В VIII в. формирование Папского гос-ва (Римской республики) привело к укреплению власти папы Римского, фактически ставшего суверенным правителем Центр. Италии. В условиях конфликта с лангобардами, обострившегося после низложения кор. Ратхиса (749), папа Римский Павел I (757-767) осуществил централизацию управления республикой и упрочил контроль над всеми гражданскими и военными должностными лицами. Укрепление позиций «клерикальной» партии при Павле I вызвало недовольство рим. знати, влияние к-рой существенно снизилось. Летом 767 г., во время предсмертной болезни понтифика, представители знатного рода из г. Непет (ныне Непи, близ Витербо) - дукс Тотон и его братья К., Пассив и Пасхалий - прибыли в Рим во главе отряда воинов и вооруженных крестьян из Тусции. Представитель «клерикальной» партии Христофор, примицерий нотариев, убедил Тотона и «прочих злоумышленников» не убивать Павла I и не вмешиваться в избрание нового папы (так Христофор утверждал в речи перед участниками Собора 769 г.). Однако как только понтифик скончался, Тотон захватил Латеранский дворец и провозгласил папой К., к-рый на тот момент был мирянином. Мятежники заставили Георгия, еп. Пренесте (Палестрины), возвести К. в достоинство клирика (orationem clericatus... tribui). Согласно Liber Pontificalis, епископ умолял мятежников отказаться от этого замысла, чтобы в Церкви не случилось «такого неслыханного новшества» (talis inaudita novitas), однако под страхом смерти ему пришлось подчиниться их требованиям. На следующий день в дворцовой капелле св. Лаврентия К. был возведен еп. Георгием в сан субдиакона, затем - диакона; после этого горожане принесли ему клятву верности. В ближайшее воскресенье в базилике св. Петра состоялось епископское рукоположение К., к-рое совершили еп. Георгий, Евстратий, еп. Альбана (ныне Альбано-Лациале), и Цитонат, еп. Римского Порта (ныне Порто) (согласно обычаю, рукоположение папы возглавлял епископ Остии, однако занимавший эту кафедру Георгий находился во Франкском королевстве - LP. T. 1. P. 482; Duchesne. Fastes. T. 3. P. 128-129). Вскоре после этого епископ Пренесте тяжело заболел и спустя нек-рое время скончался.

http://pravenc.ru/text/1842056.html

Алексия Комнина, греч. царя, заповеди, 15, 205, 206. Алексий Аристин, толкователь Номоканона, 205, 206. Алексий, патр. константинопольский, 205, 206. Алексий, митр. киевский, 177, 765. См. Жития и Службы. Алексию Михайловичу, царю, благод.Слово Паисия Лигарида, 189. Алексий, игумен, биограф, 673. Алексий, протопоп новгородский, еретик, 187. Алексий Григорьев, поп, владелец, 362. Алексий, диакон, то же, 270. Аллилуиа. Сказание Максима грека , 200, 201. Димитрия грека, 730, см. 269. Алфавит, книга, Сборник, 660. Амартол см. Георгий. Амвросий, еп. медиоланский, 87, 299. Его житие см. Жития. Амвросия, епископа, Истор. рос. Иерархии, 327, 408, 411. Аммос, прор., 63, 89–91, 677. Аммон, авва, 165, 181, 185, 189, 701, 730, 751, 757, 758, 763, 766, 767, 775, 777, 784, 795, 806, 807. Аммону, монаху, послание Афанасия алекс., 205–207. Амфилохия, еп. иконийского, сочинения, 7, 126–128, 129–133, 160, 205–207, 673, 748, 783. Его житие см. Жития Святых. Анаграммы писцов, 151, 171, 191, 192, 201, 239, 508, 546, 603, 692, 730, 733. Ананий, борзоходец, 681. Анастасия, патр. антиохийского, отрывки, 207, 760. Анастасия Синаита слова и отрывки, 12, 15, 91, 133, 142, 167, 175, 186, 189, 202–204, 225, 314, 680, 681, 704, 744, 750, 751, 753, 754, 756, 758, 763, 765, 767, 775, 780, 788, 794, 804. Анастасии пишет Зосима, 61. Ангелы. Сказание