Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИС ПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА» [греч. Ες πολλ τη, δσποτα - На многая лета, владыко], песнопение правосл. архиерейского богослужения , пожелание епископу мн. лет жизни (ср. Многолетие ). Восходит к жанру визант. аккламаций , к-рые представляли собой торжественные приветствия императора или патриарха. Наиболее ранние аккламации-многолетия с нотацией (посвященные визант. имп. Андронику III Палеологу ) сохранились в Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 144). «И. п. э. д.» поется на всех службах с участием епископа, в первую очередь в архиерейском чине Божественной литургии. В греч. рукописных нотированных Анфологиях кон. XVII-XIX в. «И. п. э. д.» фиксируется вместе с Трисвятым (CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6. Fol. 38-38v, 1680 г.; Lesb. Leim. 248. Fol. 229v, 1770-1790 гг.; Athen. Merlier. 6. Fol. 131v, 1790-1800 гг. (на 3-й глас); Ibid. 7. Fol. 197v - 198, 1805 г. (на 2-й и 3-й гласы)), отдельно (Athen. Paidousi. 2. Fol. 174, 1780-1800 гг. (2 напева на 2-й глас); Lesb. Leim. 341. Fol. 120, 1790-1793 гг. (3 напева на 2-й глас); Ibid. 375. Fol. 3v, 1819 г. (на 3-й глас); CPolit. Bibl. Patr. S. n. Fol. 523-524, 1816-1819 гг. (на разные гласы)), в качестве заключения песнопения «Τν δεσπτην...» (Athen. Merlier. 6. Fol. 122-122v (4 напева на 2-й глас)). Известны авторские распевы - лампадария Великой ц. Петра Пелопоннесского (Lesb. Leim. 341. Fol. 125 (2 распева на 3-й глас)) и протопсалта Великой ц. Григория (Aegio. Taxiarh. 9. P. 480, 1820-1830 гг. (на 2-й глас)). Отдельно песнопение «И. п. э. д.» с нотацией в греч. традиции появляется только в печатных сборниках песнопений суточного круга. Как правило, в различные редакции Анфологиев включается напев 2-го гласа в невматическом стиле без указания автора и авторские варианты, созданные на его основе. Так, в к-польском изд. «Ταμεον Ανθολογας» (1869) помещены 2 варианта песнопения на 2-й глас: без указания автора и более пространный напев Феодора Папапарасху Фокейского . Известно также «И. п. э. д.» Георгия Редестского (1-я пол. XVII в.) на 2-й глас (см. изд.: Ταμεον Ανθολογας Απαντα τ μαθματα το σπερινο/Εκδ. π Γ. Προγκη. Νεπολις Κρτης, 1996. Σ. 5).

http://pravenc.ru/text/674111.html

Закрыть itemscope itemtype="" > О потерянном рабстве и рыночной свободе 20.10.2016 4582 Время на чтение 15 минут Главная проблема современного Православия и, собственно говоря, России (потому что России нет без Православия) - это то, что мы разучились быть рабами. Христианство - это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология - это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина. Всё современное общество поклоняется идолу социальных прав и свобод. И только Православная Церковь упорно утверждает, что человек - это бесправный раб Божий. Поэтому так неуютно себя чувствует современный «свободомыслящий» человек в православном храме, где всё проникнуто архаикой рабства. Как диссонирует для его уха обращение к священноначалию «Святый Владыко», «Ваше Высокопреосвященство», «Ваше Святейшество», «ис полла эти Деспота» (многолетие епископу), а тем более постоянное именование христианами себя в молитвах «рабами Божьими». Что стоит за понятием «рабство Божие», нам раскрывает Евангелие. Раб ничего не имеет своего. Он живет только милостью своего Господина, Который, «посчитавшись» с ним, находит его либо добрым рабом, исполняющим Его повеления и достойным еще большей милости от своего Владыки, либо лукавым и ленивым, достойным строгого взыскания. Рабство Божие лишает христиан даже привязанности к самым близким - мужу, жене, родителям, детям. Они не наши - они тоже рабы нашего Господа. И наш Хозяин требует быть привязанным только к Нему и быть готовым в любой момент без сожаления разлучиться не только с самыми дорогими людьми, но и с самой жизнью, которая принадлежит, не рабу, а всецело Богу. И здесь не могут помочь модернистские горделивые утверждения: «раб Божий - значит ничей раб». Потому что в христианской Традиции раб Божий - значит раб Царя, раб Государства (от слова Государь), раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского. Первоверховный апостол Петр так наставляет христиан «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

