Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Аггей прор. Описания иконы Аггей прор. - житие АГГЕЙ, ПРОРОК Аггей (VI в. до н.э.), десятый из 12 малых пророков, первый послепленный пророк. Вероятно, прибыл в Иерусалим из Вавилонии. Кроме упоминаний в 1 Ездр 5. 1 и 6. 14, иных достоверных сведений о нем не сохранилось. Именами пророков Аггея и Захарии надписаны ряд псалмов (Пс 145–148 у LXX; Пс 111, 145, 146 в Вульгате; Пс 125, 126, 145–148 в сир. Пешитте). Он был из колена Левиина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистаспе. По возвращении иудеев из Вавилонского плена он убеждал народ достроить второй Иерусалимский храм и возвещал, что в этом храме надлежит " Слову Безначальному в последних временах явитися " . Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. 1497.] Прор. Аггей. Икона из пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (фрагмент). 1497 г. 66 х 175. ГРМ. Спб. Файл 3446.jpg:   Размер: 1056x1191, 1.26 MPix, 147 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (293) , (8) . Описание: [Константинополь. X.] Прор. Аггей. Миниатюра из Толкований на Книги пророков В 12. Константинополь. Конец X - начало XI века. Национальная библиотека. Турин. Италия. Файл 3447.jpg:   Размер: 1200x1216, 1.46 MPix, 182 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (179) , (2) . Описание: [Афон. XV.] Прор. Аггей. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 3449.jpg:   Размер: 759x825, 0.63 MPix, 124 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (177) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 3450.jpg:   Размер: 327x1200, 0.39 MPix, 95 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (207) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 16 декабря (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 3451.jpg:   Размер: 493x1200, 0.59 MPix, 104 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (177) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1054

История епископов трех соединенных епархий: Перемышльской, Самборской и Саноцкой от наидавнейших времен до 1794 г. Львов, 1893. С. 31–33. Сведения А. Добрянского о времени правления Перемышльских епископов кон. XV в. могут быть уточнены с помощью данных судебных книг перемышльских судов. Епископ «Iwona» упоминается в этих книгах с января 1469 по октябрь 1493 г. (AGZ. 1901. T. 17. S. 1. 10; 1903. T. 18. S. 519. 3734); епископ «Onika» — с февраля 1497 по ноябрь 1504 г. (AGZ. T. 17. S. 388. 2918; S. 419. 3531); епископ «Antoni» упоминается с января 1506 г. (AGZ. T. 17. S. 427–428. 3531). Указанный митр. Макарием случай был отнюдь не единственным. Современник еп. Луки Холмский еп. Грицко Окушкович также имел трех сыновей и дочь и принял постриг лишь после двух лет управления епископской кафедрой (Площанский. Прошлое Холмской Руси. Т. 1. С. 94–95). В грамоте Константинопольского патр. Пахомия от июня 1503 г. упоминается Владимирский еп. Иона — преемник Вассиана (РФА. Вып. 3. С. 638). Количество монастырей, основанных на землях Западной Руси в домонгольское время и продолжавших существовать в XV–XVI вв., было более значительным, чем это следует из данного текста. Так, в документах XVI в. упоминаются монастыри св. Михаила, свв. апостолов во Владимире Волынском, известные еще по Ипатьевской летописи 2-й пол. XIII в. (Теодорович. Город Владимир. С. 152 и сл.; 155 и сл.), монастырь Святой горы у с. Зимно недалеко от города, о котором сообщает Киево-Печерский Патерик и который находим в документах 2-й пол. XV в. (там же. С. 169 и сл.). К домонгольскому времени относится и основание Никольского Жидичинского монастыря, так как по свидетельству Ипатьевской летописи под 1227 г. еще Даниил Галицкий ездил «в Жидичин кланяться и молиться святому Николе» (ПСРЛ. М., 1962. Т. 2. Стб. 751). В старых описях монастырского архива сохранились сведения о подтверждении в 1502 г. Александром Ягеллончиком пожалований Свидригайла этому монастырю (Малевич А. Древняя жидичинская архимандрия на Волыни//Волынские епархиальные ведомости.