Согласно расписанию, архиереев, участвоваших в литургии, ждали в соборе к восьми утра. К тому же времени здесь уже собралась «старая гвардия» нынешних и бывших сотрудников канцелярии в Сойосете. Пока храм не заполнился народом и приглашенным духовенством разных юрисдикций и вероисповеданий, можно было задержать взгляд и поклониться потрясающему по числу и истории святынь, принесенных в собор нынешним его администратором и куратором митрополичьего музея Церкви в Америке протоиереем Иоанном Перичем. Расскажу лишь о некоторых. На аналое место занимала мироточивая икона праведной Анны, Матери Пресвятой Богородицы, написанная в Вознесенском женском монастыре на Елеоне и начавшая мироточить в 2004 году. Стеклянная витрина с мантией святого патриарха Тихона, которая была на святителе в день Патриаршей интронизации 18 ноября 1917 года в Успенском соборе Московского кремля, панагией и иконой с мощами святого располагалась рядом с вышитым бисером образом Пресвятой Богородицы — семейной иконой Белавиных, доставшейся музею ПЦА в Свято-Тихоновской семинарии в Южном Канаане (Пенсильвания) от двоюродного брата Патриарха — отца Николая Белавина, оставшегося в Америке после возвращения святителя Тихона в Россию. Среди святынь были воздух с Чаши святителя Тихона и епитрахиль преподобного Серафима Саровского, большая частица мощей святителя Иннокентия Иркутского, прибывшего для просвещения жителей Аляски, часть Тернового венца Спасителя, многочисленные мощи древних святых и новомучеников Российских. Литургию Предстоятель Американской Православной Церкви служил в облачении святителя Тихона. Во время богослужения использовался один из двух антиминсов, датированных 1793-м годом, прибывших в Америку вместе с первыми валаамскими монахами, проделав путь длиною в… год. Украшением литургии стало пение хора из соборных и приглашенных клирошан под управлением профессора Давида Дриллока. Наряду с английским и церковнославянским языками, на которых звучали песнопения, духовенство делало возгласы также и на французском, отдавая дань происхождению своего Предстоятеля.

http://pravmir.ru/intronizaciya-mitropol...

Эта поездка и пребывание в Русском Афонском монастыре святого Пантелеимона оставили у нас неизгладимые впечатления. Я не раз уже бывал в Пантелеимоновом монастыре, но всегда как-то наскоком, без серьезного знакомства с его многочисленными святынями и замечательными насельниками. Особенно нас поразили экскурсии по монастырю, во время которых мы могли беспрепятственно помолиться и приложиться к многочисленным чудотворным и целебным святыням обители. Так в главном соборе русского Свято-Пантелеимонова монастыря, посвящённом в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, мы приложились к честной главе этого великого святого, составляющей бесценное украшение и сокровище как храма и русской обители, так и всей Святой Горы Афонской. Как известно, многочисленные паломники многократно получали и получают исцеления и чудотворения от главы святого Пантелеимона целителя. Помолиться и приложиться к ней здесь можно без каких-либо проблем или очередей. Кроме того, в этом храме нам предоставили возможность приложиться и к другим чудотворным святыням, здесь хранящимся. В частности, к части Древа Креста Господня и св. мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, главе св. преподобномученика Стефана Нового, главе святой преподобномученицы Параскевы, ребру св. великомученицы Марины, частице мощей святого Иосифа Обручника, святого Апостола Фомы, преподобного Симеона Столпника, святых мучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и многих других. Здесь же пребывает значительная часть от камня, отваленного от гроба Господня, из которого сделан седмисвещник. Второй собор русского святогорского монастыря – Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь нам предоставили возможность приложиться к частям Животворящего Древа Креста Господня, частям мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, св. Апостолов Петра, Андрея Первозванного, Матфея, Луки, Филлиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы, Иоакова Алфеева, Тимофея, Прохора, Фаддея, св. Анныматери Пресвятой Богородицы, св. равноапостольной Марии Магдалины, св. первомученика Архидиакона Стефана, св. Архидиакона Лаврентия, св. праведного Иосифа Обручника, св. Дионисия Ареопагита, св. равноапост. царей Константина и Елены, святителей  Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Александрийского, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского, Иоанна Милостивого, Григория Паламы и многих других.

http://pravmir.ru/otkryitie-russkogo-afo...

