Разбойник Сотири. (Из воспоминаний консула.) (Нива, 1884.) I. Я встретил Сотири в первый раз около Афонской горы. Мне нужно было ехать сухим путем в Каваллу и Серрес, и я велел нанять себе верховых лошадей для вьюков и прислуги в деревне Ериссо и привести их на Ватопедский Пирг, в котором я ночевал. Ватопедский Пирг – это древняя башня, принадлежащая Ватопедскому монастырю. Она стоит на низменном берегу у моря, почти у самой „черты“, отделяющей Афон от „мира“. Эта черта – кусты и небольшой ручей, впадающий в море... За эти кусты и за этот ручей не ходят женщины. На Ватопедский Пирг их допускают, но и то в случае какой-нибудь крайности. Лошади и провожатые были уже готовы; вьюки навьючены; погода зимняя была превосходна: ясное, прохладное утро, как у нас в сентябре. Я уже собирался садиться на лошадь, когда ко мне подошел Петраки, молодой Молдаванин, который всегда сопровождал меня, служил мне истинно незаменимым помощником и агентом по множеству мелких, но весьма существенных дел, и пользовался моим полным доверием. Петраки говорил по-русски нечисто, но свободно. Он подошел ко мне и таинственно сказал: – Здесь есть один молодец, беглый из свободной Греции, без паспорта. Он умоляет, чтоб вы его взяли к себе служить без жалованья, только из-за куска хлеба и для безопасности. Он недавно перебежал границу, скитается, голодает и боится, чтобы Турки не выдали его греческому правительству... – Что же он сделал там? – спросил я. – Не знаю, – отвечал Петраки. – Я думаю, не из шайки ли он Тако Арванитаки. Это мне показалось правдоподобным. Всего около года тому назад, а может быть и менее, в свободной Греции случилось известное дело марафонских убийств. Секретари английского и итальянского посольств, задумав осмотреть поле Марафонской битвы, были захвачены греческими разбойниками под предводительством Тако Арванитаки и убиты атаманом благодаря тому, что греческое правительство захотело непременно разыграть роль правительства правильного и послало войско, вместо выкупа, которого требовали разбойники. Несчастных секретарей за это убили; сам Тако успел потом бежать с несколькими из товарищей, но других поймали и казнили на площади.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

