К сожалению, пока точно не удалось определить время появления русского перевода этого сообщения. Оно известно лишь в одном списке рубежа XVII–XVIII вв. Еще ярче тема греха и наказания звучит в «Описании пречюднаго сицилианскаго трясения», которое повествует о землетрясении на Сицилии и извержении Этны в январе 1693 г. (из-за разницы в календарных стилях в русском переводе событие отнесено еще к 1692 г.). Автор начинает с того, что за «тщание разума», злые дела и грехи без раскаяния Господь наказывает людей. Земля, вода и воздух сотворены для человека, однако те, кто отшатнутся от Господа, узнают его гнев. Такое посещение Господа познал славный остров Сицилия, пораженный землетрясением. Предвозвещали о бедствии щели, из которых исходил чад. В седьмом часу дня началась необычная непогода: ветр и дождь, гром и молния, устрашившие людей. Каждый думал, что начался конец света. Славной Сицилии предстояло разорение. Дома, города, села, деревни превратились в каменные горы и пропасти. Земля погрузилась в море. Вместо городов возникли провалы, из которых исходил чад. Потом же эти провалы закрылись. Даже жившие здесь не могли понять, что на этих местах было раньше, поскольку некоторые горы превратились в поля. Город Август провалился сквозь землю и на его месте возникло море. Разрушились Сиракузы. В них в королевском замке взорвался пороховой погреб. Стоявшая в гавани мальтийская галера от удара молнии разбилась в щепки, и 30 мальтийских рыцарей вместе с рядовыми утонули. Катания была разорена огнем Этны, спаслись лишь немногие ее жители. Море разлилось на несколько миль. Испуганные люди спрятались в церкви, но землетрясение опрокинуло ее. Здесь погибли 16 тыс. человек, кроме тех, которых погребло заживо. Далее автор рассказа перечислил многие разрушенные города. По его сведениям, погибли 100 тыс. человек. Только в Катании раздавило 21 тыс. человек. Люди надеялись спастись морем и бежали к пристаням, но море их затопило. Люди бросились спасаться к высокой горе, но гора начала извергать пламя с «громовым боем до самого неба».

