Иеромонах Иоасаф (Гапонов) Скачать epub pdf Иеромонах Иоасаф, в миру Василий Семенович Гапонов, один из первых церковных историков Владимирской губернии, личность в высшей степени замечательная по своему уму и судьбе. Родился в 1803 г. в Курской губернии, в селе Погарич Путивльского уезда, где отец его был Священником. Первоначальное образование получил он в Путивльском духовном приходском училище, откуда в 1819 г. переведен был в Курскую духовную семинарию, где и окончил курс в 1825 году студентом. По окончании курса в семинарии, В.С. Гапонов в том же 1825 г. был определен учителем в Путивльское духовное училище; в 1826 г., оставаясь учителем, он был рукоположен во священники, но скоро овдовел. В 1833 году Гапонов поступил в Киевскую Духовную Академию для получения высшего образования, и там 7 апреля 1834 года пострижен был в монашество с именем Иоасаф. В Академии Гапонов имел возможность слушать богословские лекции знаменитого Иннокентия (Борисова) , бывшего после архиепископом Херсонским, так как с окончанием 8-го курса, к которому принадлежал Иоасаф, Иннокентий, по собственному его желанию, был уволен от профессорской должности. Совершив в Академии высший учебный курс, как сказано было в аттестате Иоасафа, с способностями значительными, прилежанием неослабным и поведением отлично добрым, он на окончательном испытании в 1837 году оказался успевшим по классам: чтения священного писания и богословских наук – очень хорошо, церковного красноречия – отлично, церковной истории и философии – очень достаточно, всеобщей словесности – значительно, гражданской истории и языка еврейского – весьма хорошо, а греческого и немецкого – похвально, и зачислен в первый разряд академических воспитанников», т.е. он окончил курс магистром (под 15-м). 1 сентября 1837 года Комиссией духовных училищ иеромонах Иоасаф определен был инспектором и учителем церковной истории и еврейского языка в Астраханскую семинарию; 15 декабря того же года, по представлении Конференции Киевской Духовной Академии, тою же комиссией утвержден был в степени магистра богословия и потому переименован профессором указанных предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

1) Каким народам мог проповедовать он в древней Скифии, или нынешнем Новороссийском крае? Прежде всего, достоверно, что здесь, на всем протяжении черноморского берега, было тогда несколько поселений греческих, каковы: Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапея. Но не менее достоверно, что главнейшими обитателями этих стран были народы варварские , а в числе их скрывались, хотя и под чужими именами, некоторые племена славянские. Так, весьма основательно и справедливо некоторые ученые начали признавать ныне за славян древних гетов , которые во времена апостолов обитали по обеим сторонам Дуная у самого устья его, потом простирались вверх по областям русским до реки Тираса (Днестра), от которой называемы были тирагетами (тиверцами), далее до самого Днепра и за несколько лет пред Рождеством Христовым (ок. 60–55) проникли в Крым, где овладели Ольвией и другими греческими поселениями . Чтобы убедиться в славянстве гетов, или даков, стоит только взять во внимание а) постоянное местопребывание их, по древним географам, в соседстве невров и будинов (вудинов, венедов), которые неоспоримо были истинные славяне , и с этим снести б) ясное свидетельство Феофилакта Симокатты (629 г.), утверждающего, что славяне древле называемы были гетами (венедами, генетами, енетами, гентами, гетами) , а потом свидетельство ученейшего Фотия, двукратно повторившего ту же самую мысль , Фотия, который находился в ближайших отношениях к славянам, занимаясь обращением их, и потому легко мог приобрести о них основательнейшие сведения. Стоит вникнуть в) в смысл немногих слов гетских, сохраненных Страбоном, которые звучат чисто по-славянски, таковы: имя знаменитейшего вождя гетов — Войревиста или, как в другом месте, Виревиста, имя совершенно славянское, долго употреблявшееся в Польше, в двойной форме: Боривой и Боревист, а ныне употребляющееся в сокращении: Боревич, Вырвич ; также название одной реки гетской — Богайон, которым называли они и одну священную свою высоту, находившуюся у этой реки, звук, совершенно похожий на Бог-гай, Бугай — лес, посвященный божеству, как называются и доныне многие местности в Польше . Стоит также припомнить г) два древние предания славян: одно то, что их предки имели когда-то дело с Александром Великим, победителем гетов, и другое о счастливых сечах Траяна в Дакии, где, как известно, он воевал с тамошними обитателями, гетами, или даками , и д) посмотреть на теперешних обитателей древней Дакии валахов — народ, происшедший из смеси коренных жителей страны и римских переселенцев, который говорит смесью латинского языка со славянским и который целые века слушал богослужение на языке славянском и употреблял его в своей дипломатике .

