Многие приходят с детьми. Удивительно, но нет ни склок, ни выяснений «кто за кем стоял». Есть общее, всеобъемлющее чувство утраты, но не горя: в пении акафистов и молитв все утверждаются в уверенность, что пастырь  не оставил своих пасомых и слышит наши молитвы. Удивительно корректно работает милиция: спокойно и вежливо, единичных пьяных уводят без шума и крика. 3.30. Подходим к дверям храма. Слышно чтение Евангелия, которое читается над усопшим иереем и епископом до погребения. Когда я вхожу в главный зал, читают нагорную проповедь. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Гроб с телом Патриарха стоит на возвышении напротив алтаря, вокруг - священники в праздничных пасхальных облачениях. Многие, пройдя мимо гроба и поклонившись, остаются в храме. Через три часа будет Литургия, после неё снова пойдет нескончаемый поток народа.  На ступеньках, ведущих на хоры и в нижний храм, сидят усталые женщины с авоськами. Не знаю, откуда они приехали. Просто приехали на несколько часов,  чтобы попрощаться со своим Патриархом и утром уехать обратно домой. Прислонившись к стен, стоит молодой парень, сын одной из них, и плачет. Выхожу из храма, у ближайшей палатки пью кофе с командиром милицейского патруля. - Много народа? Да у нас драка была, чтобы в эту ночь дежурить. На вокзалах толпы, ждут открытия метро. В шесть такое начнется... Завтра тысяч сто пятьдесят пройдет. Только сейчас мы начинаем понимать, как любили его и какого пастыря утратили. Только Будет Поместный собор, будет новый Патриарх - без сомнения, достойный. И его мы тоже будем любить, будем стараться попасть на его службы и получить его благословение. Дело в другом. Патриарх Алексий был представителем стремительно уходящего поколения наших бабушек и дедушек, поколения, пережившего в сознательном возрасте страшную войну. Священство этого возраста пережило еще и послевоенные гонения на Церковь. Люди этого поколения знали, что наши нынешние проблемы - это мелочь, и умели вселить эту уверенность в нас. А еще они умели идти к цели, не обращая внимания на трудности, просто делая свое дело, неся свой крест. Нам останутся те крохи, которые мы успели перенять.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ищи Бога внутри себя, и тогда поймешь, на какой стадии жизни или в каком пункте ты находишься. А если у тебя имеется это состояние непрерывного восприятия, то это еще лучше, ибо (а все, что сказал Спаситель Иисус Христос, верно) это непрерывное внимание и поддерживает связь с Ним. Потому что, скажу вам в свои 85 лет, из которых почти 60 я провел в монашеском образе, что я действительно увидел (впрочем, не иначе как на опыте, в слезах), что все, что сказал Спаситель Иисус Христос, – верно, и великая ошибка заключается в том, что слишком легко переступают через то, что сказано Им. А что еще сказал Спаситель Иисус Христос? То самое, что я повторю сейчас вам: «Без Меня не можете делать ничего» . Это значит, что каждое наше воздыхание, движение, все наши мысли во благо – все это только и только от Бога. «Без Меня не можете делать ничего. И волос с головы вашей не шелохнется без Моей воли» . Вы отдаете себе отчет в том, что это слово, сказанное Богом? Как мы можем защитить себя в тот момент, когда наша жестоковыйность начинает твердить: «Я сделал то-то!»? Именно этим отсутствием своего я, этим самоотрицанием, этим осознанием себя не более как ветвью на лозе, из которой идет весь сок и образует завязи и приносит все плоды. В 419 году был созван Поместный Собор в Карфагене, и среди тем, обсуждавшихся на Соборе, была и эта: «Без Меня не можете делать ничего» – на что не обращали тогда внимания все. Вы понимаете: Церковь уловила такую, казалось бы, маленькую деталь, но если б ты знал, что не можешь делать ничего без Бога, ты был бы очень внимателен во всех своих движениях. «Батюшка, могу ли я поступить так?» Посмотрите, здесь «не могу» очень трудно принять. Не существует «нельзя». Если ты пришел ко мне, то ты надумал прийти и смог прийти, ибо это можно. Если ты обращен умом к Богу, то это твое присутствие у Бога продолжается, – это характерная черта христианина. То есть кто исполняет сказанное выше, тот человек, находящийся на пути, то есть человек, имеющий надежду. А в еще одном правиле, принятом этим Собором, сказано было так: «А если ты говоришь, что все-таки можешь что-нибудь сам, – анафема тебе» .

