Вторая половина часа по преимуществу молитвенная. Начало ее, как начало всех служб и всех более или менее значительных частей их- псалмическое. Но в качестве начала здесь берется не ряд псалмов или один целый псалом, а лишь отрывок псалма. Этот отрывок не носит в уставе какого-либо названия, но его можно было бы назвать «стихом часа»; на 1-м часе этот стих «Стопы моя направи…», на 3-м – «Господь Бог благословен…» и т. д. По содержанию стих часа представляет молитвенное пожелание верующего в известный час дня, предначинающее боговдохновенными словами вторую, молитвенную часть часа. – Вместо краткой молитвы первой части часа, состоящей лишь из троекратного «Господи помилуй», эта часть часа имеет три (в соответствии с тремя псалмами первой части) длинных молитвословия, заметно разделенных между собою: Трисвятое с Отче наш, молитву «Иже на всякое время» и особую молитву часа. Между первым и вторым из этих молитвословий, т. е. после Отче наш, положены на постных часах опять тропари, приспособленные к воспоминаниям часа, на 1-м часе – один, а на остальных – по три, включая сюда и Богородичен, соединяющиеся между собою двумя половинами малого славословия, причем тропарь 1-го и Богородичен 6-го часа меняются в среду и пятницу. Тропари эти заимствованы из служб триодного и минейного кругов, и большинство их служат также седальными Октоиха. В непостные же дни вместо этих тропарей положен кондак дня (воскресный, Минеи или Триоди в соответствие тропарю первой части часа). Кондак вносит в чисто молитвенное содержание второй части часа хвалебный элемент и вместе с тропарем приспособляет службу часа к воспоминанию дня (тропарь и кондак из всех песней наиболее сжато и полно освещают празднуемое событие). – Как в первом из трех молитвословий этой части часа все до «Отче наш» можно рассматривать в качестве приготовления к этой молитве, так во втором молитвословии 40-кратное «Господи помилуй» является приготовлением к многосодержательной молитве «Иже на всякое время», в которой мы покаянно просим Христа принять молитвы часа, – и вообще всего потребного нашему телу и душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В праздники: во-первых, храмовые (Тип.. храм. гл. 34 и 35); во-вторых, в дни великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще день постен) на каждом часе бывает только по три поклона великих. В день же Благовещения в Четыредесятницу полагается три поклона только на 1-м часе, а на прочих часах вовсе не бывает поклонов (Тип., послед. 25-го марта). Но в Благовещение, случившееся в понедельник, вторник и среду страстной седмицы, бывает по три поклона на каждом часе (Тип., послед. 25-го марта, аще в страст. седм.). Если на великопостных часах после службы часа не бывает расхода, как, например, после 3-го часа, а иногда и после 6-го, то после великих поклонов сряду читаются молитвы, полагаемые и на вседневных часах, именно: на 3-м часе: «Владыко Боже, Отче Вседержителю» (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста, часы); на 6-м часе молитва: «Боже и Господи сил» (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста); на 9-м часе: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш» (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста и послед. 24-го февраля в понед. 2-й, 3-й и 4-й седм. Велик. поста). Если же после службы часа бывает расход, т. е. выход из церкви, как, например, после 1-го часа, а иногда и после 6-го часа (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста), то после великих поклонов читаются: «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй», 12-ть раз, и после сего – молитва на 1-м часе: «Христе свете истинный», а на 6-м часе: «Боже и Господи сил» (Часослов и Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста, 6-й час – зри). После молитвы 1-го часа: «Христе свете истинный» поется: «Взбранной воеводе» 550 (Обиход нотный. Служба на 1-й седмице Великого поста, отдельно изд.). Если в седмичные дни Великого поста случатся праздники 24 февраля, 9 и 25 марта, то по поклонех не глаголем Трисвятого, но глаголем: «Христе свете истинный» (Тип., послед. 