Говорят, что отсюда даже бывает виден Константинополь, находящийся отсюда на расстоянии двух морей. С южной стороны Афон страшно обрывист и образует страшную бездну; этою-то пропастью и отделяется Дифон, или маленький Афоненок, от большого Афона. «Скромный Дифон, или, по-русски, Афоненок, – прекрасно говорит Святогорец, – силился прижаться к своему дедушке-исполину, к своему величественному Афону; но эта строгая бездна оттолкнула его, и он недоступною своею вершиною уклонился к Святогорскому хребту и составляет его отвесный оконечник. По-видимому, Дифон и Афон были когда-то в неразрывной связи 365 между собою; но тряхнули всею горою подземные вулканические перекаты, и могучий Афон треснул, отшатнулся от полуострова и составляет теперь как бы отдельную часть, как бы священный венец его, примкнувшись к нему только своею гранитною пятою» 366 . Прекрасно на вершине горы! Ветерок свежий повевает и даже чувствуется холодновато. Насмотревшись вдоволь, мы пошли в церковь , где пропели «Богородице Дево, радуйся» 367 . Церковь маленькая, наподобие церкви у целительного источника и в келии Богородицы. Она когда-то, но когда – неизвестно, воздвигнута в честь Преображения Господня 368 . К этому дню из Лавры, в ведении которой она находится, приносятся антиминс 369 и все богослужебные принадлежности, и совершается богослужение при большом стечении богомольцев, нарочно прибывших к этому дню. Вся церковь изборождена надписями богомольцев; искал я записи Святогорца, но не нашел. По осмотре всего мы легли в притворе на мраморных камнях, чтобы отдохнуть немного – и с Божьей помощью назад. Только что мы легли, передавая друг другу впечатления от виденного, как точно из земли явился какой-то человек в изодранной монашеской одежде, усталый, измученный, неся что-то в платке, Он оказался знакомым моему провожатому-молдаванину – земляк его, куцовлах 370 . Я, знающий как объясняться по-молдавски, сейчас вступил с ним в разговор. Оказалось, что он уже лет десять из своей Валахии 371 и живет теперь в кавье – в какой-то скале, – одним словом, сиромаха 372 , которых много на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Отец Ефрем воистину святой старец. Несомненно Бог послал его с Богородичной Святыней к нашему укреплению и объединению в вере, а так же в возможных грядущих испытаниях. Божия Матерь с нами и призывает нас подпоясаться ее духовным поясом надежды и веры. В беседе с Игуменом Байбаковом - управляющим Православным ТВ " Союз " , старец Ефрем мягко намекнул, что " фольклорное православие " скорее тщетно. Это напрямую относится к стилю передач ТВ " Союз " , которое тиражирует по сути круговую пустоту, обрядоверие, псевдоправославие и околоцерковную мишуру. Неужели очищение великой кровью в начале ХХ в было втуне? Сам о. Ефрем являет собой выражение той православной цельности, о которой говорит притча Господня о купце и жемчежине, где все устремлено к главному сокровищу, а не размазано по отвлекающим псевдорелигиозным мелочам. Конечно, дьяволу такая " церковь " больше нравится. Потому и за это важное поучение мстит он святому старцу. Господи, укрепи подвиг твоих верных! 12. Re: Мученик за Православие Боюсь, что меня закидают камнями на сайте, но несколько слов всё же хотелось сказать... От 03.11.2011 опубликована на РНЛ статья игумена Кирилла(Сахарова) НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН, где он печален был заметить коммерциализацию афонских монастырей. Я сам недавно был на святой земле Палестины и тоже хотел бы от этого прискорбного явления отвернуться, но куда отвернёшься?.. Об архимандрите Ефреме я ничего не могу сказать, но меня покоробили слишком пафосные слова в его защиту. Видимо, автор сначала долго выходил из себя, бия кулаками в стену, а потом уже начал писать статью. Мы считаем ужастиком наше светское телевидение, но я было позволил себе скопировать некоторые страстные перлы из статьи Олега Фомина-Шахова, - пусть читатель нас рассудит, а оказалось, что статья вся страстная, надиктованная тем, кого автор всё время поминает. Только призови - он тут как тут! 11. Александру: мнение: некоторые церковнославянские слова воспринимаются современным человеком иногда неадекватно Когда речь идет о событии, глубоко затронувшем огромное количество людей в России, в результате которого пострадал и по сей день страдает Божий человек, молитва по соглашению, предложенная на старославянком языке, есть прошение к Богу о восстановлении справедливости на грешной земле. Статья об этом событии написана по-русски, о чем она - ясно, молитва написана по-старославянски и составлена не автором. Если вы согласны помолится, присоединяйтесь, веря, что каждое слово в ней истинно. А размышлять, соответствует ли она адекватному пониманию современного человека в ситуации, когда речь идет о человеческой жизни, видится неуместным. Не хотите по-старославянски, помолитесь своими словами по-русски. Бог Вам в помощь, ибо Он знает и ведает намерения каждого сердца.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/26/mu...

