Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ V католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1479-1488), 1-й предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) после разделения Грузии. По сведениям груз. летописца Бери Эгнаташвили, составившего хронику «Новая Картлис Цховреба», Н. занял престол предстоятеля ГПЦ после смерти католикоса-патриарха всей Грузии Давида V (1466-1479) ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 346). Груз. царевич Вахушти Багратиони в «Истории царства Грузинского» упоминает о Н. вскользь: «Во время царствования царя Константина (Константин II, царь Грузии в 1466-1484, царь Картли в 1484-1505.- Авт.) скончались католикосы Давид и Николай, и посадил царь Авраама ( Авраам II Абалаки (ок. 1492-1497).- Авт.)» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 390). Б. Ломинадзе отмечала, что начало правления Н. невозможно установить даже приблизительно и что к 1492 г. он уже не занимал престол предстоятеля ГПЦ ( Ломинадзе. 1966. С. 279), однако позже она определила время его предстоятельства 1488-1492 гг. (и т. о. получилось бы, что время правления Н. совпадает с периодом предстоятельства католикосов-патриархов Евагрия (ок. 1488-1492, 1500/03) и Авраама II Абалаки). В совр. историографии время предстоятельства Н. относят к периоду между правлением Давида V и Евагрия. Имя Н. упоминается в грамоте пожертвований 1479 г. царя Кахети Александра I (1476-1511), в к-рой патриаршему кафедральному собору Светицховели царь даровал с. Сапанкисо около Веджини, с. Торгиани и царское с. Ахашени (НЦРГ. Ad 1838, 24 янв.; Аннотированный словарь лиц. 1991. Т. 1. С. 216). Ист.: Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 326-442; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Аннотированный словарь лиц. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.). Лит.: Ломинадзе Б. Из хронологии Грузии XV в.//Вопросы истории кавказских народов. Тб., 1966. С. 275-281 (на груз. яз.); Качарава Э. Николоз V//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 79 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2566062.html

Находящаяся в храме Ченстоховская икона Божьей Матери, весьма древняя. Она ныне в киоте, который устроен г. Альферовым, под серебряною и вызлощенной шатой с посадкой разных камней. Откуда эта икона, достоверных сведений нет никаких. Некоторые из старожилов говорят, что она принесена одним польским шляхтичем в бывшую старую деревянную церковь, по имени и фамилии неизвестным, из Ченстохова. При Успенском Сыроватском храме до 1812 года было три причта, а с того времени определены два; причт 3-го класса. По переписи 1732 года в слободке Сыроватке 1132 душ муж., в деревне Поповке 153 (последние «поселены на жалованной церковной земле тому лет 70» следовательно в 1662 году), – в хуторе сотника Павла Михайловича Виднева 26 душ муж., в деревне Железнянке 249, а всего 1559 душ муж пола. По ведомости генерального межевания в Верхней Сыроватке 1237 душ муж., 5205 десятин земли. По исповедным записям прихожан: в 1730 году 1550 муж., 1497 жен., в 1750 году 1600 муж., 1549 жен., в 1770 году 1655 муж., 1625 жен., в 1790 году 1710 муж., 1795 жен., в 1810 году 1763 муж., 1972 жен., в 1830 году 1677 муж., 1788 жен., в 1850 году 1828 муж., 1940 жен. пола. От холеры 1831 года умерло до 40 человек, а в 1848 году до 120 человек. Метрики начинаются с 1735 года, а исповедные росписи с 1739 года. Филарет (Гумилевский) «Историко-статистическое описание Харьковской епархии». 1857 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ченстоховская икона в слободе Верхней Сыроватке Харьковской епархии Эта древняя, местночтимая икона есть копия с Ченстоховского образа Божией Матери. Хранится она ныне в Успенском храме слободы Верхней Сыроватки, расположенной в восьми верстах от города Сум Харьковской губернии. Откуда взят этот образ, достоверно не известно, но некоторые местные старожилы утверждают, что он принесен был из Ченстохова одним польским шляхтичем в прежнюю деревянную церковь вышеупомянутой слободы, которая была построена еще в 1660 году. Ченстоховская икона Богоматери, находящаяся в слободе Верхней Сыроватке, прославилась многими чудесами. В 1848 году один помещик села Бездрика, по фамилии Н. Альферов, на охоте нечаянно прострелил себе ногу. Рана была тяжелая, и врачи не могли ее залечить. Потеряв всякую надежду на их помощь, Альферов отправился в слободу Верхнюю Сыроватку. Здесь он припал к Ченстоховскому образу Владычицы и долго молился: по чистосердечной молитве своей он скоро получил исцеление. В благодарность за оказанное ему Богоматерью благодеяние помещик соорудил вокруг каменного храма Успения Богородицы каменную ограду.

