Архив Пн Патриаршее поздравление митрополиту Казанскому Феофану с 70-летием со дня рождения 21 мая 2017 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с 70-летием со дня рождения. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Феофану, митрополиту Казанскому и Татарстанскому Ваше Высокопреосвященство! Христос Воскресе! Обращая к Вам эти радостные слова древнего пасхального приветствия, сердечно поздравляю Вас с 70-летием со дня рождения. В молодом возрасте Вы посвятили свою жизнь Церкви. За многие годы трудов в Винограднике Божием Премудрый Создатель судил Вам подвизаться на различных поприщах. Исполняя возлагаемые на Вас Священноначалием послушания, Вы стремились добросовестно и со тщанием совершать свое служение, дабы прославлялось имя Господа нашего Иисуса Христа (2 Фес. 1:12). Ныне, являясь правящим архиереем Казанской епархии и главой Татарстанской митрополии , Вы заботитесь о должном развитии церковной жизни во вверенном Вашему попечению уделе, о христианском просвещении современников, о духовно-нравственном возрастании молодежи. Вы неизменно уделяете внимание соработничеству со светскими властями Республики, ведете диалог с представителями исламской общины региона. Во внимание к Вашему служению и в связи со знаменательной датой полагаю справедливым удостоить Вас ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени. Да обновит Жизнодавец Господь Ваши душевные и телесные силы для дальнейших трудов во славу Его пресвятого имени, на пользу ближним и дальним. Многая и благая Вам лета. С любовью о Христе Воскресшем +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4891583.ht...

1 Пс. 63(62), 3. 2 Мф. 4, 4. 3 Втор. 8, 3. 4 Исх. 1, 17 5 Пс. 63 (62), 6. 6 Иной перевод: «ниже которой они ставят все». 7 Пс. 55 (54), 23. 8 Лк. 18, 12. 9 Числ. 11. 10 Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5. 11 Лк. 19:26. 12 2 Петр. 1, 5. 13 2 Кор. 8, 5. 14 Лк. 10, 42. 15 Дан. 10, 2 сл. 16 Иоиль 2, 12. 17 Беседа о богатом//Patrologia Orient. Т. 31. Р. 22. 18 Скобки принадлежат оригиналу. 19 Hieron. Epistola 59, 11//PL Т. 22. Col. 537А. Блаж. Иероним здесь только приводит греческий стих: «Упитанный желудок не рождает тонкий ум». — Прим. Mnsr. Жюжи. 20 Скобки принадлежат оригиналу. 21 Т. е. прежде Моисеева Законодательства. 22 1 Кор. 8, 13. 23 Мф. 9, 15; Лк. 5, 34. 24 Общая мысль на основании Мф. 23, 23; Лк. 11, 42. 25 Эту мысль находим у св. Григория Двоеслова, Беседа XVI на Еванг. § 5. Т. е. Десятословие — десять заповедей Божиих, данных в Ветхом Завете, представляли собою сущность Ветхозаветного Закона, которую исполнил Христос, как Он сказал: «Не приидох разорити закон, но исполнити» ( Мф. 5, 17). 26 В Ветхом Завете было предписано десятину своего достатка приносить в жертву Богу: этим благословлялось и обладание, и пользование остальным имуществом. 27 Mnsr. Жюжи делает здесь пояснение: «Оратор желает сказать, что число 10 сформировано сложением: 1 † 2 † 3 † 4 ­­ 10. 28 Гал. 5, 24. 29 В древней Церкви крещение оглашенных совершалось с особой торжественностью в Великую субботу на Литургии. Поэтому в память этого в течение всей пасхальной седмицы вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3, 27). 30 Кол. 2, 12. 31 Или: «по причине оного праздника». 32 Оригинал: «начало года». 33 В марте месяце день имеет 12 часов и ночь имеет 12 часов. 34 2 Кор. 7, 10. 35 Моисей, прежде чем установил Закон, пребывал в посте; здесь имеется в виду скорее: если мы желаем установить в нас самих закон Божий, утвердить его в нас и сохранить. 36 Все это, конечно, следует понимать образно. 37 Мф. 17, 21. 38 Скобки принадлежат оригиналу. 39 Т. е. постом, молитвою и милостынями. 40 2 Ездр. 3, 20. Здесь «бесстрашие» следует понимать в смысле «наглости». 41 Исх. 32, 6. 42 Лк. 16, 24. 43 Еккл. 2, 3; в тексте сокращено. 44 Переводим, следуя совету, данному в примечании Mnsr. Жюжи. 45 «Сухая» в понятии суровости к себе, в воздержанности. 46 Скобки принадлежат оригиналу. 47 Окончание фразы передаем в свободном переводе. Оригинал: «но таким образом следует воздерживаться, чтобы не удушить жидкими выделениями источник ощущений». 48 Схоларий обращается к монахам, для которых была предназначена вся эта проповедь. 49 Пс. 63 (62), 3 50 Мф. 4, 4 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3017...