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Симеон, митрополит бывший архиепископ Полоцкий и Витебский упоминается в 1481 1487 или 1488 Иона (Глезна), митрополит бывший архиепископ Полоцкий и Витебский избран и возведён в сан октябрь 1494 Макарий, митрополит, сщмч. поставлен 01.05.1497 (убит татарами) Иосиф (Болгаринович), митрополит бывший епископ Смоленский, поставлен с 10.05.1500 (избран 30.05.1498) Иона, митрополит упоминается с 1503 по 1507 09.07.1507 Киевская, Галицкая и всея Руси (России) С сентября 1509 года Имена Сведения Иосиф (Солтан), митрополит бывший епископ Смоленский, поставлен Иосиф (Русин), митрополит бывший архиепископ Полоцкий и Витебский, возведён в начале 1534 (1535) Макарий (Москвитянин), митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси бывший епископ Луцкий и Острожский 9.04.1535 (с 01.03.1534) Сильвестр (Белькевич), митрополит поставлен с 30.09.1556 Иона (Протасевич-Островский), митрополит бывший епископ Туровский и Пинский, утверждён с 25.06.1568 по 1576 отказался от кафедры; 1577 Илия (Куча), митрополит управлял с апреля 1577 Онисифор (Петрович-Девочка), митрополит рукоположен, (наречён в 1579) с 27.02.1583 до июля 1589 сведён с кафедры; после 1592 Михаил (Рагоза), митрополит рукоположен 27.07.1588 сентябрь 1599 Ипатий (Потей), митрополит (униатский) бывший епископ Владимиро-Волынский и Берестейский, назначен с 26.09.1599 8.07.1613 Киевская, Галицкая и всея Малыя России Имена Сведения Иов (Борецкий), митрополит экзарх Константинопольского трона, рукоположен с 09.10.1620 02.03.1631 Исайя (Копинский-Борисович), митрополит бывший архиепископ Смоленский, избран на кафедру с 18.11.1631 по 1632 сведён с кафедры; 30.10.1640 (1634) Пётр (Могила), митрополит экзарх Константинопольского трона, рукоположен с 28.04.1633 11.01.1647 Сильвестр (Коссов), митрополит экзарх Константинопольского трона бывший епископ Мстиславский, Оршанский и Могилёвский избран 25.02.1647 утвержден 18.01.1649 13.04.1657 Лазарь (Баранович), епископ Черниговский местоблюститель Киевской митрополии с апреля 1657 по декабрь 1657 епископ Черниговский и Новгород-Северский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Нектарий умер в Москве в январе 1667 года. (Рукопись Вифанской духовной семинарии 2369, л. 60, 198–202). 1497 Дьякон Федор, например, поэтому случаю говорит в своей челобитной государю: «а во твоем государстве небывало еретиков прежде, кои бы святые книги превращали и противные в них догматы вносили». В послании из Пустозерска к сыну своему Максиму Федор пишет: «аще бы на Москве приложили (в символ) истинного: кто приложил именем – царь-ли, или святитель кой? и в кое лето? и како тому прилагатаю церковь премолча о прилоге? И аще вси люди мертвы быша в то время: тогда буди тако, яко спящим всем людям на Москве и приложи некто истинного и утече негде». (Матер. V, 41, 154). 1498 Что собор 1654 года возбуждал недоумения и в последующее время, это, между прочим, видно из того, что собор 1666 года, пред началом своих заседаний счел нужным предварительно поставить такой вопрос: собор, бывый в богоспасаемом преименитом царствующем великом граде Москве при благочестивейшем и богохранимом государе нашем и великом князе Алексее Михайловиче, всея в. и м. и б. России самодержце, и при святейшем Никоне патриархе , и царского пресветлого величества при всем его синклите, подписанный священных руками, как исповедати ныне нам долженствует, иже содеяся в царских палатах в лето от создания мира 7162, от по плоти же рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 1654-е?». Уже самая нужда ставить подобный вопрос показывает, что в 1666 году, относительно собора 1654 года, в среде наших иерархов могли встретиться недоумения. 1500 Сведения о Лаппаране даются в энциклопедии Larousse, краткие – даже в словаре Брокгауза (33 полутом, стр. 348). Некролог его с обозрением его деятельности напечатан Первенкьером (Μ. L Pervinquiére) в Revue scientifique 20, 16 mai 1908), откуда мы и заимствуем некоторые биографические сведения. Должно заметить, что журнал Revue scientifique по своему направлению враждебен взглядам Лаппарана, и однако статья посвященная его памяти не находит достаточно выражений, чтобы восхвалить этого «великого ученого, который в столь высокой степени отразил на себе печать французского гения». Несомненно обстоятельное обозрение деятельности Лаппарана будет дано в Revue des Questions scientifiques, где он сотрудничал во всё время существования журнала.