Пасхальную утреню обычно начинают в 12 часов ночи. Начинать пасхальное торжество ранее полуночи не рекомендуют канонические правила. Но правила эти не указывают, когда именно после полуночи, «в который час, или в которую половину часа, или четверть часа, подобает начинати веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», ввиду того, что и в самом Евангелии нет точного указания на час Воскресения (св. Дионисий Александрийский, 1-е правило). Поэтому не следует удивляться, что в Типиконе о начале пасхальной заутрени говорится не вполне определенно: «об часе утреннем». В Русской Церкви приблизительно за последние сто с небольшим лет установился обычай начинать пасхальное торжество ровно в полночь. Посему при приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у престола. Предстоятель раздает свечи сослужащим. В это же время возжигают свечи и все молящиеся. Предстоятель принимает в левую руку Крест с пасхальным трисвещником, в правую – кадило. Примечание. Предстоятель и сослужащее духовенство совершают утреню 1-го дня Пасхи в полном облачении. Ровно в 12 часов (по местному времени) при закрытых царских вратах священнослужители поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Стихира поется трижды: по обычаю, первый раз она поется тихо при закрытых царских вратах и завесе, второй раз – немного громче при открытой завесе, третий раз – громко при открытых царских вратах (которые после этого остаются открытыми до конца Светлой седмицы). При каждом пении стихиры предстоятель в предшествии диакона со свечой совершает каждение окрест престола. В третий раз стихира поется духовенством до половины: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех». Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: «И нас на земли сподоби...». Начинается крестный ход, во время которого певцы непрерывно поют ту же стихиру. В крестном ходе впереди несут фонарь, за ним несут парой запрестольный Крест и запрестольный образ Божией Матери , далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники, младшие впереди. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель с трисвещником и Крестом. Там, где один священник, допускается мирянам нести на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие. (Артос на этом крестном ходе не носят, поскольку он еще не освящен.)

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-05/

После третьего антифона совершается вход с Евангелием. Этот вход был установлен для донесения Евангелия из сосудохранильницы при наступлении времени чтения его. Вход начинается с той стороны, в которой устроилась сосудохранильница. Вход с Евангелием изображает шествие Господа Иисуса Христа на евангельскую проповедь . Лампады, предносимые Евангелию, означают явление Предтечи, предвозвещавшего о Христе, Свете истинном, просвещающем всякого человека, грядущего в мир ( Ин. 1:6–9 ). Евангелие представляет лицо Самого Иисуса Христа. Перед входом в алтарь диакон произносит: «Премудрость, прости», т.е. возвещает премудрость – дело Божьего смотрения о человеке; прости – стойте прямо, как следует, чтобы, не развлекаясь, вникать прилежно. В великие праздники Господни диакон произносит входное, входный стих праздника. Входное составляет как бы приветствие, которое Церковь выражает или побуждает верующих выражать Сыну Божию, изображаемому предносимым Евангелием. При входе в алтарь священник целует царские двери, ту и другую половину их, и певцы поют: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» и к этому присоединяют припев антифона, а именно: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти, аллилуиа» – в дни седмичные; «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти, аллилупа» – в недели (воскресения), в Пасху и все дни пасхальной седмицы. После входа певцы поют тропарь и на «Слава и ныне» – кондак. Песнопения, которые поются во время входа с Евангелием, имеют связь с чтением Евангелия и с чтением Апостола, возвещающими благую весть о нашем спасении. После пения последнего кондака поется Трисвятое. Под Трисвятым на литургии (по входе с Евангелием) разумеется следующее пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Святый Безсмертный, помилуй нас», и опять: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». В Воздвижение Креста и третью неделю Великого поста, когда бывает поклонение Животворящему кресту Господню, вместо «Святый Боже» поется: «кресту Твоему поклоняемся, Владыко», в Рождество Христово, в Богоявление Господне, в Лазареву и Страстную субботы, в Пасху, во все дни Светлой седмицы, в Пятидесятницу вместо «Святый Боже» поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа». В древней Церкви преимущественно в эти дни крестились новообращенные в христианство . А ныне этим пением св. Церковь напоминает об исполнении обетов, данных при крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Утреня бывает вседневная (будничная) и праздничная (варианты – воскресная, полиелейная, славословная). Рядом особенностей обладают великопостная и заупокойная Утреня. Чин вседневной утрени включает в себя благословение, начало обычное, псалмы 19 и 20, тропари , каждение храма, ектению , шестопсалмие , великую ектению, тропари, кафизмы и седальны , псалом 50, каноны , стихиры на хвалитех, великое славословие , ектению, стихиры на стиховны, молитву  «Отче наш» , тропарь, отпуст . Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и  антифонов , прокимнов и чтением Евангелия , после которого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше». Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом , составляет Всенощное бдение . Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна Златоуста , ектений и отпуста. Основные тексты Утрени Среди текстов, читаемых и воспеваемых во время утрени (как и любой другой службы), обычно выделяют неизменяемые (составляющие своего рода каркас службы) и изменяемые, которые подбираются согласно уставу в зависимости от: а) дня седмицы (из Октоиха – книги, включающей тексты богослужений седмичного круга), б) дня года (из Миней – книг, содержащих тексты богослужений годового круга), в) дней Великого поста или Пасхи (из Триоди Постной и Триоди цветной соответственно). Таким образом, в утреню как службу суточного круга, сохраняющую четко определенную структуру (неизменяемые части), включаются тексты седмичного и годового богослужебных кругов, а также великопостного и пасхального цикла. Неизменяемые части утрени помещены в Часослове и Служебнике. Важнейшим и в то же время наиболее древним неизменяемым текстом утрени является псалом 50 , в котором по-особому звучит тема жертвы: «Жертва Богу – дух сокрушен». Вечерние и утренние богослужения, во времена Ветхого Завета связанные с жертвоприношениями, в христианское время включили такие тексты, где предлагается новое понимание служения Богу, когда на смену жертвам приходят молитва и сокрушение сердечное. Также ключевыми неизменяемыми текстами являются хвалитные псалмы 148–150 и великое славословие – раннехристианский гимн, составленный из стихов Св. Писания.

