Храма, который позволяет людям жить полноценной духовной жизнью, в Антарктиде никогда не было. Потребность же в помощи Божией там не меньше, чем везде, а то и поболее. На скованном льдом и вечным холодом континенте трудно и опасно, за годы работы советских и российских экспедиций там навсегда остались около ста наших соотечественников. Их хоронили здесь же (в отличие от других стран, у нас не было судов, оборудованных для того, чтобы можно было увозить усопших на Большую землю). А отпеть отошедших ко Господу, поставить в память свечу было негде. Храм не только место, куда можно прийти помолиться. Это еще и символ неразрывной связи с далекой Родиной, до которой 15 тысяч километров. Когда надолго уезжаешь за тридевять земель – а полярная смена длится год, – любая связь с отчим краем становится на вес золота. Уже даже просто вид церкви, колокольный звон наполняет радостью человеческие души. Идею строительства в Антарктиде храма поддержал ныне покойный Патриарх Алексий II , он благословил начинание. Срубили церковь на Алтае. Нижние венцы – из лиственницы, верхние – сибирский кедр. Материал прочный, морозоустойчивый. Над иконостасом трудились палехские художники. Уральские мастера-камнерезы выполнили из яшмы, агата и других полудрагоценных камней икону Николая Чудотворца . Колокола заказали члены семьи Муравьевых-Апостолов, потомки декабриста. Но встал трудный вопрос: как перевезти храм в Антарктиду, на другой край Земли? Это ведь сооружение высотой 15 метров. Да еще шесть колоколов, иконы, необходимая церковная утварь. Посоветовали обратиться к Сергею Лаппо, директору Института океанологии. Говорили: «Он верующий, он поможет». Академик Лаппо откликнулся мгновенно, согласился перевезти храм на экспедиционном судне. Церковь разобрали, промаркировав каждое бревно, на большегрузных автомобилях доставили в Калининград и погрузили на судно.      Путь до шестого континента должен был занять два месяца. Однако прежде предстояло разрешить еще одну проблему: как оформить таможню, каков статус храма, кому он принадлежит? И тогда Святейший выпустил указ, по которому антарктический храм является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и окормляется ее монахами. Возможно, потому Патриарх и изменил свое первоначальное решение освятить церковь во имя святителя Николая, покровителя мореходов и первопроходцев, а благословил быть ей в честь Живоначальной Троицы. А поскольку храм – Патриаршее подворье, то и подчиняется непосредственно патриарху – священноархимандриту Свято-Троицкой Лавры.

http://pravoslavie.ru/69155.html

7-го января мы уже находились на станции Беллинсгаузен. В этот же день мы пошли в храм где нас встретил отец Каллистрат и мы совершили благодарственный молебен после тяжелого перелета. С этого момента началось наше пребывание в Антарктике. Изначально предполагалась наша зимовка и целый год жизни на материке, но юридически к тому времени храм Живоначальной Троицы приобрел статус подворья Свято-Троицкой Лавры, и настоятелем его мог быть только насельник Лавры. Так как мы уже туда прилетели, два месяца мы там жили, служили и трудились. Потом на место настоятеля прислали насельника Троице-Сергиевой Лавры, а мы уехали. Так что перезимовать в Антарктике, к сожалению, нам не удалось. Фото протоиерея Андрея Ефанова — Чем служение в Антарктике отличается от обычного служения в монастыре и на приходе? — Наверное, своей необычностью, отдаленностью  какой-то. Такое ощущение, когда ты в окно смотришь, будто ты на Марсе! Потому что ничего не видно. То туман, то дождь, то снег. Это земля такая непорочная, святая какая-то, необычная, нетронутая движением этого мира. Там как-то и дышится по-другому, все по-другому! Никакой растительности, одни камни только. Пингвины под ногами, котики, тюлени. Но тепло, храм отапливался, станция дизельная стояла на базе у полярников. Нам не приходилось морозиться или голодать. Такого, как как в фильмах 60-70-х годов, когда полярники от одного вагончика до другого с трудом добираются, чтобы никуда не улететь от ветра, мы не застали. Мы попали туда в летний период, один раз даже  +6 градусов было. Конечно, хотелось бы перезимовать, чтобы ощутить эти страшные ветра, морозы, красивые заходы солнца… Жили мы  в теплом вагончике рядом с храмом. В радиопереговорах это место называлось «Горка». База находилась внизу, а мы — на холме. Так удачно построен храм, что если по океану плывешь, то он виден даже за тридцать километров. Видно со всех сторон, место выбрано замечательное. В вагончике было три кельи. Первая — келья настоятеля, иеромонаха Каллистрата, вторая — послушника его, третья — наша с отцом Христофором. Теплый санузел, теплая кухня – все было замечательно. Могли сами себе еду готовить, и жарить, и варить, и чаи греть. После деревни, где туалет был на улице, Антарктика оказалась такой удобной!

