Деян.2:14 .  Петр же, став с один­надцатью, воз­высил голос свой и воз­гласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам извест­но, и внимайте словам мо­им: «Петр же, став с одиннадцатью». Как и ранее, на совещании при выборе 12-го апостола, «Петр служил устами всех, (говорит Златоуст), а прочие одиннадцать предстояли, подтверждая его слова свидетельством». Деян.2:15 .  они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; В доказательство, что они не пьяны, апостол указывает на то, что «теперь третий час дня». Соответствующий нашему 9-му, этот час был первым из трех дневных часов ежедневной молитвы (3, 6, 9), совпадавшей с принесением ежедневной утренней жертвы во храме. А по обычаю иудеев, до этого часа никто не вкушал пищи, – тем более в такой великий праздник, как Пятидесятница. Деян.2:16 .  но это есть пред­речен­ное про­роком Ио­илем: Деян.2:17 .  И будет в по­следние дни, говорит Бог , излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут про­роче­с­т­во­вать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть виде­ния, и старцы ваши сновиде­ниями вра­зу­мля­емы будут. «Предреченное пророком Иоилем» – следовательно лет за 700 до сего ( Иоил. 2, 28–32 ). Самое пророчество Иоиля приводится Дееписателем в несколько измененном виде против подлинника и LXX, как это делают нередко Сам Господь и апостолы. Так, вместо подлинного неопределенного выражения «после того», у апостола Петра видим выражение более определенное – «в последние дни». Этим прежде всего исключается всякое отношение пророчества к какому-либо ближайшему ветхозаветному времени, а именно усвояется исполнение его к времени новозаветному, так как по библейскому воззрению весь период новозаветного царства Божия представляется последнею эпохою домостроительства спасения человеческого, за которого имеет последовать уже всеобщий суд и царство славы. При этом, под выражением «в последние дни» пророчества обыкновенно указывали не только такие будущие события, которые должны были наступить при конце ветхозаветного времени и начале новозаветного, но и такие, которые будут совершаться и в продолжении всего новозаветного времени, до конца его (ср. Ис. 2, 2 ; Мих. 6 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежише твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. [«Живущий под кровом Всевышнего, под сенью Бога небесного водворится. Скажет Господу: „Заступник мой и прибежище моё, Бог мой, на Которого я уповаю“. Он избавит тебя от сети ловца, от слова мятежного; плечами Своими закроет тебя и под крыльями Его будешь безопасен: щит и ограждение – истина Его. Не убоишься страха ночного; стрелы, летящей днём; искушения, ходящего во тьме; всякой неожиданности и беса полуденного. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч справа у тебя, но к тебе не приблизится; только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие грешникам. Ибо ты сказал: „Господь – упование моё“. Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не допустится до тебя зло и рана не приблизится к телу твоему, ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих; на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь, попирать будешь льва и дракона. „За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё. Воззовёт ко Мне и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его и явлю ему спасение моё“».] Слава и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды.) Господи, помилуй. (Трижды.) В седмичные дни Четыредесятницы читается кафизма Псалтири. Слава: в субботу и воскресенье тропарь дня. И ныне, Богородичен: Яко не имамы дерзновения за премногия грехи наша, Ты иже от Тебе рождшагося моли, Богородице Дево: много бо может моление матернее ко благосердию Владыки; не презри грешных мольбы, Всечистая, яко Милостив есть, и спасти могий, иже и страдати о нас изволивый. [«Не имея дерзновения из-за множества наших грехов, мы просим Тебя, Богородица Дева, моли родившегося от Тебя Христа, ибо сильна молитва Матери к милосердному Владыке: не презри грешных молитв, Всечистая, ибо Он, ради нас страдавший, милостив и спасти могущий».] В седмичные дни Великого поста – вместо тропаря дня тропарь 6-го часа, глас 2: Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех , согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О людях Христовой простоты так сказано: “Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел... И в устах их нет лукавства” (Откр. 14, 4-5). Подвиг жизни в христианстве не может быть каким-то посильным страданием. Но страдание в христианстве – это только неизбежность родов, процесса мучительного, но радостного по результатам. “Жена, когда рожает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” (Ин. 16, 21). И наше христианство проверяется этим сочетанием: рождается ли в нас уже теперь, сейчас, “этот младенец радости”? “Ибо по мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше” (2 Кор. 1, 5). Когда мы ожесточаемся и то и дело брюзжим по всякому поводу, – это очень опасный признак. Надо иметь, если не радость, то хотя бы благодушие, а если не благодушие, то хотя бы юмор к своим напастям и искушениям. В глазах Христовых наше “интеллигентское изнеможение” от жизни есть уже какой-то отказ от креста. Первую историческую Церковь Он хвалит в таких словах: “Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал” (Откр. 2, 3). “Прежде честнаго Твоего Креста, воинам ругающимся Тебе, Господи, умная воинства дивляхуся; обложился бо еси венцем поругания, землю живописавый цветы, багряницею поругания оделся еси, облаки одеваяй твердь. Таковым бо смотрением разумеся Твое благоутробие, Христе. Велия Твоя милость, слава Тебе” (Вел. Пятница. Тропарь, 3-го часа). По апостолу, мы “наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться” (Рим. 8, 17). “Если только”. Страдание утверждается в христианстве, что оно есть “средство для великого восхождения к Богу” (“Цитадель”). Хотящему быть христианином неизбежно открыть в своем сердце некую теплую боль, животворную язву: свое соучастие в жизни и страдании Христа и людей. Вот почему ежедневно мы призываемся молиться словами: “Любовию Твоею уязви души наши” (6-й час). И христиане живут со своею открытой раной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

6 Исчерпывающее сопоставление текстов, сюда относящихся, см. напр, у J, Göttsberger. Die göttliche Weisheit als Persönlichkeit im Alten Testament. Münster 1919. 9 Ср. сопоставления в “Купине Неопалимой” в экскурсе о библейском и святоотеческом учении о Премудрости Божией. 11 В русском пер. прибавлено: “и без Него ничто не начало быть, что начало быть ”. Подчеркнутые слова представляют ненужный плеоназм, появившийся со времен Златоуста, а “без” неточно передает смысл χωρς. 13 Комментарием к Иоаннонскому повествованию о Предтече фактически являются соответствующие главы «Друга Жениха”. 14 Выражение ν τ νματ μου, в смысле ες νομ μου, во имя встречается у Иоанна в 15,16 (“даст вам в Имени Моем”); 16,23,14; 13,14,26 (всего 7 раз). 17 Странным и непонятным образом чтение на пасхальной литургии обрывается на 17 стихе, не включая 18-го, который существенно принадлежит Прологу и его собою увенчивает. За отсутствием внутренней логики этот перерыв можно объяснить лишь исторической случайностью, требующей исправления. 20 Отсылаем читателя к соотв. главам и страницам Утешителя, в котором сделано исчерпывающее сопоставление текстов: стр. 194–204. 23 Мы имеем здесь характерный пример, как четвертый Евангелист молчаливо дополняет повествование синоптиков, включая его в свой собственный контекст. Именно как будто в сознательную параллель повествования о Гефсиманском борении, упоминание о котором совершенно отсутствует у Иоанна, приводятся у него эти слова Господа. Ср. Бернард, 1, с. 435, 436. 24 Сюда же относится и явление славы в Преображении, которое связано с приближением часа и восхождением в Иерусалим для страдания, для «искупления драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» ( I Nempa 1:19–20 ). Об этом явлении славы говорится: «Мы возвестим вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа... бывши очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» ( 2Петра 1:16–17 ). Здесь характерно это различение и сопоставление «велелепной славы Отца» Божественной Софии, и славы, принятой от Бога Отца, Софии тварной, обожение человеческого естества Господа, каковое и есть прославление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Так, в дни воскресные, в праздники великие: Владычные, Богородичны, Предтечевы, верховных апостолов