Среди отдельных сроков, назначенных Церковью для поста, есть один, неприноровлённость которого к условиям, русской жизни выступает особенно ярко, именно – это так называемый Петровский пост. По условиям нашего климата соблюдение этого поста, особенно для бедного крестьянина, является совершенно невозможным, так как в период времени, на который приходится этот пост, невозможно или слишком трудно достать именно всё то, что можно есть в посту. Хлеб у крестьянина в это время на исходе, иногда его вовсе нет, картофель – главная пища крестьянина после хлеба – ещё не созрел, овощи тоже, рыба бывает только в озёрных и речных местностях, и то как редкость. Остаётся питаться исключительно почти молоком, покупая к этому муку и крупу на заработанные деньги. Естественно, что большинство крестьян, не смотря на свою приверженность к постам вообще, этот пост по необходимости не соблюдают, что часто тяжёлым гнетом ложится на их совести при их привычке соблюдать все церковные постановления. Не безвинны в этом и клирики, даже в лице почётных пресвитеров. Так как Петровский пост в разные годы бывает и более и менее продолжителен и особенно бывает, труден для соблюдения в годы ранней Пасхи, то не следовало ли бы, не уничтожая этого поста, хотя сократить его до того минимума (8 дней), который определяется поздней Пасхой? Такое сокращение, не лишая христиан в это время благочестивого подвига, сложило бы с их совести тяжёлое бремя. Могущему же утвердить святую греко-российскую Церковь по благовествованию апостольскому, Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь. 84 Только по епархиальному училищному совету сравнительно значительное движение бумаг: в среднем в год входящих 1.100, исходящих 1.500, журнальных статей около 200; по остальным же учреждениям движение бумаг незначительно. 85 Для обеспечения, например, «согласного действования» консистории и епархиального попечительства и для удобства сношений между ними, законодатель даже и теперь требует, чтобы один из присутствующих в консистории был и попечителем (ст. 487 Уст. общ. призр., т. XIII Св. Зав. изд. 1892 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

З. Частные случаи выморочности или обращения в казну, либо в пользу особого ведомства некоторых сумм, см. Учрежд. Орд. изд. 1892 г., ст. 172. И. Если по продаже имущества несостоятельного, за удовлетворением всех его долгов и покрытием конкурсных расходов, останутся еще деньги, но наследники по вызовам не явятся, то деньги сии обращаются в Прик. Общ. Призрения; см. Уст. Общ. Призр. изд. 1892 г., ст. 45 п. 3; но для объяснения сего § необходимо поверить его по Банкротск. Уст. 1800 г., дек. 19 (19692) Ч. I § 160. J. Кроме того, есть случаи, в коих некоторые имущества, или по роду своему, или по званию своих владельцев, в случае смерти их, не допускают вовсе перехода по наследству к кровным родственникам умершего: в таком случае имуществам этим дается особое назначение. Так, священные изображения в жалованных панагиях и крестах, по смерти духовных лиц, вынимаются из окладов и обращаются в ризницу того места, к коему умерший по служению своему принадлежал (ст. 1025, 1186). В монастырскую казну обращаются ризницы монашествующих властей; туда же поступает всякое движимое имущество монахов низших степеней (1187). Выморочное имущество архиерея обращается в пользу архиерейского дома (IX. 395). Иконы и священные предметы, когда достаются по наследству иноверцам нехристианам, должны быть ими переданы в 6-месячный срок со вступления в наследство в руки православных или в православную церковь (1188–1190 ст.). 1891 г. Янв. 30 N 2. – По вопросу о том, приобретает ли казна имение по выморочному праву только вследствие истечения десяти лет со времени публикации о вызове наследников, или же должна для означенной цели осуществить свое право собственности путем исходатайствования определения суда о передаче имущества, или фактически вступить во владение этим имением, Гр. Касс. Департ. высказался в том смысле, что имение становится выморочным, составляющим имущество государственное, в силу того обстоятельства, что в течение десяти лет со времени последней публикации о вызове наследников не явился никто за получением его или же никто из явившихся в сей срок не доказал своего права. § 43. Особые порядки наследства. – Наследование и раздел у крестьян по обычаю. – Закон наследования в прибалтийских губерниях