http://sedmitza.ru/lib/text/435738/

Гавриил, митрополит Кишиневский и Хотинский (Бакулеско-Бодони Григорий Григорьевич) Родился в 1746 году в г. Быстрице в Трансильвании. Происходил из древней почетной молдавской фамилии, по национальности – румын. Отец его был дворянином. Первоначальное образование Григорий получил в Быстрицком училище, затем в Седмиградской нормальной школе, где изучил латинский и славянский языки. Для усовершенствования образования он посетил училища разных венгерских городов. В 1771 году Григорий поступил в Киевскую духовную академию, где в течение двух лет изучил богословские науки. Получив образование, он снова отправился в Молдавию, чтобы послужить своему народу. Но чувствуя недостаточное знание греческого языка, который был в то время господствующим в Молдавии, Григорий отправился в Грецию. Здесь он пробыл три года, посетил высшие греческие школы и в 1776 году возвратился на родину. По возвращении он был определен учителем в городе Носауде. С этого времени началась его педагогическая деятельность. Через год Григорий переехал в Яссы, где был назначен на должность учителя латинского языка в княжеском училище. Спустя два года с рекомендацией митрополита Гавриила (Калимаха) Григорий отправился в Константинополь. На острове Патмос он в совершенстве овладел греческим, а также французским языками. По возвращении в Яссы был назначен учителем греческого языка в княжеском училище. 31 августа 1781 года митрополит Гавриил (Калимаха) рукоположил монаха Гавриила во иеродиакона, а 1 сентября – во иеромонаха и назначил его проповедником слова Божия на греческом и молдавском языках в Ясской митрополии. Должность эту он занимал недолго. По приглашению архиепископа Славенского и Херсонского Никифора (Феотоки) иеромонах Гавриил отправился в Полтаву, где в 1782 году ему, как человеку всесторонне образованному, была предоставлена должность учителя греческого языка в Славянской семинарии. В 1783 году его назначили инспектором этой же семинарии и учителем философии. Через год иеромонах Гавриил снова уехал в Яссы, где в 1784 году митрополитом Гавриилом (Калимахой) был возведен в сан архимандрита, а в 1786 году его кандидатура была выдвинута на Романскую епископскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Историческое описание древнего Херсонеса и открытых в нем памятников I. Тавры. – Тавро-Скифы. – Греческие поселения. – Херронес. – Херсонес. – Севастополь. Местность, занимаемая нынешним Крымским полуостровом, была известна в древности под именем Тавриды, и обязана этим именем своим первобытным обитателям Таврам, о которых в истории сохранилось лишь несколько темных и отрывочных известий у древних писателей. Тавры изображаются диким воинственным народом: они жили грабежом на море и приносили в жертву своим богам мореплавателей заносимых бурею к их берегам. По словам Геродота, они убивали их ударом дубины по голове, потом отрубали голову, насаживали ее на шест, а тело сбрасывали в море со скалы, на которой стояло капище Артемиды. Культ этой богини отличался кровавым и бесчеловечным характером и состоял в приношении человеческих жертв. Этой участи подвергались все иностранцы, которых обстоятельства заносили на негостеприимную почву Тавриды. Еврипид влагает следующие слова в уста Ифигении, бывшей жрицею суровой Артемиды: «рабыня обычая сколько древнего, столько же и варварского, я приношу в жертву каждого Эллина, которого приводит сюда злая судьба. Мое дело посвящать жертвы, в этом состоит моя печальная обязанность. Другие убивают их и кровью убитых орошают жертвенник страшной богини». Орест и Пилад, приставши к берегам Тавриды, ведут между собой такой