эксапостиларий О.;Слава: светилен М.; И ныне: Б или КрБ. Светильны О по гласу: 1-й: оканч. по дню, Слава: 2-й: оканч. всем свв. И ныне: 3-й: оканч. Б Хвалитные псалмы (148,149,150) Стихиры на Хвалитех, если есть (иногда бывают у шестеричных святых) Стихиры на Хвалитех, если есть (если служба 2-х свв., на Хвалитех– стихиры 2-го свв.) Если стихир нет – вместо них: Слава; И ныне: Тебе слава подобает... Слава в Вышних...Сподоби, Господи (т.н. вседневное славословие) Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклонения Стихиры на стиховне: О; Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ Т (самогласен дня дважды и мученичен); Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ Благо есть Благо есть (дважды) Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш Отпустительный тропарь М; тр. М]; И ныне: Б или КрБ В храме стояще... Чтец: Господи, помилуй (40 р.) Слава: И ныне: Чтец: Честнейшую Херувим... Именем Господним... Иерей: Сый благословен... Чтец: Аминь. Небесный Царю... Иерей [и все молящиеся]: Молитва св. Ефрема Сирина Сугубая ектения Иерей или диакон: Премудрость. Лик: Благослови. Иерей: Сый благословен... Лик: Аминь. Утверди, Боже... Трехпсалмный Великопостный Перед Христе, Свете истинный... –Конечное Трисвятое Иерей: великий отпуст Лик: многолетие С XVI века в Русской Церкви исчезает пение канона на утрени. У нас теперь только на Пасхальной утрени канон повсеместно поется. Вместе с пением канона исчезает и ежедневное употребление библейских песен. Теперь библейские песни употребляются только в будние дни св. Четыредесятницы. Есть храмы, где библейские песни употребляются и вне Великого поста, но это пока редкость. На великопостной утрени вы не услышите припевов, какие привыкли слышать: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», или «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» (или обращение к другому святому), вы услышите стихи, т.е. строки из Священного Писания. Каноны Слово «Триодь» (от греч. triwdion) означает «трипеснец». По этому поводу Никифор Ксанфопул написал такой текст: «Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от Ангелов, трипеснец же от человеков приими». Ангелы поют Трисвятую песнь, а люди приносят трипеснец, который дал название Триоди. Только лишь в Триоди Постной и Цветной встречаются неполные каноны. Это и есть трипеснцы. В Минее тоже есть трипеснцы, но очень редко (например, в предпразднство Рождества и Богоявления на повечериях несколько раз встречаются трипеснцы, но это не характерно, это уподобление триодному кругу; Триоди же содержат «законные» трипеснцы).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это венец книги — и венец великопостного пути. Глава сама по себе является законченным лирическим произведением, своего рода развернутым лирическим отступлением к третьему, ненаписанному тому “Мертвых душ”. (Известно, что этот том, по замыслу автора, должен был показать духовное воскресение главного героя. В соотнесении с “Божественной комедией” Данте 13 он был в поэме Гоголя “Раем”.) И в этой главе ясно ощущается влияние пасхальной службы, праздничного настроения: от возгласа Христос воскресе до желания “взглянуть в этот день на человека как на лучшую свою драгоценность, — так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата, так ему обрадоваться, как бы наилучшему своему другу…” 14 . Сравним эти слова с пасхальными песнопениями: “Радостию друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением…”. Гоголь продолжает: “и породнились мы с ним по нашему прекрасному небесному Отцу”. Вспомним обращение “соотечественники” в начале “Выбранных мест…” и соотнесем с тем, что звучит в эти дни в церкви: “Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия”. Пост закончился, мы достигли цели и пришли в наше общее Отечество — Небесный Иерусалим. Как пишет Гоголь, “день этот мы — в своей истинной семье, у Него Самого в дому”, ведь, как поется на пасхальном богослужении, “сей день егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!”. “День этот есть тот святой день, в который празднует святое, небесное свое братство все человечество до единого”, — восклицает автор. Впрочем, размышления Гоголя проникнуты не столько радостью, сколько горечью от того, что люди “выгнали на улицу Христа”, что не хотят обнять человека как брата. В этом видится продолжение той темы, которая звучала еще в “Шинели”, когда в словах Акакия Акакиевича “Зачем вы меня обижаете?” “звенели другие слова: «Я брат твой»” 15 . Рассуждая о “людях века”, Гоголь подспудно проводит параллель с фарисеями, которых обличал Христос. “Все человечество готов он обнять, как брата, а брата не обнимет Отделись от этого человечества один, страждущий видней других тяжелыми язвами своих душевных недостатков, больше всех других требующий состраданья к себе, — он оттолкнет его и не обнимет”. Сравним с Евангельским рассказом:

