Если мы обратимся к тексту Нового Завета, к тем временам, когда проповедовал Господь наш Иисус Христос, и спросим себя, с каким же богослужением, с каким же учением о богослужении мы там встречаемся, то первое, что обратит на себя наше это, безусловно, иудейское ветхозаветное богослужение. В Евангелии оно подробно не описано, но мы должны выделить из Нового Завета то, что относится к этому вопросу. В новозаветные времена иудейское богослужение существовало в двух видах: храмовом и синагогальном. Храмовое богослужение совершалось уже не в Храме Соломона, а в Храме Ирода, который, как известно, перестроил существовавший до него Храм. Что же совершалось в Храме, какие обряды происходили в нем? Безусловно, центром богослужения было жертвоприношение, которое сопровождалось музыкой и пением (постараемся обращать внимание на те моменты, в которых можно почувствовать связь с новозаветным богослужением). В Храме находился хор левитов с музыкальными инструментами и два священника с трубами. Народ отвечал на псалмы или молитвы, произнесенные священником, словами «Аминь» или «Аллилуйя». В особо торжественных случаях окончания фраз (часто это были повторяющиеся рефрены) подхватывались народом. Что же касается синагог, то они возникли после вавилонского этой катастрофы, постигшей избранный народ. Надо сказать, что синагогальное богослужение носит более духовный, более словесный характер. Богослужение в синагоге в новозаветные времена совершалось в субботу, в великие праздники, в дни очищения, в посты, и были два особо выделенных понедельник и четверг (сравните наши среду и пятницу). Богослужение могло совершаться утром, вечером, в полдень. Из чего оно состояло? Началом богослужения были псалмы или отдельные стихи, взятые из псалмов, затем читалось нечто похожее на наше «Верую…» некое кредо, исповедание веры, взятое из Второзакония и Чисел. Потом следовала самая важная часть так называемое благословение: молитва, прославляющая величие и благость Божию. прошения о различных сторонах жизни народа; среди них было и прошение о ниспослании Мессии. Примечательно, что среди молитв, произносимых в синагоге, можно встретить и такие слова: «Поклонюсь, припаду и преклоню колена». Это может напомнить наше: «Приидите, поклонимся и припадем…» Затем следовало чтение Закона и Пророков и заключительное благословение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

2) в дополнение к изменениям, объявленным в указе Святейшего Синода от 8-го сего марта за 4 и применяемым во всех богослужебных книгах в тех местах, где упоминаются имена императора и царствовавшего дома, напечатать на отдельных листах следующие необходимые изменения в тексте богослужебных книг: [...]. 54 Обсудив приведенный рапорт преосвященного Финляндского и признавая предположенные Комиссией по исправлению богослужебных книг изменения в богослужебных книгах и молитвословиях правильными, Святейший Синод ОПРЕДЕЛЯЕТ: поручить Синодальным типографиям напечатать для каждой из упомянутых выше богослужебных книг соответствующие изменения на отдельных листах, каковые листы и вкладывать в продаваемые книги, при напечатании же вновь упоминаемых выше богослужебных книг принять к руководству намеченные Комиссией изменения; 55 вместе с сим, для объявления об указанных выше изменениях по духовному ведомству, напечатать настоящее определение в журнале «Церковные Ведомости». 56 РГИА. Ф. 796.Оп. 209. Д. 2833. Л. Машинопись, подлинник; ЦВ. 1917. С. Приложение I к 10 Из определении Св. синода 28 «О возносимом на великой ектений прошении об утверждении мира в земле нашей» 57 12 января 1905 г. ПРИКАЗАЛИ: На основании бывших рассуждений, Святейший Синод ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1) восстановить возношение на великой ектений прошений, установленных указом святейшего Синода от 8-го мая 1881 года («Церковный вестник» за 1881 г., 22). 58 ЦВ. СПб., 1905. 