К кафолической и апостольской Церкви притекаю, с верою вхожу, с верою молюсь, с верою исхожу. Так верую и не постыжусь; и пред язычниками исповедую, и за исповедование и душу положу. Слава же Богу, благодеющему мне выше моих сил, за всё! Молитесь обо мне, честные учители и владыки земли Русской! Аминь! СТАВЛЕННИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА Я, милостью человеколюбивого Бога, монах и пресвитер Иларион, изволением его, посвящен и настолован богочестными епископами в великом и богохранимом граде Киеве, да быть мне в нем митрополитом, пастырем и учителем. Было же сие в лето 6559 (1051), в княжение благоверного князя Ярослава, сына Владимирова. Аминь. О ЗАКОН, МОИСОМЪ ДАНМЪ, И О БЛАГОДТИ И ИСТИН, ИСУСОМЪ ХРИСТОМЪ БЫВШИИ 1 И КАКО ЗАКОНЪ ОТИДЕ, БЛАГОДТЬ ЖЕ И ИСТИНА ВСЮ ЗЕМЛЮ ИСПОЛНИ, И ВРА ВЪ ВСЯ ЯЗЫКЫ ПРОСТРЕСЯ И ДО НАШЕГО ЯЗЫКА РУСКАГО, И ПОХВАЛА КАГАНУ 2 НАШЕМУ ВЛОДИМЕРУ, ОТ НЕГОЖЕ КРЕЩЕНИ БЫХОМЪ, И МОЛИТВА КЪ БОГУ ОТ ВСЕА ЗЕМЛЯ НАШЕА Господи, благослови, отче. 3 «Благословленъ Господь Богъ Израилевъ», Богъ христианескъ, «яко пости и сътвори избавление людемь своимъ», 4 яко не презр до конца твари своеа идольскыимъ мракомъ одержим быти и бсовьскыимъ служеваниемь гыбнути. Нъ оправд прежде племя Авраамле 5 скрижальми 6 и закономъ, послжде же сыномъ своимъ вся языкы спасе Евангелиемь и крещениемь, въводя á въ обновление пакыбытиа, въ жизнь вчьную. Да хвалимъ его убо и прославляемь хвалимааго от ангелъ беспрстани, и поклонимся ему, емуже покланяются херувими и серафими, яко, призря, призр на люди своа 7 и не солъ, ни встникъ, нъ Самъ спасе ны, 8 не привидниемь пришедъ на землю, но истинно, пострадавъ за ны плотию и до гроба и съ собою въскрсив ны. Къ живущиимъ бо на земли человкомъ въ плоть одвься приде, къ сущиимъ же въ ад распятиемь и въ гроб полежаниемь съниде, 9 да обои, и живии и мертвии познають посщение свое 10 и Божие прихождение и рзумють, яко тъ есть живыимъ и мертвыимъ крпокъ и силенъ Богъ. 11 Кто бо великъ, яко Богъ нашь. Тъ единъ творяи чюдеса, 12 положи законъ на проуготование истин и благодти, да въ немь обыкнеть человчьско естьство, от многобожества идольскааго укланяяся, въ единого Бога вровати, да яко съсудъ скверненъ человчьство, помовенъ водою, закономъ и обрзаниемь, прииметь млко благодти и крещениа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

главноуправляющему 2 Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. В означенной копии с мнения Государственного Совета (выписано, из журналов департамента законов 8 апреля и общего собрания 1 мая 1867 года) изъяснено: Государственный Совет в департаменте законов и в общем собрании, рассмотрев представление Обер-Прокурора Святейшего Синода об отмене некоторых правил касательно замещения священно и церковнослужительских вакансий, остановился на следующих, низложенных в его представлении, соображениях: в статье 1617 т. 13 уст. общ. призр. постановлено: из средств призрения общих для всего служащего при церквах духовенства одно только есть определенное законом, именно: принятие сирот, способных к учению, на казенное содержание в училищах. Прочие средства, употребляемые по необходимости и по обычаю, суть: 1) определение на места престарелых, больных, умерших, преимущественно пред другими, родственников их, приемлющих на себя обязанность доставлять пропитание им и их семействам или посторонних, соглашающихся на доставление им некоторого пособия; 2) предоставление сиротам мужеского пола, обучающимся в училищах, части доходов от диаконских и причетнических мест, оставляемых для того на некоторое время праздными, когда то позволяют другие обстоятельства и 3) определение вдов и сирот женского пола немолодых лет в просвирни при церквах, на половинную долю дохода против причетника или на особое добровольное подаяние от прихожан. Правила сии, установленные еще в 1823 г., при самом их обнародовании признаны были неудобными и вследствие сего применение их разрешено в такой только мере, в какой это возможно, по усмотрению епархиальных Архиереев, без расстройства управления (п. 8-й полож. 