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

23 . Огонь для кадила всего лучше приготовлять из липового дерева. В недавнее время в С.-Петербурге приготовляется уголь для кадила, он же продается при Киевском свечном епархиальном заводе и при др. Уголь этот неоспоримо хорош и выгоден по цене, но только для тех местностей, где дрова дороги, а потому и древесные уголья дороги. 24 . Вода, для освящения оной, для теплоты, и споласкивания чаши, при потреблении Св. Даров, а также для крещения и омовения рук, всегда должна быть самая свежая и чистая. 25 . Для совершения божественной литургии и в праздники для всенощных бдений просфоры должны быть испечены из чистой белой пшеничной муки и притом хлеб этот должен быть квасной, какой благословлял сам Господь, при установлении Божественной Евхаристии, и какой употребляли св. Апостолы (ρτος – хлеб поднявшийся от ρω – поднимаю Иоан.12:24 ; Мат.26:26; Марк.14:22 ; Деян.2:42–46 ; 1Коринф.11:23–24). При этом просфора для совершения таинства Божественной Евхаристии должна состоять из двух кругловидных частей, на верху с отпечатком, сделанным посредством вырезанной на дереве печати с изображением непременно четвероконечного креста с надписью Иис. Хс. Hi Ка (истинно древняя и истин, прав. церк. Григория Митр. Новгород. 1858 г. ч. 2, стр. 38). На всенощную такие хлебы без печатей. Следует также наблюдать, чтобы хлеб этот был хорошо испечен, замешан естественною простою водою, а не молоком, он не должен быть помазан маслом или яйцами и не из затхлой и смердящей муки и не черствый: «Просфорою черствою вельми многоденною да не дерзнет кто служить» (Учит. Извест.). Для того, чтобы узнать качество просфоры следует пред началом проскомидии изломить одну из них (там же). Примечание 1. На основании ст. 589 Уст. общ. призр. т. XIII Свод. Зак. изд. 1892 г. и указа Св. Синода 26 июня 1867 г. лечение просфор должно быть поручаемо исключительно вдовам и сиротам-девицам священно-церковнослужителей. Примечание 2. Что делать священнику если пред совершением проскомидии во время совершения оной, а также во время причащения, окажется «хлебу (просфорам) не быти приличным к совершению в нем тайны Тела Христова», подробно изложено в известии учительном в служебнике: «о случаях в служении литургии приключится могущих в вещах, в совершении и в служителях». А хотяй избегнуть всех сих случаев (паче же смертного греха), иерей у пекущих просфоры да надсмотряет, чтобы пекли просфоры из чистой и доброй муки пшеничные, а не затхлые и смердящие и каковые-либо неспособные, и излишнюю просфору сего ради да взимает». Наблюдению благочинного подлежат и просфорни 75 (Инстр. благоч. § 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Процесс вступления епископа на кафедру в древнерусских домонгольских текстах описывается либо глаголом настоловати (и производным от него существительным настолованик), либо комбинацией глаголов посажати, сести, седети (реже приходити, въводити, скочити, перехватити) с сочетанием на столъ/столе. Выпишем все имеющиеся контексты употребления этих выражений применительно к русским иерархам в хронологическом порядке: 1051 г.: Азъ милостию человколюбивааго Бога мнихъ и прозвитеръ Иларионъ изволениемь Его от богочестивыхъ свщенъ быхъ и настолованъ въ велицмъ и богохраниммь град Кыев, ко быти ми въ немь митрополиту, пастуху же и учителю (Ставленническая запись митрополита Илариона 5 ). 