Общ. Призр. ст. 1563 в XIII т. Св. Зак.). Деньги из кружек «на улучшение быта православных поклонников в Палестине» должны быть высыпаемы ежемесячно и записываемы приходом в особую шнуровую книгу, которая может быть выдана на бессрочное время с тем, чтобы поверка сего сбора по книгам производилась на общем основании о церковных суммах (Ук. Син. 10 ноябр. 1858 г. Ук. Синод. 12 апр. 1858 г. 3092). Высыпка из кружек «на содержание и сооружение православных церквей и школ в западных губерниях» может быть производима или ежемесячно, или по полугодично или по накоплении кружки, с соблюдением тех же правил, какие постановлены при высыпке из всех кружек. Высыпка из кружек «на распространение православия между язычниками в империи и на восстановление православного христианства на Кавказе» может быть производима или ежемесячно иди по накоплении сих кружек, на тех же основаниях. Деньги из кружек, где они заведены, на «Гроб Господень» высыпаются в присутствие всего причта и старосты или ежемесячно или но накоплении кружки, – также записываются и хранятся в церкви. Высыпка денег из кружек в пользу общественного призрения – нищих и убогих» и «для богоугодных заведений» производится в трапезах церковных ежемесячно или по мере накопления приношений, но в церквях губернских городов в присутствии члена губернской управы или приказа, а уездных – в присутствии члена местной управы или городского управления, при бытности старшого или очередного священника и церковного старосты (Уст. Общ. Призр. ст. 290 в XIII т. Св. Зак.). Высыпанные из тех и других кружек суммы, по сочтении оных, в тоже время и там же записываются в особо заведенные для тех и других книги и каждая статья о количестве высыпанных денег подписывается, не выходя из церковной трапезы, всеми лицами присутствовавшими при высыпке и самые деньги с книгами вручаются члену земской управы, приказа или городского общественного управления, для доставления в сии учреждения (– Уст. Общ. Призр. ст. 291 в XIII т. Св. Зак.). Деньги, вырученные от продажи венчиков и листов разрешительной молитвы, подлежат ежемесячному свидетельствованию, записыванию и хранению в церкви, на общем основании.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Оба рода кружек делаются единообразные, по крайней мере в каждой губернии, на счет сумм Общественного Призрения, и различаются только надписями: на одних «для нищих и убогих», и на других «для богоугодных заведений», и по поставлении их на место, содержатся за замками и печатями. В губернских городах употребляется для этого печать Губернской Земской Управы или Приказа Общественного Призрения, а в уездных и других городах печати Земских Управ, а где таковых нет, городского общественного управления, соответственно чему и ключи от кружек хранятся в Земских Управах, Приказах или городских общественных управлениях. (Ст. 288 т. 13 Уст. Общ. Призр. по прод. 1876 г.) Высыпка денег из кружек производится в трапезах церковных ежемесячно, или по мере накопления приношений, по церквам губернских городов – в присутствии члена Губернской Управы или Приказа, а в уездных – в присутствии члена местной Управы или городского общественного Управления, при бытности старшего или очередного священника и церковного старосты, (Ст. 290 там.). Высыпанные из тех и других кружек суммы, по сочтении их, в то же время и там же записываются в особо заведенные для тех и других книги, и каждая статья о количестве высыпанных денег подписывается, не выходя из церковной трапезы, всеми лицами, присутствовавшими при высыпке, а сами деньги с книгами вручаются члену Земской Управы, Приказа или городского общественного Управления, для доставления в эти учреждения. (Ст. 291 там.) Примечание. Предоставлено Министру Внутренних Дел, суммы кружечного сбора, бывшего С.-Петербургского Приказа Общественного Призрения, передавать чрез Градоначальника в распоряжение съезда уполномоченных приходских благотворительных Обществ в, С.-Петербурге, для распределения таких между Обществами, по ближайшему усмотрению съезда, с тем, чтобы Общества выдавали из тех сумм пособия в размерах, определенных ст. 333 Уст. Общ. Призр., и о расходовании их помещали бы сведения в годовых отчетах, представляемых по силе ст. 1521 Уст. Общ. Призр. Затем дальнейшее производство из сумм кружечного сбора пособий лицам, которым таковые будут назначены с разрешения Министерства Внутренних Дел, предоставлено ближайшему усмотрению приходских обществ, в ведении которых проживают те лица. (Ц. В. 1877 г. 32.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