12 августа 1823 г., полн. сбор. ст. 29583). Опыт последовавших с 1823 г. 43 -х лет показал, что допущение такого порядка, и при изъясненном ограничении, представляет весьма важные невыгоды, а именно: а) беспрестанные затруднения для епархиальных Архиереев, обязанных при таком устройстве дел предпочитать в рукополагаемых достСинству родство; б) расстройство порядка по церкви и приходу, в коих вакантные места, будучи зачислены за священно и церковнослужительскими дочерями, остаются, за несовершеннолетними их, празными; в) крайнее стеснение для причтов, большею частью скудно обеспеченных и однако принужденных при том делиться своим последним достатком с принятыми на их содержание лицами; г) обременение учреждений православного духовного ведомства множеством дел, возникающих от несоблюдения, нередко невольного, членами причтов неудобоисполнимых условий, и по укоренившемуся, вследствие такового порядка вещей, убеждению в среде духовенства о наследовании мест по праву родства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Син. 12 Апреля 14 Июля 1876 г. 624. б) Кружки, сборы с которых записываются в отдельные книги или тетради 160 . 1) Кружка в пользу вдов и сирот духовного звания, призираемых епархиальным попечительством учреждена по Высочайше конфирмованному докладу Св. Синода 12 Августа 1823 г. (II. С. З. 29583, ук. Св. Син. 20 Сент. 1823 г.). На основании ст. 504 уст. общ. призр. т. XIII Свод. Зак. изд. 1892 г. епархиальное попечительство и его сотрудники наблюдают, чтобы такие кружки были при всех церквах кроме монастырей; 2) кружка на Красный Крест уч. 4–23 Марта 1876 г. (Опред. Св. Синода 398). Определением же Синода 23 Янв.–11 Февр. 1880 г. 9 предписано причтам и церковным старостам содействовать к сбору пожертвований в эту кружку; 3) кружка на устройство и содержание церковно-приходских школ уч. по опред. Св. Синода 25 Апреля–4 Июня 1886 г. 885. Примечание 1. Принимая во внимание с одной стороны те богоугодные и высокие цели, с какими предлагаются в церквах сборы пожертвований равно как удобство и доступность доставляемого церквами лицам всех состояний и возрастов в исполнении дел благотворительности, а с другой стороны происходящее при совершении богослужения неудобства от ношения в церкви большого числа кружек для существующих ныне сборов Св. Синод определением своим от 4–21 Марта 1876 г. за 398 постановил за правило, чтобы в церквах для сбора пожертвований были носимы по существующему обычаю по порядку только кошелек и кружка, установленные для сбора приношений на необходимый потребности богослужения и поддержания храма и благолепия в нем и кружка в пользу попечительства о бедных духовного звания, а остальные затем кружки обносить только по очереди ни как не более одной кружки и к таковым очередным кружкам отнести сверх других кружку для сбора подаяний в пользу раненых и больных воинов, в виду особого значения этого сбора. При этом на каждой кружке должна быть надпись, на какой именно предмет собираются в оную пожертвования. Порядок или очередь обношения в церквах так называемых очередных кружек должен быть определен в каждой епархии сколь возможно безобиднее и однообразие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

а) Духовные правления учреждены были в конце XVIII-ro века и существовали в нескольких уездных городах каждой епархии. Они исполняли разные поручения епархиального епископа и местной консистории; в частности же, они обязаны были: а) выдавать подведомственным им церковным причтам: метрические, обыскные и другие церковные книги и исповедные росписи; б) принимать означенные книги от местных причтов и в) свидетельствовать, в надлежащем ли порядке они ведены, и, затем, переплетя и скрепя оные по листам, отсылать их в консисторию для хранения. С 1840 года духовные правления признаны излишними и, с Высочайшего разрешения, стали упраздняться. Ныне они существуют только в немногих епархиях; таковы правления: а) Северо-Американское (в Сан-Франциско), состоящее