Е.А. Авдеенко Кафизма XIX Псалом 136 (137) входит в богослужения пред Великим постом. Пс.136:1,2             На реках Вавилона, там мы сидели 586 и плакали,                         когда вспоминали о Сионе.                   На ивах посреди него                         повесили мы лиры 587 наши. Это песнь плача лишенных родины и богослужения. Пленные сидят под небом; вместо стен храма – ивы (арава). «Ива ручья» – одно из деревьев праздника кущей, когда полагалось жить в шатрах и «веселиться»; вспоминали об исходе из рабства ( Лев.23:40 ). Смысл жеста (повесить лиры на ветви) был двойной: 1) не будет ни богослужения, ни веселья праздника кущей; ибо как его праздновать, будучи в рабстве (ст.4)? 2) Повесим лиры, чтобы не играть для поработителей (сл. стих). Пс.136:3             Ибо просили там пленившие нас – слов песен,                         и притеснители 588 наши – веселья:                         «спойте нам из песни Сиона». Все, что связано с «весельем» праздника кущей, больно ранит. Возможно, просьба (требование) песен и веселья было глумлением. Пс.136:7             Помяни, Господи, сынам Едома день Иерусалима,                         (когда) они говорили: «испорожняйте, испорожняйте [все] в нем от основания. «Помяни сынам Едома» – почему не вавилонянам-пленителям? Этому есть два объяснения. Во-первых, «Едом» (Исав) – близнец Иакова-Израиля. При жизни близнецы примирились; однако в Псалме вавилоняне названы «сыны Едома». Среди идумеян царская власть зародилась намного раньше, чем в Израиле (в Израиле – только после Исхода и эпохи Судей). «Сыны Едома» можно понимать как мощное царство – языческое. Пленные израильтяне хотят иметь своих царей в своей земле, вместо этого над ними – чужой царь в земле чужой. Во-вторых, и это главное, слово «Едем» имело другое символическое значение. В Псалме 83/82:7–9 описана военная коалиция против Израиля, первыми среди ее участников упоминаются родственники (Едом, Измаил, Моав, Агаряне, Гевал, Аммон, Амалик), затем соседи (Филистимляне и жители Тира). К этой коалиции примкнули Ассирийцы, но объясняется, что они были «мышцей для сынов Лота», Моавитян и Аммонитян ( Пс.83 /82:9). Почему же первым в коалиции упомянут Едом? – От такого близкого, как тот, кто вместе с тобой лежал в утробе матери, – именно от него исходит самая беспощадная вражда. Фарисеи и предатель Иуда ( Пс.55 /54:12 сл.) пришли из самых глубин церковной жизни. Подобное можно увидеть во всей церковной истории (см. Пс.83 /32:7–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Лекции по литургике, читанные студентам Казанской духовной академии в 1880/1881 учебном году Содержание Лекция 1-я. Название и предмет науки Методы литургических исследований Лекция 2-я По литургике Лекция 3-я. Общий анализ материала литургики и разделение ее на части Краткий очерк науки – литургики 13 сентября. По литургике. Лекция 4-я По литургике Лекция 6-я. Необходимость формы богослужения в христианской религии Развитие форм богослужения Свойства форм христианского богослужения По литургике 8-я лекция О формах молитвы: приветственной (продолжение) 29 октября. 12-я лекция по литургике 13 лекция. Литургика 5-го ноября. Лекция 14-я Лекция 16-я. Литургика Лекция 17-я. Лекция по литургике 22-го ноября 26 ноября. Литургика. Лекция 18. О русском церковном пении История пения греческого Осмогласное пение Славянское осмогласие, или знаменный напев 10 декабря. Лекция 21-я. О церковном пении на Западе 17 декабря. Лекция 23. По литургике Лекция 24-я по литургике. Об обрядах (2-го рода), служащих для выражения отношения. Бога к человеку Лекция 25-я 17 января 1881 г. Лекция по литургике Лекция 30-я. Кон. Гусев.. Лекция по литургике 7-го февраля О чинопоследованиях нормальных Лекция 31. Лит[ургия] Златоуста Лекция 32-я по литургике . Литургия преждеосвященных Даров Лекция 34. Литургика 4-е марта Н.