В Богослужении от недели Ап. Фомы до отдания Пасхи радостный песни о воскресении Христовом господствуют над прочими песнопениями: так, каждая церковная служба начинается тропарем Пасхи « Христос воскресе » 3-жды, который на литургии поется, а на прочих службах читается. На утрени после стихословия кафизм каждодневно поется песнь: Воскресенье Христово видевше ». На литургии вместо: Видехом свет истинный, поется тропарь Христос воскресе однажды, а в конце литургии вм. возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже» поется тот же тропарь 3-жды. В воскресные дни песнопения пасхальный еще более усиливаются; поются с триодью песнопения октоиха с указанием гласа их (напр., на вечерни стихиры на Господи воззвах и стиховны; на утрени седальны по кафизмам и стихиры на хвалите, отпустительные тропари, а на литургии – блаженны). Песнопения же и молитвословия из минеи, которые в будничные дни поются и на вечерни и на утрени, совсем оставляются 116 ; оставляются также каноны Богородице из октоиха; поется же весь канон Пасхи и канон настоящия недели, в триоди положенный. Катавасия в будничные дни поется положенная по уставу, а в воскресные дни «Воскресепия день» 117 . Пред 9-ю песнью канона в будничные дни поется «Честнейшая», а воскресные – ирмос 9-й песни канона Пасхи: « Светися, светися » с припевом « Ангел вопияше », а по каноне и пении «Свят Господь» поется светилен Пасхи: « Плотию уснув ». На литургии вм. «Достойно есть» поется ирмос 9-й песни « Светися, светися » с припевом « Ангел вопияше ». § 54. Частные особенности недель, следующих за Светлою седиицею, и некоторых седмичных дней Кроме общих особенностей в Богослужении от пасхальной седмицы до отдания Пасхи, есть частные особенности, принадлежащие каждому воскресному дню и некоторым из седмичных дней. В эти дни церковь воспоминает такие события из земной жизни Господа Иисуса Христа, в которых особенно ясно проявляются Его Божественная слава и Его Божественное всемогущество. От этих воспоминаний воскресные дни и преполовение Пятидесятницы называются праздниками, а следующие за ними дни днями попразднства. А именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Церковный праздник – это созерцание Бога и Его славы, что доступно только ангелам и святым, уже пребывающим на небе Преподобный Петр Дамаскин писал: «Церковь хорошо и богоугодно приняла песни и прочие тропари, ради немощи ума нашего, чтобы мы, неразумные, привлекаемые сладостию песнопения, как бы нехотя воспевали Бога. А имеющие познание от вникания умом в произносимые слова приходят в умиление и, как по лестнице, восходят в благие мысли… И насколько мы преуспеваем в навык мыслей по Богу, настолько Божественное желание влечет нас достигнуть разумения и поклонения Отцу духом и истиною” (Ин. 4, 24), как сказал Господь» . Итак, на богослужении важно вслушиваться в слова молитвословий, вникать в них умом , чтобы научиться созерцанию заложенного в них смысла , постараться увидеть невидимое, в пределе – Самого Бога, а в отношении пасхальной службы – Тайну нашего спасения, величие искупительного подвига Сына Божия, величие любви и жертвы Христовой за нас, грешных. Интересующиеся смыслом пасхального канона могут обратиться к его подробным толкованиям святыми отцами и современными богословами , а также к попесенному разбору Пасхального канона автором. Пасхальный канон в современной практике Чтение и знание толкований пасхального канона не может заменить нашей молитвы во время его пения за богослужением. Именно о вникании умом в пасхальные молитвословия говорил когда-то послушник Иероним Антону Павловичу Чехову. Давайте размыслим, удается ли нам это сделать сейчас на пасхальной утрене, и если нет, то почему. Современная практика пасхального приходского богослужения – это часто «максимальная минимизация» службы ради сокращения ее длительности (ночь все-таки: все истомились от поста, устали от предпраздничных забот и ждут расхода по домам и разговения). Пасхальный канон поется по схеме: ирмос единожды, тропари наряду, т.е. в каждой песне поется два тропаря; там, где их три (песнь 4, 7, 8) иногда тоже сокращают до двух, катавасия – ирмос канона единожды. Таким образом, каждая песнь поется на четыре или пять кратких песнопений, не считая междупесний (ипакои, кондак, икос, «Воскресение Христово видевше…»).