о них, 142–144, 775, 784, 804. Ангелов Адриан, келарь Троиц. Серг. мон., 86, 177, 604, 606, 611, 614. Андрея, апостола, благословение гор киевских, 714, 720–722, 725, 727, 745. Андрея, архиеп. кесарийского, толкование Апокалипсиса, 6, 119–122, 692. Андрея, архиеп. иерусалимского, слова, 664, 665, 680, 681. Андрея, архиеп. критского, слова, 180, 466, 663–665, 681, 755, 760, 786, 792. Канон покаянный, 299, другой великопостный, 399. Житие его, 678. Андрей, биограф Антония римлянина, 673, 692. Андрей Кузмин, священник села Коровицына, 227. Андрея Иванова, слуги Троиц. Серг. мон., старичинина, книги, 123, 399, 465, 496, 505, 517. Андроник, строитель Киржачский, владелец, 640.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

13 июля 1819 года (по ст. стилю) церковь была освящена в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Освящал сию церковь архиепископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт. На освящении также присутствовал служивший на приходе о. Дмитрий, сын бывшего настоятеля Никольского деревянного храма во Флорищах, священника Никиты Флоринского. Пока шло строительство, он служил в Никольском храме, слегка подправленном и укреплённом. В 1824 году были освящены два боковых придела: Никольский и Михайловский. Через пять лет, в 1829 году была построена колокольня, а ещё через пять лет (1834 г.) - каменная ограда вокруг храма и первых захоронений возле церкви. Стоит упомянуть, что среди первых захоронений - сельчане, участники войны 1812 года. В 1870 году с целью повышения благосостояния членов церковного причта был образован объединённый Флорище-Фоминский приход. Введенская церковь во Флорищах считалась главной, Рождественская в селе Фомине (сломана в советское время) - приписной. По штату причт должен был состоять из священника и псаломщика. В действительности во Флорищах служили священник Иосиф Переборов - настоятель, диакон Григорий Сущевский и причетник Лукиан Товаров. В селе Фомино - только пономарь Василий Гусев. Приходских душ мужского пола в обединённом приходе числилось: в с. Флорищи - 304, с. Фомино - 76, в дер. Алликах - 77, Дьяконове - 51, Дееве - 72, Левашеве - 134, Понизове - 17, военныз - 36, всего - 767 душ. Впоследствии приход был снова разделён. Престолов в храме три: в холодном в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в приделах тёплых: во имя Николая Чудотворца и Архистратига Михаила. Иконостас главного престола был куплен с иконами в упразднённом Переславском Горицком монастыре и передан в дар строящемуся храму односельчаниным, полковником Львом Катынским. Получается, что тот самый переславский иконостас лет на 100 древнее флорищевского храма. Правда, в нижнем ярусе иконы пришлось написать вновь. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранились в целостности: копии с метрических книг с 1803 года, исповедные росписи с 1828 года. Причта по штату положено: священник диакон и псаломщик. На содержание причта получалось: а) проценты с причтового капитала (600 руб) - 24 руб., б) от служб и требоисправлений до 700 руб., в) от земли церковной при своей обработке до 100 руб., а всего - 900 руб. с лишком в год. Дом священника церковный, диакон же и псаломщик жили в собственных домах. Земли при церкви: усадебной 3 дес 315 саж., пахотной 30 дес. и сенокосной 3 дес. 1195 саж. Введенской церкви принадлежали имеющиеся во Флорищах деревянные лавки; дохода с них поступало в церковь около 30 руб в год. В приходе, согласно клировым ведомостям,  числилось 767 душ мужского пола и 764 женского.

