Слово имолчание в богослужении Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 30 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 Владыко, как ты впервые столкнулся с проблемой глухого человека на богослужении? Я никогда не задумывался об этой проблеме, потому что рус­ские глухие, какие у нас бывали в храме, богослужение знали, до известной степени даже наизусть знали службу. Но однажды у меня появился методистский пастор, старший над целой областью Англии, и обратился с просьбой принять в Православную Церковь его взрос­лого сына. Я удивился. Он мне объяснил, что его сын совершенно глухой, а методистское богослужение все построено на слове, на звуке: чтении Священного Писания, связанной с ним проповеди, гим­нах, которыми оснащено богослужение. И его сын стоит и ничего не может воспринять, он может только следить по книге. Он случайно забрел к нам в храм, вернулся домой и говорит: “Мне надо стать членом этой общины! Потому что в этом храме я, правда, ничего не слышал и, вероятно, ничего и не понял бы, потому что это русская церковь, но я все мог видеть: я видел всю повесть Нового Завета и всю нашу веру, раскрывающуюся в том, что представлено архитектурой и богослужебным действием”. Он был принят? Я его готовил в течение какого-то времени. Он мог читать слова по моим губам, поэтому когда мы находились лицом к лицу, он знал, что говорится (в храме на службе это, конечно, невоз­можно). И через некоторое время я его принял в Православие, и он уже много лет православный. Как после стольких лет он относится к своему первичному переживанию? Он не переменил своего мнения. Он из Лондона переехал в Шот­ландию и там оказался в греческой церкви, языка которой он так же не понимает, как и славянского. Но он все по-преж­нему пони­мает, потому что храм говорит ему о том же самом, чему он на­учился здесь. Может быть, не глухие не так хорошо понимают, что говорит им храм? Что именно говорит им храм? Я думаю, что не глухие часто ничего не понимают из того, что говорит им храм, потому что не смотрят. Большинство людей скользят глазами, не вглядываются. Люди входят в храм и начинают по-своему “молиться”; то есть поставят свечи, пойдут туда, пойдут сюда, потом станут и слушают богослужение. А если бы только они остано­вились… Я всем бы посоветовал, не только глухим: как войдешь в храм, остановись у двери и постой там — как в притче Христовой мытарь стоял в храме, в сознании, что это область, которая принадлежит всецело Богу, это место Его пребывания, и никто в эту область не может войти иначе, как по милости Божией. “По праву” никто в храм не входит. Поэтому войди, остановись и посмотри: что ты видишь? — и перед тобой открывается целый мир и архитекту­ры, и иконописи, и людей. Ведь мы часто, когда думаем о храме, думаем об архитектуре, о пространстве, но не о людях, находящих­ся в нем.

http://pravmir.ru/slovo-imolchanie-v-bog...

