Для записывания прихода и расхода Попечительство на каждый год имеет одну приходо-расходную книгу, за подписью старшего Попечителя, за скрепою Секретаря и за печатью Попечительства. (Ст. 1591 т. 13 Уст. Общ. Призр. Свод. 1857 г.) Смотрение за исправностью приходо-расходной книги возлагается особенно на Попечителя-Казначея. (Ст. 1592 там.) Все поступающие в Попечительство суммы немедленно вносятся в первую часть данной книги, которая определяется для записей прихода. В эту же часть вносится одною статьей и сумма, собранная по книге благотворительных приношений, по окончании и по поверке всего сбора. (Ст. 1593 и 1594 там.) Суммы Попечительства хранятся в кафедральной, или другой ризнице, где есть наибольшая удобность и безопасность, за ключом Попечителя-Казначея и за печатью другого Попечителя, и этими двумя лицами, с помощью Секретаря, вносится в хранилище и вынимается из него. (Ст. 1595 там.) При самой сумме всегда находится тетрадь, в которую каждый раз, при открытии хранилища, записывается, сколько внесено, или сколько вынуто и сколько остается в хранилище, и эта записка подписывается тогда же особыми Попечителем и Секретарем. (Ст. 1596 там.) Суммы выдаются не иначе, как по журналам Попечительства, с утверждения Епархиального Архиерея, с расписками в расходной части книги. (Ст. 1597 там.) Вспоможения, назначаемые пребывающим вне епархиального города, могут быть выданы через попечителей и сотрудников, которые должны представлять в Попечительство расписки получивших. (Ст. 1598 там.) Суммы, которые по предусмотрению Попечительств, более года не потребуются в расход, вносятся в Опекунский Совет, или в один из государственных банков для приращения процентами. (Ст. 1599 там.) Примечание. Суммы Попечительства о призрении бедных духовного звания не подлежат внесению в Финансовые сметы. (Ст. 1599 примеч. по прод. 1876 г.) Касательно употребления сумм, находящихся в ведении Попечительства, поскольку цель данного учреждения есть призрение беспомощных, сообразно с нею главным правилом постановляется, чтобы помощь оказывалась по удостоверению в истинной ее потребности, а не по каким-либо другим уважениям. (Ст. 1600 там.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В юридической литературе по поводу неупоминания православного прихода в перечне юридических лиц в ст. 698, т. X ч. I указывалось, что перечисление юридических лиц в указанной статье только примерное, и что умолчание в законе о православном приходе, как юридическом лице, не может служить основанием к отрицанию за ним подобного значения, что ст. 501 т. XIII Св. Зак., уст. об обществ, призр., убеждает в существовании в наших законах понятия о «церкви» как о «церковной общине», и что даже Высочайше утверждённая 12 июня 1890 года инструкция церковным старостам также устанавливает понятие о приходе, как о церковной общине с известным кругом прав и обязанностей (журнал «Право», 1903 г., 1). На той же точке зрения стоит, по-видимому, и юридическая практика; так, Сумский окружной суд признал за приходом Благовещенской церкви с. Волынцева, Путивльского уезда, права юридического лица, предписав нотариусу совершить дарственную запись на ¼ десятины земли, подаренной дворянином Печковым означенному приходу. Уместно при сем упомянуть, что в ст. 698, т. X ч. I Зак. Гражд. в числе юридических лиц, способных к приобретению недвижимого имущества, не упомянуто и духовенство как сословие, что на практике ведёт к фактическому закреплению недвижимой собственности духовенства за различными епархиальными учреждениями, имеющими права юридического лица. Ограничение это также едва ли может быть признано справедливым, как препятствующее развитию взаимодействия и самопомощи духовенства и тем отнимающее у него одно из наиболее существенных средств материального обеспечения и – вместе с тем – устранения тяжёлой материальной зависимости от прихожан. Естественным последствием признания за приходом прав юридического лица явилось бы предоставление приходу права участвовать вместе с духовенством в заведовании церковными суммами и имуществами под наблюдением местного и епархиального начальства или, по крайней мере, наблюдать за их законным употреблением и получать в том отчёт. Предположение это также не заключает в себе существенного противоречия существующему и ныне порядку заведования церковным достоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 Употребляя термин «парамнезия» к применении к подобным случаям, мы должны оговориться, что это неточно и применяется лишь за отсутствием другого. 