3. И изшедъ въ часъ, вид ины стощ на торжищи праздны, выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно 4. и тмъ реч: идите и вы въ мой, и бдетъ правда, дамъ вамъ. ни же идоша. и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли В третий час (около третьего часа), это, по нашему счету, около 9-го часа. На торжищи, т. е. на месте, где производилась торговля жизненными припасами и где толпились поденщики для найма на работу. 5. Паки же изшедъ въ шестый и девтый часъ, сотвор такоже. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же В шестый и девятый час (около шестого и девятого часа). Это, по нашему счету, около 12-го и 3-го по-полудни. 6. Во часъ изшедъ, брте стощ праздны и глагола имъ: что зд стоит весь день праздни; Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? 7. Глаголаша к никтоже насъ натъ. Глагола имъ: идите и вы въ (мой), и бдетъ праведно, Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите Во единый надесять час (около 11-го часа). Это около 5-ти часов по-полудни, когда оставался только один час дневной работы. Хозяин виноградинка в течение дня не один раз выходил на торжище за работниками для своего виноградника. Это значит, что Бог, многократно и многообразно призывал ко спасению людей чрез пророков и праведников в ветхозаветное время и, наконец, напоследок дней через воплотившегося Единородного Сына Своего Спасителя мира ( Евр. 1:11 ). В частности же приглашенные в виноградник работники около 3-го, 6-го, 9-го и 11-го часов означают людей, вошедших в церковь Христову или начавших служить Христу, оставив служение греху, в разные возрасты своей жизни в молодом, среднем, преклонном или старческом. В том обстоятельстве, что первые работники не пошли на работу без уговора, приглашенные же после пошли прямо, доверяя хозяину, некоторые из толкователей видят вразумление ап. Петру за науместный воспрос: что же будет нам? (ст. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Только лишь один благоразумный разбойник у которого по словам Григория Великого „оставались только сердце и уста свободны“ – принес в дар Богу все, что имел; сердцем уверовал в правду, усты исповедывал во спасение ( Рим.10:10 )”. Распятие сопровождалось известными необычайными явлениями и знамениями в природе несмотря на то, что оно свершилось около 6-го часа – по нашему двенадцатаго по полудни – мгновенно наступила тьма по всей земле – до девятого часа. Наступившая тьма удалила врагов Иисуса от креста и это дало возможность Матери Его и сестре Матери Его Марии Клеоповой и Магдалине приблизиться ко кресту и выслушать из уст Распятого Сына слова прощального заветания. Около девятого часа Иисус громким голосом возопил – “Или, или, лима савахвани – Боже Мой! Боже Мой по что Ты меня оставил”. После сего Иисус ведая, что уже все совершилось, говорит “жажду“ , один из воинов, взял губку, напоил ее уксусом воткнул на трость и давал пить Иисусу, Иисус вкусил уксус и произнес совершилося, т. е. спасение рода человеческого, ради чего Он снисшел на землю и претерпел смерть. С этим словом Христос испустил дух. Смерть Его последовала в 9 часов, по нашему в 4-м часу по полудни 14-го нисана 27 . Это был тот самый час, когда в этот день заклали пасхального агнца. И время смерти показало, что Христос есть Агнец Божий, вземлющий грехи мира. Как распятие так и момент смерти Господа сопровождали известные знамения. На месте, где стоял Крест, ныне стоит престол, направо от престола видна разселина скалы, распавшейся, вследствие происшедшего при кончине Христа, землетрясения. Эта разселина находится между крестов Спасителя  и распятого ошуюю Его разбойника. Она простирается до подошвы горы; в нее то пролилась животворящая кровь Спасителя, чтобы омыть голову падшаго Адама, который, равно как и праматерь Ева , по преданию были погребены на Голгофе и человеческий череп, найденный здесь во время смерти Спасителя, как будто выкопавшийся из под креста, признается за голову Адама. Разселина скалы, треснувшая не вдоль слоев, а поперек их, не может быть по мнению всех новейших изысканий объясняема как естественное геологическое явление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Ho Иисус Христос, желая с полным сознанием перенести всю горечь страданий, на которые Он добровольно