Успение Богородицы. Особенности богослужения Особенности богослужения на Успение Пресвятой Богородицы 26 августа, 2004 Особенности богослужения на Успение Пресвятой Богородицы Святая Церковь прославляет блаженную кончину и всякого праведника, потому что эта кончина есть конец его земных трудов и подвигов и начало безсмертной жизни и славы Небесной; но преимущественно ублажает она всечестное преставление честнейшей Херувимов Пресвятой Матери Господа. Успение Богоматери есть одно из величайших торжеств Церкви, к которому и приготовляемся особенным постом. Сие событие, после Вознесения Господня, есть славнейшее для самой Церкви Небесной, которая восприняла Душу, во всем человеческом роде святейшую и блаженную, и всерадостное для Церкви земной, потому что Матерь Божия, вознесенная во славу Небесную, отселе сделалась могущественнейшей и неусыпной защитницей и помощницей всех верующих на земле. Посему, воспоминая Успение Богоматери, Святая Церковь прославляет его торжественными и сладостными песнопениями. «О чудо! — восклицает Церковь (на стихирах вечерни) — Источник жизни полагается во гробе и гроб делается лествицею к Небу!» Обращаясь же к Самой Виновнице торжества, поет: «Дивны тайны Твои, Богородице! Ты явилась престолом Всевышняго, и ныне преставилась от земли к Небу; Успение Твое славят Власти и Престолы, Начала и Господства, Силы, Херувимы и Серафимы; земнородные же радуются о Божественной славе Твоей». Вспоминает и чудесное собрание апостолов к святейшему одру великой Усопшей, как «по мановению Божиему восхищенные на высоту на облаках, богоносные апостолы от всех стран достигли пречистаго и живоначальнаго тела». Умственные взоры верных возводятся к миру горнему, и они созерцают, как «превышшия Небесныя Силы, пришедши со своим Владыкой, Богоприятное и Пречистое тело предсылают и невидимо вопиют к превышшим чиноначалиям: се, Всецарица Богоотроковица прииде, возьмите врата и поднимите Матерь присносущнаго Света!» Три паримии, усвоенные праздникам Богородичным, читаются и в настоящий праздник: первая (Быт. 28: 10-17) представляет лествицу Иаковлеву, соединяющую Небо с землей, изображая тем одушевленную лествицу, которой сошел на землю Сам Сын Божий. Вторая (Иез. 43: 27; 44: 1-4) говорит о таинственных вратах храма, виденного Иезекиилем. Врата сии, зрящие на восток, затворены, и Дух Святый возвещает, что они всегда затворены будут и никтоже пройдет сквозь их, яко Господь Израилев вошел ими, и будут затворены; вот преобразование девственной Матери Господа, Которая и прежде Рождества, и в Рождестве, и по Рождеству была и пребыла непорочной Девой! Третья паримия (Прем. 9: 1-11) изображает премудрость, создавшую Себе дом и уготовившую для нас трапезу. По разумению Святой Церкви, премудрость есть Сын Божий, а дом Его, первее всего, есть Пресвятая Дева, вместившая в Себе Невместимаго.

http://pravmir.ru/uspenie-bogoroditsyi-o...

Господи, благослови (воспоминания бывшей ученицы Анны Шигориной) В 1917 году (после революции) Петергофский, бывший Придворный, Петропавловский собор остался без священника, так как священник собора о. Михаил уехал. Все жители Петергофа ходили или в церковь Знамения Пресвятыя Богородицы, или на Троицкое кладбище, находящееся в Старом Петергофе. И вот в это тяжелое для петергофцев время был назначен к нам иеромонах о. Николай (Ярушевич) . Это был молодой и очень внимательный к духовным нуждам прихожан, своей пастве, священник. Он очень ласково относился к детям, и дети отвечали ему любовию и уважением. О. Николай организовал несколько групп для изучения Закона Божия. Я с младшей сестренкой ходила в одну из первых групп. На занятиях о. Николай читал нам рассказы о жизни Божественного Младенца-Иисуса Христа и Богоматери. Дети после занятий не хотели уходить домой. О. Николай с отеческой лаской уговаривал нас и говорил, что ему надо заниматься со старшей группой. После этого мы, дети, с сожалением расходились по домам и с нетерпением ждали следующих занятий. В зимнее время в соборе не совершались богослужения, в нем не было печей (в свое время там было центральное отопление, которое в то время уже не работало). Богослужения совершались в маленькой (в сравнении с собором) домовой церкви Крестовоздвижения на Советской улице недалеко от собора. В этой церкви, а впоследствии и в соборе, о. Николай совершал литургии в ночное время, чтобы желающие помолиться могли после ночного моления пойти на работу. Конечно, желающих было много. Мы, дети, ходили каждый раз, и ни разу не было случая, чтобы кто из нас заснул или задремал во время богослужения. Людей было так много, что церковь не могла всех вместить, стояли в коридоре и прилегающих к церкви комнатах. Все хотели причаститься Св. Христовых Таин, но исповедовать каждого в отдельности не было никакой возможности и о. Николай совершал общую исповедь. Надо было видеть, как люди каялись, как плакали мужчины, женщины и даже мы, дети, и такое радостное было у всех настроение, благодатное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   1 лютого 2018 р. 23:45 Слово Кирила в дев " яту в Христа Спасителя 1 лютого, в дев " яту Московський Кирил звершив Божественну в кафедральному соборному Христа Спасителя в Предстоятель Церкви звернувся до Первосвятительським словом. (рос.) 21 2018 р. 20:39 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в московском храме иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке 21 января, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения московского храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке и возглавил Литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Фото 19 2018 р. 16:32 Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 19 января, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Фото 7 2018 р. 23:30 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великой вечерни в праздник Рождества Христова Вечером 7 января, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Кирилл совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Фото 3 2018 р. 15:29 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Петра Московского после Литургии в Успенском соборе Кремля 3 января, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/patriarch/38019...

