1563). Один попечитель должен быть из присутствующих Консистории, для удобнейшего сношения и согласного действования обоих мест (там же ст. 1564). Три попечителя должны быть непременно из имеющих пребывание в епархиальном городе или близ оного для безостановочного течения дел попечительства, прочие могут быть и из пребывающих в других местах епархии и только в важнейших случаях должны находиться лично при попечительстве, и кроме сего заниматься исполнением его поручений в своих местах (– ст. 1565). Один из безотлучных попечителей, по их избрании с утверждения епархиального архиерея, исполняет при попечительстве должность казначея (– ст. 1566). Кроме отсутствующих попечителей, для исполнения своих поручений по епархии попечительство имеет от одного до трех сотрудников в каждом уезде, избираемых из городского или сельского духовенства (– ст. 1567). Попечители и их сотрудники определяются епархиальным архиереем, по собственному его усмотрению и удостоверению в их качествах, из представленных Консисторией или самим попечительством двух на каждое место кандидатов (– ст. 1568). Для производства дел попечительство имеет одного секретаря и двух письмоводителей, которых оно определяет на сии места с утверждения епархиального архиерея (– ст. 1569) 50 . б) Предметы занятий попечительства Предметы занятий, принадлежащее епархиальному попечительству и вообще попечителям и сотрудникам порознь, суть: 1) производство сбора, по книге благотворительных приношений (Уст. Общ. Призр. ст. 1590 п. 1). Книга эта подписывается присутствующим Консистории, скрепляется секретарем оной, утверждается ее печатью (там же ст. 1576) и открывается для подписки в начале каждого года (– ст. 1575). Приношения вносятся в книгу рукой благотворителей или тех, которые по их поручению представляют оные, а получаемые чрез почту – рукой одного из попечителей в собрании попечительства (– ст. 1577). Для удобнейшего производства сбора в разных местах могут быть употребляемы пригласительные листы за общим подписанием и печатью попечительства, по которым получаемые приношения, если они значительны, вносятся в книгу особой статьей, а мелочные – общей статьей из каждого листа; самые же листы должно хранить вместе с книгой (– ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

(См. Собр. Узак. 1891 г. 67, 76 – 1892 г. 8 и др.). То обстоятельство, что в 701 ст. Уст. Врач. т. XIII изд. 1892 г. упоминается о «владельце земли, отведенной под кладбище», как лице на котором лежит обязанность огородить опустевшие кладбища среди населенных мест находящихся не дает достаточного основания заключать, что закон признает за прежним владельцем право собственности на землю, на которой устроено кладбище, ибо: в 1, приведенная статья как основанная на инструкции землемерам к генеральному межеванию 13 февраля 1766 г. (II. С. З.1766 г. 12570), говорит во 1 об опустевших в то время кладбищах и могущих оказаться вместе с ними, пустых церковных землях, – каковые велено было межевать за владельцами дач безденежно; и во 2, закон этот возлагается на владельцев земли, на которой устроены были кладбища, лишь известного рода обязанность (огораживать, окапывать), не только никакого права владения, или пользования землей за ними не сохраняет и им не предоставляет, но воспрещает возводить на этих кладбищах строения, а 717 ст. того-же устава запрещает обращать прежнее кладбище под пашню или другим каким-бы ни было образом истреблять оставшиеся на оном могилы. По ст. 42 й 43 уст. дух. конс, на церковные причты возлагается обязанность сохранять кладбища в благоустройстве и чистоте и надзор за этим возлагается на благочинных (Инстр. благоч. § 2), по пунк. 6 инструк. при церк. старост, ст. 22; на церковного старосту возлагается обязанность наблюдать за исправным содержанием кладбищ и памятников (Реш. Гражд. Кас. Деп. Прав. Сен. 9 Мар. 1883 г. 23), а доходы от кладбищ в том числе и от сенокошения, за удовлетворением всех нужд церкви (если таковая есть на кладбище) поступают в пользу епархиального попечительства о бедных духовного звания (ст. 496 уст. Общ. Призр. т. XIII изд. 1892). А так как в селах и деревнях в крайне редких случаях при кладбищах имеются церкви, от которых получаются доходы, a места для погребения в селах и городах (за исключением столиц) должны отводиться бесплатно то к упоминаемым в 496 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. общ. губерн. учреж. ст. 541 и т. XII уст. общ. призр. ст. 674, лежит призрение принадлежащих к оным лиц, и имея в виду неоднократно возникавшие пререкания между епархиальными начальствами и приказами общественного призрения по поводу помещения в богадельни лиц духовного звания и относительно платежа за оных денег Святейший Синод определяет: уплату за содержание лиц духовного звания в богадельнях приказов общественного призрения производить из сумм епархиальных попечительств, если лица сии принадлежат к белому духовенству, или из других местных епархиальных средств, если призреваемые лица принадлежат к духовенству монашествующему; о чем и объявить к исполнению по духовному ведомству печатными циркулярными указами 28 . 