20 Генрих Цшокке (1770–1848) один из блестящих немецких писателей первой половины 19-го века, игравший немаловажную политическую роль в истории Швейцарии конца прошлою и начала настоящею века. Но особенно известен он у ненцев своими религиозно-нравственными сочинениями. Его «Stur. der. der Andacht» (Часы благоговения) пользуются большой популярностью в Германии и Швейцарии. 22 Во втором томе своей автобиографии (Welt und Cottanschauung) он подробно развивает это положение, служащее краеугольным камнем его миросозерцания. Он, между прочим, приходит к убеждению в Неуничтожаемости нашего духа, отличающегося сверхнормальными способностями и освобождающеюся от нашею тела в момент смерти. 25 Редактор-издатель «Вестника опытной физики» Эр. Шпачинский. 2-го октября 1894 г.; сн. «Ребус». 1895 г., 1. 27 Разумеется, не сам по себе прутик мог указывать направление пути, по которому следовало искать убийц, но ею наклонение в известном месте и направлении вызывалось бессознательными нервными и мускульными движениями лица, в руках которого он находился, действовавшего так незаметно для себя самого, под влиянием психометрической способности души. – Г. Д. 29 Примеры дальновидения у сомнамбул и др. в изобилии сообщает Порти В. I, 228–234; 3. II, 257–265. В сущности, это и есть так называемое второе зрение (dae zweite Cesicht. segond sight), т. е. способность видеть с закрытыми мазами, так сказать, одними духовными очами. Эта способность постоянно обнаруживается в сомнамбулизме, так что последний без нее немыслим. 30 См. кн. «Пророческие, или вещие, сны» свящ. П. Светлова, стр. 73–75, откуда извлечены приведенные рассказы. 31 Извлеч. из кн. «Прижизн. призр. и другие телепат., явления» Гернея, Майерса и Подмора, пер. с англ., 1893 г. 35 Возвышенная чувствительность есть свойство нашей психо-физической природы, благодаря которому можно созерцать отдаленные события, предметы и лица как бы вблизи. Явления этого рода мы также отнесли к отделу психометрических. – Г. Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Зак. изд. 1857 г. Т. XIII, Уст. Общ. Призр. ст. 1612). § 9. Служащие при церквях священнослужители и причетники извлекают выгоды из достающихся каждому из них участков церковной полевой земли по своему усмотрению или чрез обработку земли средствами собственного хозяйства, или чрез отдачу оной в аренду один другому или посторонним лицам. § 10. Церковные полевые земли могут быть отдаваемы в аренду: или особо одним членом причта достающегося ему участка или какой-либо части этого участка, или же сообща целым причтом всей или нескольких общих участков церковной земли, но в том и другом случае с соблюдением следующих правил: 1) отдельно каждым членом причта участки церковной земли отдаются в аренду с ведома настоятеля церкви или заведующего церковью настоятельского помощника и прочего причта; 2) сообща целым причтом вся церковная земля или известная часть ее отдается в аренду с общего согласия всех членов причта; и 3) как отдельные участки каждым членом причта по принадлежности, так и вся церковная земля, или часть ее, сообща целым причтом отдаются в аренду на срок не более одного года и не иначе как по письменному домашнему условию, которое при отдаче в аренду одним членом причта своего участка подписывается сдающим землю и нанимателем и свидетельствуется настоятелем церкви или заведующим церковью настоятельским помощником, а при отдаче земли сообща целым причтом – подписывается всеми членами причта и съемщиком. § 11. Принадлежащие причтам церковные оброчные статьи отдаются в аренду с торгов, по формальным условиям, на срок не долее двенадцати лет, с утверждения епархиального начальства (Св. Зак. изд. 1857 г. Т. X, ч. I, ст. 1711 и Уст. дух. Конс. 27 марта 1841 года ст. 145) 25 . § 12. Получаемая за отдачу в аренду церковных земель и принадлежащих причтам оброчных статей плата вносится для хранения в братскую кружку, из которой выдается помесячно или по третям года за истекшее время по принадлежности; арендная плата за отданный отдельно кем-либо из членов причта участок церковной земли – отдавшему оный члену, а плата за отданную сообща целым причтом церковную землю, равно как за оброчные статьи, всем членам причта в причитающихся им за истекшее время долях (§ 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

