибо предстоят тебе сильные и великие подвиги. Хотя сей противопоставит тебе (свою) чистоту, а ты противопоставь ему (свое) обольщение, чтобы тебе не быть побежденною, и нам не остаться в посмеянии. Верно, он скажет тебе: „я не сделаю того, чего хочешь ты; ибо все назирает недремлющее Око“».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

39:13). О нагота, более скромная, чем прикрытая одеждою! Что же неистовство египетского беспутства? Свои пороки слагает на Иосифа, и прибежав к мужу, говорит: ты ввел к нам отрока Евреина наругатися нам; ибо он сказал мне: я лягу с тобою. Егда же возвысих глас мой и возопих, остави ризы у мене и отбеже (Быт. 39:14–15). Опять Иосиф оклеветывается изъ–за одежды. Прежде, братья, взяв его одежду, при помощи ея злодейственно клеветали на него, что он растерзан зверями; теперь женщина, взявши одежду, оклеветывает его в блудодеянии. К Иосифу прилично применяются слова Господа: разделиша ризы моя себе (Псал. 21:19). Но, о праведное попечение Божие о Иосифе! Он не прославил Иосифа прежде искушений, но в сновидениях показал ему будущее, научая, что издалека еще благоуготовил Он праведным славу; соизволил же искушением испытать юношу, чтобы заградить уста порицателей. Ибо еслибы Иосиф не дал опыта (своей добродетели), то порицатели сказали бы, что события египетския дело слепого случая. Иосиф царствует и отрок повелевает варварами. Какую доблесть оказал он? За какую добродетель достиг сего? Предупреждая такие толки о праведнике, Бог соизволяет на искушение его, чтобы оно было для праведника свидетельством, и заградило уста порицателей. Итак будем отвращаться от стрел, которые мещет образ блудный. Закроем глаза от сластолюбия; целомудрие пусть бдит над охраною тела, чистота да вселится в члены, чтобы таким образом тело было обиталищем Духа. Припишем и самый приговор, который возглашает страшное для распутных определение: аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3:17). На псалом шестой По пророческому благословению восходящие «от силы в силу» и прекрасные «восхождения в сердце своем» полагающие (Пс. 83:6.8), когда возьмутся за какую–нибудь добрую мысль, руководствуются ею к высшей еще мысли, при помощи которой и совершается душою восхождение на высоту. И кто таким образом простирается непрестанно «в предняя» (Фил. 3:13), тот никогда не прекратит доброго восхождения, всегда возвышенными мыслями путеводимый к уразумению того, что еще выше.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

К несчастью, лишь только взвилось знамя бунта, поднятое Гирканом, как вслед за тем вспыхнуло восстание на Аристовула в самой Иудее. Оставленный почти всем народом после неудачного сражения с Аретой, Аристовул бежит в Иерусалим, и здесь, на горе храма, осаждается соединенными силами Аравийского и Иудейского войска, поддерживаемый лишь священниками, но оставленный всем городом. Из времени этой осады, длившейся неизвестно сколько времени, Иосиф передает несколько в высшей степени характерных для тогдашней Иудейской набожности и правдоподобных подробностей. 697 Одна из них – мученическая кончина некоего благочестивого мужа Онии, пользовавшегося особенным уважением за свою праведность, о чем свидетельствовало, между прочим, разрешение бездождия его молитвами. 698 Как муж, голос которого почитался за откровение Самого Бога, он был приведен в Иудейский стан и принуждаем, как некогда Валаам, к проклятию Аристовула и его сообщников. Когда требования народа стали превозмогать голос здравого увещания, праведник встает посреди стана и возглашает следующую столь достойную человека праведного – молитву: «Боже, Царю вселенной! поскольку окружающие здесь меня суть народ Твой, но и осажденные во храме суть Твои же священники, – то молю Тебя: ни сих, во вред оным молящихся, ни тех, просящих сим у Тебя зла – да не услышишь!». Антибратоубийственная и примирительная идея этой молитвы, однако, не была по достоинству оценена и понята предстоявшими, и сам этот вдохновенно–находчивый молитвенник побит камнями, как прекрасное олицетворение тех лучших достояний, какие губило Иудейское царство в этом безрассудном братоубийстве. Следовавшие за сим события Иосиф приводит, между прочим, как Божье мщение за невинную кровь праведника. Нуждаясь в жертвенных животных по случаю праздника Пасхи 699 и выторговав их за непомерно-высокую плату от осаждавших (1.000 драхм за штуку), осажденные были обмануты и не получили своих покупок по уплате за них цены. 700 Тогда Сам Бог выступил с отмщением за столь дерзко поруганных. Страшная буря пронеслась над всей страной и произвела столь гибельные опустошения плодов, что осаждавшие стали ощущать недостаток в продовольствии, платя за меру пшеницы по 11 драхм. 701 Из других источников это известие, все равно – принимать или нет его мистическое объяснение, дополняется сообщением о страшном землетрясении, бывшем в это время (690 г. Рима==64: г.) в Азии, разрушившем много городов и приведшем в замешательство победоносные полки Митридата. 702

