Часть II VI. Возобновление перевода библии на русский язык в 1856 году Дело перевода священных книг на русский язык возобновлено в 1856 году, во время коронации Государя Александра Николаевича. Святейший Синод имел свои собрания в Москве. Присутствие Св. Синода составляли в это время: с.-петербургский митрополит Никанор; московский митрополит Филарет; бывший ярославский архиепископ Евгений, член Св. Синода; херсонский архиепископ Иннокентий, пожалованный в это время в члены Св. Синода; протопресвитеры В. Б. Бажанов и В. И. Кутневич. Кроме сих лиц, в собраниях Св. Синода принимали участие приглашенные, по Высочайшему повелению, в Москву на торжество коронации: литовский митрополит Иосиф (Семашко) ; казанский архиепископ Григорий, пожалованный при этом в митрополита; варшавский архиепископ Арсений (впоследствии митрополит киевский) и полоцкий архиепископ Василий. В одно из своих собраний, 10 сентября, Святейший Синод входил в рассуждение о доставлении православному народу способа читать священное писание, для домашнего назидания, с удобнейшим по возможности разумением. „Когда потребность перевода священного писания на русский язык в принципе была признана всеми, при рассуждениях некоторая задержка возникла из спорного вопроса о том, с чего начать и с какого языка переводить ветхий завет? Большинство членов Синода полагало начать с Псалтири (как поступлено было и в Библейском Обществе) и переводить с греческого, как более доступного нашим ученым и вообще более распространенного, нежели еврейский. Но преосвященный Филарет предлагал и настоял на том, чтобы переводить библию с подлинника, т. е. ветхий завет с еврейского (за исключением, конечно, книг, которые не сохранились на еврейском), а новый, – с греческого; начать же с пятокнижия, а не с псалмов, которые, и при глубоком познании еврейского языка и при пособии различных переводов, требуют тем не менее продолжительного труда и зрелой опытности от переводчика на какой либо новейший язык; опытность же в таком деле всего надежнее приобретается последовательным знакомством с библией, книга за книгой, от книги Бытия, которая всех проще и доступнее по изложению“ 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Блохин В. С. Раздел II. Православие на территории Закавказья Глава 7. Грузинская Православная Церковь 7.1. Возникновение грузинской Церкви. Христианство в Грузии I -V вв. Проблема автокефалии Первыми проповедниками христианства на территории Грузии (Иверии) были святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Поскольку Черноморское побережье часто служило местом ссылки многих неугодных лиц в Римской империи, то проповедь Евангелия осуществлялась здесь ссыльными представителями духовенства, в частности, одним из таких был свт. Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном. Свт. Климент проповедовал христианство в Херсонесе Таврическом. В последующее время христианство распространялось миссионерами, выходившими из пограничных христианских провинций (главным образом, малоазийских), а также через контакты через столкновения грузин с греками-христианами. Массовое крещение грузин произошло в 20-е гг. IV в. благодаря деятельности св. равноапостольной Нины (ум. 335), которая по праву считается просветительницей Грузии. Прибыв в Грузию, она прославила себя святой жизнью и многими чудесами. В 326 г. при царе Мириане христианство было провозглашено государственной религией страны. Мириан построил храм во имя Спаса в столице Иверии – Мцхете, и по совету св. Нины отправил послов к императору Константину Великому , прося прислать епископа и клир. Император Константин прислал в Грузию епископа Иоанна и греческие священники продолжили обращение грузин. Необходимо заметить, что вплоть до своей независимости Грузинская Церковь находилась в каноническом подчинении не Константинопольской, а Антиохийской Православной Церкви. Во второй половине IV в. с греческого языка на грузинский была переведена часть богослужебных книг. При иверском царе Вахтанге I Горгаслане (446 – 499) Грузия достигла своего могущества. В 455 г. он перенес столицу государства из Мцхеты в Тифлис и в новой столице заложил основание знаменитого Сионского Собора. С древних пор и поныне Сионский Собор является кафедральным собором Грузинского Предстоятеля. Среди святынь Собора наибольшей известностью пользуется крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы и связанный волосами просветительницы Грузии. При Вахтанге в Грузии открылось 12 епископских кафедр, и были переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУЗЬМИН Роман Иванович (30.09.