3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами, совершив три поклона, произносит возглас «Благословен Бог наш...» Чтец – «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш» и последование 3-го часа, как обычно. По окончании третьего псалма чтец глаголет «Слава, и ныне» – «Аллилуиа» (трижды) с 3 поясными поклонами. «Господи, помилуй» (трижды). «Слава». Другой чтец глаголет – «И ныне» – и начинает рядовую кафизму. «Аллилуиа» между «Славами» поется, как обычно. После 3-й «Славы» сам чтец заканчивает «Слава, и ныне» – «Аллилуиа» (трижды). «Господи, помилуй» (трижды). Иерей пред царскими вратами глаголет тропарь 3-го часа «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа» по тому же чину, как и тропарь 1-го часа. По исполнении тропаря и поклонов иерей возглашает «Слава», чтец – «И ныне» и Богородичен «Богородице, Ты еси Лоза Истинная». Во время Богородична полагаются 3 поясных поклона. И далее все последование часов по порядку, указанному в Типиконе и Часослове. На 6-м часе читаются тропарь пророчества, прокимен и паримия. В конце 9-го часа – молитва Ефрема Сирина только с 3 поклонами. После молитвы 9-го часа отверзается завеса царских врат, певцы поют «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Каждый стих сопровождается поясным поклоном, а последние три стиха «Помяни нас, Господи», «Помяни нас, Владыко», «Помяни нас, Святый» – с поклонами земными. Затем чтец глаголет – «Лик Небесный», «Верую», «Ослаби, остави», «Отче наш» и кондаки. Кондаки на изобразительных читаются в следующем порядке: в храме Христовом – кондак храма, дня, рядового святого по Минее, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство христиан». В храме Богородицы – кондак дня, рядового святого, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – храма Богородицы. В храме святого – кондак дня, храма святого, рядового святого, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство христиан». «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне». «Честнейшую», «Именем Господним». Иерей на солее произносит «Боже, ущедри ны» и молитву святого Ефрема Сирина с 16 поклонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В субботу мясопустную совершался обряд общего поминовения умерших. Он имел место в конце утрени, после 9-й песни канона, для чего все выходили в покоище братий [на монастырское кладбище: покоище – κοιμητριον – усыпальница, кладбище; по Начертанию – «ες τος τφους τν δελφν»]. Служба здесь начиналась пением хвалитных стихир и затем стиховных заупокойного содержания; далее следовала заупокойная ектенья и отпуск. В этом обряде мы имеем образчик той же заупокойной литии, что и в предшествующее воскресенье, только в субботу мясопустную она происходила несколько ранее и отправлялась более полным и торжественным образом. Тот же обряд полагается справлять и в субботу пентикостии. День этот; считался праздничным, и в Синод. уставе 330–380 его назначается «праздновати всем отинудь». В неделю мясопустную и сыропустную отменяется лития или исхождение в крило церковное после утрени, и кроме того, как в эту, так и сырную неделю, не поются стихиры и канон святым, т.е. отменяется служба по минее. В среду и пяток сырной недели положена литургия постная, которой предшествуют часы. В Типографском уставе записано в этот день следующее: «по отпущении обедняя идут на трапезу и ядят сыр и яйца и рыбы, сице же и в пяток». В неделю сыропустную «изменяются лежащая индития на святей трапезе и полагается постная». Служба в понедельник первой седмицы поста начинается утреней, которая поётся позже «ради вечернего утешения» 131 , именно – в начале 1 часа – и состоит из шестопсалмия и трёх кафизм; по первой – седален в октоихе, по второй – «тропарь дневной иже в пармии тритек.», т.