3. -слушали дело по ходатайству одного Епархиального Преосвященного о разъяснении действующих узаконений относительно платы Епархиальным Начальством денег за содержание и лечение в Земских и Приказов Общественного Призрения заведениях лиц духовного ведомства. Приказали: Одна Губернская Земская Управа, препровождая в Духовную Консисторию ведомость о лицах духовного ведомства, находившихся на излечении в земской больнице и доме умалишённых, просила Консисторию выслать следующие по этой ведомости деньги; при чём уведомила Консисторию, что ведению духовного начальства подлежат вместе с лицами духовного состояния и вдовы и дети духовенства, а равно и другие лица, находящиеся в действительной службе по духовному ведомству, подтверждением чего служит между прочим то, что духовное ведомство имеет целый ряд узаконений и распоряжений, касающихся вдов и детей духовенства и исполнение этих узаконений возложено на органы духовного управления, и что в виду сего, по силе 585 и 626 ст. Уст. Общ. Призр., плата за лечение в губернской земской больнице неимущих вдов и детей духовенства, а равно и других лиц, находящихся под ведением Епархиального Начальства, как напр. учителей семинарий и духовных училищ, а также чиновников Духовной Консистории, должна быть отнесена на счёт духовного ведомства. По поводу сего Преосвященный просил о разъяснении действующих узаконений относительно платы Епархиальным Начальством денег за содержание и лечение в Земских и Приказов Общественного Призрения заведениях лиц духовного ведомства. Обсудив изложенное, Святейший Синод нашёл: По закону (Уст. Общ. Призр. ст. 590, 591, 594 и 610) за лечение в больницах или содержание в доме умалишённых некоторых лиц обязаны вносить плату особые ведомства, причём в законе точно обозначено, за кого именно эти ведомства должны вносить плату; кроме того в законе существуют отдельные постановления (1560–1620) о призрении бедных духовного звания православного исповедания. На основании сих постановлений для призрения бедных лиц духовного звания установлены в каждой епархии особые попечительства, на обязанности коих лежит призрение престарелых и больных священно-и-церковнослужителей, а также их вдов и сирот.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 Правила призрения В определении меры ежегодного пособия Попечительство приемлет в соображение способы, какие оно к тому имеет, ценность жизненных и других потребностей в том месте, где пребывает требующий призрения, и его особенные обстоятельства. (Ст. 1601 т.13 Уст. Общ. Призр. Свод. 1857 г.) Священнослужителям назначается пособие несколько больше причетников. (Ст. 1602 там.) Тем вдовам и возрастным детям, которые могут приобретать пропитание трудом, или совсем отказывать в помощи, или давать только единовременное пособие, когда они имеют нужду обзавестись орудиями и материалами работы, или когда сиротствующие девицы вступают в брак. (Ст. 1603 там.) Если случится, что помощи будут просить имеющие при местах детей, или ближних достаточных родственников, то Попечительство, вместо назначения пособия, употребляет средства к убеждению детей и ближних родственников, по Апостолу: свой дом благочестиво устроити и взаим воздаяти родителям. (Ст, 1604 там.) Примечание. Дети обязаны, хотя бы были совершенно отделены от родителей, если они последние находятся в бедности, дряхлости или немощах, доставлять им пропитание и содержание по самую их смерть. (Ст. 194 т. 10 ч. 1 Зак. Гражд. Свод. 1857 г.) Дабы пособия раздавать с истинной потребностью, для этого требуется, чтобы ищущий пособия, если он не довольно известен, в прошении к Епархиальному Архиерею изложил: 1) чей он сын; 2) сколько ему лет от рождения; 3) где и сколько времени находился в службе; 4) имеет ли семейство и кого именно в семействе, и 6) где имеет жительство и в собственном ли доме. (Ст. 1605 т. 13 Уст. Общ. Призр. Свод. 1857г.). Эти сведения Попечительство тщательно поверяет посредством справок по Консистории, а если нужно, и посредством разведывания на месте через попечителей и сотрудников, и тогда уже полагает решение о пособии. (Ст. 1606 там.) О всех, которым назначено ежегодное пособие, Попечительство имеет общий список, по которому и производит выдачу пособия по полугодно, или по третям года, как найдет удобнее. Этот список пересматривается и возобновляется каждый год; причем вышедшие из беспомощного состояния исключаются из списка призреваемых. (Ст. 1607 там.