http://sobory.ru/article/?object=04616

Ни в одном из других, очень многочисленных, Константинопольских месяцесловов оно не встречается. В настоящий раз это могло случиться только при том условии, что составитель был современником события и сделал запись под совершенно свежим впечатлением, будучи очень поражен горькою участью царя и его войска. 3) К этим двум указаниям на современные жизни составителя события можно прибавить еще одно, менее ясное, а именно: Под 20 Октября значится память τν γων νεοφανν μαρ τρων νδρεος, Στεφνος, Παλος, Πτρος κα τς συνοδας ατν. Страдание этих мучеников случилось в 767 г. при Константине Копрониме 8 . Название же «новоявленных» мог придать этим мученикам только современник.– Из сопоставления приведенных хронологических данных видно, что составитель устава упоминает о событиях 767 г. 780, 802 и 811 г., как о современных себе, и что, следовательно, он жил во второй половине V ΙΙΙ в. и в первой четверти IX. В первой четверти IX в. (едва ли позднее) и был составлен им или, по крайней мере, обстоятельно редактирован рассматриваемый нами Устав. Но рядом с этими ясными указаниями на первую четверть IX в. как на время составления Устава мы находим в тексте его и другие указания, которые не мирятся с выведенною сейчас датою. Так мы находим здесь памяти, относящиеся к половине и даже к концу IX в. например Федора Савваита † 840 дек, 27, Евфимия Сардийского † 840 г. дек, 26, Евдокима Константинопольского вельможи † 842 июл. 31, Михаила Синкелла † 843 г. дек. 20, Феофана Никейского † 847 г. окт. 11, Мучеников Сирийских † 847, февр. 6, Третье обретение главы Иоанна Предтечи – 867, мая 25, патриарха Мефодия † 846 г. июня 18, патриарха Игнатия † 878 г. окт. 23. Память патриарха Игнатия есть самая позднейшая из найденных нами в памятнике. От памяти мученика Вакха и времен Ирины она отстоит на столь значительное пространство, что принадлежать одной и той же руке не может. Памяти половины IX века тоже едва ли могут принадлежать первой руке. Необходимо предположить другую позднейшую руку, которая Устав, редактированный в начале IX в., исправляла или дополняла в конце того же века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

1417 Vita Stephani Junioris Migne I с col. 1175–1178; cnf. Theophanis Chron. p. 446, cnf. Nicephori hist. brev. p. 71, cnf. его же Antirrheticus III adv. Constantinum Сорг. Migne I c col. 505–506-В. 1420 Theophanis Cron. p. 440, cnf. p. 446. Характерно также, что в цитированном уже месте биографии Стефана Нового, повествующем о том, как находящиеся в тюрьме монахи рассказывают друг другу об отдельных мучениках и о гонении Лаханодракона, совершенно нет упоминания о гонениях Михаила Мелиссина и Маниса – знак, что гонения эти не были сильны и не дали даже исповедников. 1421 Ефес впоследствии числился в нем Самосской, но судя по рассказу биографа Стефана о гонении Лаханодракона, можно думать, что он в данное время принадлежал к феме Фракийской и во всяком случае был на самой этой фемы. 1425 A SS. Octobrii t. VIII ad diem 17-am, р. 131:16 мая 761 г. – св. Петр Влахернский; 4-го июня 761 г. Иоанн игумен монастыря Монастырского (близ Кизика); в конце 765 г. – Стефан Новый; 17 марта 467 г. – Павел, монах на Крите: 767 г. 20 октября – Андрей в Крисе; 771 г. 8 июля – Павел Новый. Подробнее о них см. ibid. р. 127–131. n. 11–25 Перечень результатов этого исследования см. Hefele Concilien-geschichte В 3, S. 421–427. 1427 ibid. Passio S. Andreae (издано по манускрипту 9 в. р. 126, n. 8) р. 138–140, n. 7–11, cnf. Martyrium р. 145–146, n. 7–9. В обоих актах сцена объяснения Андрея с императором представлена одинаково в общем; различия касаются незначительных деталей. 