В Общественной палате РФ пройдет круглый стол, посвященный 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира 22 декабря 2015 г. 12:34 23 декабря 2015 года в 11.00 в Общественной палате Российской Федерации (Москва, Миусская пл., д. 7, стр. 1) состоится круглый стол на тему «Хранить верность историческому выбору: к 1000-летию преставления святого князя Владимира». В ходе круглого стола будут представлены результаты работы общественных организаций за 2015 год, в ходе которого отмечалось 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. Планируется также подвести итоги межрегиональных мероприятий патриотической направленности и общественно-государственного партнерства, обозначить основные мероприятиях в рамках празднования 400-летия памяти русского национального героя, одного из руководителей национально-освободительного движения против польско-литовской интервенции Кузьмы Минина (+1616), 75-летия начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., других значимых дат календаря. Круглый стол проводится в продолжение тем слушаний, состоявшихся в Общественной палате в прошлые годы: 8 декабря 2011 года на тему «Вместе в прошлом — вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого и путь к новым свершениям», посвященных подготовке к празднованию 400-летия преодоления смуты и восстановления российской государственности, 21 декабря 2012 года на тему «1612-2012: уроки истории. Продолжение следует», посвященных Году российской истории, 12 декабря 2013 года «1613-2013: знай прошлое, живя настоящим, думай о будущем», посвященных 400-летию императорской династии Романовых, 23 декабря 2014 года «Путем преподобного Сергия: любовью и единением спасемся», посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Предполагается обсудить предложения и региональные инициативы по подготовке и проведению мероприятий 2016 года, выработать рекомендации для взаимодействия в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Краснодару может быть возращено историческое название — Екатеринодар 18 сентября 2008 г. 13:45 Город Краснодар вскоре может вернуть историческое имя — Екатеринодар, которое утратил в 1920 году, заявил мэр столицы Краснодарского края Владимир Евланов. О необходимости возвращения Краснодару имени Екатеринодар стали говорить в начале 90-х годов. Тогда для решения этого вопроса в городе проходил референдум, однако свыше 70% краснодарцев проголосовали против. Несмотря на это, власти города и Краснодарского края не раз заявляли, что намерены добиться возвращения Краснодару исторического имени. «Мы видим, как в последние годы возрождается наш город, казачество, Кубань и Краснодар. Восстанавливаются храмы и памятники, возвращены регалии Кубанского казачьего войска. Уверен, вскоре и наш любимый город вернет себе славное и гордое имя — Екатеринодар», — цитирует Евланова пресс-служба мэрии. Очередное заявление о возвращении Краснодару исторического имени Евланов сделал в ходе церемонии захоронения известного кубанского историка и общественно-политического деятеля Федора Щербины. Оказавшийся в эмиграции историк умер и был похоронен в 1936 году в Праге. Его останки доставили из Праги в Краснодар в начале этой недели и во вторник захоронили на территории Свято-Троицкого собора. Идею переименования Краснодара поддерживают и казаки Кубанского казачьего войска. Однако большинство горожан против переименования, считает профессор Кубанского государственного университета, доктор политических наук, политолог Михаил Савва. Более того, по его мнению, переименование Краснодара в Екатеринодар стоит запретить, если это потребует замены хотя бы одного документа. «Это (переименование Краснодара в Екатеринодар) могло бы быть, но я бы против этого возражал, если это приведет к массовой замене хотя бы одного документа», — заявил РИА «Новости» Савва. По словам Саввы, «если власти Краснодара не гарантируют отсутствия бюрократических барьеров, о переименовании города в Екатеринодар стоит забыть». «Но даже если они будут гарантировать отсутствие барьеров, я бы им не поверил», — добавил он. «Моральный эффект от переименования города не стоит тех жертв, того времени, которое люди потеряют в очередях при замене документов», — пояснил он. Савва отметил, что закон не запрещает провести в Краснодаре очередной референдум по вопросу переименования города, так как с момента последнего прошло более десяти лет. При этом, собеседник уверен, что горожане снова не поддержат эту идею. «Для краснодарцев привычно это название города. Идеологического оттенка у него нет», — сказал политолог. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/461611.htm...

