Божественная литургия у нового храма московского Сретенского монастыря ФОТОРЕПОРТАЖ 15 марта в среду третьей седмицы Великого поста в день явления Державной иконы Божией Матери на паперти нового храма Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской в Сретенском монастыре была совершена литургия Преждеосвященных Даров. Богослужение прошло под открытым небом у подножья прекрасного собора на Большой Лубянке – месте страдания тысяч христиан. Внутри собора, освящение которого еще впереди, заканчиваются отделочные работы. Дата первого богослужения неслучайна. Когда начиналось строительство храма, планировалось совершить в нем первое богослужение именно в этот день – день столетия трагических событий русской Смуты. 2 марта 1917 года (15 марта по новому стилю) заговорщики принудили государя-страстотерпца Николая II к отречению. Спустя сто лет мы встречаем этот день осмыслением пройденного пути, своей истории, прославлением Новомучеников и Исповедников Христа Спасителя. Святейший Патриарх Кирилл благословил освящение нового храма на праздник Вознесения – 25 мая 2017 года. В этот день будет отмечаться и десятилетие воссоединения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Именно на Вознесение десять лет назад был подписан документ о каноническом общении. Но Святейший Патриарх благословил, как и было намечено, совершить первую литургию 15 марта на специально устроенной для богослужений паперти нового собора. Две тысячи православных христиан собралось в этот вечер на Тайную Вечерю Господню. Священники с трудом успели исповедовать всех, готовившихся к Причастию. Богослужение возглавил наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон в сослужении духовенства обители. За богослужением пел хор Сретенской семинарии. Теплая для марта месяца погода сопровождала это радостное событие. После богослужения братия монастыря предложили для всех присутствующих трапезу. И никто не отказался: ведь большая часть пришедших на вечернюю литургию постились с полуночи.

http://pravoslavie.ru/101889.html

В. А. Федоров Заключение Русская Православная Церковь в синодальный период проходила сложный и тернистый путь своего служения. С одной стороны, она как «господствующая и первенствующая» находилась под защитой государства, с другой, со времени проведения церковных реформ в начале XVIII в. оказалась практически в полной зависимости от государства: созданная светской властью синодальная система церковного управления явилась частью государственного аппарата со всеми вытекающими негативными для Церкви последствиями: духовенство превратилось в своеобразный служилый класс по духовному ведомству, а за Церковью не признавалось творческой инициативы даже в ее собственных делах. По завершении синодального периода на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (1917–1918) прямо было заявлено, что после Петра I «сфера влияния церкви становилась всё уже и уже, угрожая ограничиться лишь богослужебной стороной и делами духовного сословия, и вместе с тем управление церковью приняло светский бюрократический характер» 364 . Главное требование, которое предъявляло государство Православной Церкви – покорность «властям предержащим» и политическая лояльность. Первейшей обязанностью Церкви являлось насаждение верноподданнических чувств в народе – святость подчинения царской власти и ее почитания. На приходское духовенство возлагалась обязанность совершать во время богослужения поминовения о здравии царской семьи, с поименным перечислением всех его членов, а в так называемые «царские дни» (тезоименитства царя) проводить и специальные по этому случаю богослужения. Все царские манифесты обязательно оглашались с церковных амвонов по окончании богослужения, а прихожанам до прочтения их запрещался выход из церкви. За неисполнение этих предписаний священнику грозило лишение сана. Тягостной была и обязанность, взятая под присягой, не только «быть верным, добрыми послушным рабом и подданным императора и его законных наследников», но и «доносить об открытых на исповеди воровстве, измене и бунте на государя», т.е. требование нарушать основное каноническое правило – сохранение тайны исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первые веки Христианства общественное Богослужение совершалось в частных домах, в которых назначалось для сего особое место. Таковые места, определенные для общественного Богопочтения и совершения таинстве, еще во времена Апостольские, получили имя Церкви 1 , то есть: собрания истинных Христиане, Храма Божия и дома молитвы, в котором верующие собирались для прославления Триипостасного Бога, слушания поучений и совершения Евхаристии (бескровного жертвоприношения), таинства, установленного самим Иисусом Христом 2 и преданного Им Своим Апостолам, а от них и всем веровавшим в Него 3 . Во времена жестоких гонений, воздвигаемых язычниками на Христиан, верующие, быв лишены таковых церквей, собирались для священнослужения в уединенные места и отдаленные пещеры, преимущественно же избирали для сего места страданий Мучеников и погребения их, и над гробами Мучеников совершали Богослужение во уважение в памяти их и в поощрение к подражанию их подвигам; что продолжалось до четвертого века. После сего, по принятии Императором Константином великим Христианской веры, начали воздвигаться Церкви, или домы Господни 4 уже на открытых местах, посреди жилищ, обширные по причине большого числа собирающихся на Богослужение Христиане, великолепные и богато украшенные. К сему весьма много способствовала Св. Елена, мать Императора Константина, которая воздвигла церкви на местах освященных рождением и вознесением Христа Спасителя; сам же Император построил величественные храмы в Иерусалиме на месте гроба Господня, и в Константинополе во имя Святых Апостолове Петра и Павла, также в Тире, Антиохии, Никомидии и других многих местах. Сих храмов Господних различные наименования произошли от того, что они хотя и все посвящались Богу, но, как по древнему общему обыкновению, большею частью созидались над гробами Мучеников и благоугодивших Богу Святых мужей, то и назывались нередко их именами, что продолжается и до наших времен, дабы мы воспоминали их, по словам Святого Апостола Павла, и взирая на скончание жительства, подражали вере их 5 . Когда умножилось число церквей, то некоторые из них наречены главными или Соборными, особенно при которых были Епископы; в них собирались из прочих церквей священнослужители для торжественных Богослужений и молебствий, а верные для слушания поучений своих Пастырей. Церкви издревле строились на Востоке; ибо, как от Востока возсиявает солнце, тако и от Бога исходит благодать, потому и молящиеся в них обращались лицом к Востоку, не токмо вопреки Иудеям и еретикам, но и в ознаменование Христа истинного Востока, Рая бывшего на Востоке и будущего Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