М.И. Вострышев Восстановление патриаршества Мечта о русском патриаршестве возникла в середине XVI века как осознание Русской Церковью перехода к ней от павшего Царырада Вселенской миссии православия. 26 января 1589 года среди древних патриарших кафедр появилась новая – Московская, что стало доказательством духовного авторитета Русской Церкви и силы Русского государства. Царь Федор Иоаннович, с благословения константинопольского патриарха Иеремии, на торжественной церемонии выбрал из трех кандидатов достойнейшего – митрополита Московского Иова и вручил ему символ патриаршей власти – посох святого митрополита Петра. В Успенском соборе Московского Кремля после Божественной литургии владыку Иова трижды посадили на патриаршее место с пением «Ис полла эти, деспота!» 13 . Царь поднес первому русскому патриарху золотую панагию с драгоценными камнями «да клобук вязан бел с камением, с яхонты и с жемчуги, наверху площ золот чеканен, а на нем крест; по клобуку ж дробницы золоты чеканены». Деяния первых патриархов совпали со Смутным временем, с попыткой поляков уничтожить русскую государственность. Святитель Иов, не признавший Лжедмитрия, стал первым в череде русских патриархов – мучеников. Сторонниками самозванца он был схвачен в церкви во время молитвы, жестоко избит и заключен в Старицкий монастырь, где через два года умер. В то поистине Смутное время патриарх Иов показал силу своей воли, непоколебимую твердость и великую любовь к Отечеству. Продолживший борьбу с иноземцами патриарх Ермоген был заточен в темницу, где и скончался от голода и жажды, но перед смертью успел послать с верными людьми проклятие изменникам, «а вам всем благословение и разрешение в этом веке и в будущем за то, что стоите за веру непоколебимо, а я должен за вас Бога молить». Не единожды Русская Церковь во главе со своими святителями, жертвуя телом, но не духом, возглавляла спасение Родины от порабощения. Но только земля успокаивалась от пролитой крови, как Церковь , чуждаясь политики, становилась мирным богомольцем, привносящим в народ духовные заповеди, нравственные законы, миропонимание, красоту, память о прошлом, об обычаях и устоях.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Приход в храм патриарха с синодалами-архиереями и клириками ко всем богослужениям этого дня обставляется праздничною торжественностью. Патриарху устрояется праздничная встреча в южных дверях храма, где на него надевается бархатная мантия и вручаются ему в правую руку крест, а в левую патерица – жезл. Патриарх, приложившись к камню миропомазания, идет для поклонения Гробу Господню в кувуклий и оттуда, благословляя св. крестом направо и налево народ, направляется в свой трон, стоящий под роскошным балдахином с правой стороны Воскресенского храма. Благословив из трона на все стороны народ, патриарх, при пении „Ис полла эти, деспота“, садится на седалище и благословляет очередных ефимериев – священника и диакона начинать великую вечерню. С колокольни Воскресенского храма, помещенной посредине его иконостаса, внутри храма, раздаются сначала тяжеловесные удары в „древа тяжкая“, потом слышатся искусные токи в „била и клепала“ железные, переходящие, наконец, в доброшумный красный трезвон во „вся кампаны“. Все это занимает минут 20 времени и, при безмолвной благоговейной тишине в храме, производит на богомольцев глубокое впечатление, а греческому духовенству несомненно доставляет высокое и эстетическое наслаждение. С последним аккордом искусного звонаря на колокольне, быстро разверзаются царские двери, и вышедший из алтаря иеродиакон, как бы подхватывая замирающий под сводами храма звук колокола, возглашает высоким тенором: „Возстаните. Владыко, благослови“. Все поднимаются с своих мест. Иеромонах произносит: „Слава святей“, и патриарх в троносе читает предначинательный псалом. Каждение иеродиаконами на „Господи воззвах“ храма и народа с „сионами“, которые поддерживают левыми руками на особых роскошных парчевых пеленах, приколо- тых к левому плечу стихаря, окропление всех молящихся розовою водою из флакона с весьма узким горлом, торжественный выход всего собора святогробских священнослужителей на средину храма для пения „Свете тихий“ и для совершения литии с благословением хлебов, – все это совершается в Святогробском храме по чину великих праздников. Из храма патриарх возвращается в патриархию торжественно, в сопровождении синодалов и всех сослуживших ему клириков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