III. Богослужение страстной седмицы Богослужение страстной седмицы посвящено воспоминанию последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Каждый день называется великим по причине величия и важности воспомииаемых событий. § 50. Особенности Богослужения в первые три дня Страстной седмицы; понедельник, вторник и среду Первые три дня страстной седмицы : понедельник, вторник и среда посвящены воспоминанию того, как Господь Иисус приготовлял Себя к крестной смерти, принятой им за спасение всего мира. Богослужение в эти дни, как и в другие дни великого поста, вечером состоит из одного повечерия; утром служатся полунощница и утреня с 1-м часом, – днем: часы и преждеосвященная литургия. Особенности состоят в следующем: а) На утрени после шестопсалмия, великой ектеньи и аллилуия, поется 3-жды песнь, побуждающая нас к духовному бодрствованию. «Се жених грядет в полунощи»... 109 после кафизм читается Евангелие, а после трипеснца поется светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный... 110 б) На часах в эти три дня прочитывается Евангелие всех 4-х евангелистов, чтобы глубже напечатлеть в душах наших всю жизнь Господа Иисуса Христа и историю последних дней Его жизни; в) На преждеосвященной литургии читается Евангелие и полагаются паримии, только уже не из книги Бытия и Притчей, как в обыкновенные постные дни; но из книги Исход, для изображения избавления нашего от плена духовного, и книги Иова, в ознаменование терпения Христова. Кроме сего каждый из трех дней посвящен особому воспоминание В понеделник церковь воспоминает целомудренного Иосифа, проданного своими братьями и обстоятельствами своей жизни прообразовавшего Господа Иисуса Христа, проданного своим учеником за 30 сребренников, – воспоминает также безплодную смоковницу, изображавшую пустоту фарисейского благочестия, не принесшего плодов добродетельной жизни. Во вторник, в побуждение к духовному бодрствованию, воспоминается причта о десяти девах и о талантах, второе пришествие и страшный суд. В среду воспоминается жена, помазавшая Господа Иисуса миром, и осуждается сребролюбие Иуды предателя. В сей день на преждеосвященной литургии, по раздаянии антидора, в последний раз произносится молитва: «Господи и Владыко живота»... с 3-мя великими поклонами. § 51. Особенности Богослужения в последние три дни страстной седмицы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Закрыть itemscope itemtype="" > Будни фронтового батюшки О жизни храма Святителя Николая в Куюках под Казанью 25.05.2023 733 Время на чтение 6 минут Фото: Из личного архива автора Сегодня праздника Вознесения Господня, Церковь наша ликует чудесному событию и празднику, который начался уже накануне на вечерне, в день святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия… Вот и я побывал вчера в Куюках, что под Казанью, в храме Святителя Николая. Настоятеля, знаменитого «фронтового батюшку» иерея Виталия Беляева знаю уж более пяти лет, но храм этот посетил впервые. Батюшка только вернулся из тяжелейшей поездки на Донбасс и прикорнул, но тотчас, как я позвонил, вышел, и мы до богослужения успели переговорить накоротке и даже попить чаю. По благословению я сделал фото и видеозаписи с вечернего богослужения и небольшую нашу беседу – интервью после. «Куюки, вечерня, Вознесение 24.5.23»: ссылка 1 , ссылка 2 , ссылка 3 Прихожан было немного, около десяти, но не одни бабушки, как многие считают. Вот молодая мама с сынишкой, вот женщина средних лет интеллигентного вида, а вот девушка после богослужения консультировалась у настоятеля, как готовиться к исповеди и причастию. Перекинувшись с ней несколькими словами, я узнал, что она из ЖК «Светлый город», и батюшка сказал, что бывают здесь люди из близлежащих ЖК, а также специально