24 февраля, аще случится в понед. 2-й, 3-й и 4-й Недели поста и послед. 25 марта). Затем, если на часах бывает отпуст, так на 1-м часе (кроме царских часов) и на 9-м часе (если 9-й час совершается в притворе, Тип., гл. 1), священник славословит Господа, говоря: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» (Служебн., послед. утрени). Лик продолжает славословие, произнося: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков», и произносит молитву: «Господи, помилуй», трижды, и просит у священника благословения, говоря: «Благослови» (Служебник и Часослов). Священник говорит отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По содержанию стих часа представляет молитвенное пожелание верующего в известный час дня, предначинающее боговдохновенными словами вторую, молитвенную часть часа. — Вместо краткой молитвы первой части часа, состоящей лишь из троекратного «Господи помилуй», эта часть часа имеет три (в соответствии с тремя псалмами первой части) длинных молитвословия, заметно разделенных между собою: Трисвятое с Отче наш, молитву «Иже на всякое время» и особую молитву часа. Между первым и вторым из этих молитвословий, т. е. после Отче наш, положены на постных часах опять тропари, приспособленные к воспоминаниям часа, на 1-м часе — один, а на остальных — по три, включая сюда и Богородичен, соединяющиеся между собою двумя половинами малого славословия, причем тропарь 1-го и Богородичен 6-го часа меняются в среду и пятницу. Тропари эти из служб триодного и минейного кругов, и большинство их служат также седальными Октоиха. В непостные же дни вместо этих тропарей положен кондак дня (воскресный, Минеи или Триоди в соответствие тропарю первой части часа). Кондак вносит в чисто молитвенное содержание второй части часа хвалебный элемент и вместе с тропарем приспособляет службу часа к воспоминанию дня (тропарь и кондак из всех песней наиболее сжато и полно освещают празднуемое событие). — Как в первом из трех молитвословий этой части часа все до «Отче наш» можно рассматривать в качестве приготовления к этой молитве, так во втором молитвословии 40-кратное «Господи помилуй» является приготовлением к многосодержательной молитве «Иже на всякое время», в которой мы покаянно просим Христа принять молитвы часа, — и вообще всего потребного нашему телу и душе. Молитва приписывается рядом древних Часословов, начиная с Синайск. XI b., Василию Великому. Молитва заключается, как и началась, «Господи помилуй» — троекратным, славословием (малым) Св. Троице и, кроме того (в виду окончания службы), песнью Пресв. Богородице, наиболее краткой и выразительной — Честнейшую Херувим. Затем, чувствуя недостаточность своих молитв, мы просим их у священника словами: «Именем Господним благослови отче».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Священник: малый отпуст. Хор: «Аминь». Если же 9-й час совершается в храме, то отпуста нет, сразу начинается вечерня. В приходских храмах 9-й час всегда совершается без отпуста. §3. Последование великопостного часа Укажем сначала те особенности, которые отличают великопостный час от обычного часа. 1. Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. 2. На каждом часе читается кафисма, кроме 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу. 3. Поется великопостный тропарь часа с поклонами (исключая праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и полиелейного святого в седмичный день, когда вместо великопостного тропаря читается тропарь праздника). 4. По «Отче наш…» читаются особые тропари, текст которых дается в последовании часа (в Часослове или Следованной Псалтири) на ряду. Однако в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и полиелейного святого в седмичный день вместо тропарей Часослова читается кондак праздника, а на седмице Крестопоклонной, в четверг 5-й седмицы и в дни Страстной седмицы читается кондак Триоди. 5. Перед молитвой часа совершается молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю (или тремя) поклонами. 