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

от Сотворения мира, тогда как, по масоретской версии, потоп случился в 1656 г. (Ibid. I 3. 3-4). Для того чтобы придать истории достоверность и значимость, Иосиф не просто удлиняет ее, но добавляет «археологические» и внешние свидетельства. Он упоминает об остатке ковчега, сохранившемся «до сих пор на горе Кордуйской», а также об описаниях потопа у Бероса, египтянина Иеронима, Мнасея и др. (Ibid. I 3. 6; Idem. Contr. Ap. 1. 128-131). Говоря о Н., Иосиф делает акцент на нечестии поколения и на праведности праотца, высшим подтверждением к-рой становится вложенная в уста Н. молитва, сопровождающая жертвоприношение. Этой молитвы нет в Библии, но с т. зр. Иосифа это диалог с Богом, в к-ром Н. не только обращается с просьбой, но и удостаивается ответа, что служит подтверждением того, что Н. не просто праведник, он - ходатай за буд. человечество ( Idem. Antiq. I 3. 8). Важно, что Иосиф совсем не упоминает историю об опьянении Н., вероятно, считая ее неприглядной, бросающей тень на человека, чья праведная жизнь достойна подражания. В апокрифах Наиболее причудливую форму история о Н. получает в апокрифической традиции, где в библейское повествование вводятся разнообразные детали и целые сюжеты. Прежде всего авторы апокрифов уделяли внимание значению имени Ной; помимо традиц. библейского и раввинистического прочтений авторы апокрифических текстов выводили имя Ноах из 2-го значения корня   - «оставаться»: это имя оказывалось пророчеством о том, что Н. суждено пережить гибель человечества и возродить его (1 Енох 11. 17-18; Юб 5; Сир 44. 16-18). В апокрифах очень подробно описываются грехи поколения Н., ставшие следствием падения ангелов (1 Енох 8. 1-2; 15. 1-8). Н. оказывается не просто единственным, но величайшим праведником (Сир 44. 17), подобным патриархам прошлого и будущего (Тов 4. 12; Юб 19. 24; 21. 10; Завещание Вениамина 10. 6). Праведность его проявляется во всем. От рождения «тело его бело, как снег, и красно, как роза, его волосы головные и теменные были белы, как волна, и его глаза были прекрасны; и когда он открыл свои глаза, то они осветили весь дом, подобно солнцу» (1 Енох 106-107).