Ф. Красносельцев. Приложение 1     В предлагаемой публикации впервые в русской литургической науке осуществляется издание курса лекций по литургике выдающегося русского ученого Н. Ф. Красносельцева . Во вводной к изданию статье устанавливается авторство, описывается структура и история создания этого лекционного курса. Николай Фомич Красносельцев – выдающийся русский ученый-литургист, археограф и историк Церкви. Он родился 3 декабря 1845 года в с. Верхосулье Богульминского уезда Самарской губернии в многодетной священнической семье. Первоначальное образование Н. Ф. Красносельцев получил в Богульминском духовном училище и Уфимской духовной семинарии, а высшее богословское – в Казанской духовной академии. На протяжении 18 лет – с 1871 по 1889 гг. – Николай Фомич преподавал в Казанской духовной академии церковную археологию и литургику, а после перехода на службу в Императорский Новороссийский университет читал историю Церкви и разные спецкурсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «MAGNIFICAT» жанр католич. и протестант. церковной музыки, песнопение на текст библейской песни Богородицы (Лк 1. 46б - 55, начало: «Magnificat anima mea Dominum» - «Величит душа моя Господа» ) в лат. переводе блж. Иеронима Стридонского . Помимо 10 библейских стихов в состав «М.» входят 2 стиха заключительного краткого славословия («Gloria Patri, et Filio...», «Sicut erat...» - см. «Слава:» ). Относится к ординарию (неизменяемой части) вечерни; исполняется в конце этой службы, образуя ее смысловую и муз. вершину. Обрамляется антифонами на изменяемые тексты, в т. ч. «большими», или О-антифонами, предназначенными для богослужения последних дней Адвента . В лютеран. церкви наряду с лат. текстом широкое распространение получил нем. перевод М. Лютера («Meine Seele erhebt den Herrn»). В англикан. Церкви после 1549 г. принято использовать текст «М.» на англ. языке, а также прослеживается тенденция сочинять циклы из 2 библейских песней вечерни: «М.» и «Nunc dimittis» ( «Ныне отпущаеши» ). Традиц. способ исполнения «М.» - одноголосный распев каждого из 12 стихов на один из 8 «тонов Magnificam», аналогичных псалмовым тонам , но более развитых мелодически. Для богослужения в главные праздники церковного года применялись особые, торжественные, варианты этих формул. Для распева текста нем. «М.» использовался заимствованный из католич. церковно-певч. традиции «блуждающий тон» (tonus peregrinus). В XV-XVI вв. во время торжественных служб на текст «М.» было принято исполнять полифонические произведения. Ранние образцы написаны для небольшого числа голосов (в «М.» Дж. Данстабла нечетные стихи предназначены для терцета, четные - для дуэта). Впосл. в результате распространения манеры исполнения alternatim (попеременно 2 хорами) композитор сочинял музыку, как правило, или для четных, или (реже) для нечетных стихов, к-рые звучали, чередуясь либо с монодическим распевом необработанных стихов, либо со стихами органного «М.». Если полифонический «М.» начинался с 1-го стиха, то слово «Magnificat» исполнялось одноголосно, согласно начальной мелодической формуле (initium) соответствующего тона. Обычно полифонические «М.» основывались на муз. материале тонов «М.», часто использовавшемся в качестве cantus firmus, однако во 2-й пол. XVI в. получили распространение и «М.» - пародии на популярные мотеты и светские полифонические песни (О. ди Лассо, Б. Хойаул и др.). В названии полифонического «М.» всегда указывался тон, к к-рому он относится (Magnificat primi toni и т. д.). Исходя из потребностей богослужения, многие композиторы создавали циклы из 8 обработок «М.»; первые авторские образцы полных циклов принадлежат С. Дитриху (1535) и Л. Зенфлю (1537).