1051 г. (?): и тако въскор кончаша церковь . и свти ю Лариономь митрополитом. месца нобр въ 26 день. и створи въ неи настолование новоставимымъ (Проложное сказание под 26 ноября 6 ). 1104 г.: том же лт. приде митрополитъ Никиоръ в Русь. месца декабр. въ 6 день... тогоже. месца. въ 18 [день] Никиоръ митрополитъ на стол посаженъ (Повесть временных лет 7 ). 1112 г.: исходщю же сему лту и поставиша Фekmicma епископомъ Чернигову. игумена Печерьскаго. месца генвар. въ 12 день. а посаженъ на стол . въ 19 [день] (Киевская летопись 8 ). 1159 г.: Ростиславу Клима не хотщю. митрополитомъ. а Мьстиславу Костнтина не хотщю. иже бше свщенъ патриархомъ. и великимъ сборомъ Костнтина града. рчи продолжившис. и пребъшши крпц межи ими. и тако ложиста ба ко не ссти. има на стол митрополитьстемь (Киевская летопись 9 ). 1164 г.: Ленъ епископъ. не по правд поставис Суждалю. Нестеру епископу Сужьдальскому живущю. перехвативъ Нестеровъ столъ (Владимиро-Суздальская летопись 10 ). 1190 г.: Посла благоврныи христолюбивыи великыи кнзь Всеволодъ сынъ Гюргевъ. внукъ Мономаховъ Володимерь г Кыву. Свтославу ко Всеволодичю. и к митрополиту Никиору. тц свого духовнаго Iaha. на епископьство. коже Господь глаголеть. на кого призрю не на кроткаго ли. и на смиренаго. и трепещющаго словесъ моихъ. тако и на сего блаженаго призр Богъ и свта Богородиц. хотщю го поставити служител церкви. и пастуха всеи земли. Ростовьскои. и Суждальскои. и Володимерьскои. еже и бысть. поставлен же бысть. месц. генвар. въ 23 день. на памть свтаго мученика Климента а в Ростовъ пришелъ на свои столъ. месц. феврал. въ 25 день. на памть свтаго тца Тарась. (Владимиро-Суздальская летопись 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Девятая песнь содержит прославление Богородицы, по образу, указанному в её песни, воспетой Ею при свидании с праведной Елизаветой. Эта песнь Богородицы поется перед 9 песнью после приглашения: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим»! Во время пения этой песни для усиления возвеличения совершается каждение, прежде всего, иконе Богородицы. И во всех песнях канона восхваляется Божественное попечение о людях, – о спасении их, особенно в течение всей ветхозаветной истории (хотя в некоторых песнях более или менее прикровенно); но в словах песни Богородицы ( Лк.1:46–55 ) снова, как в Евангелии, со всей ясностью говорится о совершившемся спасении. Песнь Богородицы Величит дша мо гда, и возрадовас дхъ мой бз спс моемъ. к призр на рабы свое, се бо нын ублажатъ м вс роди. к сотвор мн сильный, и сто им и млть въ роды родвъ бощымс Прославляет душа моя Господа и радуется дух мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут прославлять меня все роды; что Он, Сильный, сотворил мне величие и свято Имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его. Сотвор держав мышцею своею, расточ горды сердца ихъ. Показал силу Своего могущества, рассеял надменных замыслами сердца их. Низлож сильны со престлъ, и вознес смиренны: алчщы исполни благъ и богатщыс пст тщы. Низложил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ и самодовольных отпустил ни с чем. трока своего, помнти милости, коже глагола ко нашымъ, авраам и смени даже до вка. Принял под особое покровительство Израиля, раба Своего, вспомянув милость, как говорил, к отцам нашим, Аврааму и его потомству до века. В этой святой песни, в которой во многом слышатся отзвуки многих ветхозаветных священных песен о возвеличении Господом смиренных и низложении гордых, особенно песни Святой Анны, – высказывается об исполнении через Святую Деву давних ожиданий спасения истинного Израиля и о низложении всех страшных врагов почитателей Истинного Бога. Здесь таким образом дается полное объяснение всех не вполне вразумительных песней канона об исполнении множества ветхозаветных пророчеств и