Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Высокопреосвященнейший митрополит Волоколамский Иларион не оставили своим высоким вниманием многих любящих нашу святую Пюхтицкую обитель. Труженики ее по случаю этой знаменательной даты удостоены орденов и благодарственных грамот. Успенский собор вступает во второе столетие своей истории, и мне бы хотелось молитвенно пожелать, чтобы благодать Божия, пребывающая на этом святом месте, освященном стопами Пречистой Богородицы, всегда сопутствовала и помогала всем притекающим в обитель за помощью и утешением. Еще раз позвольте выразить сердечную благодарность и признательность нашим дорогим архипастырям и священнослужителям, высоким гостям и паломникам, пожелать всем доброго здравия, милости и помощи Божией в трудах и многих-многих лет жизни. Дорогой наш владыка митрополит Иларион, ис полла эти деспота !» На память о посещении обители настоятельница преподнесла владыке Илариону Пюхтицкий образ Божией Матери. Затем митрополит Иларион вручил Патриаршие награды – ордена и грамоты – ряду клириков и мирян, потрудившихся на благо обители. На месте, которое по-эстонски называется Куремяэ («журавлиная гора»), в XVI веке Пресвятая Богородица явилась эстонским пастухам и оставила в благословение икону Своего преславного Успения. По преданию, ранним утром пастухи увидели на горе Божию Матерь в святящемся облачении. Они устремились на гору – видение скрылось. Когда же стали удаляться, Она снова предстала их взору. Трижды являлась Царица Небесная пастухам. Тогда они взошли на гору и на том месте, где являлась Богородица, нашли старинный образ. У подножия горы забил источник. 15 августа 1891 года епископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. На торжестве присутствовали генерал-губернатор Эстляндии князь С.В.Шаховской, обер-прокурор Святейшего Синода В.К.Саблер, другие почетные гости. Собралось множество богомольцев не только из окрестных селений, но и из других губерний.

