Я сердечно благодарю всех за святые молитвы, которые мы ныне вознесли Богу и Его Пречистой Матери, прославляя угодника новоявленного святителя Луку, архиепископа Симферопольского и Крымского. С этим величайшим торжеством вас и поздравляю. Это действительно торжество, которое свидетельствует о том, что Церковь живет. Церковь действует. Церковь исполняет свою святую миссию, раздавая благодатные дары Святаго Духа. Церковь причисляет к лику святых подвижников веры и благочестия, исповедников и мучеников. И она сегодня прославила нового святого угодника, который отныне будет нашим молитвенником и покровителем. Я желаю, чтобы процветала земля крымская по его святым молитвам. Чтобы крепла наша Святая Украинская Православная Церковь , чтобы укреплялось единство, которого, к сожалению, на сегодня нет между православными Украины. Пусть Милосердный Господь молитвами святителя Луки пошлет каждому из нас все потребное для жизни земной, временной, и для жизни будущего века. Аминь». В ответном слове Владыка Лазарь сказал: «Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры! Поистине неизгладим сегодняшний день ни из истории, ни из наших сердец. Мы прославили великого угодника Божия святителя архиепископа Луку. Он действительно светил всему миру ярким светом, исполняя слова Священного Писания, исполняя послушание Церкви. Просветился Христовой истины свет и в его трудах, и в его житии. И где бы святитель ни был, на кафедре ли святительской или в застенках, он всегда прославлял имя Божие. И сегодня крымская земля, от момента основания Таврической епархии, впервые прославляет великого святителя и угодника Божия. Ваше Блаженство! Мы все, ваши дети, ваши прихожане Крымской епархии, сердечно благодарим вас за то, что вы, отложив в сторону все попечение, прибыли сегодня возглавить это великое торжество. Я буду просить и паству мою, и всех моих священнослужителей, чтобы они, находясь у мощей святителя Луки, всегда вспоминали ваше имя, молились о вас, чтобы Господь даровал вам благие долгие годы и чтобы воссиял мир и благолепие на нашей земле. Прошу вас принять на память образ святителя, чтобы вы не забывали в своих молитвах симферопольскую и крымскую паству. Ис полла эти, деспота! 3

