Обратим внимание на псалмы. Оба псалма второй части (50 и 101) и молитва Манассии положены на 4-м часе нощи по Соф. 1052 ; там же мы находим и великое славословие в третьей части; пс. 69 встречается раньше, на 3-м часе нощи, а псалмы 142 и 150 входят в состав почасий третьего и девятого часа, по Ватопед. 350 и Син. 868, – Тропари повечерия, по преимуществу, совпадают с тропарями дневных почасий. Так, здесь мы встречаем все тропари второй части обычного повечерия (см. обычное почасие 1-го часа), а также тропари третьей части: «Многая множества» (3-й час Син. 865), «Все упование» (поч. 1 ч. Син. 865), «Преславная приснодево» (поч. 1 ч. Син. 870 и др.); тропарь «Упование мое Отец» положен на обычной полунощнице. Из тропарей малого повечерия тропарь «Боже отец наших» встречается на почасиях 1-го, 3-го и 6-го часа (Син. 865 и друг), «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы» – на обычном почасии 6-го часа, «Со святыми упокой» – на обычной полунощнице, «Иже во всем мире» – в числе седальных-мученичных 4-го гласа. – Наконец, и среди молитв в дополнительных частях повечерия немного найдется таких, которые были бы свойственны только повечерию. Молитва второй части – «Владыко Боже Отче вседержителю» – читается на обычном 3-м часе и обычной полунощнице, а равно и на почасиях (напр. 1 ч. Син. 12); из молитв третьей части и общих с ними молитв малого повечерия м-ва «Иже на всякое время» является обычной молитвой всех часов и полунощницы, встречается она и на почасиях (1 ч. Син. 865); м-ва «Нескверная, неблазная» читается на 1 часе (Син. 865), а м-ва «И даждь нам, Владыко» положена на 4-м часе нощи, по Соф. 1052 . Не оспариваются пока у повечерия лишь две последние молитвы: «Владыко многомилостиве» и «Ненавидящих и обидящих нас». В ряду обычных суточных служб за повечерием следует полунощница. При изучении состава ночных часов была установлена несомненная органическая связь их с полунощницей; было выяснено, что полунощница служить средоточием ночных часов, и нет никакой возможности выделить её из их состава.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

364 В Служебнике в конце этой молитвы напечатано так: «Возглашение. Яко подобает Тебе всякая слава» и т. д. Но это окончание молитвы, обыкновенно, священник не возглашает, а произносит, как и самую молитву, тайно. 365 Обыкновенно затворение Царских дверей бывает не сряду по входе иерея в алтарь, а после пения прокимна (Сн. Тип., гл. 2 и Служебн., послед. вечерни). 366 Порядок псалмов, из которых в Постной Триоди находятся в седмнчные дни, кроме суббот, прокимны для 6-го часа и вечерни, следующий: Страстная седмица седмица седмица седмица седмица седмица седмица На 6-м часе дельник На вечерне На 6-м часе На вечерне На 6-м часе На вечерне На 6-м часе Четвер На вечерне На 6-м часе На вечерне Псалмы отступают от ряда: 83-й, 96-й и 117-й. Нет прокимнов из псалмов: 81-го, 82-го, 95-го и 116-го. 367 Иерей: Вонмем. «Чтец прокимен не глаголет, точию скажет глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя» (Тип., посл. сырной среды, вечера). 368 Прокимны, называемые великими, имеют при себе не по одному стиху, а по три, и потому поются продолжительнее других прокимнов. В великих прокимнах прославляется величие Всемогущего, Всеблагого, Всемилостивого Господа Бога. 369 Хотя на малой вечерне в субботу поется тот прокимен, который и на великой вечерне в этот день, но на малой вечерне этот прокимен не есть великий; ибо на малой он состоит только из двух стихов. «Господь воцарися», и стих: «Облечеся Господь в силу и препоясася», и паки: «Господь воцарися» (Тип., гл. 1). На великой же вечерне читаем: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», стих: «Облечеся Господь в силу и препоясася»; стих: «Ибо утверди вселенную, яже не подвижется»; стих: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний, и паки: «Господь воцарися» (Тип., гл. 2). 