О святой воде Великое освящение воды. Сретенский монастырь. Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»). Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе. Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи. «Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды. Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет. Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

http://pravoslavie.ru/28980.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Иванов), архиеп. Екатеринославский. 1862 г. (Иванов Алексей; 1746, Москва - 18.08.1805, Пятигорск), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический. Род. в семье священника, в 1774 г. окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве и был оставлен в ней преподавателем в классах аналогии (1774), грамматики (1775-1776), пиитики (1777), риторики (1778). 13 мая 1777 г. пострижен в монашество с именем А., с 1781 г. служил проповедником при академии. В 1782 г. назначен настоятелем московского Покрова Пресв. Богородицы мон-ря в сане игумена, а также префектом бывшей при мон-ре Крутицкой ДС. С 1784 г. профессор философии в Славяно-греко-латинской академии, в 1785 г. преподавал также богословие и древнеевр. язык, с 1786 г. ректор академии, архимандрит московского Заиконоспасского мон-ря . 12 нояб. 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Коломенского и Тульского, 10 апр. 1799 г. назначен епископом Воронежским и Черкасским. По прибытии в Воронеж А. уволил всех членов консистории, жалоба к-рых на епископа в Синод стала, по-видимому, причиной перевода А. 1 окт. 1799 г. на Новороссийскую кафедру. 15 сент. 1801 г. А. был возведен в сан архиепископа. При А. в 1803 г. кафедра была перенесена из малолюдного военного Новомиргорода, находившегося на окраине епархии, в Екатеринослав, к-рый тогда еще строился. А. был награжден орденом св. Анны 1-й степени. Скончался в Пятигорске от последствий ожога, полученного в результате неправильного лечения, в день, когда был издан указ о его назначении на Астраханскую кафедру, погребен в самарском Пустынно-Николаевском мон-ре . В проповедях А. заметно сильное влияние речей Московского митр. Платона (Левшина) . А. является также автором переводов соч. Авла Геллия «Аттические ночи» (с подробными комментариями и предисловием, составленными А.) и «Защищения христиан против язычников» Тертуллиана . По инициативе А. была составлена и издана «Греческая грамматика». В рукописи остались «Записки по Священному Писанию» А., в к-рых слав. перевод соотносится с греч. и евр. текстами.