е. тропарь пророчества на паремии 6-го часа. Третий и шестой час соединялись в одну службу, которая называлась тритекти (см. нашу статью о песненном последовании). По третьей паремии седален в триоди св. Отца (т.е. Феодора Студита ), который поётся по разу певцом и людьми. Затем «певец говорит стих, а людие седален». Вместо канона поются два трипеснца Иосифа и Феодора по 10 стихов на каждой песни. На стиховных по хвалите Господа стихира подобна Феодора Студита и затем самогласная, мученичен и богородичен. О великом славословии не упоминается. Первый час поётся «оприснь» (отдельно) заутрени, уже светающего дня, третий – в начале 3-го, шестой – в начале 5-го, девятый – в начале 7-го; на 9-м часе упоминается чтение, вероятно не паремий, а из слова Анастасия мниха Синайской горы от 6-го псалма, или из Ефрема Сирина . Эти чтения положены на первом и девятом часе в первую неделю. Затем следует вечерня и литургия постная, на которой братия приобщались Св. Таин и по окончании её входили на трапезу для обеда, как и в прочие дни первой седмицы. После небольшого промежутка (мало посидеть) – павечерница, к которой клеплют «прежде захода солнца». В следующие дни утреня начинается ранее, – в конце 3-го часа ночи и продолжается до 10-го часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Т. е. я полагаю, что творить чудо столь «сверхъестественное» было – при данных обстоятельствах – не для кого. б) Солнечное затмение в этот день было физически невозможно (это показано выше: . Но если бы – по неисследимым предначертаниям Высшего Разума – требовалось именно это физически невозможное, оно совершилось бы «сверхъестественным», но не «противоестественным» образом, – supra naturam в смысле ultra naturam (=как «+ а х »), но не contra naturam (как « – а»). Что я разумею под «ultra naturam», я объясняю на прилагаемой диаграмме: солнечное затмение осуществилось бы так, как показывают красные стрелки [b] при красном круге [В]. Луна, которую еще утром (с 13-го на 14-е нисана) видели на западном горизонте (в «оппозиции» восходящему солнцу), понеслась бы с чрезвычайною быстротой по своему естественному пути и в шесть часов [от первого до шестого, по нашему: от 6 часов утра до 12] прошла тот полукруг, который, по естественному порядку, ей предстояло пройти в 16 дней (15 – 30 нисана). Затем в течение трех часов (VI – IX=1 – 3 часы по полудни) луна почти стояла, закрывая своим диском диск солица. Наконец в три часа (IX – XII=4 – 6 по-полудни) луна с еще большею быстротой, чем утром, понеслась по своему пути и к моменту захода солнца была уже видима – в «оппозиции» ему – на восточном горизонте, – на том месте, где ей и следовало быть в ночь с 14-го на 15-е нисана. – Таким образом все сводилось бы к моменту чисто количественному: к чрезвычайной быстроте движения луны: за эти 12 часов (утро – день – вечер) она «пережила» бы целый синодический месяц. Диаграмма. Верхний край солнечного диска S ­ Солнце. Т ­ Земля.  Круг черными чернилами [А]=нормальное течение луны (по указанию черной стрелки [а]), с отметою мест луны 7-го, 13-го, 14-го [полнолуние, день распятия, пятница], 15-го, 16-го, 22-го и 30-го нисана. Круг красными чернилами [В]=нормальное течение луны при солнечных затмениях Сдвижение луны чрез диск солнца по указанию красной стрелки [b]). Круг синим карандашом [C] ·­· течение луны по псевдо-Ареопагиту (по направлению, указываемому зеленою стрелкой [с]) 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В 2 1/2 принял выпуск зауряд-врачей Воен. Медицин. Академии в Больш. дворце. Погулял и покатался на прудах с Алексеем. В 6 час. принял Игнатьева. Читал весь вечер. 