приезжают военные, но об этом чуть позже. Обращал на себя внимание парень, явно в смятении духа. Спросил меня, через сколько будет причастие и что для этого надо делать. Я ответил, что причащают на утренней, и что надо готовиться – держать пост, молиться – всё по писаному, на что он ответил, что у него совсем нет времени. В один момент он вдруг выразил недовольство, что я веду съёмку, и ещё через некоторое время вышел из храма. Я вышел за ним, сказав, чтобы он не смущался, что я снимал по благословению, как это и положено, что это нужно для того, чтобы показать жизнь храма и прихода для благого дела. Но парень, я хорошо видел, меня не слушал, думал о чём-то своём. «Я же не просто так, я заплачу!» - в сердцах почти сокрушённо произнёс он, но тут из церкви буквально выбежал батюшка, дал мне и парню маленькие иконки Спасителя и Богородицы, и я их оставил вдвоём. Уже через минуту молодой человек прошёл с батюшкой на исповедь. После исповеди, приложившись ко кресту и Евангелию, выходил уже внешне явно преобразившийся человек. Через некоторое время, как будто что-то важное вспомнив, парень решительно направился в алтарь, на что батюшка его тотчас попросил выйти, продолжив исповедь в положенном месте.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/bu...

Краткие сведения о св. Софронии, патриархе иерусалимском, и предлагаемом здесь в переводе отрывок из его слова Св. Софроний, бывший патриархом иерусалимским с 633 года по P. X. и скончавшийся вскоре после взятия Иерусалима Сарацинами в 636 году, оставил по себе блаженную память своими доблестными подвигами в защиту православия против монолитов, которым деятельно противоборствовал и до вступления своего на престол патриархов иерусалимских, и сделавшись уже патриархом. История Церкви хранит память и об его писаниях, в которых, до замечания Фотия, дышет дух истинного благочестия и читатель может найти глубокое знание и точное изложение догматов веры. Церковь , причислившая св. Софрония к лику святых, сделала и подвиги его в пользу православия особенно досточтимыми, и оставшиеся после него писания драгоценными для всякого православного христианина. Отрывок из слова св. Софрония, предлагаемый здесь в переводе, тем драгоценнее, что он найден не так давно и совершенно случайно и неожиданно: потому что прежде не было известно даже существование этого слова. Он найден в одном из ватиканских кодексов и помещен в издании Мая «Specilegium Romanum» 1840 г., т. 4, откуда мы и заимствовали его для перевода. Когда читаешь этот отрывок, богатый глубокомысленными и глубоконазидательными воззрениями на чин православного богослужения, не можешь не пожалеть, что не сохранилось до нас все слово св. патриарха и самый отрывок в списке имеет пропуски, грамматические ошибки и некоторые вставки, по местам затрудняющие переводчика в определении настоящего смысла переводимого места. Но будем благодарны и за то, что сделалось известным нам из драгоценного слова св. Отца, которого свидетельства и замечания о чине православнаго богослужения драгоценны вдвойне – и no своей древности, и по своему внутреннему достоинству. Слово, которого отрывок предлагается, имеет в издании Мая надписание такое: «Слово, содержащее в себе общий очерк истории церковной и подробное объяснение всего, что совершается в божественном священнодействии». Это надписание в общих чертах соответствует содержанию слова, сколько можно судит no отрывку, если только под именем «истории церковной» разуметь «историю церковности, церковных служб, обрядов и т.п.», a под «очерком» ее разуметь короткую заметку в самом начале слова о первоначальном составе и благоустройстве христианскаго богослужения. Едва ли, впрочем, не приложено это надписание к слову после св. Софрония каким-нибудь собирателем, или переписчиком его писаний. Отрывок из слова св. Софрония, патриарха иерусалимского,о божественном священнодействии