ЦВ 3 (400) февраль 2009 /  12 февраля 2009 г. Интронизация митрополитов и Патриархов всея Руси. История и современная практика Древнерусские митрополиты, будучи архиереями Константинопольского Патриархата, вступали на свою Киевскую кафедру с совершением того же чина интронизации, что и другие епископы Вселенской Церкви. Чин получил имя настолования, или посажения на стол. «На стол» сажали не только митрополита, но и епископов других русских городов. Настолование епископов Чин интронизации епископа сохранился в рукописях XV века. Как и в византийской практике того времени, епископа интронизировали не в кафедральном храме его города, но в том храме, где совершалась хиротония. Епископа усаживали не на его собственный, а на предстоятельский трон (в данном случае — митрополичий), который переносился со своего обычного места к дверям жертвенника. Непосредственными совершителями обряда интронизации, происходившей сразу по окончании Божественной литургии (и хиротонии), были протопоп и прочие священники; сразу после обряда пелись многолетия. Впрочем, было и некоторое отличие от византийской практики — на каждое из троекратных усаживаний пели не «Аксиос!», а «Ис полла эти, деспота»; кроме того, в чине присутствовало указание о снятии с новорукоположенного и настолованного архиерея литургических одежд и облачения его в «переманатку [параман] с источниками», «икону» (т. е. панагию) и мантию с источниками. Об объезде митрополичьего города верхом на коне, как в византийской традиции, древнерусские рукописи XV века не говорят, но в источниках XVI–XVII веков указано совершать после хиротонии аналогичный обряд шествия на осляти (или же объезда Москвы в карете). При этом до патриаршества Иоакима интронизация (настолование) новорукоположенных архиереев совершалась так же, как и в XV веке, лишь с некоторыми уточнениями. В 1677 г., при патриархе Иоакиме, обряд объезда Москвы новорукоположенными епископами был запрещен и сохранен лишь для новопоставленных Московских патриархов. Тогда же из чина архиерейской хиротонии была исключена и церемония усаживания архиереев на кафедру; тем не менее, в чине сохранились слова о возведении новорукоположенного протоиереем и протодиаконом на «уготованный Феатр» и вручении ему пастырского жезла с чтением особого поучения. Обычай торжественного вручения архипастырского жезла новорукоположенным епископам, с чтением торжественных слов, сохраняется в русской богослужебной практике до настоящего времени, но связь этого обряда с чином интронизации совершенно не ощущается.

http://e-vestnik.ru/church/intronizatsiy...

Особенности совершения богослужения (литургии) священником в присутствии архиерея Литургия. Фото сайта Казанской епархии Если архиерей, прибыв, остановился в данном приходе и будет присутствовать на богослужении, то настоятель прихода с вечера должен испросить благословения у архиерея на служение литургии и получить указание о времени благовеста и начала службы. (При этом архиерей дает указание, должна ли быть встреча ему в храме.) Если встречи не бывает, то архиерей проходит прямо в алтарь южными дверями. Если же бывает встреча (см. ниже, гл. 17), то при входе архиерея в храм, по обычаю, должны быть открыты царские врата. Когда архиерей, благословив с амвона предстоящих в храме (певчие поют: «Ис полла эти, деспота»), войдет чрез царские врата в алтарь и, приложившись к престолу, станет на свое место, царские врата закрываются и служащие священник, диакон и члены причта подходят к преосвященному для принятия от него благословения. Священник выходит на встречу архиерея в соответствующем облачении, т. е. в епитрахили и фелони пред всенощным бдением и в полном облачении пред литургией. Примечание. Если случится, что архиерей посетит храм во время совершения богослужения, то служба не прерывается; в подобных случаях, войдя в храм, архиерей направляется прямо в алтарь южной дверью, пономарь же должен постлать для него ковер в алтаре на правой стороне царских врат, а священник только кланяется в пояс архиерею. Если архиерей будет присутствовать при чтении часов, то чтец пред окончательными молитвами 3-го и 6-го часа должен произносить: «Именем Господним, владыко, благослови», а священник произносит: «Молитвами святых отец наших». При этом необходимо помнить, что при окончании возгласов священник, осенив себя крестным знамением и поклонившись Богу (к престолу), каждый раз кланяется архиерею. Пред каждым каждением (на литургии и на других службах) священник испрашивает благословения у архиерея: приподняв кадило, он подходит к архиерею со словами: «Благослови, преосвященнейший владыко, кадило». Но диакон, сослужащий священнику, испрашивает благословение пред каждением не от архиерея, а от священника, который, благословляя кадило, произносит соответствующую молитву. (По местной практике некоторых епархий, и диакон берет благословение на каждение у архиерея.) В положенные моменты диакон кадит сначала архиерею, а затем священнику. В начале каждения (после окаждения алтаря) архиерею полагается кадить трижды по трижды, а по совершении каждения — только трижды. После этого диакон или священник, сделав молитвенное поклонение к горнему месту, кланяется архиерею и отходит на свое место.