гость 7 июня 2020, 18:41 Я очень благодарна митрополиту Тихону за то что он чуток к нам христианам И дает нам возможность молиться с его паствой это такое счастье. Я не явлюсь вашей прихожанкой потому. что живу в другом городе Сейчас я не хожу в храм.И ваш сайт монастыря мое спасение.Все службы чудесные .Но сегодня я благодарна за службу .что смогла вместе со всеми молится Святой Троицы коленопреклонение. Да хранит вас Бог. Ксения 6 июня 2020, 16:57 Спаси Вас всех Господь! Такая благодать при службах! Благодатное дело для всех нас - Богослужения онлайн, мы на них как будто питаемся духовной пищей. Очень хотим приехать в монастырь пожить. Храни Вас Господь! С Праздником! Марина 17 мая 2020, 11:52 Спаси Господи за такое необычное паломничество во Псковскую землю и Псково-Печерский монастырь. Давно собирались сюда попасть. Когда все закончится, обязательно приедем к вам пожить, помолиться. Храни вас всех Господь! Анна 15 мая 2020, 20:11 Скажите, пожалуйста, продолжатся ли трансляции богослужений из Псково-Печерского монастыря в период возобновления богослужений на прихрамовой территории в Псковской митрополии? Евгения 7 мая 2020, 16:07 Хотелось бы продолжения прямых трансляций и после снятого карантина.Далеко живущим от Пскова очень отрадно. Елена 27 апреля 2020, 10:20 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Мира здоровья благоденствия о .Тихону и всей братии монастыря! Лариса 26 апреля 2020, 17:23 Хочу получать уведомления и вступить в группу Ирина Саломатина 26 апреля 2020, 13:18 Да воздаст вам, дорогие Владыко и братия, Господь за ваши молитвы и усердие! Который раз молюсь с вами дома с помощью интернета. Не просто это, но как же помогает не оторваться от ризочки Христовой. Хотя уж и унывать вдруг захочется - без храма-то как трудно! Теперь осознаю реально, чего лишилась. Спаси, Господи, вас! Слава Богу! Правильные уроки преподает! Не университеты даже - Академия духовная ныне для всех нас! Берегите себя! Здравия и бодрости сил и духа всем вам! Марина 26 апреля 2020, 11:56 Спаси Господи, Владыка Тихон, за сегодняшнюю проповедь. Ваши слова всегда точно отражают действительность. Благодарим Бога за возможность бывать на ваших службах в период временных лишений, именно бывать, молиться с вами, с братией монастыря. Здоровья вам, крепости духовной, помощь Божией в вашем нелегком служении. Христос Воскресе!