Еще в январе 1918 г. русский корпус был расформирован, солдатам объявили, что они поступают в распоряжение французского правительства, и они разными путями начали покидать страну, однако уже вскоре – после революционных событий 1917 г. и поражения Белой армии в гражданской войне в Грецию прибыло значительное количество русских эмигрантов. По официальным данным, в 1921 г. их оказалось 31,5 тыс., из них полторы тысячи в Афинах и две тысячи в Салониках (их называли «левкороссос», то есть «белыми русскими»). В этих двух городах были созданы русские гимназии. Кроме того, в 1920-е гг. в Грецию репатриировалось около 100 тыс. российских греков, так называемых понтийцев или «россопонтов» 293 . 12 марта 1920 г. в Грецию прибыл эвакуированный на пароходе из занимаемого красной армией Новороссийска митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) . 25 марта, на Благовещение, он приехал в Афины, Пасхальную заутреню Владыка Антоний отслужил с митрополитом Афинским Мелетием в присутствии большого количества духовенства и короля. На Фоминой он служил один в соборе и говорил поучение по-русски, которое переводил на греческий архимандрит Хризостом (будущий архиепископ Афинский и всей Эллады). После проповеди митр. Антония, по свидетельству очевидцев, почти на руках внесли в алтарь и целовали обе руки со всех сторон. После Фоминой недели Владыка просил, чтобы его отпустили на Афон, но митрополита упросили остаться на торжественную встречу в Академии Наук, где в присутствии архиереев, духовенства и семинаристов были прочитаны рефераты о его сочинениях. Через несколько дней греческое правительство выделило митр. Антонию 15 тыс. драхм 294 . В конце апреля Владыка уехал на Афон, где пробыл почти пять месяцев. Также в марте 1920 г. около двух тысяч донских казаков вместе с епископом Екатеринославским и Новомосковским Гермогеном (в миру Григорием Ивановичем Максимовым) эвакуировались из Новороссийска на греческий остров Лемнос. Владыка находился на острове вместе с сыном около полугода, совершая богослужения в устроенной им походной церкви Вознесения Господня. Епископ Гермоген был тепло принят митрополитом Лемносским Стефаном и по его приглашению совершил богослужения с четырьмя русскими священниками и тремя диаконами на церковнославянском языке в соборах городов Кастро и Мудрос. Сохранилось свидетельство, что епископ отказался на о. Лемносе служить панихиду по Николаю II. Согласился отслужить эту панихиду также приехавший в марте 1920 г. на Лемнос последний протопресвитер военного и морского духовенства Российской империи о. Георгий Иванович Шавельский (1871–1951), но по свидетельству известного психиатра Н. Краинского, не по царю, а просто по рабу Божиему Николаю, ведь он – «бывший самодержец» 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде всего были выстроены при помощи пожертвований и отчасти субсидий со старого Афона: корпус для братии, большой дом для училища, трапезная, просфорная, странноприимный дом. Восстановлен древний храм во имя апостола Симона-Кананита, возле него в глубоком скалистом ущелье поставлена каменная плотина и мельница. Устроен пчельник, скотный двор, про­ложены дороги, расчищены леса и дикие заросли, и повсюду основаны сады и плантации. Работа представляла неимовер­ные трудности; особенно тяжело было выкорчевывать буко­вые, дубовые и грабовые деревья. Затем упорную борьбу при­ходилось вести с цепкими и колючими кустарниками и гигант­скими папоротниками, в