188. От 26 октября 1873 года за 50. О помещении лиц духовного звания в богадельни гражданского ведомства с крайнею осмотрительностью. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали сообщенный господину Обер-Прокурору Министерством Внутренних Дел вопрос одного из начальников губернии: как поступать в тех случаях, когда лица духовного ведомства требуют непременного призрения, а духовное ведомство отказывается от установленная за них платежа при помещении их в заведения приказа общественного призрения и оставлять их при том без всякого призрения с своей стороны. И, по справке, Приказали: предоставить господину исправляющему должность Синодального Обер-Прокурора сообщить Министерству Внутренних Дел, что циркулярным указом Святейшего Синода, от 30 сентября 1869 года за 39, предписано епархиальным начальствам уплату за содержание лиц духовного звания в богадельнях приказов общественного призрения (ныне перешедших в ведение земских учреждений) производить из сумм епархиальных попечительств, если лица сии принадлежат к белому духовенству; но как суммы епархиальных попечительств по закону имеют определенное назначение, а именно для вспомоществования лицам духовного звания и их семействам в случаях крайней бедности, то посему, дабы, чрез излишние расходы на сей предмет, не истощить денежных средств попечительств, необходимо, чтобы в богадельни гражданского ведомства лица духовного звания были принимаемы не иначе, как с разрешения епархиального начальства, а сии последние делали таковые разрешения с крайнею осмотрительностью, убедившись предварительно, что лица, ходатайствующие о помещении в богадельню, действительно не имеют никаких средств к жизни, также не могут быть призреваемы у ближайших родственников, т. е. родителей или детей таковых лиц, и наконец, что эти лица своею жизнью и службою вполне заслуживают оказания вспомоществования в виде платы из сумм попечительства за их содержание в богадельнях гражданского ведомства. О таковом отзыве Святейшего Синода, для сведения и руководства, объявить по духовному ведомству печатными указами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора, от 30 июля сего года, в коем изъяснено, что Киевский губернатор довел до сведения Министра Внутренних Дел, что тамошнее епархиальное начальство ходатайствуете о помещении в богадельни приказа общественного призрения лиц духовного звания на счет собственных средств приказа, на том основании, что духовное ведомство уплачивает лишь за лечение лиц духовного звания в больницах. Принимая во внимание, что на счет сумм приказа общественного призрения могут быть призреваемы в богадельнях одни лишь не принадлежащие к обществам и ведомствам, на обязанности коих, по силе свод. зак. т. II. общ. губ. учрежд. ст. 541 и т. XIII уст. общ. призр. ст. 674,– лежит призрение принадлежащих к оным лиц, Министр Внутренних Дел просит сделать распоряжение, чтобы епархиальные начальства не уклонялись от платы за призрение в богадельнях лиц духовного ведомства, так как, в противном случае, эти последние лица не могут быть принимаемы в богадельни. Предлагая о сем Святейшему Синоду, г. исправляющий должность Обер-Прокурора присовокупил, что из практики Синодальной усматриваются примеры прежде возникавших пререканий между епархиальными начальствами и приказами общественного призрения по поводу помещения в богадельни лиц, принадлежащих духовному званию; кроме того были примеры, что приказы общественного призрения требования свои об уплате денег за содержание сих лиц, по смерти их, предъявляли разом за несколько лет, поставляя таким образом епархиальные начальства в затруднение относительно способов к удовлетворенно таковых требований; посему казалось бы полезным пояснить епархиальным начальствам, что плата за содержание лиц духовного звания в богадельнях приказов общественного призрения должна быть производима из сумм епархиальных попечительств, если лица сии принадлежат к белому духовенству, или из других местных епархиальных средств, если призреваемые лица принадлежат к духовенству монашествующему. Приказали: принимая во внимание, что на счет сумм приказов общественного