http://pravenc.ru/text/2561196.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ общее наименование литургических традиций иудаизма раввинистического . В научной лит-ре также используется термин «синагогальное богослужение», но он менее удобен, поскольку, с одной стороны, исключает из рассмотрения домашние обряды и личные молитвы, играющие в иудаизме большую роль, с другой - не принимает во внимание то обстоятельство, что на раннем этапе истории И. б. синагоги как социальные институты не контролировались раввинами, к-рые, хотя и пользовались авторитетом в народе, были по сути лишь мудрецами - знатоками Закона Моисеева, вокруг к-рых собирались небольшие группы учеников (см. в ст. Иудаизм раввинистический ). История изучения Научное изучение И. б. долгое время было затруднено отсутствием ранних источников. До нач. XX в. ученые (В. Гейденгейм, Л. Цунц, А. Берлинер, Д. Кауфман и др.) могли опираться в основном лишь на сведения талмудической лит-ры и небольшое число средневек. литургических книг и толкований (все старше IX в.). Поскольку они исходили из представлений об устойчивости и о консервативности иудейской традиции, позднеантичные и средневек. обычаи часто проецировались ими на период Второго храма, что приводило к искаженному пониманию не только истоков И. б., но и его места среди др. литургических традиций того периода (что в свою очередь отражалось и на понимании истоков раннехрист. богослужения). Новый этап изучения начался с публикации документов из Каирской генизы . Издание этих памятников, медленно продвигавшееся в течение XX в. (Ш. Шехтер, Л. Гинзберг, Дж. Манн, И. Дейвидсон, И. Эльбоген, Л. Финкельштайн), показало, что процесс формирования раввинистических обрядов и молитвословий был постепенным. Хотя мн. элементы богослужения появились в период Второго храма, фиксация и окончательное оформление И. б. произошли только в талмудическую и даже постталмудическую эпоху (период гаонов). После детального изучения сохранившегося корпуса молитвословий периода Второго храма и сравнения его с корпусом средневек.

http://pravenc.ru/text/Иудейское ...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере июня 2016 Давайте споем на просторе Всякий, кто бывал в Кронштадтском Морском соборе, видел, как на богослужения строем приходят молодые люди в морской форме. Кто-то, наверное, обратил внимание,что молебны после Литургии тоже поют матросы. Это ребята из 907-го Объединенного учебного центра Военно-морского флота России, в Кронштадте они совсем ненадолго. Для кого-то церковное пение стало продолжением гражданской жизни, для кого-то — путем к Богу. ТЫ ПОМНИШЬ, КАК НАЧИНАЛОСЬ?.. Тех, кто поет в храме сейчас, призвали в ноябре. Музыкального образования почти ни у кого из них нет — но когда в самом начале службы в части ребят спросили, есть ли желающие петь, таковые нашлись. А дальше всё было серьезно: прослушивание, отбор. Кого-то взяли, кого-то нет; в нынешнем составе хора шестнадцать человек. «Я собираю желающих в актовом зале, — говорит регент Дмитрий Иванов. — Отсеиваю, только если человек совсем уж безнадежный. Ну, если не может петь — зачем мучиться и мучить окружающих? Но если хоть какие-то задатки есть, беру». Дмитрий — певчий профессионального хора, закончил СПбГУКИ, кафедру хорового дирижирования. Заниматься с матросами ему предложил настоятель архимандрит Алексий (Ганьжин) . Основная сложность занятий со «срочниками» в том, что многие не знают музыкальной грамоты. Но проводить с ними уроки сольфеджио — нерационально: «Они полгода здесь, потом их распределят по кораблям, и мне новых набирать. Так что с голоса им показываю. Но занимаемся мы много: я прихожу к ним в часть два раза в неделю, и занимаемся полтора часа». Ну а за час до воскресной Литургии ребята приезжают на спевку. В трапезной стоит рояль, и под руководством Дмитрия молодые люди поют весь молебен от начала до конца. Церковнославянский хористы специально тоже не учили, но песнопения, которые они исполняют, не настолько сложны, чтобы это было помехой. Во время богослужения ребята находятся на хорах, слушая профессиональных певчих. К началу молебна они спускаются вниз, выстраиваются на правом клиросе, и наступает их звездный час: их не только слышат, но и видят — в первую очередь, их же товарищи, которые посещают богослужения.

http://aquaviva.ru/journal/davayte-spoem...