несколько дней разрастающимися здесь на свежевзрыхленной земле до огромной величины. Прежде чем начать вскопку земли, необходимо вырубить осо­быми топорами на длинных рукоятках и сжечь весь этот сор. Затем, обработав землю неглубоко цапками, вроде ручной мо­тыги, можно сеять кукурузу, которая дает здесь на девствен­ных землях баснословные урожаи, и, вместе с тем, притеняя почву и заглушая сорные травы, подготовляет землю к даль­нейшей культуре. Сейчас же по возобновлении обители была возобновлена и школа, рассчитанная на 20 человек абхазских детей, преиму­щественно сирот. Цель школы – подготовить местных маль­чиков к учительскому или священническому званию. Обыкно­венно дети поступают, даже не зная ни слова по-русски. Курс школы соответствует в первых двух классах сельской началь­ной школе, затем двухклассной министерской. Выйдя оттуда, мальчик является уже достаточно подготовленным для учи­тельской или духовной семинарии. Во всю дорогу мы обгоняли толпы богомольцев, преиму­щественно женщин. Трудно даже понять, откуда набирается столько их при редкости здешнего русского населения. Прав­да, что в толпе можно было заметить и мужчин из коренных местных жителей. В монастыре мы нашли их еще больше. Как говорили, движение населения в монастырь постоянное и непрерывное. Кроме духовных целей, местные жители привыкли ходить в Новый Афон на заработки.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/09/...

Грек списал данные паспорта Ивана Сергеевича и предложил ему заплатить 200 евро за услуги. А уже вечером Филину сообщили, что через два дня, 8 августа, в 4 часа утра его будет ждать сотрудник отеля, который на машине доставит его в Уранополис, поможет получить афонскую визу с заковыристым названием и посадит на паром до Афона. Утро отъезда на Афон было похоже на предыдущие, даже чуть тяжелее, потому что накануне наш паломник снова позволил себе немного лишнего, а вставать пришлось значительно раньше. В полусонном состоянии Филин плюхнулся в автомобиль и через два часа в таком же состоянии прибыл в Уранополис. Окончательно он проснулся только в конторе по выписке афонских виз, где служащий требовал от Филина 20 евро в обмен на лист желтоватой бумаги с каким-то текстом на греческом языке. Это и был тот пресловутый диамонитирион. − Графио Проскинитон, − с трудом прочитал Филин ещё пару греческих слов на вывеске над визовой конторой, уже выйдя из неё. Он будто запоминал приметы на поворотах внутри какого-то лабиринта, из которого ему придётся выбираться обратно уже без проводника. − Вам сюда больше не надо, − сказал ему сотрудник отеля, который всё это время неотлучно был при Филине. – Сейчас сядете на паром. Он отходит в 9:45. Через полтора часа паром причалит к пристани русского монастыря. Там и выходите. Разрешение на посещение Афона вам выдал именно русский монастырь, там и остан о витесь. Можете пробыть на Афоне, сколько хотите. Только помните: вернуться в наш отель вы должны за день до вылета в Москву. Счастливо! − Да-да, спасибо, − сказал Иван Сергеевич, машинально пожал провожающему руку и встал в очередь паломников, готовящихся взойти на борт парома. «Аксион Эстин, − с трудом прочитал Филин надпись по-гречески на борту парома и подумал: − Наверное, название судна. Непонятное что-то. Может, чьё-то имя?» − Аксион эстин – это по-русски «Достойно есть». Это начальные слова молитвы к Богородице, − крикнул в спину Филину сотрудник отеля, видя, что тот в раздумье смотрит на название парома.