6. На 6-м часе после Богородична читаются тропарь пророчества, прокимен, паремия и 2-й прокимен. §3.1. Общее последование великопостного часа Чтец: «Приидите, поклонимся…» и обычные псалмы часа. «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). Хор: «Господи, помилуй» (трижды). «Слава…». Чтец: «И ныне…» , читает кафисму. Каждая кафисма, как обычно, разделяется на 3 «славы», по прочтении каждой такой части чтец говорит: «Слава…» , затем хор поет: «И ныне…» , «Аллилуиа…» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…» . После этого чтец говорит: «И ныне…» и продолжает чтение кафисмы. Чтение кафисмы не положено только в понедельник на 1-м часе и в пятницу на 1-м и 9-м часах. В этих случаях сразу после псалмов следует великопостный тропарь часа. Чтец (по окончании всей кафисмы): «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). «Господи, помилуй» (трижды). Священник поет тропарь часа , затем совершает поклон (вместе с народом).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

После чтения тропарей читается «И ныне», затем богородичен часа: «Богородице, Ты еси Лоза Истинная, возрастившая нам Плод Живота: Тебе молимся, молися Владычице, со святыми апостолы, помиловати души наша», стих часа: «Господь Бог благословен, благословен Господь день дне, поспешит нам Бог спасений наших: Бог наш, Бог спасати» и, вновь, «Трисвятое по Отче наш...» Священник в алтаре произносит возглас, обычно завершающий молитву «Отче наш...»: «Яко Твое есть Царство...» Чтец отвечает: «Аминь» и читает воскресный кондак настоящего гласа. Затем читается сорок раз молитва: «Господи помилуй» и после этого молитва: «Иже на всякое время и на всякий час...», «Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне. Честнейшую Херувим... Именем Господним благослови, отче». Священник, в алтаре, молится: «Молитвами святых отец наших...» Чтец отвечает: «Аминь» и читает молитву 3–го часа: «Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи, Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе, Едино Божество, Едина Сила, помилуй мя грешнаго, и имиже веси судьбами, спаси мя недостойнаго раба Твоего; яко Благословен еси во веки веков, аминь». Этой молитвой заканчивается чинопоследование 3–го часа и сразу начинается чтение 6–го часа. 6–й час Уже без возгласа священника, т. к. 3–й и 6–й часы имеют один, общий для них обоих, возглас «Благословен Бог наш...», произносимый перед 3–м часом, 111 чтец начинает чтение: «Приидите, поклонимся... (трижды)» и трипсалмие 6–го часа, т. е. псалмы 53, 54 и 90. После 90–го псалма «Живый в помощи Вышняго...» чтец читает: «Слава, и ныне. Аллйлуиа (трижды). Господи помилуй (трижды)». Затем читаются обычные дневные тропари. Если в воскресение служится еще и служба малому святому, то сначала читается воскресный тропарь настоящего гласа, «Слава» и тропарь святого данного дня 112 . Если же службы святому нет, то читается «Слава» и тропарь воскресный текущего гласа. После чтения тропарей читается: «И ныне», богородичен часа «Яко не имамы дерзновения, за премногия грехи наша: Ты иже от Тебе Рождшагося, моли Богородице Дево: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки; не презри грешных мольбы Всечистая, яко Милостив есть, и спасти могий, Иже и страдати о нас изволивый», стих часа: «Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело. Помози нам Боже Спасе наш, славы ради имене Твоего, Господи, избави нас, и очисти грехи наша имене ради Твоего» и, затем «Трисвятое по Отче наш...