Касательно устройства быта вдов и сирот духовенства Астраханского казачьего войска в 1867 г. повелено: 1)   воспитание сирот и детей недостаточных духовных лиц, служащих в церквах Астраханского казачьего войска принять на попечение местного епархиального начальства, наравне с детьми епархиального духовенства с тем, чтобы и свечные и кошельковые суммы, собираемые на этот предмет по войсковым церквам, были вносимы установленным порядком в местную Консисторию для употребления по назначению. 2) Освободив войсковое Правление Астраханского казачьего войска от ревизии отчетности как свечной, так и других церковных сумм, отнести эту ревизию к обязанности местного епархиального управления. 3) Распределение денег, собираемых по станичным церквам на вдов и сирот станичного духовенства, предоставить, подобно тому как делается в Саратовской епархии, местным благочинным под контролем Духовной Консистории. 4) Что касается призрения вдов и сирот помянутого духовенства в других отношениях, кроме определенных им из церковных сумм пособий, то предоставить его также местному епархиальному начальству, по ближайшему усмотрению. (Ст. 1561. прим. т. 13 Уст. Общ. Призр. по прод. 1876 г.) Глава 18. Об Епархиальных ревизионных Комитетах Ревизионные Комитеты учреждаются ежегодно в начале Января месяца, по распоряжениям Епархиальных Архиереев, из трех членов епархиального и училищного ведомств, не участвовавших в расходовании сумм подлежащих ревизии. (6 Декабря 1865 г. П. С. 3. 42742 п. 1 – 2.) Для письмоводства в Комитет командируется, по назначению Епархиального Преосвященного, один из чиновников Духовной Консистории. (Ст. 2 Инстр. при указ. 31 Августа 1856 г.) Потребные для производства дел канцелярские материалы отпускаются от местных Академических или Семинарских Правлений, по требованию старшего члена Комитета. Расход, по данному случаю сделанный, относится на счет суммы, назначенной по смете на канцелярские потребности по Академии или Семинарии, а в случае недостатка ее, на счет суммы, ассигнуемой на мелочные и экстраординарные расходы. (П. 7 прав. 1865 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Примечание. Из представленного сравнительного указателя статей Уст. дух. Консисторий по изд. 1841 года, процитированных в кн. «Права и обязанности пресвитеров» ч. I, со статьями того же Уст. изд. 1883 г., видно, что в I ч. кн. «Права и обязанности пресвитеров, хотя и процитированы ст. Уст. дух. Кон. по изд. 1841 г., по не зависевшим от автора обстоятельствам, но ст. эти почти все оказываются тождественными со ст. Уст. дух. Кон. по изд. 1883 г. и только сравнительно незначительная часть из процитированных ст. Уст. дух. Кон. по изд. 1841 г. оказывается измененной или дополненной Уст. дух. Кон. изд. 1883 г., да и те немногие ст. Уст. Кон. изд. 1841 г., которые процитированы в кн. «Права и обязанности пресвитеров» и оказались изъясненными и дополненными в Уст. дух. Кон. изд. 1883 г., не могут приводить читателя этой книги к ошибкам, так как они согласованы в ней с другими действующими узаконениями, сообразно с какими узаконениями и редактирован новый Уст. дух. Кон. изд. в 1883 г. Нужно заметить только об одной ст. Уст. дух. Кон. по изд. 1841 г. процит. в кн. «Права и обязан. пресв.», именно о 149, которая совершенно отменена и не вошла в Уст. 1883 г., и ст. 56 Св. Зак. т. X, I ч. (проц. на стр. 255), в которой сказано, что «жены солдат, мужья которых пропали без вести на войне или в плену, могут вступать в новый брак только по прошествии десяти лет»; этот закон отменен мнением государственного совета, высочайше утвержденным 22 ноября 1883 г., и постановлением, по которому жены солдат пропавших без вести на войне или в плену тоже могут вступать в брак по прошествии пяти лет; так как это новое постановление состоялось уже по изд. нового Уст. дух., то оно не вошло и в этот Уст. и в новом Уст. Кон. изд. 1883 г. ст. 231 оказывается не согласной с упомянутым постановлением. Считаем долгом исправить при этом крупную ошибку, вкравшуюся на стр. 129 кн. «Права и обязан, пресв.» ч. I, на которой ошибочно сказано, между прочим, что дети коренных жителей западных и белорусских губ. (Под., Мог., Мин. и Пол.) и принадлежащих к разному вероисповеданию должны быть крещены: сыновья в вероисповедании отца, а дочери в вероисповедании матери», – и наконец упом. о проп. Ук. Син. 1876 г. 24 ноября, которым требуется отчислять 1/2 % с валовой суммы дохода на Прик. Общ. Призр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Сверх 25% процентного взноса из общих церковных доходов, церкви обязаны