http://pravoslavie.ru/95385.html

Мой адрес: 143570 Московская область, Истринский район, село Новопетровское, улица Полевая, д. 4 кв.1 Александра Александра 2013/08/13, 21:38:38 Добрый день, братья монастыря Ватопед! Мы выражаем Вам огромную благодарность, что не оставили нашу просьбу без внимания, и выслали нам пояски! Мы отправляли письмо (заказное), в конце мая, а сегодня пришёл ответ! Пишите в Ватопед, Вам обязательно придёт ответ! Низкий Вам поклон!!!!! Наталья, Украина. Наталия 2013/08/12, 11:11:46 Добрый день! Очень прошу Ваших молитв о здравии и даровании чада Иоанне и Игорю! Меня очень недолюбливает свекровь, дочь моего мужа ко мне остыла, не понимает меня и нет у неё бережного тепла и отношения как к матери. Плохо мне, силы меня покидаю, ребяночка очень хочу и в Господа прошу а нету. Я и Пояс Богородицы ношу, но видно я такая грешница... Простите меня и пожалуйста молите Господа о моём выздоровлении (раба Божья Иоанна). Я такая грешница, я так запутала свою жизнь всем: и враньём, и страхом, и спелетнями и абортами и магией, картами, неуважением своих родителей, всем чем может только нагрешить человек. Молите Господа обо мне, чтобы Господь меня простил. Спасибо, Спаси Вас Господь. Иоанна 2013/08/09, 22:01:33 Здравствуйте Святые Отцы и Братия Святой горы Афон ! Обращаемся к ВАМ с просьбой и верим что услышите просим ВАС помолиться о нашем здоровье.если сможете вышлите нам три Пояска освященных на Поясе Пресвятой Богородицы.Заранее спасибо . Спаси ВАС Господи ! 352500 краснодарский край г.лабинск ул.советская 113 голосная лариса анатольевна 2013/08/09, 08:45:40 Уважаемые соотечественники мы видим что многие пишут на этой странице просьбы прислать им пояски освященные в обители, когда для этого необходимо написать письмо по адресу: Vatopedi Monastery 63086 Karyes, Mount Athos Greece Причем писать адрес монастыря следует печатными буквами по английски, а обратный(свой) адрес по русски и так-же печатно, что-бы человек читающий эти письма не затруднялся разбирать подчерк. И что самое главное верьте, мы очень ждали эти пояски и сегодня обнаружили конверт в своей двери. Мы желаем вам всем счастья и благополучия и да хранит вас Бог.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=859&...

   Юрий – хозяин квартиры, в которой происходила встреча, предложил нам с Ромой посмотреть церковь, построенную недалеко от его дома. Все соседи, а это целый поселок, выросший на окраине Солоник, - греки из России. Первым делом они построили каменный храм, а в прошлом году – деревянный. Это высокая шатровая церковь из лиственницы, привезенной из России. Храм большой, на высоком подклете, с гульбищем и маленькой часовенкой. Русский Север, а не южная Греция – да и только! Да и бабушки, катавшие в колясках внуков, были совершенно советского обличия. Мы приветствовали их по-русски и они радостно вступали с нами в беседу – спрашивали откуда мы и зачем снимаем их красавицу-церковь.    К началу вечерней службы мы отправились в собор Димитрия Солунского. Приложились к мощам, облобызали все иконы и даже сподобились получить немного мира от мощей великомученика Димитрия.     Потом мы прошли мимо раскопок древних Солоник к набережной, побродили по берегу залива. Глядя на беззаботную веселую публику, огни бесчисленных автомобилей и неоновых реклам, трудно было представить, что это то самое место, где проходили когорты Александра Македонского, куда приходил с проповедью Христова Учения апостол Павел, где образовалась одна из первых Церквей - Фесалоникийская, членам которой апостол Павел писал свои знаменитые послания…     Перед сном я посмотрел прогноз погоды. Афинское телевидение, Салоникское и Евровидение обещали дожди в Холкидике – то есть там, куда мы рано поутру должны отправиться. Я сказал об этом Петру. - Да что ты волнуешься…  Помолись Софронию – и будет прекрасная погода. Вот увидишь, никакого дождя не будет.    На следующее утро было пасмурно. Казалось, что прогноз оправдывается. Мы ехали в машине с Юрием. Он сожалел, что нам не удастся заехать к нему на дачу. Для этого пришлось бы сделать крюк в несколько километров. Но мы спешили – нужно было успеть получить в полиции разрешение на въезд на Афон и не опоздать на паром, который отправляется из Уранополиса один раз в сутки.

