Служба приводит христианина к осознанию того, что каждый человек подвержен духовной слепоте и омрачил грехом свои душевные очи. «Душевныма очима ослеплен, к Тебе Христе прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме Свет Пресветлый» 586 . Воспоминание чуда над слепорожденным совершается Церковью в шестую Неделю по Пасхе, в понедельник, вторник и среду шестой седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи совершается в среду 6 седмицы по Пасхе. Одновременно начинается предпразднство Вознесения Господня, которое длится только один день. Служба отдания праздника Пасхи совершается подобно службам отдания двунадесятых праздников. В последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени и Литургии бывает таким же, как и в Светлую седмицу: священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит начальный возглас и затем поет стихи: «Да воскреснет Бог» и прочее. Но отпуст с Крестом бывает только после Литургии (отпуст после Литургии произносится полный, пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый» с воспоминанием святого дня). На отдание Пасхи поются также и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. Перед службами – звон торжественный, напоминающий пасхальные дни. На утрене после кафизм поется постоянная для всех дней Святой Пасхи воскресная песнь: «Воскресение Христово видевше». Канонов три: пасхальный, Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня. На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поется ирмос 9 песни пасхального канона с припевами, как на Пасху, и после канона – ексапостиларий пасхальный: «Плотию уснув» (дважды), а второй ексапостиларий – из службы Недели о слепом. Часы читаются обычные (трипсалмные), а не пасхальные. После Литургии священнослужители поднимают Плащаницу с Престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую «гробницу»). Особого чина для перенесения Плащаницы Уставом не положено. Читать далее Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий/Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

За этими рассуждениями паром подошел к берегу: «Сейчас запоют пасхальный канон ... – сказал Иероним, – а Николая нет, некому вникать... Для него слаже и писания не было, как этот канон. В каждое слово , бывало, вникал ! Вы вот будете там, господин, и вникните, что поется: дух захватывает !» Сам Иероним на пасхальную службу не попал (не сменил его никто на послушании), но автор рассказа там был и оставил нам свои впечатления. Стоя на пасхальной службе, где «ни один человек не вслушивался и не вникал в то, что пелось, и ни у кого не захватывало духа”», Чехов жалел, что на службу не смогли прийти те, кому были дороги ее молитвословия , а не возбужденная праздничная суета: «Я мог себе представить этого Иеронима, смиренно стоящего где-нибудь у стены, согнувшегося и жадно ловящего красоту святой фразы. Всё, что теперь проскальзывало мимо слуха стоявших около меня людей, он жадно пил бы своей чуткой душой, упился бы до восторгов, до захватывания духа, и не было бы во всём храме человека счастливее его» . «Да что же такого особенного в пасхальном каноне, – подумает читатель, – что автор статьи переписал здесь чуть ли не весь чеховский рассказ? Что он нам хочет доказать?» И в самом деле, что? Правят у нас пасхальную службу где лучше, где хуже: кто-то сильно спешит, кто-то не очень. «Но ведь все равно Пасха! Радость, торжество… До канона ли тут. Да и в другие-то праздники лучше, что ли?» Думаю, в целом лучше. По крайней мере осмысленнее, потому что в современной практике поются только ирмосы канонов, а тропари – читаются. Один только пасхальный канон поется весь целиком, как и в древней Церкви. Но вот тут-то и начинаются отличия. Цель богослужения Автору уже приходилось писать о смысле православного богослужения , поэтому здесь кратко повторим главное. Церковный праздник – это созерцание Бога и Его славы открытым лицом, что доступно только ангелам и святым, уже пребывающим на небе. Наши земные праздники – это символ и подобие небесного торжества. Многие из нас (включая автора) не умеют молиться по-настоящему, так, как это умели и делали святые, которые и составили сам чин богослужения и написали его тексты. Мы же можем и должны учиться у них. Поэтому для нас так важно общественное богослужение в храмах, а не только частная молитва дома.