делать взнос из тех же источников на сверхштатные нужды духовных училищ, мужских и женских епархиальных училищ, в размере, определяемом окружными училищными съездами и общеепархиальными съездами духовенства (Ук. Син. 30 апр. 1873 г. 18). Проценты из общих церковных доходов на сверхштатные расходы духовно-учебных заведений, отчисляемые ежегодно в количестве по назначению окружных училищных съездов, записываются в расход в церковные приходо-расходные книги и представляются благочинному или за весь год, или по полугодично или по третям года, смотря по тому, как будет постановлено относительно этого предмета съездами. Точно также записываются в расход и представляются благочинному суммы от церквей, назначенные съездом духовенства на содержание женских епархиальных училищ. Наконец, церкви обязаны отчислять по 1% с рубля действительного поступления за тот или другой год кошельковой суммы на удовлетворение «Приказов Общественного Призрения» дли уплаты денег за пользование в подведомых им больничных заведениях неимущих лиц духовного звания, до тех пор, пока не составится такой капитал, процентами с которого могли бы быть покрываемы расходы по сему предмету в епархии (Ук. Син. от 30 сентября 1865 года 3711). Этот процентный взнос с суммы, поступившей в течении года в кошельки, записывается при конце года в расход а представляется благочинному 245 . Денежные суммы, полностью отсылаемые в Консисторию и др. учреждения, доставляются благочинному в следующие сроки: По окончании года, причты со старостой представляют благочинному ведомости о проданных венчиках и листах разрешительной молитвы, а с этими ведомостями и самые суммы (Уст. Дух. Консист. ст. 148). В конце года или в начале наступающего (в январе) представляются к благочинному для отсылки по назначению суммы: собранные в кружки и по подписными листам сотрудниками в пользу призреваемых лиц епархиальным попечительством (Уст. Общ. Призр. ст. 1583 в XIII т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Епархиальные начальства отнюдь не должны разрешать займов денег из сумм Епархиальных Попечительств на предметы, к действию этих Попечительств не относящиеся. Если же представится необходимая в этом надобность для временной помощи какому-либо другому учреждению, и если через это не может произойти никакого ограничения в действиях для помощи бедным духовного звания; то к таким займам приступать не иначе, как по получении на то разрешения Святейшего Синода, которому в ходатайствах своих епархиальные начальства должны представлять каждый раз сведения о положении Попечительского капитала и о предполагаемой, по примерам предшествующих лет, сумме предстоящих из него расходов. (Указ. 23 Ноября 1868 г. 71.) Епархиальные Попечительства тех епархий, где окажутся средства, могут беспрепятственно оказывать пособие епархиальным женским училищам. (Указ. 14 Мая 1672 г. п. 4.) По окончании каждого года, Попечительство составляет за него подробный отчет, который вместе с приходо-расходною книгою представляет Епархиальному Архиерею, а он поручает особенному временному Комитету обревизовать данный отчет, и затем извлечения из отчетов о суммах на призрение бедных духовного звания доставляются Епархиальными Попечительствами в Контроль при Святейшем Синоде. (Ст. 1615 т.13 Уст. Общ. Призр. Свод. 1857 г. Указ. 31 Декабря 1869 г. 63.) Означенные извлечения составляются по данной для этого форме и утверждаются подписью всех наличных членов не только Попечительства, но и ревизионных Комитетов, учреждаемых Епархиальными Архиереями для проверки отчетов Попечительства. Сроком для доставления в Контроль таковых извлечений за каждый истекший год назначено 1 Февраля последующего года, кроме епархий: Иркутской, Томской, Тобольской и Грузинских, которые должны отправлять такие отчеты не позже 1 Февраля. К представляемым извлечениям прилагается реестр билетов кредитных учреждений, имеющихся в кассах Попечительств, и ведомость о недоимках. Такими правилами составления извлечений Попечительства обязаны руководствоваться без малейшего отступления. (Указ. 30 Августа 1841 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