1428 Theophanis Chron. р. 432 – здесь назван Андрей, но ошибочно: Феофан называет Андрея τν λεγμενον καλυβτην ν Βλαχρναις=Πτρον τν σιον ν Βλαχρναις γκεχλεισμνον – Vita Stephani Iunioris Migne. Ι c col. 1165–1166-C (καλυβτης от καλβη=γκεχλεισμνος – Α SS Octobrii t. 8. p. 128, n. 15) Монахи, беседующие в темнице с Стефаном пострадавшим в 765 г., знают Петра Влахернского, но не знают еще Андрея, который умер в 767 г. А там, где нужно было назвать Андрея, Феофан называет Петра – Chron. р. 442. 1429 Перечень основных моментов процесса см. у Hefele. В 3, S. 422–425 и Παπαρρηγοπουλου Т. 3, σελ. 456–457.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11716. Ст. 7—9; ПСПиР. Е. II. 1. 76. 1357 Рождественский. Материалы. С. 268—323; он же. Очерки. С. 306—314; Шпачинский. С. 444 и след.; Акты… Киевской Духовной Академии. 2. 3 (1906). С. 185 и след.; Сборник. 43. С. 230; Титлинов. Гавриил Петров. С. 767—769. 1358 ПСПиР. Е. II. 1. 245, 253; Забелин И. Проект богословского факультета при Екатерине II, в: ВЕ. 1873. 11; Титлинов. Ук. соч. С. 136—159, 767 и след., 770—778; Знаменский. С. 470 и след.; Горожанский Я. Дамаскин Семенов-Руднев, епископ Нижегородский (1757—1791), в: ТКДА. 1893. 11. С. 306—316, 324; 1894. 1. С. 120, 124 и след.; Шпачинский. С. 434, 445, 448. 1359 ПСЗ. 24. 18273, 18726, 18369; Макарий (1843). С. 182—191; Знаменский. Приходское духовенство. 1873. С. 117. В 1784 г. архиепископ Анастасий Братановский составил по поручению Павла I «План для преобразования духовных училищ», который, однако, остался неосуществленным (Сухомлинов М. История Российской Академии. 1 (1874). С. 245—257). Возможно, этот план оказал влияние на «Порядок 1798 года» (см. об этом ниже, пункт з). 1360 ПСЗ. 28. 21610. Ср.: Рождественский. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения, 1802—1902. СПб., 1902. С. 2—30. О XVIII в. см. табл. 7; ср.: Милюков. Очерки русской культуры. 2. 2 (1931). С. 737—743. 1361 Макарий. С. 191; Знаменский. Духовные школы. С. 160; Харлампович. С. 633 и след. 1362 Макарий. С. 182—198; Петров Н. Значение Киевской Академии; Смирнов С. (1855). С. 255—263; Лебедев. Харьковский коллегиум. С. 12, 60—79; Рождественский Ф. Самуил Миславский, в: ТКДА. 1877. 5. С. 301—325; Шпачинский. С. 414, 406, 443 и след. 1363 Знаменский. Ук. соч. С. 615. Термин «казеннокоштные», занесенный с Украины, не означает, что речь идет о государственных стипендиатах; ученики содержались за счет епархиальных управлений или других церковных учреждений («содержание» — по-украински «кошт», от немецкого «kosten» — «стоить»). 1364 Вопрос о средствах для содержания академий подробно обсуждается применительно к Киеву в работах: Макарий; Шпачинский; Рождественский Ф.; применительно к Москве: Смирнов (1855).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

Определить, в каком году нашей эры шел пятнадцатый год царствования Тиверия легко. Предшественник его Октавий Август умер 19 августа 767 года от основания Рима. Поэтому, пятнадцатый год Тиверия падает или на конец 781, или на начало 782 года от основания Рима. Вычитая из этих чисел 753 года, протекшие от основания Рима до христианской эры, получаем, что глагол Божий к Иоанну был или в конце 28-го, или в начале 29-го года по Р. X. Так будет, если под пятнадцатым годом Тиверия разуметь пятнадцатый год единоличного и —25— самодержавного его управления Римской империей, начавшегося по смерти Августа. Но в настоящее время стало известно, что Тиверий, с согласия Августа, по определению Сената, был уполномочен управлять империей вместе с Августом в январе 765 года, т. е., за год