Співробітники Синодального комітету із взаємодії з козацтвом увійшли до складу журі відбіркового етапу фольклорного конкурсу «Козацьке коло» 27 травня 2019 р. 12:40 25 мая 2019 года в Парке культуры и отдыха «Сокольники» г. Москвы прошел городской отборочный этап Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг». Мероприятие проводится по решению Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества при поддержке Министерства культуры РФ, Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и Центрального казачьего войска. Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством на мероприятии представляли руководитель учебно-методического отдела Ирина Котина и священник Тихон Лазуткин. Перед началом конкурсной программы отец Тихон обратился к собравшимся: «Важно, возрождая традиции, не забывать о простой истине, которую доносит казачья культура: казак без веры — не казак. Именно вера давала казакам внутренний стержень, который помогал отважным воинам не бояться врага и не сломиться под натиском суровых испытаний. Возрождать культуру нужно в духе православной веры». О важности возрождения казачьей культуры говорил председатель жюри конкурса, заместитель войскового атамана Центрального казачьего войска по культурно-просветительской деятельности Дмитрий Иванов. Он отметил, что в развитии современного казачества огромную роль играет сохранение и возрождение казачьих традиций. Без преемственности невозможно в должной мере приблизиться к славной истории наших предков. С приветственным словом от Министерства культуры РФ обратилась советник отдела народного творчества и изобразительного искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Ирина Повх: «Этот этап у нас по России стартует первым. Поэтому желаю всем успехов, здоровья, удачи, творческого благополучия и всего самого хорошего». В московском отборочном этапе Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг» приняли участие более 30 творческих казачьих коллективов и исполнителей казачьих песен войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». Конкурс направлен на развитие самобытного казачьего народного творчества и фольклора, поддержку творческих казачьих коллективов, знакомство широкой целевой аудитории и специалистов в сфере казачьей культуры с региональными особенностями самобытной казачьей культуры в рамках комплексного подхода к сохранению, освоению и популяризации казачьих традиций. Победители конкурса в различных номинациях будут представлять войсковое казачье общество «Центральное казачье войско» на Всероссийском фольклорном конкурсе «Казачий круг». Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством /Патриархия.ru Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5442174...

Интересно, что в пост мы вошли уже с Рождеством, со старта, ведь на плотах была чисто вегетарианская кухня – так распорядились организаторы экспедиции. Только рыба нарушала этот порядок да пока не кончились яйца для выпечки хлеба. А потом уже вошли в Великий пост по православному календарю – как бы «напостившиеся» до этого. Все сдвинулось, все как бы отстранило в плавании волю человеческую и еще больше приблизило волю Божественную: и вот тогда каждая поимка рыбы воспринималась как дар свыше – почему мы не могли 36 суток поймать ни одной рыбы, когда видели их столько вокруг?! А не завершись наше плавание, как сейчас, и если бы довелось нам выпить последнюю каплю пресной воды, уверен, что не остались бы мы без рыбы, чтобы быть живыми! Конечно же, не все участники экспедиции «Кон-Тики–2» православные верующие люди – только русские, да и то не все. Другие чаще всего называли себя католиками, но не было между нами межрелигиозных споров, а православные праздники справляли все вместе: Рождество, Крещение, Сретенье, Прощеное воскресенье. Может, потому, что в этот день на стол готовилось что-то вкусненькое или, может, из уважения друг к другу?! И то хорошо, и то славно! Вспоминается Прощеное воскресенье: русские не только друг у друга просили прощения, но и обратились к тем, кто называл себя католиками, и все было истинно – прощали и знали, что ответить, – «Бог простит!» Получилось бы так же, если бы мы были не в океане, а, например, в каком-то сухопутном походе – не знаю! – разве соберешь ту же команду после океана еще и на суше?! – невозможно сравнить. Это значит, что неисповедимы пути Господни! Любое плавание, любая серьезная экспедиция продолжается в душе человека-путешественника и после финиша: через десять дней понимается что-то по-иному, а через десять лет все-все становится дорого, почти бесценно! – так и наше плавание «Кон-Тики–2», пусть и закончившееся не так, как хотелось бы, но является этапным в жизни всех его участников. И конечно же, вовсе небесполезным для души!