http://pravoslavie.ru/39117.html

Сергий произвел первоочередные назначения приходского духовенства, а также сформировал новый состав епархиального совета, который должен был заниматься церковными проблемами в его отсутствие. На большее не оставалось времени, вот-вот в Москве должен был начаться Поместный собор. На короткое время Сергий вернется в свою епархию после окончания первой сессии Собора. 23 декабря 1917 года духовенство епархии торжественно встречало своего архиерея возле Успенского собора. Местом пребывания он избрал Рождественско-Богородицкий мужской монастырь, расположенный в старой части города, на холме, господствующем над Клязьмой и заречной частью пригорода. Однако, хотя он и пробыл в епархии чуть больше, чем другие архиереи в своих епархиях, так как должен был с ней познакомиться и наладить церковную жизнь, но уже в конце января пришел телеграфный вызов в Москву, на Собор. …Утром 16 февраля 1918 года митрополит Сергий возвратился в Москву. Сразу же с вокзала он поспешил в Епархиальный дом, где, как ему сообщили накануне по телефону, должно было состояться первое совместное заседание новоучрежденных высших органов церковного управления. Митрополит вошел в соборную палату в тот момент, когда на кафедру поднялся секретарь Собора П. В. Гурьев для оглашения принятого 31 января после бурных споров проекта соборного определения о высших церковных органах. Голос его звучал твердо и убедительно: – Священный синод и Высший церковный совет вступают в исполнение своего служения с 1 февраля 1918 года и принимают от Святейшего синода все дела церковного управления. Сергий быстро прошел на свое обычное место. Его неприятно поразило значительное число пустующих архиерейских кресел. Чуть более тридцати насчитал он своих собратьев-архиереев. Да и в зале многие места пустовали: присутствовала едва ли треть членов Собора. Немного спустя заседание было прервано – в зале появился патриарх Тихон. Преподавая благословение соборянам, он прошел в президиум. Члены Собора стоя приветствовали его и воспевали: «Ис полла эти, деспота». Неспешно, но как-то приглушенно начал свою речь Тихон:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Возвращаясь собственно к чину интронизации Московских Патриархов, следует вновь повторить, что до Патриарха Никона включительно он имел тот же порядок, что и поставлении Московских митрополитов: после литургии Патриарха возводили на архиерейский амвон два митрополита (вместо прежних архиепископа и епископа) и трижды усаживали на поставленный там трон, с пением «Ис полла эти, деспота». Следовало переоблачение из литургических облачений во внебогослужебные одежды Патриарха, вручение жезла царем (при поставлении Патриарха Филарета жезл вручал ему не царь, приходившийся Филарету сыном, а находившийся в тот момент в Москве Иерусалимский Патриарх; см. подробный «Чин наречения и поставления на Патриаршеский Российский престол Преосвященнаго Филарета Никитича [Романова], Ростовскаго митрополита»: ДРВ. Ч. 6. С. 125-162) и пение многолетий, посещение царя в его палатах, шествие на осляти по Москве ( Никольский. 1885. С. 7-8, 23-25). Интронизация Московских Патриархов Иоасафа II, Питирима, Иоакима и Адриана С упразднением неканонического обычая пере-рукоположения Патриарха при его поставлении в Русской Церкви была оставлена и традиция совершения обряда настолования — усаживания Патриарха на его трон («престол») — по окончании Божественной литургии. Можно предположить, что в ходе более общего процесса приведения русской практики того времени в соответствие греческой была пересмотрена и церемония Патриаршей интронизации, которая начала совершаться, как и у греков, после литургийного Трисвятого и стала представлять собой просто троекратное — место обычного единократного — восседание на горнем месте. Впрочем, в описаниях поставлений последних русских Патриархов XVII века этот момент литургии обойден молчанием; возможно, что обряд настолования был и вовсе отменен. От старой традиции остались лишь обряды переоблачения Патриарха из обычных архиерейских облачений в патриаршие и вручения Патриарху царем первосвятительского жезла — но и эти обряды стали совершаться не после литургии, а до нее, так что патриаршие мантию, клобук и панагию заменили литургийные одежды: саккос и проч. (см.: ДРВ. Ч. 6. С. 254-255; Никольский. 1885. С. 8-14). Пелись многолетия и совершалась литургия. После литургии Патриарх навещал царя, а затем объезжал город — но не на осляти, как раньше, а на санях или в карете (см. Никольский. 1885. С. 26-29). С упразднением Патриаршества совершение чина интронизации Предстоятеля Русской Церкви, естественно, и вовсе прекратилось.