370 При указании Типикона на утрени «чтение» разумеется толкование Евангелия, или синаксарь и подобное чтение, указанное в 10 главе Типикона. 371 Исключение составляют дни 1-го и 13-го сентября. На эти дни положены паремии, а на утрени не поется полиелей. 372 Паремии святым одного лика, или чина назначаются одно и те же. Поэтому в Типиконе иногда указываются книги Св. Писания и главы их, откуда взяты паремии, а иногда только пишется: «чтения три преподобническия» (Тип., послед. 11-го янв.), «чтения три святительския» (Тип., послед. 27-го янв. и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вторая редакция отличается от предыдущей тем, что на каждом часе, после «Отче наш», имеет две молитвы и два тропаря между ними. Заключительное «Господи помилуй» повторяется здесь и три раза, и 12–30–50 раз. Третья редакция встречается в наиболее древних рукописях и содержит в себе часы с почасиями; чем существенно отличается от первых двух редакций. В Синайском Часослове 12 и в Часослове Спб. Публичной б-ки 57, относящихся к этой редакции, излагаются совершенно тожественные последования суточных служб; при чем часы с почасиями представляют значительные особенности. Так, на каждом часе, вместо обычного часового тропаря-прокимна, по субботам указываются два особых тропаря. После «Отче наш» непосредственно следует «Господи помилуй» 30 и две молитвы; первые молитвы совпадают со вторыми молитвами предыдущей редакции («иные св. Василия»), вторые – особые. После молитв, без отпуста, начинается почасие – по чину – обычное, но с особым составом псалмов, тропарей и молитв. Каждое почасие имеет два тропаря и две молитвы; тропари все – те же, что и на часах второй редакции, те же и первые молитвы; вторые молитвы – иные. Не подходит к общему строю только почасие 1-го часа. На этом почасии, после «Приидите поклонимся» и трех псалмов, положены две особые молитвы; далее следует: «Слава и ныне», «Славная приснодева», Трисвятое, «Отче наш», два особых тропаря и третья молитва; затем – «Господи помилуй» 30, и отпуст. – Последование часов 3-го, 6-го и 9-го с изобразительными озаглавливается: «чин обедници». Чин часов с междочасиями по Софийской рукописи 1052 несколько отличается от предыдущего. А именно, в этом чине, вместо двух молитв, на каждом часе и почасии указывается только одна первая молитва , при чем «иные молитвы св. Василия» положены на почасиях, а не на часах; «Господи помилуй» произносится большею частью 50 раз, и положено не после «Отче наш», а в конце службы, после молитвы; почасие 1-го часа по чину не отличается от прочих; последование 3-го, 6-го и 9-го часа с изобразительными, хотя и составляет одну службу, с молитвами – предначинательной и заключительной, но особого заглавия не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Затем поехали вместе ко всенощной. После обеда пришлось при-заняться. Какая радость, что удалось приехать домой на праздники после столь удачной поездки по армиям Западного фронта. 25-го декабря. Рождество Христово. В 10 1/2 поехал с детьми к обедне. Аликс никуда сегодня не выезжала, т. к. утомилась от работ по приготовлениям к елкам. Завтракали одни. В 2 часа поехали в манеж на первую елку Конвою, Сводному полку, жел.-дор. полку, сотне Атаманцев и батареям и авиационному отряду. Хотя участвовало 1200 чел., но раздача подарков окончилась в 3 часа — дочери стояли на две смены. Обошел парк, погода была теплая и темная. После чая занимался и очистил стол от всех пакетов. Вечером посидели вместе до чая. 26-го декабря. Суббота. В 10 час. принял Дрентельна и простился с ним — он завтра уезжает в полк. Погулял до 11 час. Потом были свои доклады; видел также ген. Williams. Фредерикс завтракал. В 2 часа поехал с детьми на 2-ю елку в манеж. После нее погулял до темноты. До всенощной у нас посидел Григорий. Читал после обеда. Н. П. Саблин приехал из Подволочиска для устройства своих дел и пил у нас чай. 28-го декабря. Понедельник. Довольно занятой день. Погулял 1/4 часа до 11 час. Принял Григоровича, вице-адмирала Русина и ген.