287). Оба рода кружек делаются однообразными, по крайней мере в каждой епархии, за счет сумм общественного призрения и различаются только надписями на одних «для нищих и убогих,» а на других «для богоугодных заведений». Поставляются эти кружки при церквях на папертях, на открытых местах при самом входе в церкви, и, по поставлении их на месте, содержатся за замками и печатями. В губернских городах употребляется для этого печать губернской земской управы или приказа общественного призрения, а в уездных и других городах – печати земских управ, а где таковых нет, городского общественного управления, соответственно чему и ключи от кружек хранятся в земских управах, приказах или городских общественных управлениях (Уст. Общ. Призр. ст. 286:288). К постоянным церковным доходам причисляются, как было сказано выше, и доход с экономических церковных имений и проценты, причитающиеся с билетов, находящихся в кредитных учреждениях. Доход с экономических церковных заведений (как το: с лавок, на церковной земле построенных, с домов и погребов, в наймы отдаваемых, если таковые где находятся) собирается церковным старостой (Инстр. церк. стар. § 11). Церковному старосте не может быть поручено получение процентов с билетов, находящихся в кредитных учреждениях, а равно и суммы церковной, находящейся в кредитных учреждениях на текущем счету. В каждой церкви на обязанность церковного старосты возлагается продажа венчиков, возлагаемых на умерших, и листов разрешительной молитвы, получаемых из синодальных типографий чрез местную Консисторию и благочинных. Так как венчики и листы разрешительной молитвы не могут быть печатаемы ни в какой типографии, кроме синодальных, и продажа этих венчиков и листов не может быть производима нигде, кроме как при церквях, то церковный староста, церковные причты и благочинные должны принимать деятельные меры к отклонению всех случаев, от коих может сокращаться сбор по сему предмету. Наблюдение за тем, чтобы печатание листов разрешительной молитвы и венчиков ни в какой, кроме синодальных, типографии не было, и чтобы продажа их нигде, кроме как в церквях, не была производима, возложено на обязанность городских и земских полиций (Докл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

За учившимися же в Семинарии и скоро имевшими кончить курс предоставлял нередко места по смерти их родителей, к чему указывал всегда основание и побуждение в самом состоянии сирот, коль скоро последние оставались в совершенной беспомощности. В подобных же обстоятельствах, если не оставлял место за девицею-сиротою («ибо предоставлять место священно-служительское, – писал он, – за девицами не прилично)», то предоставлял достойнейшему жениху из окончивших курс, коль скоро таковой находился. Правда, такой образ действования, как и читающим, быть может не безызвестно, в последнее время подвергался многообразным обсуждениям в литературе не в добрую сторону, а в 1867 г. зачисление приходских мест за родственниками и сиротами – сыновьями, дочерьми или женихами их, особенным закопоположением отменено и впредь воспрещено, так как сказано в определении: «подобная практика обнаружила весьма многие печальные явления в жизни Церкви и в её управлении» 33 . Значит и высокопр. Филарет как бы только распложал в своё время эти печальные явления, но в сущности дела это не так. Во первых основания, по коим деланы были зачисления мест в сказанном порядке, утверждены были тоже законом государственным, а именно – положение это было Высочайше утверждено 12 Августа 1823 г. и введено в общий свод законов, том XIII, изд. 1857 г. уст. общ. призр. ст. 1617. Во вторых, хотя это положение состоялось тогда – как сказано в самом положении – «по силе необходимости, сколько и по обычаю и под тем условием, если от сего не произойдет расстройства в епархиальном управлении», но очевидно, исполнение по нему требовалось и существовало на практике, – лишь бы не было сказанного расстройства и вообще каких-либо неблагоприятных последствий. Было ли же что-либо подобное в делах епархиального управления, когда поступал так, а не иначе, высокопр. Филарет? Ответа на это утвердительного, по крайней мере, мы не могли встретить в делах ни одного разу. Что же касается до самой необходимости и обычая, послуживших к постановлению прежде существовавшего закона, то они имели место и силу в смысле даже историческом, более всего в Киевской и в смежных с нею епархиях, так как в них, как древнейших, отношения родственные имели своё особенное генеалогическое значение, равно как и самый обычай с искони вошёл в самый дух и жизнь народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

