Ковиль — это настоящий сербский Афон. Надо сказать, что вообще для сербских монастырей образцом и своего рода “зако­но­дателем” является святогорский Хиландарь, основанный еще святителем Саввой и его отцом, преподобным Симеоном Мироточивым, в самом конце XII века. Святитель Савва Сербский написал и Типикон для Хиландаря, который до сих пор служит основой монастырского устава практически всех сербских обителей. Сейчас Хиландарь переживает не лучшие времена в связи с политической ситуацией в мире: ведь разрешение на принятие в братию монастыря дает даже не греческое правительство, а общеевропейское, с центром в Брюсселе, а оно, мягко говоря, не особенно благоволит к сербам. Кстати, среди 30 насельников Хиландаря есть и один украинец, о чем нам рассказали на монастырском подворье под Белградом. Но об этом позже. В Ковиле дыхание Афона чувствуется особенно явственно. Этому способствует тот факт, что ковильская братия часто ездит на Святую Гору и поддерживает тесные контакты с афонитами. В 1999 году на престольном празднике (Славе, как это называется у сербов) Хиландарского монастыря ее пение было даже включено в компакт-диск, выпущенный Хиландарем. Многие в Ковиле хорошо говорят по-гречески (а некоторые еще и по-английски, по-французски; по-русски понимают, но не говорят). Любовь к Афону проявляется во всем — даже братский храм монастыря, где обычно проходят службы, посвящен Святым отцам, на Горе Афонской просиявшим. Ковиль славится своим пением. Поют здесь, конечно, не по-гречески, а по-церковнославянски и по-сербски (именно поэтому его можно назвать сербским Афоном), — но в византийской традиции. Глубокое понимание традиции позволяет петь антифонно с греческим хором, когда попеременно следуют стих по-славянски — стих по-гречески, что так восхищало нас еще в Москве. С афонскими традициями связан и богослужебный устав монастыря, и некоторые литургические особенности (например, совместное чтение вслух Иисусовой молитвы), и даже бытовые обычаи. Так, гостю обязательно предложат чашечку кофе и рюмки ракии — своего рода водки. Впрочем, это встречается по всей Сербии. Гостеприимство Ковиля особенно подчеркивается тем, что у монастыря отсутствуют ворота, хотя есть и крепкие стены, и добротные корпуса.

http://pravmir.ru/serbiya-monasheskaya/

     По дороге вместе с нами шёл на пристань болгарин по имени Мефодий, как выяснилось чуть погодя. Он как-то быстро расположил нас к себе, и так как неплохо говорил по-русски, рассказал, что трудился здесь некоторое время, а сейчас болен весьма, вот и решил выехать в Кариес, для чего и спешит к парому.      Уже стоя на пристани и узнав, что один из нас священник, он уговорил его принять у него исповедь, прямо здесь на берегу. И дал нам ватку, пропитанную миром от Димитрия Солунского, неожиданно для нас у него оказавшимся. Миро распространяло необычное благоухание и даже на свежем морском берегу перебивало все запахи. Оно было любезно подарено батюшке, который отвезёт его своему сыну Димитрию, родившемуся как раз под этот день мученика, и носящему его святое имя. Вот и называйте это как хотите, а на мой взгляд, чудо великое. Помазал нас отец Андрей миром от святых мощей, и пошли мы вдоль берега, а затем на верхнюю дорогу по направлению к монастырю Костамонит. Монастырь Дохиар стоит на берегу моря между пристанью Зографа и монастырём Ксенофонт.      Дорога же к нему пролегает вокруг горы и заходит в ещё один монастырь - Костамонит, который по преданию начал строить Константин Великий ещё в 4 веке и был закончен его сыном. Впрочем, можно не делать длительный обход по дороге, а пройти по берегу моря, как мы это выяснили при возвращении проходя это место на пароме. По дороге на Костамонит навстречу нам шёл монах. На наше приветствие он никак не отреагировал и проследовал мимо. Если бы такое произошло у нас в светском мире, то за подобное могли бы даже и побить, но здесь другое измерение и мы знаем, что афониты живут по негласному закону исихии (безмолвия). Через безмолвие монах-исихаст не только удаляется от пустых бесцельных забот, но в первую очередь со вниманием следит за своим внутренним состоянием ума и сердца. Он сосредоточен на главном, на рассмотрении помыслов, трезвенной их оценке и последующем отражении его, если этот помысел может нанести какой-то вред безмолвнику.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1632