при самостоятельном епископе алеутской епархии в Америке; б) Велико-устюжское (в Волог. еп.) ив) Сарапульское (в Вят. еп. 51 ). Они помогают местным викарным епископам в управлении подведомыми ими делами, и все, кроме Северо-Американского правления, состоят в зависимости от местных епархиальных консисторий. Кроме того, существуют две епархиальных канцелярии: Гурийско-Мингрельская и Сухумская. б) Попечительства о призрении бедных духовного звания Высочайше утверждены 12 Авг. 1823 г. (П. С. 3., 29583) и находятся при каждой епархиальной кафедре; они заботятся об изыскании средств для оказывания пособия бедным лицам духовного звания, они же и распоряжаются этими средствами. Св. Синод указом 18 Июн. 1907 г. 13 разъяснил попечительствам, что ссуды из опекунских сумм могут быть выдаваемы только под верные залоги и заклады, согласно ст. 268, Т. X., ч. 1, и с ведома опекунов, при этом, во избежание незаконных выдач в ссуду из опекунских сумм, о каждой отдельной ссуде должно доносить Св. Синоду и Контролю при Св. Синоде, с указанием имущества, под залоги коего выдается ссуда. В 1910 г. Св. Синод разъяснил одному епарх. преосвященному, что обложение причтов, получающих казенное жалованье, особым %-ным сбором в пользу епархиального попечительства о бедных духовного звания, в целях усиления средств сего попечительства, не может быть установлено без разрешения Св. Синода (опред. 29 Сент.–7 Окт. 1910 г. 8020). Обязанности нынешнего попечительства сосредоточивались в древней христианской Церкви в совете пресвитеров (о попечительствах см. в Уст. Общ. Призр., Т. XIII, изд. 1892 г., ст. ст. 483–541).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

Конечно, Мария Магдалина и другая Мария (естественно верить, что это была Богородица: Она стояла у креста, почему Ей также надлежало возвещать то, что относится к радости, поелику Она была корнем радости и слышала: радуйся, благодатная, Господь с Тобою), исполняя повеление Господа, все изложили ученикам. И нельзя было не исполнить того, что так ясно было заповедано, хотя слышавшие и не веровали, как это часто бывает, когда возвещаются великие чудеса. Впрочем, с Магдалиною, которая отошла вместе с Богородицею и, подобно Ей, спешила возвестить бывшее, случилось нечто человеческое. Ап. Петр, схваченный Иродом и выведенный ангелом из–под стражи (когда узы его распались сами собою), прошедши большое расстояние, даже пришедши ко вратам города, не думал, что происходившее было действительностью, но предполагал, что он видит видение. Так и Магдалина, почитая чудо чем-то как бы несвоевременным и притом, когда возвратившиеся стражи с священниками стали соплетать клеветы на воскресение, конечно узнавшая, что говорит нечто подобное, допустила помыслы сомнения и, пренебрегши вестию и повелением Спасителя, устремилась ко гробу рано утром: еще сущей тьме, – как говорит св. Иоанн ( Ин. 20:1 ). И подлинно, Господь попустил, чтобы Фома по неверию сказал: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры ( Ин. 20:25 ), и чтобы чрез такую любознательную недоверчивость и исследование мы утвердились в той вере, что Еммануил воскрес в том же самом теле, в каком и пострадал. Так Господь попустил и Марии Магдалине обратиться к неверию (поелику это и очень легко могло случится с нею, ибо известна слабость женского пола и легкость, с которою он падает), чтобы еще ненужным исследованием она соделала более достоверным чудо, превосходящее веру и всякое рассуждение. Итак, когда с такой колеблющейся мыслью она пришла ко гробу, когда увидела лишь камень, отваленный от входа, а не ангела седящего на нем, как немного ранее, то была побеждена неверием и подумала, что видение было призр ком, ложным исступлением, – и, побежав к Петру и другому ученику, его же любляше Иисус, воскликнула: взяша Господа от гроба и не вем, где положиша Его ( Ин. 20:2 ). Видишь, что, как только до слуха ее дошло нечто из вымышленного ночью иудеями, после рассказа стражей, она изменила свое мнение, и подумала, что враги украли тело Иисусово, дабы обвинить апостолов в краже...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