1-го мая. Пятница. Утром недолго погулял. Принял Барка и Шаховского с Молчановым — Рус. Общ. Пароход, и Торговли. Завтракал Миша. Принял Селиванова и Юсупова; предложил ему командование Московским округом на время войны. Гулял и катался с детьми на прудах. В 6 час. у меня был Марков по финляндским делам. Читал. Вечером посидели у Ани. 2-го мая. Суббота. Очень теплый день с сильнейшим S ветром, поднимавшим столбы пыли даже в парке. До завтрака было много дела. Завтракали: Фредерикс и Гротен (деж.). В 2 часа принял Евлогия Волынского. Сделал большую прогулку и покатался с детьми на пруде. Пошел хороший теплый дождь. В 6 1/2 поехали ко всенощной. Обедал Гротен. Занимался до чая. 3-го мая. Воскресенье. Снова значительно похолодело. Утром у меня был Алек. После завтрака почитал, затем погулял с Мари и Анастасией и покатался в байдарке. Налетали шквалы с ливнями. В 4 часа поехали вдвоем в Павловск; пили чай с т. Ольгой, Костей и Маврой. В 6 ч. принял гр. Бобринского-Галицийского. Окончив бумаги, объездил парк на велосипеде. После обеда поехали к Ане, где провели вечер с Н. П. Саблиным. 4-го мая. Понедельник. Холодная погода с ливнями. До докладов погулял. После завтрака занимался. Сделал прогулку с Мари и Анастасией и покатался в “Гатчинке”. В 6 час. принял Маклакова. После обеда видел Григория, кот. благословил на дорогу. В 10 час. поехали к молебну и через полчаса простился в поезде с дорогой Аликс и дочками. Пил чай с господами свиты. 5-го мая. Вторник. Проснулся, проехав Двинск, теплым утром. После завтрака сделалось жарко в вагонах. От ст. Лида прошел вперед две версты. Приехал на Ставку в 5 1/2 час. На ст. Барановичи Николаша, как всегда, вошел в вагон. В 6 1/4 поехал ко всенощной. Погода была чудная, все деревья позеленели. Роща у поезда приведена в красивый вид. После обеда занимался и отвечал на семейные телеграммы. Лег рано. 6-го мая. Среда.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Читал и принял Боткина. Вечером занимался. 16-го декабря. Пятница. Утром было 7° мороза и яркое солнце, впрочем, скоро спрятавшееся. Завтракало трое новых англичан, француз и трое румын. Прогулка была по дороге на Оршу — Алексей играл в своем арх[иерейском] лесу. Прошел 6 верст. Обедал ген.-ад. Эверт. Вечером читал и писал Мама. 17-го декабря. Суббота. Доклад был совсем короткий. Завтракали все три главком. Прогулку сделали туда же в архиерейский лес. Вернулись домой в 4 1/2. После чая в штабе происходило совещание по военным вопросам до обеда и затем от 9 ч. до 12 1/2 ч. 1917 год 1-го января. Воскресенье День простоял серенький, тихий и тёплый. В 101/2 ч. поехал с дочерьми к обедне. После завтрака сделал прогулку вокруг парка. Алексей встал и тоже был на воздухе. Около 3 ч. приехал Миша, с кот[орым] отправился в Большой дворец на приём министров, свиты, начальников частей и дипломатов. Всё это кончилось в 5.10. Был в пластунской черкеске. После чая занимался и отвечал на телеграммы.  Вечером читал вслух. 2-го   января. Понедельник Мороз снова усилился. Погулял недолго. Принял Григоровича, Риттиха и нового управл[яющего] мин.[истерством] путей сообщения Войновского-Кригера. Обошёл весь парк с дочерьми. В 6 ч. у меня был Протопопов, затем Танеев. Занимался вечером после прощания с Алексеем. 3-го января. Вторник Утром у меня был Воейков. После небольшой прогулки принял Шуваева, кот[орый] уходит, и Покровского. После завтрака просидел полтора часа наверху у зуб[ного] врача Кострицкого, приехавшего из Ялты. Погулял с дочерьми. Мороз стоял порядочный. В 6 ч. принял Шаховского. Обедал Линевич (деж.). Вечером говорил с ним. Читал вслух. 4-го   января. Среда Утром приехал Алек по случаю награждения тройным портретом на груди. Погулял. В 11 ч. принял Добровольского и затем кн. Голицына-Муравлина. После завтрака провёл полтора часа у Кострицкого. Сделал прогулку в полутьме. В 6 час. у меня был Щегловитов. Занимался. Вечером почитал вслух. 5-го   января. Четверг Утром принял кн. Голицына.