В восемь началось всенощное бдение и длилось оно до часу ночи. Утром в 7 Литургия. Затем трапеза, после которой выбегаем из Зографа, нагруженные своей поклажей. Митя с отцом и Дмитрий Минский остаются в Зографе, чтобы потом идти в Хиландар, это сербский монастырь. Мы с отцом Сергием выходим в компании послушника Ивана – он из Латвии, но в Болгарском монастыре собирается остаться. Погода портится, идет дождь, а мы спешим по горной дороге вниз к пристани, где примерно в час дня идет паром на Уранополис. Опаздывать нельзя - паром уйдет, и кораблей больше не будет.      Дождь лил все сильней. Я уже весь мокрый, хорошо что есть запасная кофта. Навстречу едет полицейский джип, и Иван, простившись с отцом Сергием и со мной садится к полицейским по направлению обратно в монастырь. Мы торопимся. Когда спускаемся ближе к морю, становится понятно, что наши планы рухнули. Штормовой ветер и дождь. В такую погоду паром не причалит к пирсу, если даже и выйдет в море. Сидим и чего-то ждем. Пытаюсь найти людей, чтобы спросить: что делать и куда бежать. Перспектива тянуть рюкзаки на гору обратно в Зограф по дождю и мокрой глине не радует. Нашел какого-то монаха, но он по-английски не говорит. Все, что я понял, это парома и ждать не стоит: " ноу ферибот " .      Отец Сергий идет на разведку, а я изучаю карту пытаясь понять, как пешком дойти до Уранополиса по горам. По карте вроде часов на пять, если с дороги не сбиться. Ладно, думаю, что это мы все на свои силы полагаемся, нужно обратиться к Богородице, она хозяйка здесь, и все решится. Открываю акафист, только начал читать, бежит отец Сергий. Берем вещи и бегом на площадь к пристани. Там стоит бежевый Лендровер Дефендер, за рулем батюшка какой-то. Кидаем вещи и едем назад в горы. По дороге он объясняет, довольно неплохо говоря по-русски, как нам пешком дойти до Уранополиса. Сверяюсь с навигатором, вроде все верно.      Высаживаемся на горе, прощаемся, батюшка говорит, что если идти по дороге, то может нас кто и подберет. Рюкзаки на плечи и вперед.