http://pravoslavie.ru/55461.html

Об этом и боговидец Моисей говорит так: He подобает прибавлять к тому и убавлять от того (см. Втор. 12:32 ). И божественный ап. Петр, хвалясь ими, восклицает: Во что желают проникнуть Ангелы ( 1Пет. 1:12 ). И Павел говорит: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал. 1:8–9 ). Поскольку это истинно так и засвидетельствовано перед нами, то мы с радостью, подобной той, которой радовался бы кто, если бы нашел большую добычу ( Пс. 118:162 ), с любовью принимаем божественные правила и храним в целости и без изменений их повеления, изложенные трубами Духа, всехвальными апостолами, а также шестью святыми Вселенскими соборами, и соборами, собиравшимися поместно для изложения таких постановлений, и святыми отцами нашими. Все они, будучи просвещены одним и тем же Духом, определили полезное. И тех, кого они предают анафеме, и мы анафематствуем; тех, кого извергают, – и мы извергаем; тех, кого отлучают, – и мы отлучаем. А кого они подвергают епитимии, – такую же епитимию налагаем и мы. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть ( Евр. 13:5 ), – ясно взывает божественный апостол Павел, восшедший до третьего неба и слышавший неизреченные глаголы. (IV Всел. 1; VI Всел. 2.) Толкование Божественные правила для посвященных суть свидетельства [ 388 ] , потому что они свидетельствуют и показывают им, как подобает жительствовать. А руководством они названы потому, что если их соблюдают, то они исправляют жизнь посвященных и руководят ею. Итак, этот Собор, с радостью принимая данные правила, в настоящем правиле воспевает Богу, так определившему, эти пророческие слова Давида, возвещающие следующее: «Я возрадовался, Господи, о свидетельствах Твоих, подобно тому как возрадовался бы, если бы обрел все богатства мира. И Ты повелел, чтобы я вечно хранил свидетельства Твои, которыми умудри меня, – и я буду жить в них». И если этот глас пророка повелевает нам хранить свидетельства Божии вечно и жить в них, то ясно, что и они пребывают вечными и незыблемыми (ибо, по толкованию Зонары, греческим словом κρδη называется хрупкая и легко ломающаяся ветка смоковницы, a тο, что твердо и неподвижно, называется непоколебимым (κρδανχα).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Будущий патриарх родился 3 августа 1923 года в Асьюте в семье землевладельца. Мать его скончалась при родах, поэтому ребенок воспитывался старшей сестрой и братом. Окончив коптскую начальную школу в Даманхуре, юноша обучался в американской школе в Каире, после чего поступил на историко-археологический факультет Коптского университета и даже служил пехотным офицером в армии. Однако светская карьера не удовлетворяла духовных потребностей глубоко религиозного молодого человека. В 1955 он принял сан священника и в течение многих лет прожил отшельником сначала в маленькой келье в Вади-Натруне, а затем в монастыре Антония Великого у Красного моря. Наконец в 1971 году поместный собор из самых известных монастырских духовников, много лет подвизавшихся в пустыне, избирал его пожизненно главой коптской Церкви. Обладая непререкаемым авторитетом среди коптов, папа одновременно весьма доступен. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в каирском соборе святого Марка. Громадный храм заполняется народом, Шенуда III произносит пространную проповедь, и затем около часа терпеливо отвечает на записки, заранее опущенные мирянами в специальный сосуд, стоящий в храме. В старейшем квартале Каира компактно проживают копты. Попасть туда можно на метро, приобретя желтый билетик с магнитной полосой и проехав до станции " Мари Гиргис " (Святой Георгий), или пешком. Копты-христиане жили здесь задолго до прихода арабов в VII веке, и само это место тесно связано с земной жизнью Спасителя. Там, где сейчас находятся " хрущобы " Миср-эль-Кадим, некогда скрывались от царя Ирода праведный Иосиф с Девой Марией и Младенцем Иисусом. Вот что говорится об этом в Евангелии от Матфея: " Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет. И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: " Из Египта воззвал Я Сына Моего " (Матф. 2:13).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