общ. призр., 568 ст., 5 п., изд. 1892 г.). Согласно указу Св. Синода 1897 г., духовенство обязано: а) иметь тщательное наблюдение за тем, чтобы состоящие в его непосредственном ведении кладбища содержались в благоустроенном, опрятном и приличном виде, вполне соответствующем христианскому долгу почтительного отношения со стороны пребывающих в живых к памяти в вере скончавшихся, прилагая к сему всяческие зависящие меры 1176 ; б) в сих видах озаботиться о безотлагательном приведении в порядок и благоустройство кладбищ, находящихся по каким-либо причинам и в каком-либо отношении в неудовлетворительном состоянии 1177 , т.е., об исправлении обвалившихся могил 1178 , починке старых и сооружении, – где окажется нужным, новых оград, заборов и плетней, укреплении насыпей, а также насаждении, сообразно с местными условиями, возможно большего количества деревьев, которые, служа к внешнему благолепию кладбищ, являются вместе с тем, как признано медицинскою наукою, лучшим средством для обезврежения на кладбищах воздуха 1179 , и в) к покрытию же расходов по производству таковых работ, приглашать частных лиц и городские и сельские общества, родственники и однообщественники коих почивают на кладбищах 1180 , побуждая их к сему пастырским увещанием и напоминая о лежащей на них нравственной обязанности заботиться о могилах близких им покойников, а где окажется возможность – уделять на сие также часть церковных или кладбищенских доходов 1181 (Ук. Св. Син. 30 апр. 1897 г., 4 Ц.Вед. 1897, 26, офиц. ч.). Благочинный должен наблюдать, чтобы ограды кладбищенские, надгробные памятники и самые места в оградах были сохраняемы в благоустройстве и чистоте 1182 (Ин. бл., 2). Трупы следует зарывать сколь можно глубже 1183 , так чтобы глубина ямы 1184 была не менее двух аршин с половиною 1185 (Уст. Врач., 722 ст.). Могилы надлежит засыпать землёю вровень с площадью 1186 (с местоположением) (там же, 723 ст.). Кладбищенские священники неослабно наблюдают, чтобы определённые могильщики и посылаемые для погребения умерших от воинских команд и других мест служители исполняли с точностью правила, изложенные в 721–723 Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По всем бумагам более важного свойства, требующим особенного рассмотрения. или важность которых должна быть ограждаема внесением в акты (напр., относительно денежных сумм, объявления подсудимому решения и пр.), – постановления вносятся в журналы, и каждый журнал идет на рассмотрение и утверждение епархиального архиерея и может быть подписываем только теми членами присутствия, кои участвовали в рассмотрении бумаг, внесенных в журнал. По делам значительной важности (напр., относительно постройки новых церквей, образования новых приходов, по окончательным следственным и судебным делам, по бумагам и делам, возбуждающим разногласие членов во мнениях и т. п.) составляются протоколы. Протоколы подписываются всеми членами Консистории, как присутствовавшими, так и неприсутствовавшими и утверждаются епархиальным архиереем. Епархиальный архиерей имеет право не утверждать постановления, принятого большинством, и даже единогласного. В последнем случае архиерей, в своей резолюции объяснив основания, по которым он не утверждает единогласного постановления, возвращает дело для пересмотра или необходимых дополнений и для нового решения. Члены Консисторий и при новом рассмотрении дела могут оставаться при прежнем своем решении и не соглашаться с мнением преосвященного. Тогда архиерей полагает свое решение в форме резолюции, которая и приводится в исполнение (Уст. Конс. ст. 316–330). В епархиях, где есть викарий и имеет местопребывание в епархиальном городе, рассмотрение и утверждение журналов епархиальный архиерей может предоставить ему. Так особенно поступает епархиальный архиерей во время своего отсутствия из епархиального города (Уст. Конс. ст. 331) 48 . II. Епархиальное попечительство о бедных духовного звания, – его члены и сотрудники 49 При каждой епархиальной кафедре состоит отдельно от духовной Консистория попечительство о бедных духовного звания и находится под непосредственным ведомством местного архиерея (т. XIII Св. Зак. Уст. Общ. Призр. ст. 1562 и 1572). а) Состав попечительства В состав попечительства входят до шести попечителей, смотря по надобности, избираемых из лиц белого духовенства, а в случае нужды и из монашествующих, соединяющих с благоразумением и опытностью особенное усердие к делу человеколюбия и пользующихся общественным доверием (Там же ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