http://azbyka.ru/utrenya

- Конечно, праздную. Много непонятных праздников, но для меня есть три главных: Новый год, дни рождения членов семьи и Пасха. Так совпало, что сегодня день рождения у моего артиста, мы во дворе накроем стол и в лучших традициях советского общежития будем праздновать сразу два праздника. Вчера я на службе не был, поскольку только вернулся из Парижа и очень устал. Я не участвую в крестном ходе таких помпезных соборов, как храм Христа Спасителя, я хожу в церковь недалеко от дома. И вообще в церковь хожу не потому, что сильно верующий, а потому, что боюсь за будущее свое и своих детей. Судя по ответам, можно сделать вывод, что традиции отмечания Пасхи на советском уровне осталось до сих пор. " Московская правда " в нескольких номерах подряд рассказала историю Распятия и Воскресения Христа с историческими и богословскими комментариями. А в номере от 8 мая опубликовала интервью с ключарем храма Христа Спасителя протоиереем Михаилом Рязанцевым. " В пасхальных песнопениях поется: " Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и тем, кто был в гробах (сущим во гробех), жизнь даровал " . Тем самым каждый человек получил возможность жизни вечной с Богом. И от самого человека зависит, как он своей земной жизнью распорядится, как подготовит себя для вечности. 40-дневный пост, предшествующий Светлому Христову Воскресению, - это образ того, как человек должен подготовить себя к жизни вечной. А в само Светлое Воскресение по-братски, по-родственному приветствуют друг друга троекратным поцелуем, христосуются, вспоминая Его завет " да любите друг друга " . " Радостью друг друга обымем " , - поется в пасхальном тропаре. По церковному уставу во вторник второй седмицы Пасхи, называемый Радоницей, происходит поминовение усопших. В этот день наши предки ходили на кладбище, а не на саму Пасху, как ныне. Поскольку в этом году 9 Мая совпадает со Светлой седмицей, панихида по воинам, которую обычно служат в День Победы по всем храмам, будет совершаться в Радоницу 14 мая " , - объяснил отец Михаил.

http://pravoslavie.ru/press/pressa_o_pas...