(?)1809 (1810, 1811?), Николаев Херсонской губ. (?) - 12.11. 1867, С.-Петербург), архит. В 1826 г., по окончании Николаевского артиллерийского уч-ща, был послан в С.-Петербург в АХ, где обучался на средства Черноморского департамента. В 1832 г. награжден золотой медалью 2-й степени за проект семинарии и выпущен из академии в звании художника 14-го класса. Оставленный при академии «для усовершенствования в архитектурных художествах» успешно выполнил программу на большую золотую медаль. Весной 1834 г. выехал в качестве пенсионера АХ за границу. Задержавшись в Греции почти на 2 года, К. одним из первых русских архитекторов исследовал памятники античности (делал обмеры и проекты реставрации). Результатом работы стал увраж «Храм Ники Аптерос на Афинском Акрополе», изданный в Риме в 1837 г. Большое значение для дальнейшего творчества К. имело его знакомство с византийской архитектурой - зарисовки и обмеры нескольких греческих средневековых храмов в Афинах и в Нафплионе. Последующие 4 года пенсионерской поездки К. провел в Италии, изучая древнеримские памятники. Представленный в сент. 1840 г. Совету АХ проект реставрации форума Траяна послужил основанием для присвоения К. звания академика. В 1841 г. за «Проект Медико-хирургической академии» был удостоен звания профессора. В нояб. 1841 г. К. получил место архитектора Гофинтендантской конторы в Мин-ве имп. двора. Придворное ведомство стало основным местом службы К. Он начал карьеру в 7-м чине, а завершил в 4-м, действительным статским советником, старшим архитектором и начальником чертежной. В первые годы службы К. заведовал «строительной частью» Таврического и Летнего дворцов, Адмиралтейской и Кленовой аллеями, домиком Петра I, Летним садом и комплексом домов Гофинтендантской конторы на углу Фонтанки и Б. Невы. С нояб. 1845 г., после смерти старшего архитектора конторы Л. И. Шарлеманя, К. были дополнительно поручены Елагиноостровский дворец с павильонами и со службами, «Петергофские иллюминационные строения», Дворцовый запасной дом (Дворцовая набережная) и комплекс строений по Воскресенскому проспекту и Шпалерной ул.

http://pravenc.ru/text/2462205.html

Период Первый. Русская Церковь под властью митрополитов киевских Глава I. Распространение христианской веры Св. апостол Андрей Первозванный По древнему преданию 1 начало христианства в России относится ко временам апостольским. Св. апостол Андрей Первозванный, обходя с проповедью евангелия берега Чёрного моря, прибыл в крымский Херсонес или Корсунь и отсюда водным путём, который от устьев Днепра до моря Балтийского пролегал чрез нынешнюю Россию 2 , называвшуюся в то время у греков Скифией, задумал отправиться в Рим. Остановившись на пути под горами, где ныне Киев, апостол сказал своим спутникам: «Видите ли горы сии? На сих горах воссияет благодать Божия; будет город великий, и Бог воздвигнет на них многие церкви». Взойдя на горы, апостол благословил их и на одной из них поставил крест. Продолжая свой путь, св. Андрей посетил славян северных в области Новгородской и отсюда отправился в Рим. Но первые семена христианства, посеянные апостолом в нашем отечестве, не могли удобно возрастать. Постоянное движение диких кочевых народов по обширной русской равнине препятствовало утверждению здесь христианства. Только в самых южных пределах России, в греческих колониях, в которых жило не мало славян, сохранилось христианство , проповеданное св. Андреем и его учениками. С давнего времени существовали на юге России епархии, каковы: херсонская, босфорская и сурожская в Крыму 3 , скифская на устьях Дуная, готская в нынешнем Новороссийском крае. С юга России христианство могло проникать и к славянам, жившим к северу, но до IX века мало известно об успехах среди них веры Христовой. В половине IX века в истории нашего отечества совершилось важное событие. Среди разъединённых и постоянно враждовавших между собою русских славян пробудилось желание утвердить у себя сильную власть, решения которой все бы слушались и исполняли. Не находя у себя такой власти, они решились добровольно подчиниться владычеству варягов. Отправлены были послы к варяжскому племени Русь с таким предложением: «Земля наша велика и обширна, а порядка в ней нет; придите княжить и володеть нами».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

