Т. 18. С. 82 – Симеоновская летопись; М., 1965. Т. 30. С. 98 – Владимирский летописец; М.; Л., 1949. Т. 25. С. 157 – Московский свод конца XV в.; СПб., 1910. Т. 23. С. 94 – Ермолинская летопись; М.; Л., 1963. Т. 28. С. 63, 223 – своды 1497 и 1598 гг.). В Лаврентьевской летописи большая часть рассказа о походе Дюденя приходится на утраченный лист; но судя по сохранившейся части, он практически совпадал с текстом Троицкой (Ср.: Там же. Т. 1. Стб. 483; Т. 18. С. 82–83; Приселков М.Д. Указ. соч. С. 346–347). Кроме того, представляется невероятным, чтобы список городов появился только под пером летописца, жившего в конце XIV или начале XV в., так как автор, писавший столетие спустя после событий, не смог бы так безошибочно разобраться в тогдашней расстановке сил и не включить в список именно Ростов, Ярославль и Городец (тем более, что судя по летописям, сходным с Троицкой, в ее протографе не упоминалось, что в походе Дюденя участвовали ростовские князья); кстати, в списке отсутствует стольный город еще одного княжества – Старо дуб, чей князь, напомним, в 1282 г. был союзником Андрея Александровича и участвовал в татарском походе против Дмитрия. Таким образом, перечень из 11 городов явно восходит к своду 1304 г. – протографу Лаврентьевской и Троицкой (или свода, легшего в ее основание) летописей; следовательно, он принадлежит летописцу – современнику событий, сведениям которого можно доверять. 117 ПСРЛ. Т. 18. С. 86. О дате см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 120, 351; О князе Святославе Глебовиче см.: Голубовский П.В. История Смоленской земли до начала XV века. Киев, 1891. С. 125, 173, 310 и родословная таблица. По мнению К.А. Аверьянова, первичным является чтение Московского свода конца XV в. «и можаиски князь», превратившееся в более поздних Воскресенской и Симеоновской летописях в «и Можаеск взял»; на этом основании высказывается догадка, кто был этот можайский князь, ходивший в поход на Можайск с Юрием Московским, и выдвигается предположение, что Можайск находился в совместном владении нескольких князей (Аверьянов К.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Успение Богоматери («Облачный извод»). Икона. Ок. 1497 г. (ГТГ) Успение Богоматери («Облачный извод»). Икона. Ок. 1497 г. (ГТГ) С размещением в местном ряду икон разного размера увеличилось количество икон-пядниц. Среди них были древние, почитаемые, напр. икона в серебряном сканом золоченом окладе «Распятие Господне», «писмо корсуньское» ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 44), т. е. ведущая свое происхождение от времен Крещения Руси (подробнее об иконах «корсунского письма» см.: Poppe A. On the So-Called Chersonian Antiquities//Medieval Russian Culture/Ed. M. S. Flier, D. Rowland. Berkeley; L., 1984. [Vol. 2]. P. 71-104). К древнейшим произведениям из первых храмов К. Б. м. относятся и резные деревянные царские врата (сер. XV в., КБМЗ). В XVI в. они находились во Введенской ц. при трапезной мон-ря. На раннее время их создания указывает и стиль сохранившихся живописных фрагментов, святительских и архидиаконских фигур на столбиках. Поскольку сохранились почитаемые иконы из деревянного здания монастырского собора, возможно, что и другие элементы внутреннего убранства также могли быть спасены от пожара ( Лелекова. 1989. С. 328-329; Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 259-261; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина. 2004. Кат. 3). «О Тебе радуется...». Ок. 1497 г. (КБМЗ) «О Тебе радуется...». Ок. 1497 г. (КБМЗ) Для каменного здания собора был изготовлен ок. 1497 г. многоярусный иконостас. В его состав вошли местный, деисусный, праздничный и пророческий ряды, всего ок. 60 икон. В XVI в. из переданных в мон-рь личных икон в богатых окладах сформировался пядничный ряд. Этот почти полностью сохранившийся иконостас после превращения К. Б. м. в музей был перевезен для реставрации в Москву, откуда иконы передали в разные музеи (ГТГ, ГРМ, ЦМиАР), но часть вернулась на первоначальное место. Реставрация этого комплекса (60-80-е гг. XX в., на рубеже XX и XXI вв. под рук. О. В. Лелековой) не только позволила выяснить обстоятельства создания иконного комплекса, уточнить стиль и количество мастеров, но и дала неоценимые сведения о различных технических и технологических приемах рус.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ I Сщмч. Макарий, митр. Киевский. Икона из иконостаса ц. сщмч. Макария на Татарке в Киеве. Ок. 1947 г. Мастер И. С. Ижакевич Сщмч. Макарий, митр. Киевский. Икона из иконостаса ц. сщмч. Макария на Татарке в Киеве. Ок. 1947 г. Мастер И. С. Ижакевич (Чёрт; † 1.05.1497), сщмч. (пам. 1 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), митр. Киевский (1495-1497). Сведений о происхождении и начальном периоде жизни святителя не сохранилось. Во время правления митр. Киевского Симеона (не ранее 1482-1488) М. стал архимандритом виленского во имя Святой Троицы мужского монастыря . После кончины митр. Ионы (Глезны ; † 1494), как отмечено в Краткой волынской летописи, М. был наречен, а затем поставлен митрополитом на Соборе епископов Киевской митрополии, после чего к к-польскому патриарху Максиму IV Манасси были отправлены послы с просьбой о «благословении» (с объяснением, что «по нужде» поставили М. митрополитом). Произошло это, вероятно, на рубеже 1494 и 1495 гг., т. к. 15 февр. 1495 г. «нареченный» митрополит М. встречал в Вильно дочь вел. кн. всея Руси Иоанна III Васильевича Елену Иоанновну , прибывшую для заключения брака с вел. кн. Литовским Александром Ягеллончиком . М., очевидно, пользовался доверием Московского вел. князя. От участия в венчании, чего требовал Иоанн III, М. был отстранен, кроме того, Александр отказался построить для супруги церковь «греческого закона» около великокняжеского дворца. В 1497 г. (уже, по-видимому, после кончины М.) из К-поля прибыл с «благословенными листами» старец Иосиф, посол патриарха Нифонта II (вторично занимавшего первосвятительский престол с лета 1497 по авг. 1498). В ставленной грамоте патриарха Нифонта возведение митрополита в сан без санкции К-поля в будущем запрещалось («да не будет черес тое таковаго дела, што без нашего благословениа съвершити митрополиту тамошнему... Аще тепере есмо такового съгрешениа простили, ино потом да не будет такового дела» - РФА. 1987. Ч. 3. 20. С. 635). От формуляра, обычного для документов такого рода, грамоту отличает наличие утверждения: «...который епископ без воли архиепископа своего станет, да отврьжется...» (Там же. С. 633). Очевидно, при поддержке патриарха М. рассчитывал еще больше подчинить епископов своей власти.