http://sobory.ru/article/?object=47224

Художники-реставраторы Новоспасского ставропигиального монастыря проводят экскурсии по реставрируемым объектам обители 27 июля 2023 г. 18:32 В Спасо-Преображенском соборе  Новоспасского ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы проводятся восстановительно-реставрационные работы. Собор начали строить по указанию царя Михаила Федоровича Романова и закончили при царе Алексее Михайловиче в середине XVII века. Собор возведен на месте обветшавшего храма, который стоял здесь с 1497 года. Это монументальное здание высотой 32 метра, уступавшее по размерам только Патриаршему Успенскому собору Московского Кремля. В настоящее время совершается комплексная и масштабная реставрация всего Спасо-Преображенского собора — возможно, впервые за всю историю существования памятника. На протяжении года с перерывами на холодное время ведется реставрация живописи. Косметическую реставрацию, удаление загрязнений поверхностей, а также укрепление известково-песчаной штукатурки осуществляет профессиональная бригада художников-реставраторов при Межобластном научно-реставрационном художественном управлении (МНРХУ), которую возглавляет И.А. Сергиеня. За время работы художников-реставраторов сделано несколько открытий. В южной стене четверика в скрытой комнате были раскрыты фрески со сценами Рождества Христова. Под орнаментальными полотенцами в том же пространстве был обнаружен текст, сообщающий о рождении наследника царя Петра I, цесаревича Алексея; текст еще не полностью расшифрован. Спасо-Преображенский собор Новоспасского монастыря был расписан во второй половине XVII века. В настоящее время реставраторы очищают все изображения от копоти и других загрязнений, после чего восстановят оригинальный красочный слой. Также как в Успенском соборе Московского Кремля, в барабане Спасо-Преображенского собора обнаружен тайник. Реставраторами регулярно совершаются открытия, к примеру, были обнаружены скрытые ранее архитектурные элементы собора XV века. Паломническая служба Новоспасского монастыря совместно с художниками-реставраторами разработали экскурсию, в ходе которой можно узнать о работе реставраторов, ознакомиться со спецификой их труда, посетителям расскажут об истории росписей Спасо-Преображенского собора и о новые сведениях, которые обнаруживаются в ходе реставрации. Экскурсии проводят художники-реставраторы. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