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Простоял отличный солнечный день. Удалось погулять утром. Завтракал Георгий Мих. В 2 часа поехали всей семьей на последний смотр молодых матросов Гвардейского и 2-го Балт. экипажей, Морской учебно-стрелк. команды и школы юнгов — 2400 чел. Все представились молодцами. Солнышко грело наилучшим образом. Поработал на льду и посидел для портрета. Принял Акимова и ген. Шмита. Обедал Кедров (деж.). Вечером смотрели интересные диапозитивы цвет. фотографии видов Алтайского округа. Читал. 11-го марта. Вторник. До 10 час. начал и к часу кончил принимать без малейшего перерыва. В 2 1/2 поехали на закладку церкви Л.-Гв. 1-го Стрелкового полка у Павловского шоссе рядом с офицерским собранием. День стоял чудный. Немного поработал на льду. В 6 час. принял Танеева. Вечером читал. 12-го марта. Среда. В 10 1/2 поехал в город и принял в Зимнем дв. четырех епископов, 46 представляющихся и четыре депутации. Окончил прием к часу и поехал в Аничков, куда приехали Аликс и Ольга. После завтрака отправился в Зимний дв., где в залах осмотрел топографические и гидрографические работы последних лет. Около 4 час. поехали вместе в Царское Село. Поработал на льду. После чая принял Пантелеева и Булыгина. Обедал Дараган (деж.). Вечером читал. 13-го марта. Четверг. День простоял серый и холодный. Завтракали: Ксения, Сандро и Сергей. В 2 1/2 принял в Большом дв. 177 офицеров Артил. школы. После чая у меня был Мещерский. Обедали Ник[олай] Михайлович и Арсеньев (деж.). Вечером было заседание Исторического Общества. 14-го марта. Пятница. Утром спокойно почитал и немного погулял. Таяло и по временам шел снег. После доклада Барка принял 10 губернаторов и предводителей дворянства. В 2 1/2 перед Александровским дворцом простился с 365 уходящими в запас и смотрел 431 вновь прибывшего н. чин. в Сводный полк. Колол лед на катке вокруг нашей башни. В 6 час. принял кн. Щербатова. Купался с Алексеем в моей ванне. Вечером посидели с Григорием. 15-го марта. Суббота. Утро было несносное своею сутолокою до часа. Завтракали одни. Поехали встречать Мисси, Нандо и их старшего сына Кароля. В почетном карауле был мой эскадрон Гусарского полка. Привезли их к себе — они помещены на другой стороне. Начал работать с детьми на льду у мостика на старом месте. Поехал с дочерьми ко всенощной. Обедали и провели вечер с гостями. Легли пораньше. 16-го марта. Воскресенье.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Обыкновенно междочасия совершаются в монастырях. Последование изобразительных Последование Изобразительных (ta τυpik) своими молитвословиями и песнопениями изображает литургию. Иногда оно совершается вместо литургии, если почему либо не бывает литургии. В богослужебных книгах 560 последование Изобразительных носит название «Обедницы», т. е. службы, совершаемой вместо обедни (литургии). Молитвословия и песнопения, находящиеся в последовании Изобразительных, также составляют продолжение и окончание великопостных и царских часов 561 . Если последование Изобразительных бывает вместо литургии не в посту, т. е. в такие дни, когда на утрени поется «Бог Господь», то оно совершается после службы 6-го часа (Часослов, см. по конце 6-го часа). Но в дни поста, когда на утрени поется «Аллилуиа», последование Изобразительных совершается после 9-го часа (Часослов, см. по конце 6-го часа). Начало последования Изобразительных составляют псалмы, которые иногда входят в состав литургии и поются в начале ее, после великой ектении. Эти псалмы суть: во-первых, Пс.102 : «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его». Во-вторых, Пс.145 : «Хвали, душе мол, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дóндеже есмь». Каждый из этих псалмов в Служебнике называется: антифон – Изобразительная 562 . В псалме 102-м: «Благослови, душе моя, Господа» возбуждается упование на Господа изображением милосердия Его к