http://pravoslavie.ru/70736.html

Солнце светило уже ярко, но жуткая полуденная жара ещё не наступила. Взвалив на плечи огромный рюкзак, я помолился и пошёл. Пройдя монастырские огороды и плантации, я углубился в девственный лес. Спасали интуиция, редкие красные таблички-указатели и подробнейшая карта Афона, заранее купленная в Уранополи в магазинчике, что рядом с автобусной остановкой. В ней были указаны даже тропочки, по-гречески «монопАти». Мой строгий старец в России запретил мне, мирянину, напоказ, публично таскать чётки, но тут, в абсолютном одиночестве, от этого запрета я был свободен. Боже! Как же это упоительно прекрасно – идти по святой афонской земле и предельно сосредоточенно непрерывно творить по чёткам Иисусову молитву! Уставал читать по-русски, тут же переходил на греческий. Уставал по-гречески, снова возвращался на русский! Душа ликовала! Абсолютное счастье, наверное, выглядит именно так… Миновал какой-то крупный скит, кажется, св. Димитрия. Он был тих и внешне безлюден. «На цыпочках», не желая мешать монахам молиться, а может, просто отдыхать после службы, я просочился мимо него по поляне и снова углубился в чащу. Постепенно выбрался по тропке на широкую и совершенно безлюдную дорогу. Собственно, дорогой она ещё не была, её только строили. Одинокие бульдозеры и грейдеры стояли на ней просто так, на обочине. Куда тянули её – не знаю, но примерно в сторону монастыря Констамонит. Было видно, что мощные машины своими ковшами срезали боковые склоны, превращая эту бывшую тропку в полноценную, строго горизонтальную в поперечнике дорогу. В одном месте, сбоку в кювете, виднелись развалины бывшей монашеской келлии – из песка печально торчали лишь деревянные остатки её верхней части. Довольно долго шёл я по этому жёлто-песчаному покрытию. То был перевал главного афонского хребта. Правда, здесь, в северной части полуострова, его высота небольшая. Скорее, это были заросшие лесом высокие холмы. Тем временем моя дорога начала круто уходить влево, за поворот. Справа, начиная от обочины, она резко срывалась вниз почти отвесной кручей. Слева над дорогой нависал заросший лесом склон, вертикально срезанный ковшом бульдозера. Вдали, в ярком солнечном свете, показались воды залива и контуры второго «пальца» полуострова Халкидики.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/27/tri_ch...

  Когда пробрался по узкому проходу сквозь кусты, моему взору открылась келия, вернее то, что осталось от нее после пожара. И я вспомнил, что мне рассказывали об отце Стефане - старце, с которым несколько месяцев назад случилось такое бедствие. Вошел внутрь - везде обгоревшие куски железа, закопченые камни, справа, за руинами, открывался вход в пещеру. Подал голос - никто не откликнулся, и я собрался уходить. Но вдруг заметил небольшую дверцу, ведущую в маленькое каменное помещение. Подошел, открыл дверь и увидел старца, лежащего на ложе с толстой книгой в руках. Попросил благословение и услышал ответ по-русски. Это и был о.Стефан. Он поднялся, мы вышли наружу и, устроившись на солнышке, повели беседу. Родом о.Стефан из Сербии. В 1945 году бежал от коммунистов на Афон, где поступил в русский Пантелеймонов монастырь. По образованию - агроном. Он спросил, как меня зовут и сколько мне лет. Услышав мой ответ, засмеялся - голос у него тоненький, тихий - и сказал, что ему - 85. Потом он мне рассказывал, как случился пожар: пламя вышло из трещин скалы. Это вполне возможно: Святая Гора - вулкан, и землетрясения здесь - не редкость.   Он провел меня в пещеру, где у него был небольшой водоем, а так же резервуар с питьевой водой. Вода здесь дождевая и ее собирают специальными желобами и трубами. Затем повел вверх по обрывистой тропке, и скоро мы очутились у маленькой - 2x2 метра - каливе, стоявшей на обрыве у входа в пещеру. Внутри калива напоминала купе поезда, только с одной нижней полкой справа. В ней никто не жил, была она досчатая, снаружи оштукатуренная, а по обвалившимся местам обитая кусками линолеума. Пещера за ней небольшая, так же с резервуаром для воды, за которой нужно было взбираться по крутой деревянной лестнице над темным провалом. Перед каливой - небольшая площадка, вокруг кактусы с красными колючими плодами. Мне приходилось их есть: вкус неспелой земляники. С этой террасы открывается удивительный вид на море. За спиной - неприступные скалы, а далеко внизу - бушующая бездна. В этой каливе мне и предстояло зимовать на Афоне. Но по порядку.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=100...