http://pravenc.ru/text/76894.html

Владимир (Сеньковский Филарет Алексеевич), архп. Донской и Новочеркасский Родился около 1847 года в Таврической епархии. В 1867 году окончил Херсонскую духовную семинарию и 26 сент. возведен в сан иерея. 19 окт.1875 г. назначен миссионером Алтайской миссии. 10 апр.1882 г. назначен миссионером вновь учрежденной Киргизской миссии. 28 марта 1889 г. возведен в сан протоиерея. 12 июля 1890 г. пострижен в монашество, а 21 нояб. возведен в сан игумена и определен помощником начальника Алтайской и Киргизской миссий. В 1891 г. назначен начальником Алтайской и Киргизской миссий, а 22 мая возведен в сан архимандрита. 18 авг.1891 г. хиротонисан во епископа Бийского, вик. Томской епархии. Хиротония состоялась в С.-Петербурге в Александро- Невской Лавре. С 3 июня 1893 г. – епископ Владикавказский и Моздокский. С 12 авг. 1904 г. – епископ Кишиневский и Хотинский. С 16 сент. 1908 г. – архиепископ Донской и Новочеркасский. 6 мая 1912 г.награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 11 июля 1914 г. уволен на покой, согласно прошению, с правом управления Заиконоспасским Московским Ставропигиальным монастырем. Будучи миссионером Алтайской и Киргизской миссий, он с редкой энергией проводил сложную и трудную работу по просвещению иноверцев и приобщению их к Православной Церкви. Особенно много сделал для Владикавказской епархии, построил колонию для прокаженных. Осетинский приют, школы при Грузинской и Греческой церквах и особенной заслугой его было открытие Ардонской духовной семинарии, благодаря которой во многих, даже в самых отдаленных осетинских аулах, ардонские воспитанники либо в сане священников, либо в должности народных учителей, стали просвещать свой народ, отвлекая его от мусульманских и языческих верований. Так, например, за период с 1897 по 1907 гг. число школ Северной Осетии возросло с 14 до 70, а учащихся с 700 до 4.000 человек. Красноречивый проповедник, душой болевший за свою паству, в храмах, частных домах, под открытым небом, повсюду, где возможно, призывал на помощь нуждающимся и вел апостольскую борьбу против языческих воззрений. В частых миссионерских поездках по Осетии убедил осетин, что женщины имеют право ходить в храм и склонил горцев к открытию женских школ. Чуткий и отзывчивый к каждой беде и нужде, пользовался громадной любовью и уважением своей паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Богомольцы Крыма прикоснулись к Дарам волхвов С 6 января по 2 февраля святыне смогли поклониться более 1,5 млн. верующих 03.02.2014 773 Как сообщалось , 1 февраля в Севастополь прибыла величайшая святыня христианского мира — Честные Дары, принесенные древними восточными волхвами Богомладенцу Христу. Встреча святыни в Севастополе состоялась у памятника святому апостолу Андрею Первозванному в 23 часа 30 минут, передает сайт Симферопольской и Крымской епархии . Греческая делегация — монахи монастыря святого Павла Святой Горы Афон (именно там находятся на постоянном сохранении Дары волхвов) — возглавила крестный ход к Свято-Владимирскому собору в Херсонесе. В молитвенном шествии приняли участие священнослужители Севастопольского благочиния, председатель Севастопольской городской государственной администрации Владимир Яцуба, председатель Севастопольского городского Совета Юрий Дойников, командующий ВМС ВС Украины адмирал Юрий Ильин, командующий Черноморским флотом России вице-адмирал Александр Витко, депутат Верховной Рады Украины Вадим Колесниченко, представители городских властей и