«Благодарность»... Нужно ли о ней, о необходимости ее, о естественности, о желании ее говорить? Казалось бы, после такого ожидания и приготовления, после такой милости, какой сподобились причастившиеся, и вообще после такого длинного подготовительного Богослужения в несколько часов, да, именно часов, каковыми являются в сущности все предварительные службы, то есть и вечерня, и утреня, и часы, и затем вся так называемая литургия оглашенных, и даже значительная часть самой литургии верных; после всего этого – может ли не быть и часть последующая? Ответ, по-видимому, предполагается положительный: да, она должна быть! И разумеется. Но вопрос в том, насколько значительна должна быть эта часть? Подготовительная занимала несколько часов. В древнее время богослужение совершалось ночью и беспрерывно шло, заканчиваясь Евхаристией. Сколько же времени должен занять теперь конец, заключительная часть? Пожалуй, можно подумать, что конец будет не малый, во всяком случае не будет почти незаметным. И почти все другие службы теперь имеют и свой подъем, и свою вершину, а потом – постепенное уступление. В вечерне конец начинается уже со «Сподоби, Господи», а там далее: «Исполним вечернюю молитву», стихиры на стиховне, тропарь, сугубая ектения и отпуст. Это все ниспадание. Вершина – вход, прокимен и (если есть) паримии, то есть чтение Священного Писания Ветхого Завета. На утрени центр с «Хвалите» – до Славословия, а затем опять заключение, постепенно убывающее: ектении, отпуст и 1-й час. И опытный знаток богослужения знает, что после великого Славословия психологически оборвать утреню невозможно: слишком много радости было в средней, центральной части, закончившейся поднимающими хвалитными стихирами и Славословием... Даже и 1-й час различно на практике читается: где сокращенная всенощная, там 1-й час «дьячки» начинают с молитвы «Святый Боже», а то даже и с «Господи, помилуй» – 40 раз, и далее. А где служба совершается полнее, там читается весь 1-й час, но с выпуском двух первых псалмов, а прямо после «Приидите, поклонимся» – «Милость и суд». Но где богослужение, как в монастырях, например, исполняется по уставу, почти целиком, там явно ощущается необходимость читать и два опускаемых псалма: есть потребность постепенно, не спеша, успокоиться от подъема, чтобы выйти из храма домой умиренным и ровным, но с полученным богатым содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Беседа X Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию»; также изъяснение слов: «и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их» ( Быт.1:27 ). 1. Меньше у нас сегодня собрание и не многочисленно стечение пришедших. Отчего же и почему это? Может быть, иные постыдились прийти к духовному этому пиршеству после чувственной трапезы, и это стало для них причиной отсутствия. Но пусть они послушают некоего мудреца, который говорит: «Есть стыд наводяй грех , и есть стыд слава и благодать» ( Сир.4:25 ). Не стыдно, приняв телесную пищу, прийти к этому духовному пиршеству. Духовные дела не приурочены, как дела человеческие, к определенным временам; для беседы о духовном всякое время дня удобно. И что я говорю о дневном времени! Пусть наступит ночь, и она не послужит препятствием для духовного поучения. Поэтому и Павел говорил, писав Тимофею: «настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли» ( 2Тим.4:2 ). Послушай еще, что говорит блаженный Лука: «хотя изыти на утрие Павел из Троады, беседова с ними и простре слово до полунощи» ( Деян.20:7 ). Препятствовало ли сколько-нибудь время, скажи мне, или прервало оно слово поучения? Внимательный слушатель и после обеда может (с пользой) быть в этом духовном собрании, тогда как нерадивый и беспечный, хотя бы оставался и без пищи, не вынесет отсюда никакой пользы. И это говорю я не с тем, чтобы ослабить строгость поста, – да не будет! – напротив, я весьма хвалю и одобряю постящихся, только хочу внушить вам, чтобы вы совершали духовные дела с здравым рассуждением, а не следуя только обычаю. Постыдно не то, чтобы прийти к этому духовному поучению по принятии пищи, а (приходить сюда) с беспечной душой, подчиняться страстям и не укрощать плотских вожделений. Не ядение худо, – да не будет! – а вредно объядение и пресыщение до обременения чрева; через это уничтожается и удовольствие от пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Е. Кустовский Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи (печатается по изданию: Богослужебные указания на 2003 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002) 1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря “Христос воскресе из мертвых...”. 2) На всенощном бдении “Христос воскресе из мертвых...” ( трижды) поется вместо “ Приидите, поклонимся...” и после “Благословение Господне на вас...”, перед началом шестопсалмия. 3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь “Христос воскресе из мертвых...” ( единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением. 4) На Литургии “Христос воскресе из мертвых...” ( трижды) поется после “Благословенно Царство...”. Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз кончая словами: “...смертию смерть поправ”, а певцы заканчивают: “И сущим во гроб¸х живот даровав”. В некоторых храмах тропарь “Христос воскресе...” (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно “Христос воскресе...” все три раза поет хор. 5) “Христос воскресе из мертвых...” ( трижды) читается в начале часов, вечерни, повечерия, полунощницы и утрени 7 : на 1– м, 6– м часах и вечерне ( если непосредственно перед ее началом прочитан 9– й час) вместо “ Приидите, поклонимся...”, а на 3– м и 9– м часах – вместо “ Царю Небесный...”. 6) На Литургии “Христос воскресе из мертвых...” поется ( единожды) вместо “ Видехом Свет истинный...”. Входное: “Приидите, поклонимся... воскресый из мертвых...”. 7) В конце Литургии, по возгласе: “Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе”, певцы поют: “Христос воскресе из мертвых...” ( трижды). На всех прочих службах после возгласа: “Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе” окончание по обычаю. Отпуст на всех службах начинается словами: “Воскресый из мертвых...”.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сортировать по Исключить новости Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа 4 апреля, 2018 Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа Это был тяжелый, невозможный пост, в который мы пережили страшные трагедии, но впереди нам еще сострадать Христу – размышляет священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской Божьей Матери города Орска. Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Священник Максим Бражников «Душеполезную совершивше Четыредесятницу и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» – такие слова мы слышим на вечерне перед Лазаревой субботой. Днем, когда Господь пришел в Вифанию и воскресил Своего друга Лазаря, умершего за четыре дня до этого. Какой же была эта Четыредесятница 2018 года? В неделю о Страшном суде разбился самолет Ан-148 , летевший из Москвы в Орск. В Прощеное воскресенье в Кизляре бандит расстрелял прихожан, шедших из храма после богослужения. Девятый день после авиакатастрофы выпал на первый день поста. И как только прошли сорок дней после падения самолета, перед началом седмицы Ваий, в Кемерове горит «Зимняя вишня». Череда бессмысленно жестоких катастроф, заставившая наши сердца по-настоящему оцепенеть и почернеть от горя. Ведь не бывает чужих детей, невозможно не сочувствовать родителям, которые их потеряли, невозможно теперь сказать, что эти катастрофы далеко и не с нами – эта боль коснулась нас напрямую, а кого-то и лично… В Четыредесятницу богослужения будней имеют мало заупокойных песнопений, но мы (я говорю здесь «мы», имея в виду тех, чье сердце прошло оружие скорби, и кто по-настоящему переживает это горе) помним, как жаждали мы их услышать, чтобы вложить в них и свои слезы. Первые несколько суббот были нарочито заупокойными – как радостно было дождаться их и причаститься на Божественной Литургии, зная, что этим поминовением мы можем действительно помочь душам ушедших от нас близких людей. В это время для нас стали по-настоящему родными те люди, о которых мы раньше ничего не знали – родные погибших в Орске, в Кемерово, а дагестанские мученицы Вера, Людмила, Ирина, Вера, Надежда как бы и вовсе действительно стали среди нас примером святости и упокоения в Господе. Мы подошли вплотную к Страстной седмице. И, словно выжженные изнутри, стоим у гроба евангельского Лазаря.

http://pravmir.ru/myi-podoshli-k-strastn...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска 22 сентября, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. 22 сентября 2013 года, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка митрополит Ростислав! Ваше Превосходительство, уважаемый Сергей Анатольевич, губернатор Томской области, высокие представители государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры! Я с радостью совершил сегодня в этом историческом храме города Томска Божественную литургию, окруженный всеми вами. Я сердцем чувствовал вашу молитву, чувствовал ваше душевное состояние, которое мне передавалось. Действительно, когда мы совершаем Божественную литургию, когда мы возносим молитвы к Богу, мы одновременно оказываем влияние друг на друга, потому что связь с Богом осуществляется только посредством огромного внутреннего напряжения. Известны случаи, когда в самых строгих монастырях, где было очень много тяжелой физической работы, послушники, которые освобождались от физической работы для того, чтобы они несли богослужебную череду, нередко просили игумена снова вернуть их на самое тяжелое физическое послушание, потому что ничто не берет столько сил, сколько молитва. Но эти силы никогда не уходят впустую. Эта энергия, которую развивает человек, прикасается к другим людям и устремляется к Богу, и от Бога возвращается к нам в виде Божественной благодати, которая укрепляет наши силы, дает нам разумение, укрепляет нашу волю, освежает наши чувства, помогает преодолевать трудности сей жизни.

http://sedmitza.ru/patriarch/2013-09-22/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010