Воскресное бдение никогда не служится само по себе, только как воскресная служба. Это ведь не только день седмицы, это еще и день года, день какого-то месяца. И на воскресный день попадает праздник; это может быть и Господский двунадесятый праздник, и Богородичный праздник, или память святого, поэтому рассматривать просто одно воскресное богослужение невозможно, обязательно его нужно с чем-то соединить. Не соединятся воскресная служба только со службами двунадесятых Господских праздников (за исключением Сретения), так как по Уставу в Господский праздник вся воскресная служба отменяется. И это свидетельствует об исключительной важности воскресной службы, которая служится всегда неопустительно, кроме лишь одного-единственного случая, когда на воскресный день попадет Господский двунадесятый праздник. Именно двунадесятый, например, Вход Господень в Иерусалим: он всегда в воскресный день, и воскресной службы нет. Рождество, Крещение, Преображение, Крестовоздвижение – если попадут на воскресный день, то воскресная служба отменяется. А вот Нерукотворный Образ или Положение ризы Спасителя не отменяют воскресной службы; ведь это не двунадесятые праздники. Вот на какой высокой ступени стоит обычный воскресный день в системе Типикона. Выше его только Господский двунадесятый праздник. Все остальное или сравнимо с ним по важности, или сильно уступает. Воскресный день – это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать раз в неделю. Но эта частота имеет для нас и обратный эффект: казалось бы, мы должны больше радоваться воскресенью, больше ценить, больше ждать, сильнее переживать, а для нас этот день, наоборот, становится обычным. Вспомним, например, что в воскресной службе 6-го гласа на стиховне первой поется та самая стихира, которая звучит и в первый день Пасхи во время крестного хода перед пасхальной заутреней: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех...» Когда запоют эту стихиру в воскресный день, сразу веет Пасхой. «Воскресение Христово видевше...» – яркий пасхальный текст – стоит в центре воскресной утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

б) На «обедне» Василия В., которая соединяется с «вечернею»: α) «паремий читается так много, как никогда того не бывает, именно 18-ть; β)пред Апостолом, траурные постные «ризы» сменяются светлыми, и евангелие с апостолом читаются воскресные; γ) вместо: «иже Херувимы»…, поется: Да молчит всякая плоть человеча (наш плотской, житейский, внешний человек) и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет! (Почему же? – ) Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным (в таинстве Своего пречистого Тела и животворящей Крови, и приходит к верующим не просто – без величия небесного, а так, что) предходят же Сему лицы ангельстии, со всяким началом и властию (т. е. со всеми ликами: и с ликом Начал, и сликом Властей и проч., с которыми, в торжественном шествии, участвуют и самые высшие ангельские лики – ) многоочитии (имеющие много очес) Херувимы и шестокрылатии (с шестью крылами) Серафимы (и эти высшие существа, при настоящем великом священнодействии, присутствуют, между прочим и в поучение ваше, не иначе, как) лица (свои от неприступного величия Божия) закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя! в) При начале пасхальной ночи, α) начинается чтение деяний Апостпольских и продолжается до полуночи; ß) при наступлении полуночи отправляется «полунощница», с погребальным, в честь Господа, «каноном»: Волною морскою скрывшаго древле…., который γ) оканчивается трогательно – величественным 9-м ирмосом: Не рыдай Мене (голос во гробе плотию лежавшего, во душою смерть победившего и Божеством вездеприсущего Божественного Искупителя нашего, – не рыдай, не оплакивай безутешно Мене, о) Мати, (не оплакивай) зрящи во гробе (Того,) Его же (которого) во чреве без семене зачала еси (т. е. Мене-) Сына (Твоего, по человеческой Моей природе, – не рыдай): возстану бо и прославлюся, и (прославившись Сам, прославлю – ) вознесу со славою непрестанно (в непрестающие веки веков, вознесу,) яко Бог (всех – с) верою и любовию Тя величающия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Фото: spas-pr.ru То, что сейчас произошло, называется началом пасхальной утрени. Зайдя в церковь, дьякон говорит мирную ектению, а это тоже хорошо известная нам перекличка: на прошения ектении люди отвечают «Господи, помилуй». Поэтому не останавливаемся, продолжаем молиться «едиными устами» и единым дыханием. После ектении будет сложнее, потому что начинается пение пасхального канона. Канон короткий. Он не читается, а поется, и в этом особенность пасхального богослужения: все поется, читается только Писание. Значит, надо запастись текстом канона и подпевать за хором, тем более что напев очень простой и задорный, а текст легко запоминается. К следующей Пасхе будете петь наизусть. Во время пения канона священники непрерывно носятся с кадилом по храму, выкрикивая «Христос воскресе». Вы, конечно, отвечайте, но не забывайте и канон петь – очень утешает. Канон заканчивается неожиданно быстро пением светильна «Плотию уснув», после чего батюшки снова подхватывают уже известные нам пасхальные стишки. Но на этот раз хор, а значит, и мы с вами, отвечает не тропарем, а стихирами Пасхи, и их тоже следует выучить наизусть, для чего вам понадобится просто посетить несколько служб на Светлой седмице. После пасхальных стихир читается Огласительное слово св. Иоанна Златоуста, звучат две ектении, и пасхальная утреня закончилась. Вот такая простая служба! Странно, что кто-то может в ней запутаться. После утрени поют пасхальные часы. Это небольшое собрание коротких и ободряющих текстов, которые поются не только в церкви, но и дома вместо утренних и вечерних молитв. Надо ли упоминать, что их не только следует петь за хором, но и знать наизусть? Литургия начинается вслед за часами, причем начало у этой службы такое же, как и начало утрени после Крестного хода. Все повторяется. Чин литургии на Пасху сохраняет свою обычную структуру. Но вы должны быть готовы к некоторым замечательным моментам. Прежде всего, всю службу двери алтаря остаются открытыми. Они не закрываются и между службами, и так всю Светлую седмицу. Мне это очень нравится, тем более что символизм этого действия понятен даже тем, кто не «испорчен» богословием.