63 . Благочинный должен наблюдать, чтобы не токмо церкви, но и колокольни, ограды церковные и кладбищенские, надгробные памятники и самые места в оградах были сохраняемы в благоустройстве, чистоте; чтобы место вокруг церкви, называемое погостом, по крайней мере на двадцать саженей 69 , не было ничем застроено. Тем паче не должно быть близь церкви никаких строений, могущих служить соблазном и опасностью для храмов, как-то: питейных домов, торжищ, бань, кузниц и т.п. (Инстр. благоч. § 2). 63 . Доходы кладбищенские по ст. 496 уст. общ. призр. т. XIII Свод. Зак. изд. 1892 г. отнесены к постоянным и определительным средствам призрения бедных духовного ведомства. 64 . На все предметы, изъясненные в статьях 39, 40, 41 и 42 уст. дух. конс., благочинные обращают бдительное внимание при обозрении монастырей и приходов и о каждом из них свидетельствуют в годичных своих донесениях и в клировых ведомостях, а если бы оказалась где какая либо опасность в строениях, представляют о том Преосвященному особо во всякое время, для учинения распоряжений, соответственных положению дела (уст. дух. конс. ст. 45). Примечание. Черниговский губернатор во всеподданнейшем отчете своем за 1895 г., между прочим объяснил, что при ревизионном объезде губернии им повсеместно было обращаемо внимание на содержание кладбищ и при этом им усмотрено, что редко где достойное всякого внимания, ухода, охранения и уважения покоище усопших содержится в том состоянии, которого требовало бы религиозное чувство благоговения пред памятью отошедших в вечность. Устранение пастьбы скота и свиней, очистка погоста и расчистка дорожек были повсеместно предписаны к немедленному исполнение; полиции строго подтверждено наблюдение за этим; городским управлениям предложено озаботиться отпуском средств на это дело и сделано сношение с епархиальным преосвященным относительно воздействия в этом отношении на местных благочинных, протоиереев и священников. Против места этого отчета о кладбищах Его Императорское Величество соизволил отметить: Это вопрос, касающийся всей России, и слова отчета содержание кладбищ Собственноручно подчеркнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правило это установлено новым уставом суда. На основании его нельзя предоставлять судам, действующим в местности старого порядка, споры, которые по существующей для них подсудности не подлежат их рассмотрению; но оно не препятствует лицам, заключающим договор вне местности, подчиненной новому уставу, предоставлять свои споры, в пределах 227 ст., разрешению новых судов. Касс. реш. 1870 г., N 507; 1875 г., N 781. Запрещенными признаются: Страховка товаров, запрещенных к отвозу или привозу, или тайно привозимых. У. Т. 547. Сделки по производству торга на чужое имя и без платежа повинностей. Т. V, изд. 1893 г., Уст. о прям. налог., ст. 336. Передачи и продажи хлеба, получаемого в ссуду из запасных магазинов, от одной семьи другой или лицам другого сословия. Уст. Продов. изд. 1892 г., ст. 67, 132. Стачки и сделки торговцев и промышленников для возвышения или понижения цен на предметы продовольствия, с целью стеснить вольный привоз оных. У. Продов. изд. 1892 г., ст. 121, 138. Денежные расчеты медицинских чиновников с поставщиками припасов в заведения, где они служат. У. Врач. изд. 1892 г., ст. 90. Сделки о передаче зараженных вещей. У. Врач. изд. 1892 г., ст. 736. Обязательства со стороны лиц, поступающих на священноцерковно-служительские места, касательно выдачи предместникам или их семействам части доходов или пособия в содержании. Уст. Общ. Призр. изд. 1892 г., ст. 534. Вообще сделки о сдаче мест священно- и церковнослужительских. Мн. Гос. Сов. 22 мая 1867. Ср. Касс. реш. 1870 г., N 1701. Сделки о передаче помещичьих имений в Западном крае лицам польского происхождения. Зак. Гражд. ст. 698, прим. 2. Сделки присяжных поверенных о приобретении прав своих доверителей по тяжбам. Учр. Суд. Уст. 400. Сделки попечителей и кураторов о покупке исков других займодавцев, участвующих в массе. Уст. Суд. Торг. 530. Записи об уступке, продаже и обременении долгами ожидаемого наследства. 710 ст. Зак. Гражд. Сб. Сен. реш. I, 598. Сделки о приобретении в собственность содержателями ссудной кассы заложенных предметов, хотя бы по соглашению с заемщиком.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

(Ст. 1565 там.) Один из безотлучных попечителей, по их избранию, с утверждения Епархиального Архиерея, исполняет при Попечительстве должность Казначея. (Ст. 1566 там.) Кроме отсутствующих попечителей, Попечительство, для исполнение своих поручений по епархии, имеет от одного до трех сотрудников в каждом уезде, избираемых из городского или сельского духовенства. (Ст. 1567 там.) Попечители и их сотрудники определяются Епархиальным Архиереем, по собственному его усмотрению и удостоверению в их качествах, из представленных Консисторией, или самим Попечительством, двух на каждое место кандидатов. (Ст. 1568 там.) Протоиерей или священник, исправлявший с особенным усердием двенадцать лет