http://pravmir.ru/kreshhenie-i-venchanie...

Дальше, вниз, по Солянке: московские улицы здесь - как волны. На траверзе слева - колокольня храма Троицы Живоначальной в Серебряниках, за ней (перед мысленным взором) любимый маршрут: взлет Гончарной улицы на Швивую Горку к подворью Афонского Пантелеймонова монастыря. Но сегодня у нас другие цели: древние святыни Москвы. Спускаюсь в метро. Две станции - и я на Якиманке. Храм Иоанна Воина - старший «братец» Николы в Хамовниках - праздничный, невозможно красивый: русское барокко. Его никогда не закрывали. В 1922-м расстреляли настоятеля, благочинного Замоскворечья отца Христофора, конфисковали всю утварь, а потом вдруг наоборот сюда начали свозить из закрывавшихся московских церквей образа и святыни. И икону праведных Иоакима и Анны с 80 житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икону святого Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и оттуда же, с площади, иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца, раньше находившиеся над воротами Кремля, и мощи и икону святой великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке. Расстрелянный настоятель был прославлен в 2000 году в сонме новомучеников и исповедников Российских, и все это прошлое и настоящее дышит и живет здесь, чувствуется, не может не чувствоваться, как только заходишь в храм. Я ищу икону великомученицы Варвары с частью пальца... Но к святыням с таким настроем: «покажите мне скорее, мне еще в три места надо», - конечно, не ходят: получается экскурсия. Хоть бы акафист прочла... И во второй раз за день мне немножечко щелкают по носу: доступ перекрыт - храм убирают. Спрошенная бабуся любезно шаркает от подсвечника к скамьям, которыми загорожены от меня иконы великомученицы Варвары, и показывает издали: «Вон - глава, а вон еще одна икона, видите? Слева, в киоте». Мощи - в алтаре, выносят на праздники. Эх! Зачем-то иду в церковную лавку. На просьбу дать недорогую книжку о храме получаю «Жизнь и служение протоиерея Александра Воскресенского (1875-1950)». С обложки небогатой печати глядит бело-оранжево-зеленый храм и старомодные батюшка с матушкой. Листаю, ищу картинки. Первыми попадаются знакомое лицо - митрополит Вениамин (Федченков) и факсимиле оборотной стороны фотографии: «Достопочтенному протоиерею дорогому отцу Александру на молитвенную память и в благодарность за усопшего брата Сергия и живую сестру Надежду».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Для помощи в организации всех мероприятий к Рождественскому фестивалю владыка Питирим дал нам в помощь нашего будущего батюшку, тогда еще молодого человека, послушника Псково-Печерского монастыря Гошу Шевкунова. Так, в 1987 году через Издательский отдел Патриархии на Погодинской мы с подругой художницей Александрой Бочковой (Искрой), по прозванию «баба Саня», познакомились с будущим отцом Тихоном. Это был тогда худенький молодой человек с такими красивыми волнистыми волосами, лет двадцати восьми, а выглядел еще моложе. Нам-то было уже около пятидесяти, и мы сначала смотрели на него с недоверием, но потом он начал готовить нам музыкальную программу и подготовил ее просто блестяще. Можно представить себе, насколько блестяще – теперь-то мы знаем, как он умеет все делать, с Божией помощью… И мы с ним подружились. Подружились так, что и в гости ходили, и в Дивеево вместе ездили. В те годы, как я уже рассказывала, наша художественная компания, все работавшие в Комбинате монументального искусства, организовала двадцатку. Мы Гошу Шевкунова в нашу двадцатку привлекли. Один из храмов, который получилось открыть, была церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. Этот храм – необыкновенной красоты, прямо град Китеж! А потом мы все ходили на монашеский постриг Гоши Шевкунова в Донской монастырь, на постриге я плакала… Стояла в боковом приделе – и меня просто душили слезы: я прощалась с ним. Стояла – и такое ощущение, что я теряю человека. И это было правильное ощущение: ведь Гоша становился теперь отцом Тихоном – совсем другим, новым человеком. «Оглашенные, изыдите!» В 1993 году отец Тихон получил благословение отца Иоанна (Крестьянкина) о создании подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в бывшем Сретенском монастыре. А в то время храм был занят братством «Сретение» во главе с обновленцем новых времен священником Георгием Кочетковым. Несмотря на то, что им был передан находящийся рядом храм Успения Пресвятой Богородицы, Сретенский монастырь они все равно не оставляли. Во время нашей первой службы – всенощной под праздник Сретения (14 февраля) – они заперли храм изнутри и дали указание сторожу не открывать.