http://pravmir.ru/noch-svyatyih-ogney-i-...

Кошмар. И ужас. Нет, конечно, кошмар и ужас не в том, что люди сядут и радостно встретят праздник, увлеченно познавая «как прекрасен этот мир». Это-то на здоровье (в самом деле, дай Бог, чтобы наши кулинарные достижения не слишком вступали в противоречие с объективными законами физиологии, потому как все равно последнее слово за ней, родимой). Кошмар, ужас и мрак состоит в том, что большинство людей пасхальным застольем заменяют, или, лучше сказать, подменяют Трапезу Господню: Божественную Литургию … Ну, допустим, кто-то из них еще придет на крестный ход: прийти к началу, посмотреть или даже пройтись вместе со всеми – для многих это святое дело, после чего можно и по домам – праздновать! А остальные?.. Понятно, что все познается в сравнении, что у пришедшего в этот день освятить яства, может остаться что-то такое на сердце, что побудит его прийти снова уже в другое время. На службу ли, просто в промежутке – это уж как сложится. Хорошо, если так. Но речь не о тех, кто рад бы прийти и «отстоять» пасхальную заутреню хотя бы. Когда человек хочет, но то ли по немощи, то ли из-за обстоятельств не может – это грустно, но все же не страшно. А вот, когда ему, чтобы считать, что праздник удался, не просто хватает ритуальных яств, но ему этого ПРИНЦИПИАЛЬНО хватает , и « нечего меня парить !..» – вот это по-настоящему страшно. Потому что под пасхальной вывеской происходит ритуальная трапеза, ничего общего с ней не имеющая, сколько бы ни раздавалось пасхальных приветствий при обильных возлияниях (которые, кстати, многими начинаются еще в Великую Субботу днем). Тайная вечеря. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г. И. Семирадский. 1876 г. Где ритуал – там и культ. Праздник Христов, праздник Его Воскресения, открывающего дорогу нашему воскресению из мертвых, начинается на паперти, когда возглашается перед входом в храм возглас утрени и поется пасхальный тропарь, но только начинается, а продолжается-то он чудесной Пасхальной заутренней и достигает своего пика на Литургии во всеобщем причащении (опустим, как бы помягче выразиться, порочную практику непричащения мирян в пасхальную ночь под надуманным предлогом, что «благодать и так изобилует»). Это Трапеза Христова: Он Себя дает нам в снедь; Он – «Хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6; 58), дает Себя нам в пищу, чтобы мы тем самым Его смерть возвещали, Его воскресение исповедовали После этого уместно и разговеться. Тогда застолье будет как бы продолжением трапезы любви, начатой за богослужением. Но без всего этого…