Это все храмы, где совершались богослужения. Закрытые церкви власти под шумок даже после отстранения Хрущева сносить продолжали. Единственное: старались избегать «конфликтных ситуаций». Тактика огласки, резонанса могла спасти святыню. Особенно если подключались западные «голоса». Готовясь к визиту в Москву президента США Р.Никсона, в 1972-м году взорвали огромный, русско-византийского стиля Казанский собор на ныне Калужской, тогда Октябрьской, площади, – чтобы даже вопросов не возникало. В нем почти полвека уже кинотеатр «Авангард» располагался. Предлоги были вымороченными: под празднование Казанской иконы Божией Матери, в ночь с 3 на 4 ноября 1969 года, снесли храм Святых праведных Богоотец Иоакима и Анны на Якиманке – церковь-де мешала устроить новый проезд, хотя на этом месте до сих пор пустырь зияет… Не тех богатств в Церкви ищут Церкви стали возвращать зачастую изуродованные остовы. Но страшнее – запустение в душах Из тех храмов, что уцелели, в самом конце 1980-х – начале 1990-х годов Церкви стали возвращать зачастую изуродованные остовы. Но страшнее – запустение в душах. Помню, надо было проводить учредительные приходские собрания. Тогда всего-то в Москве было три благочиния, поскольку открытые храмы наперечет еще были. Из трех благочинных я был самым молодым, мне эти собрания вести и приходилось. Почтенные отцы-благочинные просто сторонились их – там творилось такое ... При передаче храмов каких только провокаций противники Церкви ни устраивали! Первые собрания проходили при участии уполномоченного по делам религии. Он порою заранее, по старой привычке, распоряжался: – Вот этого старостой храма надо провести! – и указывает на какого-то знакомого ему проходимца, с которым таким образом нажиться намеревались. Тогда почему-то многие наличие у Церкви денег заподозрили. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне в наше время Так, помню, в возрождающемся приходе храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне собрание проходило в Доме культуры. Набежали 200–300 человек! И все хотят вступить в «двадцатку»!

http://pravoslavie.ru/119334.html

Свято-Троицкий женский монастырь был закрыт в 1933 году. Его ансамбль считался памятником архитектуры и находился под охраной государства. Современное состояние [ править править код ] По Божиему промыслу, возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба. В монастырь приехала монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Тавифа (Горланова), возглавившая позднее обитель по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в сане игумении. При монастыре действуют несколько подворий: Крестовоздвиженское (в Муроме), Богородицкое (с. Мишино, Муромского района), Богородицкое (Камешковского района, Владимирской области). С 2001 года при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних, где девочки получают среднее образование,.и престарелых. Также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс». На территории монастыря построена часовня и источник в честь святых Петра и Февронии. В монастыре три действующих храма. Храмы [ править править код ] Главный храм — Свято-Троицкий собор (1642/1643 гг.). Собор имеет три престола: центральный — в честь Святой Троицы; левый — в честь святых Петра и Февронии; правый — в честь святых праведных жен Анны (матери Пресвятой Богородицы), Тавифы и Ульянии Лазаревской. Святые мощи благоверных Муромских Петра и Февронии В Троицком соборе хранятся главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии, Виленский крест-мощевик. Церковь Казанской иконы Божией Матери (1648 г.). В 1652 году рядом с надвратной церковью была построена шатровая многоярусная колокольня. Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Эта деревянная церковь была перенесена на территорию монастыря в 1975 году из села Красное Меленковского уезда. Архитектурные памятники [ править править код ] Колокольня Троицкого собора

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_монас...

Справка. Кутлумуш (греч. Μον Κουτλουμουσου) — православный монастырь на горе Афон. Шестой в иерархии Афонских монастырей. Обитель существовала уже в 988 году, но в последствии была разрушена. В XIII веке восстановлена Константином Кутлумусом. В XIV веке монастырь переживал трудные времена из-за грабежа каталонцев. Время процветания приходится на вторую половину XIV века при управлении игумена Харитона Имвросского. В 1393 году монастырю был дарован статус ставропигиального. В начале XV столетия монахам Кутлумуша разрешили присоединить к обители пустующий монастырь св. Алипия. В монастыре Кутлумуш неоднократно случались пожары. В 1497 году обитель сгорела почти дотла, но была восстановлена благодаря щедрости правителей дунайских княжеств, впоследствии объединившихся в государство Румынию. Еще два раза случались здесь крупные пожары, но всякий раз монастырь восстанавливался за счет пожертвований благодетелей и патриархов Александрийского и Константинопольского. В Кутлумуше хранятся часть Живоносного Креста Господня; часть стопы праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы; глава св. Алипия Стилита; кисть св. мученика Евстратия; частицы мощей святой Марии Магдалины, святой великомученицы Анастасии, святой Параскевы, святой великомученицы Варвары, святого Харалампия, святого Трифона, святого Елевферия, святого великомученика Пантелеимона, святителя Григория Богослова. Библиотека монастыря содержит 662 рукописи и около 3500 печатных книг. Здесь проживает около 30 монахов. 7 октября 2013 г. 14:30 HTML-koд для сайта или блога: Животворящему Древу в Казахстане уже поклонились полторы сотни тысяч православных Продолжается поклонение одной из самых крупных в мире частиц Честного и Животворящего Креста, принесенного по благословению Святейшего Патриарха Кирилла с ходатайства митрополита Астанайского и Казахстанского Александра из афонского Преображенского монастыря Кутлумуш в Митрополичий округ в Республике Казахстан. В Алма-Ате святыне поклонилось около сотни тысяч человек, в двух других казахстанских мегаполисах — Павлодаре и Усть-Каменогорске — еще пятьдесят тысяч. Сегодня Крест прибыл в Костанай.

