Ласкание Богородицы. Праведные Иоаким и Анна Древнейший памятник, излагающий историю родителей Пресвятой Богородицы, святых Иоакима и Анны – так называемое «Протоевангелие Иакова», написанное не ранее второй половины II в. по Р.Х. Как отмечают исследователи, многое здесь заимствовано из ветхозаветных текстов. Сюжет о бесплодии пожилых уже людей, которое является для них знаком немилости Божией и огромным горем, об их молитве к Богу, о том, что на старости свершается чудо и у них рождается ребенок – воплощен в целом ряде ветхозаветных повествований (об Аврааме и Сарре , об Исааке и Ревекке). Особенно близки соответствующие строки «Протоевангелия Иакова» к истории Елканы и Анны (родителей пророка Самуила), которая содержится в первых главах 1 книги Царств. Так сюжеты, игравшие важную роль для Ветхого Завета, актуализировались и в Новом. Известно, что праведная Анна родила, уже будучи в преклонном возрасте. Можно ли назвать это несомненным чудом Божиим?  Предание однозначно воспринимает это как чудо – только в этом случае возникает перекличка с Ветхим Заветом, только в этом случае история зачатия Пресвятой Богородицы обретает свой нравственный смысл – становится уроком терпения и надежды. Еще раз повторимся, что перед нами встает вопрос не о конкретном историческом факте, а о его символическом значении. Если нет чуда – то и символического значения тоже нет.          За что же конкретно Православная Церковь почитает праведную Анну? Церковь чтит всех Праотцев (и их жен, естественно), имеющих отношение к родословной Спасителя. Но рассказ о родителях Пресвятой Девы, как я уже говорил, и сам по себе несет важную смысловую нагрузку. Как и в случае с аналогичными ветхозаветными повествованиями, речь идет об испытании веры. Об испытании семьи (и в частности, праведной Анны), которая переживает горе по причине бездетности. Но при этом в будущих родителях Пресвятой Богородицы продолжают жить вера, надежда, терпение, молитва. И происходит чудо. Вот это сочетание тем – беда, надежда, терпение, молитва, чудо – преподносит нам определенный нравственный урок: «верующий не будет посрамлен».     

http://foma.ru/5-voprosov-o-pravednoj-an...

Андрей Медведев - Этому учит нас пример святых Иоакима и Анны, - говорит Андрей Медведев. - Они всю свою долгую жизнь молились об избавлении от бесчадства, которое в то время считалось в Израиле проклятием. И на склоне лет Господь даровал им Дочь, ставшую Матерью Христа Спасителя. В Москве я был «захожанином», иногда заходил в храм свечку поставить. Здесь пришел к Богу осознанно. Когда поселился в Северной Каролине, сразу стал искать в интернете, где находится русская церковь. Вскоре стал прихожанином, а потом и членом приходского совета Никольского храма во Флэтчере. Обратившись за благословением к Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Илариону, Андрей сделал заказ в Архангельск на подготовку сруба часовни. Часовня была готова и ждала отправки в США, где ее предстояло собрать - без единого гвоздя, как это делали в XVII веке. " Пора было оплачивать работу, и тут банк, где были все мои деньги, лопнул... Так Господь меня, видно, испытывал " Часовня во имя святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Северная Каролина - Пора было оплачивать работу, и тут банк, где были все мои деньги, лопнул, - рассказывает Андрей. - Но назад дороги не было. В тот момент я понимал, что если откажусь от своей мечты, то уже никогда не построю эту часовню. Оказался в долгах, но так Господь меня, видно, испытывал. Строили часовню по всем православным канонам, включая ориентацию ее на восток. С этим заказчику помогал отец Онуфрий Киф - один из священников Никольского храма во Флэтчере, архитектор по светской специальности. Установили колокола. Вместе думали и над названием для часовни: оказалось, что Анны, названные в честь матери Пресвятой Богородицы, есть и в семье Медведевых, и в семьях двух священников Никольского храма. Часовня во имя праведной Анны - первый русский православный храм в округе Полк Северной Каролины - была освящена 3 сентября 2014 года митрополитом Иларионом. В тот же день состоялось поставление Андрея Медведева во чтеца. В день освящения часовни князь Георгий Оболенский пожертвовал старинную фамильную икону XVII века