Одним из мест притяжения для православных русских людей является Святая гора Афон. Обращаясь к Г. Папандреу, Его Святейшество сказал: «Мы благодарны Греции за сохранение уникального статуса Афона и радуемся тому, что сегодня и Россия вносит свой посильный вклад в поддержание афонских монастырей, в том числе предоставляя материальную помощь». Святейший Патриарх Кирилл высоко оценил проект проведения в Москве выставки афонских сокровищ (работу по его реализации в настоящее время осуществляет российское посольство в Афинах). Вопрос об организации экспозиции также обсуждался летом прошлого года в ходе визита Предстоятеля Русской Церкви в Константинопольский Патриархат в беседе со Святейшим Патриархом Варфоломеем . «Я думаю, что если данная идея будет реализована, это будет ярким свидетельством огромного интереса России к Греции и к Святой горе», заявил Его Святейшество. Святейший Владыка положительно оценил факт открытия при участии фонда «Русский мир» Русского центра в Салониках, особо отметив, что в Греции проживает немало людей, говорящих по-русски, особенно в северной части страны. Предстоятель Русской Православной Церкви также поддержал планы по проведению в 2013 году Года греческой культуры в России, и в 2014-м Года российской культуры в Греции. Его Святейшество пожелал Премьер-министру Греческой Республики Георгиосу Папандреу помощи Божией в служении народу Греции. Глава греческого Правительства  поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за встречу. «И для меня, и для всех, кто меня сопровождает, встречаться с Вами радость и честь», сказал он. Г. Папандреу засвидетельствовал, что культурные и духовные связи в течение многих веков способствуют сближению двух народов. Премьер-министр выразил поддержку позиции Предстоятеля Русской Православной Церкви по вопросу о сохранении христианских духовных ценностей в жизни общества. Он подчеркнул, что техническое могущество человечества, достигнутое благодаря научному развитию, особенно настоятельно требует укрепления духовных начал в жизни людей. По словам Премьер-министра Греческой Республики, духовная мудрость необходима в том числе и для того, чтобы человечество не употребило техническое могущество во вред себе и природе.

http://patriarchia.ru/db/text/1092264.ht...

Сам преп. Савва (V в.) свой, ещё кратенький, устав назвал сразу тремя словами: Τπος κα παρδοσις και νμος — «ОБРАЗЕЦ, ПРЕДАНИЕ И ЗАКОН». Преп. Феодору Студиту (IX в.) — представителю другой формы церковного устава , усвояют устав с именем ποτπωσις (Ипотипосис) — «ОТОБРАЗ». Студийский устав, принесённый св. Афанасием Афонским (X в.) на св. гору Афон, где он получил новую переработку, получил наименование Διατπωσις (Диатипосис) — «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ». Древнейший из сохранившихся полных уставов храма Константинопольской св. Софии (IXX в.) предположительно носил название Συναξριον (Синаксарион) -«СБОРНИК» (от греч. собирать), то есть указатель праздничных дней, в которые совершались торжественные шествия с богослужениями. Древний Синайский список этого же устава называется Κανονριον (Канон-арион) — «СБОРНИК ПРАВИЛ». Только с XI века в обозначении церковного устава распостраняется термин Τυπικν, хотя ещё с другими, пояснительными названиями, например: Συναξριον τοι Τιπικν. Древние славянские рукописи переводят греч. τυπικν либо «устав», либо «типик», например у старообрядцев: «Устав, сиречь Око церковное». По-русски слово τυπικς отвечает слову «ОБРАЗЦОВЫЙ» (от греч. τπος — тип, форма, образец, модель, норма, икона, изображение. Позднее слову τπος усвоено значение указа, закона, хотя по сути τυπικς означает «СОСТАВЛЕННЫЙ ПО ОБРАЗЦУ». Смысл заглавия Такое заглавие искусно определяет характер не только книги, но и самого богослужения, которое ею регулируется. По отношению к этому богослужению книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие части, устраняя в нем всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы невольное стремление к его осуществлению, в полной мере, может быть, и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Та­ков, по существу, и закон Христов, не осуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудер­жимое влечение в человечестве к его осуществлению.

http://azbyka.ru/video/40-tipikon-i-ego-...

