Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ СТРУМИЦКИЙ [Анастасий, Спас Струмски (Солунски); греч. Αναστσιος κ Βουλγαρας] (1774, с. Радовиш, пров. Струмица - 8.08 или 29.08.1794, Фессалоника), мч. (пам. болг., македон. 29 авг., пам. греч. 8 авг.), пострадавший от турок. Занимался оружейным ремеслом, по сведениям из греч. источников, торговал одеждой. В возрасте 20 лет отправился в Фессалонику к мастеру, к-рый попросил его облачиться в тур. одежду, чтобы при продаже товара не платить налог, обычный для всех христиан. Юноша согласился, однако тур. таможенники потребовали от него произнести мусульм. исповедание веры. Святой отказался, за что его заточили в темницу и жестоко истязали. А. С. остался непреклонным и был приговорен к повешению за «поношение Магомета». Скончался от ран на пути к виселице. Лит.: Филарет [Гумилевский], архиеп. Святые южных славян. Чернигов, 1865; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 8. Σ. 141; Μικρν Εχολγιον. Σ. 450, 455; Асимилаторската политика на турските завоеватели//Сборник от документи за помохамеданчвания и потурчвания XV-XIX в. София, 1964. С. 259-261; Meinardus O. Saints of Greece. P. 15; Περαντνης. Λεξικν. Σ. 68-69; Партений, еп. Левкийски. Жития на българските светии. София, 1979. Т. 2. С. 98-100; Спас Струмски//Енциклопедия България. София, 1988. Т. 6. С. 349; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 37. И. И. Калиганов Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии

http://pravenc.ru/text/114900.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОИН [болг. Боян] (языч. имя - Енравота, † ок. 830-833), 1-й болг. мч. (пам. 28 марта). Сведения о жизни В. содержатся в Житии Тивериопольских мучеников , написанном Феофилактом, архиеп. Охридским (1090-1108). В.- старший сын хана Омуртага , но был отстранен от наследования власти скорее всего еще при отце из-за симпатий к христианству. Под влиянием пленного грека Кинама (Кинамона) крестился с именем Воин и стал вести благочестивый образ жизни. Когда занявший престол младший брат Маламир узнал о Крещении В., то потребовал, чтобы он отрекся от веры, в противном случае угрожал ему смертью. После отказа исполнить волю брата В. был осужден на усечение мечом, перед казнью пророчествовал о буд. Крещении Болгарии. О месте его захоронения и возникновении почитания достоверных данных не сохранилось. Память В. празднуется однократным поминанием на всенощном богослужении. Ист.: Theophylactus, archiep. Bulgariae. Martyrium ss. quindecim illustrium martyrum qui imperanti Iuliano Apostata Tiberiopoli, qua Strumitza bulgarice dicitur, passi sunt//PG. T. 126. Col. 151-222. Лит.: Партений, еп. Левкийски. Жития на бълг. светии. София, 1979. Т. 2. С. 40-41; Златарски В. История на Българската държава през средните векове. София, 1994. Т. 1. Ч. 1. С. 332-334, 448-451. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ СТРУМИЦКИЙ [Анастасий, Спас Струмски (Солунски); (1774 – 1794)], мч., пострад. от турок (пам. болг., македон. 29 авг., пам. греч. 8 авг.) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии

http://pravenc.ru/text/155126.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА [Греч. Κοσμς] (2-я пол. XV в.?), нмч. Прусский (без дня памяти). Сведения об этом святом содержатся в синаксарном Житии в составе канона, который был написан великим ритором Мануилом Коринфским († 1530/31) по заказу К-польского патриарха Максима IV (1491-1497). Этот канон сохранился в единственной рукописи - Ath. Iver. gr. 512, ок. 1520 г. В синаксарном Житии говорится, что К. род. в г. Трикка (ныне Трикала, Греция), а потом переселился в Прусу (ныне Бурса, Турция). Он был женат и вел благочестивую жизнь. Некий турок оклеветал К., обвинив его в том, что тот якобы оскорбительно отозвался о мусульманстве. К. привели к правителю города и пытались разными способами склонить его к принятию ислама, но святой смело исповедал веру Христову как единственно истинную. За это грозила смертная казнь: турки решили сжечь его. Жена К. просила его не упрямиться и отказаться от христ. веры, но К. остался неприклонен даже при виде разведенного в печи огня. Житие не содержит никаких хронологических указаний. Х. Г. Патринелис предположил, что К. пострадал во 2-й пол. XV в., скорее всего в 80-х гг. XV в., т. к., по его мнению, посвященные новомученикам гимнографические и агиографические произведения обычно создавались под непосредственным впечатлением от их мученической кончины. Ист.: Πατρινλης Χ. Γ. Εδσεις γι τν λληνικ κοιντητα Προσας//Δελτο Κντρου Μικρασιατικν Σπουδν. Αθνα, 1988/1989. Τ. 7. Σ. 41, 44. