В 70-х гг. XVII в. П. был близок ко двору, являлся духовником царевны Софии Алексеевны . Вплоть до конца жизни он пользовался благосклонностью царской семьи, в 1684 г. ему разрешили ежегодно выписывать из Москвы вещей на 200 р. ( Словцов. 1886. С. 281). П. регулярно участвовал в патриарших богослужениях и придворных мероприятиях, постоянно сопровождал патриарха и нередко - государя, особенно часто в 1675 г. (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 1254, 1257, 1303, 1496, 1497, 1519, 1533, 1559, 1562, 1589, 1601, 1602, 1605, 1608, 1622 и др.). П. принимал участие в работе Московских Соборов. Он состоял в комиссии по разбору материалов по делу о деканонизации прп. Анны Кашинской (кон. 1677), присутствовал на заседаниях по этому вопросу в янв.-февр. 1678 г. ( Колосов В. И. Блгв. кнг. Анна Кашинская//Тр. 2-го обл. Тверского археол. съезда. Тверь, 1906. Отд. 4. С. 99-101; Московский собор о житии блгв. кнг. Анны Кашинской//ЧОИДР. 1871. Кн. 4. Отд. 1. С. 45-62). Вероятно, в марте того же года П. участвовал в обсуждении на Соборе вопроса о чине «шествия на осляти» в Вербное воскресенье, скорее всего участвовал и в подготовке решений Собора 1675 г. В источниках сохранились противоречивые сведения о его деятельности, но, являясь судьей Патриаршего Разряда, П. в обязательном порядке участвовал в подготовке Соборов, различных комиссий и проч. В 1678 г. П. был поставлен в митрополита Сибирского и Тобольского на место митр. Корнилия († 23 дек. 1677). Нек-рые исследователи на основании выданной ему настольной грамоты считают, что это назначение состоялось в 1679 г. ( Недосеков. 1888. С. 274; Срезневский. 1902. С. 76 и др.). Однако настольные грамоты нередко датировались более поздним временем, поскольку оформлялись после хиротонии. Кроме того, это мнение не подтверждается др. офиц. источниками, в к-рых упоминается 1678-й год (Выходы государей. 1844. С. 660, 661). Сохранилось «исповедание веры» с автографом П., прочитанное им во время хиротонии. В собственноручной подписи П. указана дата поставления - 21 июля 1678 г. (ГИМ. Син. Л. 33). На архиерейской хиротонии П. присутствовал царь Феодор Алексеевич (Выходы государей. 1844. С. 660, 661). 9 февр. 1679 г. П. отправился из Москвы в Тобольск, 25 марта он прибыл в столицу Сибири (ПСРЛ. Т. 36. С. 101, 171). Одним из первых деяний П. на кафедре было погребение митр. Корнилия 17 июля 1679 г. (Там же. С. 170 и др.). 13 мая 1679 г. он поставил Матфея архимандритом Спасского Знаменского мон-ря (тело митр. Корнилия до похорон находилось в этой обители) (Там же. С. 202).