С.Б. Сорочан Житие свв. епископов Херсонских в грузинской минее (текст этой пространной версии представляет собой типичное Житие или «подвизание»греч. athlesis, которое входит в агиографический сборник, содержащий переводы на грузинский язык греческих Житий святых марта месяца, пересказанных в третьей четверти XI в. учеником знаменитого Симеона Метафраста , Иоанном Ксифилином (1010/12–1075), номофилаком, с 1054 г. принявшего монашеский сан и ставшего патриархом Константинопольским (1064–1075). Представляет собой несколько многословную, но более старательно литературно обработанную редакцию, вероятно, наиболее близкую к изначальному архетипу Житий свв. епископов Херсонских, и кое в чем дополняет пространные версии, имеющиеся в минее Михаила Пафлагона и рукописи XIV в., напечатанной Ф. Алкином. Из сделанного писцом замечания следует, что грузинская рукопись из Гелатского монастыря была переписана при абхазском католикосе Евдемоне I Чхетидзе (1543–1578), причем в списке, с которого была сделана рукопись, отсутствовал лист о свв. Ефреме и Василеосе. Перевод текста выполнил известный грузинский агиолог, протоиерей о. Корнилий Кекелидзе) Месяца марта 7. Подвиги святых и славных священномучеников херсонских: Ефрема, Василеоса, Евгения, Агафодора, Елпидия, Еферия и Капитона, замученных в Херсоне Тавроскифском. Отче, благослови! 1. Злобное, сугубо бесовское и многолетно-державное властвование именитого царя Диоклитиана явило во всех весях и городах многих и неисчислимых мучеников Христовых. Насколько безжалостно преследовал он, мучил и истреблял род христиан, настолько вера их, по благословению Бога, преуспевала во всей вселенной и умножалась, ибо учители и архиереи их распространяли среди людей преподанное божественными апостолами, утверждали умы их в познании Бога и истины и, будучи заклаемы за имя Христово по предварительной подготовке к этому, давали себя самих в добрый пример многим. Ныне ясно будет показано, что похвалы и воспоминания достойны и [герои] предлежащего слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.Б. Сорочан Жития святых епископов Херсонских (составлены не ранее третьей четверти VI в., когда в их тексте появляется упоминание «Туркии» – Великого каганата тюркютов (552–651), и не позже конца столетия, учитывая возведение к этому времени в городе теофанического мартирия непосредственно связанного с одним из важнейших сюжетов житийного рассказа. Очевидно, в первоначальном варианте, послужившем основой для грузинского и старославянских переводов, сочинение представляло собой учительное слово в похвалу свв. Мученикам, в которое были вставлены подробности их деятельности. Поучение скорее всего было предназначено для чтения вслух на службе утрени (orthos) и было адресовано клирикам, монашествующим, так как автор, возможно, херсонский епископ или настоятель, обращался к слушателям со словами «почтенная братия» 103 . Перевод с греческого выполнен Β. В. Латышевым на основе версии из минеи василевса Михаила IV Пафлагона (1034–1041). 1. Когда нечестивый Диоклетиан правил Римской державой 104 , как не должно быть, и язычество его рвением усиливалось по всей стране, идолы и бесы чествовались 105 , а христиане подвергались жестокому гонению, тогда мудрый Ермон 106 украшал [собой] 107 престол Иерусалимской церкви 108 и прилагал всяческое старание, чтобы волки не стерли с лица земли паству Христову, сделав ее вполне своей добычей. Ибо таковые души боголюбивых готовы подвергаться опасностям ради паствы Христовой, за которую Пастырь добрый положил душу и излил кровь Свою. Посему, рукополагая Епископов, [Ермон] посылал их по всем странам 109 утверждать слово верных в вере и всей силой отклонять людей от лжи к истине. 2. Итак, в 16-й год тирании Диоклетиана 110 [Ермон] рукополагает воспеваемого Ефрема 111 , мужа боголюбивого и во всем полезного и высылает его в области Турции 112 , а кроме того и в Херсонес Тавроскифской епархии [посылает] доброго Василея 113 , знаменитого и прославленного словами и чудесами, подвиги и чудеса которого [настоящее] слово желает обнять и предложить вниманию боголюбивых 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Севастополь – Афины Беседа со студентом Афинской академии Владимиром Харитоновым Первое сентября… Кто-то в этот день переступает порог школы впервые, а кто-то с грустью – в последний раз. Куда поведет дорога жизни в конце учебного года? Этот вопрос с волнением задает себе каждый старшеклассник. Как же сделать правильный выбор? «Только с Богом» – такой ответ на этот вопрос