http://pravoslavie.ru/129886.html

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Учение о православном богослужении Православным богослужением называется служение (служба) Богу, состоящее из чтения молитв, песнопений и священнодействий (обрядов), совершаемое по преимуществу в храме законно поставленными для того священными лицами (пастырями) по установленному Св. Православной Церковью чину или порядку, изложенному в богослужебных книгах. Одни церковные службы (вечерня, утреня, часы, Литургия и др.) совершаются повседневно (ежедневно). Другие же (таинства, молебны, панихиды, освящение воды и проч.) совершаются только по временам, по требованию в разных случаях верующих, и называются требами. Таинства, установленные Самим Господом Иисусом Христом и переданные, по Его наставлению, апостолами для спасения всех верующих, и повседневные службы относятся к общественному богослужению. Остальные же требы, не имеющие обязательного характера для всех верующих, относятся к частному богослужению. Богослужение началось на земле со времен первых людей, которые, будучи еще в невинном состоянии в раю, служили Богу, прославляя Его премудрость, благость, всемогущество и другие Божии совершенства, явленные в сотворении мира и попечении (промысле) о нем. После же своего грехопадения первые люди еще более должны были молиться Богу, умоляя Его о своем спасении. Но это богослужение носило частный характер: тогда не было ни святых храмов, ни священных лиц; люди приносили Богу жертву, где хотели, и молились такими словами (молитвами), какие подсказывало им собственное чувство и настроение. Общественный (церковный) характер богослужение получило при Моисее, который, по повелению Божию, устроил скинию (первый ветхозаветный храм Единому, Истинному Богу), избрал священников и левитов, определил жертвы в разных случаях и установил праздники (Пасху, Пятидесятницу, Новый год, день очищения и др.). Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни часто посещал ветхозаветный иерусалимский храм, как место особенного, благодатного, присутствия Божия, заботился о порядке в нем и проповедовал в нем, так же поступали и святые апостолы, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.

http://zavet.ru/a/rss_1265282241.html

Закрыть itemscope itemtype="" > О «литургическом возрождении» и «индивидуальном религиозном возрастании» 19.02.2010 561 Время на чтение 23 минут I Мои размышления на эти темы возникли после прочтения статьи сербского богослова господина Миладина Митровича: «Понимание литургического обновления» (сайт «Богослов.ru» от 14.02.08). Поводом для его трактата послужила самовольная реформа богослужения в некоторых епархиях Сербской Церкви и решение по этому вопросу Архиерейского Собора СПЦ от 25 мая 2007 года, предписывающее «учитывать практику и опыт всех Поместных Православных Церквей, духовное состояние народа и готовность священства к изменениям и реформам, которые были проведены и происходят сегодня». В духе этого решения г. Митрович в конце своей статьи заявляет: «Надо всячески стремиться к возвращению к древней практике. Однако подобное возвращение в Церкви не может быть произвольным действием того или иного епископа или иерея, но может быть осуществлено только в согласии с всеобщим решением соборного разума». В этом резюме есть положительная и отрицательная стороны. Положительная - мягкая отповедь сербским - и нашим! - самовольным реформаторам. Отрицательная - идея возвращения к практике (подчеркиваю - практике!) Древней Церкви. Здесь два момента. Во-первых эта идея неосуществима. Кто из древних вернулся к нам, чтобы научить нас своей практике богослужения? А без них - кто может сказать, какова была эта практика? Во-вторых это возвращение к древней практике и не нужно. Современная практика сложилась под воздействием Святого Духа, непрерывно пребывающего в Церкви с древности до наших дней, и она так же свята и спасительна, как и древняя. Но посмотрим, как пришел автор к этому выводу. Он говорит о двух аспектах богослужения. Первый - внешний, касающийся обрядовых изменений, т.е. практический. Сюда, в частности, входят отмена тропаря 3-го часа в Евхаристическом каноне и открытые Царские Врата в течение всей Литургии с целью приблизить службу к молящимся и нейтрализовать наличие иконостаса, якобы мешающего общению священнослужителей с молящимся народом.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/20/...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Петропавловский собор должен стать полноценным храмом... " О.Н.Куликовская-Романова надеется на то, что возле гроба Императрицы Марии Феодоровны будут регулярно совершаться богослужения 29.09.2006 361 Петропавловский собор должен стать полноценным храмом, а не преимущественно музеем, каковым он является сейчас. Об этом в интервью ИТАР-ТАСС заявила супруга племянника Царя-Мученика Николая II Александровича - Тихона Николаевича - Ольга Николаевна Куликовская-Романова. После окончания церемонии перезахоронения праха Императрицы Марии Феодоровны Ольга Николаевна заявила, что она надеется, что и в ближайшие даты - 13 октября (день кончины) и 26 ноября (день рождения) - в соборе Петропавловской крепости возле гроба Императрицы пройдут панихиды. " Мария Федоровна, принявшая в России Православие, была полноценным членом Церкви, посещала богослужения, свято чтила память своих близких. В ее дневниках часто встречаются записи о том, как она заказывала панихиды в дни рождения, именин и смерти всех своих близких " , - сказала по этому поводу О.Н.Куликолвская-Романова. По ее словам, даже в датской королевской усыпальнице в Роскилле, где в течение почти 78 лет покоился прах Марии Феодоровны, проводились православные богослужения в дни ее памяти. " Петропавловский собор должен стать полноценным храмом, а не преимущественно музеем, каковым он сейчас является, чтобы царские усыпальницы не были просто музейными экспонатами " , - считает Ольга Николаевна. Напомним, что ранее, отвечая на вопрос одного из участников Санкт-Петербургского Патриотического Форума , О.Н.Куликовская-Романова также коснулась проблемы передачи Петропавловского собора Санкт-Петербурга Русской Православной Церкви . " Что касается передачи храма в церковное владения, - отметила О.Н.Куликовская-Романова, - то я не знаю, сможет ли Церковь потянуть подобные расходы. Это ведь тоже вопрос довольно серьезный. Я не говорю, что сейчас он прекрасно содержится, но все-таки, несмотря на то, что ремонты в соборе идут по 6-8 лет, он как-то поддерживается " .