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

[На вторый нанедренник глаголет: Да отрыгнет сердце твое слово благо, глаголешн дела твоя Цареви всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь .] [На крест глаголет: Аще кто хощет последовати Мне, да отвержется себе, рече Господь, и возьмет крест свой, и последует Мне всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь .] На шапку (митру) глаголет: Положи Господь на главу твою венец от камений драгих, живота просил еси, и даст ти долготу дний всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь . И сходят протодиакон и вторствуяй диаконов низу, и приемлют у клириков трисвещие (трикирий) и двосвещие (дикирий), и подносят архиерею. Протодиакон глаголет: Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь . Таже певцы поют: Тон дэспотин кэ архиереа имон, Кирие, филаттэ. Ис полла эти : И архиерей благословляет крестовидно с трисвещием и двосвещием, к востоку, к западу, к полудню и к северу. Певцы же поют косно: Ис полла эти, дэспота . Трищи. И, отдав трикирий и дикирий протодиакону и вторствующему диаконов, сядет, протодиакон же и диакони целуют святую десницу его. Тогда держай пастырский жезл, и примикирий с лампадою, покланяются архиерею и отходят. И с жезлом убо стоит пред святою иконою Владыки нашего Господа Иисуса Христа. Примикирий же с лампадою стоит по левой стране близ великих лампад [и в малом и великом вхобдех, предъидут держай жезл и примикирий с лампадою, ничто глаголюще.] Потом приносят лахань и рукоумывало, и умывает руки седя, аще не есть хиротониа чтеца, и певца и иподиакона. Аще же есть хиротониа, тогда подносит лахань хиротонисуемый по облачении в стихарь, по описанному в чине рукоположения их. Протодиакон же чтет: Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенннк Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея, да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живота моего, ихже в руках беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобием моим ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Державной волей Монарха Вы призваны стать митрополитом Санкт-Петербургским и Первосвятителем Церкви Русской. Приветствуя Вас со вступлением на поприще нового служения, Московская духовная академия осмеливается выразить уверенность, что нравственная связь, образовавшаяся между ней и Вами, не ослабнет с оставлением Вами Московской епархии, и что академия, и каждый из ее членов по-старому будут находить в Вас ходатая и помощника в их нуждах. Академия знает и чтит Вас, как строгого ревнителя Православной богословской науки и истины. Все время Вашего служения Вы обращали усиленное внимание на борьбу со всякого рода учениями, противными православию, возникали ли эти учения в области науки или непосредственно в жизни. Корпорация Московской духовной академии, прощаясь с Вами, как с ее непосредственным начальником, считает себя нравственно обязанной выразить Вам чувства преданности и благодарности за сделанное Вами для академии. В течение Вашего свыше 14-летнего управления многочисленные и многообразные ходатайства академии никогда не были Вами отклоняемы. Вы шли навстречу нуждам и прошениям корпорации, совета и правления. Отдельные лица, искавшие у Вас помощи и поддержки, всегда находили ее. Вы оказывали поддержку и помощь разнообразными способами и непосредственно Вашей щедрой рукой. Вы находили и находите средства для поддержания академического журнала и, благодаря этому, профессора имеют возможность публиковать результаты своих научных работ. Никогда академия не забудет Вашего глубоко доброго и трогательно простого отношения к ее членам. Вы не давали чувствовать великой разницы в положении митрополита и скромного преподавателя академии. Вы поражали своей простотой в богослужении, в обращении, в беседе и Вы подавали ей всем глубоко-назидательный нравственный урок. При многочисленных и трудных обязанностях Вашего служения Вы находили время посетить умирающего профессора, отслужить первую панихиду по скончавшемся другом профессоре. Навстречу горю и скорби Вы спешили с Вашей святительской молитвой. Да продлит Господь Ваши дни на благо Российской Церкви. Исъ полла эти, деспота!..»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/p...

В древнерусских рукописях чина епископской хиротонии XV века уже сохранился чин интронизации новорукоположенного епископа (см.: АИ. Т. 1. 375. С. 472-473). Как и в описываемой блж. Симеоном Солунским византийской практике того времени (см. 1-ю часть настоящей статьи), епископа интронизировали уже не в кафедральном храме его города, но в том храме, где совершалась хиротония. Как и византийском чине XV века, епископа усаживали не на его собственный, а на предстоятельский трон (в данном случае — митрополичий), который переносился со своего обычного места к дверям жертвенника; непосредственными совершителями обряда интронизации, имевшей место сразу по окончании Божественной литургии (и хиротонии), были протопоп и прочие священники; сразу после обряда пелись многолетия. Впрочем, было и некоторое отличие от описанной блж. Симеоном Солунским практики — на каждое из троекратных усаживаний пели не «Аксиос!», а «Ис полла эти, деспота»; кроме того, в чине присутствовало указание о снятии с новорукоположенного и настолованного архиерея литургических одежд и облачения его в «переманатку [параман] с источниками», «икону» (т. е. панагию) и мантию с источниками (см.: Никольский. 1885. С. 4; Неселовский. 1906. С. 281-285). Об объезде митрополичьего города верхом на коне, как в византийской традиции, древнерусские рукописи XV века не говорят, но в источниках XVI-XVII веков указано совершать после хиротонии аналогичный обряд шествия на осляти (или же объезда Москвы в карете). При этом до патриаршества Иоакима интронизация (настолование) новорукоположенных архиереев совершалась так же, как и в XV веке — изменения сводились к некоторым уточнениям: вместо двух старших священников, обряд интронизации было предписано совершать протопопу и протодиакону, а к перечню возлагаемых после интронизаций облачений добавилось указание о вручении новорукоположенному архиерейского жезла, что сопровождалось особой речью митрополита или Патриарха (см.: АИ. Т. 4. 1. С. 11-14. Никольский. 1885. С. 4-7, 29-32; Неселовский. 1906. С. 292-293).

