В 10 1/2 поехали к обедне. Завтракали Дмитрий и Цвецинский (деж.). Обошли весь парк вместе, а я еще прогулялся один, чтобы дольше дышать воздухом. После чая наверху у Алексея показывали его собственные ленты кинем. В 7 час. принял Григоровича, приехавшего из Севастополя после несчастья с “Имп[ератрицей] Марией”. Вечером занимался и затем читал дочерям вслух рассказы Сладкопевцева. 24-го октября. Понедельник. После утренних бумаг погулял. От 11 ч. до завтрака принимал представляющихся и последним Buchanan. Завтракали: Сандро Лейхт[енбергский] и Петровский (деж.). Сделали совместную прогулку. Погода была ветреная. В 4 ч. у меня был Стахович. После чая — Куломзин. Читал и писал до и после обеда. Вечером немного вслух. 25-го октября. Вторник. В 10 час. поехал с Алексеем на площадку Большого дворца, где сделал смотр четырем запасным батальонам Гвар. стр. дивизии. Молодые стрелки имели отличный вид и прошли цер. м. молодцами. В 11 ч. принял Шуваева и Штюрмера. Завтракал Н. П. [Саблин] (деж.). В 2 часа поехали в поезд и простились друг с другом. В вагоне до Тосны принимал Трепова. Читал до обеда; вечером поиграл в кости. 26-го октября. Среда. Выспался хорошо и встал поздно. На остановках выходил с Алексеем. Погода была серая и нехолодная. В 5 ч., уже в темноте, приехал в Могилев. После обычной встречи вошел в поезд, где и остался на ночлег. Днем на одной из станций обошел три роты, выстроившиеся перед своим поездом, шедшие на пополнение 3-го Кавказского корпуса. 27-го октября. Четверг. В 10 ч. поехал в штаб. Принял перед докладом депутацию 1-го Донского каз. полка. Завтракал с Алексеем со всеми. Столовая превратилась в белую комнату. В 2 1/2 вернулись в поезд. Погуляли около старой Ставки. В 6 ч. поехали дальше на юг. 28-го октября. Пятница. К сожалению стоял густой туман. В 10 1/2 прибыли в Киев. Дорогая Мама встретила на станции. С Алексеем поехал в Софийский собор и затем во дворец. Посидел с Мама. Завтракали втроем. Произвел юнкеров 5-и Киев[ской] школы в прапорщики на дворе. Поехали с Мама к Ольге в ее лазарет. Она поправляется после горловой болезни. После чая у Мама вернулись в поезд. В 8 1/4 обедал с Мама и оставался с нею до 11 1/2 ч. 29-го октября. Суббота.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

После чая принял Булыгина. Вечером все запаковывали подарки. 27-го февраля. Воскресенье. Целый день шел дождь. Были у обедни и завтракали со всеми по-воскресному. Дети почти поправились; у маленького “сокровища” был сильный жар с кашлем. Гулял. Обедала Ксения. 28-го февраля. Понедельник. Начали говеть в походной церкви. Ерни и его жена поехали в город. Завтракал д. Алексей. Затем у меня происходило военное совещание по вопросу о Куропаткине. Приняли участие: д. Алексей, Николаша, Драгомиров, гр. Воронцов, Фредерикс, Гессе, Сухомлинов, Рооп и Комаров. Погулял, таяло. 1-го марта. Вторник. Целый день находился в угнетенном настроении духа. Утром были на заупокойной обедне. Завтракала гессенская свита. Принял после докладов Сухомлинова. Гулял. Занимался большую часть вечера. 2-го марта. Среда. Солнечный, весенний день. Утром приехала Виктория из Москвы и поселилась у нас. Были у преждеосвященной обедни. Петя сегодня в 2 часа принял батальон стрелков Имп. фам. После приема раненых офицеров пошел гулять. Был очень занят до и после обеда и к службе не ходил. Куропаткин сменен и назначен Главнокомандующим Линевич. 3-го марта. Четверг. После службы завтракали вместе. Татьяна заболела, а другие поправились. Принял Будберга, Линдера и Волкова — московского градоначальника. Долго гулял. В 11 час. вечера Ерни и Опог уехали, мы их проводили на станцию. 4-го марта. Пятница. Были у преждеосвященной обедни. После завтрака принял 10 раненых офицеров. Гулял долго. День стоял великолепный. Около 10 1/4 отвезли Викторию на станцию и простились с нею. Исповедывались в спальне. Янышев пил с нами чай. 5-го марта. Суббота. Утром удостоились причаститься св. Тайн Христовых в походной церкви. Пили чай у Мама; затем Аликс, Миша, Ольга и я сделали хорошую прогулку пешком. Погода стояла такая же чудная, как вчера. До завтрака принял Сахарова, после фредерикса. Гулял опять; не хотелось вертать домой. В 7 час. ходили ко всенощной. 6-го марта. Воскресенье. Ездили к обедне и завтракали со всеми. Гулял с Аликс, а потом продолжал прогулку один. Погода была серая и тихая. Пили чай у Мама с Кутузовыми. Читал до 8 ч. Обедали вчетвером с Ксенией. 7 марта. Понедельник.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