http://pravmir.ru/osvyatit-i-skushat/

В западносир. традиции (у сиро-яковитов, сиро-католиков, маронитов) М. поются в конце ночного богослужения в воскресные и праздничные дни, а также в конце утрени по воскресеньям и пятницам; используются стандартные мелодии 8 гласов, в праздничные дни - иные мелодии. У маронитов припев к строфам М. не поется, у сиро-яковитов и сиро-католиков поется перед исполнением 1-й строфы в качестве вводной фразы и более не повторяется. В восточносирийской традиции М. используются в гораздо меньшей степени. «Худра», как правило, приводит только 3 (редко 4 или 5) строфы М. без указания авторства. Они поются после ночного богослужения перед т. н. песнями бдения (    ) в дни памяти святых, в воскресные и праздничные дни, в будни Великого поста, когда совершается литургия, и на Страстной седмице. Строфы из М. не поются во время воскресного ночного богослужения в период от Пасхи до праздника Креста (14 сент.), возможно потому, что ночи в это время становятся короче и вспомогательная роль М. перестает быть актуальной. Предстоятель поет припев, затем исполняет 1-ю строфу, после чего народ повторяет припев; последние 1 или 2 строфы, как правило, поет священник, назначенный предстоятелем. На Пасху в конце особого чина преподания друг другу мира, совершаемого перед 2-й пасхальной литургией, 2 диакона поют согиту, содержащую 19 благословений. Каждый М. исполняется на определенную мелодию (   - глас; мн. ч.  ), которая обозначается первыми словами к.-л. известного М.; они же служат указанием на модель строфы. Q   имеются уже в древнейшем датированном манускрипте, содержащем М. прп. Ефрема (Lond. Brit. Lib. Add. 14571, 517 г.). Ранняя классификация   использовавшаяся прп. Ефремом и его учениками, засвидетельствована в мелькитской рукописи VII в. Sinait. syr. 10 (изд.: Halleux. 1972. P. 171-199). В наст. время мн.   входят в состав сиро-яковитской литургической кн. «Бет-Газо» (Сокровищница [мелодий]), которая, кроме того, содержит   (ед. ч.   - лествица) - первые строфы нек-рых М., рассматривавшихся в поздней западносирийской традиции как типичные образцы мелодий ( Husmann. 1976). Влияние

http://pravenc.ru/text/2561214.html

В это же время снисходит благодатный огонь в Иерусалиме. Благодатный огонь. Фото: AP/Bernat Armangue Ночью в субботу начинается светлая пасхальная заутреня. Совершается крестный ход. Поется уже «Христос воскресе», открываются врата храма, символизирующие открытие того камня, которым закрывался гроб Господень. Затем совершается утреня, которая переходит в литургию. Вся Пасхальная неделя — как один день Светлой Пасхи. Богослужения практически одинаковые. Каждый день, кроме самого момента открытия церковных врат, все повторяется. Потому, если человек не смог попасть на Пасхальную службу, он не должен унывать. В любой день этой недели он может прийти в храм. Службы происходят при открытых Царских вратах, которые остаются распахнутыми в течение всей недели. Это символизирует, что для нас открыт рай. Посетите эти богослужения, и они наполнят вас пасхальной радостью на весь год! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 апреля, 2023 12 апреля, 2023 7 апреля, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 16 апреля, 2023 15 апреля, 2023 14 апреля, 2023 13 апреля, 2023 12 апреля, 2023 7 апреля, 2024 20 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/xristos-na-krest-a-my-...