Второе признание: я никогда не беру на службу в храм мобильный телефон, однако тогда взял, чтобы знать, в какое время крестный ход приблизится к площади и когда нам следует выйти ему навстречу. Не обошлось, конечно, без переживаний. Думал: вдруг народу совсем мало соберется? Но, услышав по телефону, что колонна дошла до Литейного проспекта, а ее хвост находится еще возле Гостиного двора, я понял: это поистине грандиозное молитвенное шествие! Особенно радует тот факт, что после сентябрьского крестного хода и крестного хода, совершенного православными людьми в День народного единства от Казанского кафедрального собора к Исаакиевскому собору, правительство Санкт-Петербурга приняло решение, что теперь они станут ежегодными. — Давайте обратимся к событию, вызвавшему огромный интерес во многих городах России, а также за рубежом. Я имею в виду фотовыставку-путешественницу, то есть передвижную выставку, посвященную 300-летию Александро-Невской лавры. Уникальные исторические фотографии, соседствующие с не менее выразительными снимками современных мастеров, помогают представить лаврскую жизнь во всем ее многообразии. — Эта фотовыставка существует у нас, можно сказать, в трех вариантах: одна находится за «большой» границей, вторая переезжает из города в город по России, Украине (побывав еще в Минске), а третья путешествует только по России. География путешествий всех трех выставок широка: Москва, Пятигорск, Тверь, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Рыбинск, Иваново, Луганск, Симферополь, Севастополь, Ялта, Одесса, Минск, Братислава, Белград. В Сербии мы подружились с известным фотохудожником Миодрагом Бранковичем. Миодраг, по-русски Миша, кроме того, что очень помог нам в организации выставок в Белграде, еще подарил Лавре множество своих снимков Святой Горы Афон, куда он ездит на протяжении семнадцати лет, и еще удивительные снимки сербских монастырей. Он разрешил нам включать свои фотографии в экспозиции фотовыставок, которые мы будем организовывать. Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы показать нашу юбилейную фотовыставку в Германии, где живет много русских православных людей и находится Берлинско-Германская епархия Московского Патриархата. На Пасху будущего года планируем повезти выставку в Роттердам. Почему именно туда — в портовый город Нидерландов? В третьем тысячелетии там был построен первый в истории Нидерландов настоящий русский православный храм, и назван он в честь святого благоверного князя Александра Невского. Настоятелем храма (и инициатором строительства) является мой однокашник протоиерей Григорий Красноцветов. Конечно, все это предполагало большие материальные затраты, но зато тысячи людей смогли увидеть одну из самых известных обителей России, где покоятся мощи святого благоверного князя Александра Невского.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Второй источник света в храме — это алтарь. Алтарь — образ рая, он обращен на восток, символизирующий приход Христа, откуда восходит солнце. «Однако, — уточняет Андрей Анисимов, — древние храмы ориентированы не строго на восток. Если посмотреть планы раскопок Кремля, Новгорода, любого древнего города, можно увидеть, что все храмы расположены по-разному. Причина не в том, что компаса не было. В большинстве случаев обоснование расположения алтаря — это восход солнца на престольный праздник. Ведь место восхода меняется в зависимости от времени года. Поэтому строили так, чтобы на престольный праздник восход солнца на востоке приходился на сторону алтаря. Получилось, что храмы, престольный праздник которых приходится на лето, смещены к северу, на зиму — к югу». Свет, попадающий через окна алтаря, освещает и храм. Молящиеся видят солнечные лучи, прорезающие клубы ладана. «В древнем храме окно на восток никогда не загораживали витражами, не подсвечивали икону Воскресения Христова электрическим светом! — говорит прот. Сергий Правдолюбов. — Солнечный свет должен проходить беспрепятственно сквозь восточное окно храма и освещать не только Престол, но Плащаницу, которая во время Страстной седмицы находится посреди храма. После ночной службы погребения, утром, во время литургии, когда идет смена великопостных черных облачений на белые, — в это время солнечные лучи пронизывают алтарь сквозь облака ладана и падают на Плащаницу. Читается субботнее Евангелие и поется “Воскресни, Боже…”. Участие солнечного света ничто не может заменить. Я служил около восемнадцати лет ночную службу в Великую субботу, и мы все были очень рады тому, что у нас окно не загорожено витражом и солнце участвует в нашем богослужении». На всенощном бдении возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» был связан именно с восходом солнца. «Один путешественник в XIX веке ездил на Афон, — рассказывает прот. Сергий Правдолюбов, — и удивлялся тому, почему там кругом так много часов, которые отбивают время. Оказывается, на Афоне часы меряют каждый день по-разному — от восхода солнца и до заката. И если всенощную прослужили слишком быстро и до восхода оставалось время, специально добавляли стихиры. По Уставу в это время поется песнопение, которое называется “фотагогикон” — “светилен” по-русски. “Фотагог” означает “Тот, Кто приводит свет”. Посреди храма выходит певчий и начинает петь особым напевом эксапостиларий, это другое название фотагогикона. И в это время поднимается солнце, будь то над морем или над скалами. А когда солнце полностью взойдет, священник воздевает руки и произносит: “Слава Тебе, показавшему нам свет!”».