В Пропедевтическом Классе преподаются следующие предметы: Священное Писание Ветхого Завета, (6 час. в неделю; предмет разделен между Епископом Вениамином и прот. С. Н. Булгаковыми), Священное Писание Нового Завета (4 часа в неделю: С. С. Безобразов); общая и русская церковная история (4 часа в неделю А. В. Карташев ); догматическое богословие (4 часа в неделю: прот. С. Н. Булгаков); нравственное богословие (1 час в неделю: Епископ Вениамин): литургика и каноника (4 часа в неделю он же; греческий язык (4 часа в неделю) С. С. Безобразов; латинский язык (3 часа в неделю) П. Е. Козалевский. Всего студенты имеют тридцать часов лекций в неделю, т. е. пять часов в день. Во второй половине учебного периода возможно некоторое увеличение общего числа лекций для включения в учебный план краткого курса пропедевтики философской, возложенного, по постановлению Совета Класса, на профессора В. В. 3еньковского. Пропедевтические задачи класса требуют элементарной постановки преподавания и постоянной проверки успеваемости учащихся. Так, преподавание Священного Писания имеет целью усвоение его содержания в свете предания Церкви; по истории Церкви студенты должны познакомиться с основными фактами церковно-исторического прошлого. Для проверки знаний учащихся назначаются репетиции. Первая группа репетиции состоялась во второй половине июля. До 1-го октября намечаются еще два репетиционных срока. Вторая задача Пропедевтического Класса, наряду с подготовкою учебною, есть подготовка воспитательная. Строго говоря, эти две задачи неразделимы. Специально-воспитательные задачи преследует весь строй жизни, установленный по плану инспектора Епископа Вениамина, рассмотренному в Совете Пропедевтического Класса и одобренному Митрополитом Евлогием, который сохранил за собою общее руководство классом, в качестве ректора. День студентов начинается в 6 час. утренею в храме Подворья. В 6 час. веч. все бывают у вечерни. Поют сами слушатели. В неделю св. Отец, 31 (18) мая, один из вольнослушателей посвящен в диаконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

В памятнике кельтского обряда - ирл. Бангорском Антифонарии (кон. VII в.) Г., в т. ч. «Te Deum», присоединены к библейским песням (см.: Martimort. 1982). Среди Г., содержащихся в этом памятнике,- «Precamur patrem» (Молимся Отцу), вероятно написанный в Бангоре ок. 580 г. св. Колумбой , к-рому Адамнан приписывает также составление седмичного Гимнария (Hymnorum liber septimaniorum). «Аллилуия» в конце 1-й и последней строф этого Г., возможно, является припевом, исполнявшимся народом. Из содержания др. важнейшего кельт. источника - Ирландского Гимнария (Dublin. Trinity College. 1441, кон. XI в.; Killiney. Franciscan House of Studies. A. 2, нач. XII в.) - видно, что по крайней мере нек-рые из Г. исполнялись антифонным способом, что подтверждается указаниями в сочинениях Беды Достопочтенного ( 735). Г. ирл. святым, созданные, очевидно, на их родине, содержатся также в брит. и континентальных (прежде всего франко-галльских) источниках. Древнейшие сохранившиеся рукописи, содержащие тексты Г., датируются VII в. Из ранних Г. различного происхождения постепенно был составлен общий для большей части лат. Запада репертуар, известный по рукописям IX-X вв. и более поздним (см. в ст. Гимнарий ). До XII в. Г. встречаются гл. обр. в монашеских источниках. Вероятно, по причине сохранявшегося недоверия к небиблейским текстам Г. долгое время не допускались в богослужении нек-рых Церквей: в Галлии Лионская и Вьеннская Церкви не употребляли Г. до IX в.; в рим. богослужение Г. вошли лишь в кон. XI - нач. XII в. (см., напр., Антифонарий XII в. Vat. S. Pietro. B. 79), чем отчасти объясняется исключение Г. из круга жанров григорианского пения . Гимн «Conditor alme siderum». Псалтирь-Гимнарий кард. Виссариона. Милан (?). 1450–1455 гг. (Vat. Barber. lat. 585) Гимн «Conditor alme siderum». Псалтирь-Гимнарий кард. Виссариона. Милан (?). 1450–1455 гг. (Vat. Barber. lat. 585) В XII-XIII вв. Г. были включены в новый тип книги для суточного богослужения - Бревиарий , в к-ром получили названия в соответствии со службами суточного круга, на к-рых они исполнялись: ad nocturnas (для ноктурн; впосл. ad matutinam - для утрени), ad matutinas Laudes (для утренних Laudes; впосл. ad Laudes), ad primam (для 1-го [часа]), ad tertiam (для 3-го [часа]), ad sextam (для 6-го [часа]), ad nonam (для 9-го [часа]), ad vesperas (для вечерни), ad completorium (для повечерия).