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

– «Лучше идите в монастыри, где для вас более безопасно, храните там послушание и смиренный образ мысли» . Скит Василия Великого Во всяком случае, в середине 1936 года братство Старца состояло из трех человек: о. Арсений, о. Афанасий и о. Иоанн. Поскольку пребывание в скиту Василия Великого было связано с большими трудностями, решено было переселиться в другое место. Впрочем, главной причиной переселения был о. Иоанн, который совершенно не мог оказывать никакого послушания. И не только не слушался, но и препятствовал Старцу жить безмолвно, как он хотел. Старец говорил ему: – «Если ты, чадо, будучи послушником, ищешь упокоения своей плоти, то мне – что поделать?!» Второй причиной был тяжелый телесный труд: братству приходилось прилагать большие усилия для того, чтобы поднять на своих плечах на столь большую высоту необходимые пропитание и материалы. Наконец, третьей серьезной причиной стали внешние люди, которые мешали внутренней жизни. Слава о Старце, как о великом аскете, уже начала распространяться. Многие отцы стали приходить за советом, и так потерялось безмолвие, а точнее, время, необходимое для молитвы и безпопечительности. По этим трем причинам Старец принял решение уйти вместе с о. Арсением, о. Афанасием. – «Уходим! – Сказал Старец. – Пойдем в другое место для того, чтобы совершать наш подвиг, чтобы люди не могли так легко найти нас и лишить молитвы и безмолвия». Малая Агиа Анна На северо-западной стороне Афона на крутом, поросшем густой растительностью склоне, на высоте около 300 метров над уровнем моря находится прекрасный скит Святой Анны. Он состоит из калив, расположенных лесенкой на «пезулях» (огражденных камнями террасах), одна за другой, и большей частью скрытых красивейшими каменными дубами и серо-зелеными скалами. В то время скит насчитывал около двухсот отцов. Здесь же находится самая большая часть мощей св. праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. На расстоянии получаса пути от скита Святой Анны находится скит, называемый Малая Святая Анна. Речь идет об одном небольшом аскетическом поселении, которое состоит всего-навсего из пяти калив и имеет дочернее отношение к скиту Святой Анны.

http://isihazm.ru/?id=151

Целование праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот, XVI век А как относиться к тому, что факты о жизни праведной Анны взяты по преимуществу из раннехристианских апокрифов?    Когда после жизни Иисуса прошли десятилетия и даже больше, конец света перестал восприниматься как близкая реальность, отодвинулся в неопределенное будущее. Тогда сильнее становится интерес к тем событиям, с которых началось христианство, к их мельчайшим деталям, к подробностям того, как жили те люди, о которых говорится в Евангелии. Но эпоха Иисуса Христа уже стала прошлым, куда невозможно вернуться и опросить очевидцев. Хотя свидетелей уже нет, возникает желание дополнить Евангелие, расцветить его, особенно в простой народной литературе. Так появляются сказания о детстве Иисуса, о детстве Девы Марии , о Ее родителях. От столетия к столетию такие сказания становились все более детальными, более красочными. В таких сказаниях, конечно же, есть своя правда, но это не историческая правда, а правда символа, и следует говорить, прежде всего, о заложенном в этих легендах нравственном и догматическом смысле. Говорить же о том, какие исторические реалии за ними стоят, думаю, далеко не всегда осмысленно. Это тексты про другое, они даны нам для другого. Мы знаем, что у родителей Пресвятой Богородицыправедных Иоакима и Анны долго не было потомства. Какое отношение в древнем Израиле было к семье, не имеющей детей? Не только в древнем Израиле, а вообще на древнем Ближнем Востоке дети считались благословением Божиим. Бездетность, в свою очередь, считалась большим горем. Впрочем, как раз в ту эпоху, о которой мы говорим, наряду с идеалами семейной жизни в Израиле появляется определенный протомонашеский идеал. Члены Кумранской общины, в частности, практиковали воздержание и безбрачие. То есть, как раз на пороге Нового Завета отношение древних евреев к тому, что брак и дети – это норма, а отсутствие детей – это беда, стало (по крайней мере, в каких-то кругах) меняться. Слова Иисуса и апостола Павла о безбрачии уже не были полной неожиданностью для слушателей.

http://foma.ru/5-voprosov-o-pravednoj-an...