Петра и Павла положено в уставе (гл. 8) начинать литургию в начале 3-го (нашего 9-го) часа; в субботы же – в начале 4-го (нашего 10-го) часа. В средние же и малые праздники и прочие дни – в начале 5-го (нашего 11-го) часа. В уставе назначены для литургии не одинаковые часы потому, что после литургии полагается трапеза, вкушение пищи. Но чем ранее совершается литургия, тем ранее может быть и трапеза, а чем позже литургия, тем долее должно воздерживаться от принятия пищи, и так сказать – поститься. Посему в праздники, когда отменяется пост, и вкушение пищи дозволяется ранее, нежели в другие дни, и самая литургия бывает ранее. Эти причины неодинакового назначения времени для совершения литургии указаны в Церковном Уставе (гл. 8). В нем говорится: «в неделю же в начале 3-го часа, должно есть начинати (литургию), яко да станет трапеза в начале 4-го часа. В субботы должно начинати литургию в начале 4-го часа, яко да станет трапеза в начале 5-го часа, в средние праздники и в прочие дни – в начале 5-го часа, яко да станет трапеза в начале 6-го часа». В малые праздники, также и в прочие дни, хотя трапеза назначается в 9-м часу дня, но литургию не положено начинать позже 5-го (нашего 11-го) часа дня. Соединение вседневных служб между собою Поскольку Устав разные виды одной и той же службы (например, вечерню малую, великую) и даже один и тот же вид службы (например, литургию) назначает совершать в разное время дня, сообразуясь с праздниками и разными днями седмицы и года, то отсюда происходит неодинаковое соединение служб в разные дни. Литургия есть главная служба в кругу ежедневных служб; можно сказать, что все службы служат к тому, чтобы приготовить молящихся к литургии. Посему от времени совершения ее зависит, главным образом, различное соединение прочих служб между собою. Службы иначе соединяются между собою: 1) когда литургия совершается до вечерни; иначе 2) когда литургия бывает после вечерни, и 3) когда вовсе ее не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

– если светильны в Минее отсутствуют, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха (в четверг читается эксапостиларий апостолам, «Слава»: эксапостиларий святителю Николаю, «И ныне»: Богородичен Октоиха). Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...») 415 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; в среду или пятницу – Крестобогородичен Минеи на ряду. Если же в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха. По «Благо есть...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря 2-го святого, обозначенный «в конец утрени». Отпуст вседневный. На часах На 1-м и 6-м часе: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: Богородичен часа. По « Отче наш…»: кондак 2-го святого 416 (если только один из святых имеет кондак, то читается этот кондак на всех часах). На 3-м и 9-м часе: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак 1-го святого. Литургия Антифоны вседневные. Однако если одному из святых указаны в Типиконе «Блаженны» (очень редко, например, 3 сентября, 22 октября, 22 января), то поются антифоны изобразительные и читаются «Блаженны» Октоиха на 4 и 3-я песнь канона святого на 4. Также в случае двух шестеричных святых поются изобразительные антифоны и читаются «Блаженны» на 8: из 3-й песни канона 1-го святого на 4 и 6-й песни канона 2-го святого на 4 (см. 15 и 18 января). По входе: – в храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого; кондак дня (в четверг – два кондака), кондак 1-го святого, кондак 2-го святого; «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма; б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого; кондак 1-го святого, кондак 2-го святого; «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По «Благо есть...