http://radonezh.ru/analytics/odisseya-ke...

На пути вверх от Ипподрома стоит столп, и наверху его – крест. Здесь был двор царя Константина, в нем запечатаны двенадцатью кусков хлеба Христова, топор Ноя, чем он ковчег делал, и камень, из которого Моисей воду добыл. И есть столп на пути к Студийскому монастырю, весь расписан, всем, что есть на свете. Этот столп поставил себе на память царь Аркадий 13 . В святой церкви Апостолов стоит столбец, к которому евреи привязывали Христа, и другой столбец небольшой, у него плакал апостол Петр, когда отрекался от Христа. В этой же церкви великий лежит Спиридон, святой мученик Полиект, гроб царя Константина и матери его Елены и гробы многих царей правоверных. Здесь и икона господа нашего Иисуса Христа, перед ней исповедовался один монах, впавший в блуд, о чем написано в патерике. Он перед иконой исповедовался, а потом опять впадал в блуд. Перед воротами главными церкви Апостолов стоит столп очень высокий, на столпе стоит ангел удивительный, величественный и держит в руке скипетр Царьгорода, а против него стоит царь Константин как живой 14 , держит в руках своих Царьград и передает город ангелу на охранение. В монастыре великом Пантакраторе, он зовется по-русски Вседержатель, стоит доска, на которой несли Христа к гробу, на этой же доске и слезы Богородицы видны, знать, и доныне, белые, как молоко. Тут же хранятся головы Фрола и Лавра, Якова Перского, Стефана Нового и Михаила Нового, в алтаре сосуд, в котором Христос воду в вино превратил в Кане Галилейской. В стороне от этого монастыря, на расстоянии двух полетов стрелы, находится монастырь, называемый Апокаликанти. Перед воротами этого монастыря лежит жаба каменная. Эта жаба при царе Льве Премудром 15 по улицам ходила, мусор пожирала, а метлы сами подметали. Встанут утром рано, а улицы чисты. Здесь же монастырь Филоантропус, нашим языком зовется человеколюбец, в нем хранятся мощи Клементия Ангирского, Феофания и царя Льва Премудрого. Монастырь Кехаритомени, здесь лежит Иоанн Дамаскин . В Влахернской церкви лежат риза и пояс Богородицы и святого Потапия мощи. В монастыре Перивлепты хранится рука Предтечи, ею крестил Христа, голова Григория Богослова , мощи попа Григория Никодимийского, голова Татьяны мученицы и мощи многих святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому не случайно, что в этом году во время своего визита в Валаамский монастырь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который также является священноигуменом Валаамской обители, сравнивая Валаам и Афон, выразил желание, чтобы на отдаленных островах были построены скиты и пустыньки. Впоследствии монастырь получил благословение святейшего патриарха на проведение программы развития скитской и пустыннической жизни. Еще в середине XVIII века при преподобном игумене Назарии (Кондратьеве) существовало три вида монашеского жительства: общежительное, скитское и пустынническое. Сейчас на Валааме существует два вида жительства: общежительное на центральной усадьбе монастыря и скитское. Для монастыря важно то, что сейчас постепенно будем восстанавливать пустынножительство. Но из-за того, что летом остров посещает большое количество туристов, в том числе так называемых диких, представляется целесообразным пустынножительство возрождать на уединенных островах или в уединенных уголках острова, где раньше такие пустыньки были. Так, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла намечено восстановление пустыньки преподобного Серафима Саровского на Порфирьевском острове Валаамского архипелага со строительством храма в честь преподобного. В начале XX века на