http://pravmir.ru/vyibrannyie-mesta-iz-p...

По различным редакциям Студийского устава ( Пентковский. Типикон. С. 256; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 291-292; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 557; Arranz. Typicon. P. 248) начальный пасхальный антифон содержал только стихи Пс 117. В рукописях Иерусалимского устава встречаются старая студийская практика и новая, по к-рой стихи заимствованы из Пс 67; иногда рукописи упоминают оба варианта одновременно ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 125, 166, 207, 271, 358). В случае использования Пс 67 к нему нередко присоединялся один (или неск.) стихов из Пс 117. В ряде рукописей Иерусалимского устава для утрени Пасхи назначаются стихи Пс 67. 2, 3, 3b - 4a и 117. 24 (Там же. С. 271). Такой состав начального пасхального антифона зафиксирован, в частности, в московских печатных изданиях Иерусалимского устава, в т. ч. и в Типиконе, использующемся ныне в РПЦ ([Т. 2.] С. 932-933). Стихи из Пс 117 также входят в состав 3-го праздничного антифона и прокимна (тот же, что и в неделю ваий) на литургии праздника Богоявления, а стих 26b-27a поется на Божественной литургии во весь год (кроме Светлой седмицы) при изнесении Св. Даров для Причащения мирян. А . А . Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение «ВОСТАНИТЕ» возглашение параекклисиарха (в мон-рях) или диакона (в приходских храмах) в начале всенощного бдения ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа

http://pravenc.ru/text/ Бог Господь ...

Таким образом, Неделя Крестопоклонная есть как бы предвкушение среди поста ожидающей нас светлой пасхальной радости, почему, прославляя Крест Господень, мы одновременно воспеваем и Его  Воскресение , когда троекратно поем: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Служба недели Крестопоклонной В субботу вечером  на всенощном бдении  в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед  Литургией  вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов». Богослужебные тексты в честь Креста очень возвышенны и красивы, они изобилуют противопоставлениями, аллегориями, художественной персонификацией. Радуйся, живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, славо мучеников, преподобных яко воистинну удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость. Радуйся, Крест, носитель жизни! Непобедимая победа благочестия,  дверь, ведущая в рай, утверждение верующих и ограда Церкви, Ты – Крест, которым уничтожилось и исчезло тление, и побеждена власть смерти,  и мы вознеслись от земли к небесам. Ты, Крест – непобедимое оружие, демонам противоборствующий, 

http://pravmir.ru/nedelya-krestopoklonna...