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря 2-го святого, обозначенный «в конец утрени». Отпуст вседневный. На часах На 1-м и 6-м часе: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак 2-го святого. На 3-м и 9-м часе: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак 1-го святого. Литургия «Блаженны» Октоиха на 6. Однако если одному из святых указаны в Типиконе «Блаженны» (очень редко, например, 3 сентября, 22 октября, 22 января), то читаются «Блаженны» на 8: 3-я песнь канона святого на 4 и Октоиха на 4. В случае двух шестеричных святых «Блаженны» читаются на 8 следующим образом: из 3-й песни канона 1-го святого на 4 и 6-й песни канона 2-го святого на 4 (см. 15 и 18 января). По входе: – в храме Господском или Богородичном: тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…»), 1-го святого и 2-го святого; кондак 1-го святого, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»); – в храме святого: тропари: дня («Апостоли, мученицы и пророцы…»), 1-го святого и 2-го святого; кондак 1-го святого, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»). Прокимен, Аллилуиа и причастен – святого (если есть) и дня. Апостол и Евангелие – святого (если есть) и рядовые. Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона). Отпуст вседневный. §6.6. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых без знака в седмичный день в период пред- или попразднства Устав совершения службы двум святым в период пред- или попразднства можно найти в 12-й уставной главе Общей Минеи и в последованиях 11 сентября, 23 и 24 ноября, 27 декабря и прочих. Вечерня Кафисма рядовая по Уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Затем на каждом часе следует чтение трех обычных псалмов: на 3-м часе – 16-го, 24-го, 50-го; на 6-м часе – 53-го, 54-го, 90-го; на 9-м часе – 83-го, 84-го, 85-го. И бывает стихословие кафизмы, после которой поется тропарь часа со стихами. Тропарь 3-го часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящих Ти ся». 1-й стих: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». 2-й стих: «Не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отъими от мене». Тропарь 6-го часа: «Иже в шестый день же и час на Кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». 1-й стих: «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего». 2-й стих: «Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя». Тропарь 9-го часа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашей мудрование, Христе Боже, и спаси нас». 1-й стих: «Да приближится молитва моя пред Тя, Господи, по сло- веси Твоему вразуми мя». 2-й стих: «Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя» 119 . После произнесения священником: «Слава...» чтец: «И ныне» – Богородичен часа 120 . На 6-м часе после Богородична: «Яко не имамы дерзновения...» чтец произносит: «Тропарь пророчества, глас 6», со стихами. Священник: «Вонмем». Чтец: «Глас 6-й: Спаси, Господи, люди Твоя...» (или другой какой прокимен, указанный на ряду в Триоди) 121 . Хор поет прокимен, как обычно два с половиной раза. Священник: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Священник: «Вонмем». Чтец читает паремию и после нее произносит: «Прокимен, глас...», со стихами. Хор поет прокимен. Затем (на 6-м часе) чтец: «Скоро да предварят ны...», Трисвятое по «Отче наш», тропари дня (по Часослову) и далее, как на 1-м часе, только после молитвы св. Ефрема Сирина 122 читается конечная молитва часа, но отпуста не бывает, а сразу читаются изобразительны. Изобразительны После 9-го часа (отверзается завеса от царских врат) хор поет: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и прочие стихи «Блаженных» с припевом в конце: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» 123 (псалмы: «Благослови, душе моя, Господа...» и «Хвали, душе моя, Господа...» оставляются).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В Евергетидском Типиконе «тропари святых страстей», а равно и чтения занимают место на третьем часе, между богородичным часа и – «Господь Бог благословен». После каждого третьего тропаря (т. е. 3-го, 6-го, 9-го и 12-го), который на «Слава и ныне» поют оба хора вместе, произносится малая ектения. Состав тропарей и чтений – обычный. На 6-м часе в качестве прокимна и стиха повторяются нынешние припевы 6-го часа ( Пс. 68:22. 