командования двух флотов. В верхнем храме собора у ковчега с Дарами волхвов был совершен молебен. Богослужение возглавил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. На протяжении всей ночи перед святыней священнослужители Севастопольского благочиния совершались молебны. При участии Управления МЧС Украины в г. Севастополе были установлены 3 палатки для обогрева; организована раздача горячего чая. По случаю отбытия великой святыни митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь произнес краткую проповедь: «Сегодня, 2 февраля, последний день пребывания на крымской земле великой святыни – Даров волхвов. За то время, когда они были выставлены для поклонения, многие верующие прикоснулись к ним и молитвенно попросили у Господа Его помощи и милости. В скором времени Дары вернутся на святую гору Афон в монастырь святого Павла. Но полученная духовная польза останется с нами. Благодать, которую нам послал Господь через эту великую святыню, мы должны сохранять. Окунувшись в житейское море, мы должны помнить, что Богомладенец Христос призывает нас к святости, борьбе с грехом, к сохранению мира и совершению добра.Будем же помнить об этом высоком призвании и жить по Его заповедям, жить так, как подобает христианину. Да укрепит Господь в нас и в наших семьях мир, любовь и согласие».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/03/bo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕГЕНДА» [лат. Legenda italica], название, к-рое исследователи дали рассказу о равноапостольных Константине (Кирилле) и Мефодии , об обретении ими в Херсонесе останков Римского еп. (папы) сщмч. Климента I и о перенесении святыни в Рим. Этот рассказ представляет собой часть повествования о сщмч. Клименте I, созданного автором нач. XII в. Львом, еп. Остийским (Vita cum translatione S. Clementis). Источником для Льва Остийского послужило аналогичное повествование, написанное Гаудерихом, еп. Веллетри, и поднесенное им папе Римскому Иоанну VIII († 882). Начальная часть повествования Гаудериха сохранилась, и сравнение текстов показало, что Лев Остийский точно следовал за своим источником, подвергая его лишь стилистической обработке. Повествование Льва Остийского о святых Кирилле и Мефодии известно в 2 списках: Vat. lat. N 9668, XII в.; Прага. Б-ка митрополии. 23, XIV в. (к списку XII в. восходят 2 копии текста XVII в. и издание (под 9 марта) в 2-м т. «Acta Sanctorum» (1668)). В списке XIV в. сохранился пролог (воспроизводящий, судя по всему, пролог Гаудериха), где говорится, что автор почерпнул сведения о Кирилле и Мефодии из сочинения, написанного «славянскими письменами» (ex slavonicis litteris). Исследователи полагают, что этим источником было слав. Житие равноап. Кирилла, к-рое Мефодий привез в Рим в 880 г. Скорее всего Житие Кирилла в том виде, в каком оно было доступно Гаудериху, отличалось от известного нам слав. текста Жития. Так, в нем содержался ряд известий о равноап. Мефодии, которых нет в Пространном житии Кирилла, но они читаются в Житии Мефодия. По-видимому, эти сведения были удалены из Жития Кирилла, когда после смерти Мефодия его ученики стали писать жизнеописание своего наставника. Др. источником «И. л.» стало сочинение равноап. Кирилла об обретении им останков Климента Римского, к-рое по просьбе Гаудериха перевел для него с греческого Анастасий Библиотекарь (об этом говорится в послании Анастасия Гаудериху). Сочинение Константина сохранилось в славянском переводе под названием «Слово на перенесение мощей преславного Климента».