http://sedmitza.ru/lib/text/6346335/

Заговаривающий, отождествляя себя с существами высшего порядка, призывает божества, большей частью из загробного мира, к себе ночью, причём предписывается приготовлять самые причудливые амулеты, произносить над ними приводимые формулы, сообщаются рецепты и т.п. И это, по-видимому, новость в египетской письменности, но тесная связь магии с медициной – явление исконное в долине Нила. В эти поздние эпохи мы видим и другие науки, испытавшие ту же участь. До сих пор мы знали, что египтяне обладали некоторыми астрономическими сведениями и наблюдали небо для календарных и ритуальных целей; теперь, вероятно, под влиянием Азии, а может быть, и Греции, у них появляются астрологические писания, гороскопы с рисунками созвездий. От римского времени дошли списки обозначений положений планет относительно знаков зодиака, называемых «домами»; сообразно этому определяется судьба и характер человека, родившегося при таком сочетании, например, будет ли ему удача в исполнении поручения и имя, более славное, чем у других людей (если родится, когда Меркурий в доме Шеншит), или у него будет многочисленное мужское потомство (если родится, когда Меркурий восходит) и т.п. В гробнице одного египтянина I в. н.э. у Атриба найдено два гороскопа-рисунка, очевидно, составленных не по наблюдениям, а взятых из руководства; папирусы, упомянутые нами, и были подобными руководствами для составления гороскопов, может быть, представляя остатки четырёх астрологических книг, которые Климент Александрийский объединял под этим именем. Один из берлинских демотических папирусов позднего римского времени содержит список камней и растений с указаниями их магического действия, приносят они или благополучие, или беду их владельцу; другой демотический папирус того же музея на обратной стороне греческого счёта от времён Клавдия даёт копию таблицы положения пяти планет в 12 знаках зодиака для 14–41 гг. правления Августа, также для астрологических целей. Таким образом, медицина, астрономия, естествознание оказались на службе у суеверия. Но от рассматриваемой эпохи у нас есть памятники научного характера, имевшие иное назначение. Хотя они собственно не могут считаться имеющими литературный интерес, но мы всё же не считаем возможным обойти их молчанием – они занимают довольно видное место среди произведений письменности и являются характерным показателем образованности египтян того времени. Нельзя не упомянуть об астрономических изображениях и сопровождающих их текстах в храме Дендеры – это своего рода компендиум 230 астрономических сведений жрецов эллинистического времени, сочетавших вавилоно-греческое со своим и приспособивших всё к своей религии и мифологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Есть в родословных что-то непобедимо-притягательное. Люди желают знать, кто были их предки. Они не хотят оставаться без роду, без племени; наверное, чтобы не выпадать из некоего контекста: они искали своей записи родословной, и не нашлось ее, а [потому] исключены из священства (Ездры 2, 62). Зная же записи родословной , можно найти своих — ведь человеку свойственно искать своих. «Свои» — совсем короткое, но такое волнующее, такое емкое слово. Тот, кто не знает пароля, на окрик часового «Стой! Кто идет?», с надеждой отвечает «Свои». Потому что по уставу положено стрелять, а по человечеству стрелять по своим — невозможно. Ведь свои же, свои! Однако времена нынче рыночные. А рынок такая штука, которая любые свойства человеческой природы рассматривает как товарную нишу. И у нас уже сформировался рынок соответствующих услуг. Частные компании предлагают всем платежеспособным генеалогические изыскания. За солидную мзду дотошные люди перероют архивы, музеи, энциклопедии, словари и календари — все, что сохранило имена, даты и портреты. Айтишники подтянулись и предложили специальное программное обеспечение — конструкторы генеалогического дерева. Каждый может на своем рабочем столе посадить родословное дерево и, по мере поступления информации, отращивать ему корни, ветви и даже плоды. И пусть эти плоды — заслуга далекого предка, пусть даже заслуга вроде «знаменитой ошибки в одну копейку в балансе государственного банка». Но тут соль в чем — ведь я уже не просто так. Я — потомок славных предков. Я — наследник их достижений. Ну да ладно, пусть себе чтит память славного предка, в конце концов, дело достойное, — память. Однако эта память имеет значение не только для потомка. Люди почему-то готовы благоговеть не перед одними лишь гениями, но и перед любыми носителями великих имен, независимо от того, насколько эти носители похожи на гениального предшественника. Этим свойством человеческой натуры ловко пользовался Остап Бендер, выдавая себя за сына лейтенанта Шмидта (имени которого Остап даже не знал), ведь «все дело в том, какой отец». И Остап был не одинок: в стране действовала целая каста жуликов: «фальшивые внуки Карла Маркса, несуществующие племянники Фридриха Энгельса, братья Луначарского, кузины Клары Цеткин или на худой конец потомки знаменитого анархиста князя Кропоткина».

http://pravoslavie.ru/55928.html

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл принял участие в церемонии открытия памятника герою войны 1812 года атаману Матвею Платову 9 декабря 2013 г. 14:24 7 декабря 2013 года в Москве в парке Казачьей Славы на Красноказарменной улице состоялось торжественное открытие первого в Москве памятника герою Отечественной войны 1812 года атаману Всевеликого войска Донского генералу от кавалерии М.И. Платову. В этом районе на юго-востоке столицы располагается одна из крупнейших в Москве старообрядческих общин, которую в свою бытность в городе поддерживал казачий генерал. Инициатором установки памятника (скульптор К.Р. Чернявский, архитектор А.С. Шапин) стал Герой России генерал армии П.С. Дейнекин, откликнувшийся на предложение Организационного комитета конного похода Москва-Париж. . На торжественной церемонии присутствовали члены Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительства Москвы и Московской городской Думы, руководители регионов, старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл  и сотрудники Синодального комитета, казаки реестровых войск и представители общественных организаций казачества, многочисленные гости. Открывая церемонию, министр культуры РФ, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский сообщил, что планируется установка памятников героям Отечественных войн в Москве, Калининграде, Пскове. Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев заявил, что строящийся вблизи Новочеркасска аэропорт будет назван в честь М.И. Платова, основавшего столицу донского казачества. Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл обратился к собравшимся с приветственным словом: «Я рад сегодня быть здесь, вместе с вами открывать этот замечательный памятник. В великие страницы тысячелетней истории нашей родины золотыми буквами вписано имя Матвея Платова. Атаман, казак, граф, образованнейший человек, великий воин. В нашей истории, когда ниспровергали храмы, ниспровергали памятники, монументы тому же Матвею Платову, другим нашим героям, таким образом пытались низвергнуть самое святое — наши главные традиции, может быть, даже изменить нашу совесть. Но, слава Богу, очень сильны корни наших народов, населяющих Россию. Но, слава Богу, силен дух русского человека  Действительно, милостью Божией меняется наша страна. Открытие памятника в Москве Матвею Платову — это свидетельство изменения людского сознания, которое в годы богоборческой власти было сильно искажено. Верю, Россия будет славной, будет великой. Любо России! Любо православному казачеству! Любо Матвею Платову!» По окончании торжественной церемонии к подножию памятника возложили венки от Правительства Москвы, столичного казачества, а также казаков Можайска и земляков прославленного генерала. Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством /Патриархия.ru Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3424715.ht...