призрения могут быть призреваемы в богадельнях одни лишь не принадлежащие к обществам и ведомствам, на обязанности коих, по силе свод, зак, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дело попечителя – поверять и дополнять волю несовершеннолетнего в каждом отдельном гражданском акте, который требует по закону участия попечителя; цель этого закона – оградить человека, не достигшего еще полной умственной зрелости, участием попечителя, от невыгодных сделок. Такова, по закону, деятельность попечителя, но из сего не следует, чтобы попечитель имел право давать несовершеннолетнему общую или частную эмансипацию, уполномочивая его заранее на совершение всяких сделок, или известного рода сделок, и без согласия попечителя. Такого рода полномочие, или изъявленное согласие попечителя на будущие сделки, выходит из пределов его власти, незаконно, и не может, само по себе, присвоить законную силу актам, которые несовершеннолетний совершает без согласия попечителя (Кас. реш. 1872 г., N 1092). Учреждение опеки над малолетним есть учреждение обязательное. Без сомнения, нередко случается малолетнему вырастать без учреждения опеки, под бесконтрольным надзором родных или сторонних людей, либо вовсе без надзора; в низших и бедных классах населения так по большей части и случается. Однако же, по идее закона, учреждение опеки не состоит в зависимости от имущества; где только есть малолетний сирота, хотя бы и без наследства, там уже предполагается действие закона об опекунском надзоре. Итак, хотя в большей части случаев не возникает вопроса об опеке, но если вопрос сей возбужден кем бы то ни было, опека должна быть учреждена; а намеренное оставление малолетнего без опеки вовсе невозможно, и воля умершего родителя, когда бы она в сем смысле выразилась, недействительна. Опекунское место, известясь об оставшихся сиротах, начинает свое попечение: осведомляется об имении и, если есть оно, назначает опекуна, если нет, заботится пристроить малолетнего (250, 252. Уст. Общ. Призр. изд. 1892 г., ст. 187, прил.: ст. 9, 15, 20). Всякий опекун без исключения должен быть утвержден опекой (259, 261). Назначение его совершается: 1. По завещанию родителей (227) 42 . Родителям опекунская власть принадлежит, прежде всего по природе и по закону, и потому, если бы даже умершим отцом назначены были опекуны к детям, мать их во всяком случае не лишается права на соучастие в опеке совокупно с назначенными опекунами (см. о сем: Мн. Гос. Сов. 21 февр. 1865 г. по делу Хлудовых и Тенишевой, Журн. Мин. Юст. 1865 г., N 4). Во-2-х, назначение опекуна бывает по закону, при жизни родителей – отцу или матери принадлежит опека над имуществом, которое досталось детям (226, 229). В-3-х, опекун назначается по избранию опекунского места (231). Во всех этих случаях обращается внимание на личные качества опекуна (256).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Деньги из данных кружек высыпать по окончании каждого месяца, или по наполнении кружки, в присутствии церковного причта и старосты, и тогда же записывать, и эту записку, подписанную при том и старостой, хранить вместе с деньгами в церкви, а по окончании года вместе с ними в подлиннике представлять в Попечительство. (Ст. 1583 там.) Доходы от церквей, находящихся на кладбищах, следующие на благотворительное употребление, также по окончании каждого года доставляются в Попечительство, которое, принимая их для означенного употребления, вникает во все, по местным обстоятельствам возможные отрасли этих доходов, и способствует их устройству. (Ст. 1584 там.) В Попечительство же по окончании каждого года препровождаются из Консистории и штрафные деньги, взыскиваемые по духовному ведомству для употребления по назначению. (Ст. 1585 там.) Средства призрения бедных духовного звания суть или общие или частные. К общим средствам призрения для всего, служащего при церквах, духовенства принадлежат : 1)   принятие сирот на казенное содержание в училищах, и 2) определение вдов и сирот женского пола в просвирни при церквах. (Ст. 1616 т. 13 Уст. Общ. Призр. Свод. 1857 г. ст. 1617 по прод. 1876 г.) Для призрения вдов и сирот духовенства соборных и городских церквей утверждены следующие средства: 1) преимущественное пред другими помещение в богадельни при архиерейских домах, на оклад в два руб. восемьдесят восемь коп. сереб.; 2) преимущественное перед другими помещение в монастыри по желанию; 3) пособие из остатков от доходов церквей, находящихся на кладбищах, и 4) пособие из сумм, собираемых на богадельни, взыскиваемых в штраф по духовному ведомству и от доброхотных подаяний. (Ст. 1620 там.) Часть доходов от праздных и незанятых священнических и причетнических мест обращается в пользу Попечительства о бедных духовного звания, а именно: половина выгод от праздного места, если после умершего лица не осталось семейства, а также половина кружечных доходов, церковного довольствия, и арендных денег причитающихся на часть священнослужителя и псаломщика, в случае долговременного неприбытия их в приход к вновь назначенному месту. (Ст. 1610 допол. к прод. 1876 г. 24 Марта 1873 г. Выс. утв. прав. П. С. 3. 52048 п. 28 и 29.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