прообразов о времени пришествия Спасителя. Отсюда понятно, почему Святая Церковь сопровождает все стихи песни Богородицы следующим славословием, относящимся к словам: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Примечание. Собираемые в пользу Гроба Господня в Иерусалиме в кружки, учрежденные при церквах, на основании указа 29 Октября 1834 г., приношения доставляются ныне не в Святейший Синод, как было предписано этим указом, а в Хозяйственное Управление. (Указ. 23 Августа 1865 г.) 8 Кружки для нищих и убогих и богоугодных заведений Для сбора подаяния от доброхотных дателей, губернским земским учреждениям и Приказам Общественного Призрения предоставляется иметь двоякого рода кружки: 1) для нищих и убогих и 2) для богоугодных заведений. Деньги, высыпаемые из кружек первой категории, раздаются, согласно назначению, неимущим, находящимся вне заведений Общественного Призрения, а получаемые из кружек второй категории – отсылаются в кредитные учреждения, и только проценты с этого последнего сбора употребляются на подкрепление средств заведений Общественного Призрения. (Ст. 285 т. 13 Уст. Общ. Призр. по прод. 1876 г.) Примечание. В отношении кружечного сбора в пользу Одесских богоугодных заведений, тамошние городская Дума и Управа заменяют Губернские Собрания и Управу. (Там.) Означенные в предыдущей статье кружки выставляются как в губернских так и в уездных и других городах, при соборных и других значительных церквах на папертях, на местах открытых при самом входе в церкви. (Ст. 286 там.). Губернаторы, по соглашению с местными Епархиальными Преосвященными и с Губернскими Земскими Управами (где таковые открыты), определяют: при каких именно церквах, в городах вверенной каждому губернии, удобнее и для самого сбора приношений полезнее учредить кружки, и списки таких церквей сообщают Губернским Управам или Приказам, каждый по своей губернии, для сведения. (Ст. 287 там.) Примечание. Во избежание затруднений, могущих быть при некоторых церквах от большего количества кружечных сборов, кружки для нищих и убогих и для богоугодных заведений могут быть выставляемы по усмотрению Преосвященных только при таких церквах, при которых учреждение этих кружек не будет иметь влияние на уменьшение кружечных сборов в пользу других предметов. (Указ. 17 Июня 1867 г. 27.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Как видно, обеспечение вдов было неравномерным и во многом зависело от того, позаботился ли священник о благосостоянии своих ближних до кончины. Но необходимо признать, что Церковь заботилась о «сиротствующих». Одним из проявлений такой заботы было предоставление возможности вдовам духовенства служить при храмах в качестве просфорен. До 1874 г. в Донской епархии эту должность занимали вдовы и девицы разных сословий, но в 1874 г. Высокопреосвященнейший Платон (Городецкий) , архиепископ Донской и Новочеркасский, на приговоре прихожан об избрании на должность просфорни в церкви вверенного ему благочиния вдовы мещанки написал: «Подтвердить всем благочинным и причтам, чтобы они в должности просфирен старались избирать честных вдов и пожилых девиц духовного звания, как это следует по известному постановлению Правительства (т. XIII, Уст. О общ. Призр. По продолж. 1868 г. ст. 1617), в коем, между прочим, изображено: к средствам призрения общим для всех служащего духовенства принадлежит: определение вдов и сирот женского пола в просфирни при церквах; если же не окажется таких духовных вдов и девиц, которые бы могли и желали быть просфирнями», то только тогда определяются на эти места вдовы и сироты светских званий 231 . Спустя три месяца Высокопреосвященнейший Платон вновь обратил внимание духовенства на проблему замещения мест просфирен, написав резолюцию: «1) в просфирни определяются епархиальным начальством честные вдовы и пожилые девицы духовного звания, а не из других сословий, так как