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Священнослужителям назначается пособие несколько больше причетников (Уст. общ. призр. ст. 1602 в XIII т. Св. Зак.). Тем вдовам и возрастным детям, которые могут приобретать пропитание трудом, или совсем отказывается во вспоможении, или дается только единовременное пособие, когда они имеют нужду обзавестись орудиями и материалами работы, или когда сиротствующие девицы вступают в брак (1603 ст.). Жены и дети тех лиц, которые в духовно-учебных заведениях не обучались, или если обучались, но по выходе из оных ни мест псаломщиков при церквях не занимали, ни на другой службе по епархиальному ведомству не состояли, не имеют права на призрение существующими в духовном ведомстве способами (Ук. Св. Син. 1871 г. июня 17 дн. за 37). В тех видах, чтобы пособия раздавались действительно нуждающимся, просители в своих прошениях к епархиальному архиерею должны объяснить: 1) чьи они дети; 2) сколько им лет от роду; 3) где и сколько времени находились на службе; 4) имеют ли семейство и кого именно в семействе; 5) где имеют жительство и в собственном ли доме (Уст. общ. призр. ст. 1605). Сии сведения епархиальное попечительство обязано тщательно проверять посредством справок в Консистории и, если нужно, посредством разведывания на месте чрез попечителей и сотрудников и тогда уже полагает решение о пособии (там же ст. 1606). Посему просители во избежание проволочки и излишней канцелярской переписки могут просить местных благочинных, как сотрудников епархиального попечительства, о выдаче свидетельства о своей бедности, какое свидетельство затем и прилагать к своим прошениям на имя епархиального преосвященного (см. «Права и обязан. пресв.» част. II в отд. II об епархиальных попечительствах и благочинных). в) Другие способы призрения бедных духовного звания Сверх пособий из попечительства епархиальное начальство обязано оказывать бедным духовного звания и другие способы призрения, как-то: 1) принятие сирот на казенное содержание в духовных училищах и семинариях (Уст. д. Кон. ст. 80 п. 1; Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

у Зигабена и сам Зигабен), а бл. Августин в своём объяснении прямо приводит 1 ст. 2 Пс.(Епагг. II, serm. II, vers 11). Блженъ зыкъ, гдь бгъ же избра въ себ. 12. Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе. 12 . Пребывающие во век совет Господень, обнимая собою судьбы всего человечества, преимущественно направлен к благо устроению судьбы того народа, который верует в Иегову, как единаго истинного Бога, и которого Сам Бог благоволил избрать Себе как бы в наследственный удел ( въ себ.) и назвать своим народом (ср. Втор.26:17–18 ). Истинно блажен такой народ, хранимый и направляемый к благим целям всемогущею силою Божиею (ср. Втор.33:29 ), и след. при представлении себе всемогущего промысла Божия, сознание своей принадлежности в избранному народу Божию должно служить для верующих новым побуждением в радости о Господе, и к прославлению Его. В прямом буквальном смысле здесь речь о бывшем в ветхом завете избранным Божиим наследием народе еврейском; но в отношении ко временам новозаветным, когда еврейский народ сделался отверженным, под избранным блаженным народом, по изъяснению отцов и учит. церкви, следует разуметь христиан, как «народ по преимуществу избранный из всех народов земных» вместо народа отверженного, «удостоенный множества благодатных даров, и «ожидающий наследия вечных благ» в небесном царствии (св. Василий В. ср. бл. Феодорит и Зигабен). Съ нбс призр Гдь, вид вс сыны 13. С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; готоваг жилища своег призр на вс живщы на земл: 14. с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: создавый на сердца ихъ, размвай на вс дла ихъ. 15. Он создал сердца всех их и вникает во все дела их. 13–15. По Господь, покровитель и защитник верующих в Него, не только всемогущ, но и всеведущ. Преимущественным жилищем Его мы обыкновенно называем небеса, как высшую часть вселенной и как обиталище ближайших слуг Его, блаженных духов ( Пс.113:24; 102:20–21 ), и представляем себе, что Господь, как царь вселенной, утвердил на небесах престол Свой и царствует оттуда над миром ( Пс.102:19 ; ср. 10:4); но и с высоты небесного престола взирая на мир, Он видит всех людей, где бн они не обитали на земле, и как Создатель самих душ человеческих, читающий в сердцах их самые тайные мысли в намерения (ср. Пс.93:9–11; 138:1–6 ), со всею точностью знает и по достоинству оценивает ( размвай – разумно ведает, как опытный – изрекающий приговор», – Феодорит) все дела их.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