§ 7. Если бы представилась надобность, по каким-либо особенным уважениям, обратить в оброчную статью также и узаконенную пропорцию церковной земли, то на сие испрашивается, чрез епархиальное начальство, разрешение Св. Синода. § 8. Церковные усадебные земли, равно как и находящиеся на тех землях церковные дома, кроме домов, составляющих церковные оброчные статьи (§ 4), назначаются для обеспечения помещениями и для удовлетворения хозяйственных потребностей служащего при церквах духовенства; но предоставляется попечению настоятеля церкви, по общему согласию с прочим причтом и церковным старостою, где и насколько представляется возможным, или давать помещение в церковных домах, или отводить под водворение некоторую часть церковной усадебной земли, также и заштатным священнослужителям и причетникам, состоявшим на службе в том же приходе, равно как вдовам и сиротам служившего в том же приходе духовенства (Св. Зак. изд. 1857 г. Т. XIII, уст. Общ. Призр. ст. 1612). § 9. Служащие при церквах священнослужители и причетники извлекают выгоды из достающихся каждому из них участков церковной, полевой земли, по своему усмотрению, или чрез обработку земли средствами собственного хозяйства, или чрез отдачу оной в аренду один другому или посторонним лицам. § 10. Церковные полевые земли могут быть отдаваемы в аренду: или особо одним членом причта достающегося ему участка или какой-либо части этого участка, или же сообща целым причтом всей или нескольких общих участков церковной земли, но в том и другом случае с соблюдением следующих правил: 1) отдельно каждым членом причта участки земли отдаются в аренду с ведома настоятеля церкви или заведующего церковью настоятельского помощника и прочего причта, 2) сообща целым причтом вся церковная земля или известная часть её, отдаётся в аренду с общего согласия всех членов причта; и 3) как отдельные участки каждым членом причта по принадлежности, так и вся церковная земля, или часть её, сообща целым причтом отдаются в аренду на срок не более одного года и не иначе как по письменному домашнему условию, которое при отдаче в аренду одним членом причта своего участка подписывается сдающим землю и нанимателем и свидетельствуется настоятелем церкви или заведующим церковью настоятельским помощником, а при отдаче земли сообща целым причтом подписывается всеми членами причта и съёмщиком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Кружечный и кошельковый сбор Для сбора пожертвований в церквах во время богослужений установлены кошелек и кружка, в которые собираются приношения на необходимые потребности богослужения, на поддержание приходского храма и на его украшение и благолепие. Кошелек и кружка для сбора в них приношений должны быть, по существующему порядку, обносимы постоянно при богослужениях. (4 – 23 Марта 1876 г. 398. Ц. В. 14.) Примечание. В церквах военного ведомства существуют кружки с надписью «на украшение храма», учрежденные взамен кошелькового сбора. Поступающие в эти кружки пожертвования предназначаются на удовлетворение собственных местных нужд церквей военного ведомства. (Опред. 16 Января 1869 г. 2406.) Устроенные для сбора пожертвований в пользу церквей столбы постановлено повсеместно упразднить и впредь устроение их запретить, кроме того случая, когда в бедном приходе предстоит постройка новой церкви, и таковой способ сбора представляется необходимым; впрочем и там не иначе допускать это, как с отнесением на обязанность священно и церковнослужителей и старосты церковного иметь, против могущей быть покражи, всю нужную осторожность. (Указ. 13 Июня 1836 г.) Примечание 1. Приведенное постановление не касается тех столбов, которые существуют издревле, быв поставлены в честь св. икон, или в воспоминание каких-либо особенных событий. (Указ. 5 Августа 1845 г.) Примечание 2. В предупреждение кражи денег из церковных кружек, помещаемых в столбах для сбора пожертвований, епархиальным начальствам подтверждено об исполнении указа 13 Июня 1836 г. о воспрещении устраивать столбы с образами и кружками. (Указ. 12 Декабря 1868 г. 75.) 