http://pravenc.ru/text/2561424.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Поставление Димитрия Иоанновича на великое княжение. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 560 об.) Поставление Димитрия Иоанновича на великое княжение. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 560 об.) (10.10.1483 - 14.02.1509), вел. кн. Владимирский, Московский, Новгородский и всея Руси (1498-1502), внук вел. кн. Иоанна III Васильевича , сын вел. кн. Иоанна Иоанновича Молодого и Елены, дочери молдав. господаря Стефана Великого. Отец Д. И., уделом к-рого была присоединенная в 1485 г. Тверская земля, являлся наследником и соправителем Иоанна III. После смерти Иоанна Молодого 7 марта 1490 г. Д. И. не был провозглашен наследником престола, а Тверская земля была дана в удел 2-му сыну Иоанна III Василию (см.: Василий III Иоаннович ). Источники 1490-1497 гг. не содержат сведений об участии Д. И. в управлении гос-вом. Постепенное возвышение Д. И. началось с сер. 90-х гг. XV в. Осенью 1495 г. он сопровождал деда в его поездке в Новгород. В авг. 1497 г. Иоанн III «с внуком, и з детми, и з боляры» встречал приехавшую из Рязани сестру кнг. Анну (ПСРЛ. Т. 8. С. 234). В этом известии Д. И. поставлен выше сыновей вел. князя. Когда к осени 1497 г. стали ясны намерения Иоанна III сделать Д. И. своим соправителем, дети боярские из окружения Василия принесли последнему тайно присягу верности и предложили уехать на север и захватить казну, находившуюся в Вологде и на Белоозере. В дек. 1497 г. заговор был раскрыт, кн. Василий был посажен «за приставы на егоже дворе», организаторы заговора казнены, а «иных детей боярских велел князь велики в тюрму пометати» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 530-531). 4 февр. 1498 г. Д. И. был торжественно провозглашен вел. князем и соправителем деда. Возведение Д. И. на великокняжеский трон было произведено по новому, ранее неизвестному обряду. Составленный в связи с этим событием чин поставления был затем использован при создании чина коронации Иоанна IV Васильевича (1547) и его преемников.