-м. Келчевского, эти два вернулись из командировки в Англию и во Францию. Затем принял Наумова и Крыжановского. Завтракал Гавриил (деж.). Погулял с Татьяной и Мари. Погода мягкая с ветром и снегом. В 4 часа принял Танеева. В 6 час. Горемыкина. Вечером был еще Куломзин с новогодним докладом по Государственному Совету. 30-го декабря. Среда. Утро было занятое и выйти в сад не успел. Принял Хвостова (Юстиц.) и Барка. Мама приехала к завтраку. В 2 ч. она уехала, а полчаса спустя я простился с Аликс и детьми и отправился в Ставку. В пути принял Хвостова — мин. внутр. д. Чувствовал себя одиноко и зачитывался англ. книгой  “A millionaire qirl” . Вечером поиграл в кости. Мороз увеличился до 10°. Со мною едут те же. 31-го декабря. Четверг. В 9 1/2 ч. прибыл в Могилев и тотчас поехал в Ставку. Осмотревшись, пошел к докладу. Завтракали и обедали все иностранцы с ген. По во главе. Занимался до 3 ч. и погулял в саду. Потом писал Аликс и читал книгу. В 11.45 поехал к молебну на Новый Год. Молился горячо, чтобы Господь благословил Россию окончательной победой и укрепил в нас веру и терпение!!!

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Две полунощницы Син. 865, состоящие из целой системы ночных последований – часов, заключают в себе 13 молитв, которые, по большей части, встречались уже выше, особенно – в «последовании ночи» Син. 368. Каждая из четырех частей первой полунощницы содержит по две молитвы, а второй – по одной, за исключением третьей её, части, имеющей две молитвы. Первая, вступительная часть как первой, так и второй полунощницы молитв не имеет. Из восьми молитв первой полунощницы 2-я, 4-я и 7-я молитвы соответствуют 1-й, 8-й и 2-й молитвам ночных часов по Син. 868; 1-я молитва («Тя благословим»), 5-я («Господи Вседержителю»), 6-я («Владыко Боже Отче») и 8 я («Величая величаю Тя») читаются на нынешней полунощнице; наконец, 3-ей поставлена молитва; «Господи Боже наш, сонную леность отгнавый от нас и призвавый нас званием святым». Из пяти молитв второй полунощницы 1-я, 3-я и 5-я молитвы соответствуют молитвам 9-го, 10-го и 11-го часа по Син. 868; 4-я совпадает с 6-й молитвой предыдущей полун-цы, а 2-я – особенная: «Согреших на небо и пред Тобою, Владыко, прости ми многая моя прегрешения». На «почасии ночи» положена молитва 3-го часа ночи по Син. 868. 8. Тропари и молитвы после кафизм. Изучая состав чина 12-ти псалмов, нельзя не обратить внимания на совпадение входящих в этот состав тропарей и молитв с известными нам тропарями и молитвами после кафизм. Достаточно сказать, что в нашей печатной Псалтири среди тропарей и молитв после кафизм оказывается не менее 25 тропарей, вполне совпадающих с тропарями чина 12 псалмов в широком смысле. Рукописные славянские и греческие Псалтири могут значительно увеличить это число. 19 И нужно заметить, что здесь мы имеем дело не с какими-либо случайными совпадениями. Тропари и молитвы келейного правила псалмопения – с одной стороны, и тропари и молитвы после кафизм – с другой, не только допускают простые совпадения, но нередко сохраняют и одинаковую последовательность, располагаясь в одинаковом порядке. Так, напр., тропари; «В беззакониих зачався», «Аще праведник едва спасается» и «Объятия отча», будучи последовательно расположенными тропарями 1-го, 2-го и 3-го часа в «последовании ночи», по Син.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