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В Евергетидском чине царских часов заметны некоторые черты песненного строя 307 : после каждых трех тропарей произносится малая ектения, как бы сопровождающая отдельный антифон; а в конце последования, на четвертым евангелием, полагается ектения, по характеру прошений соответствующая сугубой ектении. Вполне песненное последование царских часов, с тремя ектениями и священническими молитвами на каждом часе-антифоне, излагается в грузинском Типиконе Тифлисского церковного музея 193, XI в., переведенном с греческого знаменитым игуменом Афоно- Иверской Лавры св. Георгием II Мтацминдели († 1065 г.). По этому Типикону, царские часы совершаются в два срока: 1-й и 3-й – в начале 3-го часа, 6-й и 9-й – в начале 5-го. После обычного начала (на 1-м часе и на 6-м) и трех праздничных псалмов, диакон произносит ектению (великую), а священник читает молитву с возгласом, – и поются «тропари Софрония, патр. иерусалимского», по два раза каждый, с особыми припевами из псалмов; после трех (а на 1-м часе Рождества – четырех) тропарей, диакон (по богоявленскому чину): ,,Паки и паки» (малая ектения), священник – молитву и возглас, а затем следуют прокимен, паремия, апостол и евангелие; после евангелия, диакон: «Исполним молитву нашу Господеви» (просительная ектения), священник творит молитву с возгласом, потом народ: «Стопы моя направи» (стих часа), – и заканчивают 1-й час. Далее, священник: «Приидите, поклонимся», – и начинается 3-й час. В таком порядке совершаются все рождественские и богоявленские часы; в богоявленском чине в конце 6-го часа указан, между прочим, псалом 50-й. – К 9-му часу примыкают изобразительные. Изложение рождественских часов переводчик заключает таким обращением: «святые отцы, вышеприведенное последование часов в Греции очень разбросано; я же написал вместе, чтобы вы не затруднялись, ища его» (л. 89 об.). Вероятно, извлекая из нескольких книг отдельные части службы (которые могли быть «разбросаны» частью в Уставе, частью в Стихираре или Минее, частью в Часослове), переводчик и допустил случайно в составе тропарей те особенности, которые являются исключительной принадлежностью его перевода; а именно, в рождественской службе 1-го часа он, сверх трех обычных тропарей, приводит еще четвертый: «Веселитеся небеса и радуйся земля», а в богоявленской службе 6-го часа, вместо «Что возвращаеши», указывает тропарь: «Руце твои», – вероятно, нынешний последний – «Руку твою», вместо которого на 9-м часе положен тропарь «Днесь во Иордане крещается». – В остальном как рождественские, так и богоявленские часы очень мало отличаются от нынешних. В рождеств. часах, кроме особых припевов к каждому тропарю, положены еще два иных псалма: 134-й вместо 131-го и 84-й вм. 110-го, а на 3-м часе – иной апостол ( Евр. 4:14 : «Бр., имуще Архиереа велика»); в богоявлен. часах вместо псалма 22-го поставлен 12-й, на 6-м часе приведен прокимен, указанный в Евергетид. Типиконе, а на 9-м – указанное там же евангелие 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

чин, близкий к представленным образцам, особенно первому. Но песненный чин часов не имел повсеместного распространения, и подле него формировался другой чин часов – монастырский, сводивший, например, в V в. у египетских подвижников, по свидетельству св. Кассиана, всю службу часа к псалмам, перемежавшимся тайными («умными») молитвами, коленопреклонениями и воздеяниями рук, причем количество псалмов было разнообразно в разных местах: или по 6 на каждом часе, или соответствовало цифре часа (на 3-м – три и т. д.) 1939 . Псалмы пелись одним из братий ровным распевом без перерыва, должно быть речитативом, судя по тому, что Иоанн Кассиан выражается то «пелись», то «сказывались». Из взаимного влияния этих двух типов, из которых один сообщал службе часа слишком большую торжественность, не отличая ее от других важнейших служб, а другой давал очень монотонный чин службе часа, возник нынешний тип часов, соединивший элементы того и другого. К VIII-IX в. находим этот последний, нынешний, тип уже наметившимся и в частностях. Так, по греческому Часослову Синайской библиотеки 863) VIII-IX в. по чину лавры св. Саввы, часы имеют следующий состав. После предначинательных псалмов, число которых для разных часов различно: для 1-го – 8, 3-го- 7, 6-го – 6, 9-го – 4, аллилуиа с 2 стихами псалмов, соответствующими часу (как теперь на постных вечерне и утрене); затем тропарь часа (нынешний, исключая 1-й час), но перед ним и после него пишется в Часослове конец его, должно быть, служивший ему припевом (так, например, для 1-го часа «И исправи. (Христе) Свете истинный»). После этого тропаря