сряду должность члена Епархиального Попечительства о бедных духовного звания, имеет право на получение ордена Св. Анны 3 ст. (Указ. 23 Декабря 1872 г. 51. Ст. 560 п. 17. Учр. Орд. изд. 1876 г.) Для производства дел Попечительство имеет одного Секретаря и двух письмоводителей, которых оно определяет на эти места, с утверждения Епархиального Архиерея. (Ст. 1569 т. 13 Уст. Общ. Призр. Свод. Зак. 1857 г.) Примечание. Дозволяется Попечительствам о бедных духовного звания в тех епархиях, где по соображению местных епархиальных начальств, будет признано более полезным и удобным допускать к безвозмездному исполнению канцелярских обязанностей в Попечительствах, вместо чиновников, способных к тому делу из духовных лиц с тем, чтобы предназначенные к этому лица были определяемы епархиальным начальством не иначе, как по выбору духовенства из благонадежных священно- церковнослужителей, с ручательством избирателей за действие этих лиц, и чтобы тем из священно- церковнослужителей. которые, при безвозмездном исполнении означенных обязанностей в Попечительствах, окажут особое по этой части усердие, или деятельными их трудами будут способствовать возможному усилению средств своего Попечительства, были вознаграждаемы за это предоставлением им мест в лучших, сравнительно с их сверстниками, приходах, или испрошением им установленных для духовенства наград.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

§ 7) Если бы представилась надобность, по каким либо особенным уважениям, обратить в оброчную статью также и узаконенную пропорцию церковной земли, то на сие испрашивается, чрез епархиальное начальство, разрешение Святейшего Синода. § 8) Церковные усадебные земли, равно как и находящиеся на тех землях церковные дома, кроме домов, составляющих церковные оброчные статьи (§ 4), назначаются для обеспечения помещениями и для удовлетворения хозяйственных потребностей служащего при церквах духовенства, но предоставляется попечению настоятеля церкви, по общему согласно с прочим причтом и церковным старостою, где и на сколько представляется возможным, или давать помещение в церковных домах, или отводить под водворение некоторую часть церковной усадебной земли, также и заштатным священнослужителям и причетникам, состоявшим на службе в том же приходе, равно как вдовам и сиротам служившего в том же приходе духовенства (св. зак. издан. 1857 года т. XIII, уст. общ. призр. ст. 1612). § 9) Служащие при церквах священнослужители и причетники извлекают выгоды из достающихся каждому из них участков церковной полевой земли, по своему усмотрению, или чрез обработку земли средствами собственного хозяйства, или чрез отдачу опой в аренде один другому или посторонним лицам. § 10) Церковные полевые земли могут быть отдаваемы в аренде: или особо одним членом причта достающегося ему участка или какой-либо части этого участка, или же сообща целым причтом всей или нескольких общих участков церковной земли, но в том и другом случае с соблюдением следующих правил: 1) отдельно каждым членом причта участки церковной земли отдаются в аренде с ведома настоятеля церкви или заведывающего церковью настоятельского помощника и прочего причта; 2) сообща целым причтом вся церковная земля, или известная часть ее, отдается в аренде с общего согласия всех членов причта и 3) как отдельные участки каждым членом причта по принадлежности, так и вся церковная земля, или часть ее, сообща целым причтом отдаются в аренде на срок не более одного года и не иначе, как по письменному домашнему условно, которое при отдаче в аренде одним членом причта своего участка подписывается сдающим землю и нанимателем и свидетельствуется настоятелем церкви или заведывающим церковью настоятельским помощником, а при отдаче земли сообща целым причтом – подписывается всеми членами причта и съемщиком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 . При каждой епархиальной кафедре состоит отдельно от духовных консисторий попечительство о бедных духовного звания (Уст. Общ. Призр. т. XIII, Разд. III ст. 485. Свод: Зак. изд. 1892 г.). Обязанности Епархиальных попечительств о бедных духовного звания заключается в сборе сумм для призрения бедных духовного звания и в раздаче из сумм, находящихся в его распоряжении пособий бедным заштатным духовным лицам, вдовам и сиротам. К обязанностям же сих попечительств отнесены и дела по опекам над сиротами духовного звания, не принадлежащими к потомственному дворянству (ук. Св. Син. 16 авг. 1867 г. 33). 