На 1-м часе, который присоединяется к утрене, начального возгласа нет (сразу следует пение «Христос воскресе…», о чем ясно говорится в 50-й главе Типикона), тогда как малый отпуст обязателен. 3-й час обязательно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», но отпуста не имеет (по аналогии с другими видами часов). В этом случае после возгласа священника «Молитвами святых отец наших…» сразу поется «Христос воскресе…» и последование 6-го часа. На 6-м часе, который всегда следует сразу за 3-м часом, начального возгласа никогда не бывает, но отпуст на практике творится 237 . В пользу этого говорит то обстоятельство, что после вседневного 6-го часа также уместен отпуст (хотя на практике не совершается), так как литургия, совершаемая после 6-го часа, занимает исключительное место среди служб суточного круга 238 . Еще один аргумент в пользу отпуста на 6-м часе (любом, не только пасхальном) можно увидеть в 49-й главе Типикона в последовании понедельника 1-й седмицы, где предписывается творить отпуст на 6-м великопостном часе (хотя далее в тексте Типикона допускается и совершение 6-го великопостного часа без отпуста). Наконец, 9-й час обязательно начинается возгласом «Благословен Бог наш…» и совершается на практике с отпустом 239 (хотя вседневный 9-й час, совершаемый в храме, а не в притворе, отпуста не имеет). Для наглядности представим наши выводы в виде таблицы. Наличие начального возгласа и отпуста на пасхальных часах 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час Начальный возглас Малый отпуст Глава 6. Изобразительны Прежде чем перейти к рассмотрению важнейшего христианского богослужения – литургии, необходимо завершить изучение служб суточного круга, в который, как мы указали в I части книги, литургия не входит. Потому рассмотрим здесь чин изобразительных, которые могут быть причислены к суточному кругу богослужения, однако не являются его непременной частью, а совершаются после часов только тогда, когда не служится литургия в назначенное для нее время. Это может быть или в те дни, когда литургия совершается в соединении с вечерней, или когда отменяется по Уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Осмотрел с дочками очень интересные находки юга России — вместе с Ксенией и Сандро и вернулся в Ц. С. в 4 часа. Поработал на льду до чая. Целый день морозило. После 6 час. принял Теляковского. Вечером читал. 27-го февраля. Четверг. Все утро был усиленно занят до часа. Завтракал Борис (деж.). Принял депутацию 120 пех. Серпуховского полка. Поработал с Алексеем на катке. Был тихий морозный день. В 6 час. принял Харитонова, затем Кассо. Обедали: Борис и Дмитрий. Он уезжает в четырехмесячный отпуск по болезни. 28-го февраля. Пятница. Опять все утро было занято сплошь до часа. Завтракал Сашка Воронцов (деж.). Гулял и работал на катке. Ксения и Сандро пили у нас чай. Принял кн. Ширинского по делам Палестинского О-ва. В 8 час. поехал на обед в 4-й стр. Имп. Фам. полк. Просидел до двух часов. 1-го марта. Суббота. Тридцать третья годовщина мученической кончины Анпапа. До сих пор слышу в ушах оба эти ужасные взрыва. Снова все утро был усиленно занят до 12 1/4, когда поехал с Ольгой и Татьяной в город. Завтракали у Мама и затем отправились в крепость на панихиду. В 3 1/4 вернулись в Царское Село. Поработал с Алексеем. День стоял светлый с теплым солнцем. В 6 1/2 поехал с детьми ко всенощной. После обеда рассматривали различные образцы рисунков и цветов стенописи из Ростовских и Ярославских церквей для выбора в наш полковой Феодоровский собор. Читал. 2-го марта. Воскресенье. Чудный солнечный день. В 10 1/2 поехали к обедне, присутствовал на завтраке Аликс и детей и в час дня отправился в Гатчину на облаву в фазанник. Нас было ружей. Всего убито: 748. Мною: фазанов 33, куропаток 22 и кролик — всего 56. Вернулся в Ц. С. к 7 час. Читал до обеда и вечером и окончил все залежи бумаг за последние дни. пропуск в тексте, оставлено место, но в дальнейшем цифра не записана. 3-го марта. Понедельник. Принимал до часу с 1/4. Завтракал Дмитрий Шереметев (деж.). В 2 часа поехали на смотр молодых матросов 1-го Балтийского экипажа — 3600 чел. Они представились молодцами. Таяло, но погода была серая. Поработал. В 5 час. отправился с Ольгой и Татьяной в Петербург в Эрмитаж. Там давали “Парсифаль” под управлением гр. А. Д. Шереметева. Так давно хотелось увидеть это чудное произведение Вагнера. Дивное впечатление!