положен другой – различный в разные дни седмицы (для воскресенья не указан, должно быть, потому, что часы не пелись тогда). После тропарей – нынешний стих часа, но разделенный на две части, из которых первая повторяется трижды (как ныне в пост на 1-м часе «Стопы моя»). Служба часа оканчивается Трисвятым («Отче наш» не названо). От такого типа часов в этом Орологии отступает только 1-й час некоторыми добавками в начале и в конце 1940 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Тропарь 1-го часа, гласа 6-ый: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Тропарь 3-го часа, глас 6-ый: Господи, Иже пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас молящихтися. Тропарь 6-го часа, глас 2-ый: Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Тропарь 9-го часа, глас 8-ый: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Между пениями этих тропарей иерей произносит еще по два особых стиха, а по третьем пении иерей произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а чтец продолжает: «И ныне, и присно…» и читает дальше богородичен часа. По Трисвятом и " Отче наш« читается не кондак праздника или святого, как бывает обычно, а особые тропари, помещенные наряду в каждом часе и имеющие отношение, по своему содержанию, к воспоминаниям каждого часа. На 1-ом часе имеется еще та особенность, что вторая половина богородична: «Стопы моя направи по словеси Твоему…» поется на 6-ый глас, каждый стих по дважды, а «Да исполнятся уста моя хваления твоего, Господи…» трижды. Великопостные Изобразительные Они всегда следуют непосредственно за прочтением заключительной молитвы 9-го часа, причем сами изобразительные псалмы опускаются, а последование начинается пением на 6-ый глас Заповедей блаженства, причем к каждой заповеди припевается: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». В заключение поется троекратное: «Помяни нас, Господи…» «Помяни нас, Владыко…» и «Помяни нас, Святый…» особенно умилительным протяжным напевом с земными поклонами. После «Честнейшую херувим» и возгласа иерея: «Боже, ущедри ны…» произносится великопостная молитва: «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ью поклонами, после чего сразу, без возгласа начинается великопостная вечерня чтением: «Приидите поклонимся» и предначинательного псалма. Так бывает в тех случаях, когда нет литургии Преждеосвященных Даров. Если же служится литургия Преждеосвященных Даров, то после молитвы и поклонов читается: «Всесвятая Троице, единосущная держава…» Иерей: – Премудрость: поется «Достойно есть», возглас иерея: «Пресвятая Богородице, спаси нас», – Честнейшую: »Слава Тебе, Христе Боже…» и полный великий отпуст. Литургия Преждеосвященных Даров

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   Тропарь 1-го часа, гласа 6-ый:     Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.    Тропарь 3-го часа, глас 6-ый:     Господи, Иже пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас молящихтися.    Тропарь 6-го часа, глас 2-ый:     Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.    Тропарь 9-го часа, глас 8-ый:     Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.    Между пениями этих тропарей иерей произносит еще по два особых стиха, а по третьем пении иерей произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а чтец продолжает: «И ныне, и присно…» и читает дальше богородичен часа.    По Трисвятом и «Отче наш» читается не кондак праздника или святого, как бывает обычно, а особые тропари, помещенные наряду в каждом часе и имеющие отношение, по своему содержанию, к воспоминаниям каждого часа.    