Вопр. Сразу хочется задать вопрос: А не кажется ли вам, что эти перечисленные праздники (о расслабленном, самаряныне, слепом) как-то не вяжутся с празднованием Пасхи? Праздники Антипасхи, жен-мироносиц еще понятно, а с этими какая связь? Связи с празником Пасхи на самом деле нет. И хотя связь исцеления слепого к празднику Воскресения Христова еще можно как-то усмотреть в том, что (как поется на службе) «слепый просвещься весь, и Светодавца познавает и Светодетеля, возсиявшаго из гроба тридневно и землю уяснившаго Своим воскресением, из Негоже возсия свет возсоздания во тьме держимым человеком», однако на самом деле эти праздники связаны не с Пасхой,… а с Пятидесятницей. — Каким образом? — А тем, что все они (как говорится в синаксаре) случились в Пятидесятницу. Да и весь период от Пасхи до праздника Пятидесятницы – это и есть собственно период (50-ти дней) Пентикостариона. Это еще одно (более соответствующее) название «Триоди цветной», означающее в переводе Пятидесятница. Середину этого периода составляет среда 4ой седмицы по Пасхе, называемая преполовением Пятидесятницы. Этот день соединяет собою два великих праздника — Пасху и Пятидесятницу. В этом году он будет 13 мая. А 27 мая (в среду 6ой седмицы) будет совершаться «Отдание Пасхи», по подобию отдания двунадесятых праздников. Обращаю внимание тех, кто не смог побывать на Пасхальном богослужении в храме, что в этот день (2022 года) по благословению Святейшего Патриарха будет совершаться Пасхальная служба в том виде, как она совершалась и в первый день Пасхи. Соответственно и все виды богослужений суточого круга этого дня можно будет совершать по пасхальному чину. Отметили себе, да?! А с сегодняшнего дня возвращаются все те последования суточного круга, о которых мы с вами говорили. Вновь совершаются службы Утрени, Часов, Вечерни, Повечерия, Полунощницы и совершаются они в соответствии с теми временными рамками, которые вы уже знаете. Есть только некоторые особенности их совершения в период пения Триоди. Так, в начале службы от 1го дня Пасхи и вплоть до его Отдания (которое совершается накануне праздника Вознесения Господня) вместо молитвы Царю Небесный поется троекратное «Христос воскресе». После которого читается все остальное «Трисвятое по Отче наш», «Приидите поклонимся» и т.д. Есть и другие особенности, но о них пока говорить не будем.

http://azbyka.ru/video/24-prazdniki-cvet...

Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезначальное Слово...», и кондак праздника Триоди (о слепом): «Душевныма очима...». На Литургии после возгласа «Благословено Царство...» – пасхальное начало (при открытых царских вратах). Великая ектения. Антифоны изобразительны. Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. На входе: «Приидите, поклонимся... воскресый из мертвых, поющия Ти...». По входе – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» – кондак праздника Триоди (о слепом), глас 4-й: «Душевныма очима ослеплен...», «И ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб...». Поется Трисвятое. Прокимен Пасхи, глас 8-й: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся во-нь»; стих: «Исповедайтеся Господеви...». Апостол и Евангелие – дня. Аллилуиарий Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскрес, ущедриши Сиона»; стих: «Господь с Небесе на землю призре». Задостойник Пасхи. Причастен Пасхи: «Тело Христово...». Окончание Литургии (после «Буди имя Господне...» (трижды) и 33-го псалма) – как на самую Пасху. По возгласе: «Благословение Господне на вас...», священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Отпуст Пасхи с Крестом и, по традиции, с трисвещником: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый...» (поминаются свт. Иоанн Златоуст, святой храма и дня). Осенение Крестом и окончание Литургии, как на самую Пасху. Примечание. «На трапезе бывает братии утешение великое, сиречь: елеем, рыбою и вином» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»). 1 «В греческой Цветной Триоди, помимо того чинопоследования, какое имеется в славянской Триоди, дается и другое для вторника и среды настоящей седмицы, в котором во вторник полагается отдание Недели слепого, а в среду – отдание Пасхи. По этому чинопоследованию, служба отдания Пасхи на утрене и на Литургии во всем сходна с пасхальной службой. На вечерне положены стихиры на «Господи, воззвах» воскресные, глас 1-й, на 6. «Слава, и ныне» – «Всемирную славу...». На стиховне – стихира 1-го гласа «Страстию Твоею, Христе...», затем стихиры Пасхи. Отпуст вечерни пасхальный. Это чинопоследование положено для того, чтобы сообщить отданию Пасхи ту же торжественность, какую имеют все отдания великих праздников. Часы также положены пасхальные. О предпраздничном каноне Вознесения сказано, что он поется, когда изволит настоятель. Полагаем, что для приходских церквей допустимо принять это чинопоследование» [Из Православного календаря на 1929 год, изд. Митрополита Сергия (Страгородского)].