http://pravoslavie.ru/120819.html

Приидите возрадуемся Господеви,/воскликнем Богу Спасителю нашему. Спаси ны, Сыне Божий,/во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа. Предварим лице Его во исповедании,/и во псалмех воскликнем Ему: Спаси ны, Сыне Божий,/во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа. Яко Бог Велий Господь,/и Царь Велий по всей земли. Спаси ны, Сыне Божий,/во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа. Яко в руце Его вси концы земли,/и высоты гор Того суть. Спаси ны, Сыне Божий,/во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа. Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создаете. Спаси ны, Сыне Божий,/во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа. Вход с Евангелием Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон (возглашает): Премудрость, прости. Хор: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: аллилуиа. Тропари и кондаки При архиерейском служении: когда архиерей кадит, хор поет: Ис полла эти, дэспота . (На многая лета, господин). Перед Трисвятым : Тон дэспотин кэ архиерэа имон, Кирие филатте . (Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани). Ис полла эти, дэспота. (Трижды). При хиротонии: Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся,/молитеся ко Господу/спастися душам нашим. Слава Тебе, Христе Боже,/апостолов похвало и мучеников веселие,/ихже проповедь Троица Единосущная. Исаие, ликуй,/Дева име во чреве,/и роди Сына Еммануила,/Бога же и человека. Восток имя Ему;/Егоже величающе,/Деву ублажаем. Аксиос, аксиос, аксиос, (Достоин). Кирие, элеисон (или: Господи, помилуй). Иерей: Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно. Диакон: И во веки веков. Хор : Аминь. Трисвятое В праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву и Великую субботы, во все дни пасхальной седмицы и в период Пятидесятницы вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». В праздник Воздвижения Креста Господня и в Неделю крестопоклонную поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

http://foma.ru/posledovanie-bozhestvenno...

Как при обретении этого креста, так и при возвращении его из плена патриарх, чтобы показать его всем присутствующим воздвигал его (т.е. поднимал). Поэтому этот праздник и называется «Воздвижением Креста Господня». Этот праздник имеет следующие богослужебные особенности. На всенощном бдении после великого славословия при пении Трисвятого священник выносит из алтаря на главе Святой Крест. Подойдя по солее к царским вратам, он произносит: «Премудрость прости». После этих слов он сходит по амвону на средину храма при пении тропаря: «Спаси Господи люди Твоя»... и полагает Крест на аналой для поклонения и целования. Затем священник совершает каждение пред Св. Крестом, а потом при пении стиха: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим» вместе с верующими делает три земных поклона и целуют Св. Крест. В это время поют стихиры Кресту. На литургии вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко " … Для беседы с учащимися: Как совершается Богослужение в крещенский сочельника? Что состав тлеть богослужебную особенность праздника Крещения Господня? Что напоминает нам водоосвящение в крещенский сочельник? Когда бывает второе водоосвящение? Что бывает в конце литургии в праздник Преображения Господня? Какую богослужебную особенность имеет праздник Входа Господа в Иерусалим? Что освящается во время всенощной под этот праздник? Что разумеется под именем Св. Пасхи? Что бывает в конце пасхальной полунощницы? Что напоминает крестный ход вокруг храма в пасхальную утреню? Где священник начинает пасхальную утреню? Почему всю пасхальную неделю отворены царские врата? Почему верующие стоят во время пасхальной утрени с зажженными свечами? Что напоминает нам частое хождение священнослужителей по храму и каждение молящихся в пасхальную утреню? С каких пор ведет свое начало обычай при христосывании меняться друг с другом красными яйцами? Какую мысль выражают в этом случае яйца? О чем читают в пасхальную литургию из Евангелия? Что называется артосом? Что он напоминает? Когда артос раздается верующим? Что воспоминается в праздник Пятидесятницы? Почему он называется еще Троицыным днем? Какая богослужебная особенность этого праздника? Что просят верующие и о чем молятся Богу во время вечерни в Троицын день? Зачем в Троицын день люди украшают дома и храмы цветами и зеленью? Какую богослужебную особенность имеет праздник Воздвижения Креста Господня? Как совершается вынос креста? Что в этот день поют на литургии вместо трисвятого? Читать далее Источник: Издание " Сотрудник школ " А. К. Залесской. Москва, 1917 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Примечание. На малом повечерии во вторник вечера поется рядовая служба Минеи (этого дня). На утрене после возгласа: «Слава Святей…» и пасхального начала (как и на вечерне) сразу: «Слава в вышних Богу…» и шестопсалмие. На «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом). По 2-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу и Духови Собезначальный…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Полиелей. Величание блгв. кн. Димитрия и избранный псалом. Седален блгв. кн. Димитрия, глас 3-й: «От возраста отроческаго…» (см. по 1-м стихословии); седален блгв. кн. Димитрия, глас 4-й: «Яко во дни мира…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален блгв. кн. Димитрия по полиелее, глас 5-й: «Воспоем, людие…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Отцу и Духови Собезначальный…» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блгв. кн. Димитрия, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – блгв. кн. Димитрия. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго благовернаго великаго князя Димитрия…». Стихира блгв. кн. Димитрия, глас 6-й: «Егда время…». Каноны: Пасхи (без Богородичнов) на 6 (ирмосы по дважды), блгв. кн. Димитрия на 4 и Триоди (о слепом) на 4. Примечание. «Поем же во всякой песни тропарь о слепом по дважды. Слава – Троичен, И ныне – Богородичен... Предпразднства же [Вознесения Господня] канон зде оставляется; и поем его во вторник напреди» (Типикон, 8 мая, 5-я Маркова глава). Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу…». По 3-й песни – кондак и икос блгв. кн. Димитрия, глас 2-й; ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро...». «Слава» – седален блгв. кн. Димитрия, глас тот же, «И ныне» – седален праздника Триоди (о слепом), глас 1-й: «Воочил еси, Христе…» (см. в среду 6-й седмицы по Пасхе).