http://bogoslov.ru/article/378672

Иереи по старшинству целуют Крест и руку архиерея; после них – священник, совершавший проскомидию. Архиерей вновь целует Крест и полагает на блюдо. Священник, приняв Крест и поцеловав руку архиерея, становится на свое место и затем, поклонившись со всеми прочими на благословение архиерея, идет со Святым Крестом к царским вратам и северною дверью проходит в алтарь, где полагает Святой Крест на престол. За священником с Крестом идет свещеносец, за ним – протодиакон, оборачиваясь для каждого идущего архиерея (если несколько). За архиереем идут иереи попарно (старшие впереди). Свещеносец становится на солее, у иконы Божией Матери, архиерей – на орлеце у амвона; сзади него – по два в ряд иереи, протодиакон – с правой стороны возле архиерея, предварительно отдав иподиакону трикирий с кадилом. Иподиакон со вторым диаконом уходит в алтарь. Протодиакон: “Благослови, Владыко.” Архиерей: “Благословен Бог наш…” Протодиакон, по обычаю, читает входные молитвы. Когда протодиакон начинает читать: “Милосердия двери…,” архиерей отдает жезлоносцу посох и восходит на амвон. Он поклоняется и целует иконы при чтении протодиаконом тропарей: “Пречистому Твоему образу…” “Милосердия сущи…” и храма. Затем, преклонив голову пред царскими вратами, читает молитву: “Господи, ниспосли руку Твою…” Протодиакон же, по обычаю, читает: “Боже, ослаби, остави…” Надев клобук и, приняв посох, архиерей с амвона благословляет всех, предстоящих на три стороны, при пении: “Тон дэспотин кэ архиереа имон, Кирие, филаттэ” (единожды), “Ис полла эти дэспота” (трижды) (“Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета”) и идёт на середину храма, на кафедру (облачальное место). Туда же, переходят иереи. Став в два ряда и совершив однократное поклонение к алтарю, они принимают благословение от архиерея и уходят северными и южными дверями в алтарь облачаться. Облачение архиерея . Когда архиерей идет с амвона к месту облачения, из алтаря выходят иподиаконы и другие прислуживающие, в стихарях, с блюдом, покрытым воздухом, и с блюдом с архиерейскими одеждами, а также первый и второй диаконы с кадильницами. Оба диакона становятся ниже амвона, против архиерея. Книгодержец принимает от архиерея на блюдо клобук, панагию, четки, мантию, рясу и уносит это в алтарь. Перед архиереем становится иподиакон с архиерейским облачением. Протодиакон с первым диаконом, сотворив поклон перед царскими вратами, возглашает: “Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило.” По благословении первый диакон говорит: “Господу помолимся,” протодиакон же читает: “Да возрадуется душа твоя о Господе; облесе бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя, яко жениху возложи ти венец и яко невесту украси тя красотою.” Иподиаконы, по благословении архиереем каждой одежды, надевают на него сначала стихарь (подсаккосник), затем и другие одежды, по порядку, причём диакон каждый раз произносит: “Господу помолимся,” а протодиакон – соответствующий стих. Певчие поют: “ Да возрадуется…” или другие положенные песнопения.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Интронизация Московских патриархов до Никона включительно Поставление автокефальных Московских митрополитов и затем патриархов до Никона включительно отличалось от поставления епископов весьма существенным обстоятельством: по не вполне ясным причинам Предстоятели Русской Церкви поставлялись не только через чин интронизации, но и через совершение над ними полного последования архиерейского рукоположения — даже если до своего избрания на Московскую кафедру они уже были епископами. В глазах членов Русской Церкви это, несомненно, наделяло фигуру патриарха особой сакральностью; тем не менее, этот обычай противоречил церковным канонам и учению о таинствах и поэтому был окончательно оставлен — последним патриархом, получившим при своем поставлении вторую архиерейскую хиротонию, был Никон. Вероятно, с этим же была связана и традиция облачения патриарха в две епитрахили — одна одевалась, как обычно, а вторая была нашита на патриарший саккос; эта традиция была также оставлена при Никоне. До патриарха Никона включительно чин интронизации Московских патриархов имел тот же порядок, что и поставление Московских митрополитов: после литургии патриарха возводили на архиерейский амвон два митрополита и трижды усаживали на поставленный там трон, с пением «Ис полла эти, деспота». Следовало переоблачение из литургических облачений во внебогослужебные одежды патриарха, вручение жезла царем и пение многолетий, посещение царя в его палатах, шествие на осляти по Москве. Интронизация Московских патриархов Иоасафа II, Питирима, Иоакима и Адриана С упразднением неканонического обычая перерукоположения патриарха была оставлена и традиция совершения обряда настолования — усаживания Патриарха на его трон («престол») — по окончании Божественной литургии. Можно предположить, что в процессе приведения русской практики того времени в соответствие греческой была пересмотрена и церемония патриаршей интронизации, которая начала совершаться, как и у греков, после литургийного Трисвятого и стала представлять собой просто троекратное восседание на горнем месте. Впрочем, в описаниях поставлений последних русских патриархов XVII века этот момент литургии обойден молчанием; возможно, что обряд настолования был и вовсе отменен.