В Екатеринбурге проходит конференция «Православие и социальная ответственность предпринимательства» 11 ноября 2011 г. 10:55 11 ноября 2011 года в Екатеринбурге проходит конференция «Православие и социальная ответственность предпринимательства», организованная Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» и Отделом Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества . Среди участников конференции — председатель Синодального отдела протоиерей Всеволод Чаплин , помощник председателя отдела, ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси П.А. Шашкин , клирики и миряне Екатеринбургской епархии , предприниматели из Москвы, Екатеринбурга, других городов и регионов России. Перед началом работы конференции стороны обменялись экземплярами Соглашения о сотрудничестве между Московским Патриархатом и организацией «Опора России», подписанного протоиереем Всеволодом Чаплиным и президентом «Опоры России» С.Р. Борисовым. Соглашение, в частности, предполагает совместную разработку методологии православного уклада предпринимательской деятельности, распространение информации о созидательной миссии предпринимательства, духовных и нравственных принципах экономической деятельности, а также развитие социальной и благотворительной работы делового сословия, проведение лекций и бесед по духовным вопросам для предпринимательского сообщества. Выступая на открытии конференции, протоиерей Всеволод Чаплин подчеркнул важность нравственной ответственности бизнеса для преодоления не только социального, но и психологического разрыва между деловым сообществом и основной частью народа. Этот разрыв, по мысли выступавшего, сегодня очень опасен для будущего страны. Вот почему работники должны чувствовать реальную заботу со стороны работодателей, а о примерах такой заботы должна знать самая широкая аудитория. Отец Всеволод отметил, что конференция проходит в регионе, славном традициями православного предпринимательства. «Православная Россия, — сказал священнослужитель, — всегда была сильна народной инициативой, в том числе деловой. А значит, все разговоры о том, что Православие не способствует инициативе, самостоятельности, созиданию, рачительному хозяйствованию, — это мифы, заимствованные ультралибералами из советского времени. Православная инициатива есть и сегодня — об этом говорят многие примеры успешной деловой активности». Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1671215.ht...

Святейший Патриарх Алексий выразил надежду на сохранение единства православных христиан Черногории 1 августа 2008 г. 18:18 Неканоническая группировка, именуемая ее создателями «Черногорской православной церковью», остается раскольнической организацией, существующей за счет эксплуатации политических разногласий в обществе и не признаваемой ни одной из Православных Поместных Церквей, заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в интервью черногорской газете «ДАН» . Выступающие на митингах сторонников «Черногорской православной церкви» люди, переодетые в священнические облачения и выдающие себя за представителей православного духовенства России, Украины или Болгарии, «ни православного духовенства, ни православного народа упомянутых стран представлять не могут. Никакой паствы у этих самозванцев нет, ряса служит им лишь для сбора пожертвований», подчеркнул Святейший Патриарх Алексий. В то же время Предстоятель Русской Церкви отметил, что всякий раскол духовно ослабляет народ, открывая тем самым «дорогу для развития прозелитизма со стороны других конфессий». Святейший Патриарх Алексий отметил опасность вмешательства «политической стихии в церковную жизнь» и напомнил, что «уважение светской власти к каноническим устоям церковного строя является одним из важнейших условий сохранения согласия в обществе». В качестве положительного примера Патриарх привел действия властей Болгарии, которые несколько лет назад отказали раскольникам в праве использовать наименование Болгарской Православной Церкви и претендовать на ее имущество. Тем самым раскол был преодолен. «Такое решение послужило на благо болгарскому народу, и было им поддержано, хотя кое-кому за границами страны это и не понравилось», — напомнил Патриарх. «Надо бережно хранить единство Церкви святого Саввы. Оно не должно быть подорвано политическими или идеологическими разделениями. Церковное единство, питаемое сознанием принадлежности к общей духовной традиции, и связь с духовным опытом отцов в вере стоит выше политических разногласий и даже государственных границ, — убежден Предстоятель Русской Церкви. — Наши молитвы — о том, чтобы все православные Черногории крепко оберегали духовное единство вокруг славной в веках кафедры в древнем Цетинье». Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/443729.htm...