И. Хрущев Вступление Переводы на славянский язык книг Священного Писания и книг богослужебных, как песнопевческих, так повествовательных и поучительных составляют с первых времен русской истории наше умственное достояние. «Кроме того, у нас – говорит А. В. Горский – составился богатый запас переводов отеческих писателей, какого не представляет ни одна древняя литература новых западных народов, у которых господствовала римская литургия и латинский язык 1 ». В XIV веке запас этот пополнился ещё многими новыми переводами различных сочинений и статей духовного содержания, из которых видное место занимают переводы толкователей Священного Писания , обширных сочинений Дионисия Ареопагита и, наконец, современных авторов, афонских иноков, раскрывавших в своих сочинениях опыты духовной жизни и умного делания ( Григорий Синаит , Григорий Палама и другие). Переводы эти, сделанные главным образом в Сербской Хиландарской обители, на горе Афон, скоро проникли в Русскую землю и в подлинниках, и в списках сербской и русской редакции, весьма близких по времени к подлинным переводам. Деятельностью серба митрополита Киприана начинается у нас эпоха книжного возрождения. Иноки русские обретают забытый путь на Святую гору и снабжают свое отечество книгами. В стенах размножившихся во второй половине XIV столетия обителей деятельная братия умножает число рукописей и распространяет грамотность. Новое обогащение должно было оказать свое действие. Знакомство с мудрыми христианскими писателями должно было очистить и возвысить уровень религиозных понятий. Система верований должна была упроститься и вместе с тем окрепнуть под авторитетом отцов церкви. Но в среде книжников ещё не было писателя, который бы объяснил большинству немудрых грамотников догматы православной веры и поделился бы с ними плодами своего духовного образования. Долго русские идут за другими – переписывают, но не переводят сами. «Положены суть речи в книгах, – говорит один из составителей сборников XV столетия, – от начальных преводник ово словенскы, ово сербьскы и друга болгарскы и ина греческы, ихже не удовлишася преложити на русски язык» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Высказывания о молитве афонского старца Тихона Благословенного Келья Честного Креста     Высказывания о молитве старца Тихона Благословенного       Обширный материал о Тихоне Русском можно подчерпнуть из рассказов о. Мелетиия из Капсалы. Он был одним из первых послушников старца Тихона. Период его послушничества пришелся на 50-60-е годы. Мы поговорили со старцем Мелетием и сделали перевод рассказа на русский язык. - Святая Гора Афон       О молитве   Отец Тихон говорил: «Тот монах, который не творит непрестанно умную молитву внутри черный как сажа. Миряне спасутся чашей холодной воды (Марк 9:41), а монахи — нет!». Сколько сил нужно целый день говорить: «Господи Иисусе Христе...». Но это возможно.   Спрашивали и о женщинах, можно ли им творить эту молитву, смогут ли они это понести? - Смогут, но им очень будет мешать одна вещь — длинный язык, сплетни. Все проблемы начинаются у них в этой точке — на языке.   Сил у старца было мало, и он не делал много поклонов.   После смерти его знакомых подвижников на Каруле, которые делали 1000 поклонов и умерли от истощения, с желтыми лицами, он говорил: «Как же ты будешь делать столько поклонов, если ты ничего не ешь?! Человек должен есть, чтобы делать поклоны...». Во всем нужна мера.   Послушание наше было полчаса, не больше. Старец говорил: «Если больше работать — то организм хочет пить, затем — хочет есть, затем — ему нужно спать. А когда же молиться?».   Мы должны творить молитву и вслух — и про себя. Иногда говоришь вслух, а про себя забываешь, кажется, что говоришь, а на самом деле — не говоришь. Нужно быть очень внимательным.   Когда старец совершал Проскомидию, то мы не читали Часы, а просто вслух читали Иисусову молитву. Тайные молитвы Литургии он читал по русски и про себя. Перед причастием читали последние четыре молитвы, называемые у греков Фиа Металипси, и пел Богородице Дево радуйся. А лицо его просто сияло.   После бдения, когда мы к утру расходились из храма в кельи старец говорил нам: «А тепрь можете делать — что хотите, хотите - спать идите, хотите — поклоны делайте или читайте». Он никогда никого не заставлял, уважал свободу, чтобы не отбить решимость, не сбить настроение. А сейчас говорят: не делай поклоны, чтобы не прельститься. Наоборот, если не делаешь поклонов, тогда есть опасность прельститься.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2215