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

2). В среду Великую там же читаем: «стихологисуем кафизму: Ко Господу внегда скорбети ми; без поклонов». Эта последняя цитата совершенно равносильна выражению: «поем час 3-й и 6-й с кафизмами, без поклонов». Аналогичные же выражения есть в 35 храм. Главе. стр. 346 Здесь, после изъяснения, когда на 1-м часе произносится великий отпуст, сказано: «Таким образом, на великопостных часах всегда отпуст великий». – Это, – неверно; на часах положено произносить малый отпуст (Служ., Отпусты дневные). Но что значат слова «таким образом»? Разобрав то, о чем говорилось пред этими словами, мы поймем, что именно на великопостных часах должно произносить малый отпуст, а не великий, так как великий, произносится в конце литургии преждеосвященных Даров, когда сперва иерей поминает «празднуемого святого, потом наставшего» (Тип., 24 февр., аще в понед. 2 седм. поста, после 3-го зри). стр.      347 На этой странице сказано, что священник на Пасхальных часах отпуст говорит и после 9-го часа, – пред вечерней и после 6-го часа, – пред литургией». Тут же и ссылка на книжку «Последование в день св. Пасхи», которая есть ни что иное, как перепечатка из Триоди Цветной и на которую поэтому и ссылаться неосновательно, как на не принадлежащую к кругу Богослужебных книг. Да и собственно об отпустах как и в этой книжке, так и в Триоди вовсе и речи нет, чем еще более неосновательной является ссылка. Если автору не хотелось сравнить пасхальные часы с обыкновенными, на которых нет отпуста, кроме 1-го часа, которым заканчивается служба, то важно было бы прямо обратиться к Ирмологиону (простому), где очень ясно сказано, что на 3, 6 и 9 Пасхальных часах отпуст не положен (Ирмол., в Отделе: «Канон в святую неделю Пасхи», после 1-го часа). стр. 389 О трисвятом, мы читаем, что сначала поет «Святый Боже» 1-й лик, «потом оба лика трижды тоже поют» и т. д. – Кажется всякий из практики даже знает, что трисвятое поется трижды, а не четырежды, затем «Слава и ныне» и т. д. Если же мы обратимся к уставу и проверим ту ссылку, на которую указывает «Пособие», то только подтвердим действие практики. Мы там читаем: «Первый лик: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас». Оба лика трижды» «Слава и ныне» и т. д. (Ирм. прост.). Отсюда мы не должны видеть, чтобы Трисвятое полагалось петь четырежды, так как здесь вовсе нет тех добавочных слов, которые видим в «Пособии»: «потом… то же поют». А опустив эти слова или придерживаясь точного выражения устава, мы убедимся, что первый лик должен начинать Трисвятое, которое должно быть пето попеременно обоими ликами трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Часослов Син. 863 в начале 1-го часа приводит тропарь: «Ночь прешед, благодарю Тя, Господи»; этот тропарь повторяется трижды. Затем, после восьми псалмов и Аллилуиа со стихами, читается, в качестве тропаря часа, молитва «(Христе), Свете истинный», предваряемая словами своего окончания: «И исправи», служившими, вероятно, ее припевом. Вслед за тем – на «Слава» – указываются и другие тропари, чередующиеся по дням недели: в понедельник и вторник – «Грешников просящих услыши, Господи», в среду и пятницу – «Яко имеяй множество щедрот на смирение наше», в четверг – «Пречистая Богородице, в отчаянии от лютых наших прегрешений», в субботу – «Победоноснии мученицы». Наконец, приводятся, по-видимому, тоже в смысле тропаря, обычные стихи часа: Пс. 118 , ст. 133–135 (Стопы моя) и Пс. 70 , ст. 8 (Да исполнятся); при чем первый стих повторяется трижды. На 3-м часе за псалмами следует тропарь часа «Господи, Иже пресвятаго Твоего Духа», с надписанием: «Того благий». Наряду положены и другме тропари: в понедельник и вторник – «Помышляю день страшный и трепещу» (9 каф.), в