http://pravoslavie.ru/93090.html

Насажденная, св. Владимиром св. вера принесла отечеству нашему неисчислимое множество благодатных плодов. Все, что ни видим доброго, великого и славного в нашем отечестве, все, чем ни красуются наши города и веси, все, что ни есть доблестного, знаменитого, приснопамятного в истории царства Русского, – есть плод насажденной св. Владимиром св. веры, ее благотворного действия и ее драгоценный дар. Она собрала во едино народ русский, разделенный прежде по племенам, и расширила пределы России до самых отдаленных концов земли. Она ввела у нас законы и благоустройство гражданское, устроила весь порядок общественный и семейный, освятила взаимные отношения и связи, которыми связуются все члены великого семейства – народа Русского во едино живое и крепкое тело государства Русского. Она воспитала великих и мудрых царей, знаменитых военачальников, мудрых советников и руководителей народа. Она возрастила и прославила вечной славой у Бога целые лики святых соотечественников наших и соделала их молитвенниками, хранителями и заступниками земли русской. Она вдохновляла праотцов и отцов наших мужеством, единомыслием, и самоотвержением, с которыми они защищали и отстояли достояние своих предков от множества врагов своих. Св. православная вера не раз спасала землю Русскую от конечной гибели, сею же верою наши предки побеждали царства; и теперь, что есть доброго в нашей общественной, семейной и личной жизни, – все это плод св. веры, как чистейшего и неиссякаемого источника света, духа, жизни и силы. Всеми сими благами, небесными и земными, мы и все отечество наше обязаны св. равноапостольному князю Владимиру, просветившему Русь светом православной веры и тем самым оставившему России священный завет «быть хранительницею православия, оплотом против неверия и нечестия, ограждением мира и тишины между народами, орудием Промысла к укрощению бурь и треволнений, воздвизаемых человеческими страстями, царством мира и благоустроения, всегда противободрствуящим царству своеволия, вражды и беспорядков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

232 Даниил, епископ Винчестерский († 746). На одном из документов со­хранилась его подпись: Ego Daniel Dei plebis famulus et speculator (Даниил, слуга и хранитель народа Божия). (См.: Cartularium saxonicum: a collection of charters relating to Anglo-Saxon history. Vol. I. London – New York, 1885. 170). 233 Имеются в виду солдаты византийского императора на территории Равеннского экзархата, образованного при новом делении империи импе­ратором Ираклием (610–641). 234 Сравнение с иудейским календарем под влиянием Беды Достопочтен­ного: De temporum ratione (cap. 11)/Bedae opera de temporibus I Ed. C. W. Jones. Cambridge – Massachusetts, 1943. S. 203. 236 В западных источниках по церковному праву это определение не нахо­дит подтверждения, но оно содержится в греческом памятнике «Постанов­ления апостолов» (ср. изд.: Р. А. de Lagarde. Constitutiones apostolorum. Bd. ILL Lipsiae, 1862. S. 13). 238 Письмо Бонифация, в котором он рассказывал папе о своих миссионер­ских трудах, и ответное письмо папы с приглашением в Рим не сохранились. Бинна в дальнейшем нигде не упоминается. 240 Память святого апостола Андрея совершается 30 ноября по юлианско­му календарю, действовавшему в то время в Римской Церкви. 241 Имя Бонифаций уже использовалось в письмах (см., например, пись­мо 12, с. 205 настоящего издания). Таким образом, можно сделать вывод о том, что оно было дано уже во время первого путешествия в Рим. 243 Папская привилегия, которой подтверждается принятие Бонифация и его спутников в общение с Римским престолом (familiaritas sanctae sedis), не сохранилась. 244 Рекомендательное письмо к «славному герцогу Карлу» (Carli ducis gloriosi) знает только житие Бонифация, которое составил Отло (см.: Vitae sancti Bonifatii archiepiscopi Moguntini/Hrsg. von W. Levison 11 Monumenta Germaniae Historica. Scriptores rerum Germanicarum. Bd. I. Hannover – Leipzig, 1905. S. 129). Под 20 оно было помещено им в собрание писем Бонифация. Но охранительное письмо, помещенное под 22 в собрании писем Бони­фация, не имеет никакого отношения к упомянутому письму папы. В противном случае папская канцелярия употребила бы для обращения к Карлу Мартеллю не титул dux, а либо patricius (см. письмо 24, с. 209 настоящего издания), либо princeps Francorum (см. письмо 45, с. 225 настоящего изда­ния). Отло, переписывая письмо 24, убирает в нем титул patricius.