2 . Очевидна необходимость немедленно созвать Собор Преосвященных Архиереев для отмены канонически неправильного решения Архиерейского Собора 1961 г., утвердившего Синодальное постановление, разрушающее иерархический строй церковной жизни. Памятуя о том, что в «Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – административная, законодательная, судебная – принадлежит Поместному Собору, периодически созываемому в составе Епископов, клириков и мирян» (Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое Поместным Собором 31 Января 1945 г.), Московская Патриархия обязана начать немедленную подготовку к созыву очередного Всероссийского Церковно-Поместного Собора с самым широким представительством. Созыв Поместного Собора в ближайшее время диктуется необходимостью общецерковного суждения о деятельности церковного управления и насущной потребностью скорейшего решения исторически назревших вопросов Церковной жизни и Церковного учительства. Для того, чтобы новый Поместный Собор не оказался послушным орудием в руках нецерковных сил, необходимо, чтобы в подготовке к этому Собору могла принять деятельное участие вся Русская Церковь . Для этого Собору должны предшествовать приходские собрания и епархиальные съезды. Только в этом случае на Собор смогут попасть клирики и миряне, действительно представляющие собой, вместе с лучшими Епископами Русской Церкви, полноту церковного сознания. Новому Поместному Собору несомненно предстоит великое поприще – возрождением русской Церковной жизни, активно послужить новому Вселенскому Возрождению Христианства. «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель; возрадуемся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых», ( Откр.19:6–8 ). «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее ( Песн.8:7 ) – движение за созыв нового Всероссийского Церковно- Поместного Собора, действительно являющего собой светлый лик Русской Церкви, началось, и милостью Божьей. не прекратится до тех пор, пока Собор этот не будет созван.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1992 г. бывший Киевский митрополит Филарет был лишен сана из-за его впадения в раскол и доказанных личных нравственных прегрешений, а позднее он был отлучен от Церкви. Его низвержение из-за множества канонических нарушений было абсолютно основательно. Но своим решении от 11 октября сего года в полном противоречии со священными канонами Константинопольский Патриархат восстановил этого человека в духовном сане. - Какой, во-Вашему, должна быть позиция Болгарской Православной Церкви? - Три митрополита Священного Синода высказались в своем заявлении по ситуации на Украине, в котором, исходя из опыта Всеправославного Собора 1998 г., преодолевшего раскол у нас, мы предложили и в этом случае поступить так же - поставить вопрос о ситуации на Украине на всеправославное обсуждение. - То есть снова созвать Всеправославный Собор? - Это нужно сделать по разным причинам. Во-первых, возобновить диалог между Константинопольским Патриархатом и Русской Православной Церковью после того, как Русская Православная Церковь приняла решение прекратить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Возобновление диалога между двумя Церквами при участии представителей других Поместных Церквей - способ излечить рану на Украине. Всякое решение, которое касается Поместных Православных Церквей, не может быть принято и быть действительным без их согласия и поддержки. - 15 декабря в Киеве состоится «объединительный собор», созванный Константинопольским Патриархом. Каким, по Вашему мнению, будет его результат? - Я вам отвечу словами одного архиерея канонической Церкви, которыми он ответил на приглашение Патриарха Варфоломея принять участие в этом соборе: «Я твердо верую и исповедую, что остаюсь верен Православной Церкви, а мое присутствие на этом соборе будет противоречить псалму Давидову «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2). Каким может быть результат собора, который созван в нарушение канонического порядка и в котором участвуют люди, находящиеся вне Церкви? По моему мнению, этот собор не исцелит разделение верующего народа на Украине, а лишь углубит его. Во всей этой прискорбной ситуации есть одно утешительное обстоятельство - готовность православного народа этой страны сохранить единство Святой Православной Церкви, которое находит отклик и поддержку всего православного мира.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/19/mi...