http://pravoslavie.ru/120819.html

Однако, уставная отмена «Честнейшую» заставляет предположить, что мегалинарии более древнего происхождения, и они служили праздничной заменой Песни Богородицы. Из слов, содержащихся в богослужебных книгах ( Честнейшую не поем, но поем припевы... ), можно бы, кажется, сделать такой вывод. На самом деле отмена Честнейшую не связана с наличием мегалинариев на 9-ой песни . Песнь Богородицы по современному Уставу отменяется не только тогда, когда есть припевы, заменяющие ее - она, например, не поется в Страстную седмицу, начиная с Лазаревой субботы (песнь Захарии по уставу в эти дни остается). Не поется она в праздник Пятидесятницы, когда припева тоже не положено (он отсутствует в наших современный богослужебных книгах, практически же поется). Но если углубиться в историю, то мы находим множество доказательств тому, что мегалинарии - плод позднейшего литургического творчества, и время их появления - позднее средневековье. В современной греческой Цветной Триоди (Пентикостарии) припевов на Пасху, Вознесение и Пятидесятницу нет (впрочем, практически припевы на Пасху у греков поются и содержатся в современном Типиконе Георгия Виолакиса; в Типиконе Константина протопсалта о них лишь упомянуто ). В греческих старопечатных Типиконах XVI-XVII вв. упоминания об этих мегалинариях тоже нет . Нет этих припевов в древнерусских рукописных и старопечатных Триодях, староверы их не поют и в средневековье на Руси они не пелись. В Греции их стали петь, по-видимому, с конца XVI века. В правленые новообрядческие славянские богослужебные книги они попали из украинских книг . Украинские богослужебные книги появились вследствие литургической реформы (см.: Meyendorff ), и, по-видимому, находились под сильным влиянием новейшей греческой богослужебной практики. Из сказанного ясно видно, что пасхальные мегалинарии в богослужении повсеместно появились очень поздно - лишь в XVII в. Доказательством архаичности пасхальных мегалинариев Василик считает то, что один из припевов ( Ангел вопияше Благодатней ) основан на древнем предании, согласно которому Дева Мария была среди мироносиц, и слышала благовестие Ангела о Воскресении Христовом. Но это предание подробно воспроизведено в Триоди чуть выше - в пасхальном синаксаре Никифора Каллиста (XIV в.), соответственно было «в ходу» у позднейших гимнографов. Нельзя только из простоты конструкции и метрической неурегулированности припевов делать вывод об их архаичности (стр. 240-241).