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Именей и Александър, споменати в Първото послание на ап. Павел към Тимотей (1:20), били предадени от св. апостоли на страшно наказание, а в бъдеще, по Божиите думи «тяхното осъждане отдавна е готово, и тяхната погибел не дреме» ( 2Пет 2:3 , Иуд. 8–15 ). Виж също хула, Смъртни грехове. Извън речника: Хула против Духа Светаго. Богочовек – така е наречен Иисус Христос, с което наименование се подчертава, че Той едновременно е Бог и човек. Богоявление (на гр. Θεοφνια, теофания) – непосредственото явяване на Бог на отделни хора или на групи хора. В Старозаветни времена Бог се явявал както на пророците, така и на народа, обикновено в опосредстван вид. В Новозаветни времена богоявление е както целия земен живот на Господ Иисус Христос, така и Неговите явявания след славното му Възкресение. В деня на Кръщението на Господ Иисус Христос в река Йордан и при Неговото славно Преображение на Таворската планина, Триединният Бог се изявил в Своите три ипостаса, енергии – като Бог Отец, Бог Син, Бог Дух Свети.. При теофанията на Св. Петдесетница Св. Дух се явил на св. апостоли и създал Христовата църква. Божествено откровение – Свещено Писание (Библията) и Свещено Предание (отразено в древни християнски писмени паметници). Божиите имена – виж Имена Божии. Божи промисъл – грижата, промислянето на Бога за сътворения от Него свят изобщо и п о-конкретно за човека като образ Божи. Божие царство – виж Царство, Царство Небесно, Христово царство. Елена Блаватска (1831–91) – световноизвестна окултистка, създала така наречената теософия и пряко общувала с падналите, отхвърлените духове. Според свидетелството на очевидци демоните навсякъде и винаги я съпровождали, като напомняли за себе си по чувствен, сетивен начин дори в домашния бит. Извън речника: Теософия. Богослужебна утвар – виж утвар. Св. равноапостолен цар Борис-Михаил , покръстител на българския народ – Роден през тридесетте години на IX в., св. цар Борис утвърдил християнството като държавна религия през 864 година. Воден от съзнанието, че България е третата «велика сила» в тогавашна Европа, той постигнал международното признание на автономна Българска архиепископия. След смъртта му през 907 г. Княз Борис-Михаил е канонизиран за светец и е удостоен с царска титла. Календарната му прослава се празнува на 2 май. В иконографията се изобразява най-често със св.Кръст и свитък с писмена, които свидетелстват за огромния му принос в християнизацията и просвещението на българското общество. Извън речника: Св. цар Борис Покръстител.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В календаре Православной Церкви притча о блудном сыне занимает особое место: она является частью литургического цикла, призванного подготовить верующих к Великому посту. Этот цикл начинается за три недели до поста Неделей о мытаре и фарисее, когда читается притча, в которой горделивому и самодовольному фарисею противопоставляется кающийся мытарь ( Лк. 18:9–14 ). Следующее воскресенье называется Неделей о блудном сыне. Песнопения этого дня посвящены толкованию притчи о блудном сыне, богословское и нравственное содержание которой раскрывается через целую серию богослужебных текстов, содержащих призыв к обращению и покаянию: Познаим братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго блуднаго сына преблагий отец предусрет лобзает, и паки своея славы познание дарует: и таинственное вышним совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем, заклавшему же человеколюбному Отцу и славному заколению, Спасу душ наших. Познаем, братья, силу таинства, ибо всеблагой отец, выбежав навстречу, лобзает блудного сына, вернувшегося от греха к отеческому дому, и снова дарует ему познание своей славы, и приносит таинственную радость ангелам ( Лк. 15:7 ), заколов упитанного теленка, чтобы мы жили достойно и человеколюбивого Отца, принесшего жертву, и самой славной жертвы – Спасителя душ наших. Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою, Отче щедрый, приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих. От Твоей отеческой славы я безумно удалился, в злых делах расточив богатство, которое Ты дал мне. Поэтому приношу Тебе голос блудного сына: согрешил пред Тобой, милосердный Отец, прими меня, кающегося, как одного из наемников Твоих. Отождествляя себя с блудным сыном, христианин кается за прожитую жизнь и просит Бога открыть ему отеческие объятия: Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно бо мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое да не презриши сердце. Тебе бо Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Впрочем, здесь сказывался не столько недостаток способностей к исполнению административной должности, сколько недостаток опыта, благодаря которому можно было отличить события важные, требовавшие применения административных мер, от несущественных. Скоро, однако, все происходящее окрасилось особыми переживаниями – началась Первая мировая война, которую в то время называли Отечественной, и