и семь месяцев до смерти своего отчима. Если предположить, что Евангелист Лука в годы правления Тиверия включил и это время соцарствования его Августу, то пятнадцатый год Тиверия придется в 780 году от основания Рима и в 27-м году христианской эры. Таким образом Иоанн стал проповедовать и крестить народ в 27, или в 28, или даже в начале 29 года христианской эры. Невозможность определить время начала проповедования Иоаннова в точности происходит от того, что мы, с одной стороны, не знаем, говорит ли Евангелист о начале, середине, или конце пятнадцатого года правления Тиверия, а с другой, не знаем, считает ли он годы правления Тиверия с января 765-го года от основания Рима, или с августа 767 года. Затем нужно еще определить, чрез сколько времени после призвания Иоанна крестился от него Иисус Христос. К сожалению и на этот вопрос дать определенный, твердый и точный ответ невозможно, и решается он различно. Так, Св. Ириней Лионский , перечисляя события, о которых мы знаем только из Евангелия от Луки, говорит, что мы знаем через него «о числе лет Господа, когда Он крестился, и что это было в пятнадцатый год Тиверия Кесаря». 560 Таким образом, Ириней признавал одновременными, или почти одновременными, призвание Иоанна на проповедь и крещение Господа, во всяком случае относил крещение Господа к пятнадцатому году Тиверия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иконографические признаки образа святого варьируются: он мог изображаться не только в богослужебных архиерейских одеждах (фелонь, омофор и митра), но и в архиерейской мантии и клобуке, а также в иноческом одеянии (особенно на житийных клеймах, соответствующих времени его настоятельства в Печерском мон-ре). Описания изображения Д. приводятся в иконописных подлинниках под 26 июня (день памяти прп. Давида Солунского - очевидно, тезоименитого святого Д. по мирскому имени): «И преподобнаго отца нашего Димитрия [Дионисия], епископа Суждальскаго, чудотворца, сед, брада подоле Сергиевы, риза святительская бакан, в шапке, амфор и Евангелие» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 110); сходные описания - в подлинниках 20-30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 177 об.; РНБ. Погод. 1931. Л. 174 об.); в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова аналогичные сведения дополнены указанием: «...инде пишут надсед, брада меньше Власиевы» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 60). Согласно руководству В. Д. Фартусова, Д.- «старец, русского типа, сед, волосы недлины, борода немного менее средней величины; в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 327). Наиболее ранние изображения Д. входят в состав миниатюр Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. В 1-м Остермановском томе (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 764 об., 765, 766 об., 767, 767 об., 768), в частности, помещены композиции, иллюстрирующие Повесть о Митяе (Михаиле), одним из героев к-рой является Д.: святитель укоряет блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича, задумавшего возвести Митяя в митрополичий сан; Митяй посылает к Д. узнать, отчего тот не пришел к нему за благословением; Д. и Митяй перед вел. кн. Димитрием (Митяй сообщает вел. князю о намерении Д. отправиться в К-поль); задержание Д. по приказу вел. князя; бегство Д. по Волге и его путешествие в К-поль по морю. Путешествие святителя по Волге также представлено на миниатюре 2-го Остермановского тома (БАН. 31. 7. 30-2. Л. 10). Д. показан старцем с довольно длинной, заостренной на конце и раздвоенной бородой, облачен в рясу, черный клобук и архиерейскую мантию с источниками.