Однако пиратские набеги, землетрясения, налогообложение, возложенное на монастыри во времена турецкого ига, способствовали нарастанию кризисного состояния монастыря. Монастырь держался общежитийного устава вплоть до XIV в. Преобразование Лавры в XIV в. в своекоштный монастырь (своекоштный - на своем содержании) привело к установлению Типикона (устава). В 1574 г. Патриарх Александрийский Сильвестр возвращает монастырь к общежитийному уставу. Спустя почти 100 лет (в 1670 г) Лавра вновь становится идиоритмом.     Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Лавру в 1744 году. Странник так описал увиденное:           Лавра стоит при подошве Афона, с восточной стороны. Местоположение ее чудесно. Там отдален-ю берега Дарданелльского пролива обрисовыва-««мутною темною полосою, а здесь острова Тассо, Самофраки, Имбро и Лемнос и весь залив Монте-Санто в виду красующейся Лавры. Если, согласно замечанию святого Афанасия, вели кого основателя Лавры, сказать, что Святая Гора имеет вид креста, то Лавра составляет венец и кра соту ее восточного крестного оконечника.     Отсюда по скату, говорят, часто любил восходить святой Афанасий на вершину Афона для уединения и молитвы, с железным своим жезлом, который и поныне сохраняется при его гробе.     Лавра едва ли не огромнее всех монастырей здешних; впрочем, бедна. При обозрении ее цер квей и святынь всего более обратили на себя мое внимание Богоматери не иконы — «Экономисса» и «Кукузелева». История этих икон чрезвычай но трогательна: я расскажу вам про них… Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.       Скиты   У Великой Лавры есть три скита: Праведной Анны , Кавсокаливия и Продромос, пять кафизмат (домик, который принадлежит тому или иному скиту и в котором обычно живет один монах) и сорок отдельных келий. Самый древний и крупный на полуострове скит Праведной Анны расположен на побережье к западу от Горы Афон. Официально скит был организован в семнадцатом веке, хотя и до этого здесь жили отшельники. Сейчас в скиту имеется храм и пятьдесят одна келия. Главная святыня этого скита — левая стопа святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

http://isihazm.ru/1/?id=498&c_pid=1

Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска церкви Свв. Иоакима и Анны в Студенице, Сербия. 1314 г. Пресвятая Богородица не была рождена через непорочное зачатие, как ошибочно утверждают католики. Праведные Иоаким и Анна стали Ее родителями совершенно естественным путем. Многолетнее бесплодие Анны было преодолено благодаря промыслу Божию, ставшему ответом на горячие молитвы прародителей. Праведные старец и старица соединились не по плотскому вожделению, не для услады и удовольствия, а по послушанию Богу, запечатав таким образом свое святое целомудрие. Таким образом Пресвятая Дева была зачата Своими родителями в целомудрии и чистоте, но, если бы Ей необходимо было быть свободной от первородного греха, Она родилась бы от девицы, как родился Христос. Чтобы стать родителями Божией Матери, праведные Иоаким и Анна явили непоколебимую веру, неиссякаемое терпение, твердую и бесконечную надежду на милость Божию. И Господь не посрамил их, исполнив просимое, хотя бесплодие у праведной Анны было долгим — не менее пятидесяти лет, как говорит святое Предание. Эта вера и упование святых прародителей должны быть примером для всех нас, дорогие отцы и братия. Не должно терять надежду ни братьям нашим мирянам, зачастую желающим, но не могущим стать родителями, ибо невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27), ни нам, монахам, и всем верующим, благим подвигом подвизающимся.  Часто мы отказываемся терпеть и надеяться; часто, не выдерживая упорной борьбы, начинаем унывать и роптать, жалуясь на неуспех и невозможность стяжать благодать Божию. А когда человек унывает, он теряет силы и уже не может трудиться ревностно, и желание бороться ослабевает.  Не будем такими, братия! Представьте, если бы Божии прародители перестали молиться, когда Бог не отвечал на их прошения — что было бы, если бы они утратили веру и перестали умолять Его? Их молитвенный труд был вознагражден лишь спустя многие годы! Бог испытывает нас Святой Исаак Сирин, например, также претерпел много лет трудного пути, за тридцать лет своего подвига претерпевая и умаление благодати, и даже утрату его, и терзание помыслами. Лишь много лет спустя, после кровавой внутренней борьбы этот великий праведник стяжал непрестанную благодать, но что суждено было преодолеть ему! Будем брать с него пример — особенно мы, монахи, призванные к стяжанию полноты благодати! Необходимо терпение в скорбях, вера Божиим обещаниям, совершенное послушание воле Божией и надежда, потому что «должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1). Бог знает, когда нам нужно получить от Него необъяснимый, неизведанный и бесценный дар, Его непрестанную благодать как постоянное состояние. «Дары духовные нисходят», — отмечает авва Исаия, и не нам решать, когда получить их.

http://pravmir.ru/chto-esli-by-bozhii-pr...