Евангелие — не учебное пособие по этике. Эта книга содержит «глаголы жизни вечной». Она открывает нам значение смерти Христа и Его воскресение, смысл таинства Евхаристии, установленного Господом на Тайной вечери, смысл Причастия, дающего нам жизнь вечную. « Причащается раб Божий Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в Жизнь Вечную », — говорит священник, когда мы подходим к Чаше. И в этом спасительном поиске нужно не просто сохранять благое расположение духа, но и трудиться — усердно, ревностно и ответственно, в первую очередь, в отношении самих себя, так как речь идет о жизни вечной. Самыми главными вопросами для христианина должны быть: «Как победить смерть? Как обрести жизнь вечную? Как навсегда остаться с Богом? Что меня ждет в вечной жизни — рай или…? И если не рай, то что? Страшно подумать…» И апостол Фома, обладая тем самым благим расположением, с чистым сердцем желал обрести истину. Потому и поется еще в одном тропаре, что неверие Фомы обернулось в послушание. Что значит в данном контексте слово «послушание»? Не легковерность, не неразумное подчинение первому встречному, а подлинная вера и благое расположение. Любой церковный праздник есть торжество милосердия Божия. Торжество Его доброты, любви и милости к нам. Торжество Его заботы о нашем спасении и благой вечной жизни. Явившись Фоме, Господь сказал ему: «Делай, что хочешь, Фома. Видишь, не только ты идешь за Мной, но и Я иду тебе навстречу. Путь будет так, как тебе хочется, Фома. Я пришел к тебе. Я пришел, потому что знаю, что нужно каждому из вас, и хочу помочь всем». В этом — великое, бесконечное смирение Бога Славы. Он приходит, соображаясь с внутренней мерой каждого из нас, протягивая руку и выводя на путь спасения. « Итак, если хочешь, прикоснись ко Мне. Если хочешь потрогать Мои раны — трогай. Делай, что хочешь — только пойми и уверуй ». Вот чего хочет от нас Господь. Потому этот прекрасный праздник — уверение апостола Фомы — и следует сразу после первой пасхальной недели.

http://pravmir.ru/vy-ego-kak-sleduet-ras...

И можно сказать, что так оно и есть, потому что даже храмовое чтение на одном звуке, recte tono, это тоже пение; в нашем богослужении нет обыденной простой речи, не окрашенной музыкальным элементом, в храме даже читают нараспев, и нараспев произносятся возгласы. Существуют разные градации певческого элемента в службе: есть чтение, есть возглашение (например, прокимна), есть возглас священника, который тоже принадлежит музыкальной стихии (в некоторых рукописях для возгласов есть музыкальная разметка), и есть пение, будь то пение «поскору» или пение мелизматически развитое, о котором в Уставе говорится «со сладкопением...». В нашем богослужении нет слова, не окрашенного звуком, но очень многие части службы с течением времени как бы понижены в музыкальной градации, и канон является одним из них. Каноны, безусловно, всегда должны петься, но счастье слышать поемый канон мы имеем очень редко, поэтому так значимо пение канона на Пасху. Итак, поется канон прп. Иоанна Дамаскина с припевом. Все, наверно, обращали внимание, что в каждой песни этого канона очень мало тропарей: ирмос и два-три тропаря. А Устав говорит так: «Петь ирмосы на четыре (антифонно – 1-й лик и 2-й лик), а тропари – на двенадцать (каждый тропарь должен петься 6 раз)». Типикон говорит о том, что первые слова каждого ирмоса обязательно запевает предстоятель в алтаре, т.е. назначается максимально праздничное и вдохновенное исполнение этого текста. Вы видите, как много раз должны быть пропеты тропари Пасхального канона, и это постоянное повторение текста научает нас чему-то важному и существенному. Безусловно, Пасхальный канон Иоанна Дамаскина принадлежит к лучшим канонам православного богослужения. Устав научает нас радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова, которые мы все прекрасно знаем, и призывает нас к радости глубокой и осмысленной. После каждой песни канона положена катавасия, повторение ирмоса, затемХристос воскресе трижды и малая ектенья, т.е. исполнение канона максимально торжественно. Малая ектенья по каждой песни (всего их восемь) – это в нашем богослужении вещь совершенно неслыханная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И после казни, по прошествии субботы, ранним утром, настолько рано, что об этом часе в пасхальном каноне поется: «утро глубоко», женщины не побоялись отправиться к гробу, к пещере, где было положено пречистое тело Спасителя. В руках у каждой был кувшинчик с ароматическим маслом — миром. Поэтому мы и называем их мироносицами — несущими миро. Они шли оказать последнюю милость Учителю: помазать тело Его перед погребением. (Масло, как в древней, так и в современной культуре, является символом милости — именно в знак милости Божией на некоторых церковных службах нам помазывают ароматным маслом чело.) Они знали, что пещеру охраняют вооруженные воины, что вход в нее закрыт огромным тяжелым камнем, но их тревожила не собственная безопасность, а лишь недоумение: кто поможет им отвалить камень от гроба? И они шли, чтобы исполнить долг любви. Придя ко гробу, женщины увидели, что камень от входа отвален, стражи нет, внутри никого. Лишь погребальные пелены лежат на камне. И тут явился Ангел в блистающих одеждах со словами: Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь — Он воскрес, как сказал ( Мф. 28:5-6 ). Услышав это, мироносицы, нимало не сомневаясь, со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его ( Мф. 28:8 ). На дороге Сам Воскресший Спаситель встретил их со словами: Радуйтесь! ( Мф. 28:9 ). Мироносицы оказались первыми свидетельницами Воскресения. Зная их простое сердце, Господь именно им доверил возвестить радостную весть апостолам и другим людям. Мужской ум, привыкший к анализу происходящего, не мог сразу вместить в себя это небывалое чудо. Жизнь и вера жен-мироносиц во все времена была примером для женщин-христианок. Многие стремились быть на них похожими, стать ближе к Христу, и преуспели в этом. Вспомним хотя бы женщин нелегкого для России XX века. Как жены-мироносицы в тяжелый и страшный час не покинули Христа, так в годы гонений на Церковь наши женщины не покинули храмов. Нередко, одна на всю семью женщина молилась о детях, внуках, муже, зяте, Церкви, нашей стране, — и так сохранила огонек веры в своих близких. Сейчас многие, приходя в Церковь, с умилением вспоминают, что и у них верующими были мать, бабушка или тетка.