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 15; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 275; Μακριος, μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομν., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσσαλονκη, 19963. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2458795.html

10 . И блуждал, сказано, Иосиф, так как не мог найти своих братьев 1496 . Не без причины блуждал тот, кто искал блуждавших, ведь познал Господь Своих (2 Тим. 2. 19) 1497 . Также и Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца (Ин. 4. 6). Он чувствовал утомление, потому что не находил народа Божия, которого искал, так как народ отошел от лица Господня 1498 . Ведь тот, кто устремляется за грехом, отходит от Христа. Грешник уходит, а праведник входит. Так и Адам, согрешив, скрылся 1499 , а праведник говорит: Пусть войдет молитва моя пред лице Твое (Пс. 87. 3). 11 . Нашел Иосиф своих братьев в Дофане 1500 , что означает «отпадение». Разве не отпал тот, кто оставил Бога? И неудивительно, если отпали те, которые не слышали Говорящего: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас (Мф. 11. 28). Итак, Иосиф пришел в Дофан: И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали злоумышлять против него, чтобы убить его (Быт. 37. 18). Справедливо, что были вдали те, кто пребывал «в отпадении», и потому рассвирепели, что не приблизился к ним Христос. Ведь если бы к ним приблизился прообраз Христов, они непременно возлюбили бы брата; но не могли быть рядом те, которые замышляли братоубийство: Вот, идет этот сновидец; пойдем же теперь и убьем его (Быт. 37. 19–20). Разве не эти слова изрекали те, которые помышляли о братоубийственном святотатстве, как говорит о них Соломон: Умертвим праведника, ибо он в тягость нам (Прем. 2. 12)? 12 . И прибавлено в книге Бытия: И увидим, что будет из его снов (Быт. 37. 20). Написано это об Иосифе, но исполнилось на Христе, когда иудеи сказали во время Его страданий: Если Он Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, и уверуем в Него. Он уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему (Мф. 27. 42– 43). Неужели и сами братья были столь нечестивы, чтобы убить брата? И в чем тогда заслуги патриархов, настолько великих, что закон обозначал их именами колена целого народа 1501 ? Как сочетаются имена благочестия и знаки преступления? Но здесь они служили прообразом этого народа, а не греховности своей души. Оттуда вся зависть, оттуда умысел братоубийства: зависть по внешнему виду, благочестие по внутреннему расположению.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1462. Лк. 1. 35. 1463.  Приходящий свыше и есть выше всех (Ин. 3. 31). 1464. Преподобный Иоанн Карпафийский, гл. 81. Добротолюбие. Ч. 4. 1465. Святой Исаак Сирский. Слово 5. 1466. Святой Исаак Сирский. Слово 37. 1467.  Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори… «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при свое. [Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.] (Притч. 3. 27, 28). 1468. Пс. 38. 4, 5. 1469.  …век мой как ничто пред Тобою (Пс. 38. 6). 1470. Закон математики. 1471. Лк. 14. 33, 26, 27. 1472. Преподобный Пимен Великий, Скитский патерик и Достопамятные сказания, гл. 144. 1473. Лк. 8. 2. 1474. Лк. 23. 40–43. 1475. Мф. 9. 13. 1476. Рим. 5. 6, 18. 1477. Мф. 5. 4. 1478. Мф. 18. 11. 1479. Ис. 53. 5–8. 1480. Еф. 2. 14. 1481. Ин. 5. 25. 1482. Мф. 25. 32. 1483. Ин. 11. 39. 1484.  