http://pravenc.ru/text/2578475.html

Пространная редакция сохранилась в неск. вариантах, созданных, вероятно, в старообрядческой общине Углича, о чем можно судить по орфографии и оформлению рукописей. Среди них выделяется основной вариант, известный по неск. спискам сер. XVIII в.: РНБ. АНЛ. А-47; БАН. Арх. ком. 223; ИРЛИ. РАН. Древнехран. Собр. ИМЛИ. 30.; ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 621; ГАЯО. Рукописная колл. 1482. Следует упомянуть также особый авторский вариант Пространной редакции (РНБ. Вяз. Q. 37), приписываемый Г. Д. Серебренникову (Тихомерову; ок. 1745-1827) ( Сагнак. 2005). Наиболее поздний вариант Пространной редакции представлен группой списков 20-30-х гг. XIX в., происходящих, по-видимому, из угличского Покровского мон-ря. В двух из них содержится сообщение о работах по обновлению монастырских построек в 1779 г., при игум. Игнатии (ГИМ. Собр. Соколова. 53; ГИМ. Барс. 869). Главным отличием от основного варианта является упрощенный язык памятника, носящий черты позднего пересказа, а также дополнительные сведения, связанные с состоянием обители на момент создания списков (см., напр.: ГИМ. Собр. Соколова. 53; Барс. 869; Востр. 990). Биография Краткая редакция Жития сообщает, что родителями святого были боярин Иван Гавренев и Ксения Кожина, сестра прп. Макария (Кожина ; 1401 - 17 марта 1483) Калязинского. Отрок отличался благочестием, исполнял посты и удивлял родителей способностями к толкованию Свящ. Писания («они же слышавше чюдишася о ответе отрока и даша ему по воли своей жити»). В возрасте 10 лет он остался сиротой и отправился в мон-рь к своему родственнику прп. Макарию, где принял постриг с именем Паисий. Юный монах проводил время в уединении и молитве, «во дни же писаше святыя книги, и написа книгу святого Григория Богослова. И та книга и до сего дни во обители преподобнаго Макария в Клязине». В наст. время рукопись Слов Григория Богослова сер. XV в., приписываемая руке П., хранится в ТГОМ. КМЗ/851. Во время ночной молитвы преподобному явился ангел, предсказавший ему переселение на новое место. В 1466 г. прп. Макарий «по прошению» угличского кн. Андрея Васильевича Большого отпустил племянника в Углич, где тот, согласно Житию, основал на левом берегу Волги угличский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь (в первые годы своего существования обитель имела др. посвящение - в честь Богоявления). Однако из грамоты вел. кн. Иоанна III Васильевича покровскому игум. Геннадию 1497 г. следует, что мон-рь уже существовал и имел право взимать «пошлину с пудового веса» при вел. кн. Василии II Васильевиче Тёмном, а при Андрее Васильевиче Большом потерял эту привилегию. Т. о., можно предположить, что П. возобновил мон-рь или перенес его на новое место.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

В 1496 или 1497 г., как сообщает Житие, К. основал пустыньку в Комельском лесу, на месте слияния рек Талицы и Нурмы. У Московской дороги иноки водрузили крест, возле него прохожие оставляли милостыню, которую мон. Ананий по благословению игумена собирал и приносил в обитель. Однажды он утаил часть денег. На литургии, когда Ананий подошел приложиться к иконе, она поднялась вверх. Тогда монах раскаялся, и К. его простил. В 1501 г. митр. Симон рукоположил К. во священника, что говорит о связях К. с митрополичьей кафедрой (во ВГИАХМЗ сохр. подлинник ставленой грамоты: Собр. Вологодского архиерейского дома. Оп. 2. Д. 1). В мон-ре были построены 2 церкви, в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (сначала маленькая, затем большего размера; освящена в 1515) и во имя св. Антония Великого (о явлении св. Антония К. рассказано в одном из прижизненных чудес в Житии), а также больница, пекарня, поварня, богадельня. Сразу началась распашка земель; по словам Жития, игумен стал «тяжарем» (пахарем). Известны купчие и данные на имя К. 1516, 1518 гг.; сохранилась купчая 1525/26 г. кн. Ивана Нащоки Кемского на земли Корнилиева мон-ря с автографом К. (оригинал грамоты: СПб ИИ РАН. Ф. 11: Колл. Археогр. комис. 100; опубл.: Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838. 78. С. 121-122). В свое время эти земли дал обители вкладом «по душе» кн. С. А. Шелешпанский: сельцо Никольское, с. Кукобой на р. Ухтоме, сельцо Пантино с 10 деревнями. Все это кн. Иван Нащока купил за 100 р. и в придачу дал коня, лес, пожни и рыбные ловли. Для братии, число к-рой, по сведениям Жития, достигало 90 чел., К. составил общежительный Устав, его основным правилом было строгое послушание настоятелю. Даже личные письма и подарки иноки показывали игумену (это правило существовало и в Кирилловом Белозерском монастыре). Монахам полагалось иметь не более 2 одежд: «...едину ветшану и поплачену, а другую тверду» - и 2 пары обуви. Казначей следил за тем, сколько одежды и обуви находится в пользовании иноков, и не имел права давать дополнительно. Новые ризы монахи получали в обмен на старые. Личное имущество, а также изделия, сделанные своими руками, они сдавали в казну. Если в обитель приходил инок из др. монастыря со своим имуществом, от которого он не хотел отказываться, его принимали на год с условием, что имущество будет опечатано в казне. Монах мог дать милостыню из своих средств только в присутствии и с согласия казначея. Если по истечении года он не передавал имущество обители, то должен был покинуть монастырские стены, забрав свою собственность.