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-12/

После окончания полунощницы и внесения плащаницы в алтарь на престол, перед началом утрени, обыкновенно открываются царские врата. Настоятель кадит престол, обходя его с диаконом трижды. После каждения выходят, по обычаю, в царские двери. «Настоятель, держа в руке крест, другие священники – Евангелие, образ воскресения христова, диакон – кадило, в предшествии диаконов (или причетников), со свечами и обоими ликами, с хоругвями, выходят северными дверьми в притвор, поя стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», выходят из храма и обходят его (от запада на юг, восток и север), как бы изображая мироносиц, шедших ранним утром помазать тело Христа Спасителя. При входе в притвор двери в храм бывают заперты. Держащие св. Евангелие, образа, хоругви становятся лицом на запад. Настоятель же, имея в правой руке кадило, а в левой крест, «кадит образа и клиросы и братию» и возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельной Троице». После пения певцами «Аминь» настоятель с прочими сослужителями поет «Христос воскресе», трижды; то же поют трижды и певцы. Затем священнослужителями поются стихи «Да воскреснет Бог», а певцами после каждого стиха поется тропарь «Христос воскресе». После пения священнослужителями «и ныне, и присно, и во веки веков», и певцами – «Христос воскресе», поет настоятель высшим гласом начальные слова этого тропаря, а именно: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», и отверзаются врата. Настоятель со всеми священно- и церковнослужителями, с честным крестом, как победным знамением, входит в церковь из притвора, как бы из гроба, при пении певчих: «и сущим во гробех живот даровав». Утреня дня светлого Воскресения начинается в притворе перед дверьми храма в ознаменование того, что мироносицы и апостолы получили первую весть о воскресении Господа перед дверьми Его гроба. Затем утреня состоит из ектений и песнопений пасхальных. По входе в церковь произносится великая ектения «Миром Господу помолимся», и после нее поется пасхальный канон. По каждой песни канона произносится малая ектения, заключающаяся каждая особым возгласом, предстоятель кадит в начале канона святые иконы и оба лика и братию. Каждение бывает и после других песней канона. При каждении священник, по обычаю, держит в левой руке крест со свечою, а в правой – кадило. Каждение таким образом совершается священником на всех службах пасхальной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Поэтому священник не будет в противоречии с церковными канонами, если он отслужит литургию в праздники Рождества, Богоявления, Успения и св. апостолов Петра и Павла в два или три часа утра 4 . Следовательно, если у нас вошло теперь в обычай служить литургию на Пасху в «самые ранние часы», а в другие праздники, следующие за постом, этого не бывает, то причина сего явления кроется не в этих упомянутых сейчас нами правилах Трульского собора и др., а в чем то ином. По нашему мнению, мы не ошибемся, если укажем эту причину в современной нам богослужебной практике церквей христианского востока, от которых мы очень многое позаимствовали в наше современное пасхальное богослужение. По современному Уставу церкви Константинопольской начало литургии делается после пения стихир на хвалитех и именно стихиры Пасхи: «Воскресения день и просветимся торжеством» и троекратно тропаря: «Христос воскресе». «Благословившу иерею, – говорится в Типиконе, – поется от иерея трижды «Христос воскресе», потом от обоих хоров по трижды и снова от священника однажды. На литургии антифоны... Вместо «Буди имя Господне», «Христос воскресе» трижды (до субботы). Потом читает патриарх молитву ( ευχ ν): «Аще кто благочестив и боголюбив» и поется «Уст твоих якоже светлость огня» и отпуст. ( Τυπικ. edit. Κωνσταντ. 1838 pag. 192). Таков обычай и в практике современной болгарской церкви, принявшей свой Типикон от церкви Константинопольской (Типик. церковн. изд. Констант. 1860 г. стр. 300). «Безрасходно, непосредственно после утрени начинается литургия в храме Воскресения в Иерусалиме» 5 . Отсюда мы видим, что на всем востоке литургия в первый день Пасхи так тесно примыкает к утрени, что оканчивается с нею одним общим отпустом или, лучше сказать, отпустом утрени. А так как утреня в этот день, по важности воспоминаемого события, начинается в самую полночь и оканчивается в самые ранние часы утра, то и начало литургии весьма естественно поэтому совпадает с окончанием утрени и служится в самые ранние часы, в которые в другие праздники года никогда не служится.