http://e-vestnik.ru/church/krest_v_kazah...

Когда Володя добрался до Почаева и вошел в церковь, у него было сильное искушение. Как будто кто-то шептал ему на ухо, да злобно так: «И зачем только ты сюда приехал?! Плохо здесь, плохо! Уезжай быстрей отсюда!» Смотрит Володя: действительно, плохо. Не нравится ему здесь. Один клирос — мужской, поют слишком громко. И чего орут?! А второй, женский, что ли? Или смешанный? Пищат чего-то… И не разберешь, что пищат. А вокруг бабульки с котомками толкаются. То одна его своей котомкой пихнет, то другая. Нет, ничего хорошего нет здесь, надо скорее уезжать… Решил Володя уехать, да побыстрей. Поднял глаза на икону Божией Матери, да так и застыл. Пережил он в тот момент настоящее чудо. Видимо, Богородица это чудо сотворила, чтобы бесовские прилоги от неопытного паломника отогнать. Почувствовал Володя теплоту, которая как бы сверху на него спустилась, на голову. И прошла через все тело. И стало враз всему телу так тепло, так хорошо! И сами собой слезы полились. Льются потоком, да и только. А вокруг все оказалось в каком-то розовом сиянии. И слышит он: один клирос поет — мощная и сильная молитва. А другой клирос — нежно так, как ангельский хор. А толкают его со всех сторон — так это будто волны в море покачивают. И стало Володе так хорошо, так хорошо! И понял он, что это его Божия Матерь вразумляет. И показывает, как все вокруг него духовно выглядит. В духовном мире. Почаев      Так и остался Володя в Почаеве. В самом монастыре прожил год. Но оставаться там постоянно молодому человеку в то время было очень трудно: власти строго следили, чтобы молодых в монастырь не принимали. И паренек присоединился к странникам. Странники эти знали еще преподобного Кукшу и Амфилохия Почаевского. Они ходили по одному и тому же маршруту: Почаев — Божья Гора — источник святой праведной Анны. На Божьей Горе тоже был святой источник. Вот за ними и ухаживали странники. Источник святой праведной Анны, по преданию, был построен на месте явления чудотворной иконы Божией Матери. В те времена было принято на месте обретения икон возводить часовни и устраивать купальни. Когда икона Пресвятой Богородицы явилась людям, они рассказали об этом местному помещику. Тому жалко было денег на возведение часовни, и он заявил: «Какая там икона?! Я ничего не вижу!» После этих слов помещик на самом деле перестал видеть — ослеп. Прозрел он только после слезного покаяния и строительства часовни. Сейчас там находится скит.