Итак, каждый Вселенский собор, имеющий эти отличительные признаки, есть сама Святая и Соборная Церковь , в которую мы веруем, что и выражено в Символе веры . По этой причине, согласно богословам, Вселенский собор приобретает и четыре других свойства. Во-первых, вечную силу и непреложность, ибо сказано: И другого Утешителя даст вам, да пребудет с вами во век ( Ин. 14:16 ); и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Во-вторых, безошибочность и непогрешимость, ибо Церковь , чье лицо представляет Вселенский собор, есть столп и утверждение истины, по словам ап. Павла ( 1Тим. 3:15 ), и потому решения Вселенских соборов равнозначны решениям Святого Духа истины, ибо сказано: Тот научит вас всему и напомнит вам все ( Ин. 14:26 ), что верно особенно для Вселенских соборов. Ибо если 8-е правило Григория Чудотворца говорит о Поместном Анкирском соборе: «До тех пор, пока что-либо решат, сойдясь вместе, святые отцы и прежде них Дух Святой», то сколь более сказанное истинно для соборов Вселенских? Сам Дух Святой стоит во главе их, просвещает их и не попускает заблуждаться в своих решениях, потому что Бог внушает Свою правду бесчисленным священникам, собравшимся на Собор, о чем говорит послание Карфагенского собора к Целестину . В-третьих, становится величайшей и высшей инстанцией не только в том, чтобы предлагать справедливое и истинное в качестве совета, но и в том, чтобы принуждать противящихся к подчинению, назначая им подобающие церковные епитимии, а также производя суд и расследуя дела и пап, и патриархов, и находящихся повсюду во вселенной архиереев, клириков и мирян. И в-четвертых, Вселенский собор выносит определение и решение по всем возникающим вопросам и делам, как общим, так и частным, и разрешает все споры и любопрения еретиков и раскольников. Ибо, по словам Кирилла Иерусалимского (Огласительная беседа 18), « Церковь называется Кафолической (Καθολικ) потому, что в полноте (καθλου) и без упущений преподает совершенно все учение о видимом и невидимом, которое должен знать человек» (Cyr.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Когда же стало известно, что некоторые Автокефальные Церкви не будут принимать участия в Соборе, тогда и мы были вынуждены изменить наши планы и не поехать на Собор, поддержав призыв о его переносе на более позднее время. Должен сказать, что это решение далось нам нелегко, но было глубоко обоснованным, поскольку мы ясно осознавали, что Собор в отсутствии на нем даже одной Поместной Церкви не сможет достичь своей главной цели — видимым образом явить миру единство Вселенской Православной Церкви. Собор на Крите состоялся, несмотря на отсутствие нескольких Церквей. Конечно, у нас не может не вызывать искреннего сожаления тот факт, что участие всех Поместных Церквей на нем оказалось невозможным. Однако я убежден в том, что все поступили по совести — и те, кто поехал на Собор, и те, кто воздержались от участия в нем. Также и при подписании документов каждый архиерей поступал по совести. Кто-то их подписал, а кто-то не подписал. История продолжается, и мы должны двигаться вперед, укрепляя наше единство и единомыслие. Благодарение Всемилостивому Богу, Церковь Православная, несмотря на возникающие по временам разногласия, по-прежнему едина. И то, что сегодня здесь присутствуют мои возлюбленные собратья Предстоятели и делегации всех автокефальных Православных Церквей, то, что мы причащаемся из одной Чаши и составляем одно тело во Христе (Рим. 12:5), является ярким подтверждением этого единства. Нам так необходимо единство, для нас так важна солидарность! Христос сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Но мы помним и грозные слова из Апокалипсиса: Ангелу Сардийской Церкви напиши: …знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти (Откр. 3:1-2). Мы все верим в то, что Церковь Божия неодолима. Но ведь и каждый из нас, и все мы вместе несем ответственность за жизнь и дальнейшую судьбу наших Православных Церквей. Мы видим, как стремительно меняется мир и каким тяжким гонениям подвергаются сегодня христиане в разных регионах. «Что мы могли бы предпринять, чтобы уберечь Церковь от новых ран?» — вот один из самых насущных вопросов, который стоит сегодня перед нами.