В 39-м году, когда христианство проникло и в столицу Востока – Антиохию и распространилось здесь между язычниками, Апостолы послали к ним Варнаву. Варнава, вызвав к себе на помощь Савла, целый год трудился с ним над устроением Церкви Антиохийской. В ней-то в первый раз верующие стали именоваться христианами. 5. Первое благовестническое путешествие Апостола Павла Когда Церковь Антиохийская была достаточно устроена, Дух Святой воззвал Павла и Варнаву на проповедь в других местах. Они отпущены были после поста, молитвы и возложения рук. Со словом благовестия Апостолы отправились сначала на остров Кипр, родину Варнавы, и дошли до города Пафоса. Здесь римский проконсул Павел Сергий пожелал слышать Слово Божие, но бывший при нем иудейский волхв старался отвратить его от веры. Савл поразил слепотою волхва и тем обратил проконсула. Из Пафоса Апостолы отправились в Малую Азию и прибыли в Антиохию Писидийскую. Здесь в один субботний вечер они посетили синагогу. После чтения законов и пророков начальники синагоги предложили им сказать поучение народу. Павел встал и проповедал о необходимости веры в Господа Иисуса Христа. При выходе Апостолов из синагоги язычники просили проповедать им о том же в следующую субботу. В назначенный день почти весь город собрался слушать Слово Божие. Иудеи, видя собравшийся народ, исполнились зависти и стали сопротивляться всему, что говорил Павел. Тогда Апостолы смело сказали им: «Прежде всего вам надлежало проповедать Слово Божие; но как вы отвергаете оное, и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то мы обращаемся к язычникам». Слыша сие, язычники радовались и прославляли Господа; но иудеи подняли на проповедников гонение и выгнали их из своих пределов. Апостолы же, отрясши на них прах с ног своих, пошли для проповеди в Иконию и Листру. В Листре Апостол Павел исцелил хромого от рождения. Изумленные язычники приняли Павла за Меркурия, а Варнаву за Юпитера, и хотели им как богам принести жертву. Апостолы с трудом вразумили толпу, что они суть такие же люди и пришли для обращения их от ложных божеств к истинному, Живому Богу. Несмотря на сильное впечатление, произведенное в народе исцелением хромого, иудеи, прибывшие из Антиохии Писидийской, скоро успели вооружить жителей Листры против проповедников Христовых. Павел был побит камнями и замертво вынесен из города. Когда же ученики собрались вокруг него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавой в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретши довольно учеников, он отправился обратно в Антиохию. На сем пути они снова побывали в Листре, Иконии и Антиохии Писидийской и к основанным в сих городах Церквам рукоположили пресвитеров. Возвратившись в Антиохию, они собрали Церковь и возвестили все, что Бог сотворил через них, и как Он отверз дверь веры язычникам. 6. Апостольский Собор в Иерусалиме

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

2 . Современное каноническое представление есть результат длительной исторической эволюции. Необходимо подчеркнуть, что в этом историческом процессе исходная точка оказалась прямо противоположной тому, к чему привел этот процесс. Самостоятельность поместных церквей означает отсутствие их правового подчинения высшей церковной власти всей православной церкви, хотя принципиально такая власть существует в виде вселенского собора, но фактически не действует. Правовое устройство православной церкви оказалось незаконченным. Развитие правового устройства остановилось на некотором моменте, очень близком к конечной точке, дальше которого оно, в силу разнообразных причин, не пошло. Церковному сознанию древней церкви не свойственно было представление о вселенской церкви, разделенной на отдельные части, совокупность которых составляет эту церковь . Для этого сознания каждая церковная община была Церковью во всей ее полноте и целостности. Это представление о церковной общине вытекало из догматического учения о Церкви как Теле Христовом. В Евхаристическом собрании, которое есть земное изображение небесной церкви, икона Церкви на земле 16 , неизменно и нераздельно пребывает весь Христос. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор 10:16–17 ). Как нет и не может быть христианской общины без Евхаристического собрания, так и не может быть христианской общины, в которой бы не пребывал Христос во всей полноте Своего богочеловеческого Тела. Пребывание Христа во всей полноте Его Тела означает полноту и целостность церковной общины. Обращаясь к коринфянам, ап. Павел писал: «Павел, церкви Божией, находящейся ( τ οση) в Коринфе» ( 1Кор 1:1–2 ). Для нас сейчас это словоупотребление чуждо, не только потому, что оно не свойственно духу нашего языка, но и потому, что в нем выражено иное или несколько иное догматическое учение о Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Плоть и дух по своим свойствам и потребностям совершенно противоположны друг другу – как два противоположные полюса или как две чаши на весах. Если одна чаша тяжелеет, перевешивает и понижается, то другая необходимо поднимается. Так и плоть, если досыта питается, тучнеет, дебелеет, чувственные наклонности усиливаются, а дух в той же мере слабеет, подавляется, порабощается страстям, ум помрачается от мглы страстей, сердце грубеет, становится нечувствительным к благодатным впечатлениям, тогда происходит нерадение, раз- ленение, нежелание духовных подвигов, беспечность о спасении. Об этом и предупреждает святой апостол Лука, говоря: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно ( Лк 21,34 ]. И наоборот, если плоть утончается постом, то вместе с тем страсти укрощаются и слабеют, а дух, освобождаясь из-под влияния страстей, укрепляется и возвышается, сердце же умягчается и становится способнее к сокрушению, умилению, а ум очищается. О такой противоположности духа и плоти говорит и апостол: плоть желает противного духу, а дух – противного плоти ( Гал 5,17 ]. Потому подвижники благочестия во все времена признавали пост весьма полезным, даже необходимым средством для того, чтобы подчинить плоть духу, страсти укротить, а дух укрепить, сделать более способным к молитве, созерцанию небесных предметов и к другим духовным действиям; особенно же пост необходим для сохранения целомудрия. Именно для лучшего успеха в духовных подвигах Церковь и устанавливает для своих чад Великий пост святой Четыредесятницы. Большое дело, если кто примет на себя этот подвиг, – тем величественнее и радостнее для него будет «Праздник из праздников и Торжество из торжеств» – Святая Христова Пасха! Наш Поместный Московский Собор текущего года наряду с другими призывами призвал верующих к тому, что пора им наконец прекратить пренебрежительно относиться к постам. Если бы у нас не было такого Великого поста, то у нас не было бы и такой Пасхи...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(3 июля 529 г.) Опубликование Indiculus [ХВ 527–534, 537–540] не положило конец полупелагианским спорам, которые продолжались до начала VI в. Они прекратились лишь благодаря важному поместному собору, собравшемуся в Оранже под председательством Цезария Арльского (ок. 470–543), чьи постановления были подтверждены в 531 г. папой Бонифацием II. Несмотря на то, что на Соборе в основном говорилось о благодати [ХВ 541–547], он, тем не менее, вновь подтвердил, в двух своих первых канонах, учение о первородном грехе. Каноны (272, 371) 1. Если кто-либо говорит, что из-за прегрешения, воспоследовавшего от злоупотребления Адама, человек не был полностью, душой и телом, «изменен к худшему состоянию» 147 , и если кто-либо полагает, что только одно тело подверглось порче, тогда как свобода души осталась незатронутой, [если кто-либо говорит так], будучи введен в заблуждение ошибкой Пелагия, то он противоречит Писанию, которое говорит: «Душа согрешающая, она умрет» [ Иез 18, 20 ], и «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы» [ Рим 6, 16 ]; и еще: «Кто кем побежден, тот тому и раб» [ 2Пет 2, 19 ]. (273, 372) 2. Если кто-либо утверждает, что злоупотребление Адама повредило лишь ему одному, а не его потомству, или если заявляет, что только телесная смерть как наказание за грех, а не [сам] грех – смерть души, вошла через одного человека в весь род человеческий, то он приписывает Богу несправедливость, противореча Апостолу, который говорит: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» [ Рим 5, 12 ] 148 . Письмо Папы Иннокентия III Гумберту Арльскому (конец 1201 г.) В письме, посвященном Крещению, папа вынужден провести различие между первородным грехом и повседневным грехом, ссылаясь на понятие личного согласия, и вследствие этого подчеркнуть различие наказаний, которые они за собой влекут. ХВ 685 Декрет о первородном грехе Ближайшим поводом обратиться к вопросу о первородном грехе на Тридентском Соборе было заблуждение Лютера. Для него этот грех заключается в дурном вожделении, которое остается в человеке непобедимым, не будучи ослаблено даже Крещением: человек остается грешником, просто грех ему больше не вменяется. Однако, не довольствуясь опровержением Лютера, Собор излагает все учение о первородном грехе в его связи с другими догматами. Пелагианские заблуждения вновь приведены и осуждены; а вместе с ними ошибки манихеев и присциллиан, которые отрицали наличие первородного