http://pravenc.ru/text/Гимны.html

Шестой час – краткое церковное богослужение, совершаемое в 6-й час дня, соответствующий нашему 12-му часу пополуночи, т. е. полдню, совершается он особенно потому, что в это время Христос Господь распят был на кресте, а потому первые два псалма сего часа изображают возстание иудеев, искавших души Господа, дабы умертвить Его, вольное Его принесение Себя в жертву ( Пс.50,8 ), предательство Иуды ( Пс.54,14,15 ). И точно, иудеи в 6 часов (по-нашему в 12) распяли Иисуса Христа на кресте, опечалили Его поруганиями и укоризнами и со гневом враждовали на Него, и во время распятия трепет был по всей земле, и тьма покрыла ее и проч. (Нов. Скр. стр. 146) – При Богослужении 6-го часа иерей да размышляет, сказано в Служебнике, како Спаситель наш, неся крест Свой, к пропятию веден бысть, и како немилостиво четырьмя гвоздями на крест люте пригвожден на Голгофе, и посреде двою разбойник распят висяще, и како воины разделиша ризы Его себе, как мимоходящие ругахуся Ему, и разбойник с Ним висящ хуляше Его, како тьма бысть по всей земли. (Изъясн. Богосл. Свирелина). Тропарь 6-го гласа, поемый во время св. Четыредесятницы и выражающий содержание и значение этого часа: „Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей, в раи дерзновенный Адамов грех и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас“. По-русски: „Ты, который в шестой день (недели, т. е, в пяток) и в шестом часу пригвоздил на кресте дерзновенный грех Адама (совершенный) в раю, разорви запись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас.“ Кондак 6-го часа. „Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже, на кресте пречисти Твои руце простерл еси, собирая вся языки зовущия: Господи, славаТебе“. По-русски: „Ты совершил спасение среди земли, Христе Боже, распростер на кресте пречистые Твои руки, собирая все народы зовущие: Господи, слава Тебе.“ Шлем – воинский древний головной убор, защищающий голову от ударов неприятельского меча и проч. Это особенным образом сшитое из черной шерстяной материи покрывало на монашескую камилавку, иначе клобук (см. это слово). Э

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Служба каждого часа по Син. 863 оканчивается «стихом часа» и Трисвятым (на 1-м часе сверх того добавляется «Верую» и «Отче наш»), а потому здесь нет ни тропарей по «Отче наш», ни молитв. Из представленного обзора часовых и междочасных тропарей вполне выясняется коренное различие их свойств. Собственно-часовые тропари, обнаруживая известное тяготение к псалмам и сохраняя отчасти характер антифонных песнопений (как, напр., тропари-прокимны и стихи часа), проявляют вместе с тем и устойчивость, свойственную часовым псалмам; допускается только обычная замена тропарей-прокимнов тропарями дня, при чем в древнеславянских Часословах, как исключение, приводятся еще особые субботние тропари. Безусловно несменяемыми оказываются библейские тропари-стихи: «Стопы моя направи», «Господь Бог благословен» и другие. Не так устойчивы преимущественно-междочасные тропари-седальны. На часах нередко их вовсе не бывает; даже и теперь в непостные дни они обычно заменяются кондаками. Кроме того, среди них особенно много тропарей междочасно-передвижных. К таким тропарям относятся, например, тропарь 1-го почасия «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и богородичен того же почасия «Милосердия двери», которые в Син. 868 положены на 9-м почасии, – тропарь 3-го почасия «Боже отец наших», по Син. 865 являющийся тропарем 1-го и 6-го почасий, – тропарь 9-го почасия «Просветивый земныя», усвояемый также и 6-му почасию (Син. 865 и 868), и мн. др. Но особенно частый взаимообмен происходит между седальными тропарями часов и их почасий. Не перечисляя всех случаев этого рода, укажем только на пример наших древнеславянских Часословов, в которых одни и те же тропари-седальны в полном своем составе, встречаются и на часах, и на почасиях. Такая неопределенность в выборе седальных тропарей существовала довольно долго. По свидетельству одного греческого Устава, даже в XIII веке не было еще «никакого единства (οδ σóτητα)» в этом отношении, и каждый выбирал тропари-седальны часов по своему усмотрению 250 . А как далеко могла простираться свобода подобного выбора, наглядное представление об этом дает нам предыдущий обзор: в нем указывается около 120-ти седальных тропарей, т. е. в пять раз больше обычного их числа; и таким образом являлась возможность составить пять полных и множество частичных смен, по 24 тропаря в каждой. 15. Молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010