3. С. Приложение II к 10 Из распоряжения высшей московской епархиальной власти 59 Опубликовано 16 октября 1905 г. В воскресенье, 16 октября, во всех храмах Москвы во время литургии следовало читать следующие прошения 60 : 1) На Великой ектений после [прошения] «О плавающих»: О еже 61 услышати глас молитвы нас недостойных рабов твоих, и простите нам вся 62 прегрешения, ими же раздражихом, ярость же и негодование Его на ся воздвигохом, 63 Господу помолимся. О еже отвратити весь гнев ярости Своея, праведно на ны 64 движимый, и милостиву и благоуветливу 65 быти нам недостойным, Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православное богослужение, кроме собственной молитвы и таинств, ставит своей задачей духовно-нравственное воспитание молящихся. Чтобы достичь этой цели, оно должно быть для них вполне понятным. Но в действительности, этого нет. Верующие не всегда разбираются в том, что они видят и слышат за богослужением. Порядок, содержание и смысл церковных служб многим непонятен, как непонятен и церковно-славянский язык, на котором совершается богослужение. Отсюда рассеянность, скука, отсутствие благоговения и молитвенного настроения, столь обычных у ваших верующих за богослужением. Если верующие сами пытаются проникнуть в смысл богослужения, то они или находят таинственное и сверхъестественное там, где их нет, или не хотят их видеть там, где они действительно есть. Все это создает обязанность объяснить богослужение. 1. Центральным, средоточным пунктом всего церковного богослужения является Литургия. Около нее группируется весь круг суточного богослужения. Поэтому она и должна быть главным предметом разъяснения. Опыт показывает, что это изъяснение создает целый переворот в душе верующих, открывая им глаза на то, что они раньше видя не видели и слыша не разумели. 2. Как изъяснить богослужение в проповеди? Указывая последовательно состав, порядок и смысл богослужения, нужно избегать произвольных толкований, руководствуясь святоотеческим и церковным толкованием. Отдельные моменты богослужения следует рассматривать в связи с общим смыслом и ходом всего богослужения. Это сообщит всему разъяснению высокую идейную назидательность и цельность. Не следует входить в подробное раскрывание догматического, исторического или таинственного смысла богослужения. Эти подробности нужны постольку, поскольку содействуют пониманию богослужения и усилению благоговейного и молитвенного участия 3. В какой форме и когда изъяснить богослужение? Целесообразнее всего изъяснить его в форме беседы после вечернего богослужения, например, после всенощного бдения, когда пастырь и пасомые связаны не службой и временем, а любовью и ревностью к раскрытию и усвоению богослужения.

http://azbyka.ru/propovedi/konspekt-po-g...

Таким образом, весь католический клир, который служил в костёлах и имел приходы, был зарегистрирован у оккупационных властей c. 42]. Римско-католическое духовенство не имело права свободного передвижения по территории епархии. Для любой поездки необходим был пропуск, который выдавался оккупационными органами власти после подробного объяснения цели поездки. Это не позволяло церковнослужителям в полной мере осуществлять церковную деятельность. Настоятели целыми месяцами должны были ждать разрешения, чтобы по делам служебным съездить в Вильно. Так, например, ксёндз Россовский, назначенный на должность декана Кобрина 17 декабря 1915 г., смог начать объезжать костёлы своего деканата только в начале сентября 1916 г. Радуньский декан ксендз Соколовский ждал два месяца разрешения на выезд в Вильно. Одним из проявлений антикатолической политики немецких оккупантов стало введение множества запретов и ограничений в области богослужения. Так, например, запрещалось праздновать праздники царской семьи и все дворцовые праздники. Кроме того, отменялись молитвы за здравие царя, а также запрещалось употреблять книги для богослужения, в которых содержались данные молитвы. Богослужения (за исключением свадеб и похорон) разрешались только в нерабочее время. В будние дни костелы могли быть открыты для проведения богослужения только с 5 до 7 часов утра, после чего они должны были быть закрыты Торжественные праздники на буднях переносились на воскресенье. Исповеди могли приниматься лишь в дни, объявленные немецкими указами выходными и праздничными. Законными праздниками объявлялись воскресенье, Пасха, Троица, Рождество, Новый год и Страстная пятница. Все остальные дни считались рабочими. Без разрешения местных властей запрещалось устраивать богослужения или какие-либо мероприятия в рабочие дни.