2 Кружка для сбора пожертвований в пользу Попечительства о бедных духовного звания При всех церквах, кроме монастырей, должны быть учреждены кружки для сбора доброхотных пожертвований на предмет призрения духовенства епархии. (Ст. 1581 и 1583 т. 13. Уст. Общ. Призр. Свод. Зак. 1857 г. сн. ст. 753 – 755.) Примечание. Кружка для сбора пожертвований в пользу Попечительства о бедных духовного звания должна быть обносима в церквах постоянно, наравне с кошельком и кружкой на церковные потребности. (4 – 24 Марта 1876 г. 398. Ц. В. 14.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Таковое действие должен был произвесть страх, возбужденный как бурею, так и ночным временем. Сверх сердечного умиления, Господь располагает их к сильнейшему желанию быть с Ним и непрестанному памятованию о Нем. Вот почему Он не тотчас явился к ним, но, как говорит евангелист, в четвертую стражу нощи, и де к ним Иисус, ходя по морю (ст. 25), — чем научал их не искать скорого избавления от окружающих бедствий, но мужественно переносить все, что ни случится. Но когда они ожидали избавления, страх еще более увеличился. Видевше Его ученицы по морю ходяща, говорит евангелист, смутишася, глаголюще, яко призр а к есть; и от страха возопиша (ст. 26). Господь и всегда так поступает: когда хочет прекратить бедствия, насылает другие, тягчайшие и ужаснейшие. Так было и в настоящем случае: кроме бури, и явление Христово устрашило их не менее бури. Христос не рассеял тьмы и не вдруг открыл Себя ученикам, чтобы продолжительностью страха укрепить их, как сказал я, и приучить к терпению. Так поступлено было и с Иовом. Когда Богу угодно было прекратить его страх и искушение, попустил, чтобы последнее страдание было тягчайшим. Я разумею здесь не смерть детей и слова жены, но укоризны рабов и друзей. Равным образом, когда Бог хотел Иакова избавить от бедствования на чужой стороне, попустил, чтоб открылись новые беспокойства и непрестанно увеличивались. Тесть настиг его на пути и угрожал смертью, а потом брат, хотевший перехватить на дороге, поверг его в крайнюю опасность. Так как человеку не возможно вынести искушений продолжительных и сильных, то Господь, желая, чтобы праведники приобрели больше, пред окончанием их подвигов увеличивает испытания. Так поступил Он и с Авраамом, назначив ему последним искушением заклание сына. И несносное делается сносным, когда налагается на человека при дверях, незадолго до освобождения. Так поступил Христос и в настоящем случае: не прежде открыл Себя апостолам, чем они возопили. Чем более увеличивалось беспокойство, тем приятнее для них было пришествие Христово.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

По сим соображениям признавая, что при постановлений духовным судом в поименованных случаях определений о священнослужителях, подлежащих лишению сана, духовному суду надлежит приводить сии определения в исполнение без применения к ним изъяснённой в циркулярном указе Св. Синода, от 31 Декабря 1849 г., Высочайшей воли о помещении лишаемых сана в монастыри, Св. Синод определяет: дать знать о сем к подлежащему, в потребных случаях, руководству и исполнению, по Духовному Ведомству, печатными циркулярными указами. Июля 6 дня 1867 г. 30 .-слушали: предложение Г. Обер-Прокурора, от 25 минувшего Мая за 2654, в котором изъяснено, что Государь Император, в 22 день Мая сего года, Высочайше утвердить соизволил состоявшееся в Государственном Совете мнение, по его, Обер-Прокурора, представлению об изменении статьи 1617 Т. XII учр. и уст. Зав. Общ. Приз. о замещении священноцерковнослужительских вакансий. Объявляя Святейшему Синоду о таковом Высочайшем повелении, для зависящего распоряжения в последствие определения Святейшего Синода 2 Марта 1867 года за 105, и прилагая копию с Высочайше утверждённого мнения Государственного Совета, Г. Синодальный Обер-Прокурор присовокупил, что таковая же копия препровождена