2 ); на 9-м часе прокимен: «Положиша мя в рове преисподнем» ( Пс. 87:7 ), стих: «Господи Боже спасения моего» ( Пс. 87:2 ). – Обычные тропари часов: «Заутра услыши» и прочие здесь называются «прокимнами». На 1-м и 3-м часах они заменяются другими тропарями (на 1-м часе поется нынешний тропарь 3-го часа, а на 3-м – тропарь: «Токмо водрузися»), которые исполняются особенным образом. Сначала тропарь поется псалтом; затем повторяется народом. Далее певец произносит два стиха, а народ после каждого из них поет конец тропаря. Для тропаря 1-го часа припевами служат стихи: «Изгонящии мя ныне» ( Пс. 16:11 ) и «Врази мои реша мне злая» ( Пс. 40:6 ); а для тропаря 3-го часа: «Суди, Господи, обидящия мя» ( Пс. 34:1 ) и «Приими оружие и щит» ( Пс. 34:2 ). – На 3-м часе, после «Отче наш», поется «отпустительный» тропарь: «Искупил ны еси»; потом – ектения и непосредственно за нею – 6-й час; «ибо молитву третьего часа оставляем», – замечает памятник. Служба 6-го и 9-го часа правится по обычному великопостному чину; но после богородична на 6-м часе прибавляется «тропарь дня», который теперь положен на 1-м часе («Распеншуся Тебе, Христе»). – Помимо особенностей в пении тропарей, настоящее последование отличается еще необычным разделением часов: 1-й час соединяется с утреней, 3-й час (со службою страстей) и 6-й поются особо; немного спустя, в другой уже церкви совершается 9-й час с обедницей; затем следует вечерня 359 . При выяснении вопроса о самостоятельности службы 12-ти тропарей наши славянские памятники по обилию данных нисколько не уступают греческим источникам и даже превосходят их.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

А на 9-м часу чтение чтут доволно для знаменования у мощей народнаго множества. И, по совершении часов, творит святитель часом отпуст со крестом среди церкви 356 . Из предыдущего видно, что ектении на царских часах имеют ближайшее отношение к последованию 12-ти тропарей с чтениями: великая ектения предваряет пение тропарей, малая отделяет тропари от чтений, а просительная (и сугубая) заключает чтения каждого часа. Следовательно, ектении устанавливают границы как между отдельными частями последования 12-ти тропарей, так и между этим последованием – с одной стороны, и часами в собственном смысле – с другой, выделяя его в особую службу. Это показывает, что последование 12-ти тропарей могло существовать вполне самостоятельно, вне связи с часами. И в древнейших памятниках, действительно, часы в. пятницы излагаются в виде особой «службы 12-ти тропарей», имеющей лишь внешнее отношение к обычным часам. 11. Служба 12-ти тропарей Наиболее древнее изложение 12-ти тропарей, исполняемых «в (великую) пятницу в полдень», встречается в грузинской рукописи Спб. Имп. Публ. б-ки 11, IX в. Расположены они в такой последовательности: 12, 2, 7, 4, 8, 10, 11, 5, 9, 1, 6; 3-й тропарь («Емшым Тя») опущен (л. 160) 357 . О других молитвословиях нет упоминания; не говорится также о связи указанных тропарей с часами, хотя время пения их («полдень») вполне соответствует времени совершения часов. Точнее определяется взаимоотношение между службой 12-ти тропарей и часами в Синайской Триоди 735, X или XII–XIII в., и в Евергетидском Типиконе XIІ в., а также в различных славянских рукописях XI, XII и XIII вв.; в них тропари святых страстей выделяются, как особое последование, и в полном своем составе, вместе с чтениями, присоединяются к службе одного какого-либо часа, составляя чисто внешнее прибавление к ней, мало влияющее на ее общий строй. В Син. 735 «тропари, поемые во святую и великую пятницу в час шестый, – творение Кирилла Александрийского », – помещаются между службами 6-го и 9-го часа, в виде особого последования, и на часах уже не повторяются. Вслед за богородичным 6-го часа («Гавриилу вещавшу») читается Трисвятое, по Отче наш – Господи помилуй 40 раз, и далее следуют 12 тропарей с чтениями. После четвертого евангелия, которое обычно полагается на 9-м часе, опять читается Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй, – «и так начинаем девятый час». – Что касается тропарей и чтений, то они не отличаются от нынешних. Указывается только больше припевов к тропарям; эти припевы отчасти совпадают с нынешними, но чаще те же, что в Святогробском Типиконе. Особых припевов мало, а именно – припев 3-го тропаря: «В скорби распространил мя еси» ( Пс. 4:2 ), и второй припев 6-го тропаря: «Господи Боже мой, аще сотворих сие» ( Пс. 7:4 ), 7-й тропарь назван «антифоном». – Отпустительные тропари часов 3-го и 9-го – нынешние; тропарь 1-го часа: «Кто не плачется Иуды», 6-го – нынешний тропарь 1-го часа («Распеншуся Тебе, Христе»). Богородичен 3-го часа: «Благословенную нарекий» 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010