http://bogoslov.ru/article/378672

Архиерей, входя во олтарь косно и тихо [держимь под руки двема архимандриты или игумены, до царских врат], благословляет народ о десную и о левую страну. Предъидущии же диакони кадят Святое Евангелие. И егда внидет архиерей во святыя двери святаго олтаря, отдает трикирий протодиакону, дикирий же держит левою рукою и целует святыя двери на десно и на лево, и глаголет, входя: В нид въ домъ твой, поклонюс ко храм стом твоем въ страс тбоемъ. И, вшед во олтарь, архиерей целует святый престол. Таже певцы поют: Ис полла эти, дэспота . Архиерей же, приим кадильницу, кадит святую трапезу округ, и предложение, и весь олтарь. Таже исходит пред святыя двери и кадит Владыки Христа образ, и Пресвятыя Богородицы: и народ, и сущыя во олтари кадит стоя пред святою трапезою. И посем приидет учиненный чтец среди церкве пред амвон и творит поклон, держа и книгу согбенну. Протодиакон же среди дверей, зря к чтецу и держа орарий, и к нему показуя, глаголет: Вонмем . Архиерей: М иръ всмъ. Чтец: И духови твоему . Протодиакон: Премудрость . чтец: Прокимен, псалом Давидов . И сказует прокимен прилучившагосся дне, на глас. Таже протодиакон: Премудрость . (Царская врата затворити.) Чтец: надписание Бытия. Протодиакон: Вонмем . И по Бытии вторый прокимен. [Царская врата отверсти.) И посем возглашаст протодиакон: Повелите . И архиерей приемлет обема рукама кадильницу и трикирий, стоит пред святою трапезою, зря к востоком и назнаменуя крест, глаголет: П ремдрость, прости. Таже, обратяся на запад, к народу, глаголет: С втъ хртовъ просвщаетъ всхъ. И отдает кадильницу и трикирий. [Царская врата затворити.] Чтец: Притчей чтение. Протодиакон: Вонмем . И Притча. И по исполнении глаголет архиерей: М иръ ти. Протодиакон: Премудрость. Певцы: Да исправится молитва моя : Тогда праваго и леваго клиросов, и предстоящий народ обе страны во всей церкви стоят на коленех молящеся. И по пении певцев 1-й лик поет тожде: Да исправится молитва моя : И певцы, и другая страна лика, и предстоящий народ стоят на коленех, дондеже пропоют. Таже певцы поют 1-й стих: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя : И по пропетии стиха поет 2-й лик: Да исправится молитва моя : Тогда певцы и 1-й лик, и тоя страны предстоящий народ припадают на колена. Таже певцы поют 2-й стих: Положи, Господи, хранение : и 1-й лик паки поет: Да исправится молитва : и певцы, и 2-й лик, и предстоящий народ паки преклоняют колена. И паки певцы поют 3-й стих: Не уклони сердце мое : И 2-й лик поет: Да исправится молитва моя : И приклоняют колена певцы и 1-й лик, и народ. И паки певцы поют: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою . И тогда оба лика и во церкви предстоящий весь народ припадают на колена и стоят, дондеже певцы поют. И, воставше, допевают на клиросе: Воздеяние руку моею, жертва вечерняя . И по исполнении творим поклоны 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По отпусте настоятель подаёт архиерею Крест, а диакон возглашает многолетие (где священник один, без диакона, ектению, отпуст и многолетие говорит священник, стоя у амвона). По осенении архиереем предстоящих в храме Крестом настоятель принимает опять Крест на блюдо и, когда, после этого архиерей на три стороны благословит предстоящий народ и на это благословение певчие пропоют: “Тон дэспотин…,” настоятель, с прочими священниками и диаконами входит за архиереем через царские врата в алтарь, где полагает Крест на престоле. Затем священники и диаконы вместе с архиереем прикладываются к престолу и в порядке старшинства подходят к архиерею, стоящему на правой стороне от престола, для принятия благословения. Принять благословение архиерея входят в алтарь и псаломщики. По обозрении алтаря и его священных принадлежностей, когда архиерей будет выходить, для обозрения алтарей, в пределах храма и затем всего храма, духовенство снимает облачения, кроме настоятеля и младшего из диаконов, из которых первый, оставив на себе епитрахиль, сопутствует архиерею по храму, а последний, остаётся в облачении для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма. По обозрении храма, когда архиерей взойдёт на амвон преподать святительское назидание пастве прихода, духовенство становится на солее по сторонам архиерея – младшие за старшими, а настоятель прихода входит в это время одной их боковых дверей в алтарь для сложения антиминса, после чего и сам, сняв епитрахиль, выходит из алтаря для слушания архиерейского поучения. Когда архиерей закончит поучение и преподаст всем общее благословение, певчие пропоют: “Ис полла эти, дэспота,” прихожане храма подходят к архипастырю для принятия благословения. При выходе архиерея из храма совершается трезвон. Архиерейское служение литургии преждеосвященных Даров. Встреча Архиерея и чтение входных молитв совершается так же, как обычно при архиерейском богослужении. (Служить Преждеосвященную литургию на запасных Дарах (хранимых для приобщения больных) нигде не полагается, см. Ц. В. 1896, 40. – Нельзя совершать оную литургию на испортившемся Агнце, Ц. В. 1892, 12), Затем в Чиновнике (по осенению Архиереем, после входных молитв, народа, когда певцы пропоют: “Тон дэспотин...”) сказано: “И отошед (Архиерей) стоит на уготованном месте, и начинают читать часы, и поют по уставу.”