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция ряда Вост. христ. Церквей: Ассирийской Церкви Востока , Халдейской католической Церкви , Сиро-Малабарской католической Церкви . Др. названия этой традиции - персид., несторианская, ассир., ассиро-халдейская, месопотамская,- хотя встречаются в лит-ре, в наст. время по разным причинам признаны менее удачными. Название «В.-с. о.», наиболее нейтральное из всех, с одной стороны, помогает отличить эту традицию от западно-сир., с другой - подчеркивает ее обособленность от грекоязычной визант. традиции. Богослужение в Церквах В.-с. о. до наст. времени ведется преимущественно на сир. языке (диалект арамейского), хотя также используются араб. и язык малаялам (в инд. шт. Керала). Происхождение и история Восточно-сир. литургическая традиция зародилась на территориях к востоку от р. Евфрат, не входивших в состав Римской империи. История В.-с. о. разделяется на 3 периода: персид., араб. и период католич. влияния. Персидский период (224-651) Христиане присутствовали в Месопотамии уже с сер. II в. В III в. эта территория была завоевана персами. Тем не менее центром христианства долгое время оставался г. Эдесса, к-рый с 216 г. входил в состав Римской империи. Ок. 300 г. персид. христиане были объединены под упр. Католикоса Селевкии-Ктесифона на р. Тигр (недалеко от совр. г. Багдада), к-рый позднее стал именоваться патриархом. При этом часть общин находилась в ведении Антиохийского Патриархата. В 410 г. Собор в Селевкии-Ктесифоне, созванный по повелению персид. царя Яздигерда I, одобрил каноны Вселенского I и Константинопольского I Соборов, а также ряд канонов Антиохийских Соборов . Помимо прочего на Соборе 410 г. было постановлено совершать богослужение «по западному обряду», принесенному в Персию из Антиохии еп. Мартирополя Марутой и одобренному Католикосом Селевкии-Ктесифона Исааком (13-й канон; см.: Chabot. Synod. orient. P. 266). Однако до сер. VII в. в разных местностях богослужение совершалось со своими обрядовыми особенностями (см., напр., ответы патриарха Ишоява I (582-595) на письмо Иакова, еп. Дарайского (Ibid. P. 428)). После осуждения в 431 г. Нестория Церковь Востока, тяготевшая к крайностям антиохийской христологии, сформулированным Феодором Мопсуестийским , отпала от общения с Церковью Византии. После того как при имп. Зиноне (474-491) начались изгнания несториан из Византии, контакты вост. христиан с Западом стали сокращаться. При этом в литургическом общении с Церковью Востока находились инд. христиане ап. Фомы, иерархия к-рых была с ней связана. Поворотным моментом в отношениях с Византией стала изоляция Церкви Востока после завоевания Месопотамии арабами-мусульманами. В арабский период (651-1258)

http://pravenc.ru/text/Восточно-сирийски...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Утреня (заутреня) (греч. ρθρος (ортхрос) (от глагола ρθρζω — рано приходить)) – одно из богослужений суточного круга – церковное общественное богослужение , совершаемое, согласно  Уставу , утром. Время совершения и место Утрени в суточном круге богослужений Суточный круг, согласно сложившейся традиции, зафиксированной в Типиконе (книге, излагающей богослужебный устав), привязан не к астрономическому, но к так называемому богослужебному времени. Так, первое богослужение суточного круга – Полуночница (слав. Полунощница) – должна начинаться по прошествии половины ночи. Следующая служба – Утреня . Согласно Типикону, ее окончание совпадает с рассветом («Слава Тебе, Господи, показавшему нам свет!» – характерное начало воспеваемого или читаемого в конце утрени т. н. великого