http://azbyka.ru/fiction/na-vsyo-volya-b...

Так что мы должны за пост и за Пасху понять смысл жизни: вкус хлеба, покаяния, неядения, пасхальной радости и сохранить этот вкус на целый год, для того чтобы в среду и пятницу поститься и быть в воскресенье в храме. И в Светлую неделю, пожалуйста, постарайтесь постоянно посещать храм Божий. Кстати говоря, поститься в эти дни нельзя, мы уже отпостились свое, дозволено уже всё вкушать, а причащаться можно. В эти дни, как в неделю, например, мытаря и фарисея, поста нет, а Литургия есть – значит, можно причащаться без поста. В эти дни уже всё можно. Есть, правда, батюшки-чудотворцы, которые спрашивают: «А ты постился?» – «Нет». – «Тогда и не причащайся». Это, конечно, великое заблуждение. Церковь благословляет служить Литургию для того, чтобы люди причащались: без причастников Литургия – это неполная служба. А поститься Церковь запрещает в эти дни. Так что ж нам, не постясь, причащаться? – Да. Вот только чтобы муж с женой воздерживались в супружеском отношении, все в храм шли натощак – больше никаких ограничений. Пасхальный канон пропели – и принимайте Святые Тайны. Даже утренние и вечерние молитвы не читаются: поется Пасхальный канон. «Вчера сраспинахся Тебе, Христе, совозстаю днесь воскресшу Тебе». Нужно набраться этой радости, потому что это смысл жизни. В Пасхальном слове Иоанна Златоуста говорится: «Никто да не рыдает убожества – явилось бо общее Царство. Никто пусть не плачет о согрешениях – прощение воссияло от Гроба. Никто пусть не боится смерти – освободила нас Спасова смерть». И совершенно справедливо один современный иерарх, митрополит Иерофей (Влахос), говорит, что мы боимся, печалимся и стыдимся только лишь по мере удаленности от воскресшего Христа. Как только ты к Христу приступишь, ты не будешь стыдиться бедности, ты не будешь бояться смерти, ты не будешь плакать о грехах. Потому что во Христе есть и прощение, и увеселение, и крепость, и могущество – всё в Нем есть. Ты только в храм ходи. «Пойте Богу нашему, пойте. Пойте Цареви нашему, пойте» (Пс. 46: 7).