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—22— К сему Канцелярия присовокупляет, что об ассигновании поименованным лицам следующих им, по положению, денег сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде. Справка: По распоряжению о. Ректора Академии обоим означенным лицам сообщено было о назначении их на духовно-учебную службу. Определили: Принять к сведению. VI. Отношение Московского Общества любителей художеств, состоящего под Августейшим покровительством Государыни Императрицы Марии Феодоровны от 31 января за 50: «Московское Общество любителей художеств, устраивая с Высочайшего соизволения первый съезд русских художников и любителей художеств в Москве с 23 по 30 апреля, имеет честь покорнейше просить Духовную Академию не отказать в назначении на съезд представителя и указать те вопросы, разрешения коих на съезде было бы, по мнению Академии, желательно. Определили: Предложить доценту Академии по кафедре церковной археологии и литургики А.П. Голубцову отправиться в Москву депутатом от Академии на первый съезд русских художников и любителей художеств, имеющий быть с 23 по 30 Апреля текущего года. VII. Прошение экстраординарного профессора Академии Г.А. Воскресенского: «Покорнейше прошу Совет Академии выписать из библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры необходимые для моих ученых занятий три рукописи: 199 (1640) Слова похвальные, XVI в. в 4°, 558 л. 712 (1824) Патерик Печерский 1497 г. в 4°, 504 л. 754 (1644) Сборник XV в., 581 лист, сроком на один месяц». Определили: Просить Учрежденный собор Троице-Сергиевой Лавры о высылке на месячный срок означенных в прошении профессора Г.А. Воскресенского рукописей. VIII. Представленный доцентом Академии А.И. Введенским отчет о заграничной его командировке: «В настоящее время, когда мною закончена обработка материала, подготовленного во время пребывания за границей (в 189½ уч. году), я нахожу удобным и благовременным, опираясь на изданные мною книги, 2149 представить в Совет Академии «свой отчет о заграничной командировке». Насколько я понимал и понимаю задачи своей «командировки», они состояли не столько в обогащении сведениями

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1464 (J. Irecec). Actenmäszige Darstellung der Verchältnisse der griechisch nicht unirte Hierarchie in Oesterreich. Wien. 1861. S. 12; 3аозерский, стр. 394. 1466 Actenmäszige Darstellung.., S. 20, 24, 25. Грамота императора Леопольда от 1691 года, между прочим, гласила: «licetque obis inter vos, ex propria facultate, ex natione et lingua Rasciana constituera archiepiscopum, quem status ecclesiasticus et saecularis inter se eliget» (см. y Голубинского, стр. 617). 1481 По статуту от 14 мая 1875 года, избрание митрополита совершается по большинству голосов членов народно-церковного собора; избранный утверждается императором (Милаш, стр. 342). 1482 На народно-церковном конгрессе присутствует ещё правительственный комиссар, впрочем, без права участия в соборных рассуждениях и решениях. 1492 Конечно, в принципе многие права австро-венгерского правительства представляются, по-видимому, вполне естественными, но при суждении о них необходимо иметь в виду то распространительное толкование, которое давало им правительство. 1497 Некоторые сведения о древнейшей истории румынской церкви в Венгрии можно найти в труде проф. Голубинского «Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской». 1499 Милаш, стр. 321; Заозерский. О церковной власти, стр. 403, примеч.; (Пальмов). Основные черты церковного устройства у румын в Австро-Угрии. Христ. Чтение, 1808 г., ч. 1, стр. 877–878. 1502 См. Милаш, стр. 351–353; Заозерский, стр. 403–405; Христ. Чтение, 1898 г., ч. 1, стр. 890–896. 1503 Милаш, стр. 352. По Христ. Чтен. (1898 г., ч. I, стр. 881), собор созывается, по крайней мере, однажды в году, а по нужде может быть созываем и чаще. 1504 Это избрание, по статуту 1869 г., совершается, впрочем, на большем по количеству представителей народно-церковном соборе. В состав народно-церковного собора для избрания митрополита входят, кроме епископата, 120 народных представителей, – 80 светских и 40 духовных (причём половина депутатов приходится на епархию митрополита. Христ. Чт., стр. 881). Председательствует на нём уполномоченный от митрополичьей консистории. Избрание совершается по большинству голосов. Акт избрания утверждается императором (Милаш, стр. 342; Христ. Чтение, стр. 881–883).