http://e-vestnik.ru/church/intronizatsiy...

Сборники духовно-муз. сочинений Д. издавались в 1879 г. (Сочинения Степана Давыдова: Собр. 3-голосных, 4-голосных и 2-хорных молитвенных песнопений с переложением на фортепиано. М.: [Мейков]) и в 1890 г. (Полное собр. духовных муз. сочинений С. И. Давыдова/Под ред. К. Альбрехта. М.: [Изд. П. И. Юргенсона]). В них опубликованы: 4-голосная литургия (1-е изд.: СПб.: [Капелла], 1840); 4-голосные концерты: 1 «Тебе, Бога, хвалим», 2 «Хвалите Господа с небес», 3 «Се ныне благословите Господа», 4 «Слава в вышних Богу», 5 «Обновляйся, новый Иерусалиме», 6 «Исповемся Тебе, Господи», 7 «Вознесу Тя, Боже мой», 8 «Воспойте Господеви песнь нову», 9 «Высшую небес», 10 «Предстательство христиан непостыдное»; концерты на 2 хора: 11 «Слава во вышних Богу», 12 «Господи, кто обитает в жилище Твоем», 13 «Господь на небеси уготова престол свой»; одночастные песнопения («Ис полла эти, дэспота» и др.). Впосл. появлялись др. издания его сочинений (напр., «Многолетие»//Сб. духовно-муз. песнопений разных авторов. 16: Венчание/Под ред. Н. Д. Лебедева. СПб., 1916. С. 60). Ряд песнопений Д. существует в рукописях: «Тебе поем», «Христос Воскресе» (ГЦММК. Ф. 36. Ед. хр. 30. 3477. Л. 271 об., 75 об.), Херувимская (РГИА. Ф. 1119. Ед. хр. 57). Нек-рые исследователи приписывают Д. ряд концертов, автором к-рых он не является: «Гласом моим ко Господу воззвах», «Твое славим успение» (скорее всего, они сочинены Бортнянским). Некоторые сочинения Д. упоминаются в различных источниках, но утеряны, напр., песнопения для 2-хорной литургии «Аминь. Господи, помилуй», «Слава Отцу и Сыну» (2 варианта) (Каталог певческой ноте. 43а-б, 44). В годы работы в Театральной школе Д. написал много сочинений для театра, среди к-рых - опера «Леста, днепровская русалка», а также балеты с хорами «Увенчанная благость», «Жертвоприношение благодарности» и др. В тот же период им были созданы кантата «Радость российских муз», гимн на закладку здания новой биржи в С.-Петербурге. В годы войны с Наполеоном Д., так же как Бортнянский и Д. Н. Кашин , сочинял патриотические песни с хорами («Песнь русских воинов в пределах Франции», «Песнь русским воинам на возвращение в Отечество»). В его творчестве начал развиваться новый для рус. искусства жанр, в котором были синтезированы признаки оперы, балета и драмы,- дивертисмент с музыкой. Большинство произведений Д. в этом жанре посвящено теме народных гуляний, игрищ в Москве: «Семик, или Гулянья в Марьиной роще» (1815), «Гулянье на Воробьевых горах» (1815), «Филатка с Федорою у качелей под Новинским» (1815), «Первое мая, или Гулянье в Сокольниках» (1816). Одним из первых Д. обрабатывал народные песни для хора («Где ты, сокол, птица быстрая», для соло с хором); возможно, он - автор романса «Среди долины ровныя» на стихи А. Ф. Мерзлякова.