среду и пятницу – «Токмо водрузися древо креста» (сед. 6 гл.), в четверг – «Милосердия источник (двери?) отверзи нам». Читаются неизменно, в качестве тропаря, и обычные стихи: «Господь Бог благословен» ( Пс. 67:20–21 ), с троекратным повторением первого стиха. В числе тропарей 6-го часа первым, после псалмов, поставлен нынешний тропарь «Иже в шестый», но в измененном и дополненном виде; при чем надписывается он словами своего видоизмененного окончания: «И гвоздьми». На «Слава» для понедельника и вторника назначается тропарь «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», для четверга – «Упование мира, благая Богородице Дево» (отпуст. 6 гл.), для пятницы – «Господи, очисти грехи наша, Ты бо еси человеколюбец». Затем читаются обычные стихи: «Скоро да предварят ны», трижды, и – «Славы ради имене Твоего» ( Пс. 78:8–9 ). На 9-м часе после псалмов положен тропарь «Иже душу, на древе вися, предал еси»; тропарь этот предваряется и заканчивается молитвенным возгласом «Христе Боже наш, слава (Тебе)» и напоминает собою обычный тропарь 9-го часа: «Иже в девятый час». За ним следуют иные тропари: в понедельник и вторник – «Страшен еси, Господи, и кто противостанет праведному Твоему гневу», в среду и пятницу – «Пречистому образу Твоему», в четверг – «С пророками и мучениками, и учениками Спаса, Богородице Марие, предвари». После тропарей приводятся обычные стихи: «Не предаждь нас до конца», трижды, и – «Авраама ради» ( Дан. 3:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Утро было серое, покрапал небольшой дождик и затем погода поправилась. После завтрака принял нашего Велепольского. Прогулку совершили вниз, я шел пешком за место Алексея и вернулся туда в двойке. В 7 час. у меня был Рейн. Вечером как всегда читал. 19-го июля. Вторник. Два года, что Германия-объявила нам войну! Доклад был довольно длинный. Пошли вверх, сделал хорошую прогулку по заливным лугам. На обратном пути в город прошел ливень со шквалом. После дождя стало холодно. Принял Протопопова — тов. Пред. Гос. Думы. Обедали на балконе. 20-го июля. Среда. Серый прохладный день. Днем съездили в “шхеры”, а я прошел до Днепра. Вернулись домой в 6 1/4. До обеда принял Шуваева. Вечером занимался и писал Мама. 21-го июля. Четверг. Дождь шел до 3 ч. Поэтому долго занимался и гулял только в садике, пока Алексей [играл] с маленьким кадетом Макаровым. До обеда принял Григоровича. Читал до 11 1/4. 22-го июля. Пятница. Отвратительная погода, холод, ветер и дождь. В 10 час. пошли к обедне. Столуемся очевидно дома. Днем все-таки съездили на прогулку — погулял по шоссе на Оршу. В 6 ч. кинематограф. Вечером занимался. 23-го июля. Суббота. У Алексея слегка распух левый локоть и он остался лежать в кровати, но чувствовал себя хорошо и был весел. Погода стояла худая, немного теплее. Погулял в садике. В 6 час. у меня был Сандро, а в 7 час. сен. Кобылинский. Вечером занимался. 24-го июля. Воскресенье. Алексей спал хорошо и встал после завтрака, но не выходил из дома. Погода начала поправляться, завтракали в саду. Сделал прогулку через Городок[ский] мост, откуда прошел семь верст на шоссе в полтора часа. Алексей провел полдня и обедал с кадетами: Макаровым и Агаевым. До 8 ч. принял кн. Шаховского. 25-го июля. Понедельник. Утро было теплое и ясное. В 10 час. приехал Алек. Завтракали и обедали в столовой. В 2 1/2 отправились вверх. Погулял пока Алексей играл с кадетами. Ко времени возвращения пошел дождь. Принял Трепова. 26-го июля. Вторник. Солнце и дождь попеременно. Кушали дома. Днем поехали в “шхеры”. Я вылез почти на полпути и прошел с Воейк[овым], Мордвиновым и Раевским 91/2 версты в час сорок пять мин. Вернулись к 6 час. Занимался до обеда; после читал. 27-го июля. Среда.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010