дает один из представителей центра «Русичи», который в этом году уже во второй раз идет 1 сентября в… Афинскую академию. А началось это так. С 3 по 13 января 2004 года при поддержке Центра охраны семьи и детства «Русичи» впервые в истории крестных ходов состоялся детский крестный ход из Севастополя в Кронштадт – «Дети за мир и дружбу между народами», целью которого было установление дружественных связей между двумя морскими столицами и воспитание детей в духе Православия. За десять дней ребята преодолели более чем 5 тысяч километров, посвятив время школьных каникул молитвенному подвигу. Без сомнения, крестный ход оставил незабываемое впечатление и особый Божий след в душах юных крестоходцев. А для одного из них он стал первым звеном на пути в Афинскую академию. Владимир Харитонов, студент 2-го курса богословского факультета Афинской академии рассказывает: – Во время этого крестного хода мне выпала честь быть крестоносцем, то есть нести крест. Мы посетили много святых мест, познакомились со многими интересными людьми. От начала до конца все было очень необычно, и незаметно в душе совершилась удивительная перемена. После возвращения домой я обнаружил, что меня все время тянет в храм, что там мне действительно хорошо, и с тех пор я не пропустил ни одной воскресной службы, за исключением каких-то особенных случаев; я стал помогать батюшке в алтаре Херсонесского Владимирского собора. То есть после этого крестного хода я совершенно сознательно и всей душой встал на путь православного христианина, что в свою очередь оказало влияние на то, что сегодня я учусь на богословском факультете в Афинской академии. Параллельно я учился на курсах греческого языка. И однажды попал в группу школьников, ехавших в летний лагерь в Грецию, который организовывал отец Нектарий. Он очень любит детей и наш Крым и ежегодно возит в Грецию в летний лагерь около 300 детей. Из них 250 он берет из интернатов, а 50 – из различных церковных приходов по благословению владыки Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского.

http://pravoslavie.ru/4823.html

Венев-Никольский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Венев-Никольский монастырь (также Свято-Никольский или Венев монастырь) — женский (ранее — мужской) монастырь в селе Венев Монастырь Тульской области. Является старейшим монастырем на Тульской земле. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] Многие источники утверждают, что Венев монастырь – один из самых древних православных монастырей, воздвигнутых на Руси. Его основание восходит к первым векам распространения и укрепления христианства в жестокой борьбе с язычеством. Земля, на которой возник монастырь, была покрыта дремучими лесами, населенными славянским племенем вятичей. В 11-12 веках здесь уже было поселение. Точно не установлено, было это поселение монахов отшельников или воинов, защищающих рубежи Родины. Известно, что в этих глухих местах в начале 13 века проповедовал православие монах Киево-Печерского монастыря Кукша, замученный язычниками и ныне причисленный к лику святых в земле тульской просиявших. Выписка из новоизданных Святцев о древности: «Монастырь древний в Тульской губернии Веневский в нем церковь Соборная. Сей монастырь построен еще в тринадцатом столетии. Август 9 дня 1827г.» По легенде, записанной в середине 19 в. Д. Г. Гедеоновым монастырь был основан в тринадцатом веке (см. Православная энциклопедия, том 7, стр.574) на месте, где останавливался греческий священник Евстафий, выполнявший чрезвычайно трудную и опасную миссию, возложенную на него чудесным образом Свт. Николаем Архиепископом Мир Ликийских. Православный священник Евстафий служил в г. Корсуни (Херсонес) в храме во имя апостола Иакова, в котором принял крещение равноапостольный князь киевский Владимир. Три раза являлся во сне священнику Евстафию свт. Николай и поручал доставить свою икону в Рязанскую землю, о существовании которой он не ведал. Длительное и полное опасностей было путешествие священника Евстафия, но постоянным покровителе и наставником путников был сам свт. Николай. Оказавшись в пределах Рязанского княжества, в долине реки Осетр, священник Евстафий, несший чудотворный образ был с почестями встречен юным князем Феодором, сыном великого князя Рязанского Георгия Игоревича и препровожден в его удельное поместье, в ту пору именовавшееся Красным городом, ныне г. Зарайск, Московской области. Возрождение [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_жен...