На 1-ом часе имеется еще та особенность, что вторая половина богородична: «Стопы моя направи по словеси Твоему…» поется на 6-ый глас, каждый стих по дважды, а «Да исполнятся уста моя хваления твоего, Господи…» трижды. Великопостные Изобразительные    Они всегда следуют непосредственно за прочтением заключительной молитвы 9-го часа, причем сами изобразительные псалмы опускаются, а последование начинается пением на 6-ый глас Заповедей блаженства, причем к каждой заповеди припевается: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». В заключение поется троекратное: «Помяни нас, Господи…» «Помяни нас, Владыко…» и «Помяни нас, Святый…» особенно умилительным протяжным напевом с земными поклонами. После «Честнейшую херувим» и возгласа иерея: «Боже, ущедри ны…» произносится великопостная молитва: «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ью поклонами, после чего сразу, без возгласа начинается великопостная вечерня чтением: «Приидите поклонимся» и предначинательного псалма. Так бывает в тех случаях, когда нет литургии Преждеосвященных Даров. Если же служится литургия Преждеосвященных Даров, то после молитвы и поклонов читается: «Всесвятая Троице, единосущная держава…» Иерей: — Премудрость: поется «Достойно есть», возглас иерея: «Пресвятая Богородице, спаси нас», — Честнейшую: «Слава Тебе, Христе Боже…» и полный великий отпуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Почему? Потому что в это время священник творит проскомидию, и в некоторых старых уставах говорится, что этот возглас говорит не священник, который в это время читает проскомидийные молитвы, а, скажем, уставщик с клироса и т. д., т. е. лицо не обязательно иерейского сана. Некий след этого в современном уставе остался. Великим Постом этого нет, потому что нет проскомидии. Поэтому на всех Часах возглас иерейский: «Боже, ущедри ны». Между прочим, в тех случаях, когда Литургия начинается вечерней (скажем, в Великий Четверток, Великую Субботу, когда Литургия полная, с проскомидией), на всех Часах возглас: «Боже, ущедри ны», потому что проскомидия совершается по уставу во время вечерни, начинается на «Господи, воззвах» и продолжается на паремиях. Поэтому если Часы не сопровождаются проскомидией, то возглас на всех Часах – «Боже, ущедри ны». Так же и если мы по какой-то причине не служим Литургию. Есть еще частные особенности великопостных Часов – не всех, а 1-го и 6-го. На 1-м Часе особым образом поется «Стопы моя исправи». Предполагается вот что: правый лик начинает: «Стопы моя исправи....», а второй поет то же самое. Потом правый лик продолжает: «Избави мя от клеветы...» – левый лик поет то же самое. И так далее. И, наконец, на сходке оба лика в третий раз поют последний стих: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи...» Это тоже можно отнести к особенностям великопостного 1-го Часа. Другая особенность 1-го Часа (она неоднократно встретится нам в других службах): так называемое конечное Трисвятое. Ни для кого не секрет, что 1-й Час замыкает собой утренний ряд Богослужений. «Именем Господним благослови, отче», «Боже, ущедри ны», молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами. По восстании от последнего поклона еще раз читается Трисвятое по «Отче наш». Затем – возглас священника, «Господи помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», молитва «Христе свете Истинный...» и только потом – отпуст. Эта вставочка перед заключительной молитвой и называется конечным Трисвятым. Следующая особенность относится уже к 6-му Часу. Здесь после Богородична идет тропарь пророчества (дважды) через «Славу, и ныне», прокимен, паремия, второй прокимен, а дальше последование Часа продолжается с прерванного места, хотя, строго говоря, там еще должно быть чтение «Лествицы». Впрочем, чтение «Лествицы» положено на каждом великопостном Часе после Богородична, кроме 1-го и 2-го Часа – т.е. на всех 3-х, 6-х и 9-х Часах Великим Постом идет чтение из «Лествицы», причем «Лествица» разделяется так, что за Четыредесятницу она прочитывается вся. Есть Великим Постом еще одна краткая служба, которая имеет название «Последование изобразительных». Откуда она появляется? Поскольку не служится Божественная литургия, получается, что в суточном круге образуется некая неполнота, недостаточность. Последование изобразительных как раз и восполняет эту недостаточность. Совершаются Изобразительны после 9-го Часа, перед вечерней. Коротко разберем это последование. Последование Изобразительных

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010