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Подтверждают сказанное, пожалуй, следующие факты. Во-первых. Один из списков, содержащих редакцию А (Иосифо-Волоколамский 414), завершается датой « лета 7007-го». Если эту дату принять за действительное время составления архетипа редакции А (в год третьего пожара), а хронологическую версию данной редакции: 5–5–114 (промежутки между пожарами) за изначальную, соответствующую устному преданию, то вот какое распределение событий во времени получим: 7007 – 114=6893, 6893 – 5=6888, 6888 – 5=6883, где 6893 – год второго пожара, 6888 – год первого пожара и 6883 – год явления на Тихвине иконы и поставления первой церкви, или, в счислении от Р. X., 1375 год. Но в этом году, как известно, общественно-религиозная борьба в Новгороде возросла до последней степени обострения, в этом году была произведена первая в истории Новгорода казнь над еретиками-стригольниками, отрицавшими наряду с прочими положениями восточно-христианского вероучения и иконопочитание; 531 получается, чудесное явление богородичной иконы случилось весьма своевременно: как бы в опровержение еретических домыслов и в подтверждение правоты православных. Во-вторых. В рукописной традиции исследуемого «Сказания» бытовали довольно путаные сведения относительно года построения на Тихвине каменного храма. Так, согласно редакции Б (это самое раннее свидетельство), он был поставлен в 7015 (1507) году, при великом князе Василии Ивановиче. И надо признать, в большинстве выявленных списков памятника утверждается то же. Но при этом, например, в одном из списков редакции Б говорится, что « кирпичная» церковь была заложена « в лето 7008» (1500 г.) « повелением... Ивана Васильевича». 532 Некоторые же списки, содержащие более пространные, чем А и Б, редакции, указывают на 7005 (1497) год. 533 А в Новгородской 3-й летописи статья о поставлении « каменной» церкви помещена под 7023(1515) годом, 534 и с этим согласуются отдельные пространные тексты «Сказания». 535 Существовало также и мнение, что постройка каменного собора в Тихвине началась в 7018 (1510) г. 536 Подобная разноголосица просто вынуждает относиться с недоверием даже к наиболее фиксированному в рукописной традиции варианту – дате 7015 (1507), восходящей к большинству списков редакции Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1991. P. 124-128. N 16) и патриархом К-польским Антонием IV, который также призвал насельников обители придерживаться общежительного устава (RegPatr, N 2963; Actes du Pantocrator. 1991. P. 129-134. N 17). В это время П. м. занимал 15-е место в иерархии афонских монастырей. В апр. 1396 г. патриарх Антоний издал акт, в котором даровал монастырю статус патриаршей ставропигии и гарантировал ему независимость от епископа Иерисса (см. в ст. Иерисская, Святогорская и Ардамерийская митрополия ), прота Афона и патриарших экзархов (RegPatr, N 3024; Actes du Pantocrator. 1991. P. 156-163. N 23). Прямые упоминания о П. м. в источниках, затрагивающих события 1-й пол. XV в., отсутствуют. П. в эпоху туркократии (2-я пол. XV-XIX в.) История монастыря этого времени отражена в письменных источниках значительно хуже, чем в предыдущую эпоху. Сведения о ряде земель, принадлежавших П. м. ранее, более не встречаются в актах. Однако это не означает, что обитель потеряла права на эти земли. Так, в документе 1500 г. говорится о тяжелом материальном положении П. м. Как полагает В. Кравари, речь не идет о действительном упадке мон-ря ( Kravari. 1991. P. 20). Вероятно, П. м. некоторое время по-прежнему пользовался вниманием К-польских патриархов. Известно, что в 1471 г. обитель посетил К-польский патриарх свт. Дионисий I . Выходцем из П. м. был патриарх Нифон II (1480-1488, 1497-1498). В кон. XV в. игум. Игнатий, ставший впосл. протом Афона, активно защищал интересы П. м. В источнике 1501 г. логофет Стайко (возможно, тождественный унгровлахийскому правителю) упомянут как новый ктитор мон-ря, однако неизвестно, какую помощь он оказывал П. м. (Actes du Pantocrator. 1991. P. 187. N 19). Единственный хорошо реконструируемый эпизод истории П. м. этой эпохи -конфликт обители с Протатом на рубеже XV и XVI вв. Вероятно, в 80-х гг. XV в. П. м. приобрел 2 келлии на Афоне - вмч. Георгия Победоносца Фанеромена (Явленного) и св. Бессребреников, на месте древнего мон-ря Плакар. В кон. XV в. собственность П. м.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