Днепропетровская и Павлоградская епархия 24 липня 2010 р. 10:10 По мере приобретения Российской империей в середине XVIII века территорий, ранее контролировавшихся Османской империей, усилился приток поселенцев православного исповедания на новые территории, получившие в 1764 году наименование Новороссии. Первоначально малонаселенная область управлялась в церковном отношении Киевскими архиереями через полтавских протопопов; с 1760 года — с помощью старокодакских наместников (с. Старые Кодаки — село на месте старой крепости, расположенное неподалеку от современного г. Днепропетровска). 9 сентября 1775 года своим указом Святейшему Синоду императрица Екатерина II повелела учредить в образованных Новороссийской и Азовской губерниях новую епископскую кафедру — Славянскую и Херсонскую. Славянская и Херсонская епархия была учреждена в память древних епископов-мучеников, что подчеркивало ее преемственность от Херсонеса Таврического, ставшего в свое время крещенской купелью Православия на Руси. Название же «Славянская» было дано из-за множества славян, переселившихся в Новороссийский край из турецких и австрийских земель. В пределы вновь учрежденной епархии, занимавшей « всю Елисаветградскую провинцию, с одной стороны, территорию Азовской губернии до Черкасска и прочих Донского войска селений, с другой стороны », вошла и часть будущей Екатеринославской епархии, в том числе и казацкая слобода Половица — место, где ныне находится город Днепропетровск (бывший Екатеринослав) с окрестностями. Первым правящим архиереем новообразованной епархии стал греческий иеромонах Евгений (Булгарис), который был хиротонисан в Москве во епископа с возведением в сан архиепископа. Спустя год после назначения архипастыря, 21 августа 1776 года, Святейший Синод издал указ, определивший первоначальные границы новой епархии. В конце того же года под личным наблюдением и руководством владыки Евгения была организована, устроена и открыта Славянская духовная консистория и положено начало епархиальному управлению. 5 декабря 1776 года Славянской консисторией был издан первый указ о возношении имени Высокопреосвященного Евгения во всех монастырских, городских и сельских храмах новой епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1226973...

Закрыть itemscope itemtype="" > Этот день в Русской истории Сегодня мы чтим память святителя Иннокентия и вспоминаем монаха Амфилохия (Яковлева) и генерала А.Ф.Матковского 08.06.2018 500 Время на чтение 3 минуты Сегодня мы чтим память святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, отошедшего ко Господу 26 мая 1857 года. Он родился 15 декабря 1800 года в г. Ельце Орловской губернии в семье священника и в миру звался Иоанном Алексеевичем Борисовым. Окончив Орловскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию первым учеником, в 1823 году будущий владыка был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Петербургской духовной семинарии, а через три месяца - ректором Петербургского Александро-Невского училища. 10 декабря 1823 года Иоанн Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентия и в тот же день рукоположен во иеродиакона, а спустя несколько дней - во иеромонаха. Через полтора года молодой иеромонах уже был инспектором Петербургской духовной академии, а в 1826 г. стал экстраординарным профессором богословия, с возведением в сан архимандрита. За это время, по всеобщему мнению, о. Иннокентий прославился как превосходный духовный проповедник, который своими вдохновенными речами пробуждал, увлекал и восторгал умы слушателей. А обширную научную деятельность в 1829 г. профессору-архимандриту Иннокентию была присвоена степень доктора богословия. В 1830 г. архимандрит Иннокентий был назначен ректором Киевской духовной академии. 3 октября 1836 г. в С.-Петербурге состоялась его хиротония во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Затем последовали его назначения Вологодским, а затем Харьковским епископом. 15 апреля 1845 года «за отличное управление Харьковской епархией» епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа. Сегодня мы также вспоминаем монаха и живописца Амфилохия (Яковлева), отошедшего ко Господу в 1824 году. Он родился 9 октября 1749 года в семье ростовских потомственных священников и в миру звался Андреем. С восьми лет он пел и читал на клиросе, в шестнадцать лет стал причетником в церкви св. Иоанна Милостивого и Толгской Божьей Матери в Ростове Великом. В 1766 году был рукоположен в диаконский сан. Обучался иконописи, участвовал в росписи храмов Москвы и Ярославля. В 1777 году овдовев отец Андрей вступил в братство Спасо-Яковлевского монастыря, через два года принял постриг с именем Амфилохий. В 1780 году поновлял фрески XVII века в Зачатьевском храме монастыря. Был ризничим, уставщиком и духовником монастыря.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/08/et...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010