людям. Этот псалом возбуждает все силы души к молитве, все чувствования к благодарению Бога за Его благодеяния и как бы внушает, что если иногда нельзя кому приносить молитвы вместе с молитвами церковного собрания (например, при литургии), то всегда можно славить Господа внутренне на всяком месте: « Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя имя святое Его»; « Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычествия Его ». Псалом 145: «Хвали, душе моя, Господа» служит как бы продолжением предыдущего псалма; в нем также делается увещание уповать на Господа и хвалить Его, хвалить во всю жизнь, во всех обстоятельствах ее, доколе существует человек и, значит, не только тогда, когда бывает человек при богослужении в собрании церковном, а всегда 563 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Однако в наше время службы часов отдельно не совершаются: 1-й час присоединяется к утрене, 9-й час совершается непосредственно перед вечерней, а 3-й и 6-й часы совершаются вместе перед началом литургии. Божественная литургия, согласно 8-й главе Типикона, может начинаться в различное время суток. Так как после литургии следует дневная трапеза, то время начала литургии связано с продолжительностью евхаристического поста: в праздничные дни литургия начинается раньше, потому раньше бывает и трапеза, в другие дни евхаристический пост более продолжителен, поэтому и литургия начинается позже, и трапеза имеет место в более позднее время. В связи с этим самое раннее начало литургии назначается во все воскресные дни и в великие праздники, когда литургия начинается «в начале 3-го часа» (≈ 9.00). В субботу литургия должна начинаться «в начале 4-го часа», то есть примерно в 10.00. Наконец, во все остальные дни седмицы литургия начинается «в начале 5-го часа» (≈ 11.00), а трапеза – «в начале 6-го часа» (≈ 12.00). После полудня литургия совершается только тогда, когда служится после вечерни и соединяется с ней. В современной приходской практике все службы суточного круга (за исключением полунощницы, кото­рая, кроме Недели Пасхи, вообще не совершается в приходских храмах) делятся на две части: вечернюю и дневную (утреннюю). В вечернюю часть входят: 9-й час (к сожалению, не всегда совершаемый на приходах), вечерня, повечерие (иногда), утреня с 1-м часом. Дневная часть включает в себя 3-й, 6-й часы и Бо­жественную литургию. Начало вечернего богослужения колеблется от 15.00 до 18.00 (в зависимости от времени года и возможно­стей прихожан), а утреннее богослужение начинается в 8.00–10.00. Ранние литургии, совершающиеся в больших соборных храмах, могут начинаться в 7.00. Такова современная богослужебная практика в течение боль­шей части года (кроме периода Великого поста). В седмичные дни Великого поста службы совершаются следующим образом. Утренняя группа служб (полунощница 47 и утреня с 1-м часом) начинается примерно с 8.00.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В противоположность рассмотренным последованиям, есть часы, в составе которых совсем нет седальных тропарей. Такие часы излагаются, напр., в Ватопед. 350, Син. 868, Типогр. 47, Син. 12, Спб. 57 и Соф. 1052 . Это, между прочим, ясно показывает, что седальные тропари не составляют необходимой принадлежности часов и являются посторонним элементом для них. Гораздо прочнее положение седальных тропарей в составе междочасий, куда они входят, как существенно-необходимая и неотъемлемая часть. Каждое междочасие в настоящее время имеет по три тропаря; из них только первый тропарь 6-го почасия и три тропаря 9-го почасия связаны со священными воспоминаниями часов, все же остальные удерживают общий покаянно-умилительный характер, преимущественно свойственный седальным песнопениям. На 1-м междочасии положены тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» (сед. 6 гл.), «Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом», и богородичен «Милосердия двери» (сед. 6 гл.); на 3-м: «Боже отец наших», «Мученицы Твои, Господи» (сед. 4 гл.) и «Стена необоримая нам христианом еси»; на 6-м: «Спаси, Господи, люди Твоя», «Болезньми святых» (сед. 1 гл.) и «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы»; на 9-м: «Просветивый земныя крестом», «Яко розбойник исповедаяйся вопию Ти» и «Нас ради распятаго приидите вси воспоем». Точно такой же состав междочасных тропарей встречается в Афоно-Андр. 12 (XI в.) и 861, Аф.