http://pravenc.ru/text/2458683.html

Имя М. как митрополита при Киевском князе, крестившем Русь, отсутствует в начальном русском летописании XI - нач. XII в., где упоминаются только «попы царицины» и «корсунские». Наиболее ранние сведения исторической традиции о начале Киевской митрополии содержит т. н. Начальный летописный свод кон. XI в. (по А. А. Шахматову ) и Повесть временных лет (см. Летописание ). В этих памятниках сообщается, что св. Владимира крестил епископ Херсонеса и священники, приехавшие в Херсонес с царевной Анной. Они же крестили его дружину. Затем священники царевны и священники из Херсонеса направились вместе с Владимиром в Киев и крестили жителей города. В последующем повествовании как единственное действующее лицо выступает кн. Владимир. Он «нача ставити по градом церкви и попы», устроил в Киеве училище «на ученье книгом». Упоминаются «епископы», к-рые предлагают Владимиру карать разбойников, но глава правосл. духовенства - митрополит не назван. В 1-й пол. XV в. в этот рассказ было внесено важное изменение: после сообщений о Крещении Русской земли в традиционное повествование под 6497 г. (988/989) была включена запись о том, что Владимир «взя у Фотея патриарха перваго митрополита Киеву Леона» (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1. С. 90; Т. 5. С. 72), но о деятельности этого митрополита ничего не говорится. В дальнейшем повествование о княжении Владимира воспроизводилось в памятниках летописания 2-й пол. XV - нач. XVI в.: Ермолинской летописи, Типографской летописи, Московском своде кон. XV в., сводах 1497 и 1518 гг. В наиболее распространенной авторитетной редакции т. н. Устава Владимира (Синодальной Редакции) также сообщалось, что Владимир «взях перваго митрополита Леона Киеву, иже кръсти всю землю Роусьскоую святым крещеньем» (ДРКУ. С. 22 и др.). Т. о., в XV - нач. XVI в. в Сев.-Вост. Руси преобладало представление о том, что 1-м главой Киевской митрополии при Владимире был свт. Леон (Леонтий) . В списке русских митрополитов в сборнике с Комиссионным списком Новгородской I летописи М. указан как преемник Леона (НПЛ. С. 473).

http://pravenc.ru/text/2563462.html

По точному замечанию С. Б. Чернецова ( Чернецов. 1982. С. 163), Н. выбрал образцом для подражания своего великого деда Зара Якоба, останки к-рого он в 1497 г. перезахоронил в мон-ре св. Стефана на о-ве Дага, в юго-вост. части оз. Тана. Подобно ему Н. укреплял почитание Пресв. Богородицы и ввел в церковную практику обычай справлять ежемесячно главные праздники в Ее честь: Рождество, Вознесение и Успение (1, 16 и 21 числа соответственно). Н. старался следовать примеру деда и в сфере лит. творчества. Ему приписывают авторство богородичных гимнографических сборников «Образ Марии» (    ) и «Похвалы Марии» (    ), а также отдельных гимнов. Кроме того, в единственном списке (Lond. Brit. Lib. Orient. 706) сохранилась антология богослужебных гимнов кэне (см. в ст. Гимнография ), написаннных Н. преимущественно в метрико-семантической разновидности «сэлласе» (Троица); антология, очевидно, была составлена при жизни Н. ( Тураев. 1906). У Н. было 5 жен, возможно, последовательно, а не одновременно, но известно имя только одной из них - царицы Наод Могаса. Помимо единственного наследника Лебна Денгеля сохранились сведения о 3 дочерях Н.: Валатта Каламсис, Романа Верк, Амата Сион, последняя из к-рых причислена к лику святых Эфиопской Церкви . Н. скончался во время похода против мусульман обл. Ифат. Согласно «Краткой хронике», он похоронен на амбе Гешен ( Basset R. Études sur l " histoire d " Éthiopie: 1ère partie//J. Asiatique. Ser. 7. 1881. T. 17. P. 327 [эфиоп. текст]; T. 18. P. 97 [франц. пер.]). По др. сведениям, его тело упокоилось рядом с возводившейся по его приказу ц. Макана-Сэлласе и по завершении строительства 12 янв. 1521 г. было торжественно перезахоронено внутри храма. Соч.: [ Тураев Б. А.]       Вирши царя Наода//ЗВОРАО. 1906. Т. 16. С. 0169-0189. Ист.: Histoire d " Eskender, d " ‘Amda-Seyon II et de Nä " od, rois d " Éthiopie/Éd., trad. J. Perruchon//J. asiatique. Ser. 9. P., 1894. Vol. 3. P. 319-366, здесь: p. 346-366 (рус. пер.: Тураев Б. А. Абиссинские хроники XIV-XVI вв./Пер. с эфиоп. под ред. И. Ю. Крачковского. М.; Л., 1936. С. 101-111).