этом острове подвизался подвижник благочестия схиигумен Феодор (Пошехов). В этом году приступили к восстановлению утраченных построек скита преподобного Авраамия Ростовского на Авраамиевском острове. — Не мешает ли монастырской, духовной жизни большое число паломников и туристов на Валааме? В чем заключается миссионерская, просветительская деятельность монастыря? — Монашество, как и семейная жизнь, благословленная церковью, — путь ко Христу, обретение в Нем вечной жизни. Слово «монах» происходит от греческого слова «монос», что значит «один». Следовательно, монах — это тот, кто живет в одиночестве, по-русски — инок, то есть «иной» человек, живущий «иным» образом жизни, чем остальные люди. Святитель Феофан, Затворник Вышенский, в одном из своих писем определил сущность монашества: «Монашество есть, с отрешением от всего, непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге. Монах тот, у кого так устроено внутреннее, что только и есть Бог да он, изчезающий в Боге». Конечно, большое число туристов и паломников привносят некоторые трудности в монашескую жизнь в летнее время, однако это длится всего три месяца с небольшим. Зато зимой наступает настоящее уединение, когда монахи могут больше времени уделять молитве. К тому же часть монастырской братии проживают в скитах, куда доступ паломников строго ограничен.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3882874...

Зачинщик смуты в русской афинской миссии, по распоряжению посланника, был в феврале отправлен в Константинополь к послу Лобанову-Ростовскому для высылки в духовное ведомство России. Дьякон запросился на Афон, ему отказали, и тогда из Константинополя он сбежал в Англию, к Герцену. «Колокол» известил читателей о прибытии иеродьякона Агапия. При личном знакомстве Герцен, видимо, засомневался в правдивости гостя, тем более, что из Афин в редакцию «Колокола» пришли два письма в защиту о. Антонина. Одно из них было от профессора Афинского университета П Ромботи. Герцен опубликовал его в газете от 15 апреля. Профессор писал:   «Милостивый государь! Один из немногих в Афинах греков, знающих по-русски, я имел горькую случайность прочесть в от 15 февраля клевету на нашего здесь архимандрита, изумившую всех, знающих его безукоризненную во всех отношениях жизнь. Надобно думать, что писавший Вам о нем потерял рассудок... Мое убеждение в непорочной жизни архимандрита разделяет все афинское общество. Я был свидетелем того негодования, которое произвела в городе попытка опозорить непозоримое. Желаю отечеству нашему как можно больше таких честных, благородных и солидно образованных иереев». На этом тема была закрыта. Второе письмо в защиту чести архимандрита не было напечатано. Хочется верить, что оно было от Севастьянова, напомнившего Герцену об их недавней встрече. В силу политических обстоятельств письмо не могло быть опубликовано, однако свою роль выполнило. Кстати, материалы архива свидетельствуют, что в 1859-1860 гг. Севастьянов регулярно получал «Колокол» через представителя «Русского общества пароходства и торговли» в Константинополе. Сложными путями газета переправлялась на Афон. Может быть, афинское консульство являлось пересылочным пунктом? Возможно, не стоило так подробно останавливаться на драматической для А. Капустина истории, но она изменила его дальнейшую судьбу и, кроме того, позволила показать степень распространения «Колокола» и его влияния на круги, казалось бы, весьма отдаленные от Герцена и Огарева как расстоянием, так и мировоззрением.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2899

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010