– Пант. 71 и Син. 866, с тою только разницей, что в первых двух Часословах второй тропарь 9-го часа – «Посреде двою разбойнику» – и второй тропарь междочасия – «Яко разбойник» – переставлены один на место другого; кром того, в 861 – особый богородичен 9-го почасия: «Богородице, не презри мене» (сед. 2 гл.). В других древнегреческих памятниках междочасние тропари не всегда совпадают с нынешними. Прежде всего, совершенно иные тропари междочасий приводятся в Ватопед. 350. 1-го междочасия здесь нет. На 3-м междочасии положены тропари 1-го гласа: «Телесными похотьми связуемый», «Светом озяряеми, сошествием Духа» и «Блудному поревновах деянми»; на 6-м междочасии – тропари 3-го гласа: «Испытуя мою совесть осужденную», «Грехами осквернив душевныя чувства» и богородичен «Божественнаго естества не разлучися, плоть сый во чреве твоем»; на 9-м междочасии – тропари 1-го гласа: «Распростерл еси, Христе, длани на древе», «Христе, на кресте распятый» и «Страстьми Твоими безстрастие всем, Христе мой, даровавый».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

41. О служителех и прочих пребываниих братских Достоит ведати яже от святых отец прияхом: о великаго же василиа, и от жития святаго отца нашего пахомиа, и от святаго кассиана римлянина, и о прочих общежительных завещаний святых отец, како подобает имети устав служащим во святей обители общаго жития, дневником быти в церковней службе параекклисиархом. И во уставе убо святаго пахомиа, ангел предаде ему по три седмицы изменятися, повару и прочим служителем. Во святаго же кассиана по седмице единой, такожде и в постных великаго василиа. Сего ради подобает комуждо от братий по единому месяцу работати поварское служение, и прочих. И паки другий служение приемля работает братии, якоже и Господь глаголет, и понуждает еже любити и работати друг другу. Аще ли увесть настоятель коего от братий довольна суща, во еже служити и пользоватися, купно и пользовати, и попущати лепо есть того в служение: ибо ниже сие есть не неподобно, но и по преданию святых отец, якоже и святый кассиан во общежительных завещаниях глаголет. 42. О службах тяжких Подобает ведати: яко аще служение тяжко есть во общине, даже до 3-го часа достоит трудитися в нем: до 6-го же часа служения легкая зело, елика яве яко не имут много работы или труда, аще и обретаются: аще ли не обретаются, упразднитися подобает внутрь обители на рукоделие, или на ино что, еже приемлет. Аще ли обретаются вне обители, якоже рехом, подобает творити до 6-го часа. От 6-го часа на служения таковая да не исходят, но внутрь обители подобает упражднятися на рукоделие, и на поучения божественных писаний, и на учения, и просто комуждо подвизатися подобает, еже спастися, якоже произволение имать. и ниже виною дела, воздержание и прочее постничество да разоряется: ниже паки виною воздержания дается прекращение делу, но якоже лепо есть, сице творити подобает. Аще ли есть принужно служение, могущему лепо есть делати и множае, елико может без вреда прейти вящший труд. И паки, егда несть работы, достоит упражднятися на рукоделие, и поучения божественных писаний, и ино, еже аще подобает на потребу.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=101...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010