http://pravoslavie.ru/92876.html

На первой седмице Четыредесятницы, на Страстной и Пасхальной седмицах (а также в седмичные дни Четыредесятницы) панихиды в храме не совершаются. Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который день он выпадает, совершается панихида в храме. «Сорокоуст» не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от Недели ап. Фомы и продолжается до исполнения 40 дней. Чин обычной панихиды следующий: После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо Бог Господь — «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости». После тропарей на панихиде (а на парастасе — после Непорочных) поются тропари по Непорочных: «Святых лик обрете источник жизни» с припевом: «Благословен еси, Господи». Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон на глас 6-й «Яко по суху пешешествовав Израиль» или 8-го гласа — «Воду прошед». Вместо чтения тропарей на каждую песнь поется припев священнослужителями и повторяется хором: «Упокой (или: Покой), Господи, души усопших раб Твоих», затем: «Слава» (священнослужители) и «И ныне» (хор). Канон разделяется и заканчивается малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песни). После 3-й песни поется седален, а после 6-й — кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси Безсмертный». После канона панихида (также и парастас) заканчивается литией: читается Трисвятое по Отче наш, поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», после которой бывает отпуст с крестом и кадилом, и поется «Вечная память». Малое каждение (тетрапода и людей) на панихиде бывает при пении тропарей по непорочных «Благословен еси, Господи», кондака «Со святыми упокой» и в конце на пении «Вечная память».

http://pravoslavie.ru/put/060530115056.h...

Начинать следует, само собою разумеется, с «Христос воскресе», которое в сем случае должно заменять «Святый Боже». Затем, поскольку начало Елеосвящения по составу сходствует с началом молебнов вообще, то всего лучше и дальнейшее продолжение этого начала приспособлять к порядку «Како поется молебен на святую Пасху», излагаемому в Триоди Цветной. А здесь прямо говорится, что, совершая молебен, иерей глаголет: «Благословен Бог наш», а мы: «Аминь». Та же иерей: «Христос воскресе» (трижды). И далее – «якоже предызъявися» в начале утрени. Вслед за сим, по чину Елеосвящения, диакон должен произносить ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся» и т.д. Далее в том же чине полагаются: «Аллилуиа» (трижды) и тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Поскольку же известно, что и «Аллилуиа» в том смысле, как оно полагается в чинопоследовании Елеосвящения вслед за малой ектенией, т.е. как преддверие к тропарям «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», совершенно не употребляется на Светлой неделе, то вместо его («Аллилуиа»), следуя вышеуказанному Уставу молебна в неделю Пасхи, лучше после ектений пропеть «Предварившия утро, яже о Марии», а затем: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и т.д. Что же касается канона, то изменять его в пользу канона пасхального в данном случае нет надобности. В особенности это нужно сказать о тропарях этого канона, столь трогательных по своему содержанию и столь близко соответствующих самому существу Таинства и его значению для болящего. Необходимо только эти тропари читать внятно для больного, а не произносить их полуголосом, как это иногда делают большей частью, к сожалению, при совершении Елеосвящения. Ирмосы же «Моря чермную пучину» можно, пожалуй, заменить ирмосами канона пасхального, тем более, что ирмосы эти, как и ирмосы канона пасхального, особенного специального отношения к Таинству Елеосвящения не имеют. Может ли священник совершить сам над собою Таинство Елеосвящения? Не может ни под каким условием: 1) потому что святой апостол Иаков, в Послании которого заключается основное учение о Таинстве Елеосвящения, положительно говорит: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне». Как замечает Преосвященный Макарий в своем «Православно-догматическом богословии», вся «целительная сила» этого Таинства, по учению святого Апостола, «приписывается им не одному елею, но преимущественно молитве священнослужителей: «да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне» (т. II, § 230). Как же сам священник может призывать себя и молиться о себе вместо других и помазывать себя елеем, когда все это возлагается на других, которых и надо и только можно призывать и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010