разговор. – Орест: «Не у храма ли Артемиды пристали мы? Так вот тот жертвенник, на котором не перестает течь кровь Эллинов!» – Пилад: «От нее побагровел и самый верх алтаря». – Орест: «А вот взгляни – и добыча, повешенная на своде храма». – Пилад: «То печальные останки чужестранцев, принесенных здесь на жертву». Море, омывавшее берега Тавриды, было очень бурно, а потому у греков называлось негостеприимным ( ξεςνος), а плавание по нему было сопряжено с опасностями от пиратов. На какой низкой степени культуры стояли первые обитатели этого края показывают остатки их древнего быта, сохранившиеся в каменных жертвенниках и пещерах. Первые состоят из нескольких каменных плит, поставленных перпендикулярно и покрытых другими плитами большого размера. Они очень походят на кельтийские жертвенники, встречающиеся в Швейцарии и некоторых местностях Средней Германии. Множество пещер, которыми изрыта поверхность Крымских скал, служили по всей вероятности, жилищами первых обитателей Тавриды и были высечены в незапамятную пору ее истории. История молчит о времени их происхождения и назначении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

С.Б. Сорочан Мартирий св. Мартина (полное название – «Воспоминание о том, что жестоко и без почтения к Богу, делали противники истины со святым и апостолическим новым исповедником мучеником Мартином Римским папой» 267 . Памятник житийного типа, был написан по-гречески кем-то из близко знавших папу, очевидно, незадолго до его кончины в сентябре 655 г., и описывает тяготы, перенесенные ссыльным в Крыму (для этого в качестве первоисточника автором были использованы июньское письмо XVI и еще одно, недошедшее до нас послание папы). Приписка в конце мартирия о смерти Мартина в Херсоне и его погребении в загородном монастыре Богоматери Влахернской сделана позже, после поступления известий об этом в Константинополь, очевидно, не ранее октября 655 г. Памятник сохранился в латинском переводе, в полном и кратком вариантах, причем в обоих версиях упоминается о месте погребения папы. Эти данные были увязаны Д. В. Айналовым с христианской топографией Херсона и изложены в 1915 г. в специальной работе, ставшей ныне библиографической редкостью. В ней место погребения Мартина весьма убедительно локализуется рядом с так называемым Южным загородным крестовидным храмом, открытом во время раскопок Κ. К. Косцюшко-Валюжинича в 1902 г. на некрополе около Карантинной бухты, и дается историческая интерпретация этого уникального археологического памятника. Ниже с некоторыми сокращениями приводится отрывок из этого исследования, который можно рассматривать в качестве наилучшего комментария к соответствующим латинским текстам мартирия. В квадратных скобках С. Б. Сорочаном дан перевод текста или добавлены примечания). В подробном житии св. Мартина, известном мне по редакции, приведенной Манси в вариантах и по редакции, изданной Сурием, написанной анонимным автором, по-видимому, спутником св. Мартина, находится довольно точное указание на место погребения этого святого. Редакция, приведенная Сурием, дает послесловие, значительно разнящееся от редакции Манси. Вот оно: «Positus est autem in tumulis sanctirum Chersonitarum civitatis extra murum quasi stadio uno, carus et dignus Deo, et pretiosissmis odoramentis sepultus est, angelicis canentibus choras... Est autem gloriosum ejus sepulcrum, ubi pro sanctitatis ejus magnitudine tumulatus est, in monasterio perpetuae Virginis Mariae Matris Domini Jesu Christi, quod magnifico constat decore ornatum. Ibi quippe ejus inclyta merita et tune, et nunc, et quamdiu coelum volvetur, coelestium beneficiorum evidentissima declarant indicia. Quia ut verum