На эту о ту пору разоренную еще обитель со вступлением на всероссийский престол в 1584 году и призрел царь Феодор Иоаннович, печаловавшийся со своей супругой Ириной Годуновой об отсутствии детей. Монастырь попечением царской четы заново отстроили. Один из новых храмов вновь освятили в честь Зачатия праведной Анны, другой – трапезный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Молитва благодетелей была услышана. И так из столетия в столетие Матерь Божия являла здесь милость чадородия христианским семьям. Из столетия в столетие Матерь Божия являла здесь милость чадородия христианским семьям Радость святых праведных Иоакима и Анны. Фреска обители      Ныне каждую субботу в 12:00 в Зачатьевской обители совершается молебен с акафистом святым праведным Иоакиму и Анне о даровании чад и семейном благополучии супругов. Архиереи, старцы благословляют тех, кто не может зачать, ехать в Зачатьевский монастырь, подавать свои имена на этот молебен, обязательно самим присутствовать на молебне, здесь же в обители причаститься. Недавно мы писали об истории диакона Александра Шевченко – три года у них с женою не было деток, а после исполненного благословения владыки Алексия (Фролова) помолиться у зачатьевских святынь эта семья стала многодетной. Чудеса рождения вопреки всем диагнозам и увещеваниям врачей происходят и происходят здесь и поныне – потом счастливые родители приносят в обитель фотографии новорожденных.                     Кто-то из таких вымоленных здесь малышей, вырастая, и сами становятся учениками здешней воскресной школы, прихожанами монастыря. Матушка Иулиания (Каледа) дарит подарки детишкам в воскреснои школе обители      Особой благодатной помощью в устроении брака, семьям, матерям отличается и пребывающая в обители чудотворная икона Божией Матери «Милостивая», или, как ее еще именуют, «Услышательница», а в народе по-простому – «Божия Матерь с ушком»: Пресвятая так повернулась с Младенцем, что ушко обнажилось, – и сколько Она так уже выслушала просьб, и сколько исполнила!