http://pravenc.ru/text/Климент I еп ...

Тридцатый день. Поучение 3-е. Св. Михаил, митр. киевский. (Урок пастырям и всем христианам от мощей святителя). I. Память святителя Михаила, ныне нами совершаемая, важна для всей церкви российской уже потому, что им предначинается ряд святителей наших, чрез него благодать рукоположения апостольского пришла из церкви греческой в церковь российскую. Не всякого Провидение допустит стать на столь важное место, чтобы соединить собою две великие церкви, и начать новый, многочисленный лик святителей Божиих. Это дело великое! – Но Михаил вполне оправдал равноапостольное избрание свое. Доказательством сего служит «его жизнь». «Но, много ли мы знаем о его жизни?» подумает при сем кто либо. – Если спросить историков, то они действительно скажут нам весьма немного; почти одно то, что Михаил был родом из Сирии, пришел в Херсон ко Владимиру с греческою царевною Анною, и окрестив его и народ российский, святительствовал потом четыре года в Киеве. Одно почти это говорят историки о святом Михаиле; но мы, братие, и не будем их спрашивать о жизни сего святителя, ответ на это дают его св. мощи, доселе пребывающия нетленными. Если самое тело Михаила столько возвысилось над всем тленным, так очистилось от всего земного, что избегло общей участи тел человеческих – обращаться в землю, из которой они взяты: то явно, что душа Михаилова была храмом Духа Святаго. – А деяния таковых людей известны; для них, по выражению апостола, «нет и закона» ( Гал. 5, 23 ); ибо они без закона всегда помышляют и всегда исполняют вся, «елика честна, елика праведна, елика прелюбезна, аще кая добродетель, и аще кая похвала» ( Фил. 4, 8 ). Таковые люди направляются, по словам Давида, «ко всякой заповеди, и ненавидят всякий путь неправды» ( Псал. 118,104 ). Они смиренны, кротки, благопокорливы, не воздают зла за зло, благословляют даже клянущих их и молятся за творящих им напасть. Таков, без сомнения, был в действиях своих и Михаил, как то показывает святость и нетление мощей его. II. Как драгоценен залог сей для всей церкви российской! – Он показывает, что благодать рукоположения апостольского, столь важная для иерархии и для всей церкви, принесена в наше отечество в сосуде крепком, чистом и благолепном, что первый пастырь наш был не по имени токмо, но и на деле – ангелом представителем и предстателем новосозданной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В честь праздника во всех российских храмах будут звонить колокола 28 июля. ПРАВМИР. Русская Православная Церковь празднует день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Также в этот день в России отмечается день крещения Руси. В честь праздника в полдень во всех российских храмах будут звонить колокола. Обычно в этот день в Москве проходил крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицком холме, однако в этом году он отменен из-за коронавируса. В тех регионах, где позволяет санитарно-эпидемиологическая ситуация, верующие проведут праздничные крестные ходы. Владимир был внуком святой равноапостольной Ольги, сын князя Святослава и Малуши – ключницы великой княгини. Правил он с 970 года – в Новгороде, с 978 и до смерти в 1015 году – в Киеве. По преданию, до принятия христианства князь Владимир был жестоким правителем, опиравшимся на языческие традиции, однако после крещения он изменился. Крестился князь Владимир в 988 году в Корсуни (Херсонесе). Эта дата считается официальным началом Крещения Руси. Вернувшись в Киев, князь Владимир с греческими священнослужителями крестил жителей города, а позднее и остальных жителей Древнерусского государства. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/czerkov-prazdnuet-pamy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО Херсонской и Таврической епархии существовало в 1853-1859 гг. Местом пребывания Херсонско-Таврического архиерея была Одесса - центр Новороссийского и Бессарабского генерал-губернаторства, место активных контактов с греческим православным духовенством. Офиц. центром епархии по закону 1788 г. о соответствии административного и епархиального деления являлся Херсон - главный город Херсонской губ. По результатам доклада от 10 марта 1852 г. чиновника, ревизовавшего Херсонскую губ., Синод принял решение об учреждении викариатства Херсонско-Таврической епархии с тем, чтобы викарный епископ постояно жил в Херсоне. В докладе говорилось: «В Херсонской губернии еще все сословия со времени переселения их из разных мест и в разные времена не успели усвоить себе положительного характера, и как сие особенно выражается в губернском городе, то для твердого и сообразного видам правительства направления постоянное пребывание в Херсоне викарного епископа было бы особенно полезно... Большое число находящихся в Херсоне раскольников только сим способом могло быть отвлечено от своих заблуждений» (НБУВ ИР. Ф. 458. 134. Л. 1-1 об.). В докладе также указывалось на существование католич. епархии и на пребывание епископа и епархиального управления в Херсоне, тогда как правосл. архиерей и консистория находились в Одессе. 13 февр. 1853 г. викарию Херсонско-Таврической епархии было усвоено именование «епископ Одесский», определено иметь местопребывание в Херсоне. 5 июля 1853 г. в Одессе во епископа Одесского был хиротонисан Поликарп (Радкевич). В его ведение перешли приходы вост. части Херсонской губ. Одесскому епископу было положено годовое содержание 2495 р., предполагалось отвести викарной кафедре землю и рыбные ловли. В февр.-дек. 1853 г. еп. Поликарп жил в одесском во имя архангела Михаила женском монастыре , в 1853-1856 гг.- в доме старосты херсонского кафедрального Успенского собора. Настоятель Успенского собора прот. Максим Перепелицын в 1853 г. на свои средства создал в Херсоне в ведении О. в. приют для 50 престарелых и немощных церковно- и священнослужителей и для стольких же сирот, безродных девиц и вдов духовного звания.