http://pravoslavie.ru/2337.html

При Вашем искусном водительстве активно развивается миссионерское и социальное служение, особое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, города и веси исторической Руси украшаются новыми храмами и монастырями, издается богословская и просветительская литература, расширяется церковное присутствие в медиапространстве, что позволяет каждому желающему узнать о Боге, воспринять красоту православной веры и откликнуться на призыв Христа: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Дух Святой, почивающий на Вас, поддерживает в Вашем сердце неослабное горение огня веры и любви, которое видят люди не только православные, но и ходящие во тьме, — и обретают путь, ведущий к Истине. Этот пламенеющий огнь, радостнотворный для всех верных чад Русской Церкви, страшен для вопрошателей лукавого века сего, получающих от Ваших Первосвятительских уст достойное обличение, соединенное с исповеданием отеческой веры, излагаемым, как заповедал Первоверховный апостол, «с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Светом Христовым Вы просвещаете всех и благоухание познания о Боге распространяете во всяком месте (2 Кор. 2:14), стремясь во всем показывать образец добрых дел, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого (Тит. 2:7-8). Мы непрестанно возносим молитвы Вседержителю, испрашивая Вам у Бога щедрых и богатых милостей, всемерно желая, дабы Он ниспослал Вашему Святейшеству доброе здравие, бодрость духа и Свою неоскудевающую помощь в дальнейшем Патриаршем служении. Ис полла эти деспота. 1 февраля 2018 г. У дев " яту Кирила в Христа Спасителя звершено Божественну за темою Вийшов у номер «Журналу за 2024 Первосвятителя: звершення виклики [Стаття] Вийшов у другий номер «Журналу за 2024 Книгоиздание при Святейшем Патриархе Кирилле [Стаття] ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських документ XXXII читань «Православ " я та культура: втрати здобутки минулого, образ майбутнього» [Документи] У Священного Синоду Церкви з ключовими словами Кирила – Священний Синод РПЦ   та звернення Президента О.Г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5139940...