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-01/

К последнему варианту близки указания зап. редакций Студийского устава: афонского Георгия Мтацминдели Типикона , сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 259-260), и южноитал. греч. уставов, начиная с Мессинского Типикона 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 142-143): во всех этих памятниках предписано совершать 2 утрени подряд, благовещенскую и пасхальную, но литургия - только одна, с чтениями обоих праздников. В различных редакциях Иерусалимского устава, начиная с ранних рукописных (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- см.: Lossky. Typicon. P. 205-207) и вплоть до современных, последования Пасхи и Благовещения на К. соединяются по типу, близкому к зафиксированному в Студийско-Алексиевском и Евергетидском (по 1-му варианту) Типиконах: на вечерне Великой субботы соединены стихиры воскресные, Великой субботы и Благовещения, паремии - 1-я Великой субботы, затем - 5 Благовещения и оставшиеся 14 Великой субботы. На «пасхальной полунощнице» (т. е. паннихис, сохранившейся со студийских времен) - 2 канона: Благовещения и Великой субботы (аналогичное указание имелось уже в Евергетидском Типиконе). На Светлой заутрене также 2 канона: Пасхи (на 8) и Благовещения (на 8), с пением в конце каждой песни ирмоса Пасхи, затем ирмоса Благовещения и, наконец, катавасии - снова Пасхи. Кондак и икос Пасхи исполняются по 3-й песни канона, а Благовещения - по 6-й, после чего поется прокимен и читается Евангелие Благовещения, а затем идут обычные «Воскресение Христово видевше» и проч.; стихиры обоих праздников также соединены. Интересная особенность Светлой заутрени на К., согласно богослужебному уставу, заключается в том, что на ней должны читаться оба Пасхальных слова свт. Григория Богослова : одно - по 3-й песни канона, другое - по 6-й (между икосом и прокимном), тогда как на Светлой заутрене в обычные годы, когда К. нет, должно читаться только второе из них. На Божественной литургии песнопения Пасхи и Благовещения соединены, чтение Апостола и Евангелий - также обоих праздников, но с той разницей, что пасхальное Евангелие читается по особому чину (с повторениями и ударами в колокол) многими священнослужителями, в алтаре и в храме, а благовещенское - по обычному, только одним стоящим на амвоне диаконом и без сопровождения колокольными ударами (см., напр., принятый ныне в РПЦ Типикон: Т. 1. Л. 283 об.- 285).