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Синхронно с ними действовали и многие украинские организации, получающие значительное финансирование из-за рубежа. Только один пример: институт, возглавляемый советником В.Ющенко и будущим министром обороны А.Гриценко, сразу после завершения второго тура президентских выборов по результатом так называемого национального экзит-полла заявил, что лидер оранжевых победил с перевесом в 11 процентов. Эта цифра потом нигде не была подтверждена, как и 15 процентов преимущества Ющенко в юридически нелегитимном «третьем туре». Однако именно эти 11 процентов появились в виде лозунга на Майдане уже 21 ноября, когда истинные результаты выборов еще никому не были известны… А.Б.Крылов (доктор исторических наук, ИМЭМО) убедительно доказывает несостоятельность официальной версии «грузинской революции роз» как стихийного народного протеста населения против фальсификации правящим режимом результатов парламентских выборов. После победы «революции роз» политика Тбилиси утратила те немногие остатки самостоятельности и балансирования между различными центрами силы, которые сохранялись при его предшественнике. Последствия радикального проамериканского курса могут привести к крайне негативным последствиям, о чем свидетельствует и динамика событий, разворачивающихся вокруг Абхазии и Южной Осетии. Падение популярности в собственной стране вынуждает М.Саакашвили, так же как и его украинского коллегу, искать поддержку своей сомнительной юридической легитимности извне, апеллируя к патриотическим чувствам населения и создавая, буквально на пустом месте, образ врага в лице России. В статье А.Арешева (Фонд стратегической культуры, Москва) «Оранжевые технологии в Армении…» рассматривается временной отрезок 2004 – 2007 годов и не нашли отражение события февраля и марта 2008 года. Однако многие крайне негативные тенденции, связанные в первую очередь с реализацией в республике крайней либеральной экономической модели, были очевидны уже в предшествующие годы – именно они позволили радикальной оппозиции безнаказанно и открыто выдвинуть лозунг слома государственной машины.

http://pravoslavie.ru/36718.html

После семипоклонного начала и чтения входных молитв Владыка Ювеналий благословил паству с амвона, в ответ прозвучало «Ис полла эти, деспота», и, как на всякое благословение святителя, прихожане совершили земной поклон. Во время чтения часов были совершены хиротесии Михаила Леонидовича Верялина, Андрея Юрьевича Булычева и Владимира Валерьевича Булычева в свещеносцев, а затем во чтецов, а инока Антония (Аненко) в свещеносца, чтеца и иподиакона. За Божественной литургией пели на двух клиросах: правым руководил чтец Сергий Степанов, а левым Галина Леонидовна Верялина. Кроме певчих Михаило-Архангельского храма в богослужении участвовали клирошане Покровского храма в Рубцово и Тихвинского храма поселка Павлово-на-Неве Санкт-Петербургской епархии. Подобно раскатам волн мощно и красиво звучали хоры во время пения антифонов. На малом входе Высокопреосвященнейший Ювеналий вручил настоятелю Михаило-Архангельского храма священноигумену Иринарху наперсный крест с украшениями — награду, которой его удостоил Святейший Патриарх Кирилл за многолетние труды на ниве церковной. После малого входа клироса объединились для пения праздничных тропарей и кондаков, и казалось, молитвенное обращение певчих к Чиноначальнику Бесплотных Сил достигло небес — так проникновенно были исполнены эти песнопения. Херувимская песнь также исполнялась объединенным хором, на сей раз ее пели демественным роспевом. После перенесения Святых Даров была совершена иерейская хиротония — Владыка Ювеналий рукоположил во священника диакона Валерия Булычева и тем самым даровал Михайло-Архангельскому приходу еще одного пастыря. Последовавшие за этим ектении тоже были исполнены демеством, а после евхаристического канона клироса вновь соединились для пения торжественного гимна в честь Пресвятой Богородицы — задостойника «О Тебе радуется», который принято петь в день престольных праздников в храмах, посвященных Михаилу Архангелу. За «выкличкой», торжественно возглашенной иеродиаконом Вениамином, последовала еще одна хиротония — диаконская. Некоторое время назад воспитанник Коломенской духовной семинарии Александр Аненко принял иноческий постриг с наречением имени Антоний. И вот новый шаг в служении Богу и Его Святой Церкви — Владыка Ювеналий рукоположил инока Антония в иеродиакона.