http://pravoslavie.ru/134098.html

Вдруг пред нею явился ангел Господень и сказал: «Анна! Господь услышал молитвы твои, и Ты родишь чадо, и о семени твоём благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и ею дастся спасение всему миру». Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что мужа своего она встретит у золотых ворот. Икона «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» XVII в. Исполнившись благоговейной радости, Анна воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам её на служение Богу, и пусть она служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его». И, произнеся этот обет, она поспешила в Иерусалим воздать хвалу и благодарение Всевышнему. Ангел Божий явился и праведному Иоакиму, стоявшему на молитве в пустыне, и сказал: «Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там, у золотых ворот найдёшь жену твою, которой я возвестил это». Они встретились; вместе принесли благодарственные жертвы в храме Божием, вместе возвратились домой, с твёрдой верою, что получат по обетованию Господа. Православная Церковь с древних времён празднует в 9-й день Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» XIV в. декабря Зачатие Пресвятой Богородицы от престарелых, лишённых чадородия родителей, – для того, чтобы рождённое дитя было всеми признано за особый дар Божий, потому что чудесами надлежало приготовить главнейшее чудо, единственную благодатную весть, что от Девы родится Спаситель мира. По учению Православной Церкви, Пресвятая Дева Мария зачата и рождена по обетованию Божию от мужа и жены; един Господь Иисус Христос родился от Приснодевы Марии безмужно, по наитию Духа Святого. Пресвятая Дева Мария родилась в малоизвестном местечке Назарете от униженного, некогда знаменитого дома Давидова, утратившего уже блеск своего величия. Ни блеск, ни слава мира не окружали её колыбели: все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству Евангелия, благодатною и благословенною со дня воплощения от Неё Спасителя мира. Вечная премудрость сокрыла эту благодатную тайну от ограниченного человеческого ума: верою приемлется благодатная тайна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Но в Евангелии мы не найдем истории об этом событии, как и о многих других, связанных с Богородицей. Однако в Священном Предании (в древних сказаниях, проповедях, сочинениях церковных авторов) есть немало подробностей о жизни Приснодевы. В том числе и о Ее рождении. Церковное Предание говорит о том, что в городе Назарете жили двое немолодых, бездетных супругов — Иоаким и Анна. Вся их жизнь была посвящена служению Богу и ближним. Они мечтали о ребенке и горячо молились об этом Господу. Поэтому дали обет: если у них будет чадо, то они посвятят его жизнь на служение Богу. После пятидесяти лет совместной жизни у них родилась дочь, которую благочестивые родители назвали Марией (в переводе с еврейского языка — «госпожа» или «надежда»). Встреча праведных Иоанна и Анны (Зачатие Богородицы). Икона кон. XVI в. Тропарь Рождеству Богородицы («Рождество Твое, Богородице Дево…») присутствует уже в иерусалимских богослужебных книгах VII века. О более раннем возникновении праздника говорить достаточно сложно. Но в Западной Церкви это событие стало отмечаться под влиянием Востока. Там Рождество Святой Марии стало первым Богородичным праздником. В сентябре отмечают еще два Богородичных праздника: Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и положение честного Пояса Пресвятой Богородицы. Первый праздник является одним из трех, посвященных Владимирской иконе Божией Матери. Как известно, икона была передана из Константинополя на Русь князю Мстиславу в 1131 году. Изначально она пребывала в Девичьем монастыре Вышгорода, а в 1155 году торжественно святой благоверный князь Андрей Боголюбский перенес ее в Успенский собор города Владимира. Поэтому образ стал именоваться «Владимирским». Спустя два столетия, в 1395 году, икона была впервые принесена в новую столицу Руси — Москву. Образ Владимирской иконы Божией Матери Однако это было сделано неслучайно. В тот год Москве угрожало разорение от хана Тамерлана. Великий князь Василий Дмитриевич молился об избавлении от наступающего врага. Во Владимир, где пребывал чудотворный образ Богородицы, было направлено духовенство. После Божественной литургии в праздник Успения с крестным ходом икону начали переносить в столицу с упованием на помощь и покров Приснодевы. Когда христиане с образом приблизились к Москве, Тамерлан спал в шатре и ему был сон, в котором некий женский образ повелел покинуть русские пределы. Когда ему растолковали сон, завоеватель повелел войску возвращаться обратно. В память встречи (сретения) Владимирской иконы Божией Матери был установлен ежегодный праздник в церковном календаре и построен Сретенский монастырь на месте встречи образа москвичами.

http://blog.predanie.ru/article/bogorodi...

- Каким святыням афонских монастырей Вам удалось поклониться? - Древние афонские монастыри хранят бесчисленные богатства: чудотворные иконы и мощи святых угодников Божиих. Благодаря сопровождавшему нашу группу гиду Николаю, нам удалось поклониться большому количеству святынь. Назову лишь некоторые из них: чудотворные иконы Божией Матери, честной пояс Пресвятой Богородицы, части животворящего древа Креста Господня, дары волхвов, крест императора Константина, мощи и частицы мощей святого пророка и предтечи Иоанна, праведной Анны (матери Пресвятой Богородицы), Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, великомученика Пантелеимона, апостолов Петра, Андрея, Фомы, Луки, Филиппа, Варфоломея, мученика Трифона, великомученицы Анастасии Узорешительницы, преподобного Силуана Афонского и множество других. - Многие паломники из России любят посещать святые источники… - Источников на Святой Горе очень много, но в них не принято купаться, ведь на Афоне даже рубашки должны быть только с длинным рукавом и речи никакой не может быть о шортах. К слову сказать, для себя я сделал вывод, что октябрь-ноябрь – самое удобное время для посещения Святой Горы, т.к. лето там очень жаркое, а зимой часто возникают проблемы с передвижением не только по Афону, но добраться и до самой горы водным путем не представляется возможным из-за частых штормов на море. - Путешествовали ли Вы по другим святым местам Греции? - Наш самолет отправлялся из аэропорта города Салоники. Этот город известен покровительством великомученика Димитрия Солунского (Мироточивого), жившего в третьем веке, и там же находятся его мощи в одноименном храме, построенном на месте его первоначального погребения. Гостиница, в которой мы останавливались, расположена в пяти минутах ходьбы до этого храма. Конечно же я не упустил возможности поклонится святому Димитрию. Кроме того, в этом же храме покоятся мощи святого Георгия Каллидиса, митрополита Фессалоникийского и мученицы Анисии, жившей в Салониках во времена гонений императоров Диоклетиана и Максимиана (284-305).

http://pravoslavie.ru/59115.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010