им Г. Главноуправляющему II Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. В означенной копии с мнения Государственного Совета (выписано из журналов Департамента Законов 8 Апреля и Общего Собрания 1 Мая 1867 года) изъяснено: Государственный Совет, в Департаменте Законов и в Общем Собрании, рассмотрев представление Обер-Прокурора Святейшего Синода об отмене некоторых правил касательно замещения священно и церковнослужительских вакансий, остановился на следующих, изложенных в его представлении, соображениях: в статье 1617 Т. XII уст. общ. призр. постановлено: Из средств призрения общих для всего служащего при церквах духовенства одно только есть определённое законом, именно: принятие сирот, способных к учению, на казённое содержание в училищах. Прочие средства, употребляемые по необходимости и по обычаю, суть: 1) определение на места престарелых, больных и умерших, преимущественно пред другими, родственников их, приемлющих на себя обязанность доставлять пропитание им и их семействам или посторонних, соглашающихся на доставление им некоторого пособия; 2) предоставление сиротам мужского пола, обучающимся в училищах, части доходов от диаконских и причетнических мест, оставляемых для того на некоторое время праздными, когда то позволяют другие обстоятельства и 3) определение вдов и сирот женского пола не молодых лет в просфирни при церквах на половинную долю доходов против причетника или на особое добровольное подаяние от прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для производства дел попечительство собирается в архиерейском доме или в здании, занимаемом Консисторией, или в другом, принадлежащем духовному ведомству, смотря по удобности (– Уст. Общ. Призр. ст. 1570). Собрания бывают в начале каждого месяца и кроме сего чаще или реже, смотря по надобности (– ст. 1571). III. Благочинные, их права и обязанности 52 Благочинные избираются по личному и внимательному усмотрению епархиальным архиереем и утверждаются им из беспорочных, опытных и наиболее деятельных священнослужителей (Ук. Син. 1881 г. апр. 5 дн. Ср. Инстр. благ. прим. к § 51 и § 52). Благочинный есть официальное должностное лицо; когда бывает по своей должности в присутствии Консистории, он имеет там стул (Инстр. благ. прим. 2 к § 51). Благочинный, хотя и официальное должностное лицо, но особого содержания от казны не получает; только в некоторых епархиях полагается сбор с церквей в пользу благочинного на канцелярские и другие расходы по служебным его обязанностям в виде определенного жалованья 53 . За 12-летнюю (без перерыва) свою службу благочинный имеет право по статуту на орден св. Анны 3-й степени (См. «Права и обязанности пресвитеров» Часть III в отд. о наградах и отличиях священно- церковнослужителей). а) Надзор благочинных за исправностью по службе священно- церковнослужителей, за образом их жизни и поведения В своей служебной деятельности благочинный руководствуется инструкцией благочинных приходских церквей, изданной по определению Св. Синода в I860 году (но не прежней, которая несколько изменена). По силе этой инструкции благочинному предоставляется право ближайшего и бдительного наблюдения за исправностью по службе священно- церковнослужителей (Инстр. благ. §§ 52, срав. 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 23 и др.). В тех видах, чтобы не было каких-либо упущений или остановок в совершении богослужения и треб по приходским церквям, священники не имеют права без его ведома отлучаться далее 25 верст (Инстр. благ. § 31). При увольнения священнослужителей куда-либо в пределах своей епархии, благочинный дает увольняемым свидетельство в том, что такой-то бёспрепятственно может отлучиться от своего прихода туда-то и на такой-то срок, а приход его поручает на время отлучки другому священнику, от которого просящий увольнения должен представить благочинному письменное удостоверение, что он принимает на себя труд исправлять священнические обязанности по приходу желающего отлучиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010