http://pravoslavie.ru/39287.html

О досуге Корреспондент: Остается ли у архиерея время на себя? Владыка Варсонофий: Это зависит от возраста. Если архиерей молодой — он, конечно, может, и находит время на досуг. Но у меня, наверное, уже возраст не тот. Корреспондент: И художественную литературу не читаете? Владыка Варсонофий: Я предпочитаю духовную литературу, аскетику. Буквально пару страниц перед сном — и на душе хорошо, спокойно становится. Вот сейчас я читаю труд архимандрита Софрония (Сахарова) о старце Силуане Афонском. Иоанна Кронштадтского люблю. А художественную уже почти и не открываю. В молодости увлекался военной литературой, деревенской прозой: Борис Васильев, Владимир Солоухин, Валентин Распутин. Чингиз Айтматов меня увлек как-то, роман «Плаха» — очень интересный. Недавно прочитал также очень интересный исторический роман о смутном времени «Стена», который написал наш министр культуры Владимир Мединский. Едем по Синопской набережной. — Сколько там времени-то у нас в запасе? После службы ненадолго едем в резиденцию, затем в Дом ветеранов, — напоминает митрополит водителю. — Значит, мы на этой точке можем пробыть не дольше, чем до часу. — Поворачивается ко мне и поясняет: ужасно не люблю опаздывать, стараюсь всегда быть пунктуальным. 9:50–10:00 Подъезжаем к храму. «Вот „Кулич“, а вот „Пасха“», — показывает митрополит из окна автомобиля на храм и колокольню, формой похожие на два пасхальных угощения.      Черный автомобиль въезжает на территорию храма. Здесь уже ждут секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Виктор Голубев, члены Приходского совета. Митрополит выходит из машины, его быстро окружают люди: — Дорогой владыка, очень рады приветствовать вас у нас! Такая радость! — слышу я голос настоятеля, отца Виктора Голубева, седого пожилого священника, худого, стройного и при этом осанистого. Протоиерей Сергий Куксевич что-то рассказывает архиерею… «Отцу Виктору недавно исполнилось 85 лет», — слышу краем уха обрывок разговора. 10:00–10:05 Митрополит входит в храм. Его встречает всё местное духовенство. Надев архиерейскую мантию и взяв посох, владыка направляется на солею, благословлять народ. Хор поет на греческом «Тон деспотин кэ архиереа имон, Кирие, филатте, ис полла эти деспота» («Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета»).