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Неувя­даемый афонский цвет Божией Матери           Неувя­даемый афонский цвет Божией Матери       Долго любовались мы на даль, с невольным трепетом теснились на краю отвесной высоты, смотря на монастырь святого Павла, располо­женный при подошве Афона . На эту сторону Афон был как бы обсечен, и глубокая бездна лежала под нашими ногами. Скромный Дифон, или по-русскиАфоненок, силился прижаться к своему дедушке-исполину, к своему величес­твенному Афону, но эта строгая бездна оттол­кнула его, и он недоступною своею вершиною уклонился к Святогорскому хребту и составляет его отвесный оконечник.   По-видимому, Дифон и Афон как будто были когда-то в неразрывной связи между собою, но тряхнули всею горою подземные вулканическое перекаты -   и могу­чий Афон треснул, отшатнулся от полуострова и составляет теперь как бы отдельную часть, как бы священный венец его, примкнувшись к нему только своею гранитною пятою.   Если отсюда смотреть на Святую Гору в сложности, то она действительно имеет вид креста, как заметил святой Афанасий Афонский.     Неувя­даемый цвет Божией Матери   На всей вершине Афона нет ни одного кус­очка, ни травки, ни залетной птички. Афон веч­ный и строгий анахорет! Впрочем, нескольки­ми уступами ниже в грозных трещинах скал его растет пленительный, так называемый «неувя­даемый цвет Божией Матери».   Чрезвычайно мил этот заоблачный цветок священного Афона, зато едва и доступен самым отважным хищни­кам его девственной красоты и стоит необык­новенных трудностей и усилий, сопряженных с ежеминутными опасностями за самую жизнь. Неувядаемый цветок этот, как чистота сердца, любит строгое уединение и по большей части растет, как я сказал уже, в трещинах камней.   Там его в жаркий полдень освежают облака своим росным дыханием, там его живительно теплят в прохладу ночи испарения Афона, и под их благотворным влиянием цветок быстро раскидывает листки свои, развивает почку и скромно смотрится в играющие лучи солнышка, в ярком свете которых образуется его жизнь, разливается по нему розовый румянец, и к Троице цветок бывает уже в полной своей силе и с ароматным дыханием.

http://isihazm.ru/?id=940

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Схиархим. Арсений: Русский Афон - старцы кельи Белозерка Схиархим. Арсений: Русский Афон - старцы кельи Белозерка Архим. Арсений, известный афонский духовник, старец кельи Белозерка Схиархимандрит Арсений , настоятель Келии Святителя Николая также именуемой " Буразери " или Белозерка на Святой Горе Афон, рассказывает о малоизвестных русских подвижниках, прославивших эту келью. Отец Арсений говорит редко, тем более на камеру, это единичные случаи. Но каждое скупое слово старца имеет на Святой Горе особый вес. Впервые схиархимандрит Арсений рассказывает о русских старцах, подвизавшихся в этой старой русской келье, или, лучше сказать, большом скиту. Про о. Тихона мы уже перевели с греческого несколько книг, что открыло для русского читателя этого удивительного аскета. А после фильма, который еще не окончен, планируется еще несколько серий, иером. Тихон стал широко известен русской аудитории. Про отца Парения Карульского также есть скупое описание в несколько строк. Тем не менее, про остальных старцев мы ничего не знали до настоящего времени. Почитать и прославлять святых - это угодно Богу. Воля Божия в том, чтобы русские узнали - кто они и очнулись от контузии советского времени. Мало кто знает, что именно после прославления первого новомученика свт. Тихона, рухнул советский строй и люди как будто очнулись от наваждения, стряхнули со своих глаз пелену. А ведь это прославление первого новомученика было чудесным.   Малоизвестны подробности и особая роль митр. Ювеналия в этом акте. Но можете поверить нам на слово, произошел целый ряд необычных для того вермени событий, и первосвятитель был прославлен неожиданно для всех, тайно при закрытых дверях в Донском монастыре.  Тогда иначе было невозможно. Будем надеяться, что и афонские русские подвижники Белозерки не будут забыты, ведь это небесные предстатели о русском народе:     + Комментарии Всего комментариев: 5 2018/11/01, 00:08:57 Старец Арсений иключительной души замечательный человек очень добрый и при его присутствии аж в мурашки порой бросает на днях по воле судьбы познакомился с ним по воле случая и нескозанно этому рад хоть он и не говорит по Русски. Дай Бог ему всего!!! И побольше бы таких людей в мире!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2773