http://pravenc.ru/text/2564662.html

В кон. XV в. обитель имела 77,5 обжи земли, а также 60 дворов с 78 тяглецами ( Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 207), в т. ч. зафиксированные в писцовой книге 1497/98 г. деревни Горка и Ушково-на-Бору, сведения о владении которыми имеются в грамоте кн. Изяслава Мстиславича. Земли, принадлежавшие обители, располагались в 2 пятинах новгородской земли - Шелонской и Деревской. В результате московских конфискаций XVI в. за Н. П. м. оставался только Налючский погост Деревской пятины ( Гневушев А. М. Очерки экон. и соц. жизни сельского населения Новгородской обл. после присоединения Новгорода к Москве. К., 1915. Т. 1. Ч. 1. Прил. С. 77, 199). 21 нояб. 1588 г. царь Феодор Иоаннович в ответ на челобитную игум. Феодосия с братией выдал Н. П. м. жалованную грамоту (и освобождение от оброка на рыбную ловлю в оз. Мячино, наложенного «прежними новгородскими дьяками» В. Степановым и Л. Онаньевым) (РГАДА. Ф. Новгородской приказной избы. Стб. 42743. Ч. 4; Корецкий. 1955. С. 204). Тем не менее 25 марта 1590 г. новгородские дьяки вновь рассматривали челобитную игум. Варлаама «з братьею», в результате чего Н. П. м. было выдано разрешение «на рыбную ловлю на Мячино по государевой грамоте и по челобитной... и велели им теми рыбными ловлями владети, на монастырской обиход рыбу ловити по прежней грамоте, а оброк с тое рыбные ловли по государеве грамоте велели сложити для нищеты и скудости» ( Корецкий. 1955. С. 205). При том же игумене был изготовлен один из списков грамоты кн. Изяслава Мстиславича об учреждении обители и о ее владениях (Там же. С. 204). По выписи из писцовых книг 1598 г., Н. П. м. принадлежали пожни Леденец и Болото у оз. Мячино ( Секретарь. 2011. С. 546). Н. П. м., как и др. новгородские обители, был разорен во время швед. оккупации 1611-1617 гг. В описи новгородских церквей и мон-рей 1615 г. отмечено лишь, что в Н. П. м. «храм Пантелеймон многострадальный, в трапезе Покров Богородицы, каменны» (Опись Новгорода 1617 г./Подгот. к публ.: М. Е. Бычкова. М., 1984. Ч. 2. С. 325. (Памятники отеч. истории; Вып. 3)). Т. о., в обители помимо соборного имелся также храм в честь Покрова Пресв. Богородицы с трапезной (1-е упоминание), что указывает на введенный ранее (вероятнее всего, по инициативе архиеп. Новгородского свт. Макария в 1528 г.) общежительный устав. Однако опись 1617 г. фиксирует уже полное запустение обители: «...церкви каменные, а те ныне стоят разорены. А келей и ограды и старцов и слуг никого нет»; при этом отмечаются как принадлежавшие Н. П. м. богослужебные предметы, а также 26 рукописных бумажных книг и 5 медных колоколов (Там же. Ч. 1. С. 111-112).