Себя предал, отказался выпить этот напиток, После того воины распяли Христа; это был час третий, замечает ев. Марк. Распявшие Господа делили одежды Его, бросали жребий, и сделали надпись над главою Его: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский». В то же время со Христом распяли и двух разбойников, одного по правую, а другого – по левую сторону Его, чрез что, замечает ев. Марк, исполнилось пророческое слово: «и к злодеям причтен» ( Ис. 53 ). Ев. Лука замечает, что, когда распяли Христа, Он молился за Своих врагов, говоря: «Отче! отпусти им: не ведят бо, что творях». Он же передает, что, кроме иудеев мимо ходящих и ругавшихся Иисусу, над Ним насмехался и один из разбойников, другой же унимал товарища и потом обратился к Господу с мольбой, в которой высказал такую силу веры в Него, как Мессию, что Господь говорит Ему: «днесь со Мною будеши в раю». Ев. Иоанн о надписи на кресте Иисусовом передает, что надпись: Иисус Назорей, Царь Иудейский, сделанная по-еврейски, гречески и римски, была очень нежелательна иудейским первосвященникам, и они просили Пилата изменить ее в таком виде, чтобы выходило, что Распятый не царь, а самозванец, выдававший Себя за Царя Иудейского. Но Пилат решительно отказал им, желая отомстить им за то, что они вынудили у него смертный приговор над Иисусом. Распятие Господа совершилось между 3 и 6 часами. От 6-го же часа до 9-го (по-нашему от 12 до 3) по всей земле была тьма. Как велики были страдания Господа, показывает то, что Он около 9-го часа воззвал громким голосом: Или, Или! лима савахфани! ( Боже, Боже Мой! почто Мя оставих!) Он испытывал, тяжелейшее всяких страданий телесных, чувство богооставленности, покинутости. Слышавшие это воззвание Господа, воспользовавшись созвучием слов, чтобы насмехнуться над Страдальцем, говорили, что вот Он зовет на помощь Илию. Один из воинов, быть может, проникшись чувством сострадания к Страдальцу, намочил губку уксусом и поднес ее к устам Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Поцелуй Иуды Книга известного писателя и поэта, лауреата целого ряда литературных премий Олеси Николаевой посвящена феномену «реабилитации» образа Иуды в массовой культуре. Явление это не новое, но в наше время, по словам автора, «Иуда сделался брендом», причем весьма востребованным и приносящим немало сребреников. Как верующий человек может ответить на пропаганду «Евангелия от Иуды» и угрожает ли она бытию Церкви Христовой? Об этом – книга Олеси Николаевой. Приводим отрывок из книги: ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ Олеся Николаева. Поцелуй Иуды. — М.: Изд-во Сретенско го монастыря, 2007. — 224 с. Однако, почему Иуда предает Господа таким странным знаком — целованием, которое испокон веков, начиная с Книги Бытия, является выражением родства, верности, благословения, покаяния и той горячей любви, которая крепка, как смерть (Песн 8, 6)? Самые глубокие, самые искренние, самые трогательные отношения между людьми выражаются в Ветхом и Новом завете именно “целованием”, поцелуем. Он во истину знаменует печать на сердце (Песн 8, 6) целующего и целуемого, любящего и любимого. В уста целует, кто отвечает устами верными (Прем 24, 26), ибо лживы поцелуи ненавидящего (Прем 27, 6). Вот Исаак, возлежащий на ложе болезни и ждущий смертного часа, призывает к себе сына, желая дать ему свое отцовское благословение: Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его, и благословил его, и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь (Быт 27, 26–27). А вот Иаков впервые встречает свою будущую жену Рахиль у колодца: И поцеловал Иаков Рахиль, и возвысил голос свой и заплакал... Лаван, услышав об Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему на встречу и поцеловал его, и ввел его в дом свой. Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя (Быт 29, 11, 13–14). И после этого служил Иаков за Рахиль семь лет, и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее (Быт 29, 20). А вот Иосиф, в апогее своей славы и процветания, встречает в Египте своих некогда продавших его в рабство коварных братьев, теперь голодных и нищих, а с ними — меньшего: невинного и любимого Вениамина: И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих, и плакал, обнимая их (Быт 45, 14–15).