прос- форопечение, по известному постановлению правительства, составляет одно из средств к обеспечению содержания бедных вдов и сирот ду- ховных» 232 . Доход от места просфорен в храмах Донской епархии был от 10 руб. (и сбора хлеба) до 400 руб. Часто вместе с денежной выручкой за местом закреплялась квартира 233 . Но в большинстве доход от просфоропе- чения был незначительным. Поскольку вдовы и девицы духовенства не всегда шли на место просфорен (из ок. 800 храмов епархии 357 в 1910 г. объявили вакансии 234 ), это место часто занимали вдовы и девицы других сословий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И сице обладающу Августу всею вселенною и посади брата своего Пруса во град, глаголемый Мальборокъ, и Торун, и Хвойницу, и преславны Гданескъ по реку, глаголемую Немон, яже течет в ину, в мор Варяжское. Господу же нашему Исусу Христу смотрения тайну совершившу, посла божественныя своя ученики в весь миръ просветити вселенную. Оным же, яко крылатым, всю вселенную обтекше имъ и слово Божие проповдающе. И понеже повсюду греху царьствующе и нечестию обладающу, царие и князи, и мстоблюстителя, и обладатели вси дьяволу поработившуся и супротивившуся, и побиша ихъ, тажь ии учениковъ, святителей, и священниковъ, и простых множество показаша мучениковъ. И от Августава царства в Рим даже до лтъ Максентия и Максимияна Галера сие гонение бысть на християны. Господь же нашъ Исусъ Христос не прзр моления раб своих, еще же и к Матернимъ молбамъ призирая, и свое обтование исполняя, якоже: се аз с вами есть до сканчания вка сего, 484 аминь, – и сице воздвиже благочестия корень – великого во благочестии сияюща Констянтина Флавия, царя правд християнска, священство и царство во едино, и оттуду повсюду християнская царьствия умножишася. Таж по благоволению в Троицы славимого Бога в Росийской земл воздвижеся царствие сице, якоже выше рхъ, еже Августъ, кесарь римский, обладаяй всею вселенною, постави брата своего Пруса, иже вышепомянуты. И живоначалные Троицы десницею и милостию воздвижеся царьство в Русии сице: от Пруса четвертое на десять колно Рюрикъ прииде, 485 нача княжити в Русии и в Новегороде, иже сам прозвася великий князь и град Великий Новъград нарече. Сынъ же его Игоръ преселися на Киевъ и тамо царьствия скифетры Росии положи, и на Грекех дань емляше, и в Переславце Дунайстемъ живяше, иже есть Бнъ и Ведна. Таж что по сих? В Троицы славимый Богъ милосердиемъ своимъ призр на нашу Росийскую землю, сего Святославова сына великого Владимера в познание истинны приведе и свтомъ благочестия просвети, славити себ истиннаго Бога, Отца. и Сына, и Святаго Духа, во единств поклоняемого, и избра его, якоже втораго Павла, в державных сединах и царя правд християнска во крещение воздвиже, якоже великого Констянтина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1617 т. 13 учр. уст. общ. призр. общих средств призрения для служащего при церквах духовенства оставить в силе только: а) принятие сирот на казенное содержание в училищах и б) определение вдов и сирот женского пола в просвирни при церквах. Вследствие сего Государственный Совет мнением положил: статью 1617 т. 13 учр. и уст. завед. общ. призр. изложить так: «к средствам призрения общим для всего служащего при церквах духовенства принадлежать 1) принятие сирот на казенное содержание в училищах и 2) определение вдов и сирот женского пола в просвирни при церквах». Его Императорское Величество восноследовавшее мнение в общем собрании Государственного Совета об изменении статьи 1617 т. 13 учрежд. и уст. завед. общ. призр. о замещении священно и церковнослужительских вакансий Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить. Подписал Председатель Государственная Совета «Константин». 