В копт. и сир. минологических памятниках память К. практически не встречается; она указана лишь в сиро-яковитском Минологии XVII в. из Халеба (Алеппо) под 31 мая (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 79. (PO; T. 10. Fasc. 1)) и в копто-араб. календаре Абу-ль-Бараката († 1324) под 19 окт. (22 бабеха: Le Calendrier d " Abou " l-Barakât/Éd., trad. E. Tisserant. P., 1913. P. 256-257. (PO; T. 10. Fasc. 3)). В средневек. арм. Синаксаре Тер-Исраэла память К. и его матери Анны обозначена под 28 окт. (19 сахми) и отмечено, что К. именуется также Кириллом (Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Éd., trad. G. Bayan. P., 1920. Vol. 3: Mois de Sahmi. P. 387. (PO; T. 15. Fasc. 3)). В совр. практике Армянской Апостольской Церкви во 2-ю субботу Великого поста вместе с памятью свт. Кирилла Иерусалимского совершается литургическое поминовение «другого епископа Кирилла» (т. е. К.) и его матери Анны. В нек-рых слав. Прологах сказание о К. и посвященное ему двустишье содержатся под 28 окт. и 30 марта ( Петков Г. С. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 270, 373). Впосл. в слав. агиограф. традиции память К. закрепилась под 28 окт. (ВМЧ. Окт. Стб. 1967-1968, 1981 (двустишие из Пролога)). Почитание К. на Западе Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Крест. Гроссо. Аверс. Реверс. XIII–XIV вв. Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Крест. Гроссо. Аверс. Реверс. XIII–XIV вв. В средние века важнейшим центром почитания К. был г. Анкона (Италия), куда в V в., согласно местному преданию, были перенесены мощи К. По легенде, имп. Галла Плацидия († 450), построив в Анконе храм во имя первомч. и архидиак. Стефана, пожелала поместить туда его мощи, обретенные в Иерусалиме в 415 г. С этой просьбой она обратилась к имп. Констанцию (ошибочно названному ее братом), но, т. к. жители Иерусалима не хотели отдавать святыню, Констанций послал Галле мощи К., к-рые и были упокоены в Анконе. Эта легенда изложена в чтениях оффиция К. в Анконском бревиарии, к-рые болландист Папебрук датировал XIV в., и в «Анконских хрониках» Л. Бернабеи (1497) (Collezione di documenti storici antichi inediti ed editi rari delle città e terre marchigiane/Ed. C. Ciavarini. Ancona, 1870. T. 1. P. 16-18). Указав на ошибки и неточности в предании, Папебрук тем не менее допустил, что мощи К. были перенесены в Анкону по инициативе Галлы Плацидии, которая получила святыню от имп. Феодосия II , племянника имп. Гонория (ActaSS. Mai. T. 1. P. 441). Совр. итал. исследователи в основном признают достоверность этого предания, несмотря на отсутствие более точных сведений о том, когда и при каких обстоятельствах мощи К. попали в Анкону (см., напр.: Mariuzzi et al. 1987). Так, в «Перечне святых и их деяний» Петр Наталис (ок. 1370) пересказал Мученичество К., но не упоминал о почитании святого в Анконе и о его мощах ( Petr. Natal. CatSS. IV 120).