Просим передать всем Вашим Высокопреосвященным и Преосвященным собратьям-иерархам приветствие и благословение нашей Матери Церкви, обнимающей их с чувствами почтения и любви и молящейся о том, чтобы их архиерейское жертвенное служение было неизменно успешным во славу Божию. Засим, снова лобызая Ваше Блаженство святым лобзанием, мы с братской любовью о Господе и всяким почтением пребываем, желая Вам всего самого наилучшего по случаю Вашего дня рождения. Ис полла эти, Дэспота! Вашего почтенного Блаженства любящий о Христе собрат +Патриарх Константинопольский Варфоломей Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Фотоальбоми Собор 2017 року. День четвертий. Заключне урочисте за участю Православних Церков За гостей з Православних Церков заключне Собору Церкви за темою Члени Священного Синоду обговорили питання щодо проведення Собору Церкви Члени Священного Синоду обговорили проведення Собору Церкви Митрополит Волоколамський Церкви беруть участь у допомоги з [Ihmepb " ю] Митрополит Волоколамський коли може бути визначена дата Собору Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] Московського та Константинопольського у — на початку 1970-х за церковних зв " [Стаття] вкрай [Стаття] Заснування аспект [Стаття] Хризостом: Церкви щодо справедлива в усьому виправдана [Документи] Почалася робота створенню зведеного покажчика Собору Церкви 1917-1918 рр. У виставка-форум Слова» У Новоспаському пройшло та групи з видання Собору Церкви Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Собор – Константинопольський – Собору 1917-1918 рр. та – зв " язки   та звернення Митрополита Чеських земель Словаччини Ростислава у зв " язку з терористичним актом у «Крокус Митрополита Америки Канади Тихона у зв " язку з терористичним актом у «Крокус Тиранського у зв " язку з терористичним актом у «Крокус X у зв " язку з терористичним актом у «Крокус Звернення Сербського у зв " язку з державним терором проти Церкви Поздравление Блаженнейшего Митрополита Варшавского Саввы Святейшему Патриарху Кириллу с годовщиной интронизации Предстоятеля Церкви Кирилу з днем народження Предстоятеля Церкви Кирилу з днем народження   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5080189...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио: Многолетие — торжественное провозглашение благопожелания и поздравления во время богослужения или на трапезе с припевом «Многая лета!». Какова история этого возглашения? Считается, что богослужебное употребление многолетия восходит к имперскому богослужению Константинополя и связано с традицией чествовать императора. Самая ранняя рукопись, содержащая нотную запись многолетия, датируется XIV веком. В целом можно сказать, что возглашение многолетия за богослужением – поздняя традиция. Её развитие можно представить так: сначала появилась практика возглашать многолетие императору на великих часах Рождества Христова и Богоявления (причем в Мессинском Типиконе, памятнике XIII века, многолетия еще в чине великих часов нет). Впоследствии появляется на основе текста этого многолетия песнопение «Великого господина…», после этого – нарочитые (добавочные) многолетия в конце служб. Какие церковные песнопения содержат пожелания многих лет? Во-первых, самое древнее многолетие, как уже сказано – это возглашение « Многа лета » на великих часах (на 9м часе) Рождества Христова и Богоявления. Другое песнопение, содержащее многолетие – « Великаго господина и отца нашего… ». Наконец, на архиерейском богослужении часто поется греческое  Ис полла эти дэспота! (греч. Ες πολλ τη, δσποτα — « На многая лета, владыко »). И еще упомянем одно богослужение, которое приобрело статус, близкий к уставному – «Чин Торжества Православия», совершаемый в неделю 1ю Великого поста. Там предусмотрено возглашение нескольких многолетий (всего 6): Святейшему Патриарху Московскому, других предстоятелям Поместных Православных Церквей, правящему архиерею, причту, богохранимой стране, всем христианам. Какова практика возглашения многолетия в настоящее время в Русской Православной Церкви? В настоящее время, как правило, многолетие, не входящее в состав богослужебного чина, произносят и поют после литургии: также существует традиция его пения после всенощного бдения (после 1го часа). Также поют многолетие после Таинства Брака и при поздравлении христиан за совместной трапезой.

http://azbyka.ru/mnogoletie

Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Троицкий собор Свято-Данилова монастыря 26 мая 2010 г. 11:37 26 мая 2010 года, по завершении встречи с руководством, преподавателями и учащимися Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей с сопровождающей его делегацией посетили Троицкий собор московского ставропигиального Свято-Данилова монастыря . Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви сопровождали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук. Святейшего Патриарха Варфоломея с букетом цветов встречал наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) . Святейший Патриарх прошел в алтарь Троицкого собора, под сводами которого прозвучали песнопения на церковнославянском и греческом языках. Наместник обители обратился к Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви со словом приветствия: «Ваше Святейшество! Братия и отцы обители святого благоверного князя Даниила приветствуют Вас в эти дни Святой Троицы здесь, в Троицком соборе, когда благодать Духа Святого изливается на всех верных чад Церкви. Мы благодарим Вас за благословение, которое Вы принесли обители и народу Божию; благодарим за молитвы, которые Вы возносили и возносите на Русской земле за Русскую Церковь. Мы желаем Вам благоденственного и мирного жития, процветания слова Божия по всей вселенной. Благодарим за ту проповедь, которой Вы просвещаете Божий народ, и испрашиваем Ваших святых молитв и благословения. Ис полла эти, Деспота! » В ответном слове Святейший Патриарх Варфоломей сказал: «Спасибо Вам, отец наместник, за Ваши добрые слова и щедрые подарки. Я с большой радостью нахожусь сегодня здесь спустя много лет после последнего моего посещения этого исторического монастыря. Когда этот монастырь был возвращен Церкви в 1980-х годах, это возвращение ознаменовало собой те изменения, которые постепенно происходили в Российской земле.

http://patriarchia.ru/db/text/1166657.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010