http://bogoslov.ru/article/290325

После каждой песни и заключительного пения тропаря: «Христос воскресе...» диакон произносит малую ектению, а священник – особый возглас. Все эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в книге «Служба на Пасхальную седмицу». После 3-й песни поется ипакои: «Предварившия утро...». По 6-й песни – кондак: «Аще и во гроб...» и икос: «Еже прежде солнца...», затем – «Воскресение Христово видевше...» (трижды) и «Воскрес Иисус от гроба, якоже пророче, даде нам живот вечный и велию милость» (трижды). На 8-й песни перед Троичным тропарем: «Отче Вседержителю...» поется припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». На 9-й песни вместо припева: «Христос воскресе из мертвых...» поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев (к ирмосу): «Величай, душе моя, Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца» и т.д. По 9-й песни – эксапостиларий: «Плотию уснув...» (трижды) 197 . Затем поются хвалитные стихиры и стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» 198 , «Пасха священная нам днесь показася...». При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с мирянами обычно относится к концу службы. Сразу после стихир читается слово св. Иоанна Златоуста : «Аще кто благочестив и боголюбив...», в котором – на основании притчи Спасителя о работниках виноградника ( Мф. 20, 1–16 ) – все призываются насладиться светлым торжеством Святой Пасхи и войти в радость Господа своего. После этого пасхального слова поется тропарь св. Иоанну Златоусту : «Уст твоих...» (единственное песнопение святому в службе Пасхи). Затем произносятся две ектении – сугубая и просительная. После возгласа: «Твое бо есть...» диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Аминь», «Утверди, Боже». Священник (вместо возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...») поет «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». Священник с Крестом (без трисвечника) совершает отпуст 199 : «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистый Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец» 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Итак, тема этого дня – смерть и победа над смертью , смерть и воскресение. С чисто формальной точки зрения, Лазарева суббота обладает рядом очень ярких воскресных особенностей. Во-первых: на утрени поется «Воскресение Христово видевше», т.е. в этом событии – воскресении Лазаря – мы уже видим, прозреваем грядущее Воскресение Христово. Поются воскресные тропари по Непорочнех – «Ангельский Собор удивися», поются хвалитные стихиры на восемь – это бывает только в воскресенье, и заканчиваются они воскресным Богородичном: «Преблагословенна еси Богородице Дево». Все это – части воскресного богослужения. На Литургии Лазаревой субботы (не будем говорить о прочих вещах, выделим одно) поется: «Елицы во Христа крестистеся...». Этот гимн поется лишь несколько раз в году, и в этом смысле Лазарева суббота становится в один ряд с Рождеством и Богоявлением, Великой субботой, Пасхой и Пасхальной седмицей, Пятидесятницей. Приходит Неделя ваий со своим богатым богослужебным материалом, проходят дни Страстной седмицы, и, наконец, снова суббота. Она называется суббота Преблагословенная, или суббота Великая. Ее еще называют субботой Страстной, но это название неудачно, нечетко, не отражает богослужебной реальности, т.к. день этот существенно отличается от прочих на предпасхальной седмице. Что мы празднуем в эту субботу? Празднование основано не на Четвероевангелии, а на церковном предании. Вы, конечно, помните, что сошествие во ад никак не описано в Четвероевангелии, но очень кратко упоминается у апостола Петра в послании, и весь богатый богослужебный материал основан на апокрифическом Евангелии Никодима. «Апокрифическое» – это слово в данном случае употреблено в хорошем смысле: это не какие-то еретические писания, а фиксация предания Церкви. В нем говорится о сошествии в ад чрезвычайно интересно, это живые драматические сцены, ветхозаветные пророки беседуют друг с другом, спрашивают, кто приближается к аду, вспоминают свои пророчества, говорят об их исполнении. Упоминается и Иоанн Предтеча, прежде Христа сошедший в ад, во всем предшествующий Спасителю, а потому и там проповедовавший Спасово пришествие. Это невероятно интересный памятник, многое из которого отражено и в богослужении субботы Преблагословенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Илии. Открывается дверь в дом (по нек-рым толкованиям, для прор. Илии, а по другим - как демонстрация открытости ритуала для неевреев), причем читаются Пс 78. 6-7; 68. 25 с прибавлением пожелания «стереть врагов из-под небес», а также Мал 4. 5-6. Поется: «Илия пророк, Илия Фесвитянин, Илия, Илия, Илия Галаадитянин, скоро, во дни наши, да придет к нам с Мессией, сыном Давидовым». Читаются Пс 114-117, 135. В следующей молитве говорится: «Кроме Тебя, нет у нас царя и искупителя» (ср.: Ис 63. 16). По осушении 4-й чаши читается стихотворение «Нирца» (Пожелание) - чтобы через год также совершить седер - с заключительным возгласом: «На следующий год в Иерусалиме!» Кроме того, в 1-ю ночь седера поется песнь-воспоминание о том, что было в полночь исхода; во 2-ю - гимн пасхального жертвоприношения, трактуемого как причина поражения грешников и врагов Израиля. Продолжение обоих гимнов одинаковое: хвала Богу Царю с пожеланием скорого восстановления храма и усиленной просьбой об этом. Также загадывается ритуальная загадка о числах (от 1 до 13), каждое со своим символическим значением: 1 обозначает Господа, 2 - скрижали, 3 - праотца, 4 - матерь патриархов, 5 - книги Торы, 6 - части Мишны, 7 - дни недели, 8 - дни жизни до обрезания, 9 - месяцы от зачатия до рождения, 10 - заповеди, 11 - «звезды без Иосифа» (в Быт 37. 9), 12 - колена Израиля, 13 - «атрибуты» Бога (в Исх 34. 6-7). Во 2-ю ночь символически отделяется сноп ячменя («омер») для возношения в храме (ср.: Лев 23. 9-16) и начинается отсчет дней до праздника Шавуот. По завершении седера принято читать Соломона Песнь Песней . Черты пасхального седера в его совр. виде не позволяют отождествить с ним ветхозаветную ритуальную сторону Тайной вечери ( Moyaert. 2016. Р. 152-153). Обычаи I в., связанные с подготовкой к П., тоже нельзя соотносить с современным иудаизмом, хотя их общая основа - установления кн. Исход, соблюдается. Ист.: В этом году в Иерусалиме: Пасхальная агада/Пер., подбор и сост. коммент.: Пинхас Полонский. Иерус., 1996; Haggadah/Ed. J. S. Foer. L., 2012. Лит.: Bokser B. M. The Origins of the Seder: The Passover Rite and Early Rabbinic Judaism. Berkeley, 1984; Ки-Тов Э. Книга нашего наследия. М., 2014. Кн. 2; Moyaert M. Christianizing Judaism? On the Problem of Christian Seder Meals//Is There a Judeo-Christian Tradition? A European Perspective/Ed. E. Nathan, A. Topolski. B., 2016. P. 137-164. И. С. Вевюрко Рубрики: Ключевые слова: ГАЛАХА часть Талмуда, содержащая историю библейского законодательства и регламентирующая религ., семейную и гражданскую жизнь ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ религиозно-нравственные предписания, данные Богом народу Израилеву через прор. Моисея на горе Синай ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии

http://pravenc.ru/text/2580068.html

Божественной славе Воскресшего и величию светлого Праздника Пасхи, по современному Уставу, как и в древнее время, присуща высокая и особенная торжественность. Священнослужители перед началом утрени облачаются, по указанию Типикона, «в светлейшыя священныя одежды». С зажженными свечами, Евангелием и образом Воскресения, при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», которая сначала поется троекратно в алтаре, они выходят из храма с певцами и народом, совершая шествие вокруг храма, сопровождающееся торжественным звоном колоколов. Этим шествием, по изъяснению толкователей этого обряда; мы изображаем «мироносиц, шедших утру глубоку помазать Тело Христа Спасителя» ( К. Никольский . Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1874, стр. 614). В притворе храма начинается пасхальная утреня. Затем с радостной вестью «Христос Воскресе!» все входят в храм, как текли некогда жены-мироносицы в Иерусалим возвестить апостолам о Воскресении Господа. Этой же песнью «Христос Воскресе», многократно повторяемой во время пения канона, Святая Церковь , «Царя Христа узрев из Гроба, яко Жениха происходяща», выражает неземной восторг праздничного торжества. В конце пасхальной утрени при пении «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: «братие!», и ненавидящим нас простим вся Воскресением…» верующие приветствуют друг друга, произнося «Христос Воскресе!» и отвечая «Воистину Воскресе!», и запечатлевают это приветствие поцелуем и дарением пасхальных яиц. С древнего времени на пасхальной заутрене читается «Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Пасху», сопровождаемое пением тропаря Свят. Иоанну. Непосредственно после утрени, «безрасходно», по примеру храма Воскресения в Иерусалиме, начинается торжественное служение литургии. Торжествуя и изображая во всех своих песнопениях, молитвословиях и священнодействиях победу Христа над смертью и начало вечной, блаженной жизни, Святая Церковь на пасхальной литургии антифонами из псалмов 65, 66 и 67 призывает всю вселенную воскликнуть Господу и воздать славу Ему.

http://azbyka.ru/prazdnovanie-svyatoj-pa...

Со Среды Страстной седмицы уже отменено чтение рядовых кафизм, а на Светлой седмице Псалтирь практически полностью исчезает из богослужения, оставаясь только в очень небольших частях: прокимны, возвашные и хвалитные псалмы. Двупсалмие же отменяется не только на Светлой, но и до самого праздника Вознесения. После возгласа Слава Святей наступает такой момент, которого все очень ждут: трижды поется духовенством тропарь Пасхи Христос воскресе из мертых, а затем его трижды поет хор (в Уставе сказано «мы», ведь лик – это только уста общины, и, конечно, тропарь должны петь все). Затем священнослужители поют пасхальные стихи «Да воскреснет Бог...» и другие, включая Слава, и ныне, к каждому из которых хор припевает Христос воскресе один раз. Казалось бы, все совершенно ясно, но неоднократно приходилось быть свидетелем того, как в радости забывается чинопоследование и Христос воскресе поют не те и не столько раз, сколько предписано. С одной стороны, не стоит в праздник огорчаться, но с другой стороны, почему бы не сделать все правильно, как это указано в Типиконе? После пения тропаря Пасхи отверзаются двери и все входят в храм, причем тут обычно возникает толчея, какая-то спешка, как будто мы все куда-то опаздываем. На самом деле в Уставе ничего поспешного и срочного в этот момент не предусмотрено: нужно входить в храм с многократным пениемХристос воскресе, и все. Когда все вошли в храм и заняли свои места: служители в алтаре, лик на клиросе, а народ церковный в пространстве храма, начинается последование пасхальной утрени с великой ектеньи. После великой ектеньи сразу следует пасхальный канон прп. Иоанна Дамаскина . Казалось бы, что-то пропустили. И в самом деле – пропускается Псалтирь: шестопсалмие и кафизмы с седальнами. На Страстной и Пасхальной седмице отменяются библейские песни, поэтому на Пасхальной заутрени мы, строго по Уставу, поем канон с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе из мертвых». Кроме того, наше богослужение – певческое богослужение, и практически все должно петься.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010