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Московское великокняжеское летописание середины – второй половины XV в. (имеющее в основе Софийскую I летопись) представлено памятниками конца этого столетия – Никаноровской 22 и Вологодско-Пермской 23 летописями и Московским сводом конца XV в. (дошел в двух редакциях – 1479 и начала 90-х гг.) 24 , а также сводами 1497 г. (Прилуцкая летопись) 25 и 1518 г. (Уваровская летопись) 26 . Великокняжеское летописание вошло также в Ермолинскую 27 и Типографскую 28 летописи конца XV в., но в первой отразился также особый (ростовский или белозерский) свод 70-х гг. (он лег в основу также Сокращенных сводов 1493 и 1495 гг. 29 ), а во второй – ростовский владычный свод. Ряд известий о московско-ордынских отношениях в конце XV в., восходящих к источнику 80-х гг., содержат Львовская 30 и Софийская II 31 летописи XVI в. Сведения о событиях 90-х годов XV и первых лет XVI в. дают также Софийская I летопись по списку Царского 32 и Иоасафовская летопись 33 . В некоторых летописных памятниках XVI и XVII вв. имеются уникальные известия об отношениях с Ордой в XIV-XV вв. Это известия (тверские), содержащиеся в Тверском сборнике 34 и так называемом Музейском фрагменте 35 , отдельные записи Никоновской 36 и Воскресенской 37 летописей, Устюжской летописи 38 , Новгородской летописи Дубровского 39 и Архивской, или так называемой Ростовской летописи 40 (две последние восходят к общему протографу – своду 1539 г.). Новгородское летописание конца XIII – первой половины XV в. представлено Новгородской I летописью старшего и младшего изводов 41 . Старший извод доводит изложение до 30-х годов XIV в. (с лакуной за 1273–1298 гг.), младший – до 40-х годов XV в. Новгородский свод начала XV в., отразившийся в HIЛ младшего извода, был использован также при составлении протографа Новгородской IV и Софийской I летописей. К исследуемой теме имеют также отношение ряд известий псковского 42 и волынского 43 летописаний. Прямые или косвенные данные об отношениях Москвы и Орды содержатся, помимо летописания, и в других памятниках русской средневековой литературы (некоторые из них дошли – полностью или частично – в составе летописей). Это «Повесть о Михаиле Тверском» (начало 20-х годов XVI в.) 44 , «Житие митрополита Петра» (1327) 45 , «Задонщина» (конец XIV в.) 46 , «Житие митрополита Алексея» (первая, краткая, редакция конца XIV в. 47 , вторая – середины XV в.) 48 , «Житие Сергия Радонежского» (1418) 49 , «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню» (1461–1462) 50 , «Хожение за три моря» Афанасия Никитина (начало 70-х годов XV в.) 51 , «Повесть о убиении Батыя» (70-е годы XVb.) 52 , Житие Ионы, архиепископа Новгородского (70-е годы XV в.) 53 , послания на Угру архиепископа Вассиана Рыло и других представителей духовенства (1480), «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XVI в.), послание Сильвестра Ивану IV (середина XVI в.), «Казанская история» (вторая половина XVI в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первая обитель, как мы отметили, была посвящена Пресвятой Богородице. Монастырь же «Фессалоникийца» — Св. Пантелеимону, что видно из подписей Лаврентия на церковных документах: «игумен Св. Пантелеимона Фессалоникийца». На новом месте, на прекрасной возвышенности, в окружении девственной природы, братство русского монастыря находилось 700 лет. История русского монастыря, как и всех других монастырей Афона, связана с постоянной борьбой монахов против иноземных захватчиков. Ситуация осложнялась тяжелым материальным положением монастыря и постоянной грозой афонских монастырей — пожарами. Именно по причине сильного пожара в XIII веке, уничтожившем не только имущество, но и все документы, о раннем периоде деятельности монастыря сохранилось мало сведений. Монастырские акты более позднего времени свидетельствуют о том, что обители удалось залечить свои раны не только благодаря византийскому императору Андроннику II Палеологу. Специальной золотой буллой он подтвердил права монастыря, выделил на его нужды большую материальную помощь и закрепил за ним старые и новые владения. В XIII веке связи русского монастыря с Русью, страдающей от монголо-татарского нашествия, надолго прервались. Временами сюда удавалось вывозить, спасая от уничтожения, драгоценные реликвии русской культуры: иконы, рукописи, церковную утварь. На Афон, как сообщает российский журналист В. Малышев, бежали русские крестьяне, спасаясь от помещичьего гнета. Это было своего рода казачество, переодетое в монашеское одеяние. Засучив рукава подрясников они возводили бревенчатые кельи, строили из камня скиты, соборы и монастырские стены, разбивали сады и разводили на привезенной в мешках из России земли огороды. В это время монашеское братство монастыря из России не пополнялось и большей частью состояло из греков. Это подтверждается монастырскими актами XIV-XV веков, на которых игумен монастыря все время расписывается по-гречески. Ситуация продолжается до 1497 года, когда, залечив раны от тяжелого иноземного ига, на Афон снова начинают прибывать русские монахи.