греха у детей, рожденных от христианского брака. Учение изложено в пяти подробных тезисах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Нельзя ни на минуту упускать из вида, что древние каноны были вызваны к жизни в целях сохранения чистоты учения Христова и вне связи с этим учением они являются обычными памятниками мертвого права. На основании буквы канонов можно устроить управление еретической общины, но это управление еще не обеспечивает появления в ней истинного учения. Поэтому нельзя, преклоняясь раболепно перед священною силою древних канонов как в XVII веке староверы пред буквою богослужебных книг, применять поместные и даже вселенские постановления к текущей жизни, если такое их применение к русскому быту вне прежних условий греко-римской жизни, грозит хотя бы малейшему отклонению нашего учения от важнейшего в законе ( Мф. 23:23 ). Стремясь к оживлению православной религиозной жизни, следует помнить слова апостола: «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8–9 ). А мы знаем, что Христос благовествовал людям, что суббота для человека, а не человек для субботы. Христос сказал фарисеям: «Неужели вы никогда не читали, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре, и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому кроме священников, и дал бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк. 2:24–27 ). Точно также: каноны создавались для того, чтобы направлять церковную жизнь по правильному руслу, а не жизнь создавалась для того, чтобы во всей строгости подчиняться канонам, даже в ущерб сохранению учения Христова. Никого так сильно не обличал Христос, как книжников и фарисеев, которые исполняли букву закона, и оставляли важнейшее в нем: «суд, милость и веру» ( Мф. 23:23 ), забывая истинный дух закона. И мы знаем, что вселенская церковь также опасалась обнаруживать пристрастие к букве. После иконоборческого собора (754 года), на котором присутствовало 338 отцов, патриарх константинопольский Тарасий, обсуждая вопрос о новом соборе, спрашивал: «да разве какое постановление может связывать истину?» ( Деян. 7:76–77, 57–59 ; Лебедев, История вселенских соборов, М. 1876, вып. II, стр. 279.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Откуда же, как не через устное предание (или письменное вне Библии ) знает об этом апостол? В своем Послании к коринфянам апостол Павел пишет: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Апостолы не столько были писателями, сколько проповедниками. Но то, что они говорили и о чем говорили, – не менее важно, чем то, о чем они писали. Надо учесть еще и тот факт, что не все Апостольские писания дошли до нас, но могли сохраниться в сочинениях их преемников или же в церковной практике, что видно из Послания к колоссянам, где апостол Павел говорит: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской Церкви, а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» ( Кол. 4:16 ). К нашему сожалению, прочесть Послание к лаодикийцам мы не можем, так как оно не сохранилось. Да только ли оно? Особенно если учесть, что эти послания писались в одном экземпляре, а не тысячными тиражами, а язычники, как известно, жгли не только христиан и их храмы, но и книги. Поэтому живая традиция и предания Древней Церкви для нас так же важны, как и послания святых апостолов. Итак, предания утверждались Соборами. Посему, отвергая предания, надо отвергнуть и авторитет Соборов. Но ведь первый Поместный Собор был созван апостолами: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» ( Деян. 15:6 ). Как часто мы можем видеть: собрались вместе представители разных христианских деноминаций – баптисты, харизматы, члены Церкви Христа, свидетели Иеговы, адвентисты, мормоны и проч. И какая бы тема ни обсуждалась, но всегда ясно, что по одному и тому же богословскому вопросу приводятся разные цитаты и даются разные толкования одних и тех же цитат. Сектант заявляет: «Мы живем только по Библии ». Но по чьей Библии – баптистов, свидетелей Иеговы или харизматов? Ведь Библия в руках православных и сектантов действительно чаще всего одного и того же издания, но как узнать, кто же действительно понимает ее правильно? Как ни пытаются протестанты доказать, что только Писание – Слово Божие, они часто забывают, что само Писание – это не Божьи «диктанты», написанные в разное время, что в Новом Завете есть книги (ряд Апостольских посланий), которые писались как личные духовно-отеческие наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010