http://pravenc.ru/text/2577915.html

Особое внимание в этой версии И. С. Мяндин отводит сцене соблазнения Иосифа женой Петерфня. Она тщательно им разрабатывается. Во-первых, подробно описывается место действия. В Слове Ефрема Сирина и Хронографе оно никак не обозначено, в двух первых мяндинских версиях – это спальня жены Петерфия («ложница»), о чем упоминается вскользь. В третьей версии – это «некий прекрасный сад», куда однажды заходит Иосиф, а вслед за ним и Далука. Встреча эта рисуется Мяндиным как нечаянная, а не подстроенная Далукой, и все последующее ее поведение приобретает характер экспромта. Речь Далуки, обращенная к Иосифу, здесь сокращается, текст становится более энергичным, действия Далуки более стремительными. Тема Селимы, оставшейся на родине невесты Иосифа, вводится прямо в монолог Далуки, воспринимающей ее как соперницу: «И со словом обнажи все свои члены донага и сказа: «Виждь, Иосифе, мои члены, неужели лучше моих у твоей Селимы? " ». Меняется и рисунок поведения Иосифа. Из непоколебимого праведника он превращается в смущенного мужчину, который начинает колебаться в своей аскетической позиции, что сразу замечает влюбленная Далука: «Иосиф же при таком зрелнщи весь изменися, то зря на идолов, то на Далуку обнаженную, но Далука восторжествовала, увидя Иосифа, яко соизволяюща, бросилась к нему в объятия». И только после этого Иосиф «спомнил свою Селиму и Иякова» и «как стрела из лука бросился вон из саду», оставив свою ризу в руках Далуки. Таким образом от версии к версии в списках Мяндина образ главного героя Сказания – Иосифа – все более приближался к представлениям печорского крестьянина об Иосифе как реально существовавшем человеке, стойко перенесшем все отпущенные ему судьбой страдания, способном найтн применение своим талантам в любой обстановке, умеющем хранить верность любимой женщине, но способном и поколебаться в этой верности перед лицом ее красивой соперницы. Менялся в ходе работы над Сказанием и образ героини-соблазнительницы Иосифа: из злодейки, орудия дьявола, она превращалась в любящую женщину, поступки которой диктуются не греховным вожделением, а истинным сильным чувством, вызывающим сочувствие читателей. Так печорский книжник попытался наполнить древнерусские тексты описаниями чувств и душевных состояний своих героев, которые отсутствовали в его источниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Какие параллели есть у истории Иосифа из Ветхого Завета с историей Иисуса Христа? 8 мин., 25.12.2022 В Книге Бытие подробно описывается история Иосифа, любимого сына Иакова, в которой праведник проходит через тяжелые испытания, но, благодаря доверию к Богу, терпению и благочестию, возвышается и спасает свою семью от голода. В чем смысл всех этих событий и что общего у Иосифа с Иисусом Христом? Разбираемся в проекте «Фомы» « Как Ветхий Завет продолжается в Новом ». Что за история? У Иакова, внука Авраама, которому мы посвятили несколько предыдущих статей, было двенадцать сыновей. Больше всех отец любил Иосифа. За это братья возненавидели его. Ненависть усилилась и после того, как Иосиф рассказал всем о снах, и предвещавших, что его братья будут ему кланяться. Братья решились было убить Иосифа, но затем тайно продали его, как раба в Египет. Там Иосифу пришлось преодолеть клевету, искушения и даже тюремные узы. Однако, пройдя все испытания, Иосиф стал вельможей при дворе фараона и простил братьев, которые однажды пришли к нему за помощью. Подробнее о жизни Иосифа Вся последняя часть книги Бытие посвящена истории Иосифа, которого церковная традиция называет Прекрасным. Он был сыном Иакова от Рахили. Отец, особенно любивший его, однажды особо выделил его среди других одиннадцати сыновей, подарив ему красивую разноцветную одежду. Этот дорогой подарок так озлобил остальных братьев Иосифа, что они возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно (Быт. 37:4). Кроме того, Господь посылал Иосифу вещие сны. В одном сне он вязал с братьями снопы, как вдруг его сноп встал, а остальные поклонились ему до земли. В другом сне он увидел, что ему кланяются одиннадцать звезд и луна с солнцем. Это были откровения о будущем возвышении Иосифа при дворе фараона. Иосиф рассказал об этих снах своим братьям, чем еще больше возбудил их зависть и ненависть. Однажды Иаков послал Иосифа проведать братьев, которые пасли скот. Увидев отцовского любимчика, они решили убить его, но в последний момент передумали и продали его в рабство проезжающим купцам, которые следовали в Египет. Чтобы скрыть свое преступление, братья сняли с Иосифа разноцветную одежду, испачкали в крови убитого ягненка и отнесли эту окровавленную одежду отцу, сказав: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет (Быт. 37:32). Узнав одежду сына, Иаков впал в отчаяние и оплакивал сына своего многие дни (Быт. 37:34).