http://isihazm.ru/1/?id=368

осязательным для всех свидетельством о том, что православная Церковь была только терпимою в Литве, а не господствующею, служило самое местопребывание православных митрополитов. Они жили постоянно не в Вильне — столице государства, где главным действующим лицом духовным всегда являлся римско-католический епископ, а в скромном и довольно далеком от столицы Новогрудке и Вильну посещали лишь изредка, большею частию однажды в год, хотя и имели здесь свой кафедральный собор. Иногда проживали они еще в Минске, где имели свой дом и держали своих наместников . Из девяти епархий, вошедших в состав Литовской митрополии по отделении ее от Московской, одна — Галицкая — сделалась только частию епархии митрополитской, обнимавшей Киев, Вильну, Новогрудок, Слуцк, Городну, Минск, Галич, Львов вместе с их округами; другая — Черниговская — закрылась под конец периода, когда Чернигов и Брянск со всеми северскими областями перешли (1500) под владычество московского государя, а о третьей — Перемышльской, — даже об именах ее епископов, вовсе не сохранилось сведений. Из епископов епархии, или владык (так обыкновенно назывались в Литве даже в официальных бумагах православные епископы в отличие от латинских, которых называли епископами-бискупами), известны : а) Смоленские: Мисаил (1454–1480), избранный с 1475 г. и на митрополию; Иоаким (1480–1494) и Иосиф Болгаринович (с 1494), удержавший за собою эту епархию и по избрании (1498) на митрополитскую кафедру ; б) Полоцкие: Каллист (с 1458 г.), преемник его Симеон, вероятно бывший потом митрополитом (с 1481 г.); преемник Симеона Иона Глезна, также бывший потом митрополитом (с 1488), и Лука (1488–1503) ; в) Луцкие: Мартиниан (1459), Никифор (1490), Иона (1492–1495) и Кирилл (1495–1509) ; г) Черниговские и Брянские: Евфимий, удалившийся (в 1464 г.) от притеснений за веру в Москву; Нектарий (прежде 1499 г.) и Иона, взятый русскими в плен при занятии ими Брянска (1500); д) Владимирские: Феодосий (1485) и Вассиан (1487–1497); е) Холмский: Симеон (1494); ж) Пинский и Туровский: Вассиан (1495–1502) . Замечательную особенность по отношению к епископскому сану встречаем в Литовской митрополии ту, что Полоцкий епископ Лука имел у себя жену, которая вместе с сыном своим Андреем жила в Полоцке же или неподалеку от Полоцка, где владела купленным имением , такое явление отнюдь не было бы допущено в Московской митрополии как несогласное с правилами Церкви .

http://sedmitza.ru/lib/text/436032/

К. мон-рь Вардзиа и без благословения католикоса-патриарха поставил неск. самцхийских архиереев. В ответ католикос-патриарх Давид IV (Чавчавадзе ; 1443/47 - 1459) посетил Самцхе и в мон-ре Сапара предал анафеме епископов, поставленных Кваркваре II (Там же. С. 92). Действия главы Церкви, поддержанные значительной частью сторонников единой груз. монархии и Церкви из числа местных феодалов, заставляли правителей Самцхе-Саатабаго на нек-рое время воздерживаться от подобных поступков. В 1474 г. М. К. был вынужден примириться с отложением Абхазского (Западногрузинского) Католикосата, к-рый почти одновременно с отделением царства Имерети стал независимым от Мцхетского престола. Инициатором этих действий был царь Баграт III (имеретинский в 1464-1466; картлийско-имеретинский в 1466-1678), к-рый отобрал власть у последнего царя единой Грузии Георгия VIII (1446-1465). Воспользовавшись присутствием в Зап. Грузии Антиохийского патриарха Михаила IV , Баграт III в обход Мцхетского католикоса-патриарха добился от Михаила IV поставления на престол католикоса-патриарха Абхазского (Зап. Грузии) еп. Цаишско-Бедийского Иоакима (подробнее см. в статьях Абхазский (Западногрузинский) Католикосат , Грузинская Православная Церковь ). В 1503 г. правитель Самцхе-Саатабаго Мзечабук возобновил попытки своих предшественников отделить Церковь в Юж. Грузии от Мцхетского престола. По его требованию Антиохийский патриарх Дорофей II ибн ас-Сабуни (сент. 1497-1522/23) даровал наиболее значительному в Самцхе Ацкурскому архиерею право хиротонисать епископов без ведома Мцхеты (ПГП. 1970. Т. 3. С. 240-241). Нет сведений относительно конкретных действий в Мцхете против Мзечабука, но известно, что вскоре он принял постриг, а его преемники проявляли большую лояльность к Мцхетскому престолу, признавая древние юридические права М. К. на южногрузинской территории (Материалы по истории Юж. Грузии. 1961. С. 31-36). В 1555 г. по решениям Амасийского мирного договора Иран и Османская империя разграничили сферы своего влияния на Кавказе: Картли, Кахети и вост.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Болгаринович; † ок. сер. 1501), митр. Киевский ( Западнорусская митрополия ). Из старинного дворянского рода. Наиболее ранние сведения об И. относится к 1487 г., когда он упоминается как игумен слуцкого во имя Святой Троицы монастыря . И. энергично защищал имущественные права Свято-Троицкого мон-ря: сохранилась жалованная грамота кнг. Анны Слуцкой о споре игумена с соседями мон-ря - окольничими. После смерти в 1488 г. Киевского митр. Симеона И. получил важное поручение - отвезти К-польскому патриарху челобитную духовенства и мирян Великого княжества Литовского о поставлении на митрополичью кафедру Ионы (Глезны) . Авторы челобитной упоминали «теснящих нас (т. е. духовенство и мирян.- Авт.) в вере» и просили патриарха: «Да не умедлит от руки твоей меч духовный отцу нашему оборонити нас». По-видимому, в 1492 г., при жизни кор. Казимира IV Ягеллончика († 1492), И. стал Смоленским епископом: преемник И. на посту настоятеля Свято-Троицкого мон-ря Макарий упоминается 31 мая 1492 г. Покидая мон-рь, И. передал все находившееся в нем имущество кнг. Анне, в т. ч. «воздух великий», к-рый он привез из К-поля. И. определил, что с принадлежавшего ему имения его родственники должны ежегодно давать мон-рю 5 бочек ржи и 5 бочек овса. Смоленский архиерей обратился к кор. Казимиру с жалобой на действия смоленского наместника Юрия Глебовича, к-рый вмешивался в духовный суд. Благодаря усилиям И. в 1498 г. новый Литовский вел. кн. Александр Ягеллончик запретил наместнику такое вмешательство. В 1497 г. вел. князь, посетив Смоленск, сделал ряд пожалований Смоленской кафедре. Наиболее крупным из них был большой участок земли около Смоленска, переданный с разрешением поселить на нем 120 «пришлых людей», к-рые были освобождены от суда наместника и уплаты главного налога - серебщизны. В 1495 г. повелением И. была создана Летопись Авраамки; по мнению Г. Бугославского, книжник Авраамка входил в окружение Смоленского архиерея.