http://pravoslavie.ru/64039.html

Исследователи отмечают в рассказе об И. и А. наличие аллюзий и прямых сюжетных заимствований из 1 Цар 1-2, Мф 1-2, Лк 1-2, когда нек-рые поступки и слова А. имеют сходство с поступками и со словами бесплодной Анны , матери прор. Самуила, во время посещения последней Иерусалимского храма (см.: 1 Цар 1. 6-18). Сцена явления ангела И. напоминает сцену явления ангела прав. Захарии в Лк 1. 11 сл. ( Vorster. P. 631; Gli Apocrifi del Nuovo Testamento/Ed. M. Erbetta. Torino, 19752. Vol. 1/2. P. 18, 29). Спас на престоле, с предстоящими Иоакимом и Анной. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) Спас на престоле, с предстоящими Иоакимом и Анной. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) Церковь праведных Иоакима и Анны в Можайске. 1867–1871 гг. Архит. К. В. Гриневский После рождения Марии И. и А. «устроили особое место в спальне Дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала [Анна] непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за Нею» (Protev. Jac. 6. 3). Когда Марии исполнился год, И. пригласил на большой пир священников и первосвященников; они благословили Марию и изрекли пророчество о Ней, сказав: «Бог отцов наших, благослови это Дитя и дай имя славное во всех родах» (Ibid. 6. 5). В 7-й гл. «Протоевангелия Иакова» описывается Введение во храм Пресвятой Богородицы . Когда Пресв. Дева достигла 3-летнего возраста, И. и А. решили исполнить обет посвящения Ее Богу и привели в Иерусалимский храм. По преданию, вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, а по дороге к храму стояли непорочные девы с зажженными светильниками (Ibid. 7). По окончании церемонии «ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь их не повернула назад» (Ibid. 8. 1). В апокрифе «Евангелие о рождестве и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (не ранее VI в.), к-рое было составлено на основе «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия детства Фомы» (не позднее нач. V в.), говорится о происхождении И. «из колена Иудина» (1. 1), А. «из рода Давида» и о том, что ее отца звали Иссахар (1. 2). Еще один апокриф - «Книга о Рождестве Святой Марии» (Libellus de nativitate sanctae Mariae) (IX в.) сообщает о том, что семья Пресв. Богородицы жила в г. Назарете в Галилее (1. 1), и приводит рассказ о чудесном зачатии А. Девы Марии (3. 1).

http://pravenc.ru/text/Иоаким и ...

Из особо ценных предметов искусства - резной деревянный иконостас. Монастырь хранит множество мощей святых, священных облачений и икон. Библиотека содержит 662 рукописи и около 3500 печатных книг. Кутлумуш находится на 6-м месте в иерархии афонских монастырей и, как все они - общежитийный.     Рука св. Евстратия; часть правой ноги св. праведной Анны, матери Пресвятыя Богородицы; часть левой ноги и руки св. Кирика; персть св. муч. Марины; часть от ноги св. Евстафия Плакиды - кто не читал житие - поспешите! -www.isihazm.ru . ; глава св. Алипия Столпника, рука и часть челюстей св. Харалампия; частица Животворящего Древа.       Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Кутлумуш в 1744 году. Странник так описал увиденное:                 Особо почитаемые иконы Икона Богородицы Страшное Предстательство Находится в одноименной часовне, которая была построена в 1733 году. На Иконе изображена Богородица, держащая Христа в левой руке. Справа на иконе изображен ангел, держащий Крест, копье, губу и трость. Вокруг изображены пророки. Икона находилась на подворье одного монастыря, который сгорел, после чего икона была перенесена на Афон. Праздник иконы - вторник Светлой Седмицы.       Кроме главного храма с приделом во имя Акафистной Иконы Божией Матери здесь есть параклисы:     1) Трёх Святителей; 2) Космы и Дамиана; 3) св. Николая; 4) св. муч. Трифона. Вне монастыря 18 церквей. Из Кутлумуша желающие могут пройти в соседственный скит св. великомуч. и целителя Пантелеимона, отстоящий от Кареи и от Кутлумуша в равном расстоянии. От Кареи до Ивера час ходу. Здесь проживает 20 монахов.       Предание об игумене монастыря Кутлумуш Отец Кирилл, отшельник скита монастыря Кутлумуш, а позже игумен этой же обители... Родиной отца Кирилла было Агринио. Еще будучи ребенком, он оказался на чужбине, в Египте. Отсюда он отправился в паломничество в Святую Землю и там поселился в монастыре святого Саввы. В возрасте шестнадцати лет он принял в этой обители рясофор, однако из-за множества паломников не находил себе здесь покоя и потому уехал в удел Божией Матери. Несмотря на то, что возрастом он был молод, и дети его лет в миру еще играли в свои игры, он приступил к подвигу как взрослый подвижник Христов.