24 . Священнослужители, церковные причетники и чин монашествующий в служении Церкви и в образе жизни своей должны поступать по правилам церковным и законам государственным, которыми определяются обязанности епархиального начальства в управлении подчиненным ему духовенством (Уст. дух. конс. ст. 62). 25 . Избрание и определение доверенных лиц на места и должности, чрез которых производится управление или надзор в епархиальном ведомстве зависит от усмотрения епархиального Архиерея, которому консистория на открывающееся место представляет кандидатов, с подробными о них справками (там же ст. 63). 26 . Благочинному над монастырями поручается столько монастырей, сколько он может с удобностью иметь их под своим надзором (там же ст. 64). 27 . Смотрению благочинного над причтами поручается от 10 до 30 окрестных церквей с их причтами. Если благочинному поручается более 15 церквей, расположенных на значительном пространстве, то ему может придан быть помощник (там же ст. 65). Примечание. Главные предметы надзора благочинного монастырей суть Богослужение, благочиние, нравственность и хозяйство; в исполнении своих обязанностей он руководствуется инструкцией изданною Св. Синодом (ук. Св. Син. 9 июля 1828 г. Круг прав и обязанностей благочинного церквей и причтов, определяется инструкцией, изданною Св. Синодом в 1857 г. (ук. Св. Син. 10 сен. 1857 г.) 9 . Благочинному предоставлено право надзора за всеми сторонами состояния церквей и причтов его округа: он обязан следить за благоустройством церквей и постройкою их, за правильным ведением церковного хозяйства и письмоводства и за поведением духовенства, а также, согласно определению Св. Синода, от 6–30 июля 1877 г. за 1208, обязан наблюдать за поведением воспитанников духовно-учебных заведений в течение времени отпусков их в дома родителей. Разбирательству благочинного подлежат и такие спорные дела и поступки духовных лиц, которые не входят в круг епархиального суда и могут быть оканчиваемы: примирением, внушением и выговором. Он имеет власть, в отсутствие свое от своей церкви но должности своей, препоручать священнослужение и исправление треб одному из подчиненных ему священников, кому заблагорассудит. Он также имеет власть штрафовать священника внушением при причте, a диакона и причетников поклонами в церкви (инстр. благоч. цер. § 49 и 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо с одной стороны все дети в послужных списках родителей показываются не как самостоятельные лица, т. е. не для них самих, а только по отношению их к тому лицу о котором составлен список для уяснения личного его положения, а с другой стороны епархиальные попечительства по учреждению своему (св. зак. изд. 1857 г. т. XIII учр. и уст. общ. призр. ст. 1560–1620), не принадлежат к такого рода кассам (пенсионным, эмеритальным и т. п.), из которых выдачи обусловливаются определенными правилами и на пособие со стороны такового попечительства, не существует иного права, кроме права бедности, нужды, несчастия, беспомощного положения. Но как при возможной многочисленности подобных лиц и при недостатке средств, которыми располагает то или другое из епархиальных попечительств, круг признаваемых ими лиц ограничивается выбором тех, кто находится в более стесненном положении и более других заслуживаете помощи, в чем, равно как и в принадлежности ищущего пособия лица по его службе или происхождению, к кругу лиц, на. коих простирается благотворительность попечительства, сие последнее удостоверяется, кроме имеющихся в делах епархиального управления сведений, к которым принадлежат и клировые ведомости, из представляемых самими просителями сведений и документов, а равно посредством расследования на месте чрез членов попечителей и сотрудников; то посему и имея в виду, что хотя законоположениями 26 мая 1869 года и 15-го марта 1871 года дети духовенства от духовного состояния отчислены, тем не менее учреждение опекунства над малолетними и выдача дочерям видов на отлучки из места жительства, остается по прежнему на обязанности духовного начальства, епархиальное начальство может сделать распоряжение, чтобы о не имеющих в живых родителей детях духовных лиц были вносимы в клировые ведомости сведения, на сколько это представляется необходимым для распоряжений Консистории по означенным предметам. Вследствие сего Святейший Синод определяет: дать знать указом Преосвященному Донскому, на представление сего за 300, что 1) как в особом послужном списке, при том лице, о котором список составлен, так и в общих клировых ведомостях, при тех лицах, которые вносятся в эти документы по принадлежности к духовному званию, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010