http://pravoslavie.ru/79784.html

Особым чувством овеяны ночные службы под день Малой Пасхи – Рождества Христова. Краткость службы равна в эту ночь светлой непостижимой и тихой радости праздника, и можно стоять далеко от священнослужащих, но полностью ощущать всю полноту благодати, наполняющей храм. Не одно сердце сладко замирает в эту ночь под звучные удары колокола, возвещающего начало ночной литургии. И можно даже как будто не молиться внешне, можно даже изнемогать от ночной усталости, но в ней-то и чувствовать непостижимость Рождественской радости, ни с чем несравнимую тишину сердца. Божественная литургия, совершаемая Святейшим Патриархом, в какой бы день и по какому бы поводу она ни совершалась, всегда является величайшим праздником души. Торжественная встреча – в великие праздники с пением задостойного, чин облачения при отверстых царских вратах, чудные звуки блаженных на малом входе и затем это поразительное по своей красоте каждение алтаря, иконостаса и народа во время ис полла эти деспота . Здесь же скоро и воспоминание всего православного мира, всех православных патриархов. Верующий сразу входит духом в атмосферу вселенской Церкви, он даже на деле переживает ее при упоминании имен старейших Патриархов – Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима. Но подлинная радость души еще впереди. На Херувимской и особенно в каноне Евхаристии на Тебе поем обнажаются все силы души, и если дает Господь, то можно восчувствовать действенность молитв Первостоятеля, можно проникнуть в сокровенные воздыхания Церкви, возглавляемые ее отцом. Следует быть уверенным, что искренние души, пусть даже и мало сведущие, не уйдут тщи, не уйдут пусты от этого великого таинства нашей жизни, от этого подлинного чуда восстановления души в таинстве святой Литургии. Господь открывает Свои глаголы, вещает дивные дела молящемуся под покровом молитв Святейшего Патриарха, в молитве его и слабые наши воздыхания обретают действенность и твердость. Как хотелось бы сказать тем христианам, которые во многом изменили постановления святой Соборной и Апостольской Церкви – что потеряли они, живя вне Православия, какой искусственной, неполной сделали они свою веру, как обеднили свою жизнь, уменьшив число таинств и упростив богослужения, какого великого источника живой жизни и радости они лишились.

http://pravmir.ru/sluzheniya-svyateysheg...

Своей мудрой тактикой, взвешенной позицией, примером благочестивой жизни Вы подняли авторитет Православной Церкви в Казахстане. Входя в состав Национального Совета республики, Вы прилагали силы к укреплению межнационального и межконфессионального согласия в нашей стране. Вы не искали здесь своего, но только Божия, только блага Церковного. Ваша паства может смело свидетельствовать: Вы - человек Церкви. И везде, во всяких обстоятельствах Вы остаетесь верным Христу. Не скроем, что за семилетний период Вашего здесь самоотверженного служения, Вы серьезно истощили свое здоровье и, возможно, в свои уже немолодые годы начинали помышлять о спокойном, благоденственном житии в поднятой Вами и полюбившейся епархии. Но выпал иной жребий - Вы получили новое назначение в неустроенную, проблемную, духовно запущенную и (простите за откровенность) не соответствующую Вашему иерархическому статусу епархию Пермскую и Соликамскую. Но мы верим, какие бы искушения не пришлось Вам пережить, они не сломят Вашего духа, не угасят Вашей любви к Богу, не ослабят доверия к Его Промыслу и не умерят Вашей деятельности на ниве созидания и утверждения Христовой Церкви. Огнем испытывается золото, огненными искушениями приобретается наследие Христово (1Петр. 1, 6-7). Примите, дорогой Архипастырь, наш прощальный привет, а вместе с ним нашу искреннюю благодарность. Будьте уверены, что бы ни случилось на Вашем земном пути, наша любовь - с Вами. Наши души по-прежнему открыты для Вас. Казахстанская земля, увенчанная плодами Ваших трудов, будет продолжать зримо свидетельствовать об Истине. Казахстанская паства всегда будет молитвенно помнить Вас. Где бы Вы не находились, Вы - в сердцах наших. Простите нас, Владыко Святый, и благословите. Ис полла эти, Дэспота! Прощаясь с паствой, владыка Мефодий привел слова своего предшественника - митрополита Иосифа (Чернова), который писал в свое время: «Алма-Ата - кусочек рая на земле». Действительно, тот, кто знает солнечную Алма-Ату с ее зелеными улицами, с обрамляющими город величественными горами Заилийского Алатау, с изобилием плодов земных, а главное - с прекрасными, добрыми и открытыми людьми, ее населяющими, тот может повторить за владыкой Иосифом: «Алма-Ата - кусочек рая на земле. И я уезжаю из рая».

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/16/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010