fatear, omnia humanorum corporum incommoda ibi frequenter inveniunt optatae salutis certissima medicamenta... nullusque miser invenitur quem de suo mausoleo moestam redire patiatur» 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава шестая Отобрание государством церковных имуществ в 1764 году и передача их в ведение Коллегии Экономии. Учреждение велико российских духовных штатов и разделение епархий на три класса в связи с отобранием церковных имуществ. Учреждение в 1764 г. викариатств: XXVII – Севского и Брянского в Московской епархии и XXVIII – Олонецкого и Каргопольского в Новгородской епархии с особыми епархиальными территориями и штатами. Росписание епархиальных городов по епархиям в 1764 год по близости к кафедральным городам и способности управлении ими. Неудобства распределения некоторых городов и сел по епархиям на основании росписи 1764 г. Устранение этих неудобств, вследствие донесений епархиальных архиереев, духовенства, помещиков и прихожан. Спорное дело Московской епархии с Крутицкой из-за сел Загородской десятины. Отчисления сел в епархиях Псковской, Переяславской, Суздальской, Костромской, Рязанской, Коломенской, Крутицкой, Белгородской, Казанской, Вятской, Устюжской, Астраханской и больше всего Тамбовской. Неосуществившийся проект открытия епархии на северо-восточной окраине – в Якутске с Камчаткой. Поселения сербов на юге России под предводительством И. С. Хорвата (1751 г.) и образование Новосербии с городом Ново-Миргородом. Русское военное поселение там, сосредоточенное около города Елисаветграда. Церковное управление в Новосербии. Образование Новороссийской губернии (1764 г.) и отделение от нее Азовской губернии (1775 г.). Переселение в Россию архипелажских греческих легионов во время и после первой войны России с Турцией (1768 – 1778 гг.). Неосуществившийся проект открытия особой епархии в Азове (1771 г.). Приписка Азова и Таганрога с Кафийской областью к Воронежской епархии. Открытие XXIX – Славянской и Херсонской епархии (1775 г.). Отделение к ней городов и церквей из епархий: Киевской, Переяславской, Белгородской и Воронежской, находившихся в Новороссийской и Азовской губерниях. Устройство епархиального управления в Славянской епархии. Состав Воронежской и Белогородской епархии до отделения от них городов и церквей к Славянской епархии. Образование Екатеринославской губернии из двух губернии: Новороссийской и Азовской (1784 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Начало Христианства на Руси Предки наши, славяне, были язычниками и поклонялись идолам; они приносили идолам в жертву не только животных, но даже и людей по жребию. Но так как великий князь Киевский Владимир был человек весьма мудрый, то он вскоре понял, что идолы, сделанные руками человеческими, не могут быть настоящими богами и пожелал переменить свою веру. Для этого он послал в разные государства старцев Киевских, мудрых и опытных людей, посмотреть, как кто совершает свое богослужение. Через несколько времени возвратились посланные, которые побывали у магометан, у евреев, у католиков, а также и в Греции у православных христиан и одобрили греческую веру. Тогда, по совету бояр и старцев, Владимир решил принять греческую, т. е. православную христианскую веру. Но просить об этом греков он считал для себя унизительным и решил лучше завоевать Грецию и тогда уже креститься. Для этого в 988 году Владимир пошел с войском на Греческий город Херсон. Херсонцы заперлись в городе и крепко оборонялись. Владимир послал сказать им: «если не сдадитесь, то три года простою здесь»; но они не послушались. Тогда Владимир, устроив свое войско, велел делать насыпи вокруг города; но