30. Июня 26. Об изменении изложенных в ст. 6 Высочайше утверждённого 12 Августа 1823 г. Положения и Св. Зак. Т. XIII Зав. Общ. призр. ст. 1617 способов вспомоществовании духовным лицам (П. С. 3. 44610) 31. Июля 27. По вопросу об употреблении Приходскими Попечительствами казённых печатей для опечатания своих сумм и для переписки. 32. Июля 28. По предмету подсудности, в тех местностях, где введены в действие Высочайше утверждённые 20 Ноября 1864 г. судебные уставы, дел по обвинениям лиц духовного звания в оскорблениях чести. 33. Августа 16. Об изменении существующих постановлений касательно опек над сиротами духовного звания. (П. С. 3. 44758). 34. Августа 29. О назначении срока для представления в Учебный Комитет при Св. Синоде учебных программ семинарских и училищных. 35. Августа 29. О порядке расходования сумм, ассигнуемых на казённо-коштных воспитанников духовно-учебных заведений. 36. Августа 31. О подчинении духовенства казачьих войск Епископу Кавказскому по присвоении ему, Преосвященному, наименования взамен Черноморского «Екатеринодарский». (П. С. 3. 44883). 37. Сентября 14. О дозволении иеромонаху Хрисанеу производить сбор подаяний в пользу Афонской Костамонитской обители. 38. Октября 7. О порядке разрешения дел по ходатайствам о перенесении или перевезении преданных земле тел на другие места. 39. Сентября 27. О точном соблюдении Епархиальными Начальствами указанного в ст. 181 и 259 Уст. Дух. Консист. порядка представления в Св. Синод дел, подлежащих его рассмотрению прежде обращения оных к исполнению (ср. 171 и 256 ст. Уст. 1883 г. и Ц. В. 91 г. 342). 40. Октября 7. О порядке представлений духовных лиц Епархиального ведомства к пособиям. 41. Декабря 15. О нераспространении силы 1020 ст. Уст. Угол. Суд. в тех местностях, где введены в действие Высочайше утв. 20 Ноября 1864 г. Судебные уставы, на дела о церковнослужителях. 42. Декабря 15. Но предмету подсудности, в тех местностях, где введены в действие Высочайше утв. 20 Ноября 1864 г. судебные уставы, дел по обвинениям лиц дух. звания в поступках, предусмотренных в ст. 42 Уст. о нак. налаг. Мир. Суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В) По делу Лубье решением 4 Департ. Сената в 1868 году признано: 1. Что жена, хотя бы и разведенная с мужем, не лишается права на пожизненное владение имением бездетно умершего сына, который прижит ею в браке с тем мужем; 2. Что капитал, хотя и по наследству от отца доставшийся тому бездетно умершему сыну, составляя благоприобретенное имущество, по смыслу 1141 ст. 1 ч. Х т., может быть унаследован матерью умершего в пожизненное владение. Последнее заключение едва ли основано на прямом разумении 1141 ст. и Указа 1823 года. В смысле закона разумеется не благоприобретенное имение отвлеченно, а имение, самими детьми приобретенное, и никак уже не имение, унаследованное детьми от одного из родителей. Праву 1141 ст. противополагается, по 1142 ст., право родителей получить обратно имение, при жизни переданное ими детям, как дар. Г) Есть случаи, в коих родители, получившие содержание от детей, имеют право, по смерти сих детей, получать за них пособия от Комитета призр. засл. гр. чиновников. III т. Уст. пенс. 601, 604. Наследование супругов Ст. 1148–1157, 1159–1161. Законный муж по смерти жены и жена по смерти мужа имеют право на седьмую часть изо всего недвижимого и на четвертую часть из движимого имения умершего супруга, какое осталось и состояло во владении его в день его смерти: из благоприобретенного имения, какое осталось не завещанным, ибо воля завещателя в сем имении свободна; из родового, какое осталось. По смерти родителей, сын при разделе родового имения с братьями и сестрами, прежде отделенными, имеет право требовать уравнения долей и обращает в расчет общего дележа то, что братья его и сестры получили при жизни родителя из наследственного имения, ибо право всех детей есть общее для них родовое, кровное право наследства. Напротив того, переживший супруг не вправе обращать в расчет для исчисления своей доли все то, что было при жизни умершего супруга выделено детям, ибо муж по жене и жена по мужу в прямом смысле не наследники по роду и по крови, а получают только, по связи супружеской, указанную долю на прожиток.