http://bogoslov.ru/article/5338800

Правила относительно богослужения и трапезы в постные дни излагаются в 32-й, 33-й и 48-й главах Типикона. Также следует заметить, что посты в Церкви имеют тесную связь с кругами богослужения, причем в каждом круге выделено определенное время для поста. В частности, с суточным кругом богослужения связан евхаристический пост, который заключается в полном воздержании от воды и пищи до конца литургии (о чем уже было сказано в параграфе 1 настоящей главы). Этот тип поста удивительно похож на ветхозаветную практику поста (в обоих случаях пост – полный отказ от пищи, а не ограничение ее качества). Однако на практике ежедневный евхаристический пост встречается только в монастырях, где первая трапеза данного дня действительно имеет место после литургии. Далее, для седмичного круга богослужения характерен пост в среду и пятницу (это уже пост в церковном, а не ветхозаветном смысле, то есть ограничение количества и качества пищи), так как эти дни связаны с воспоминанием предательства Иуды и смерти Спасителя на Кресте. Наконец, большинство постов (все многодневные и три однодневных, см. далее) связано с годичным кругом богослужения. Многодневных постов всего четыре: Рождественский пост – первый многодневный пост в церковном году (так как церковный год начинается с сентября). Рождественский пост длится 40 дней (потому еще называется в церковной традиции «малой Четыредесятницей», в отличие от Великой Четыредесятницы). Дата начала поста – 15 ноября (сразу после праздника апостола Филиппа (14 ноября), почему пост иногда и называется Филипповым постом), последний день поста – 24 декабря (Рождественский сочельник). Правила относительно вкушения пищи в Рождественский пост изложены в 33-й и 48-й (см. 14 ноября) главах Типикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На этом мы можем прервать наш краткий анализ того мистериального «прорыва», в котором мы усматривает главную литургическую перемену после-константиновской эпохи и исходный пункт дальнейшей эволюции богослужения. В нашу задачу не входил детальный анализ указанных явлений. Важно было указать на общий их характер и сказанного для этого достаточно. Вряд ли можно сомневаться в том, что вся история византийского богослужения глубочайшим образом отмечена прививкой этого иерургического, мистериального элемента, и это касается как богослужения в целом, так и отдельных его частей. Мы видим это и в усложняющемся символизме храма, его устройства, его плана: из места собрания Церкви, осуществления духовного храма, он становится сам объектом почитания и некоего созерцания. Он сам есть «мистерия» и культ в нем становится мистериею. Эта мистерия предполагает теургов, посвященных совершителей – отсюда сакрализация клира, в свою очередь ведущая к «обмирщению лаиков». Категории священного и профанного, посвященного и непосвященного становятся главными, определяющими категориями литургического благочестия… Но эта перемена не единственная, которой отмечена сложная эпоха раннего византинизма. И, прежде чем давать ей оценку, прежде чем указывать на ее общее значение в становлении византийского синтеза, мы должны теперь остановиться на другом течении, ведущем к тому же синтезу, на другом литургическом «полюсе» после-константиновского времени, а именно – на том влиянии, которое оказало на развитие богослужения монашество. 3. 1 . Чтобы понять ту исключительную роль, которую сыграло монашество в истории богослужения (роль, определенную, как мы уже знаем, некоторыми историками, как революционную), необходимо, прежде всего, напомнить общецерковное значение монашества, места и значения его в ту эпоху, когда оно возникает.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Древнейший греческий список Иерусалимского устава (в России) Моск. Рум. муз. Сев. собр. 491/35 XIII в. не имеет чина ни дневной, ни вечерней трапезы. Древнейший славянский Иерусалимский устав Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в. имеет для вечерней трапезы чин, тождественный с нынешним, со следующими отличиями: «Ядят убозии…» трижды; после трапезы игумен: «Молитвами св. отец…» Братия: «Слава Отцу…», и бывает возвышение панагии, по чину дневной трапезы; отпуст не «С нами Бог…», а «Молитвами св. отец…» 1978 . 