http://pravenc.ru/text/2577785.html

Николаю Чудотворцу, т. к. и 2-й основанный им мон-рь был посвящен этому же святому. По др. версии, Г. м. был вверен свт. Николаю, покровителю плавающих, поскольку он стоял на берегу моря, причем на месте древнего храма Посейдона, остатки к-рого и сегодня можно видеть на арсанасе (пристани). История монастыря Древнейшее упоминание Г. м. содержится в хрисовуле визант. имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), выданном мон-рю прп. Дионисия, в к-ром обитель названа Григориатикон, т. е. мон-рь Григория. Подпись игумена Г. м. иером. Каллистрата впервые встречается в акте Протата 1347 г. В хрисовуле серб. кор. Стефана IV Душана (1348) фигурирует игум. Каллист. В 1364 г. серб. деспотом Иоанном Углешей были установлены границы между Г. м. и мон-рем Симонопетра ( Βησσαρων (Μχας). 1954. Σ. 9-10). В 1394 г., когда на Афоне было 25 мон-рей, Г. м. занимал 22-е место в их иерархии ( Meyer. 1894. S. 197). Из тур. документа 1429 г. известно, что Г. м. принадлежали владения в Сидирокавсии, в Лонгосе (п-ов Ситония) и в Кассандрии ( Βαρλαμ (Αϒϒελκος). 1921. Σ. 172-173). Прп. Григорий Новый и игум. Иоаким Макригенис. Роспись притвора кафоликона мон-ря прп. Григория. 1768–1779 гг. Прп. Григорий Новый и игум. Иоаким Макригенис. Роспись притвора кафоликона мон-ря прп. Григория. 1768–1779 гг. Акт Зографского мон-ря (1483) подписан проигум. Г. м. Аверкием по-славянски. Хиландарский старец Исаия (1489) указывает, что число иноков в Г. м. достигло 270 чел., и называет этот мон-рь сербским (Три древних сказания. 1882. С. 5). Эти сведения подтверждаются тем, что по-славянски подписали ряд документов игумены Г. м. Спиридон (1496), Никифор (1503-1513), Гавриил (1526), Никанор (1541) ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 16-20). По всей видимости, в Г. м. подвизались не только серб., но и болг. монахи (Ibid. Σ. 14-22). В 1497 г. мон-рь серьезно пострадал от нападения агарян, т. е. араб. пиратов. В том же году Г. м. был восстановлен сыном молдав. господаря Александром. В хрисовуле 1500 г. сообщается, что мон-рь, в очередной раз сожженный и полностью разрушенный пиратами, был отстроен молдав.

http://pravenc.ru/text/168091.html

(в 2016 опубл. 1-й том) и др. сочинения. До 2-й пол. XIX в. Н. В. м. обладал богатейшей б-кой, к-рую составляли рукописи с XIV в. и издания с XVI в. В 1859 г., по подсчетам иеросхим. Андроника, библиотечное собрание насчитывало 1671 рукопись на слав., румын., греч. и других языках. После основания Новонямецкого мон-ря иеросхим. Андроник, иером. Феофан (Кристя), иером. Исихий (Донич) и др. насельники перевезли туда мн. рукописи и книги (большая часть хранится в Центр. гос. архиве Республики Молдова. Ф. 2119. Оп. 2, 3, 4, 5, 6; подробнее см. в ст. Новонямецкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь ), а также копию чудотворной Нямецкой иконы Божией Матери ( Ганицкий. 1880. 20. С. 996-1003; 21. С. 1050-1059; 22. С. 1094-1099). В период коммунистического режима изд-во Н. В. м. являлось единственным, выпускавшим книги и календари для РумПЦ, к-рые распространялись также в Молдавской ССР. Помимо книг религ. содержания Н. В. м. издавал также лит-ру светского характера (историческую, юридическую и др.). Совр. б-ка Н. В. м. насчитывает более 22 тыс. рукописных и печатных книг XVII и XVIII вв. ( Mitric. 2006. Р. 197-387). И. Черетеу Святыни Западный фасад семинарской ц. во имя ап. Иоанна Богослова. 1832 г. Фото: Farmacism Западный фасад семинарской ц. во имя ап. Иоанна Богослова. 1832 г. Фото: Farmacism В Н. В. м. хранится глава прп. Симеона Столпника Дивногорца. Для нее в 1463 г. св. Стефан III заказал венец из серебра с позолотой, по форме напоминающий корону св. Иштвана (без подвесок; крест уложен на месте пересечения дугообразных пластин). По периметру обруча помещена ктиторская надпись св. Стефана III на слав. языке. Поскольку в тексте нет сведений о назначении этого вклада, как в других аналогичных случаях, П. Нэстурел считает, что глава изначально была семейной реликвией господарской семьи (возможно, обретена отцом св. Стефана III - Богданом II) и святыню пожертвовали Н. В. м. во время освящения Вознесенской ц. (1497). О том, что примерно с этого времени святыня находится в монастыре, свидетельствует рукопись Минеи XVI в., переписанная в Н. В. м. и содержащая специальную службу прп. Симеону Дивногорцу ( Nasturel. 1961. P. 349-555; Melchisedec (Velnic). 2007. Vol. 3. N 2. P. 5-12). После замены старого ковчега на новый венец хранится отдельно от мощей.