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старцы, подвижники, наши современники и духовники 06.03.2014 Старец Паисий был полной противоположностью пустыннику Ефрему Катунакскому. Хотя оба они искали безмолвия, но отец Ефрем всегда говорил из опыта молитвы, а отец Паисий пользовался также сведениями, полученными от своих образованных посетителей. Не думаю, что кому-то было бы легко жить вместе с ним. Его простота делала общение с братией лёгким, но не всегда. Когда он бывал грозен, то нужно было сразу бежать, пока тебя не настиг ураган. 18.02.2014 Он был человеком живого, подвижного духа, который всегда стремился к осуществлению своего идеала. Несмотря на своё стремление к безмолвию, он горячо желал спасения людям, живущим в миру, и поэтому не избегал встреч с ними. 29.01.2014 Затем я пошел в исихастирион русского аскета Никона. Открылась дверь, и показалась эта замечательная личность. Он первый сделал поклон и что-то сказал по-русски. Я слушал его, ничего не понимая, смотрел на него и поражался. 22.01.2014 Отец Йов принадлежал к той афонской традиции, о которой на Афоне часто вспоминают как безвозвратно утерянной. Он жил в монастыре Дохиар еще до прихода туда нынешнего игумена Григория. 16.01.2014 - Сколько нужно спать? - Послушай, брат! Святой Феодор Студит и преподобный Симеон Новый Богослов говорят, что четы-рех-пяти часов в день достаточно. Но авва Арсений в Патерике говорит, что для монаха довольно и одного часа, если он подвижник. Святой Акакий Кавсокаливит говорил, что и получаса. Мне кажется это немного сложным, но поскольку так говорит святой, мы должны попробовать... 11.11.2013 Мы впервые публикуем описание монахов скита Новая Фиваида на Афоне, составленные по дневникам монахов Фиваиды, рукописям конца прошлого века, чтобы вдохновить отцов наших дней к подвигам и вспомнить наше призвание. - Святая Гора Афон 18.09.2013 Вышла в свет книга «Житие старца Иерофея Дидаскала». Впервые в переводе на русскии язык публикуется жизнеописание известного афонского подвижника старца Иерофея, получившего наименование Дидаскала, то есть учителя. Эта книга была переведена монахами святой Горы и готовилась к изданию несколько лет. Первая часть Жития уже публиковалась на нашем портале Святой Горы Афон.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&pid=7

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Судилище афонской олигархии Дело в протате     Судилище афонской олигархии Дело в протате         Вскоре по прибытии домой я имел удовольствие снова странствовать по Святой Горе Афон на Карею. Целью сего странствия было, впрочем, не собственное мое наслаждение, но исполнение монастырского поручения касатель­но одного дела в протате или синоде.   Признаюсь искренно, что это странствие меня крайне инте­ресовало, и я, как ни был еще слаб в силах после болезни, но с особенным удовольствием принял предложение явиться в протат, потому что этого верховного судилища афонской олигархии я еще не видал во всем величии и в существенных его занятиях. Мне надобно было явиться в пол­ное присутствие синода, и я заранее радовался случаю, так редкому и так счастливому в моих аскетических обозрениях Святой Горы. Это было 19 января. Сам геронта-игумен странствовал со мною и один грек-драгоман, очень хорошо знаю­щий по-русски. 20 января мы явились в протат...   Дело, по которому я обязан был явиться в протат вместе с игуменом, было следующего содержания. Назад тому года два прибыл сюда в числе прочих поклонников отставной сол­дат Г-в, который после патриотических трудов Царю и отечеству вздумал остаток дней своих посвятить Богу и строгим аскетическим обетам.   Вследствие сего еще в России Г-в условился со своею женою разойтись и поселиться ей в женском, а ему самому в мужском монастырях. Добрая жена его нимало тому не противоре­чила, и они расстались между собою для того, чтоб там, в райских красотах Неба, соединиться навсегда пред Богом и в Его славе и несконча­емом блаженстве получить за временные труды и лишения вечное наследие.    Десять лет таким образом протекло для них: они оба оставались в монастырях. Между тем молодой корнет Юрий Л-кий (сын знаменитого нашего моряка), скучая жизнью и причудами света, случайно прибыл на поклонение в тот монастырь, где находился Г-в; они сошлись между собою и разговорились.   Юный корнет с грустным чувством призна­вался Г-ву в своем томительном положении, в давнем и непреодолимом влечении на Святую Гору Афонскую и между прочим открылся, что он, Л-кий, непременно думает, устроивши свои домашние дела, отправиться за границу, с тем чтоб на Афонской Горе, в Русике, о котором он слыхал много прекрасных отзывов, скончать свою жизнь в иноческих трудах. Г-в со своей стороны похвалил намерения Л-го и убедитель­но просил его, чтоб взял с собою и его, старого служаку, для той же богоугодной цели, то есть чтоб на Афонской Горе уложить в могилу свои старческие кости.