http://pravoslavie.ru/98843.html

Лично я к словам отца Георгия могу добавить, что те, кто сегодня  активно борется за жребий, как за, дескать, единственно достоверный способ выявления  воли Божией, уклоняются в монофизитскую логику (ересь осуждённую в V веке), считая, что человеческое начало в Церкви абсолютно пассивно. Это восприятие христианской жизни крайне однобоко, ибо православное " халкидонское " мировоззрение (Халкидонский Собор - 451 г.) подразумевает согласие воли Божией и воли человеческой, а не отрицание последней. Человеческая свобода подразумевает колоссальную ответственность, в том числе и ответственность участников Собора за будущее Русской Церкви. И те, кто агитирует за жребий, либо бегут от этой ответственности, либо, как я уже говорил, " наводят тень на плетень " . Таким запутыванием можно считать ссылки на Собор 1917-18 г.г. Тогда была совершено другая ситуация. Никто не знал, что нужно делать после большевистского переворота, когда участники Собора подвергались обстрелам. Слава Богу, никто сейчас нас не обстреливает и есть все основания принять решение о будущем Русской Церкви тайным голосованием, так как это сделал предыдущий Собор.   Кого, на Ваш взгляд, православная общественность хотела бы видеть Предстоятелем Русской Церкви?   Если говорить о моих личных моих предпочтениях, в какой-то мере  отражающих мнение общественности, то на Московском Патриаршем Престоле хотелось бы видеть человека, отвечающего следующему аксиоматичному евангельскому критерию: " И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,  уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь " (Мф.28,18   20). Я хотел бы видеть человека, который сохранил бы святоотеческую веру в её догматической чистоте. Человека, который увлечет Православием наших современников, благодаря открытости к диалогу, умению убеждать, а не запрещать. Человека, который отстоит единство и целостность Русской Церкви, сможет пресечь все попытки её расчленения по ленинским административным границам. Человека, который не будет спокойно смотреть, как устраняется из школьной программы предмет " Основы Православной Культуры " , как пропагандируется зло и грех. Вспомним, как нынешний Патриарший Местоблюститель в борьбе с легитимизацией греха, прямо обличает современный, по сути, антихристианский " тоталитарно-секулярный " миропорядок, останавливая при этом тех, кто дезертирует с поля духовной битвы, бежит из современного общества, когда так необходимо отстаивать традиционные ценности, вернуть наш народ к Православию. Интервью Валентина Лебедева, председателя Союза православных граждан.

http://radonezh.ru/analytics/pomestny-so...

Они собирались по примеру св. апостолов, «ко­торые держали Собор в Иерусалиме» ( Деян.15:6 ). Мы придаем такое важное значение решениям соборов Церкви на основании слов Госпо­да Иисуса Христа: « если церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф.18:18-17 ). Вселенских Соборов в наше время насчитывается семь ; 1й – Никейский ( 325 г.); 2й – Константинопольский ( 381 г.); 3й – Ефесский ( 431 г.); 4й – Халкидонский ( 451 г.); 5й – Константинопольский второй ( 553 г.); 6й – Константинопольский третий ( 680 г.); 7й – Никейский второй ( 787 г.). До середины XV века православные не ограничивали число Вселенских Соборов семью. Св. Марк Эфесский называет Собор 880 года Восьмым Вселенским, а последующие отцы придавали вселенское значение и другим поместным Соборам – 1156–1157, 1341, 1348, 1351 гг. и пр. Тема 12: О Никео-Цареградском Символе веры В основе Никео-Цареградского Символа веры лежат древние крещальные символы , которые восходят к учению апостолов. Отцы I Вселенского Собора в Никее составили первые семь членов (пунктов) Сим­вола веры. На II Вселенском Соборе они были пере­работаны, и добавлены еще пять членов . Первый Вселенский Собор был созван против ложного учения александрийского священника А рия . Называется также собором 318 отцов, составивших 20 правил (или канонов); Второй Вселенский Собор был созван для утверждения учения о Боге Духе Святом против ложного учения константинопольского епископа Макед о ния; называется также собором 150 отцов, составивших 7 правил. Тема 13. О первом члене Символа веры Определение веры Веровать в Бога – значит быть уверенным в том, что Бог существует и заботится о спасении сотворенного им мира. Апостол Павел пишет, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». ( Евр.11:6 ). Христианин всегда должен быть готов дать исчерпывающий ответ на вопрос «как веруешь?» «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пт.3:15).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

