Пасхальный цикл В Великую Субботу заканчивается Триодь постная и вступает в действие Триодь цветная, содержащая богослужения пасхального цикла – от Пасхи до Недели 1-й по Пятидесятнице. Основная тема богослужебных текстов, вошедших в эту книгу, – прославление воскресшего из мертвых Спасителя мира. Воскресение Христово. Пасха Празднование Воскресения Христова начинается пасхальной полунощницей, совершаемой священниками в белом облачении. На полунощнице читается канон Великой Субботы, во время которого, на 9-й песни, святая плащаница вносится в алтарь. Сразу же или через несколько минут после окончания полунощницы начинается пасхальная утреня – наиболее торжественное, праздничное и радостное богослужение церковного года. Его открывает пение пасхальной стихиры:  Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Стихира.  Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.  Воскресение Твое, Христос Спаситель, Ангелы воспевают на небесах. И нас на земле удостой славить Тебя чистым сердцем. Эта стихира поется сначала священнослужителями в алтаре, затем ее подхватывает хор. Начинается пасхальный крестный ход: во главе процессии идет свещеносец, далее хор, священнослужители и прихожане. Архиерей или старший священник несет в левой руке трисвечник, в правой кадило; другие священнослужители несут Евангелие и икону Воскресения Христова. Процессия выходит из храма западными дверьми и обходит храм в направлении против часовой стрелки. Во время крестного хода продолжается пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» и совершается трезвон («ударяют во вся кампаны и тяжкая и клеплют довольно»). По выходе всех прихожан из храма двери храма затворяются. Обойдя храм, процессия возвращается ко входу, настоятель становится у закрытых дверей и произносит начальный возглас утрени: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице». Хор отвечает «Аминь», и священнослужители трижды поют тропарь Пасхи: Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Тропарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 98. Утреннее псалмопение иноков О стихословии кафизм и стасидиях Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжаем наше изучение Утрени. До этого мы с вами рассматривали ту чать утреннего богослужения, которая тесно связана с предстоятелем (Двупсалмие, Шестопсалмие, Молитвы). Теперь переходим к разговору о монашеской ее части и сегодня поговорим о том псалмопении, которое регулируется 17 главой Типикона. Согласно этой главе данное псалмопение (именуемое кафизмами) совершается практически весь год, включая все виды праздничных служб (кроме Пасхальной). О том, какое значение и назначение имеет этот вид псалмопения мы подробно обсуждали на 50 занятии. Сегодня же давайте все свое внимание сосредоточим на том, как его нужно исполнять на Утрени. Начнем с того, что совершать его полагается после пения тропарей на «Бог Господь». Было время, когда уставами требовалось по подобию тропарей петь кафизмы на глас, отголоском чего является практика трехразового пения «Господи помилуй» и малого славословия («Слава и ныне») перед началом стихословия, которым перемежается и все псалмопение. Конечно, были и различия в исполнении. Так, на Западе (со времен Иоанна Кассиана ) кем-либо пелся один псалом, а в конце его все пели малое славословие. Тогда как на Востоке общим пением заканчивали группу псалмов (антифон). Со временем вошло в практику «не пети, но стихологисати» псалмы, что уже вполне официально позволяет делать Стоглавый Собор. Если говорить об аллилуйном припеве, то сначала он припевался после каждого псаломского стиха (по подобию того, как поется «Блажен муж» на Вечерне), а затем стали ограничиваться трехкратным его пением в конце каждой «Славы», т.е. в конце группы псалмов (как правило, трех), 2430 как бы компенсируя этим его опущение за каждым стихом псалма. Что касается припева «Слава Тебе Боже», то — это обычный в песненном последовании припев для псалмов. Естественно существовали и другие припевы к псалмам, такие как: «Спаси нас (или мя) Господи», «Сохрани нас Господи», «Услыши нас Господи», «Помози нам (или ми) Господи», «Умилосердися о нас (мне) Господи», «Помилуй нас Господи», «Заступи нас Господи», «Ущедри нас Господи», «Помяни нас Господи» и т.д.

http://azbyka.ru/video/98-utrennee-psalm...