http://ruskline.ru/news_rl/2006/09/29/pe...

Из жизни прихода храма Христа Спасителя в Аньере (1932–1974) Начало жизни прихода Слово, сказанное 14 февраля 1933 года Вспоминаю Карпатскую Русь. Эта область входит ныне в состав Чехословакии. Но до этого в течение нескольких столетий она принадлежала Венгрии. В Карпатской Руси живут русские люди; сотни лет они были оторваны от России и Русской Православной Церкви и находились под игом чужим. И, несмотря на это, русские люди в Карпатской Руси не утратили ни своей веры, ни своего языка. Каждое село имело свою церковку, старенькую, дряхлую, деревянную. Около нее держались русские люди, и она поддерживала и руководила их в жизни. После великой войны (очевидно, что автор имеет в виду первую мировую войну – Примеч. изд.) в силу различных местных обстоятельств во многих русских селах храмы были отняты и переданы католикам. Русские люди остались без храмов. Но они не отказались от Господа. Божественная Литургия служилась под открытым небом или в хижинах. Народ не мог отказаться от Господа. Храмы отняты – начались постройки новых храмов. За эти годы воздвигнуто в Карпатской Руси несколько десятков церквей. Все трудились, все жертвовали. Давали деньги, землю, строительный материал, работали своими руками со своими лошадьми; мужчины, женщины, дети – все были строителями. В праздничный день там, на службе Божией, весь народ. Поет вся церковь . Ни долгое чужое иго, ни отнятие храмов и церковного имущества, ни бедность всей их жизни не принудили их ни отказаться от своей принадлежности к русским, ни охладеть к своей святой вере. Господь пребывает с ними, они не отвратились от Него. Подобное же происходит в нашем зарубежье – всюду, где есть русские люди, строятся храмы, организуются богослужения. Но не всюду одинаковое рвение. Бывает, устроят храм и богослужения, но в храме пусто, нет молящихся; бывает, устроят храм, но в нем не совершается даже и богослужения. Рвение пропало, вера оскудела... Что будет с нашей попыткой создать храм в Аньере? Создадим ли мы храм, будем ли в нем молиться? Несложное это дело, но требует от нас воли, настойчивости, рвения. Дело начато, отказаться от него – отказаться принять в своем городе Господа. Да не будет этого! Постараемся послужить Господу, подумаем о своих душах и о душах наших детей. Не охладеем в деле строительства православного храма Христа Спасителя в Аньере. Потрудимся сами и призовем к этому тех, кто еще не с нами. Будем строить наш храм молитвою, словом веры и делом любви. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Иногда приходится слышать: «Я хотел бы чувствовать себя частицей целого, принадлежать к церковной общине. Должны же быть какие-то мероприятия по объединению, сплочению людей! Почему их нет в том храме, в который я хожу, почему священник их не организует?». Но в Церкви людей должно объединять богослужение, в котором выражается любовь ко Христу. Поэтому только вокруг богослужения может состояться приход. Если люди не объединены богослужением, если они этого не чувствуют — никакие мероприятия не помогут, все рано или поздно рассыплется. Кто-то скажет: а как же социальное служение, а как же миссионерство, а разве мы не должны помогать обездоленным? Но здесь надо просто все расставить по местам. Мы можем развести сколь угодно бурную деятельность, можем бегать по улицам и звать людей в храм, но если тем, кто уже пришел в храм, мы не в силах дать главного, то зачем мы их сюда звали? Мы говорим о миссионерстве, но, к сожалению, огромное количество наших постоянных прихожан плохо знают церковную жизнь, плохо знают Евангелие, вообще его не читали. То же можно сказать и о помощи обездоленным. Если мы поставим это выше богослужения, чем мы будем отличаться от обычной благотворительной организации? Мы кого-то накормим, может быть, кого-то оденем, но чью душу мы спасем? Долг священника — объяснить людям, что такое богослужение, научить их читать духовную литературу и соотносить то, что они слышат в храме, то, что они читают — о смирении, терпении, подвиге — с собою, своей жизнью и жизнью ближних. Центр церковной жизни — богослужение, центр богослужения — Евхаристия. Если человек в этой бескровной жертве участвует, значит, он призван переносить ее в свою повседневную жизнь. Жить с постоянной мыслью о том, что происходит за Литургией, как это должно влиять на него, на его отношения с другими людьми. Если священник выносит Чашу, и люди рвутся к ней, отталкивая друг друга локтями,— тогда непонятно, что и зачем они сейчас собираются делать. Люди ведут себя так зачастую по привычке. Мы ведь много чего делаем по привычке — обижаем друг друга, опаздываем на работу и т.д. А что такое трезвение? Это именно способность человека в любую минуту своей жизни дать себе отчет в том, что он на самом деле делает. А умная молитва — это когда человек каждое мгновение своей жизни оценивает себя по отношению к Богу. Видит свои слова, свои поступки в свете Евангелия. Тогда человек, даже и сорвавшись по греховности своей, даже и произнеся нечто вроде: «Женщина, отойдите от стола, вы мешаете!» (бывает такое — возле столика с «теплотой» после Причащения), тут же остановит себя и подумает: так, что это я такое говорю? Это не «женщина», это моя сестра, мы только что причащались с нею из одной Чаши; а когда мы причащаемся вместе, мы становимся одним телом, не только одной душой. И боль моего брата или сестры должна стать моей болью, как боль ребенка становится болью матери.