199 Прения по докладу митрополита Александра «О современном положении Православия»: Заседания вечером 2-го октября//Вестник Священного Синода... 1926. 6 (2). С. 13. 200 Постановление Св. Собора по докладу митрополита Александра//Вестник Священного Синода... 1926. 6 (2). С. 13–14. 201 Приводим текст Евангелия от Матфея 27, 21–26 : «21. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят! Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят! Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды, и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие». 203 На съездах: Среди церковников: III Всероссийский поместный собор//Известия. 1925. 226 (2559). 3 октября. С. 5. 204 Среди церковников: III Всероссийский поместный собор: Тихон обманывал//Известия. 1925. 227(2560). 4 октября. С. 5. 206 По свидетельству М. Е. Губонина, епископ Сергий (Ларин) писал: «Получив от обновленческого руководства ( А. И. Введенского и К°) командировку в Южную Америку с целью развала Православия среди эмиграции, Николай Соловей по прибытии заграницу стал давать корреспондентам иностранной прессы интервью антисоветского характера, а по прибытии в Америку пытался войти в контакт с американскими “автокефалистами», возглавленными митрополитом Феофилом Пашковским. Вскоре Николай (Соловей) разразился обширным громовым посланием в адрес своих бывших московских единомышленников – обновленцев – всячески обличая их во всевозможных неблаговидных деяниях и призывая “митрополита» Евдокима Мещерского и иже с ним к покаянию перед только что почившим Святейшим Патриархом Тихоном, – в самочиниях и преступлениях, совершенных ими против Церкви, Ее Главы и православного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Впереди у нас большая работа: время рождает новые проблемы, требующие многих и нелегких трудов. В последние годы Святейший Патриарх часто говорил о необходимости качественных изменений в церковной жизни. Количественный рост не может не впечатлять, но сегодня нужно возрождать церковность в самом широком смысле этого слова — через духовное просвещение, миссионерство, катехизацию, социальное служение, церковно-общественную деятельность, памятуя заповедь Божию: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Дело по плечу найдется каждому. Дай Бог, чтобы не было среди наших пастырей и прихожан людей «теплохладных», равнодушных к миссии Церкви, к ее служению. — Наряду с рассуждениями на тему о возможном преемнике Патриарха Алексия сегодня в СМИ можно встретить и публикации, содержащие клевету в отношении маститых архиереев. С чем Вы связываете появление таких материалов, и кто за ними, по Вашему мнению, стоит? — Святой апостол Павел предупреждал: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут ...клеветники, ...не любящие добра, ...имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся (2 Тим. 1-5). Клевета — это грех, а кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин. 3:8). Отвращаясь от греха, не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим. 14:13). — Что бы Вы хотели пожелать участникам Поместного Собора? — Участникам Собора желаю осознания их великой ответственности, желаю единомыслия и братской любви во Христе. Молюсь, чтобы Бог даровал нам Духа премудрости и откровения (Еф. 1:17) и призываю всех к молитве. Соборное делание должно осуществляться каждым, кто именует себя православным христианином. И если в заседаниях Собора смогут участвовать только выбранные делегаты, то молиться за Собор призвана вся Церковь. Священный Синод благословил до завершения Поместного Собора возносить за Божественной литургией сугубое моление , в котором Церковь просит Господа оградить участников Собора от искушений, соблазнов и разделений, испрашивает дар любви и единомыслия для избрания Первосвятителя. Пусть же день каждого из нас — тех, кто регулярно бывает в храме, тех, кто посещает храм нечасто, и даже тех, кто не помнит, когда в последний раз переступал церковный порог, — начинается с молитвенного обращения к Богу: «Господи, благослови предстоящий Собор».

http://patriarchia.ru/db/text/523758.htm...

