Божий Промысл предвидел будущее падение не укрепившейся свободной воли человека. Предвидя падение, предустроил и восстание. Грехопадение Адама не оказалось непоправимой гибелью для человечества. Силой возрождающей, по предвечному определению Божию, явилось нисшествие Сына Божия на землю. 4. Первородный грех Под первородным грехом разумеется грех Адама, передающийся его потомкам и тяготеющий над ними. Учение о первородном грехе имеет большое значение в системе христианского мировоззрения, так как на нем основан ряд других догматов. Слово Божие учит нас, что в Адаме «все согрешили.» «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ). «Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни его определены и число месяцев его у Тебя...» ( Иов. 14:5–6 ). «вот, я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50:7 ). – Семя тли во мне есть (Вечерняя молитва). Общую веру древнехристианской Церкви в существование первородного греха видно из древнего обычая Церкви крестить младенцев. Поместный собор в Карфагене в 252 году из 66 епископов, под председательством св. Киприана, постановил против еретиков следующее: «не возбранять крещения младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что происшедший от плоти Адама, воспринял заразу древней смерти через самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи.» «Послание восточных Патриархов» так определяет результат грехопадения. «Падший чрез преступление человек уподобился бессловесным тварям, то есть помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился той природы и силы, какую он получил от преблагого Бога. Ибо в противном случае он сделался бы неразумным и, следовательно, не человеком; но он сохранил ту природу, с которой сотворен был, и природную силу свободную, живую и деятельную, так что по природе мог избирать и делать добро, убегать и отвращаться от зла» (Послание Восточн. Патриархов, член 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайтеся» ( Тит. 3:10 ). «Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» ( Тит. 1:10–11 ). «Если и церкви не послушает, то будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). 274. В Церкви существует учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения – это церковная иерархия , или священноначалие . 275. Откуда ведёт своё начало иерархия Православной Церкви? Иерархия Православной Церкви ведёт своё начало от Самого Иисуса Христа и от сшедшего на апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства. «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). 276. Какое священноначалие может действовать от имени всей Православной Церкви? Священноначалием, которое может действовать от имени всей Кафолической Церкви, является Вселенский Собор. 277. Кому подчинены главные части Вселенской Церкви? Главные части Вселенской Церкви подчинены Православным Патриархам. 278. Кому подчиняются церковные области и города? Меньшие православные области и города подчиняются митрополитам, архиепископам и епископам. 279. Из каких источников мы узнаём, в чём состоит долг повиновения Церкви? Для того, чтобы исполнить долг повиновения Церкви, нужно знать, что она требует от своих чад. Это можно узнать из Священного Писания, из правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов, святых отцов и их Церковных уставов. О десятом члене Символа веры 280. Почему в Символе веры упоминается о Крещении? В Символе веры о Крещении упоминается потому, что вера запечатлевается (утверждается) Крещением и другими Таинствами. 281. Что такое Таинство? Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать , или спасительная сила Божия .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Иоанна_ 29 июня 2020, 08:39 НЕТ никаких кочетковцев в Сретенском монастыре, Вадим К! Видимо, к сожалению для тех, кто только и ищет, в чём бы обвинить нового наместника. На самом деле " вина " владыки Амвросия, плоть от плоти лаврского монаха, в том, что здесь он НЕ СВОЙ И СВОИМ НИКОГДА НЕ БУДЕТ. Скучно на этом свете, господа!... Анна 28 июня 2020, 19:42 Дннис,о ни и в правду чужие, по слову Спасителя : " Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего : если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. " Многократно к ним обращались и Сама Церковь в лице Патриарха Алексия, собраний отцов, и отдельные священники. Не мы их сделали чужими. Они сами и по своей воле стали чуджы Церковному собранию, уклоняясь от него. Денис 28 июня 2020, 19:27 Вадим К., читаю отзывы ревнителей о кочетковцах, а ведь для вас они уже не свои, а может и вовсе своими не воспринимались. Так о своих не пишут. Своих стараются переубедить при расхождении во мнениях, а не вне вышвырнуть. Это большая проблема, расколы начинаются с того, что свои становятся чужими. Прихожанка для Дениса 28 июня 2020, 18:35 Прихожанка, причём тут кочетковцы?(с) Пр том, что они явдяются ударной силой неообновленцев, причем этого и не скрывают, на сайте Кочеткова Вот причем тут отношение нашей Церкви к инославию? Там нет ничего нового- " Только через связь с конкретной общиной осуществляется для каждого члена Церкви общение со всею Церковью. Нарушая канонические связи со своей Поместной Церковью, христианин тем самым повреждает свое благодатное единство со всем телом церковным, отрывается от него " (с) Это как раз про кочетковцев, сослужащих с еретиками И не стоит строить иллюзий, что это новое - если вспомнить Флорентийский собор, Унию приняли практически все участники собора за исключением единиц. Но гда эта Уния?