Блаженніший Митрополит Чеських земель і Словаччини Христофор звершив Божественну літургію в московському храмі святителя Миколая у Котельниках 30 вересня 2010 р. 16:20 Блаженнішому Митрополиту Христофору співслужили голова Відділу зовнішніх церковних зв " язків Московського Патріархату митрополит Волоколамський Іларіон , єпископ Дмитровський Олександр , заступник голови ВЗЦЗ протоієрей Миколай Балашов, настоятель подвір " я протоієрей Олексій Ющенко, ректор Православного Свято-Тихонівського гуманітарного університету протоієрей Володимир Воробйов , секретар ВЗЦЗ з міжправославних відносин священик Ігор Якимчук, співробітники ВЗЦЗ у священному сані та клірики храму. У храмі був присутній тимчасово виконуючий обов " язки мера Москви В. І. Рєсін, керівник Комітету з культурної спадщини Москви В. А. Шевчук та інші представники міської влади, а також співробітники ряду посольств. Після закінчення богослужіння Блаженніший Митрополит Христофор звернувся до присутніх з архіпастирським словом, в якому подякував митрополиту Волоколамському Іларіону та єпископу Дмитровському Олександру за спільну молитву, а також висловив слова подяки співробітникам храму-подвір " я та парафіянам за збереження дружби між братніми слов " янськими народами. Митрополит Волоколамський Іларіон привітав Блаженнішого Митрополита Христофора від імені Святішого Патріарха Московського і всієї Русі Кирила. На пам " ять Блаженніший Митрополит Христофор подарував митрополиту Іларіону вазу із славнозвісного чеського скла. Предстоятель Православної Церкви Чеських земель і Словаччини вручив нагороди ряду російських політичних та громадських діячів. В ознаменування дружби слов " янських народів тимчасово виконуючому обов " язки мера Москви В. І. Рєсіну було вручено грамоту і зірку «За ревні труди на славу Православної Церкви». У свою чергу В. І. Рєсін поздоровив Блаженнішого Митрополита Христофора з присвоєнням йому ступеня професора Православного Свято-Тихонівського гуманітарного університету. Директор Видавництва Білоруського екзархату В. В. Грозов підніс у дар Блаженнішому Митрополиту Христофору факсимільне видання Слуцького Євангелія , написаного у 1581 році в граді Слуцьку князем Юрієм Олеговичем. Настоятель храму протоієрей Олексій Ющенко звернувся до Предстоятеля Православної Церкви Чеських земель і Словаччини, висловивши радість від відвідин Блаженнішим Митрополитом Христофором подвір " я, а також подякував владиці Іларіону і владиці Олександру за спільну молитву. Потім на території храму Блаженніший Митрополит Христофор у співслужінні митрополита Волоколамського Іларіона та єпископа Дмитровського Олександра звершили поминальну службу біля поклінного хреста і меморіальної дошки в пам " ять купців Строганових, засновників Миколаївської церкви у Котельниках. Служба комунікації ВЗЦЗ /Патріархія.ru Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1286957...

Патриаршее приветствие участникам Романовского фестиваля 6 березня 2010 р. 09:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам Романовского фестиваля Костромской области. Участникам Романовского фестиваля Костромской области Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую участников и гостей Романовского фестиваля, проводимого в Костромской области в рамках подготовки к празднованию 400-летию окончания Смутного времени и возрождения Российской государственности. Важнейшими мероприятиями Фестиваля станут Романовские чтения «Династия Романовых и российская культура», а также II парламентский форум «Историко-культурное наследие России». Неоднократно посещая Костромскую землю, я имел возможность убедиться, сколь трепетно относится общественность Костромского края к духовному и историко-культурному наследию своей малой родины. Поэтому неслучайно в преддверии столь славного юбилея в истории Отечества именно Кострома станет тем центром, где будет происходить кропотливая научная работа по осмыслению традиций Российской государственности, путей дальнейшего развития нашего общества. Вдумчивое отношение к собственной исторической традиции, к великой и высокой отечественной культуре позволяет нам с уверенностью смотреть в завтрашний день. Особенно важно на примере уроков и достижений прошлого воспитывать подрастающее поколение, наших детей и молодежь. Не секрет, что в прошлом столетии молодое поколение в значительной мере потеряло осознание своей принадлежности к древним традициям Святого Православия. Отрадно, что сегодня восстанавливается некогда насильственно прерванная связь времен. Надеюсь, что Романовские чтения, как и весь Романовский фестиваль, внесут свой вклад в дело распространения духовно-нравственного просвещения на Российской земле. Желаю устроителям и участникам Чтений успешной и плодотворной работы. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210542...