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В виду таковых неудобств, а равно за производством в настоящее время епархиальному духовенству пенсий и пособий из назначенного на этот предмет особого кредита, и за установлением ежегодных с церковных причтов взносов для образования особого капитала на вспомоществование духовным лицам, не имеющим права на пенсии, Святейший Синод не усматривает надобности в продолжении изложенных в означенных узаконениях мер, и признает их несовместными, как с каноническими постановлениями, так и с достоинством церковного управления. Вполне соглашаясь с вышеизложенными соображениями, Государственный Совет признал нужным: 1) допускаемое по силе статьи 1617 св. зак. т. 13 уст. общ. призр., в видах призрения престарелых священно и церковнослужителей или оставшихся после них семейств, определение на их места их детей или родственников отменить, и затем, при распределении вакансий, открывающихся по смерти или увольнении от службы священно и церковнослужителей, между состоящими в ведении епархиальных начальств кандидатами, не считать родства с умершими или уволенными за штат обстоятельством, дающим преимущественное пред другими лицами право на занятие вакансий; 2) зачисления священно и церковнослужительских мест за дочерями или родственницами занимавших сии места лиц с правом определения на эти вакансии тех кандидатов, которые вступят в брак с такими девицами, на дальнейшее время более не допускать; 3) обязательства со стороны лиц, поступающих на священно и церковнослужительские места, касательно выдачи предместникам своим, или их семействам, известной части доходов, или пособия в содержании, где таковые могут быть, не признавать действительными, и никакой переписки по духовному ведомству о приняли понудительных мер к исполнению таких обязательств не производить, держась сего правила и в отношении тех выделов церковными причтами из доходов и церковной земли в пользу состоящих при церквах вдов и сирот, к коим причты обязывались доселе по распоряжению епархиальных начальств; 4) не допускать открытия новых в составе церковных причтов вакансий не по нуждам приходов, а для определения на оные известных лиц или для призрения осиротевших духовных семейств; 5) за сим из указанных ныне в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В) По силе ст. 12 прил. к прим. 1 к ст. 1238 Зак. Гр. наследование не имеет места, когда 1) при самой смерти лица, производившего торговлю, или после того откроются законные признаки его несостоятельности; 2) когда эта несостоятельность будет объявлена судом. Но это ограничение условное. О наследовании после такого лица не может быть и речи в течение производства о несостоятельности, но по окончании оного несостоятельному должнику, согласно п. 4 ст. 618 Уст. Суд. Торг. изд. 1893 г., возвращаются, буде есть свободные остатки имущества, и в таком случае на этот остаток могут предъявить права его наследники (ст. 6 прил. к прим. 1 к ст. 1238 Зак. Гр.). Ср. еще Уст. Суд. Торг. изд. 1893 г., ст. 623, 624 п. 4 и реш. Кассац. Деп. 1870 г. N 244. 2) Должно быть имущество после умершего. Если нет имущества, то не может быть и речи о наследственном переходе прав и обязательств, ибо личные права, напр. по состоянию, переходят на детей, по рождению, при самой жизни родителей вследствие самого события рождения в известную минуту. А) О наследственности некоторых должностей у инородцев см. Учр. инородц., изд. 1892 г., ст. 122, 123. Б) Существовавший в белом приходском духовенстве обычай передавать наследникам, родственникам или зятьям места и должности отменен в 1867 го-ду. См. Уст. Общ. Призр. изд. 1892 г., ст. 539. В) Не переходят по наследству имущества, состоящие на личном пожизненном или присвоенном должности праве – напр., Уст. Казач. Сел. ст. 48, Прод. 63 г. Г) О праве патронатства в лютеранской церкви закон говорит, что оно наследственно, буде не соединено с имением; но может быть принадлежностью только христианина (Уст. Ин. Исп. 660). Право сие нераздробимо при разделе наследников (662 ст.). Д) Если населенное имение доходит по наследству лицу, не имеющему прав потомственного дворянства, то оно не может вступить в непосредственное его владение впредь до совершения акта о выкупе крестьянами поземельного надела, а поступает до того времени в ведомство опеки; впрочем, наследник волен продать или передать имение и в этом состоянии потомственному дворянину (Гр. З. 1304, 1308).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010