http://pravoslavie.ru/132094.html

Наталия Ростова 23 сентября 2019, 17:40 Александру. 23 сент. 13:52. Дерзкое заявление. Просто хотя бы логику включите. Упомянутый в комментариях доктор Москати был католиком, а за свою жизнь спас много людей. Протестанты - это те, я считаю, у которых нам, православным, стоит поучиться любви, кротости и смирению. И что же получается? Они все недостойны Царствия Небесного??? Бог - есть Любовь, а из Него делают карателя. Типа, если не православный, то вот тебе дорожка в мрак и компания с приспешниками сатаны....Бр-р-р... Послушайте хотя бы Осипова Алексея Ильича. Может хоть он изменит Вашу точку зрения в этом вопросе... Александр 23 сентября 2019, 13:52 Андрей22 сентября 2019, 22:24 " Какой Вселенский или Поместный собор сказал, что католики и протестанты не спасутся? Протицитируйте, пожалуйста! " Протестанты, как минимум лишены нормального священства - через цепочку рукоположений, начиная от апостолов. Следовательно, они лишены Евхаристии и прочих Таинств. А нет Таинств - нет и спасения, так как цитирую: " истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни " Выходит, что не спасутся. Катерина 23 сентября 2019, 09:11 Андрей22 сентября 2019, 22:24 - мы вообще-то не запрещаем искать " другим " свой какой-то особый путь к их Богу. Или богам. Богиням даже. Хозяин барин. Пусть ищут. Как им угодно и где угодно. Но у нас, православных, как и у любого футбольного клуба или там общества защиты памятников культуры, есть свой устав, кратенько изложенный в Символе Веры (см. недавнюю статью на эту тему). Поэтому желающие вступить в наш " футбольный клуб " обязуются этому уставу подчиняться. Подчинение начинается с разделения правил, изложенных в уставе. Бессмысленно принимать в футбольный клуб спортсмена, с самого начала отвергающего правила и условия клуба. Поэтому кандидат в крестные и был отвергнут. Александр В 23 сентября 2019, 08:58 Андрей, кому Вы верите больше: Богу или собственному мнению? " Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет " . (Ин. 10:7-9). Если Бог один и Истина одна, то должна быть одна истинная религия, данная Богом. Следовательно, все остальные ложные. Все религии не могут быть истинными, т.к. Бог не может давать противоречивую и даже лживую информацию о Себе разным людям. Сам раньше думал как вы сейчас. Но начав разбираться, пришёл к выводу, что серьёзно заблуждался по причине незнания конечных целей

http://pravoslavie.ru/124041.html

Часть II Предостережение первое касается иудейских обычаев, которые нет надобности соблюдать христианам: " Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе " (2:16-17). Во втором предостережении внушается не прельщаться кажущимся смиренномудрием лжеучителей и службой ангелов. Лжеучители, помимо главы Церкви — Христа Спасителя, учили достигать единения с Богом через посредство ангелов, с которыми нужно уметь входить в общение разными таинственными средствами, и в частности — истощением плоти. В этом они, подобно гностикам, видели высшее знание, горделиво относясь к настоящим христианам, хотя и принимали на себя вид смиренномудрия. Это лжеучение пустило свои корни, так что Лаодикийский поместный Собор в 365 г. счел нужным нарочитым 35-м правилом воспретить " фригийское ангелослужение " , называя его " тайным идолослужением " . Еп. Феофан Затворник по поводу этого лжеучения пишет: " Не было ли это что-либо похожее на собрания наших спиритов и с какими-нибудь приемами и действиями, похожими на те, которые бывают у последних? — Всяческий дух один и там и здесь. Предостережение третье : не увлекаться человеческими мудрованиями о необходимости воздерживаться от некоторых веществ: " не прикасайся " , " не вкушай " , " не дотрагивайся " — очевидно здесь идет речь не о воздержании, как таковом, о подвиге поста, который всегда существовал в Христианской Церкви, а о каких-то суеверных представлениях о разных родах пищи: и теперь теософы и оккультисты учат о том, что некоторые роды пищи могут вредить человеку в духовном отношении, а потому их не следует касаться. " Что все истлевает от употребления, по заповедям и учению человеческому " , то есть: не следует придавать пище какое-либо духовное значение, ибо всем веществам, употребляемым в пищу, один конец — истление. Как же можно придавать им какое-то таинственное значение? (2:20-22 [ 1 ]). " Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти " (ст. 23) — эти требования: не прикасайся, не вкушай — " только