прав. о местн. средст. содерж. прав. дух. и о разд. сих средств между членами причтов – § 28 п. 4 и § 29; Уст. Общ. Призр. ст. 1620 по прод. 1876 г. См. «Права и обязанности пресвитеров». Часть III в отд. о материальном обеспечении духовенства). 4) Все поступившие в попечительство суммы немедленно вносятся в первую часть приходо-расходной книги (на приход), какую книгу попечительство имеет на каждый год за подписью старшего попечителя, за скрепой секретаря и за печатью попечительства, – за исправностью которой возлагается смотрение на попечителя – казначея (– ст. 1593, 1592 и 1591). В первую же часть приходо-расходной книги вносятся одной статьей и сумма, собранная по книге благотворительных приношении, по окончании и по поверке всего сбора (– ст. 1594). Сумма попечительства хранится в кафедральной или другой ризнице, где есть наибольшая безопасность и удобность, за ключом попечителя – казначея и за печатью другого попечителя и сими двумя лицами с помощью секретаря вносится в хранилище и вынимается из оного (– ст. 1595). При самой сумме всегда находится тетрадь, в которую каждый раз при открытии хранилища записывается, сколько внесено, сколько вынуто, и сколько остается в хранилище, и сия записка тогда же подписывается особыми попечителями и секретарем (– ст. 1596). Суммы выдаются не иначе как по журналам попечительства, с утверждения епархиального архиерея, с расписками в расходной части (– ст. 1597). Выдача ежегодных пособий производится по полугодно или по третям, как найдено будет удобным. Всем, получающим ежегодное пособие, ведется общий список; этот список пересматривается и возобновляется каждый год, причем вышедшие из беспомощного состояния исключаются из списка призреваемых (– ст. 1607). Вспоможения, назначаемые пребывающим вне·епархиального города, могут быть выдаваемы чрез попечителей и сотрудников, которые должны представлять расписки получивших в попечительство (– ст. 1598). Если назначенные пособия находящимся вне епархиального города посылаются по почте, то необходимые на сие издержки должно делать из сумм попечительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

там же). – Те диаконы, которые не обучают в имеющихся в их приходах церковных школах по причине надлежаще удостоверенной их болезни, могут быть освобождены (Училищ. Советом при Св. Синоде) от указанного вычета; при чем таковые диаконы, в видах интересов службы, могут быть перемещаемы в другие приходы, где означенного обучения не требуется (см. Ц.Вед. 1905, 36; Ц.В. 1908, 49), так как доходы диаконов, не обучающих в церковных школах, за неимением таковых в их приходах, не подлежат означенному вычету. Возможны и другие уважительные причины, освобождающие диаконов, не обучающих в школах, от указанного вычета из их доходов, как напр.: дальность расстояния школы от их местожительства, постоянная неотложность и обязательность исполнения их прямых обязанностей, незаконное устранение от учительства способных и усердных к учительству диаконов помимо их воли и т.п. (см. Ц.В. 1906, 36, Ц.Вед. 1906, 18; 1909, 27). Вообще, по вышеприведённому определению (которое остаётся действующим и в настоящее время), указанный вычет из дохода диаконов влечёт за собою только их небрежность или неспособность к учительству, причем от этого вычета не освобождаются диаконы, прекращающие обучение в школе, сколько бы времени они перед этим ни состояли учащими в ней, и каждый из диаконов, из доходов которого делается вычет, не освобождается от исполнения прямых его обязанностей и не пользуется указанными выше привилегиями диаконов-учителей. 47 Просвирни назначаются местным Е.Н. из вдов и женского пола сирот лиц духовного звания, в целях призрения (см. Уст. Общ. Призр., т. XIII, ст. 539). Определённого порядка относительно назначения просвирен не существует, и в одних епархиях им даются указы об определении на места, а в других просто уведомляют священников о назначении к их церкви просвирни такой-то. В числе штатных членов причта просвирни не состоят (с 1869 г), и не имеют права ни на один из видов содержания причта. Средства содержания просвирен определяются местным Е.Н. при их назначении на должности (Ц.Вед.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010