http://pravoslavie.ru/6088.html

   О праздновании Воскресенья говорится еще и в книге «учение Двенадцати Апостолов», дошедшей до нас от начала 2-го века. Есть ли свидетельство о праздновании Воскресенья в первый век христианства?   Есть. Об этом говорит 64 правило св. Апостолов. И Ап. Варнава пишет в своем послании: «мы и проводим в радости осьмой день, в который и Иисус воскрес» из мертвых и после того, как явился верующим, вознесся на небо. Есть ли в св. Писании указание на празднование Воскресенья?   Есть. В кн. Деяний св. Апостолов, в 20й гл, ст. 6—11 передается, что Ап. Павел пробыл в Троаде семь дней. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи». Собрание это было торжественное, праздничное, потому что «в горнице, где мы, — повествует св. Лука, — собрались, было довольно светильников». Здесь Апостол, «преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» (Деян. 20:6—11).    Из всех семи дней пребывания в Троаде Апостолы с христианами избрали для торжественного собрания «первый день», то есть, Воскресенье; значит, этот день у них выделялся среди других дней недели. С какого же времени начали выделяться для празднования первый или, как его считали еще, восьмой день недели?   С того часа, как в этот день воскрес из мертвых Христос Спаситель. В этот же день преимущественно и являлся воскресший Господь Апостолам и верующим женам. Где можно найти свидетельства об этих явлениях воскресшего Христа Иисуса?   В св. Писании. Здесь указывается, как Господь, воскресши, явился в первый день недели женам мироносицам (Мф. 28:1, 9) Марии Магдалине (Мр. 16:9), Ап. Петру (Лк. 24:34), Клеопе и Луке (Лк. 24:13—32), одиннадцати без Фомы (Ин. 20:19) и одиннадцати с Фомой (Ин. 20:26). Есть ли предсказание о прославлении дня Воскресения Господня?   Псалмопевец и пророк Давид молил Господа о спасении и предсказывал, что Господь уже определил этот день. «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же»! (Пс. 117:21—25).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Деян.2:14 .  Петр же, став с один­надцатью, воз­высил голос свой и воз­гласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам извест­но, и внимайте словам мо­им: «Петр же, став с одиннадцатью». Как и ранее, на совещании при выборе 12-го апостола, «Петр служил устами всех, (говорит Златоуст), а прочие одиннадцать предстояли, подтверждая его слова свидетельством». Деян.2:15 .  они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; В доказательство, что они не пьяны, апостол указывает на то, что «теперь третий час дня». Соответствующий нашему 9-му, этот час был первым из трех дневных часов ежедневной молитвы (3, 6, 9), совпадавшей с принесением ежедневной утренней жертвы во храме. А по обычаю иудеев, до этого часа никто не вкушал пищи, – тем более в такой великий праздник, как Пятидесятница. Деян.2:16 .  но это есть пред­речен­ное про­роком Ио­илем: Деян.2:17 .  И будет в по­следние дни, говорит Бог , излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут про­роче­с­т­во­вать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть виде­ния, и старцы ваши сновиде­ниями вра­зу­мля­емы будут. «Предреченное пророком Иоилем» – следовательно лет за 700 до сего ( Иоил. 2, 28–32 ). Самое пророчество Иоиля приводится Дееписателем в несколько измененном виде против подлинника и LXX, как это делают нередко Сам Господь и апостолы. Так, вместо подлинного неопределенного выражения «после того», у апостола Петра видим выражение более определенное – «в последние дни». Этим прежде всего исключается всякое отношение пророчества к какому-либо ближайшему ветхозаветному времени, а именно усвояется исполнение его к времени новозаветному, так как по библейскому воззрению весь период новозаветного царства Божия представляется последнею эпохою домостроительства спасения человеческого, за которого имеет последовать уже всеобщий суд и царство славы. При этом, под выражением «в последние дни» пророчества обыкновенно указывали не только такие будущие события, которые должны были наступить при конце ветхозаветного времени и начале новозаветного, но и такие, которые будут совершаться и в продолжении всего новозаветного времени, до конца его (ср. Ис. 2, 2 ; Мих. 6 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так, в дни воскресные, в праздники великие: Владычные, Богородичны, Предтечевы, верховных апостолов Петра и Павла положено в уставе (гл. 8) начинать литургию в начале 3-го (нашего 9-го) часа; в субботы же – в начале 4-го (нашего 10-го) часа. В средние же и малые праздники и прочие дни – в начале 5-го (нашего 11-го) часа. В уставе назначены для литургии не одинаковые часы потому, что после литургии полагается трапеза, вкушение пищи. Но чем ранее совершается литургия, тем ранее может быть и трапеза, а чем позже литургия, тем долее должно воздерживаться от принятия пищи, и так сказать – поститься. Посему в праздники, когда отменяется пост, и вкушение пищи дозволяется ранее, нежели в другие дни, и самая литургия бывает ранее. Эти причины неодинакового назначения времени для совершения литургии указаны в Церковном Уставе (гл. 8). В нем говорится: «в неделю же в начале 3-го часа, должно есть начинати (литургию), яко да станет трапеза в начале 4-го часа. В субботы должно начинати литургию в начале 4-го часа, яко да станет трапеза в начале 5-го часа, в средние праздники и в прочие дни – в начале 5-го часа, яко да станет трапеза в начале 6-го часа». В малые праздники, также и в прочие дни, хотя трапеза назначается в 9-м часу дня, но литургию не положено начинать позже 5-го (нашего 11-го) часа дня. Соединение вседневных служб между собою Поскольку Устав разные виды одной и той же службы (например, вечерню малую, великую) и даже один и тот же вид службы (например, литургию) назначает совершать в разное время дня, сообразуясь с праздниками и разными днями седмицы и года, то отсюда происходит неодинаковое соединение служб в разные дни. Литургия есть главная служба в кругу ежедневных служб; можно сказать, что все службы служат к тому, чтобы приготовить молящихся к литургии. Посему от времени совершения ее зависит, главным образом, различное соединение прочих служб между собою. Службы иначе соединяются между собою: 1) когда литургия совершается до вечерни; иначе 2) когда литургия бывает после вечерни, и 3) когда вовсе ее не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Евергетидском Типиконе «тропари святых страстей», а равно и чтения занимают место на третьем часе, между богородичным часа и – «Господь Бог благословен». После каждого третьего тропаря (т. е. 3-го, 6-го, 9-го и 12-го), который на «Слава и ныне» поют оба хора вместе, произносится малая ектения. Состав тропарей и чтений – обычный. На 6-м часе в качестве прокимна и стиха повторяются нынешние припевы 6-го часа ( Пс. 68:22. 2 ); на 9-м часе прокимен: «Положиша мя в рове преисподнем» ( Пс. 87:7 ), стих: «Господи Боже спасения моего» ( Пс. 87:2 ). – Обычные тропари часов: «Заутра услыши» и прочие здесь называются «прокимнами». На 1-м и 3-м часах они заменяются другими тропарями (на 1-м часе поется нынешний тропарь 3-го часа, а на 3-м – тропарь: «Токмо водрузися»), которые исполняются особенным образом. Сначала тропарь поется псалтом; затем повторяется народом. Далее певец произносит два стиха, а народ после каждого из них поет конец тропаря. Для тропаря 1-го часа припевами служат стихи: «Изгонящии мя ныне» ( Пс. 16:11 ) и «Врази мои реша мне злая» ( Пс. 40:6 ); а для тропаря 3-го часа: «Суди, Господи, обидящия мя» ( Пс. 34:1 ) и «Приими оружие и щит» ( Пс. 34:2 ). – На 3-м часе, после «Отче наш», поется «отпустительный» тропарь: «Искупил ны еси»; потом – ектения и непосредственно за нею – 6-й час; «ибо молитву третьего часа оставляем», – замечает памятник. Служба 6-го и 9-го часа правится по обычному великопостному чину; но после богородична на 6-м часе прибавляется «тропарь дня», который теперь положен на 1-м часе («Распеншуся Тебе, Христе»). – Помимо особенностей в пении тропарей, настоящее последование отличается еще необычным разделением часов: 1-й час соединяется с утреней, 3-й час (со службою страстей) и 6-й поются особо; немного спустя, в другой уже церкви совершается 9-й час с обедницей; затем следует вечерня 359 . При выяснении вопроса о самостоятельности службы 12-ти тропарей наши славянские памятники по обилию данных нисколько не уступают греческим источникам и даже превосходят их.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