Чин крещения принадлежит, к числу тех немногих последований, которые определились в своем составе с самого раннего времени. Все важнейшие и даже второстепенные его подробности можно найти уже у отцов и учителей церкви IV–V вв. Но столь раннее сформирование не осудило однако его состав на полную неподвижность, не исключило возможности такого или иного развития, перехода от одних форм к другим. Наличность последнего подтверждается древними литургическими памятниками, а их сравнение с современным чином крещения помогает уяснить происхождение некоторых, на первый взгляд непонятных, действий. Одною из особенностей древнего чина крещения является его связь с литургией, требовавшая приведения новокрещенного в храм для присутствия за этою службою. Первым по времени свидетельством о преемстве крещения и литургии являются слова Иустина Мученика : «после того, как омоется таким образом уверовавший (в истинность учения) и давший свое согласие (жить сообразно с ним), мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других, повсюду находящихся» 1 . Двумя столетиями позже тот же самый обычай отмечает путешественница к. Святым местам Сильвия Аквитанская. «Пасхальное бдение, говорит она, описывая иерусалимское богослужение Великой Субботы, совершается так же, как у нас, только здесь прибавляется еще следующее: дети, воспринимающие крещение, одеты так, как они вышли из купели, ведутся вместе епископом прежде всего в Воскресение. Епископ идет за преграду Воскресения, поется одна песнь, затем епископ произносит молитву за них, и потом идет с ними в большую церковь , где по обычаю бодрствует весь народ» 2 . Описанная Сильвией практика иерусалимской церкви легла в основу практики церкви константинопольской, разрабатывающей в целом ряде списков акт введения новокрещенных в церковь для участия в литургии и превращающей простое действие времени Иустина Мученика в более или менее сложный литургический акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Полнота пасхальной радости – лишь в верности Христу. «Возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас»  ( Иоан. 16, 22 ). «Веселимся Божественне... Христос бо воста – веселие вечное»  (Канон Пасхи). Наша православная христианская вера – это никогда не престающая, вечно живущая в сердцах наших радость.  Это – радость о Воскресшем Господе, радость Воскресения, радость пасхальная. Не без особого глубокого значения, как свидетельствует об этом великий отец Церкви св. Иоанн Златоуст , в пасхальную ночь, а затем и в течение всего пасхального периода читается в храмах наших боговдохновенная книга Деяний Апостольских. Она, как никакая другая книга, живо и ярко говорит нам о величайшей истине христианства – о Воскресении Христовом и «содержит в себе по преимуществу доказательства Воскресения» (Творения св. Иоанна Златоуста , том IX стр. 5–8). Из нее мы узнаем, что свв. Апостолы, проповедуя евангельское учение, благовествовали прежде всего о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, и эта именно проповедь оказывала такое могущественное действие на слушателей, пленяя тысячи сердец в послушание Христово. Это и понятно, ибо ничего так не жаждет человечество, как избавления от многообразных скорбей, неизбежно сопряженных с «оброком греха» – смертью ( Рим. 6, 23 ). Воскресением Христовым побеждена смерть, попрана адская сила греха, и потому Пасха торжественно прославляется нами, как «избавление скорби»   (см. стихиры Пасхи). Вот почему так чутко и восприимчиво сердце человека к светлой пасхальной радости! Но вся полнота пасхальной радости доступна нам лишь при хранении нами безусловной  верности Христу Воскресшему, всецелой преданности Ему, как Богу и Спасителю нашему, и полной непримиримости к врагам Его. Не случайно в дни св. Пасхи, в течение всей Светлой седмицы, за Божественной литургией, вместо Трисвятого, поется ликующе-радостное песнопение:  «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа»,  являющееся составной частью великого таинства Крещения. Это не потому только, что ко дню св. Пасхи, в день Великой Субботы, принимало св. крещение множество оглашенных. В этом есть и свой особый глубокий таинственный смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1-я часть великой вечерни в историческом развитии И всем строем своим, и торжественностью исполнения начало великой вечерни очень напоминает песненную вечерню, особенно в древнейшем ее виде, следов которого, впрочем, очень мало осталось в ее памятниках XIV-XVI в. Судя по этим памятникам, вечерня начиналась тремя антифонами (см. Вступ. гл., с. 377), состоявшими каждый из одного псалма, певшегося сплошь антифонно с припевом «аллилуиа» или «Слава Тебе Боже»; этими псалмами, должно быть, были 85-й, ныне третий псалом 9-часа, затем пс. 92-й «Господь воцарися», ныне давший прокимен для вечерни, и наконец – 67-й «Да воскреснет Бог» (см. Вступит. гл., с. 341), ныне приуроченный только к пасхальной вечерне и утрене. Каждый антифон имел священническую молитву и малую ектению; длинная же ектения, великая или сугубая, была, должно быть, впервые после входа (см. Вступит. гл., с. 377). Вот, вероятно, то наследие, которое получили в качестве начала вечерни Святогробский и Студийский уставы (см. Вступит. гл., с. 357) и которое они должны были переработать в целях приспособления к монашескому богослужению с его обязательным выпеванием в тот или иной период всей Псалтири (см. Вступит. гл., с. 189–190:295). Результатом такого приспособления была постановка вместо постоянных псалмов для начальных антифонов воскресной вечерни первого отдела Псалтири с сохранением и прежнего строя для начала вечерни, и способа пения псалмов. Вместо же удаленных с начала вечерни постоянных «воскресных» псалмов введен постоянный «вечерний» псалом 103-й. Господи воззвах После кафизмы ветхозаветные песни вечерни сменяются собственно христианскими: псалмы – стихирами, и вместе с тем постоянные напевы вечерни – для предначинательного псалма и Блажен муж – сменяются напевами чередными, гласом Октоиха или Минеи (в собственном смысле это бывает тогда, когда из 1 кафизмы поется лишь ее 1 антифон; если поется вся кафизма, то уже на 2 и 3 антифоне ее начинается глас Октоиха). Ввиду этого по окончании кафизмы с ее ектениями канонарх, на обязанности которого лежит начинать важнейшие песни, объявляет громко этот глас, именно глас первых стихир на Господи воззвах, следовательно, в воскресенье чередной наступающий глас Октоиха, а в праздники глас первых минейных стихир, объявляет в форме: «Глас такой-то».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