http://pravmir.ru/solnce-vosxodit-v-xram...

Несколько лет назад в монастыре Есфигмен жил монах Антоний, исполнявший обязанности портного. Он, благодаря огненно-рыжим волосам, сразу выделялся среди темноволосых греков. Но была у него еще одна особенность: он говорил по-русски и очень хорошо относился к паломникам из России. Это и не удивительно, он ранее принадлежал к РПЦЗ, и пришел к вере благодаря особенному почитанию последнего русского императора Николая II. Родом он был из Австралии или Новой Зеландии, но весь облик выдавал в нем ирландца. После нескольких дней проведенных в монастыре нам надо было уезжать, и на последок отец Антоний, отлучившись минут на десять, принес нам благоухающие ватки. Этими ватками он собрал миро, истекающее от мощей святого мученика Агафангела. Мощи этого святого находятся в одном из параклисов (храмов) монастыря. Благоухание это ни с чем не сравнить, настолько оно прекрасно, но, увы, оказалось, что трудно его сохранить. Даже в закрытом сосуде оно быстро прекращалось. По грехам нашим, видно не дано было постоянно наслаждаться этим дивным ароматом. Пока был отец Антоний в Эсфигмене, мы еще и еще приходили в монастырь. И каждый раз брали чудесную ватку. Многие считают, что славные времена христианских мучеников прошли. Тогда видно тоже так считали. И был один бедняк, юноша, которому пришлось служить моряком на судне турецкого богача. И разными правдами и неправдами, туркам удалось заставить его отречься от христианства. Думал он обхитрить гонителей и прикинуться, что собирается принять мусульманство - и сбежать, но враг рода человеческого заставил его довести дело до конца. Когда он прозрел, то пришел в монастырь Есфигмен. Хотел он сразу пойти к гонителям веры православной и исповедовать себя христианином. Но опытные старцы удерживали его от поспешных поступков. Его отправили к дивному старцу из Предтеченского скита, духовнику Никифору, который подготовил Евфимия, Игнатия, Акакия и Онуфрия к принятию мученического венца. В христианстве самый обыкновенный человек, проживши жизнь неправедно, может стать великим светильником веры, чудотворцем, подающим помощь после своей мученической смерти другим верующим. И вот тут - короткая жизнь, не столько по времени, сколько по хорошим делам. Описание, которой всего занимает несколько страниц, кончается прекраснейшим эпилогом, он превышает всю основную часть жизнеописания.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=3&iid=17...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010