славословия). Далее – Первый час , совершаемый как правило сразу после утрени, в первом часу начинающегося с восходом солнца дня. Следующие богослужения суточного круга – Третий час , Шестой час , Изобразительны (по сути, древнее молитвенное правило ко Святому Причащению: у монахов в то время, когда складывался устав, была распространена практика ежедневного келейного причащения запасными дарами, освященными за воскресной или праздничной Литургией; после причащения полагалась трапеза), Девятый час , Вечерня , Повечерие (по-вечерие, то есть служба после “вечери” – ужина). Литургическая тема Утрени Каждое богослужение подразумевает выражение некоторой основной идеи; в частности, утреня, завершающаяся на восходе солнца, носит мессианский характер, воспевая восход Солнца Правды – первое пришествие в мир обетованного Спасителя, Господа Иисуса Христа. Уже в самом начале утрени, перед шестопсалмием, начинает раскрываться эта тема: «Слава в вышних Богу…» – песнь Ангелов на Рождество Христово. Происхождение Утрени Утреня в целом составлена из двух частей различного происхождения, обозначаемых обычно как кафедральная (городская) и монашеская. Первая из них, признаваемая наиболее древней, совершалась на рассвете в Иерусалиме в храме Воскресения Христова начиная с IV в. и оканчивалась вышеупомянутым великим славословием. Вторая, называемая тогда «канон», – предшествовала первой, совершалась в конце ночи, еще до рассвета, и сложилась в монашеской практике. Считается, что в V в. в монастырях эти службы совершались уже соединенными друг с другом. Виды Утрени

http://azbyka.ru/utrenya

§ 177. IV. Заботливость святители об устроении внешнего богослужения. Его литургия. IV. Тот, кто столько заботился о спасении ближнего, и так глубоко понимал человека, не мог не заботиться об устроения внешнего богослужения; оно так тесно соединено с созиданием внутреннего человека. Были к тому и случаи. После того, как ариане указами Феодосия Вел., лишены были храмов в Константинополе 1232 , они стали, собираться для ночного богослужения в городских портиках; здесь они становились на два хора и пели антифоны, прибавляя в конце их арианские припевы. Храм их был за городом. На рассвете они отправлялись торжественным ходом в храм снов, пели свои песни, прибавляя в припевах хулы на Православие: «где проповедующие в троичности единую силу?» Кроме того, что наглость ариан, сама по себе оскорбляла Православие, пышность арианских ходов, могла иметь вредное влияние на простой народ. Св. Иоанн, мог испросить у императора указ в обуздание наглости: тогда он еще пользовался всею милостью двора. Но у Златоустого, на все средством была мудрая любовь. Вместо того, чтобы стеснять своеволие гражданским законом, от потребовал только, чтобы и православные собираясь на ночное бдение, пели по клиросам стройно и совершали ходы чинно. Он набрал лучших певцов и назначил песненные возглашения с исповеданием Св. Троицы. Между прочим, указывал петь древнее славословие, «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу». Императрица, дала своего учителя пения, который, как говорят Созомен и Никифор, заготовлял и гимны, а по словам Сократа, был учителем певцов. По мысли мудрого пастыря устроены были для ходов серебряные кресты и свечи. В короткое время православные превзошли ариан и стройным пением и благоговением ходов; после того, никто уже не смотрел на арианскую чинность. ариане озлились на успех Православия, в один из крестных ходов напали на православных и нескольких убили. Но это имело следствием только то, что им, как бунтовщикам, запрещено было публично петь свои песни; а православные продолжали совершать служение так, как устроил Святитель 1233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010