При каждой епархиальной кафедре состоит отдельно от Духовных Консисторий, Попечительство о бедных духовного звания. (Ст. 1562 т. 13 Уст. Общ. Призр. Св. Зак. 1857 г. П. С. 3. 10 Августа 1823 г. 29853.) Примечание. В Имеретинской епархии учреждено Попечительство на основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного 12 августа 1823 г. положения о призрении бедных духовного звания; при этом на образование запасного капитала для Попечительства отчислены из средств Имеретинского; церковного казначейства 500 рублей, заключающихся в билете Государственного Банка, с причитающимися по нему процентами, а на помощь бедным обращены как проценты с данного капитала, так и штрафные деньги с духовенства и пожертвования в кружки Попечительства, которые должны быть выставлены во всех церквах епархии, с предоставлением Попечительству испросить впоследствии увеличение капитала из средств Имеретинской епархии, если к тому будет возможность. Для производства дел предоставлено Попечительству иметь Секретаря и 2-х писцов с жалованьем Секретарю 100 р. и писцам по 50 р. каждому, с отнесением этих расходов и на канцелярские расходы 50 р., а всего двухсот пятидесяти рублей, на счет Имеретинского церковного казначейства впредь до увеличения средств самого Попечительства. (23 Февраля 1880 г. Выс. утв. опред. Св. Синод. Ц. В. 15 – 16.) Попечительство распоряжается пособиями для призрений бедных духовного звания. (Ст. 1561 т. 13 Уст. Общ. Призр. Свод. Зак. 1857 г.) 1   Состав Попечительства Попечительство о бедных духовного звания составляется до шести попечителей, смотря по надобности, избираемых из белого духовенства, а в случае нужды и из монашествующих, соединяющих с благоразумием и опытностью особенное усердие к делу человеколюбия и пользующихся общественным доверием. (Ст. 1563 там.) Один из попечителей должен быть из присутствующих Консистории, для удобнейшего сношения и согласного действия обоих мест. (Ст. 1564 там.) Три попечителя должны быть непременно из имеющих пребывание в епархиальном городе, или близ него для безостановочного течения дел Попечительства; прочие могут быть и из пребывающих в других местах епархии, которые только в важнейших случаях должны находиться лично при Попечительстве, а кроме этого занимаются исполнением его поручений на своих местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Впрочем Попечительство ограничивается порученным ему делом благотворения так, что если бы случилось по нему дело, требующее судебного исследования, то оно должно производиться уже не в Попечительстве, а в Консистории. (Ст. 1613 т. 13 Уст. Общ. Призр. Свод. 1857 г.) Если Попечительство найдет возможным и полезным открыть какой-либо новый источник благотворительных пособий, или устроить какое-либо местное заведение для призрения беспомощных духовного звания, то оно может о том представить местному Архиерею, который, смотря по роду предполагаемого дела, разрешает его, или представляет для разрешения Синоду. (Ст. 1614 там.) Пособие лицам духовного звания, потерпевшим от пожаров, отнесено на суммы Попечительства в тех епархиях, в которых поступает ежегодно доходов более пяти тысяч руб., а именно: Киевской, Новгородской, Московской, С.-Петербургской, Тобольской, Ярославской, Рязанской, Тверской, Херсонской, Черниговской, Подольской, Иркутской, Екатеринославской, Калужской, Смоленской, Нижегородской, Курской, Владимирской, Тульской, Вятской, Воронижской, Костромской, Тамбовской, Орловской, Полтавской, Пермской, Саратовской, Харьковской, Самарской, Таврической, и Енисейской – всего по тридцать одной епархии. В епархиях западного края: Литовской, Минской, Могилевской, Полоцкой и Волынской, в которых доходы Попечительства незначительны, отделяются для этой цели до трех тысяч руб. из капитала духовенства западного края. Но прочим же епархиям расходы на пособие погорельцам производятся из состоящих в распоряжении Святейшего Синода двадцати тысяч рублей, образовавшихся из процентов с суммы, которая отчислялась из духовно-учебного капитала на пособие Попечительствам, впредь до ее израсходования. 99 (Ст. 1614 примеч. по прод. 1876 г. ст. 99 т. 12 ч. 1 Уст. Пожар. прод. 1876 г. Указ. 23 Февраля 1867 г. 9.) 4 О способах и средствах призрения бедных духовного звания Способы и средства для призрения бедных духовного звания православного исповедания суть двоякого рода: 1)   постоянные и определительные, и 2) случайные пособия. (Ст. 1560 т. 13 Уст. Общ. Призр. Свод. 1857 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