http://pravenc.ru/text/178203.html

См. выше прим. 55. В 1511 г., когда митрополит Иосиф Солтан имел совещание с своими крылошанами в Вильне, виленские священники говорили ему о митрополите Иосифе Болгариновиче как об одном из его предместников и именно как о преемнике митрополита Макария (Вилен. археогр. сборн. 6. 4. С. 8, 9 Об Иване Сапеге как о своем «сыне, брате и единокровном (consanguineo)» свидетельствовал сам митр. Иосиф Болгаринович в своем послании к папе Александру VI (Theiner. Vetera Monumenta Poloniae et Lithuaniae. 2. 296 О пожертвовании Иосифа в слуцкий монастырь — А. Ю. и З. Р. 1. 87 П. собр. р. лет. 6. 45, 243 Мы перевели грамоту патриарха Нифонта с означенною датою (1497 г., апр. 5, инд. 11) с польского языка, как она напечатана в книге: Prawa i przywileje od... kròlow nadane obywatelom Korony Polskiej i W. X. Litw. Religiej greckiej w jednoœci z œ. Koœcio³em Rzymskim bêd¹cym. S. 16–17, изд. виленским троицким униатским братством в 1632 г. Здесь издатели свидетельствуют, что подлинник грамоты на греческом языке еще сохранялся в их время. Потом эта грамота на польском же языке напечатана в книге Дубовича: Hierarchia. S. 221–223 но с датою: roku 7000 (1492), miesi¹ca Kwietnia, dnia 5, jedenastey biegacey Indykty. А впоследствии упоминается и у других униатских и иезуитских писателей (Кулеш. Wiara praw. 186 Стебельск. Chronolog. 73 В польском переводе грамоты вел. князь литовский Александр назван королем, хотя он в 1497 г. еще не был королем, в подлиннике, вероятно, стояло слово — basileÚj [царь (греч.)], как мог быть назван и великий князь. Копия этой грамоты патриарха Нифонта на польском же языке есть и в архиве бывших греко-униатских митрополитов при Св. Синоде с датою: 1497 г., апреля 5, индикта 11 (см. Акты этого архива. Кн. 1. 1 ). О патриархе Нифонте — Phylipp. Cyprii Chronicon Ecclesiae Graecae. Р. 376, 379 Надобно, однако ж, помнить, что время жизни и правления каждого из тогдашних Цареградских патриархов, по скудости и разногласию сохранившихся сведений, не может быть определено с точностию. Так, по нашей Супрасльской рукописи Нифонт патриаршествовал и в 1496 г., потому что от него именно приходил тогда посол, келейный его старец Иоасаф, к митроп. Макарию (с. 142

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

Описание иконы Пресвятой Богородицы Бельская Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Пресвятой Богородицы Бельская Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Бельская Чудотворный образ, согласно преданию привезенный в 1472 году в Московское государство из Италии наследницей последних византийских императоров Софьей Палеолог вместе с Виленской иконой Божией Матери. В 1495 году эти иконы сопровождали великую княгиню Елену, дочь Ивана III, в путешествии из Москвы в Вильну для заключения брака с великим князем литовским Александром Ягеллоном (впоследствии польским королём). Великая княгиня Елена была основательницей и попечительницей построенного в 1497 году храма в замке в данном ей в удел городе Бельске, куда в 1497 или 1498 году была торжественно перенесена Бельская икона. Белорусско-литовские летописи свидетельствуют о том, что, когда в Бельском замке 22 июля 1564 года при участии короля проходил сейм Великого княжества Литовского посвященный государственной и имущественной унии Княжества и Короны, а также обсуждению редакции II Статута Литовского, от иконы сошла огненная молния, спалившая верхний и нижний замок. Происшедшее было воспринято как знак немилости и предупреждение о каре Божией за реформирование или отречение от веры предков. Впоследствии Бельск не принял участия в заключении Люблинской унии. В настоящее время Бельская икона находится в г. Бельск-Подляски (Польша). Празднование вместе с Иверской иконой Божией Матери 12 февраля, 13 октября и во вторник Светлой седмицы. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Бельская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-789