было предчувствие, что ее последствия никого не оставят незатронутым. Первые месяцы после начала военных действий архимандрит Иларион иногда целыми днями читал газеты, пока фронт не стабилизировался и не стал вырисовываться затяжной характер войны. В тот год академия праздновала столетний юбилей. Теперь по служебному положению архимандрита Илариона все праздники и юбилеи непосредственно его касались, но в этом году из-за начавшейся войны юбилейные торжества были отменены, не было даже обычного ежегодного акта. Во время всенародного молебствия на площади в Сергиевом Посаде архимандрит Иларион обратился к собравшемуся народу: «Православные русские люди! Не с радостью пришли мы сюда. Нет, не с радостью... Грозная туча народного горя и народной беды нависла над родиной нашей. Не капли дождя – капли слез горючих, капли крови алой, бесценной, падают из этой тучи ужасной на землю родную. Может быть, суждено пролиться целым потокам крови и слез. Отечество в опасности! Отечество в нужде и обстоянии! Отечество требует жертв от нас. Оно уже у многих из нас взяло родных и близких и – кто знает? – взяло, может быть, навсегда. Оно требует имений наших и даже самой жизни нашей. В наступающие дни нам всем придется немало перестрадать сердцем и душой. Пробил грозный час суда над Русской землей. За последние десять лет мы все немало грешили. Мы, русские люди, допустили в нашей родной земле распространиться неверию. У нас небывалое прежде развращение нравов. Мы, русские люди, грешны пред нашей славной историей. Мы грешны пред памятью и заветами наших предков. Мы грешны пред нашими родными святынями. Стали мы терять страх Божий. Разучились любить Царя и Родину. Мы привыкли поносить и хулить все свое и родное, хвалить и превозносить все чужое.

http://fond.ru/kalendar/1510/ilarion/

Создается впечатление, что эти три истории, включенные в «Измарагд», не согласуются с его здравым учением о посте 254 . Однако они были восприняты русским народом, который во множестве различных вариантов повторял их в своих сказаниях и песнях 255 . Мифология дней недели отвлекла нас от главного предмета постапокаяния и страха. Воздержание и другие формы аскезы не ограничивались лишь определенными днями календаря. Ряд нравственных предписаний «Измарагда» вдохновляется аскетическим духом, который порожден, по-видимому, доктриной страха. Это этика самоограничения, направленная, главным образом, против потакания чувственным инстинктам. Следовало бы ожидать среди этой категории запретов предостережения против чревоугодия, пьянства и похоти. К удивлению, мы не находим даже упоминания о чревоугодии ни в одной из редакций «Измарагда» и ни одной главы о сексуальных грехах в его первой редакции. Во второй редакции блуд как грех упоминается по случаю, в то время как девство называется наивысшим нравственным состоянием; вся тяжесть осуждения падает на грех прелюбодеяния. Однако прелюбодеяние – это не просто чувственный, но также и социальный грех; его порицание не обязательно связано с аскетизмом. Следующее утверждение является ни чем иным, как общим местом: «Женитва бо закон Божий есть, а блуд беззаконие проклято. Три бо сия версты в человецех суть: девство, брак, блужение. Девство бо славно и ангелом есть подобно, и сам Христос девству похвала; а женитва менее того, но без греха. Совокупление по закону… блуд же многих души губит и в муку вечную сведет». Отношение к девственности сдержанное, что естественно для книги, предназначенной для мирян: «А хотящии же девствовати, не токмо тело им удержати от греха, но и мысли. Аще кто мысльми распаляет, то лучше таковым жениться есть взакон… А женатым запрещаю не аз, но Господь, женам от мужа не разлучатися, ни от жен мужам» 256 Это практическое наставление, идущее от апостола Павла, весьма уместно в свете совершенно противоположного совета, встречающегося в житиях святых аскетов (например, святого Алексея, человека Божьего). «Да аще убо до женитвы блудящим лют есть суд, то колми паче лютее есть, иже от жен своих с иными блудити, сего с погаными причитают…» Примеры грешников из Ветхого Завета, среди которых называются имена Давида и Соломона, не слишком устрашают. Более действенно, однако, предостережение, относящееся к князьям, выражающее социальную озабоченность проповедника: «Се же князем и властителем глаголем, не отнимайте жен от мужей, не прилепляйтеся к ним, яко и тии тем же законом совокупистася и на суде вси равно станем пред Богом, и дев такоже не отымайте, не укоряйте убогих и дев не срамляйте: возопиют бо на вы к Богу» 257 . В некоторых историях из древних патериков приводятся примеры вознаграждения супружеской верности и наказания за супружескую измену помещением в ад.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010