http://pravenc.ru/text/168600.html

Тем не менее в греч. печатных изданиях (в отличие от слав., груз. и проч.), начиная с первопечатных XVI в. (Ibid.) и вплоть до мн. новейших (см., напр.: Αρχιερατικν. Θεσσαλονκη, 2004. Σ. 47), «Д. и.» не указывается, что связано с устоявшейся греч. практикой опускать это песнопение (впрочем, в последнее время наблюдается тенденция к возрождению «Д. и.» и в греч. практике - напр., в издаваемом мон-рем Симонопетра Иератиконе оно присутствует согласно афонской традиции). Священнодействие перенесения Св. Даров со св. престола на жертвенник, происходящее во время «Д. и.», в слав. рукописной традиции может иметь название: «перенос» (см., напр.: РНБ. Q. п. I. 7. Л. 55 об., XIV в.) или «малый перенос» (в противопоставление «большому переносу», т. е. великому входу ). По традиции после причащения мирян диакон или предстоятель ссыпает оставшиеся на дискосе частицы в Чашу; предстоятель благословляет народ со словами, основанными на Пс 27. 9, после чего хор поет       или иное песнопение (при архиерейском богослужении - также «Ис полла эти, дэспота»), а предстоятель кадит Чашу и дискос со словами Пс 56. 12 и отдает дискос и кадило диакону, к-рый, покадив народ из св. врат, относит дискос на жертвенник; наконец, предстоятель, тихо говоря: «Благословен Бог наш», крестообразно осеняет Чашей св. престол и (при архиерейском служении архиерей передает в этот момент Чашу священнику, к-рый и произносит дальнейший возглас), возглашая: «Всегда, ныне и присно и во веки веков», осеняет Чашей народ и относит ее на жертвенник, после чего хор поет «Аминь» и «Д. и.» (в греч. традиции часто опускается), а священник ставит на жертвенник свечу перед Чашей, кадит их и отдает кадило диакону, к-рый, покадив священника, идет произносить благодарственную ектению ( Георгиевский. С. 80-82). Те же священнодействия (за исключением ссыпания частиц) совершаются и за литургией Преждеосвященных Даров , но в нек-рых южноитал. (в отличие от к-польских) греч. Евхологиях «Д. и.» за этой литургией может заменяться иным песнопением, Εχαριστομν σοι, Κριε (      ) ( Taft.

http://pravenc.ru/text/ Да исполнятся ...