http://pravenc.ru/text/578495.html

Ясным доказательством их недоверия к Русским или к познаниям Русских и вместе неимения Христианской веры служить то, что в страшную для всех Американцев наших годину посещения оспы, многие из здешних Алеутов гибли, но бегали, скрывались и не хотели принимать помощи от врачей, готовых помогать им: оттого из них погибла 3-я часть всего народонаселения, т. е. из 2,200 погибло боле 700, тогда как в Уналашке с радостью принимали помощь и по возможности содействовали врачу: там из 1,200 померло только 80 человек, т. е. но более, как 15-я часть, и то оттого, что тем несчастным не успели подать помощи. Более ничего не могу сказать о Кадьякской Церкви, за неимением сведений; но можно полагать, что если Кадьякцы еще не имеют такого усердия к Вере, как соседи их Алеуты, то это не от упорства или жестокосердия, но оттого, что немного слышали о Христианстве, потому что все Кадьякцы, жившие в мое время в Ситхе без всякого принуждения исполняли общую обязанность очищения совести, и на исповеди многие из них говорили разумно и не без чувства; особенно те из них, которые имели случай слышать что-нибудь от покойного отца Германа (Монаха Кадьякской Миссии, о коем сказано выше); и потому для блага Кадьякской Церкви остается только желать лучшего устройства оной. 3. Уналашкинская Церковь Уналашкинская Церковь , по внутреннему состоянию членов ее, есть одна из лучших Церквей в Америке: число Христиан, составляющих ее, есть ныне 1751. В том числе 42 Русских и детей их, 212 Креолов, а остальное число 1497 заключает в себе Алеутов, известных под именем Лисьевских. О Русских и говорить нечего по малому числу их, и тем более, что дети их по большей части в отношении религиозном походят на Креолов; а Креолы здешние в религиозном духе почти нисколько не разнятся от Алеутов, и даже некоторые, будучи просвещеннее последних, гораздо выше их; а потому под названием прихожан Унадашкинской Церкви, я буду разуметь тех и других. Прошу снисхождения, если в отношении к здешней Церкви стану может быть говорить пространно от избытка сердца, и, хотя Церковь эта теперь уже не мой приход, но, признаюсь, я никогда не забуду ее добрых чад.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010