http://pravoslavie.ru/137344.html

Игумен Нектарий В 1992 году брат Нектарий уехал на Святую Землю и перешел в юрисдикцию Иерусалимского Патриархата, поскольку хотел соблюдать юлианский календарь, как того требовала семейная традиция. В 2004 году его приняла под свой омофор Русская Зарубежная Церковь. Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (Дмитриев) определил мексиканского инока послушником в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США). Там он нес послушания уборщика на кладбище, садовника и книгохранителя. В 2006 году Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) рукоположил брата Нектария во иеродиакона, а через несколько месяцев – во иеромонаха. В сентябре 2008 года преемник владыки Лавра митрополит Иларион (Капрал) возвел его в сан игумена. Отец Нектарий – известный борец за права церковной полноты, которая с середины XIX века подвергалась в Мексике прещениям, соавтор Кодекса отношений между религиями. Помимо церковного служения, он получил археологическое, теологическое, социологическое и историческое образование и преподает в частных университетах. По благословению священноначалия в январе 2007 года иеромонах Нектарий открыл в Мехико первый приход Русской Зарубежной Церкви – монастырь Святой Живоначальной Троицы. Сам настоятель предпочитает именовать его скитом. Обитель арендует в престижной центральной части столицы старинный дом, оформленный в русско-мексиканском стиле. Здесь храм, трапеза и кельи. Насельников пока трое. У них арабское, кипрское и мексикано-сербское происхождение. Один был крещен в Православие в детстве, другие приобщились к восточному христианству во взрослом возрасте благодаря родственникам. Иноки имеют университетские дипломы историка искусств, журналиста и бухгалтера, владеют несколькими языками, в разной степени говорят по-русски. Монастырь располагает подворьями в городе Толука (55 км от Мехико) и городе Котиха-де-ла-Пас в юго-западном штате Мичоакан. Община живет по традиционному православному календарю. Совершается полный суточный круг богослужений: с 05:00 до 06:30 – полунощница и утреня, с 14:00 до 15:00 – девятый час и вечерня, с 18:00 до 18:45 – всенощное бдение. Литургия служится по вторникам, четвергам и воскресеньям (с 10:00). В субботу проходят утренние службы и всенощное бдение (с 18:00 до 20:30). Накануне церковных праздников совершается всенощное бдение, а утром – часы и литургия. Наибольшее число прихожан собирается в выходные дни. Службы проводятся на церковнославянском языке. Это, наверное, главное отличие Свято-Троицкого скита от многих приходов Русской Зарубежной Церкви в Латинской Америке, где богослужебным языком является испанский. В хоре поют профессиональные исполнители русского происхождения.