Вашими неустанными трудами открыт, проводится и, мы надеемся, будет проводиться и далее огромный фронт реставрационных работ в храмах, монастырях, многих церковных зданиях, благоустройство целых городов. Можно по праву сказать, не ошибаясь, что такого объёма одновременно проводимых работ, такого качества исполнения и соответствия законам сегодняшнего дня Псковская земля не знала за всю свою историю. Для Вашего щедрого сердца не было ничего второстепенного. Это выражалось в Вашем ходатайстве перед Святейшим Патриархом, Предстоятелем Русской Церкви, о многочисленных наградах – богослужебных, общецерковных – для клириков, церковных тружеников. Все эти награды являлись для нас большим утешением, вдохновением на новые труды. Неисчислимы подарки митрополита псковским детишкам, которыми были отмечены все праздники Рождества Христова, Пасхи Христовой и многие торжества прошедших лет. Огромное внимание вы уделяли образованию и воцерковлению молодёжи. С особым гостеприимством для молодого поколения была открыта Псково-Печерская обитель – и тысячи студентов посетили её. Маршруты были проложены и по основным историческим местам Псковской земли, и далеко за её пределы. Будучи знатоком культуры и ценителем искусства, Вы дали импульс к развитию культуры целого региона всего Северо-Запада. На небывалую высоту поднялось мастерство церковного пения, успешно реализован в епархии Ваш опыт издательской деятельности. Ежегодно в Псково-Печерской обители десятками издавались книги для взрослых и детей. Дорогой Владыка! В этот исторический для нас день мы благодарно кланяемся Вам с признательностью за жертвенные и многогранные труды для Церкви Христовой и Земли Псковской. Ваш авторский стиль, стиль христианской жизни, наполненной добротой, чуткостью, простотой, скромностью, доступностью, – вот, Владыка, что остаётся нам в наследие, и это наследие духовное будет руководствовать нас в дальнейшем к духовному самосовершенствованию. В память о Вашем пребывании на Псковской кафедре мы просим Вас принять этот древний образ Спасителя и вместе с этим, дорогой Владыка, мы испрашиваем у Вас архипастырского благословения на нашу дальнейшую жизнь и Ваших святых молитв. Ис полла эти, деспота!

http://pravoslavie.ru/156799.html

Все эти годы, Вы, Богу содействующу, своим словом, молитвой и личным благочестием сокрушаете демонов немощные дерзости (тропарь мученику Трифону), направленные на разрушение церковного единства, мужественно противостоите различным попыткам изменить веками сложившийся канонический строй, заботитесь о всестороннем развитии епархиальной и приходской жизни, пламенно проповедуете и неустанно призываете современников следовать непреходящим евангельским заветам Спасителя. Подражая своему небесному покровителю святому равноапостольному Кириллу, учителю Словенскому, Вы делаете все возможное для того, чтобы слово Божие росло, и число учеников Христовых весьма умножалось (Деян. 6:7). Ваше Святейшество! Позвольте выразить Вам искреннюю и сердечную благодарность за мудрое управление церковным кораблем, идущим по бурным волнам житейского моря, за пример личного мужества, духовной стойкости, горячей веры, непоколебимой надежды и деятельной любви, за слова утешения и поддержки, за ясные указания, как в нынешние нелегкие времена надлежит поступать нам, христианам. Вместе с Вами мы твердо уповаем на то, что в ответ на общие молитвы и труды Господь сохранит Церковь Свою невредимой до скончания века (Мф. 28:20), приклонит милость к народам исторической Руси, мир и безмятежие всем дарует. Сегодня, поздравляя Вас с днем тезоименитства, и всецерковно отмечаемым 75-летним юбилеем, мы возносим сугубые прошения ко Вседержавному Владыке неба и земли, дабы Он и впредь обновлял и восполнял Ваши духовные и телесные силы, ниспосылал Свою благодатную помощь в дальнейшем Патриаршем служении, со тщанием и ревностью совершаемом Вами на пользу Святой Церкви. Да ущедрит Вас Господь и сохранит в добром здравии на многая лета. Ис полла эти, Деспота. Члены Священного Синода Русской Православной Церкви 24 мая 2022 года 29 декабря 2021 г. 21 ноября 2021 г. Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила.

http://75.patriarchia.ru/db/text/5928231...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010