http://pravenc.ru/text/2578019.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († после 1503, Никольская Тихонова пуст. (ныне с. Тимирязево Лухского р-на Ивановской обл.)), прп. (пам. 7 июня - в Соборе Ивановских святых и 23 янв. - в Соборе Костромских святых), Лухский (Луховский), один из первых учеников прп. Тихона Лухского († 1503). Основным источником сведений о Г. является Житие прп. Тихона, составленное после 1569 г. (старший список - РНБ. Погод. 781б. Л. 22-52, 30-е гг. XVII в.; запись чудес шла до 1651), к-рое сообщает о том, что Г. одним из первых пришел в урочище Копытово на берегу р. Лух, где в то время жил прп. Тихон. Прп. Тихон, еще будучи мирянином Тимофеем, выехал из Литвы вместе с кн. Ф. И. Бельским, перешедшим на службу к московскому вел. князю в 1481/82 г. В янв. 1497 г. кн. Бельский получил от вел. кн. Иоанна III Васильевича в удел г. Лух на средней Волге (ПСРЛ. Т. 28. С. 152, 324, 330). По-видимому, основание Тихонова Лухского (Луховского) в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-ря (Никольской Тихоновой пуст.) следует отнести к времени после указанной даты. Прп. Тихон заповедал своим ученикам избегать общения как с мирянами, так и с др. иноками. Жизнь Лухских подвижников проходила в бедности и нестяжании. Кормились они своим трудом, обрабатывая землю, причем прп. Тихон «впрязашеся сам в ярмо оралное и повелевая учеником своим управляти орало на себе». Архим. Леонид (Кавелин) ошибочно указывает, что Г. в иночестве имел имя Варлаам (Св. Русь. С. 192), но это не подтверждается источниками. В XVII-XX вв. Г. почитался в мон-ре и Лухском крае как ученик прп. Тихона, место его погребения в Тихоновой пуст. было забыто уже к нач. XIX в. Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Ивановских святых, празднование к-рому было установлено 7 дек. 2000 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . До закрытия Никольской Тихоновой пуст. (в нач. 20-х гг. XX в.) в ней имелись иконы, на к-рых Г. был изображен вместе с прп. Тихоном и др. учеником основателя обители - прп. Фотием (Фаддеем) Лухским. На совр. монастырской иконе 90-х гг. XX в. Г., облаченный в схиму, в куколе, также представлен вместе с этими святыми, к-рые держат модель обители (Рус. мон-ри: Поволжье. Новомосковск; М., 2003. С. 267).

http://pravenc.ru/text/164543.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КОРНИЛИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Прп. Корнилий Комельский. Икона. Нач. ХХ в. (собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Вологде) Прп. Корнилий Комельский. Икона. Нач. ХХ в. (собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Вологде) находился в Ростиловской вол. Грязовецкого у. Вологодской губ., в 6 верстах от г. Грязовца. Основным источником сведений об устроении К. К. м. в 1497 г. является Житие прп. Корнилия Комельского, известное более чем в 40 списках XVI-XIX вв. и сохранившееся в неск. редакциях с нач. XVII в. Постриженик Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря мон. Корнилий пришел в Комельский лес, обнаружил «храмину разбойническу и вселися в ню, и начать отребляти место то». Вскоре к отшельнику стали приходить жители окрестных селений. На месте слияния рек Талицы и Нурмы преподобный основал монастырь. В 1501 г. он получил ставленую грамоту митр. Московского и всея Руси Симона , по к-рой был рукоположен во иерея к ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, построенной в обители. В 1515 г. Введенский храм был перестроен и освящен, затем в К. К. м. возведена ц. во имя прп. Антония Великого, построены кельи, богадельня, больница, хлебопекарня, поварня. На расстоянии версты от мон-ря, вблизи Московской дороги, соединявшей Вологду с Москвой, братия выкопала колодец (впосл. на этом месте возвели часовню). В 1530 г. прп. Корнилий уже имел сан игумена (Акты. 1994. С. 95, 97). Зимой 1528/29 г. К. К. м. в числе др. вологодских обителей посетил вел. кн. Василий III Иоаннович , к-рый пожаловал в обитель «двадесять рублев с рублем» (Житие. 1994. С. 179), а также наделил ее земельными владениями, что было закреплено выдачей тарханной грамоты. В 1544/45 г. К. К. м. посетил вел. кн. Иоанн IV Васильевич , передавший в мон-рь 50 р., а также «болшие милостыни заздравные» - еще 5 р. 26 алтын 4 деньги (Приходо-расходные книги. 1871. С. 18).

http://pravenc.ru/text/2458667.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010