http://foma.ru/kakie-paralleli-est-u-ist...

Но теперь это беспрерывное наследование священнической должности должно было оборваться. Захария, мужчина уже преклонных лет, не имел детей. Его жена Елисавета, из рода Ааронов, оказалась бесплодной. Это несчастье не являлось Божьим наказанием за грехи: Захария и Елисавета были праведны, законопослушны и в своей долгой жизни следовали строгим заповедям. Их совесть была чиста. И, несмотря на это, Господь не помог им. Сейчас, на склоне лет, им уже нечего было ждать милости Божьей. Захария прекрасно понимал, что их время ушло, но никак не мог смириться. Он приходил в ужас от одной мысли, что является последним из рода Авиев. Эта мысль не давала ему ни минуты покоя – ни днем, ни ночью. И даже сейчас, во время богослужения, язык произносил заученные с детства слова молитвы, руки механически выполняли то, что они делали в течение всей жизни, а разум и душа были далеки отсюда. Наверное, это большой грех . Но Захария, поглощенный своей навязчивой идеей, пытался понять: «За что? За что?» – и не находил ответа. А богослужение, между тем, продолжалось. Захария услышал, как молодой певец Елеазар громко спел своим чистым голосом: «Дом Израилев, уповай на Господа!» Люди, молящиеся в синагоге, как принято, старались ответить ему мелодией, близкой к прозвучавшему призыву: «Он – наша помощь и щит». Затем Елеазар спел следующую фразу псалма, но уже несколько выше: «Дом Ааронов, уповай на Господа!» Народ, по обычаю, должен был подстроить свой ответ под эту новую высоту. Но у многих не хватало ни умения, ни голосовых возможностей, и новый ответ: «Он – наша помощь и щит» – прозвучал нестройно и неуверенно. А певец, словно не замечая того, что народ не может состязаться с ним, следующую фразу спел еще выше: «Боящиеся Господа, уповайте на Господа!». Естественно, что третий ответ молящихся оказался еще более робок и беспомощен. Захарию всегда раздражал разлад между пением певца-профессионала и народа, хотя он прекрасно понимал, что никто в этом не виноват. Певец стремился делать свое дело как можно лучше, но, увы, люди неспособны достойно подражать ему. Когда на месте молодого Елеазара был покойный старик Иосиф, разница между пением певца и народа была не столь заметна: старческий голос Иосифа уже давно потерял былую гибкость и далеко не всегда слушался своего хозяина. Мелодия, выстраиваемая им, лишь отдаленно напоминала то, что должно было звучать. И в сравнении с ней неумелость хоровых реплик народа была не столь заметна. Потом старый Иосиф умер, а на его место пришел молодой Елеазар, рьяно принявшийся за свое дело. Сначала отсутствие согласия между звучанием певца и ответами народа очень беспокоило Захарию. Но потом ему все стало безразлично. Зачем волноваться из-за этого? Его жизнь подходит к концу, и он не оставит после себя никого на этой земле. Потом уйдет и Елисавета, и никто и никогда уже не вспомнит о них, словно их и не было. Вот из-за чего стоит переживать, а пение...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010