http://pravenc.ru/text/178313.html

Диоптра книга, 190–194. Выписки из оной, 46, 88, 122, 154, 170, 201, 747, 750, 758, 766, 802, 807. Диоптра, книга, другого состава, 195. Дождиков Григорий Феодоров, владелец, 332. Довмонта (Тимофея), кн. псковского, житие, 694. Дометиан, иером., биограф Саввы сербского , 686. Домну Кирилла александр. послание, 205, 206. Домника, еп. венацкого, послание патр. Петру, 201. Дорофея, аввы , книга, 163–166, 167–171, 175, 180, 181, 185. Выписки, 657, 661, 767, 768, 771, 794, 799, 802. Дорофей, еп. тирский, 71–73. Дорофей Третьяк, поп, владелец,719. Дорофеи, книгохранители Троиц. Серг. мон., 69, 415, 781. Дорофей, казначей Троиц. Серг. мон., владелец, 651. Досифей, ученик Зосимы, 633, 634. Досифея еп. сарского и подонского, книга, 411. Досифея, архим. киево-печерского, правило, 804. Дулов Никифор, владелец, 767. Дылев Герасим, чернец, малоусолец, 415. Дедковы Иван и Андрей, владельцы, 89. Деяния и Послания св. Апостол см. Библия . Евагрия, мниха, слова, 15, 747, 763, 769, 778, 779, 791, 804, 807. Изречения 704. Евангелие см. Библия. Евангелисты изображены в ркп. 68. Ева см. Адам и Ева. Евгений, папа римский, 765. Евлогию, монаху, Ефрема Сир. наказание, 7, 126–128, 162. Евпраксия, княгиня, инокиня Вознесенского москов. мон., 676, 713. Евреи, Жиды см. Иудеи. Евсевию, епископу, послание, 202, 203. Евсевию убогому, перевод слова испов. Максима, 175, 704, 756, 757. Упом. 669. Евсевия, архиеп. александрийского слова, 11, 12, 91, 142, 143, 160, 202–204, 648, 723, 745, 747, 757, 768, 775, 779, 784, 793, 794, 805. Евсевия, архиеп. памфилийского о Псалтыри, 314, 770 и др. Евсевиевы зачала в Евангелиях, 70, 109. Евстафий, игум. Атталины монастыря, 15, 154. Евтропия защищает И. Златоуст, 167, 680, 681, 749, 754, 775. Евфросин, монах скитский, 804. Евфросин псковский см. Жития и Службы. Отрывок Устава его, 626. Упом. 641. Евфалия, диакона, предисловие к Посланиям ап. Павла, 71–73, 118. Евфимию, патр. иерусалимскому, послание, 211–213. Евфимия, патр. терновского, сочинения, 199, 630, 664, 665, 669, 670, 676, 686, 712, 748, 754, 762.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Итак несомненно; что А зависит от второго и третьего отделов Ν, а не наоборот. § 3 Теперь попробуем точнее определить время, когда составлены А и N в полном виде, вместе с первыми отделом, который доселе мы оставляли в стороне. Обыкновенно А признается за произведете эпохи Константина V, так как по-видимому в самом заглавии (λγος πρς Κωνσταντνον) этот государь предполагается в живых. Но из третьей главы мы увидим, что это имя 143 ничего не доказывает, так как оно осталось в А от первоначальной редакции. В самом произведении автор нигде не обращается лично к Константину, а просто к «еретику»; а в гл. ις» есть слова, совершенно бессмысленные, если думать, что они обращены к Константину: ρενησον κα μθε, δτι κα τν πατριρχην – – – πκτεινε. Константин V сам казнил патриарха Константина, и ему тут нечего было «расследовать» и «разузнавать». Мы считаем вполне твердым terminus ante quern для А не 775 , а 787 год. Едва ли, в самом деле, возможно, чтобы наш автор, с таким рвением и горячностью предостерегающий своих слушателей (или читателей) от «безглавого» собора, не указал бы им, в противовес, на собор 787 года, если бы писал после него. С другой стороны, А делает иконоборцу замечательную уступку, говоря (324А): «и ты, если не хочешь почитать их (иконы), никто тебя не принуждает; только бесчестья им не наноси, и не зови их идолами». N на такую уступку не соглашается (л. 164 b ), и седьмой вселенский собор анафематствует не только бесчестящих, но и не поклоняющихся св. иконам (Деян. т. 7, стр. 170, 205, 293:301). Несомненно, далее, что А составлено после 767 года, так как автор знает уже о казни патриарха Константина (333А); так мы попадаем в период от 767–787 года. Комбефис, Лекиен и пр. склонялись более к 766–775 г.; мы склоняемся к позднейшей эпохе, 775–787, и даже 780–787. Вопрос сводится, по нашему мнению, к тому: о ком говорят главы κγ» и κδ»? Если о Льве III, то прав Лекиен; если о Константине V, то необходимо принять нашу датировку. Чтобы сознательно сделать выбор надо рассмотреть весь отдел к ιη» κδ» главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010