http://pravoslavie.ru/39184.html

Литургическое наследие Преподобного Иосифа Песнописца Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 1 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 Среди честного соединения церковных песнотворцев осо­­бым светом сияет творчество преподобного Иосифа Песнописца. Преподобный жил в IX в., когда трудами святых Космы Маиумского, Иоанна Дамаскина и других были уже составлены каноны великих праздников, введено пение по восьми гласам, построена основная структура Октоиха. Но имен­но преподобному Иоси­фу дано было завершить делание великих песнописцев и вложить свой труд в созидание православного богослужения. На VIII–IX вв., несмотря на тяжелый период иконоборчества, приходятся труды наиболее известных творцов канонов; позднее песнотворчество заметно ослабевает, поскольку весь круг церковного Богослужения представляется в основном завершен­ным. В своей “Литургике” Епифаний Нестеровский дает следующее исчерпывающее определение творчества песнопевцев. “Период восьмого и девятого веков, — пишет он, — отличается тою замечательною особенностию что в это время почти непрерывно появлялись святые мужи, обладавшие высоким духовным даром песнопений Такое явление в Церкви Христовой совершилось по особому смотрению Господа, Владыки и Главы Церкви. Этого требовали тогда, а не прежде , современные обстоятельства и польза Церкви. В церковных песнопениях заключается полное учение о всех догматах и истинах Православной Церкви. Но до VIII b. учение веры не было еще изложено так ясно, раздельно, определенно и неизменно, каким оно явилось после семивековой борьбы Церкви с неправоверием и ложным мудрованием. А потому еще не время было воспевать высокие догматы веры в торжественных песнопениях Но когда Церковь восторжествовала над всеми ересями и заблуждениями, тогда она облекает догматы веры в свящ песнопения, воспевает победу веры над врагами веры и Церк­ви” 1 . В созвездии создателей церковного Богослужения должны быть упомянуты как основоположники преподобный Роман Сладкопевец (V b.), святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (VII b.), преподобный Андрей, архиепископ Критский и святитель Герман, патриарх Константинопольский (VII – нач. VIII bb.).

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010