херсонцы, подкопав городскую стену, уносили насыпаемую землю к себе в город. В это время один Херсонский житель, именем Анастас, пустил стрелу в стан русский, а на стреле было написано: «на восток от тебя колодезь; из него вода по трубе идет в город: откопай колодезь и перейми воду». Владимир тотчас велел копать и, точно воду переняли у граждан; тогда греки изнемогли от жажды и сдались. Владимир пошёл в город с дружиною и послал к греческим императорам, Василию и Константину, с такими словами: «вот я взял ваш славный город; слышу, что у вас сестра девица; если вы не отдадите ее за меня, то и столице вашей будет от меня тоже, что и Херсону». Оба царя, услыхав это; сильно огорчились и отвечали: «неприлично христианам выдавать своих сестер за неверных; если крестишься, то и сестру нашу получишь, а вместе с нею царство небесное и с нами будешь единоверный; если же не хочешь креститься, то мы не можем выдать за тебя сестру». Владимир отвечал послам: «скажите царям, что я готов креститься потому что прежде испытал ваш закон и мне нравится ваша вера и богослужение». Цари, услышав это, обрадовались и послали сестру свою, именем Анну, которую насилу уговорили идти: она села на корабль, простилась с родными и с плачем поплыла через море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Закрыть itemscope itemtype="" > План «Анти-Россия» – проект бессмысленный и беспощадный Разменная карта в жестокой игре 08.12.2022 780 Время на чтение 27 минут Источник: Русский Вестник После победы над коммунизмом нам нужны раскол православия и распад России. И поможет нам в этом Украина, где предательство является нормой общественной морали… Зб. Бжезинский «Великая шахматная доска» Помню многие улочки и храмы Киева в деталях и подробностях, они для меня не менее дороги, нежели улицы и храмы Москвы, Питера, Севастополя, Владимира, Тулы. Киев, связанный с Булгаковым, Ахматовой, Паустовским, – огромная часть русской культуры. Потеряв Украину, мы будто лишились части русской души, рана эта с 2014 года кровоточит не переставая. А теперь вот в 2022-м стало еще страшнее... Как же так вышло? Попробуем разобраться. Согласно летописям, Киев основан тремя братьями – Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбедью около 1200 лет назад. Мелкие же поселения славян на этом месте существовали и раньше. Появление большого города в этих местах, по легенде, предсказал Андрей Первозванный. После принятия христианства князем Владимиром Красное Солнышко именно здесь стали формироваться единое государство и Русский народ. Но на страницах истории о тогдашних временах совсем ничего не сказано об украинцах. Лишь в XVIII веке в академических кругах Киева и Львова заговорили об этой нации. А князь Олег был, по сути, правящим регентом при малолетнем князе Игоре. После смерти Олега князь Святослав распространил власть Киева на все восточнославянские племена, разбив Хазарский каганат – искусственное государственное образование, где религией знати был иудаизм. Киевский князь Владимир в 988 году крестился в Херсонесе в греческое, византийское православие, сделав для будущей империи судьбоносный выбор. При Ярославе Мудром в 1016 года в Киеве были построены изумительные православные храмы, издан свод законов «Русская Правда»… После 1132 года начался распад Киевской Руси. Ярослав Мудрый, умирая в 1054-м, не слишком-то мудро разделил земли огромного государства между пятью сыновьями. На Руси началась феодальная и политическая раздробленность. В 1139 году Русь распалась на отдельные княжества: Киевское, Черниговское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Переяславское...

http://ruskline.ru/opp/2022/12/08/plan_a...