На престоле Плащаница лежит до отдания праздника Пасхи, в изображение сорокадневного пребывания Господа на земле». 1 На чем основывается настоящий обряд в целом своем виде, сказать определенно трудно, но некоторые его частности имеют несомненные основания в практике восточных церквей, откуда получил свое начало и сам обычай выносить в Великую субботу после великого славословия вместе с Евангелием и св. Плащаницу. Так, несомненно, известно, что обычай полагать Плащаницу на престоле явился на Руси из современной нам практики церквей восточных 2 , хотя, впрочем, с некоторыми особенностями. Из современных уставов церквей греческой и болгарской можно видеть 3 , что на востоке Плащаница полагается на престоле непосредственно после входа с нею на утрени в Великую субботу, тогда как у нас ныне по входе при пении «Благообразный Иосиф» она относится снова на середину храма, откуда и переносится на престол, как мы уже сказали, перед началом пасхальной утрени, по окончании полунощницы. Этот последний обычай, находясь в некотором противоречии с современной практикой церквей восточных, не согласуется с предписаниями и нашего современного Типикона. Описывая вход с Плащаницею и Евангелием в Великую субботу на утрени, наш Типикон замечает: «сему же (т.е. Трисвятому, которое поется при совершении рассматриваемого нами входа) кончану бывшу, входит настоятель со Евангелием в царские двери и полагает Евангелие на престоле, уготованне столе во образ гроба» 4 Т. е. по нашему Типикону, Плащаница совершенно не лежит на престоле, а после входа с нею на утрени в Великую субботу вносится в алтарь и полагается на особенно для этого случая устроенном столе «во образ гроба», где и лежит до следующего года. Рассматриваемая нами практика относительно времени снятия Плащаницы с престола, не согласуется, наконец, и с древнейшею нашею богослужебною практикою, которая тоже допускала положение Плащаницы на престол, хотя, впрочем, только на одну неделю св. Пасхи до недели Фоминой. В 16 веке, когда впервые появился обычай выносить в Великую субботу на утрени вместе с Евангелием и Плащаницу, после входа с Евангелием и Плащаницею или «воздухом, на нем же образ положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа, целуют и полагают св. Евангелие в алтари на святой трапезе, с ним же и воздух полагается на святой трапезе даже и до Фоминой недели " 5 . Этим воздухом в обителях Антониево-Сийской 6 , Кирилло-Белозерской 7 , Троице-Сергиевской 8 и на Прилуке 9 престол покрывался всю пасхальную неделю до субботы, а в этот день, после окончания литургии, снимали его с престола и убирали на прежнее место. Иногда, так как престол был мал, а Плащаница, или воздух велик, то для удобства священнодействия Евангелие не полагалось на престоле, «занеже воздух на престоле» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Богослужение В службах необычайно мало человеческого… Церковь поет! Целая волна мыслей, чувств объемлет ее. Здесь и изумление пред тайною Воплощения Невидимого, изумление смирению Творца. И если кто постарается вникнуть в это, действительно, «мысль ужасается», и не только человеческая, но даже и ангельская... Что означает облачение Патриарха Особая одежда говорит о принадлежности священнослужителей к иному Царству - Царству Христовой Церкви. Ведь Церковь, хотя и проходит свое странствие и служение в мире, тем не менее глубоко отлична от него по природе своей. В сознании христиан служители Божии всегда и везде должны быть теми, кем они являются перед Богом и Церковью. Покров Пресвятой Богородицы: что поется в этот день в храме Текст службы Покрова Пресвятой Богородицы. Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. Воздвижение Креста Господня: что поется в этот день в храме Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборче Великая суббота в 2019 году 27 апреля Суббота - воистину есть самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Пасхальное Богослужение Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Всенощное бдение — что это такое? Всенощным бдением, или всенощною, называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.В статье приведены фотографии основных моментов Богослужения и некоторые песнопения службы.

http://pravmir.ru/tag/bogosluzhenie/page...

24. Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы) . Мч. Саввы Стратилата. Прпп. Саввы и Алексия затворника, Печерских, в Ближних пещерах. Поется 9-й час по пасхальному чину. По окончании 9-го часа начинается великая вечерня. Иерей, в фелони, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш...». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Иерей – стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...» и прочее последование пасхального начала (как в начале Литургии). Ектения великая. На «Господи, воззвах» стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 3-й – 6. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Недостойно стояще...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Како не дивимся...». Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси и на земли...», со стихами. (Евангелие не читается.) Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Триоди), глас 3-й: «Страстию Твоею, Христе...», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог...». «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день...» – «Христос воскресе из мертвых...» (единожды, как окончание стихиры). И далее «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), в качестве тропаря в конец вечерни. По исполнении стихир и тропаря Пасхи – обычный возглас: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых...», и прочее, как в конце утрени (в первый день Пасхи). Совершается последование пасхальных часов за малое повечерие. Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-07/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 7 мая 2024 года 24. Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы) . Мч. Саввы Стратилата. Прпп. Саввы и Алексия затворника, Печерских, в Ближних пещерах. Поется 9й час по пасхальному чину. По окончании 9го часа начинается великая вечерня. Иерей, в фелони, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Иерей – стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…» и прочее последование пасхального начала (как в начале Литургии). Ектения великая. На «Господи, воззвах» стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 3й – 6. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Недостойно стояще…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Како не дивимся…». Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7й: «Бог наш на Небеси и на земли…», со стихами. (Евангелие не читается.) Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Триоди), глас 3й: «Страстию Твоею, Христе…», затем стихиры Пасхи, глас 5й, со стихами: «Да воскреснет Бог…». «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры). И далее «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), в качестве тропаря в конец вечерни. По исполнении стихир и тропаря Пасхи – обычный возглас: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых…», и прочее, как в конце утрени (в первый день Пасхи). Совершается последование пасхальных часов за малое повечерие.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

27. Пятница Светлой седмицы. Последование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника». Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня. Прп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского. К пасхальной службе присоединяется служба в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника» (см. в Триоди Цветной) . Стихиры и канон в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника» – в Триоди Цветной; там же указан и порядок их соединения с песнопениями воскресными и Пасхи. Примечание. «Поем настоящее последование, бывшее от господина Никифора Каллиста Ксанфопула. На Пресвятую Госпожу Владычицу Богородицу Живоприемный Источник. Не бо обретохом в Типице сицеваго последования, но положися любве ради Пресвятыя Богородицы» (Триодь Цветная, «В четверток вечера Светлыя седмицы»). Поются стихиры 6-го гласа. На великой вечерне – прокимен великий, глас 7-й: «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя...». На каноне утрени оставляются Богородичные тропари пасхального канона, вместо них – нарочитые тропари Живоносного Источника. Канон Пасхи со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и канон Богородицы (Живоносного Источника) на 6 (тропари канона поются). Катавасия «Воскресения день...»; после катавасии тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды; по обычаю, скорым распевом). По 3-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й; и седален Богородицы, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й. 9-я песнь поется в следующем порядке: Диакон: «Величит душа моя Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца», 1-й лик: «Светися, светися...»; 2-й лик: «Величит душа моя волею страдавша...», «Светися, светися...»; 1-й лик: «Христос, новая Пасха...», «О, Божественнаго...»; 2-й лик: «Ангел вопияше...», «О, Божественнаго...»; 1-й лик: «Возбудил еси...», «О, Божественнаго...»; 2-й лик: «Магдалина Мария...», «О, Пасха велия...»; 1-й лик: «Ангел облистаяй...», «О, Пасха велия...»; 2-й лик: «Христос воскресе...», «О, Пасха велия...»; 1-й лик: «Радуйся, Дево...» и тропари Живоносного Источника: «Воды вся превосходит...»;

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-10/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010