1106. Что бывает после крестного хода? После крестного хода начинается пасхальная заутреня. 1107. Где начинается пасхальная заутреня? Пасхальная заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а потом продолжается в храме. 1108. Какая песнь при пасхальной заутрени повторяется все время? При пасхальной заутрени часто поется песнь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». 1109. Что делает священник в конце заутрени? В конце пасхальной заутрени священник радостно возглашает: «Христос воскресе!». 1110. Как верующие отвечают на этот возглас? На это приветствие верующие также радостно и громко отвечают: «Воистину воскресе!». 1111. Что совершается после пасхальной заутрени? После окончания пасхальной заутрени совершается освящение явств, которые приносят верующие для освящения. 1112. Как называется пасхальная неделя? Пасхальная неделя называется Светлою неделей. 1113. Чем для всех видимо отмечается в храме Светлая неделя? Светлая неделя в храме видимо для всех отмечается тем, что все трое врат иконостаса открыты всю неделю и не только при богослужениях, но и вне богослужений, в знак того, что воскресение Христа из мертвых открыло нам врата царства небесного, чтобы мы могли войти в радость Господа своего. 1114. Как еще называется пасхальное воскресенье? Пасхальное воскресенье называется еще Великоночным воскресением, потому что та ночь, когда Христос на рассвете восстал из мертвых, была поистине великой и торжественной для Него и для нас. 1115. Как долго продолжается пасхальное время? Пасхальное время продолжается сорок дней. 1116. Каким пением и облачением ознаменовывается пасхальное время? При богослужениях пасхальное время ознаменовывается пением: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», а также светлыми облачениями, по преимуществу белыми. 1117. Что предшествует пасхальному времени? Пасхальному времени предшествует Великий пост , во время которого мы должны подготовить себя к великому празднику Воскресения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

О пророчестве. Песнь Захарии первосвященника поется в честь св. Иоанна Крестителя, потому что начало спасения состоит в таинстве крещения, которое по дару Божию совершалось в служении Иоанна, и при оскудении ветхой тени и восхождении новаго света евангелия Иоанн, находится посреди, как последний из пророков и первый из евангелистов, возсияв лучезарным светильником пред лицем истиннаго света; поэтому пророчество, которое отец его воспел при его рождении, Церковь и воспевает попеременными голосами. О пророке и апостоле. Пророческое чтение занимает свое место по чинопоследованию, обличая недостатки ветхаго Завета и возвещая будущее, чтобы мы разумели, что в пророчестве возвещал тот же Бог, который учил и в апостоле и возсиял в евангельском свете. Об апостоле. Ибо о чем пророк вещает, как о будущем, о том апостол говорит, как о совершившемся. Деяния же апостольския или Апокалипсис Иоанна читаются при обновлении радости пасхальной, с соблюдением порядка времен, подобно как история ветхаго Завета (читается) в пятидесятницу, или деяния святых исповедников и мучеников в их праздники, чтобы народ разумел, сколько Христос возлюбил раба Своего, даровав ему свойства добродетели, которыя благоговейный народ почитает в своем покровителе. О песни (de hymnum). Песнь трех отроков, которая поется после чтений, (поется) по примеру древних святых, которые, находясь во тьме, ожидали пришествия Господняго. Ибо, как им безмолвствовавшим присущ был четвертый — ангел в облаке росы — и укрощал зной объявшаго их пламени, так и тем, ожидавшим Христа, присущ был сам Сын Божий, ангел великаго совета, который, сокрушая владычество тартара и освобождая их, доставлял (им) радость воскресения, о которой говорит Евангелист. Посему и Церковь соблюдает порядок, чтобы между благословением и чтением евангелия включалось только то антифонюе пение, которое поется отроками, по примеру младенцев, которые были сверстниками Христовыми по рождению и избиты, как повествуется в Евангелии, или тех отроков, которые при приближении Господа к страданию взывали во храме: Осанна, сын Давидов (Матф. XXI, 9), как воспевает псалмопевец: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Пс. VIII, 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