Ангел Господень рече к Филиппу, глаголя: возстани и иди на полудне, на путь сходящий от Иерусалима в Газу: и той есть пуст. Деян. 8. 26. 1485. Пс. 118. 29, 30, 32. 33, 38. 1486. Ин. 11. 23. 1487. Ин. 11. 39. 1488. Ин. 11. 27. 1489. Мк. 11. 23. 1490. Ин. 11. 40. 1491. 1 Кор. 15. 42–44. 1492.  Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним (Откр. 20. 6). 1493.  Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор (Пс. 4. 2). 1494.  Десница Господня высока, десница Господня творит силу! Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс. 117. 16–18). 1495.  Яви нам свет лица Твоего, Господи! Ты исполнил сердце мое веселием (Пс. 4. 7, 8). 1496. Пс. 117. 19. 1497.  Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности (Пс. 4. 9). 1498. Притч. 11. 14. 1499. Лествица. Слово 1. 1500. Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 14. Добротолюбие. Ч. 2. 1501.  …идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13. 44). 1502. Ин. 20. 17. 1503. Лк. 15. 6, 9. 1504. Лк. 15. 6, 9.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1481. Алфавитный патерик. 1482. Алфавитный патерик. 1483. Алфавитный патерик. 1484. Алфавитный патерик. 1485. Алфавитный патерик. 1486. Алфавитный патерик. 1487. Алфавитный патерик. 1488. Алфавитный патерик. 1489. Алфавитный патерик. 1490. Алфавитный патерик. 1491. Лямкою называется широкий кожаный пояс, который перекидывается через грудь. К этому поясу прикреплена бичева; тянущие лодку по реке обыкновенно упираются рукою в лямку и таким образом приводят в движение судно. 1492. Алфавитный патерик. 1493. Алфавитный патерик. 1494.  …до седмижды семидесяти раз (Мф. 18. 22). 1495. Мф. 5. 22. 1496. Алфавитный патерик. 1497.  А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные… Итак, кто будет чист от его, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2. 20, 21). 1498. 2 Тим. 2. 20, 21. 1499. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 1500. Кол. 3. 12. 1501.  Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! (Пс. 41. 2.) 1502. Алфавитный патерик, 1503. Алфавитный патерик. 1504. Алфавитный патерик. 1505. Алфавитный патерик. 1506. Алфавитный патерик. 1507. Алфавитный патерик. 1508. Алфавитный патерик. 1509. Алфавитный патерик. 1510. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1511. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1512. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1513. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1514. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1515.  Любовь долготерпит, милосердствует (1 Кор. 13. 4). 1516. Алфавитный патерик. 1517.  Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15. 13). 1518. Алфавитный патерик. 1519. Алфавитный патерик. 1520. Алфавитный патерик. 1521. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1522. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1523. Pag. 856, cap. 12. 1524. Pag. 856, cap. 13. 1525.  И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души (Иез. 14. 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

31:9-12).    Девство стоит близко к целомудрию, но, будучи выше его и других добродетелей, соревнуется с Ангелами и благодаря своей чистоте приближается к Богу. Поистине, велико достояние девства — ангельское и небесное. Свидетельство же этому то, что не быстро мы найдем в Божественных Писаниях тех, кто выделялся этой добродетелью прежде Закона. И в Законе вряд ли можно назвать кого-нибудь, кроме земного ангела и небесного человека — Илии Фесвитянина и его ученика Елисея; возможно, [еще назовем] Иеремию и некоторых других немногочисленных Пророков, а также великого из рожденных женами (Мф. 11:11), посредника между Ветхим и Новым Заветами [Предтечу и Крестителя Господня Иоанна]. Ибо сей есть истинный девственник и телом и духом, который через беспримесную чистоту жизни не только другом жениха (Ин. 3:29) был наименован, но и удостоился крестить Самого Господа. И больше нет прежде Закона и в Законе тех, о ком бы можно было сказать, что