http://isihazm.ru/?id=1220

П.В. Безобразов Директору департамента иностранных исповеданий Хрущову от 2 августа 1855 г. Некогда я занимался ученым исследованием изуверства евреев, о новом проявлении которого вы писали мне в 30-й день июля, и совершенно убежден в том, что оно есть печальный остаток того ревностного служения их Молоху и Ремфану (Сатурну), каким они заклеймили себя еще за 1500 лет до Рождества Христова. Как христианские народы удержали многие языческие суеверия, так и евреи (разумеется не все) продолжают проливать кровь младенцев и отроков не их племени по древнейшему преданию, указывающему искупление целого рода их в кровавой человеческой жертве. Продолжительность такого предания и разные опыты проявления оного изложены в книге Даумера Molochdienst 1842 года. Подобный опыт описан в книге Les affaires de la Syrie par Laurent по случаю убийства евреями капуцина о. Фомы в Дамаске, когда известный Ибрагим паша управлял Сирией. На Востоке все уверены в том, что убиение христианских мальчиков евреями распределено так, что сие злодейство совершается в один год, например, в Солуне, в другой в Дамаске, в третий в Испании, или России, или Валахии и т. д., и что полотенца, намоченные кровью злополучной жертвы, сожигаются, и пепел их рассылается во все синагоги для запечения его в пасхальном хлебе. Не худо бы обратить внимание на этот хлеб в день еврейской пасхи и сделать микроскопическое наблюдение над тончайшими ломтиками его в разных местах России, Молдавии, Валахии и Турции. Судите после сего, как трудно уличить ужасное преступление. Скорблю о существовании такого изуверства между евреями, а помочь вашему делу не могу. Вы просили меня перевести по-русски приложенный к вашему письму отрывок из книги еврейской секты Хасидов 142 , от которого вы чаете некиих открытий. Но, к сожалению, я не знаю того языка, на котором он написан. Возвращаю вам сей отрывок и позволю себе указать вам двух добросовестных переводчиков, на которых можно положиться, профессора здешней духовной академии Василия Левисона и крымского караима Фирковича, сотрудника одесского общества любителей истории и древностей. Предполагается скрытие от них дела и сообщение им отрывка, например, под тем предлогом, что он найден нашим путешественником в монастыре, хоть коптском в верхней Фиваиде, хоть в афонском (и на Афон проникли евреи, и один из них в сане иеромонаха и духовника убивал монахов, приходивших к нему на исповедь, и трупы их скрывал у себя в подполье) или как вам заблагорассудится. А сличение двух переводов, сделанных на двух концах России двумя знатоками еврейщины, может поселить в вас полное убеждение в верности их в случае согласия переводчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Освящение храма в Русском на Афоне монастыре       Освящение храма в Русском на Афоне монастыре       Три года спустя, 1 сентября 1846 года, он при­был на Святую Гору Афон со сделанным в России ико­ностасом, сам лично досматривал за конечною отделкою храма, и к 23 ноября храм Митрофаниев красовался уже иконостасом и драгоценною утварью. Толпы любопытствующих теснились в храме. Греки радовались усердию России к благолепию храмов Господних, а сердца рус­ских преисполнялись чувствами неизъяснимого восторга.   Благословениям России и державно­му Царю ее и изъявлениям чувств сердечной признательности г. Комарову не было конца... Зрелище было истинно умилительное!.. В день, когда празднуется память святителя Христова Митрофана, предположено было освятить его храм, и Русский  на Афоне монастырь, в чувстве важности и редкости праздника собственно русского, счи­тал недостаточным совершить это празднество без архиерея.   Вследствие того и был заранее приглашен престарелый Адрианопольский митрополит Григорий, который и прибыл за восемь еще дней до праздника. В течение этого времени часто навещая новый храм русский и любуясь на его драгоценные украшения, он святитель­ски благословлял имя России и ее Державного Венценосца, а обращаясь к г. Комарову, ука­зывал ему то на иконы святых, то на небо, не в состоянии будучи объяснить по-русски своих сердечных ему желаний награды за его пожерт­вования там, на небесах!..     22 ноября, когда уже все было готово к освя­щению, в 4 часа пополудни началась в новом храме малая вечерня, после которой мощи свя­того великомученика Пантелеймона, заранеевнесенные в него, отнесены были обратно самим Высокопреосвященным в греческий собор на свое место, и до 6 часов вечера братии дан был отдых к оживлению и укреплению сил на все­нощное бдение, начавшееся с потухающею зарею и длившееся, как уже сказано, восемь часов.     Русские и греки и все пришельцы на этот рус­ский праздник (их было до 500 человек) соеди­нились для бдения в новом храме; пение было общее: началось русскими, потом сменилось гре­ками, и наоборот. По вечерне греки удалились в свой собор на утреню, но сам Преосвященный остался с нами, и для него собственно тогда же было читано на греческом языке житие святите­ля Христова Митрофана.