Всесвятая и Живоначальная Троица – Отец, Сын и Святый Дух – да утвердит православное единомыслие употребляющих равноспасительные новые и старые обряды, и да пребывает среди всех нас любовь Христа Господа, Который умер за всех нас, дабы мы примирились с Богом и, примирившись, спаслись ( Рим. 5:8,10 ). Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Обращение ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом (принято Поместным Собором Русской Православной Церкви 9 июня 1988 г.) Возлюбленные о Господе братья и сестры! Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Еф. 1:2 ). Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви, с благодарностью Богу обозревая 1000-летний путь Христовой веры в нашем Отечестве, свидетельствует глубокую верность отеческим преданиям всех наследников спасительного дела святого князя Владимира и вместе с тем с глубокой болью вспоминает возникшее в XVII веке разделение чад церковных – тех, кто проявил непоколебимую твердость в сохранении старых русских обычаев, с теми, кто ввел в церковное употребление богослужебные традиции, распространенные в Поместных Церквах на Православном Востоке. Болезненное, исполненное печали разделение усугублялось многими обстоятельствами, среди которых немаловажным было неизбежное приобщение Московской Руси к обычаям и культуре западноевропейских стран. Неотвратимость культурных, социальных и политических изменений и многие другие причины с течением времени усиливали и осложняли происшедшее разделение. Преследования придерживающихся древних обрядов со стороны властей, стремление во что бы то ни стало преодолеть твердость старообрядческих общин мерами принуждения породило много трагических последствий. Мы молитвенно уповаем, что изменившиеся условия религиозной жизни в нашем Отечестве позволят всем нам вновь почувствовать наше духовное родство. Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1971 году в Троице-Сергиевой Лавре от гроба печальника земли Русской Преподобного игумена Сергия подтвердил равночестность древних обрядов. Сердца многих с благодарностью Богу восприняли эту благую весть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Архив Пн Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви 3 февраля 2016 г. 19:40 Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве 2-3 февраля 2016 года, обратился с посланием к клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Состоявшийся во граде Москве 2-3 февраля 2016 года Освященный Архиерейский Собор обращается ко всем вам с апостольским приветствием: «благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего» (1 Тим. 1:2) да пребывает с вами неотступно. Слова Господа «да будут все едино» (Ин. 17:21) с особой остротой звучат для нас сегодня, когда мир все более претерпевает разделения. Апостол Павел призывает: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Забота о соблюдении церковного единства является обязанностью каждого православного христианина: епископа, клирика, монашествующего и мирянина. Одним из выражений этого единства были соборы, начиная с самого первого — Собора апостолов в Иерусалиме, решения которого предварялись словами: «Угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28). В настоящее время готовится Всеправославный Собор, в котором будут участвовать епископы всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей. Его открытие намечено на Крите в этом году в день Святой Пятидесятницы. Архиереям, которые будут представлять Русскую Православную Церковь на Всеправославном Соборе, предстоит, неукоснительно следуя истине Христовой и сообразуясь с неповрежденным святоотеческим Преданием, на протяжении более тысячи лет хранимым нашей Церковью, вместе с представителями других Поместных Церквей дать ответы на вопросы, стоящие перед всей полнотой Православия. Вас же просим возносить усердные молитвы о том, чтобы Господь явил Свою святую волю членам предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви и чтобы его проведение послужило к славе Божией, к пользе для всемирной православной семьи и к укреплению ее единства, к сохранению чистоты святейшей веры нашей (см. Иуд. 1:20).

http://patriarchia.ru/db/text/4367711.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010