они через девство угодили Богу. У эллинов же и так называемых ими самими философов не только не обреталось девство, но и не верят они, что кто-либо, облеченный в тело, видел его воочию. И по справедливости [скажем]: как они могли поверить в девство, [если] сами обоготворяли позорные страсти и жили, словно свиньи, во всяком распутстве и разнузданности? Иудеи же и до сего дня девство и не приветствуют, и не следуют ему. Видя же у нас, христиан, [девство] процветающим по всей вселенной и во всяком возрасте, они истаевают в соответствии со сказанным: Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет (Пс. 111:10). Так как с тех пор, как Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, благоволил явиться миру от Святой Непорочной Богородицы и Приснодевы Марии и дал нам власть против диавола (см. Лк. 10:19), легко [Col. 1497] исполняется всяким желающим таковая добродетель девства. Но то, что это есть великое достижение, а блага, уготованные в обетованиях [за девство], еще большие, очевидно для всех любящих Бога. Невозможно же без любви к Богу и смиренномудрия достичь кому-либо высоты сей добродетели, как свидетельствует Сама Всенепорочная, Всепетая и Всеславная Богородица, когда поет: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем (Лк. 1:46-47), Божественную любовь являя. И тотчас: что призрел Он на смирение Рабы Своей (Лк. 1:48) и низложил сильных с престолов и вознес смиренных (Лк. 1:52) и остальное. И к Гавриилу прежде [того говорит]: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

5 . Я Господь, и нет иного; нет Бога, кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, 6 . дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Господь в главе XIII зовет от краев неба новый народ для исполнения воли Его, чтобы народы от востока до запада познали, что Господь Бог един есть. Господа узнает Кир, только после взятия Вавилона и вероятного ознакомления с Иудеями и книгами откровения. Нет ничего невероятного, что Даниил говорил с Киром; а иудейское предание настаивает на том, что Киру было показано пророчество Исаии о нем 1495 . Тогда-то Кир познает, что единый Бог, Творец мира, Которого чтили Арийцы, по преданию от отца своего Иафета 1496 , под названием Ахура мазда, т. е. „Святый великий“, или „единый свет живый“, или „единый живущий Творец“, (как старались передать значение этого имени Сер Генр. Роулинсон, Гауг, Брокгауз, Кук и Джордж Роулинсон)-откровением Своим особо почтил один народ, Им избранный, который, до плена своего, понесенного за грехи свои, владел Палестиной и там построил храм Творцу мира, под именем ему Господом явленным, „Вечно живущего“ Иеговы. В это время, когда Кир узнаёт Господа и узнаёт, что пророки Его непрестанно возвещали Иудеям Господню волю, должна была естественно возникнуть мысль, что он обязан восстановить град, разрушенный Вавилоном и храм того народа, который избран Создателем для хранения на земле его обетований. Тем более спешит он это исполнить, когда ему показывают слова, начертанные Исаиею XLIV, 28 и XLV, 1–6. 7 . Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. Не без основания многие комментаторы, на которых указывает толк. на Исаию Спб. Дух. Академии (стр. 740), видят в этом стихе противодействие тому ложному направлению, которое может быть уже начало проявляться среди Персо-Мидийцев времен Кира, и которое имело последствием признание Аримана равноправным соперником Ахура-Мазда 1497 . Мы выше говорили, что в надписях Ахеменидов и в древнейших Гатах нет еще следов этого возвышения Аримана, хотя очевидно из I Фаргарда Вендидад Заде, что ересь эта началась давно, но в надписи Бисутуна времен Дария Истаспа признавалась ересью 1498 . Развитие этой ереси особо усилилось при Парфянах и приведено в систему и возведено в догмат уже при второй Персидской Монархии Сассанидов, когда добро и зло признаны равносильными и равноправными, и оба являются подчиненными отвлеченной и довольно туманной идее о некоем индифферентном начале, известном под именем Зруана-Аккарана 1499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