Впервые о монастыре официально упоминается в документах 1347 – 1348 годов, и также в Третьем уставе Святой Горы 1394 года. Но об истории самого Григориата до начала шестнадцатого века также мало что известно. В эпоху пиратских набегов и грабительских налетов каталонских наемников большинство записей и архивов пропало. Не дошли до нас сведения о событиях, в результате которых к 1497 году Григориат оказался заброшенным. Возродил монастырь в 1500 году благочестивый монах Спиридон, заручившийся поддержкой молдавского воеводы Стефана, его супруги Марии Палеолог и их сына Богдана. Помощь со стороны молдавских господарей продолжала поступать и в дальнейшем, вплоть до 1720 года. В 1761 случилось новое бедствие – обитель уничтожил страшный пожар. Спасти удалось только святые мощи и священные сосуды. Братия отправилась просить помощи у Иоакима Акарнанийского. Родом этот монах был из греческой области Акарнании, а постриг принял в Григориате в 1740 году. Позднее в поисках большего уединения подвизался в пещере рядом со скитом Святой Анны. По просьбе братии, он отправился в Константинополь для сбора средств, где случайно встретился с султаном. Турецкий властитель был так впечатлен подвижническим обликом и праведностью Иоакима, что пожертвовал на восстановление Григориата большую сумму. Возвращаясь в обитель, инок встретил группу молдавских пленных и выкупил их. Это вызвало гнев султана, и Иоакиму пришлось бежать в Молдавию. Там он продолжил сбор средств. Некоторое время спустя Иоакиму удалось вернуться на Афон. Благодаря его трудам в 1783 году монастырь был восстановлен. Тогда же был построен и главный собор обители. В 1840 году монастырь Григориат стал общежительным. Два больших наводнения 1820 и 1853 годов разрушили многие монастырские постройки, которые были восстановлены во времена игуменства Симеона (1849–1905). Соборный храм Григориата, построенный в XVIII веке, освящен во имя святителя Николая. Иконостас собора установлен в это же время. Новая паперть была построена в 1840 году. Роспись собора гармонично сочетается с его архитектурой. В северной части соборного храма есть придел в честь основателя обители – преподобного Григория.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (XVI - нач. XVII в.), архим. мон-ря «града Корсуня в Белой России» (совр. г. Корсунь-Шевченковский Черкасской обл., Украина), совершивший в 1592 г. хождение в Св. землю и написавший об этом «Книгу Беседы о пути Иерусалимском». Биографические сведения о Д. ограничиваются начальными словами его сочинения. Неясно, может ли мон-рь, в к-ром Д. был настоятелем, быть отождествлен с корсунским Онуфриевским Гуляницким (последний считается основанным в сер. XVII в.; см.: Зверинский. Т. 2. С. 188-189, 885), но, вероятно, он был в это время возобновлен после длительного запустения в результате крымских набегов. (В лит-ре Д. иногда смешивается с Даниилом , игум., возможно еп. Юрьевским, автором «Хожения»; см.: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 10-30.) Составленная Д. «Книга Беседы...» представляет собой древнейший памятник украинско-белорус. паломнической лит-ры. По содержанию сочинение малооригинально. В его основу положено «Хожение» Даниила сокращенной Минейной редакции, распространенной в украинско-белорус. регионе в XV-XVII вв. Совр. Д. палестинские реалии отразились в тексте слабо. В языковом отношении Д. следовал за своим образцом, но позднейшие переписчики заметно приблизили язык повествования к украинско-белорус. лит. нормам XVII в. Сочинение Д. известно в 8 списках XVII-XVIII вв. В XVIII в. оно попало в великорус. рукописную традицию, где его язык был вторично славянизирован в лексическом отношении в соответствии с московскими языковыми нормами. Лит.: Адрианова-Перетц В. П. Данило Корсуньский - паломник XVI-XVII biky//Зап. Филол. biддiлy Укр. АН. К., 1926. С. 1-18; она же. Из истории рус.-укр. лит. связей в XVII в.: (Укр. переводы «Хождения» игум. Даниила и «Сказания Афродитиана»)//Исследования и мат-лы по древнерус. лит-ре. М., 1961. С. 250-251. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ СОЛУНСКИЙ (не позднее сер. XV в.), диакон одной из церквей в Солуни (греч. Фессалоника), автор описания палестинских святынь ВАРСОНОФИЙ (XV в.), иером., автор Хождений в Сирию и Палестину (1456), в Египет и на Синай (кон. нояб. 1461 - сер. янв. 1462) ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай ГАГАРА Василий Яковлевич; посл. треть XVI в. - после 1637, казанский купец, паломник, автор «Хождения» в Грузию, в Св. землю, на Синай, в Египет и в К-поль

http://pravenc.ru/text/171226.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010