На полиелейной утрене после седальна второй кафизмы совершается полиелей с каждением всего храма. В воскресные дни, начиная с недели жен мироносиц и до отдания праздника Воздвижения, за исключением праздника Святой Троицы, а также в период с 20 декабря по 14 января и в период времени от недели сырной до недели Ваий, если с воскресным днем не совпадает бденный или полиелейный праздник, полиелей состоит из пения 118 псалма: “Блажени непорочнии в путь...”. Если же в указанные периоды года с воскресным днем совпадает бденный или полиелейный праздник, то вместо непорочных поются 134 и 135 псалмы: “Хвалите имя Господне” и “Исповедайтеся Господеви”. Эти же псалмы вместо непорочных поются на воскресных утренях в прочее время года, хотя бы совпадения с воскресным днем бденного или полиелейного праздника не было. В бденные и полиелейные праздники, совпадающие с седмичными днями всего года, также поются 134 и 135 псалмы – “Хвалите имя Господне...” и “Исповедайтеся Господеви...”. В недели о блудном сыне, мясопустную и сырную к псалмам “Хвалите имя Господне” и “Исповедайтеся Господеви” прилагается еще 136 псалом “На реках вавилонских...”. В праздники господские, богородичные и святых к 134 и 135 псалмам прибавляется псалом избранный с величанием (типикон, гл.17). На воскресной утрене, поются ли непорочны или “Хвалите имя Господне” – полиелей заканчивается пением тропарей “Благословен еси Господи...” и “Ангельский собор...”. (Исключение составляют неделя Ваий, неделя антипасхи и пятидесятницы, когда эти тропари отменяются, поскольку в эти праздники, как и в другие господские – двунадесятые “ничто же воскресно поется, но точию праздника”.) Далее на поилелейной утрене полагается малая ектения и седален, а на воскресной ипакон гласа. Затем поется антифон, произносится прокимен, читается евангелие. Далее полагается 50 псалом с припевами и стихира праздника, а на воскресной утрене перед 50 псалмом еще “Воскресение Христово видевше”. (Пение “Воскресение Христово видевше” положено еще на утрене в праздник Воздвижения креста Господня, вне зависимости от дня седмицы, в субботу Лазареву и во все дни, начиная с первого дня пасхи до праздника Вознесения Господня. На пасхальной седмице и на воскресных утренях этого периода “Воскресение Христово видевше” поется трижды, а в седмичные дни, вне зависимости от степени праздника святого – один раз.) Затем произносится “Спаси Боже люди твоя”, поется “Господи помилуй” – 12 раз, возглас “Милостию и щедротами”, после чего следует канон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Диаконы на Пасху и в Пасхальную седмицу возглашают ектении со свечой (в левой руке); выходят на ектении (и уходят после них) через царские врата. На пасхальной утрене и утрене всей Светлой седмицы не бывает шестопсалмия, не поется ни полиелей, ни величание, не читается Евангелие, не поется великое славословие (на Светлой седмице, но не в первый день Пасхи, полиелей бывает только в случае праздника Благовещения, храмового праздника или дня памяти святого великомученика Георгия Победоносца). На Пасху и в Пасхальную седмицу не служится обычным порядком ни вечерня, ни повечерие, ни полунощница, ни часы. Вместо псалмов, входящих в состав этих служб, поются особые стихиры, прославляющие Воскресение Христово и Его победу над адом и смертью (сохраняются только псалмы на «Господи, воззвах» и на хвалитех). Стихословие кафизм Псалтири во всю Светлую седмицу прекращается. Выражая преизбыток радости, Святая Церковь совершает все службы почти не прерывающимся пением. ПОЛУНОЩНИЦА ПЕРЕД ПАСХАЛЬНОЙ ЗАУТРЕНЕЙ Эта служба относится еще к пению Постной Триоди. Полунощница начинается заблаговременно – за час или полчаса – до начала заутрени. Перед началом полунощницы все священнослужители совершают входные молитвы. Полунощница начинается возгласом: «Благословен Бог наш». Чтец: Трисвятое по «Отче наш»; «Приидите, поклонимся» (3) и псалом 50. Затем поется канон Великой Субботы: «Волною морскою». По 3 песни – седален, по 6 – кондак Великой Субботы. На 9 песни Плащаница уносится в алтарь. Во время пении ирмоса «Не рыдай Мене, Мати» священник выходит из алтаря через царские врата и, после каждения Плащаницы, поднимает ее на главу и уносит в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Священник полагает Плащаницу на Престоле и снова кадит. Это перенесение Плащаницы и положение на Престоле знаменует, что Спасителю, пострадавшему, умершему и Воскресшему дана «всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28, 18 ). Плащаница в воспоминание сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении находится на Престоле до отдания Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010