(717, 1318) Обычный служитель – епископ. В то время как простой священник обладает властью совершать другие помазания, это Таинство преподается только епископом. Ибо мы читаем, что только Апостолы, чье место теперь принадлежит епископам, сообщали Святого Духа через возложение рук. Чтение Деяний Апостолов ясно показывает это: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы услышали, что Самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» [ Деян 8, 14–17 ]. Это возложение рук – Таинство Миропомазания [confirmatio], преподанное в Церкви. Однако мы читаем, что иногда Святейший Престол делает исключение и по веским и не терпящим отлагательства причинам разрешает простому священнику преподавать это Таинство с миром, освященным епископом. (718, 1319) Последствие этого Таинства в том, что оно позволяет христианину смело проповедовать имя Христово, поскольку Святой Дух дается ему во укрепление, как Он был дан Апостолам в День Пятидесятницы. Поэтому принимающий Миропомазание получает помазание на лоб, там, где проявляется робость, чтобы не стыдясь проповедовать Имя Христово, а особенно Его Крест, который «для Иудеев соблазн, а для Еллинов – безумие», как говорит Апостол [ 1Кор 1, 23 ]. Вот почему его знаменуют знамением Креста. Декрет о таинствах 385 После обсуждения Таинств в целом [ХВ 663–675] Собор посвящает Миропомазанию три особых канона. Первый канон утверждает, в противоположность Лютеру; Аугсбургскому Исповеданию и Меланхтону, его подлинно таинственный характер. Филипп Меланхтон (1497–1560), особенно в 1521 г. в книге De locis communibus, свел это Таинство к торжеству простого исповедания веры, до сих пор называемого протестантами конфирмацией. В Каноне 3 [ХВ 721], где выражается учение об обычном служителе и о служителе экстраординарном, Собор ни в чем не хотел противопоставлять своего учения христианам Восточного обряда, так как у них по молчаливому согласию церковных властей священники сами преподают Таинство Миропомазания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Воскресение Иисуса Христа по сей день остается сердцевиной христианской веры. Именно вокруг этого события сосредоточено все богословие христианской Церкви. Весь годовой круг праздников в литургическом календаре Церкви подчинен Воскресению Христову, которое именуется «праздником праздников» и «торжеством из торжеств». Мироносицы у Гроба Господня. Икона. Россия. 1497 г. Спас в силах. Икона. Россия. 1500 г. Две природы Христа Две природы – божественная и человеческая – соединены в Иисусе Христе «неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно». Это значит, что две природы во Христе не сливаются одна с другой, так, чтобы из них составилась некая новая природа; не поглощаются одна другой; не изменяются при соединении одна с другой. В то же время, они не разлучаются одна с другой и не разделяются после того, как соединились в момент зачатия от Духа Святого. Иисус Христос – единая неделимая Личность, в которой божественная и человеческая природы соединены гармоничным и неразрывным образом. Вот почему христианское богословие не отделяет вечного Сына Божия от родившегося во времени Человека Иисуса. И, хотя Дева Мария родила Иисуса по-человечески, Она именуется Богородицей, потому что вечный Сын Божий и родившийся во времени Человек Иисус – одно и то же Лицо. Омовение ног. Книжная миниатюра. Византия. 11 век Иисус – Господь и Бог Церковь называет Иисуса Христа теми же именами, которыми называет Отца Небесного: Господь и Бог. Впервые эти два имени применительно к Иисусу прозвучали из уст апостола Фомы, который не присутствовал при первом явлении воскресшего Христа ученикам. Когда они рассказали ему, что видели Господа, он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через восемь дней Иисус пришел, когда все ученики были в сборе, и сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой И Бог мой!» ( Ин.20:25–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010