http://pravenc.ru/text/2578195.html

По их мнению, на этом месте тысячу лет назад действовал монастырь 16 ноября. ПРАВМИР. Группа археологов Института археологии Крыма РАН откопала в окрестностях Судака самый большой из известных на сегодняшний день византийских православных соборов, аналогов которому нет не только в этих местах, но и на всем полуострове. На фрагмент кладки в лесу наткнулись в марте этого года местные жители, пишет «Российская газета». Археологи сразу определили, что это, скорее всего, часть культового здания и начали раскопки. В итоге они откопали целый собор. Это уникальная находка, заявляют историки, ведь об этом соборе не было упоминаний ни в одном письменном источнике. О нем молчали летописи, не было никаких заметок и в записях средневековых путешественников. Не упоминало его и составленное во второй половине XIX века подробное описание всех христианских храмов Судака — при том, что в этот документ вошли и действующие святыни, и уже разрушенные. «Составлял это описание архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил. Среди храмов Судака есть только краткое упоминание, что в семи верстах от Токлука (нынешний село Богатовка — Прим. ред.) есть развалины христианского храма и рядом — источник. Но в нашем случае семь верст никак не выходит — максимум 1,5 версты», — говорит директор Института археологии Крыма РАН Вадим Майко. Тот ли это храм, или ученые обнаружили другое культовое здание, сегодня нельзя сказать точно. Единственным намеком на то, что это место связано с каким-то собором, было его греческое название — Клиса-Кая («Церковная гора»). Это огромное для своего времени сооружение площадью около 200 квадратных метров. Ученые предполагают, что находка — лишь часть большого культового комплекса, скорее всего, монастыря. По их мнению, монастырь действовал здесь 10 столетий назад. Вполне может быть, что это древний монастырь Иоанна Златоуста. С уверенностью можно сказать, что откопанный храм был покинут в год турецкого завоевания Крыма в 1475 году. Об этом свидетельствуют найденные на раскопках монеты, осколки керамики, части турецких стрел и следы пожара. Но вот называть точную дату строительства храма историки пока считают преждевременно.

http://pravmir.ru/arheologi-nashli-v-kry...

Почившему архиепископу было 93 года 29 апреля. ПРАВМИР. В США скончался архиепископ Алипий (Гаманович). Архиепископ Алипий отошел ко Господу на 93-м году жизни 28 апреля, в праздник Христова Воскресения. Об этом сообщается на официальном сайте Русской Православной Церкви Заграницей. Архиепископ Алипий (Гаманович) около 30 лет управлял Чикагской и Средне-Американской епархией РПЦЗ. Он известен как строитель Покровского кафедрального собора в Чикаго, автор книги “Грамматика церковнославянского языка”. Будущий архиепископ Николай Гаманович родился 19 декабря 1926 г. в с. Новая Маячка Херсонской области Украины. Во время Второй мировой войны он оказался среди насильно увезенных немцами для работы в Германии. «На завтрак давали 300 г хлеба, чайную ложечку сахара, тонкий квадратик маргарина, иногда тонкое кольцо искусственной колбасы и чай. Затем строили в колонну, считали и в сопровождении полицейского (русский, с повязкой на руке) мы шли на работу. Завод был машиностроительный. По окончании работы нас снова строили в колонну, считали и так же с полицейским мы возвращались назад. По возвращении мы получали порцию баланды, лагерный суп», — описывал он жизнь в лагере в своих воспоминаниях . В 1945 году, нелегально оставив лагерь, Николай присоединился к монашескому братству преподобного Иова Почаевского из Словакии. Братия сначала поселилась на юге Германии, а после переехала в США, в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Перед отбытием в Женеве будущего архиепископа постригли в монахи с именем Алипий. В Свято-Троицком монастыре Алипий помогал в строительстве, работал в иконописной под руководством иеромонаха Киприана (Пыжова), известного иконописца зарубежья. Пройдя обучение в семинарии при монастыре, он преподавал в ней церковнославянский и греческий языки. Тогда он и составил учебник церковнославянской грамматики. Вскоре был рукоположен в иеродиакона, а после и в иеромонаха. В 1974 году был хиротонисан во епископа Кливлендского, викария Чикагской епархии. В 1987 году после кончины архиепископа Серафима (Иванова) назначен правящим архиереем Чикагской епархии, а в 1990-ом возведен в сан архиепископа.

http://pravmir.ru/v-den-pashi-otoshel-ko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010