http://pravenc.ru/text/1841093.html

Примечание. «На трапезе бывает братии утешение великое, сиречь: елеем, рыбою и вином» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»). Б. Начало великой вечерни (и утрени) – как в 1-й день Пасхи. Иерей, облачившись в епитрахиль и фелонь, с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Благословен Бог наш…» (при открытых царских вратах), поет: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». Затем читается 103-й псалом. По предначинательном псалме – великая ектения, и поется «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6, и блгв. кн. Димитрия, глас 4-й – 4. «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас 5-й: «Благословен еси…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаголет силы Твоя…». Вход. Прокимен дня. Паримии блгв. кн. Димитрия – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа…», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас тот же: «Радуйся и веселися…», «И ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры). По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую...». Иерей (или диакон) – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст после вечерни произносится без Креста (в открытых царских вратах): «Воскресый из мертвых…», поминаются святой храма и дня.

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-01/

Нередко бывало, что некоторые Церкви предупреждали одна другую в праздновании Пасхи целой неделей, а иногда и месяцем. Так, например, в 455 году, между Пасхой римлян и александриан протекло семь дней; в 577 году Церкви Галликанские торжествовали Пасху 21 марта, Церкви Италийские 18 апреля, а Церкви египетские 25 апреля; и в продолжение ста лет Церковь Латинская три раза, то есть в 322, 349 и 407 годах, совершала Пасху целым месяцем ранее Церкви Александрийской. Такая разность, происходившая от следования различным, между собой несогласным, годовым счислениям, продолжалась до тех пор, пока счисление Александрийское не было принято во всеобщее употребление. Это сделано римлянами в 525 году, а Галлией и Британией спустя два или три столетия после этого. Впрочем, папа Григорий XIII, найдя счисление Александрийское несовершенным, в 1582 году указал для Западной Церкви новое счисление, названное его именем. По этому счислению в Римской Церкви Пасха празднуется иногда ранее нашей целым лунным месяцем и более, так что иногда и иудейская бывает после григорианской, — чего по определению Никейского Собора быть не долженствовало; а сие происходит от того, что пасхальное новолуние, по григорианскому счислению, бывает и 8 марта нового стиля, то есть 23 или 24 февраля старого. Особенности праздника    А) Церковные.    Праздник Пасхи, как важнейшее торжество Христианской Церкви, издревле совершается Церковью с особенной торжественностью и великолепием. Все последование церковной службы в этот праздник имеет свой особенный характер, отличный от службы прочих праздников. Так, например, во всю седмицу праздника упраздняется в церковном служении чтение Псалтыри и почти всех частных псалмов, а вместо них, и притом многократно, поется тропарь Христос воскресе и другие песни, выражающие духовное веселье и торжество сердца, восхищающегося блаженством, доставленным смертью и Воскресением Спасителя. Песни эти и вся служба действительно произошли от души восторженной и живо чувствовавшей благость Божию к человекам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нередко бывало, что некоторые Церкви предупреждали одна другую в праздновании Пасхи целой неделей, а иногда и месяцем. Так, например, в 455 году, между Пасхой римлян и александриан протекло семь дней; в 577 году Церкви Галликанские торжествовали Пасху 21 марта, Церкви Италийские 18 апреля, а Церкви египетские 25 апреля; и в продолжение ста лет Церковь Латинская три раза, то есть в 322, 349 и 407 годах, совершала Пасху целым месяцем ранее Церкви Александрийской. Такая разность, происходившая от следования различным, между собой несогласным, годовым счислениям, продолжалась до тех пор, пока счисление Александрийское не было принято во всеобщее