к 1590 ст. Уст. Общ. Призр. до прод. 1876 г. и ст. 252 т. X ч. I, по прод. 1876 г.). в) Образ производства дел в попечительстве Образ производства дел в попечительстве при соблюдении необходимых законных форм наблюдается сколько возможно простой и незатруднительный; и как все дела сего места касаются до бедных людей, то оно освобождается от употребления гербовой бумаги (Уст. Общ. Призр. ст. 1586). Дела могут входить в попечительство в следующих видах: 1) определения и резолюции епархиального архиерея; 2) сообщения Консистории за подписанием присутствующих; 3) выписка из журнала Консистории, с приложением справок за подписанием секретаря; 4) записки попечителей и сотрудников попечительства; 5) письма или записки частных лиц о благотворительных приношениях (– ст. 1587). Вступившие бумаги читаются в подлиннике (по соединении с предшествовавшими, если они суть продолжение дела о каком-либо одном предмете), содержание их и данные решения вносятся кратко в журнал попечительства, который по статьям подписывается присутствующими и секретарем (– ст. 1588). Вследствие данных решений дела выходят из попечительства в следующих видах: 1) к епархиальному архиерею по делам особенной важности – обстоятельные доклады за общим подписанием попечительства, а по делам менее важным – выписи из журнала, также за общим подписанием, или же самый журнал, прежде исполнения по оному, вносится к епархиальному архиерею для рассмотрения и утверждения, если он признает то нужным; 2) в Консисторию и подобные присутственные места – сообщения за подписанием одного попечителя и за скрепой секретаря; 3) в Консисторию для получения справок, выписки из журнала за подписанием секретаря; 4) к попечителям и сотрудникам выписки из журнала, за подписанием. попечителя и секретаря, и 5) к частным лицам отношения или письма, за подписанием попечителя (– ст. 1589). По окончании года, попечительство составляет за оный подробный отчет, который вместе с приходо-расходной книгой представляет епархиальному архиерею, а последний поручает особенному временному Комитету обревизовать сей отчет и затем представляет оный по принадлежности в хозяйственное управление при Св. Синоде, а также приводится в известность между благотворителями посредством Ведомостей или особого печатного листа (– ст. 1615). Указом Св. Син. 1869 г. от 31 дек. за 63 предписано извлечения из отчетов о суммах на призрение бедных духовного звания доставлять в Синодальный Контроль, а не в хозяйственное управление. Без разрешения Св. Син. епарх. попечительские суммы не могут быть употребляемы на другие предметы кроме попечительских (Ук. Син. 1868 г. ноябр. 23 за 71). г) Место и время собрания попечительства

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

По всем же странам спасена проповдь евангилская изыде, и вси от тмы идолския избавлени и свтом богоразумия озаришася. Точию ж Руская земля помрачашеся тмою идолобесия и скверными длы до конца осквернена сущи и много убо время преиде по вознесении на небеса единороднаго Сына Божия. Но не терпя своего создания зрти погибающа Святая и Божественная и поклоняемая Троица и посети нас, восток, свыше, и свтом богоразумия просвети, врою и благочестием, премудростию же и разумом праведнаго родоначалника, владыческаго самодержца и владыку всея Руския земли, блаженнаго Владимера, сына Святославля, правнука же Рюрикова. Призр бо на него всевидящее око Божие и просвети его божественным крещением, и бысть сын свта. Не токмо же сам един подщася спастися, но и всхъ спасти подвижеся и всмъ повел креститися во имя Отца и Сына и Святого Духа. От того времени праведное солнце – Христосъ евангельскою свтлою проповедию землю нашу осия, и апостолский громъ нас огласи. И божественная церкви, и монастыри составишася, и быша мнози святители же и преподобнии, чудотворцы же и знаменосцы, и якоже златыми крилами на небеса возлетаху. И якоже древле нечестием всхъ превзыде Руская земля, тако и ныне благочестием всхъ одол. Во инхъ бо странах аще и мнози быша благочестивии и праведнии, но мнози бяху и нечестивии, и неврнии, с ними живуще и еретическая мудръствующа. В Рустей же земли не токмо веси и села мнози сведоми, но и гради мнози суть единаго пастыря Христа едина овчата суть, вси единомудръствующе, и вси славяще Святую Троицу. 912 Аз убо елика слышах и елика видех, никако же могу таити, и никто же ми не невруй сему писанию, не мни мене гордящася. О чада светообразная церковная! Хотех убо вашей любви благоглаголати, пастырь наших детелей без разсечения на среду предложити и острозрнию любително к величеству спасенному возвестити пастырское благое исправление. Невелику убо, б рекше етери, мсту быти устроения, еже бы вложити любовь в душу вашю; ваше бо слышащих дло се и вашеи прекрасной души достойно есть. Аз же убо аще и многи дни томим и привлачаем к любви великодушных мужъ, и безкровных мучеников, и победоносцов речеточством, правдодлателное и о сихъ хотех об них мало нчто повествовати вашей любви, но свою немощь недостижну усмотрив, и ко онех величеству и благохвалению удержевахся. Но убо забвения и нерадния – тяжчайша вмених. Се же есть слово наше, елико по силе. Повестем нашим предлог скажется сице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010