http://isihazm.ru/1/?id=505&c_pid=1

Даниила Столпника 23. – 11 декабря. Двенадцати Апостолов 81. 480. – 30 июня. Девяти Мучеников Кизических 120. 227. 258. 390. – 29 апреля. Димитрия Прилуцкого 515. – 11 февраля. Димитрия Ростовского 12. 104. 112. 115. 120. 176. 179. 208. 209. 254. 259. 280. 297. 302. 316. – 21 сентября. Димитрия Солунского 8. 43. 289. 327 . 340. 544. 567. – 26 октября. Димитрия Царевича 4 8. 304. – 15 мая и 3 июня. Донской Божией Матери 31. 184. – 19 августа. Евгения Херсонского 339. 349. – 7 марта. Евграфа Мученика 420. – 10 декабря. Евдокии Мученицы 216 . 330. – 1 марта. Евпла Диакона 242. – 11 августа. Евстафия Плакиды 118. – 20 сентября. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария, Ореста 78. – 13 декабря. Екатерины Мученицы 11. 42. 49. 59. 104. 127. 147. 25 6. 266. 273. 276. 284. 287. 292. 325. 342. 469. 489. – 24 ноября. Елизаветы Праведной 285. 481. 550. – 5 сентября. Елизаветы Преподобной 358. 429. – 24 апреля. Елисея Пророка 51. – 14 июня. Ермогена Патриарха 13. 510. 568. – 17 февраля и 12 мая. Ермолая Священномученика 39. – 26 июля. Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия, Капитона, Священномучеников Херсонских 339. 349. – 7 марта. «Живоносного Источника» 280. 3ахарии и Елизаветы 235. 481. 550. – 5 сентября. 3ачатия Анны Праведной 11. 315. 355. – 9 декабря. 3ачатия Предтечи 15. 56. 194. – 23 сентября. 3намения Пресвятой Богородицы 30. 37 . 117. 124. 168. 185. 191. 201. 253. 262. 269. 270. 271. 294. 328. 466. – 27 ноября. 3осимы и Савватия 217. 330. 387. – 17 апреля и 27 сентября. Иверской Божией Матери 261. 264. 305. 506. – 13 октября и 12 февраля. «Избавительницы» 492. – 17 октября. Илариона Великого 317. – 21 октября. Илии Пророка 47. 52. 76. 151. 193. 199. 241. 248. 321. 337. 345. 435. – 20 июля. Иннокентия Иркутского 229. 254. 425. – 26 ноября. Ипатия Священномученика 251. – 14 ноября и 31 марта. Ирины Мученицы 292. 419. – 5 мая. Исидора Мученика 367. – 14 мая. Иакова Алфеева 136. 147. – 9 октября. Иакова Зеведеева 108. – 30 апреля. Ианнуария Священномученика 249. – 21 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

В апокрифе «Евангелие о рождестве и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (написан не ранее VI века), которое было составлено на основе «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия детства Фомы» (не позднее начала V века), говорится о происхождении Иоакима «из колена Иудина», а Анны «из рода Давида», и что ее отца звали Иссахар . Иоаким и Анна в творениях святых отцов и учителей Церкви стали примером твердой веры и упования на Бога. Андрей Критский, восхваляя веру Иоакима и Анны, говорит, что они «сетовали о том, что не имели преемника рода своего, тем не менее искра надежды еще не погасала в них совершенно: оба они воссылали молитву к Богу о даровании им чада для продолжения семени их, - оба, подражая услышанной некогда молитве Анны (матери пророка Самуила. – прим. П.Л. )... И не оставляли они своих усилий, пока не получили желаемого» . Повествование об Иоакиме и Анне содержится в «Толковании на Шестоднев», составленном между 375 и 400 гг. и ошибочно приписываемом Евстафию, епископу Антиохийскому . К преданиям об Иоакиме и Анне также обращались в своих проповедях и другие христианские авторы: Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, патриарх Герман I Константинопольский, Григорий Никомидийский. Основным днем памяти Иоакима и Анны является 9 сентября, попразднство Рождества Богородицы. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви (X век) и Типикону Великой церкви (IX–XI века), в этот день в Константинополе совершалась торжественная служба в их честь в храме Пресвятой Богородицы в Халкопратиях . 9 декабря, в день зачатия Пресвятой Богородицы, совершалась служба святой Анне в посвященной ей церкви в константинопольском квартале Эвурани и в храме во имя святой Анны в Халкопратиях , а 25 июля, в праздник успения Анны, – в церкви во имя святой Анны в Девтероне . Willem S. Vorster. The Protevangelium of James//The Apocryphal New Testament (A Collection of Apocryphal Christian Literature in an English translation). Ed/and trans. J.K. Elliott. New-York, 1993. P. 49. См. Протоевангелие Иакова, 25.1 (перевод И.Свенцицкой): «А я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме, во время смуты скрывался в пустыне до тех пор, пока не умер Ирод, и смута не стихла в Иерусалиме».

http://bogoslov.ru/article/1105892

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010