1845 Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 310. 1847 Peregrinatio ad loca sancta (Паломничество Сильвии), 29, 30//Православ. Палест. Сборник. Вып. 20-й. СПб., 1889. 1849 Map A. Acta Sanctorum, t. III, appendix, pp. 35, 43. Указание в Правилах св. Пахомия, сохранившихся только на лат. язык, на созыв к богослужению посредством трубы («когда услышит звук трубы, созывающей на собрание, vocem tubae ad collectam vocantis») сомнительно или же имеет такой же метафорический смысл, как выражение в Лествице: «когда по гласу духовной трубы видимо собираются на богослужения братия» (Лествица, степ. 19); и у Феодора Студита в стихах било называется трубою (Ducange. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. Vratislaviae, 1890–1, слово – 1852 Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 311. 1854 Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 300, 301. 1855 Тяжкая», (в им. падеже не встречается), может быть, обозначает, впрочем, не орудия звона, а самые удары в било (или в колокол), как видно из следующих выражений в греческом Евхологии и Типиконе: «ударяет тяжкая ( в железное», «ударяет тяжкая покосну и по окончании тяжких сходит». Выражение же «во вся тяжкая» по-греч. не употребляется (Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 313).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Глава 6. Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Никоне Взгляд русских на печатные греческие книги, как на испорченные еретиками. Исправление книг при Никоне происходило по греческим венецианским печатным изданиям, которые, однако, проверялись и переделывались с помощью старых рукописных славянских и греческих книг. Арсений грек, как книжный справщик при Никоне. Личное участие Никона в книжных исправлениях. Никон лично признавал исправление книг только по древним славянским и древним греческим и верил, что так именно при нем книги и исправлялись. В исправлении самого текста книг Никон не принимал участия по незнанию греческого языка. Признание Никоном старых и новых служебников одинаково добрыми, и что можно служить по тем и другим. Полное охлаждение Никона, после оставления им патриаршей кафедры, к своей предшествующей церковно-реформаторской грекофильской деятельности. Наряду с церковно-обрядовой реформой Никон производил и другую реформу – пересмотр и исправление наших церковно-богослужебных книг с греческих. Мы знаем, что благодаря государю и Стефану Вонифатьевичу у нас уже стали, под конец патриаршества Иосифа, исправлять некоторые книги и с греческих, как исправлялся, например, в 1650 году Шестоднев. Но тогда это новое у нас дело – исправление богослужебных книг с греческих, только еще начиналось, налаживалось, а теперь, при Никоне, оно должно было вестись широко и энергично, даже с прямой заменой во многом старых богослужебных книг новыми переводами с греческих подлинников. Но на этом пути, как и при исправлении обряда, Никону пришлось встретиться со многими затруднениями и препятствиями. Прежде всего, Никону пришлось бороться с сильно распространенным у русских предубеждением и недоверием ко всем греческим книгам вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Но в итоге оказалось, что этого срока недостаточно, чтобы освоить основные премудрости богослужения. На последнем расширенном заседании Епархиального совета я обратился к Его Святейшеству с просьбой вернуть 40-дневные богослужения, и это решение было принято. Считаю, что этот срок — минимальный для того, чтобы практикант почувствовал себя уверенно. Ставленнический сорокоуст проходят и священники, и диаконы. Это не только совершение Божественной литургии, но и другие чинопоследования и требы. Все начинается со служения