Святейший Патриарх Алексий принял делегацию Международной Ассоциации фондов мира во главе с Анатолием Карповым 8 мая 2006 г. 13:06 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своей резиденции в Чистом переулке принял делегацию Международной ассоциации фондов мира во главе с её президентом А.Е. Карповым. Во встрече приняли участие члены Объединенной редколлегии Книг памяти павших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., сотрудники Международной ассоциации фондов мира, среди которых председатель Объединенной редколлегии адмирал А.И. Сорокин, профессор В.П. Маслин, генерал В.Н. Лобов. Святейшему Патриарху Алексию были вручены 10 экземпляров Сводного тома «Памяти павших. Великая Отечественная война 1941-1945», которые впоследствии буду переданы в церковные библиотеки и духовные академии. Издание книг памяти павших в Великой Отечественной войне — мемориальный долгосрочный проект; книги общим тиражом 20 млн. экземпляров изданы в странах СНГ при участии различных общественных организаций, а также всех традиционных конфессий России. Сводный том завершает данный проект. В нем, помимо обширных, представляющих широкий общественный интерес мемориальных сведений, содержится современная, хорошо аргументированная трактовка всех важнейших событий истории Великой Отечественной и Второй мировой войны. Сводный том получил высокую оценку общественности, ученых, ветеранских и миротворческих организаций России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Святейший Патриарх Алексий в приветственном слове подчеркнул большое значение издания книг памяти павших: «Особенно важно это для молодежи, которая не знает испытаний и лишений, выпавших на долю старшего поколения. Отрадно, что Фонд мира развивает свою деятельность, направленную на сохранение в народе памяти о славном подвиге наших воинов, на предотвращение новых войн», — сказал Святейший Патриарх. В свою очередь, руководители Фонда поздравили Предстоятеля Русской Церкви с пасхальными праздниками и наступающим Днем Победы. А.Е. Карпов вручил Патриарху ценный подарок — набор шахмат. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/110637.htm...

Оказалось, он уже даже провел консультации со специалистами, которые что-то знали о дореволюционной коллекции Консовского. В свое время она была выставлена на нумизматической выставке в Париже и произвела сенсацию. Некоторые монеты из скифских могильников являлись просто открытием. Профессор Консовский берег коллекцию для того, чтобы оставить ее университету, но после социальных бурь его намерения не могли не перемениться. В общем, нынешняя цена коллекции, если она сохранилась в прежнем составе, могла доходить до пяти-шести миллионов долларов. Дима с Дионисием сразу прикинули, что четвертая часть от этой суммы может резко ускорить процесс восстановления монастыря, и потому на некоторое время вокруг этой коллекции и таинственного захоронения ее вращалась вся жизнь обители, что не могло не привнести массу страстных и смущающих мотивов. После долгих и упорных трудов таинственное захоронение все же было найдено, но там, кроме описи коллекции профессора Консовского, ничего не оказалось. Кто-то их опередил, и они тогда решили, что это произошло не менее чем за двадцать лет до начала их поисков. В конце концов, вспомнили они, у профессора Консовского тоже оставались родственники, и они могли проявить инициативу в свое время. Алехандро Гонсалес итогом поисков был очень расстроен, только беседа со старцем Феодосием утешила его, и он уехал на родину умиротворенным. До сих пор он слал письма с поздравлениями к праздникам, иногда, правда, путая календарный стиль, и обещал приехать с матерью на место духовного подвига их славного предка. Он даже поговаривал о перезахоронении прадеда, и со стороны отца Дионисия это встречало лишь полное одобрение. Дима потом и сам провел консультации со специалистами по поводу ценности утерянной коллекции. Монеты Консовского до сих пор оставались в некоторых международных каталогах, и цена на них поднялась очень высоко. Отдельные монеты периода Римской империи тянули на полмиллиона долларов. Вся коллекция уже поднялась до пятнадцати миллионов, но ни одна из монет на рынках не появлялась, и это заставляло думать, что если коллекцию и нашли, то реализовывать ее не торопились.

http://pravoslavie.ru/6083.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010