употребление. Это сделано римлянами в 525 году, а Галлией и Британией спустя два или три столетия после этого1. Впрочем, папа Григорий XIII, найдя счисление Александрийское несовершенным, в 1582 году указал для Западной Церкви новое счисление, названное его именем. По этому счислению в Римской Церкви Пасха празднуется иногда ранее нашей целым лунным месяцем и более, так что иногда и иудейская бывает после григорианской, - чего по определению Никейского Собора быть не долженствовало; а сие происходит от того, что пасхальное новолуние, по григорианскому счислению, бывает и 8 марта нового стиля, то есть 23 или 24 февраля старого2. Особенности праздника А) Церковные. Праздник Пасхи, как важнейшее торжество Христианской Церкви, издревле совершается Церковью с особенной торжественностью и великолепием. Все последование церковной службы в этот праздник имеет свой особенный характер, отличный от службы прочих праздников. Так, например, во всю седмицу праздника упраздняется в церковном служении чтение Псалтыри и почти всех частных псалмов, а вместо них, и притом многократно, поется тропарь Христос воскресе и другие песни, выражающие духовное веселье и торжество сердца, восхищающегося блаженством, доставленным смертью и Воскресением Спасителя. Песни эти и вся служба действительно произошли от души восторженной и живо чувствовавшей благость Божию к человекам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Упоминание о свт. Василии в связи с Литургией Преждеосвященных Даров содержится в труде студийского инока Никиты Стифата (XI в.) «Рассуждение против франков, то есть латинян» («Libellus Contra Latinos») (PL 143, 973–984). В этом случае молитвы, приписываемые Василию, различны: «После чтения пророков, совершив установленные Василием Великим молитвы, перенеся с предложения (жертвенника) Дары, помолившись над ними, прибавив к этому еще преданную нам Господом молитву, мы возвышаем Хлеб, говоря: «Преждеосвященная Святая святым» и затем, совершив соединение [Даров], причащаемся» (Цит. по: [Карабинов, 1915, 741]) 3 . В спорах между Востоком и Западом о литургическом характере седмичных дней Великого поста Иоанн, митр. Клавдиопольский (XI–XII в.), автор антилатинского труда «Слово об опресноках», также называл свт. Василия Великого автором молитв Литургии Преждеосвященных Даров. Он пишет, что в шестом часу, после окончания вечерни, «…произнеся предписанные молитвы Василия Великого , мы возносим Святые Дары, говоря: Вонмем, Преждеосвященная Святая святым» (Цит. по: [Alexopoulos, 2009, 49]) 4 . Примечательно, что молитвы, которые Никита Стифат атрибутирует свт. Василию Великому , предшествуют Великому входу, в то время как митр. Иоанн приписывает свт. Василию молитвы, которые предшествуют возношению Даров на «Святая святым». Блж. Симеон Солунский на рубеже XIV и XV вв. в 35м ответе на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея, сообщает следующее: «Литургия Преждеосвященных дошла до нас от древности и от преемников апостольских, как свидетельствуют и молитвы, и само древнее предание. И мы принимаем за несомненное, что своим происхождением она обязана Апостолам, быв вначале составлена ради самого поста» [Ответы на некоторые вопросы, 1857, 179]. Свидетельства о свт. Григории Великом Первые известные упоминания о совершении Преждеосвященной Литургии в Константинополе датируются позже времени жизни свт. Григория 5 . Самое ранее свидетельство о Преждеосвященной в Новом Риме содержится в «Пасхальной хронике» (Chronicon Paschale), где говорится, что в 615 (или 616) г. при патр. Сергии Константинопольском «…начало петься [следующее]: после κατευθυνθτω [ Пс.140 ], когда Преждеосвященные Дары приносятся в алтарь из скевофилакии, после того, как священник говорит “Κατ τν δωρεν το Χρiστο σου” (“По Дару Христа Твоего…”»), люди немедленно начинают «Νν α δυνμες… Αλληλοα” (“Ныне Силы Небесныя…Аллилуиа”). Это поется не только в великопостных Преждеосвященных Литургиях, но также и в другие дни, всякий раз, когда Преждеосвященные совершаются» (PG 92, 989) (Цит. по: [Тафт, 2011, 135;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010