В том же 1495 г. «собрались епископы, так говорит современная летопись, Владимирский Вассиан, Луцкий Иона и поставили Макария архимандрита митрополитом Киева и Всей России. А к патриарху послали старца Дионисия и диакона инока Германа за благословением. Той же осенью прибыл из Царьграда посол патриарха Нифонта. Он сказал: «не поставляйте после сего митрополита, пока не получите благословения от нас, за исключением великой нужды». Они отвечали: «мы не отказываемся от древних обычаев соборной Цареградской Церкви и от благословения отца нашего патриарха. Мы учинили то по нужде, как и прежде поступали братия наши епископы при великом князе Витовте. И в правилах святых Апостолов и святых отцов написано: два или три епископа пусть без всякого сомнения поставляют епископа» 26 . Блаж. Макарий, по примеру предшественников своих, жил в Вильне: здесь посвятил он в 1495 году Кирилла в епископа Луцку. В Вильне личным сношением с великим князем Литвы святитель легко мог предупреждать происки и насилия папизма, равно помогать православию и в других нуждах. С другой стороны, Киев в те печальные времена оставался полуразрушенным и часто подвергался нападениям Крымских и Ногайских хищников. Татары два раза опустошали Волынь в 1496 г. и в марте 1497 г. два отряда их снова вторгались туда же, но оба были разбиты на голову и почти истреблены 27 . Попечительный пастырь давно желал осмотреть древнейшее место своей кафедры и святыни Киева. К тому побуждала его и настоятельная нужда привести в порядок Софийский собор, ограбленный паред тем татарами. После счастливых дел с татарами, решился он отправиться в Киев. Ему говорили о возможных опасностях пути, но он по делам долга своего предал себя воле Божией. Современный летописец, знавший Макария, оплакивает смерть его, встреченную на пути в Киев, как наказание за грехи паствы, а утешается ею, как залогом наград за святую ревность его. Он так пишет: «того же 1497 г. Мая 1-го дня, в первый день шестой недели после Великого дня (Пасхи), в понедельник, безбожные Перекопские татары убили преосвященного Киевского Макария, митрополита и архиепископа всей России».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте (сведения о нем 14 марта), он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители. О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 октября и 24 августа . Иконописный подлинник Москва. 1480-е. Свт. Петр с житием. Икона. Москва. 1480-е гг. Успенский собор Кремля. Москва. Новгород. XV. Святые Петр Митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Москва. XV. Свт. Петр Митрополит. Икона. Москва или Тверь. 1-я половина XV в. 158 х 96. Возможно, из Тверского Отроча монастыря. ГТГ. Москва. Русь. О. 1497. Свт. Петр. Икона. Русь. Около 1497 г. 191 х 74.5. КБИАХМЗ. Кириллов. Русь. XVI (?). Свт. Петр Московский. Икона. Русь. XVI (?) век. Вологда. XVI. Свт. Петр с житием. Икона. Вологда. 3-я четверть XVI в. (1560-е годы). 139 х 99.3. Из ц. архангела Гавриила в Вологде. Вологодский областной краеведческий музей. Москва. 1574. Свт. Петр. Мастерские Новодевичего монастыря. Шитый покров. Москва. 1574 г. 200 х 105. Из Успенского собора Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/db/text/908880.htm...