вид премудрости имеют, или лучше — имеют одно голое (бессодержательное, пустое), но вкрадчивое слово (Экумений). Под " самовольной службой " понимается самоизмышленный лжеучителями образ внешнего богопочтения, который состоял в том, что они сами себе изобретали особый чин богослужения, не похожий ни на что бывшее до них, м. б. что-нибудь в роде хлыстовских " радений " или спиритических сеансов. Внешний вид этих лжеучителей так представляет еп. Феофан Затворник: " Рубищная одежда, тихая речь, потупленный взор, всклокоченные волосы — вот и смиренномудрие. Дервиши турецкие таковы. Как это ни малозначительно, но всегда привлекало и привлекает, и не одних простых. Как-то трудно освободиться от мысли, что такого рода люди особого некоего, высшего суть духа. Отсюда почет им и послушание " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В конце концов, св. Иаков предложил компромиссный вариант: еврейские христиане останутся при отеческих устоях, а прочих ограничить минимальными правилами. — Полагаю, — сказал, поднявшись, Иаков, — не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от осквернения идолами, от блуда, удавленины и крови (Деян 15: 19 — 20). Это был, в сущности, вполне традиционный выход из положения. Подобные упрощенные заповеди назывались Ноевыми, и издавна считалось, что, соблюдая их, уверовавший иноплеменник может быть спасен. Таким образом, Брат Господень, а с ним весь «собор» положили начало первой национальной Церкви, в данном случае — израильской. Этот шаг заключал в себе как большие перспективы, так и немалый риск. Плодотворной была готовность Церкви учитывать религиозные и культурные особенности просвещаемых ею народов, но одновременно возникала угроза самозамыкания общин. Правда, пока существовала империя, эта опасность была незначительной: в пределах державы все народы сплачивала единая греко–римская культура. Однако позднее угроза возросла. Большинство церковных расколов, порой принимавших обличие ересей, выражало центробежные тенденции поместных церквей. Вероятно, апостолы, предчувствуя опасность разделений, предложили узаконить обычай, который бы стал залогом церковного единства. «Узнавши о благодати, данной мне, — вспоминал потом ап. Павел, — Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им — к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности» (Гал 2: 9 — 10). Попечение о нуждах матери–Церкви, особенно о ее членах, избравших добровольную нищету, стало актом, закрепившим связи между ней и новыми общинами. Было составлено послание, которое Павлу и Варнаве поручили отвезти в Антиохию. В иерусалимской встрече лично для Павла оказалось важным то, что столпы открыто и перед всеми признали его право благовестника народов. «Подать руку общения» — означало в древности заключить договор; тем самым статус Тарсянина и Варнавы был утвержден и одобрен, роли распределены. Иаков оставался главой иерусалимских христиан, Кифа и сын Зеведеев продолжали свою проповедь среди иудеев, а Павел с Варнавой направлялись на обращение язычников. «Апостол народов»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

До этого места Святой Собор. Слышите ли, противники, толкование слов Павла и Святым Собором, и святыми Отцами, которое нам не противоречит. Ибо мы не воздаем Ангелам Латрии, или чести, подобающей одному Богу, и не называем их богами, создавшими этот мир, и не считаем, что они приводят нас к Отцу Небесному, а только к одному Христу. Оставив главу, держимся за члены, но главу, то есть Христа, почитаем, как Главу, Которому воздаем вместе с Отцом и Святым Духом честь, подобающую одному Богу, или Латрию. Ангелов же и других святых, как друзей Божиих и наших молитвенников, почитаем честью, подобающей их чину, которую воздает им и Псалмопевец, говоря: А я высоко чту друзей Твоих, Боже ( Пс. 138, 17 ). Претыкание четвертое Написано, что один Бог ведает о тайнах человеческого сердца. Святые же, и особенно мертвые, отнюдь не знают и не узнают о наших молитвах, произносимых устами, не слышат ни плача ни, воздыхания нашего, тем более не знают о наших сокровенных молитвах в помыслах. Так говорят противники и подтверждают свое мнение текстами Священного Писания. ВО-ПЕРВЫХ: Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих ( 3Цар. 8, 39 ). ВО-ВТОРЫХ: К Иосии, царю Иудейскому, было Слово от Господа: За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире. И не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие ( 4Цар. 22, 20 ). В-ТРЕТЬИХ: Теснишь его (человека) до конца, и он уходит (...) В чести ли дети его – он не знает, унижены ли – он не замечает ( Иов. 14, 20–21 ), то есть умерший человек не знает, что происходит с его сыновьями. В-ЧЕТВЕРТЫХ: Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают ( Еккл. 9, 5 ). В-ПЯТЫХ: Только ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими ( Ис. 63, 16 ). Из этих Писаний, говорят противники, ясно, что умершие святые не узнают о наших молитвах. Поэтому напрасно их призывание. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЮ вместе со всей Святой Православной Церковью, со всеми Святыми Соборами, Вселенскими и Поместными, со всеми святыми Отцами, учащими и благочестиво исповедующими, что святые, царствующие со Христом, знают о том, что в нас происходит, и слышат наши молитвы, не только произносимые словами, но и сокровенные в помыслах. Так благочестиво веруют и исповедуют вся Православная Церковь и мы, ее сыны.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Многократно бывало в истории, что Господь посылал тяжелые испытания для очищения церквей. «Кого Я люблю, тех и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» ( Откр.3:19 ). Не раз омрачалась жизнь Церкви внутренними раздорами и разделениями настолько, что нужно было, по выражению отцов Церкви, «восстанавливать единение». Бывало, что отдельные поместные церкви сдвигались надолго со своего основания. В Откровении св. Иоанна Господь повелевает предупредить ангела Ефесской церкви, той церкви, в которой так недавно ап. Павел «три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждаго» ( Деян.20:31 ), всенародно и по домам, – предупредить, чтобы он покаялся в том, что оставил прежнюю любовь, и творил бы прежние дела: «если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места, если не покаешься» ( Откр.2:5 ); повелевает также написать ангелу Лаодикийской церкви: «как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слаб и наг» ( Откр.3:16–17 ). На все времена оставил тайнозритель в этих словах предупреждение каждой поместной церкви 46 . К скорби Церкви, многие области, теряя чистоту исповедания, совсем порвали связь со вселенской Церковью и увлекли с собою других. Так образовался, рядом с Православной Церковью, широкий мир, по вере христианский, но от нее отделяющийся, нередко с ней враждующий, мир различных исповеданий христианских «не православных». Православная Церковь признает за ним общее для себя и для него имя «христианства». Древняя Церковь не отказывала в этом общем имени тем, кто принимал и исповедывал все учение Церкви, но, как часто бывало в то время, продолжал еще оставаться не крещенным; многие из таких лиц стали мучениками за Христа, крестившись собственной кровью. В наше время принято оставлять его также и за теми, кто крещены и исповедуют веру христианскую, хотя и не чисто и хотя они не принадлежат к Церкви Православной. Второй Вселенский собор в постановлении о способах принятия в Церковь еретиков, говорит, в частности, следующее о монтанистах, не имевших вообще у себя водного крещения: «принимаем их как язычников. В первый день делаем их христианами , во второй оглашенными, потом в третий – заклинаем их с троекратным дуновением в лицо и уши их и заставляем их долгое время пребывать в церкви и слушать Писания; и потом уже крестим их» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Предостережение первое касается иудейских обычаев, которые нет надобности соблюдать христианам: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (2:16–17). Во втором предостережении внушается не прельщаться кажущимся смиренномудрием лжеучителей и службой ангелов. Лжеучители, помимо главы Церкви — Христа Спасителя, учили достигать единения с Богом через посредство ангелов, с которыми нужно уметь входить в общение разными таинственными средствами, и в частности — истощением плоти. В этом они, подобно гностикам, видели высшее знание, горделиво относясь к настоящим христианам, хотя и принимали на себя вид смиренномудрия. Это лжеучение пустило свои корни, так что Лаодикийский поместный Собор в 365 г. счел нужным нарочитым 35-м правилом воспретить «фригийское ангелослужение», называя его «тайным идолослужением». Еп. Феофан Затворник по поводу этого лжеучения пишет: «Не было ли это что-либо похожее на собрания наших спиритов и с какими-нибудь приемами и действиями, похожими на те, которые бывают у последних? — Всяческий дух один и там и здесь. Предостережение