молебнов, потом вводим молодого священника в совершение таинств Крещения и Венчания. — Люди, которые приходят крестить своего ребенка или венчаться, не против, чтобы таинство совершал неопытный священник? — Возражений у нас никогда не было. Кроме того, если новорукоположенный не имеет достаточно знаний, он сначала в течение определенного периода времени сослужит более опытному клирику, смотрит на все со стороны. Конечно, многое зависит от предшествующего опыта человека. В течение первой недели мы смотрим, понимает ли он, как схватывает суть — быстро или ему нужна «раскачка». Уровень подготовки ставленников, которые сейчас приходят к нам, разный. От очень хорошо подготовленных, которые буквально за три дня все осваивают, хорошо знают служебник и готовы показать свои знания на практике, до тех, кто с трудом ориентируется в своих новых обязанностях. — Но ведь молодой священник после духовных школ уже должен знать литургику на определенном уровне? — По моему мнению, раньше, когда семинария была средним учебным заведением, там давали более серьезную подготовку именно к совершению богослужения. Например, у нас литургику, а также предмет «Практическое руководство для пастырей» преподавал будущий митрополит Астраханский и Камызякский Иона , который тогда был благочинным Покровского академического храма. На уроках мы в основном занимались практическими вопросами, можно сказать, что по ним нас прямо «натаскивали». Преподаватель добивался, чтобы мы усвоили порядок богослужения, и то, что он нам привил и объяснил, до сих пор держится в голове. Да, мы мало занимались вопросами истории богослужения. Зато, когда пришли служить, все нам было знакомо и понятно. Сейчас в семинариях главный акцент делается на науке, языках и других предметах. И мы замечаем, что не все семинаристы считают важным уделять достаточное время практической литургике.

http://bogoslov.ru/event/5925885

725. Сборник богослужебный , в восьмушку, 53 л,, полууставом XIX в., с черными заставками и разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете, чистые листы: 1, 52 и 53. Состав: 1) «указ како подобает петь панихиды по умершим» с каноном за единоумершаго (2–25 об.); 2) стихиры из чина погребения, когда бывает целование умершаго (25 об.–33 об.); 3) начало правилу (33 об.–44 об.), точнее, чин панихиды с каноном за умерших; песнопение: «Вечная память» положено на крюковыя ноты; 4) чин погребения в Светлую седмицу (45–50 об.); песнопение: «Святый Боже» положено на крюковыя ноты. 726. Сборник богослужебный , в восьмушку, 38 лл., (38 л. наклеен на обложке), полууставом разных почерков XIX в., в бумажном переплете. Состав: 1) ирмосы нескольких канонов (1–3 об., 32–36); 2) несколько песнопений из последований: вечерни и утрени (4–15, 21–22); 3) славник на Рождество Христово (15–17); 4) начало и конец общие всем канонам (18–20, 36–38); 5) ведомо же буди о сем како запевы на молебне и катавасию пети (23–31). 727. Сборник богослужебный , в восьмушку, 24 л., полууставом XIX в., в бумажном переплете; чистые листы: 1–3 и 22–24. Состав: 1) указ како пети во октае в субботу вечер (4–7); 2) уставныя заметки о чтении евангельских стихир, тропарей и кондаков (7 об.–10); 3) сказание окозрительному знамению, т. е. объяснение знаков в Церковном Уставе (10–21). 728. Сборник богослужебный , в болышую восьмушку, 11 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете. Состав: 1) служба и устав како подобает пети над умершим младенцем (1–5 об.); 2) чин погребения в Светлую седмицу (5 об.–6); 3) несколько кондаков (6 об.–7); 4) канон в неделю Пасхи (8 – 11). 729. Сборник богослужебный, в 16-ю долю листа, 39 лл., полууставом XIX в., с черными заставками, в бумажном переплете; чистые листы 18–39. Состав: старообрядческия келейныя последования: вечерни (1 – 8), павечерницы (8 –12), полунощницы (12 об.–15 об.), утрени с первым часом (16–18) и часов (18 об.–19), молитвы «пред ужиной и после ужины» (19 об.–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010