http://isihazm.ru/1/?id=1724

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Духовный спецназ Старец Ипполит (Халин)     Ходил я к морю, на камушке сяду, пою, молюся и плачу Публикуется впервые - Афон     Духовный спецназ   От захода солнца начинается отсчет време на Афоне . А в те часы, когда земля на тысяч погружается в глубокий сон, на Святой Горе - лишь монахи возносят молитвы к Богу за весь мир. Никто не спит в эти ночи духовного подвига. И Богородица благословляет Свой зем­ной удел — узкой полоской суши соединенный с древней Македонией, с землей Эллады горный полуостров в Эгейском море, Агион Орос, Святой Афон... Всякий раз — по византий­ским, «по самым правильным на всей земле часам»...   Новый день наступает после заката солнца за горизонт...   Огненный шар погружается в море... Вот сгущается многолетняя тьма Хрущевская пятидесятых-шесгидесятых годов. Держатся лишь Троице-Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь и несколько обителей. Даже когда «девятый вал» гонений пройдет, едва ли многое переменится к лучшему в семидесятые или восьмидесятые.   Незакрытые обители пытаются превратить в «культурно-исторические заповедники», из них всевозмож­ными (и порой весьма изощренными) способами «выдавлива­ют» монахов. Перед отцом Ипполитом и несколькими его собратьями встает выбор: быть, очень вероятно, изгнанными из своих обителей в мир или...   Именно в это время знаменитый церковно-общественный деятель (личность, безусловно, историческая), добившийся, в конце концов, вопреки всему улучшения положе ния Церкви, влиятельный не только в СССР, но и р. определенных междуна­родных кругах, Ленинград­ский митрополит Никодим (Ротов)   сумел   получить от светских властей почти сверхъестественное «добро» двух далеко не дружествен­ных в то время между собой государств.   Ему разрешили пополнить новыми насель­никами из Советской Рос­сии вымиравший Русски Свято-Пантелеимоновский монастырь на Святой Горе, в далекой Греции.     Известия оттуда не поступали десятилетиями, с самой рево­люции семнадцатого года до конца Великой Отечественной войны вообще не было ни единой весточки. Да и потом почти ничего. Никто точно не знал, что там происходит.

http://isihazm.ru/1/?id=1907

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010