Наибольшее число издающихся текстов относится к св. Клименту, папе Римскому, который был заточен в Херсон и там пострадал смертью мученика. Память св. Климента с средневековой христианской литературе увековечена обильным числом легенд. Древнеславянская и русская литературы принимали живое участие в чествовании св. Климента по особым причинам. Как известно, в Корсуне довольно долго был св. Кирилл – первоучитель славянский. Он открыл мощи св. Климента и перенес их сначала в Константинополь, а потом в Моравию и отсюда в Рим. В Риме они были поставлены в базилике св. Климента и, благодаря этому, в этой базилике сохранилась живопись, сюжетами которой были сцены, относящиеся к памяти св. Климента и свв. Кирилла и Мефодия. Участием св. Кирилла в чествовании памяти св. Климента объясняются и предания о храмах, посвященных его имени у западных славян, и появление целого ряда литературных произведений, относящихся к св. Клименту в начальной слав. литературе. Таковы: статья об обретении мощей св. Климента, слово этому святому одного из учеников Кирилла и Мефодия, соименного мученику Климента Славянского, а также и другие переводные статьи с греческого различных редакций его мучения, кратких проложных сказаний, слов, ему посвященных. Что касается нас, русских, то св. Владимир принял христианство в Корсуне и, по преданию, принес оттуда мощи св. Климента и ученика его Фива в Киев. Эти два известия о судьбе мощей объясняются или так, что св. Кирилл взял из Корсуна и принес в Рим только часть мощей и князь Владимир мог взять в Киев оставшиеся мощи, или же так, что Владимиру мощи святого Климента были посланы папой из Рима 1 . Как бы то ни было, и для русских писателей было особое побуждение чтить память св. Климента. И мы видим, как заботливо было собрано в нашей древней литературе все, что можно было найти в старой славянской о св. Клименте. Важные тексты, сохранившиеся в старых славянских переводах, вошли в наши Четьи Минеи. Из южно-слав. списков можно указать кое-что, уцелевшее в загребской сербской Минее Четьей и в прологах. Но, не ограничиваясь усвоением этой литературы, русские и сами внесли в нее свою долю, хотя бы словом о чуде св. Климента над отроком, сохранившимся в двух редакциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преосвященный Иеремия принадлежит к числу иерархов, высокие нравственные качества которых не нашли себе достойной оценки у современников. Даже и теперь, когда после смерти его прошло около пяти лет, а по удалении на покой 30 лет, некоторые лица, служившие под его начальством, едва ли дадут одобрительный отзыв о служебной деятельности почившего архипастыря. Насколько несправедлив этот отзыв современников, читатель сам может видеть из предлагаемого нами краткого очерка, посвященного главным образом обзору служебной деятельности великого иерарха. Происходя из бедного и низкого сословия (сын сельского причетника), преосвященный Иеремия никогда не мечтал о высоком архиерейском сане, все его мечты и вожделения не восходили выше сана священника, быть которым они хотели лишь только для того, чтобы иметь возможность помогать своими бедными родителям. Да и помечтать о священстве Иродину Соловьеву (мирское имя преосв. Иеремия) привелось только однажды и то, кажется, более для красного словца. Это было в богословском классе семинарии, когда два друга-юноши Иродион Соловьев и Иван Борисов (знаменитый Иннокентий Херсонский ), сидя рядом на ученической скамье, разговорились о дальнейшей своей судьбе. Борисов стремился в Харьковский университет; Соловьев упрашивал его остаться в духовном звании и поступить в монашество, сам же он думал быть священником. Но Борисов решил обоим быть монахами и разговор кончился. В 1819 году, по окончании курса в семинарии, двадцатилетий студента Соловьев был определен в Киевское духовное училище учителем греческого языка и инспектором, а Борисов поступил в Киевскую духовную академию. Около четырех лет Соловьев был учителем; но монашество, предреченное другом, не выходило у него из головы, и он, удалившись от должности учителя начал готовиться к пострижению в монашество. В это время преосвященный орловский, Гавриил (впоследствии архиепископ Рязанский), желая устроить судьбу знакомого ему Соловьева, предложил ему место священника в город Болхов. Соловьев с радостью и благодарностью принял и место, и благословение на брак, и отправился в Болхов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/n...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010