22 мая 1867 г. И, по справке, приказали: о вышеизложенном Высочайше утвержденном 22 мая сего года мнении Государственного Совета об изменении 1617 ст. т. 13 учрежд. и уст. завед. общ. призр. о замещении священно и церковнослужительских вакансий дать знать по духовному ведомству печатными указами для должного исполнения и руководства, а для объявления во всеобщее сведение, вышеизъясненное мнение Государственного Совета сообщить в копии Правительствующему Сенату при ведении. 92. 17 января 1868 г. О том, что все просьбы, о предоставлены священно и церковнослужительских мест за детьми или родственниками будут оставляемы без рассмотрения и ответа. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод, усматривая из дел канцелярии, что в последнее время, по объявлении мнения Государственного Совета, Высочайше утвержден. 22 го мая 1867 г., в Святейший Синод поступило значительное число просьб от лиц духовного звания о предоставлении священнических мест за родственниками, – приказали: подтвердить всем епархиальным Архиереям печатными указами, чтобы они с своей стороны поставили в непременную обязанность благочинных внушить лицам духовного звания, чтобы они не утруждали Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Указ. 12 Декабря1866 г.) Попечительство собирается в архиерейском доме, или в здании, занимаемом Консисторией, или в другом, принадлежащем духовному ведомству, смотря по удобству. (Ст. 1570 т. 13 Уст. Общ. Призр. Свод. Зак. 1857 г.) Собрания Попечительства бывают в начале каждого месяца, а кроме этого чаще или реже, смотря по надобности. (Ст. 1571 там.) Попечительство о бедных духовного звания состоит под непосредственным ведомством местного Архиерея. (Ст. 1571 там.) Все здания принадлежащие Попечительству о бедных духовного звания, о которых не существует каких-либо особых постановлений, и которые не приносят дохода, освобождаются от городских сборов и повинностей. (Ст. 1574. 66 там. по прод. 1876 г. ст. 2076 п. 3 т. 2 Общ. Упр. Губ. изд. 1876 г. ст. 2 прил. п. 3 т. 5 Уст. Под. по прод. 1876 г.) 2 Производство дел и предметы занятий Попечительства Образ производства дел в Попечительстве, при соблюдении необходимых законных форм, наблюдается, сколько можно простой и незатруднительный, и как все дела данного места касаются до бедных людей, то оно освобождается от употребления гербовой бумаги. (Ст. 1586 т. 13 Уст. Общ. Призр. Свод. Зак. 1857 г. ст. 68 π. 1 прил. к ст. 2 Т. 5 Уст. Пошл. по прод. 1876 г.) Дела могут входить в Попечительство в следующих видах: 1)определение и резолюции Епархиального Архиерея; 2)сообщение Консистории за подписанием присутствующего; 3)выписки из журнала Консистории, с приложением справок за подписанием Секретаря; 4)записки попечителей и сотрудников Попечительства; 5)письма или записки частных лиц о благотворительных приношениях. (Ст. 1587 т. 13 Уст. Общ. Призр. Свод. 1857 г.) Вступившие бумаги читаются в подлиннике, по соединении с предшествовавшими, если они суть продолжения дела о каком-либо одном предмете, содержание их и данные решения вносятся кратко в Журнал Попечительства, который по статьям подписывается присутствующими и Секретарем. (Ст. 1588 там.) Вследствие данных решений дела выходят из Попечительства в следующих видах: 1)к Епархиальному Архиерею по делам особенной важности – обстоятельные доклады за общим подписанием Попечительства; а по делам менее важным – выписки из журнала также за общим подписанием, или же самый Журнал, прежде изложение по нему, вносится к Епархиальному Архиерею для рассмотрения и утверждения, если он то признает нужным; 2)в Консисторию и подобные присутственные места сообщения за подписанием одного Попечителя и за скрепою Секретаря; 3)в Консисторию, для получения справок, выписи из журнала за подписанием Секретаря; 4)к попечителям и сотрудникам выписки из журнала, за подписанием Попечителя и Секретаря и 5)к частным лицам отношения, или письма за подписанием Попечителя. (Ст. 1589 там.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010