Сведения, сообщаемые Ананией Федоровым, очевидно, являются домыслом автора XVIII в., переносящего современные ему обычаи на три столетия ранее. Из икон, приписывавшихся кисти прп. Андрея Рублева в XIX в., и перечисленных владыкой Макарием, в настоящее время прп. Андрею атрибутируется только образ Святой Троицы. Фрески Дмитриевского собора во Владимире датируются ныне временем построения храма — кон. XII в. О недошедших до нашего времени иконах прп. Андрея Рублева см.: Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974. С. 9–10. Не сохранившийся Деисус, вложенный кн. Андреем Васильевичем в Спасо-Каменный монастырь (Прохоров. Сказание о Спасо-Каменном монастыре. С. 153), и образ прп. Дмитрия Прилуцкого (Вологда. Краеведческий музей. 1593) принадлежат кисти другого Дионисия — мастера 2-й пол. XV в., расписавшего собор Ферапонтова монастыря. К концу XV в. относится и храмовая икона Кирилло-Белозерского монастыря, созданная в 1497 г. вместе со всем иконостасом Успенского собора и хранящаяся ныне в ГТГ (Лелекова О. В. Иконостас 1497 г. из Кирилло-Белозерского монастыря//Памятники культуры. Новые открытия/Ежегодник 1976. М., 1977. С. 187–191). 2-й пол. XV в. датируется также икона Божией Матери «Знамение» из Сосновецкого Глушицкого монастыря, хранящаяся в Вологодском краеведческом музее. 7893 (Вздорнов Г. И. Вологда. М., 1972. С. 69. Илл. 47; Живопись вологодских земель XIV–XVIII вв. Каталог. М., 1976. С. 20, 21. Илл. 13). Икона Успения Божией Матери из Семигородной пустыни датируется нач. XV в. (Вологодский краеведческий музей. 7816. Лебедев В. Иконописные труды прп. Дионисия, Глушицкого чудотворца. Вологда, 1900. С. 8–11; Вздорнов. Вологда. С. 58. Илл. 31). После работы В. Лебедева кисти прп. Дионисия приписывается также икона нач. XV в. из Семигородной пустыни «Иоанн Предтеча в пустыне» (Вологодский краеведческий музей. 7873. Лебедев. Иконописные труды. С. 11; Вздорнов. Вологда. С. 58–59. Илл. 33. Живопись вологодских земель. С. 14–15. 8). Вероятно, ошибка Пахомия носит сознательный характер — он не хотел упоминать одиозное имя митр. Исидора.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

В целом, фрески Успенско-Богородицкого монастыря стоят в одном ряду с фресками Дионисия в Ферапонтово. __________________________ Наконец, на выставке в ГИМ «Романовы. Начало династии» (2013) экспонировалась фреска «Цари Федор Иоаннович и Иоанн Васильевич» из Спасо-Преображенского собора московского Новоспасского монастыря, написанная в 1689 году. Над правым плечом фигуры имеется надпись «Цръ», над левым - «Iwauh». Плащ с растительным орнаментом застегнут у шеи, длинное платье перехвачено поясом и разделено вертикальной каймой. На голове - шапка в самоцветах, с меховой опушкой. Вся одежда украшена драгоценными камнями по вороту и кайме. Вот, основные вехи в истории древнего храма, в котором распоагалась фреска. Собор Спаса Преображения «посреди монастырского двора» был «построен в 1645-1647 гг. на месте древней церкви, сооруженной в 1491-1497 гг. В подклете усыпальница бояр Романовых, при которой в 1902 г. устроена придельная церковь Романа Сладкопевца» . «Впервые главный собор Новоспасского монастыря упоминается в Никоновской летописи под 1491 г.: «Тоя же (6999) весны повелением Великого князя Ивана Васильевича Архимандрит Спасский Афанасий заложил церковь каменную на Новом, Преображения Господа Нашего Иисуса Христа» и «Тоя же 7005 (1497) года осени сентября 18 в неделю священа бысть церковь каменна Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в монастыри на Новом Преосвященным Симоном митрополитом Всея Руси при Архимандрите Афанасии Щедрого». Вероятно, до сооружения каменного собора существовал деревянный, возведенный одновременно с перенесением монастыря на новое место. Однако сведений о нем пока не обнаружено. В 1645 г. Михаил Романов решил на месте обветшавшего и сильно пострадавшего в годы польской интервенции храма возвести новый. Старый собор частично разобрали и возвели новые стены. Строительство продолжалось четыре года и завершилось в 1649 г. Девятнадцатого сентября храм торжественно освятили. Сохранились документы с именами мастеров, возводивших новый собор: ...Дмитрия Телегина, Микифора Кологривова, Ивашки Ахинфова, Гришки Копыла .

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010