третье : не увлекаться человеческими мудрованиями о необходимости воздерживаться от некоторых веществ: " не прикасайся», " не вкушай», " не дотрагивайся "  — очевидно здесь идет речь не о воздержании, как таковом, о подвиге поста, который всегда существовал в Христианской Церкви, а о каких-то суеверных представлениях о разных родах пищи: и теперь теософы и оккультисты учат о том, что некоторые роды пищи могут вредить человеку в духовном отношении, а потому их не следует касаться. «Что все истлевает от употребления, по заповедям и учению человеческому», то есть: не следует придавать пище какое-либо духовное значение, ибо всем веществам, употребляемым в пищу, один конец — истление. Как же можно придавать им какое-то таинственное значение? (2:20–22 [ 209 ]). «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (ст. 23) — эти требования: не прикасайся, не вкушай — «только вид премудрости имеют, или лучше — имеют одно голое (бессодержательное, пустое), но вкрадчивое слово (Экумений). Под «самовольной службой» понимается самоизмышленный лжеучителями образ внешнего богопочтения, который состоял в том, что они сами себе изобретали особый чин богослужения, не похожий ни на что бывшее до них, м. б. что-нибудь в роде хлыстовских «радений» или спиритических сеансов. Внешний вид этих лжеучителей так представляет еп. Феофан Затворник: «Рубищная одежда, тихая речь, потупленный взор, всклокоченные волосы — вот и смиренномудрие. Дервиши турецкие таковы. Как это ни малозначительно, но всегда привлекало и привлекает, и не одних простых. Как-то трудно освободиться от мысли, что такого рода люди особого некоего, высшего суть духа. Отсюда почет им и послушание».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Так, на синодах и поместных соборах присутствовали императорские уполномоченные. Исторически источники представляют массу примеров этого рода 1093 . Впрочем, на синодах и поместных соборах мы не всегда видим представителей государственной власти 1094 . Последние являлись на них только в тех случаях, когда решались дела смешанного характера, имевшие отношения и к государственной жизни 1095 . В таких случаях иногда приглашала их сама церковная власть 1096 . Но, как и на вселенских соборах, они не имели здесь права решающего голоса 1097 . Роль их на синодах и поместных соборах была только наблюдательная и совещательная. В 1396 году император Мануил Палеолог выразил желание, чтобы государственным сановникам на соборах и синодах было представлено право решающего голоса. Но относительно этого желания императора митрополиты никодимийский и коринфский заявили в синоде следующее: «о том, чтобы царь имел архонтов на соборе с правом голоса.., должно исследовать, имеет ли царь на это право» 1098 . Этого права за царём не признали, и роль государственных сановников на поместных соборах и синодах осталась той же 1099 . Далее, государственной власти в лице императоров принадлежало право созвания поместных соборов и синодов и право председательства ни них 1100 . Но относительно первого нужно заметить, что созвание синодов и соборов поместных церквей по канонам принадлежит именно представителям их. Так обыкновенно было и в действительности 1101 . Только в некоторых случаях императоры или сами созывали соборы и синоды или принимали участие в этом деле вместе с патриархом. Так, при избрании главы автокефальной церкви и суде над ним соборы и синоды созывались императором 1102 . Если же нужно было решить какое-либо церковное дело, затрагивавшее вместе с тем и интересы государства, то созвание нужного собора или синода было совместным делом патриарха и царя 1103 . Что касается председательства на синодах и поместных соборах, то оно также обыкновенно принадлежало патриарху 1104 . Императоры вообще редко присутствовали на синодах и поместных соборах. И когда они присутствовали там, – а присутствовали они по большей части на тех поместных соборах и синодах, на которых решались важные дела смешанного характера, – председательство принадлежало им вместе с патриархами 1105 . И лишь при избрании патриарха и суде над ним председательствовали одни императоры 1106 . На основании исторических данных, относящихся к вопросу о председательстве императорской власти на синодах и соборах поместных церквей, нужно однако заметить, что оно по существу не отличалось от того, которое имела государственная власть на соборах вселенских.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010