А на 9-м часу чтение чтут доволно для знаменования у мощей народнаго множества. И, по совершении часов, творит святитель часом отпуст со крестом среди церкви 356 . Из предыдущего видно, что ектении на царских часах имеют ближайшее отношение к последованию 12-ти тропарей с чтениями: великая ектения предваряет пение тропарей, малая отделяет тропари от чтений, а просительная (и сугубая) заключает чтения каждого часа. Следовательно, ектении устанавливают границы как между отдельными частями последования 12-ти тропарей, так и между этим последованием – с одной стороны, и часами в собственном смысле – с другой, выделяя его в особую службу. Это показывает, что последование 12-ти тропарей могло существовать вполне самостоятельно, вне связи с часами. И в древнейших памятниках, действительно, часы в. пятницы излагаются в виде особой «службы 12-ти тропарей», имеющей лишь внешнее отношение к обычным часам. 11. Служба 12-ти тропарей Наиболее древнее изложение 12-ти тропарей, исполняемых «в (великую) пятницу в полдень», встречается в грузинской рукописи Спб. Имп. Публ. б-ки 11, IX в. Расположены они в такой последовательности: 12, 2, 7, 4, 8, 10, 11, 5, 9, 1, 6; 3-й тропарь («Емшым Тя») опущен (л. 160) 357 . О других молитвословиях нет упоминания; не говорится также о связи указанных тропарей с часами, хотя время пения их («полдень») вполне соответствует времени совершения часов. Точнее определяется взаимоотношение между службой 12-ти тропарей и часами в Синайской Триоди 735, X или XII–XIII в., и в Евергетидском Типиконе в., а также в различных славянских рукописях XI, XII и XIII вв.; в них тропари святых страстей выделяются, как особое последование, и в полном своем составе, вместе с чтениями, присоединяются к службе одного какого-либо часа, составляя чисто внешнее прибавление к ней, мало влияющее на ее общий строй. В Син. 735 «тропари, поемые во святую и великую пятницу в час шестый, – творение Кирилла Александрийского », – помещаются между службами 6-го и 9-го часа, в виде особого последования, и на часах уже не повторяются. Вслед за богородичным 6-го часа («Гавриилу вещавшу») читается Трисвятое, по Отче наш – Господи помилуй 40 раз, и далее следуют 12 тропарей с чтениями. После четвертого евангелия, которое обычно полагается на 9-м часе, опять читается Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй, – «и так начинаем девятый час». – Что касается тропарей и чтений, то они не отличаются от нынешних. Указывается только больше припевов к тропарям; эти припевы отчасти совпадают с нынешними, но чаще те же, что в Святогробском Типиконе. Особых припевов мало, а именно – припев 3-го тропаря: «В скорби распространил мя еси» ( Пс. 4:2 ), и второй припев 6-го тропаря: «Господи Боже мой, аще сотворих сие» ( Пс. 7:4 ), 7-й тропарь назван «антифоном». – Отпустительные тропари часов 3-го и 9-го – нынешние; тропарь 1-го часа: «Кто не плачется Иуды», 6-го – нынешний тропарь 1-го часа («Распеншуся Тебе, Христе»). Богородичен 3-го часа: «Благословенную нарекий» 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Споры о том, какое число служб более правильное (7 или 8), велись арм. богословами-литургистами на протяжении всего средневековья: философ, верховный вардапет Григор Татеваци († 1409) в «Книге вопрошений» объяснял, почему прежде было 7 служб, а ныне - 8 и какое богословско-символическое значение имеет этот вопрос ( Аревшатян А. Армянские). Впосл. число суточных служб увеличилось до 9: ночная и утренняя службы, служба часа восхода солнца, 3, 6, 9-й часы, вечерняя служба, служба мирного часа и служба часа покоя. Ф. Конибир издал по рукописям XIII-XVII вв. последования 9 (10) служб: ночного часа, утреннего часа, часа восхода, 3, 6 и 9-го часов, вечернего часа (и чина благословения трапезы), часа мира и часа покоя ( Conybeare. P. 443-488; ср. Скабалланович. С. 333-335). Судя по литургическим комментариям, службы часа восхода, часа мира и часа покоя появились позже других: службы часа восхода и часа мира (2-я под названием «11-й час») впервые засвидетельствованы в комментариях Нерсеса Шнорали (XII в.), служба часа покоя появилась еще позднее. Основу служб суточного круга составляет Псалтирь , разделенная на 8 «канонов» (: Пс 1-17; 18-35; 36-54; 55-71; 72-88; 89-105; 106-118; 119-147). Каждый «канон» разделен в свою очередь на 7 частей ( [гублай]) по 2-6 псалмов, в конце каждой части - «Слава: И ныне:». Соответственно системе осмогласия , издревле принятой в ААЦ, каждый канон пелся на определенный глас: 1-й «канон» - на 8-й глас, 2-й - на 1-й глас, 3-й - на 2-й глас и т. д. Первоначально после каждого «канона» пели одну из библейских песней : Исх 15. 1-19; Втор 32. 1-21; Втор 32. 22-38 и 39-43; 1 Цар 2. 1-10; Ис 26. 9-20; Ис 38. 10-20; Ис 42. 10-13; 45. 8 и Иона 2. 3-10; Авв 3. 2-19. Позднее библ. песни были вытеснены гимнами арм. авторов. В составе служб содержатся разные виды песнопений и молитв. Наряду с шараканами и кцурдами (гимнографические жанры) здесь также встречаются т. н. «мелодизированные проповеди» - кароз ( - проповедь, от κηρσσω), часто надписанные именем католикоса Ованнеса I Мандакуни (кон.

http://pravenc.ru/text/76130.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010