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Начало каждой песни канона запевается в алтаре. После канона поются «Всякое дыхание» и стихиры на «хвалите»; за ними поются, с припевами «Да воскреснет Бог», стихиры Пасхи: «Пасха священная нам днесь показася». В сих стихирах говорится: «друг друга обымем, рцем братие», и при пении их бывает целование. При целовании произносятся приветствия, подобные тем, какие были у учеников Христовых в день Его воскресения ( Мф. 28:6–7 ; Лк. 24:34–35 ). После целования читается слово св. Иоанна Златоуста на Пасху. По окончании слова поется в честь сего святителя тропарь. Затем произносятся ектении «Помилуй нас, Боже» и «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви», и следуют молитвословия, предшествующие отпусту, а именно: диакон говорит: «Премудрость», певцы поют: «Благослови», священник: «Сый благословен Бог наш», певцы: «Утверди, Боже». Священник же, вместо славословия «Слава Тебе, Христе Боже», поет начало тропаря «Христос воскресе», который оканчивают певцы. Затем священник говорит отпуст с крестом. После отпуста он, возвышая крест, трижды произносит приветствие: «Христос воскресе». Весь народ ответствует ему: «Воистину воскресе». И поется тропарь «Христос воскресе» и оканчивается пением: «И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному воскресению». Во время пасхальной утрени все находящиеся в храме стоят с возженными свечами. Часы (1, 3, 6 и 9) в Пасху и во всю седмицу состоят не из псалмов, а из пасхальных песнопений. Песнопения о воскресении Христовом, заменяющие собою обыкновенную службу часов, поются также и вместо полунощницы и повечерия. Так как пост Великой субботы, по древним церковным правилам, должно оканчивать в полночь, то посему литургия в день Пасхи совершается в самые ранние часы. На литургии в день Пасхи читается Евангелие от Иоанна о Божестве Господа нашего Иисуса Христа ( Ин. 1:1:17 ), ибо в воскресении особенно открылось Его Божество. Евангелие читается священнослужителями на разных языках, особенно на древних: еврейском, греческом, римском, на которых была надпись на кресте Спасителя. Чтение высокого благовестия св. Иоанна Богослова сопровождается звоном (благовестом). «На всяком возгласе, или статии Евангелия ударяют в церкви, по однажды, в кандию. Параекклисиарх же, вне церкви, в великое било и в великий кампан. На последнем же возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Типиконе есть прямые, ясные указания, что «входное» должен произносить не диакон или священник (если нет диакона), а должны петь певцы или народ. Так, в службе на Воздвижение прямо говорится: «Диакон: Премудрость, прости. Мы же входное: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ногу Его, яко свято есть. Таже тропарь: Спаси Господи люди твоя». В службе пасхальной также определенно указывается: «И бывает вход. И возглашает диакон (аще есть, аще же ни, иерей): Премудрость, прости. Мы же входное: В церквах благословите Бога, Господа от источник израилевых». В службе на Вознесение Господне: «Таже диакон: Премудрость, прости. Мы же входное: Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». В службе Св. Духу: «Таже иерей или диакон: Премудрость, прости. Мы же входное: Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя». Этих указаний Типикона вполне достаточно для того, чтобы понять: диакон ли произносит, или певцы поют «входное». Очевидно, что в великие Господские праздники «Приидите поклонимся» не поется: оно заменяется особым «входным стихом». И по возгласе диакона или священника на малом входе: «Премудрость, прости», – певцы на клиросе или народ (где введено общее пение) должны петь, вместо «Приидите поклонимся», особый псаломский стих, называемый в Типиконе «входным», а именно – в Рождество Христово: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову»; в Богоявление и неделю ваий: «Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь и ивися нам»; в неделю Пятидесятницы и в Духов день: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя» и т. д. Пение «входного» стиха, очевидно, должно быть громким и торжественным, в соответствие с торжественным пением следующего за ним праздничного тропаря: о тропаре, напр., в Рождество Христово в Типиконе замечено, что он после входа поется «высочайшим гласом». Свящ. А. Юрьевский Читать далее Источник: Юрьевский А., свящ. Входное (Литургическая заметка)//Тобольские епархиальные ведомости (Отд. неофиц.). 1903. 5. С. 122–125.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010