http://pravoslavie.ru/30403.html

Необходимость православного просвещения хорошо понимают и сами священнослужители, и враги Церкви. Именно поэтому такое ожесточенное сопротивление вызывают все инициативы верующих, направленные, например, на преподавание в школе основ православной культуры. Такое же ожесточение вызывают и попытки разговора об общенациональном православном телеканале и других серьезных медиа-проектах, связанных с Православием. Это сопротивление не будет уменьшаться, оно будет только возрастать. И мы должны быть к этому готовы. Ведутся споры и о том, какая форма миссионерского просвещения допустима, какая – нет, в связи с чем нередко упоминается имя диакона Андрея Кураева (исполняет функции иностранного агента) и его опыт. Так сложилось, что мы очень близки с отцом Андреем, издательство Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве и наше епархиальное издательство много раз издавали его книги, и некоторые из них я даже сам редактировал. Но все же со многими его высказываниями – проповедью вовне – я бы не согласился. Например, когда он пытается оправдать «Гарри Поттера» или делает из фильма «Титаник» чуть ли не пособие для начинающего христианина, – с этим я согласиться не могу. Действительно, есть хорошие вещи в окружающем нас мире, есть произведения искусства вполне достойные, но не надо насильно притягивать к христианству то, что не имеет к нему отношения. Хотя проблема, в общем-то, и в том, что таких, как отец Андрей, должны быть десятки и сотни, а у нас он, к сожалению, один, и при всех оговорках надо благодарить Бога, что он занимается миссионерством. Активисты группы " Реставросъ " востанавливают храм Живоначальной Троицы в Москве. Фото Евгения Глобенко Чего мы никак не должны допускать – того, чтобы наша вера профанировалась, превращалась в некий суррогат мирской культуры. Иногда мы создаем своими руками все то, что есть и в миру, но только с православной окраской. Вот своя «православная эстрада»: иеромонах Роман, отец Олег Скобля, Жанна Бичевская, другие исполнители… Это уже некая субкультура – то есть параллельная, отраженная культура, в рамках которой можно жить в том же самом миру, с теми же самыми отрицательными явлениями, в том числе и коммерциализацией, но только под маркой Православия. Вот это совсем недопустимо.

http://foma.ru/prixozhane-zaxozhane-i-ve...

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского – Патриаршего подворья при МГИМО Протоиерей Игорь Фомин Этот своевременный документ — совсем не уникальное явление в истории Церкви. Похожие меры предпринимались в Церкви во время эпидемий в прошедшие времена, например, время эпидемий в Москве чумы и холеры. Меры по поводу дезинфекции лжицы описаны в очень авторитетной книге – в «Настольной книге священнослужителя» протоиерея Сергия Булгакова, поэтому здесь нет ничего сверхъестественного. Церковь идёт на многие  уступки, лишь бы совершалась  Евхаристия. Мы веруем в то, что через Таинство не распространяется никакая инфекция,  вопреки мнению людей, далеких от Церкви. Поэтому причастие будет совершаться до скончания века.  В нашем храме всё началось с одноразовых стаканчиков, посуды, дезинфекции киотов, ручек, столов. Другие гигиенические меры соблюдались в нашем храме всегда: влажная уборка с дезинфицирующими средствами всех мест, к которым чаще всего прикасаются люди,   постоянное проветривание храма. У нас принудительная вентиляция, постоянное обновление воздуха происходит каждый час. Сейчас временно закрыты все наши кружки, прекращены лекции. Думаю, занятия в воскресной школе мы переведём на дистанционную форму.  Меры предосторожности необходимы, и ни о каком маловерии не может быть речи. Есть такая народная поговорка: «Бог дуракам не помогает!» Думаю, она не зря появилась. Но есть и евангельские слова «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Так что давайте соблюдать личную гигиену, а при признаках вирусного заболевания оставаться дома.  Причастие – это, в первую очередь, духовное средство, и если ты не будешь заботиться о ближнем, приходя в храм с признаками простуды, оно может быть и в осуждение.  Мы не можем в эти тяжелые дни кого-то не причастить Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах Протоиерей Алексий Уминский Я рад, что такой серьезный документ очень вовремя появился в нашей Церкви. Он  разрешает для нас, священников, проблему с тем, как причащать сегодня верующих. Серьезная дискуссия по этому поводу идет уже давно, в том числе в соцсетях. Поэтому инструкция, утвержденная Патриархом Кириллом очень важна и актуальна.

http://pravmir.ru/ne-maloverie-a-zabota-...

Измайловский пр., 28 17.00. Новогодний молебен. Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке ул. Маросейка, д. 14/2, стр. 3 18.00. Молебен на начало Нового года. 22.30. Исповедь. Утреня. Часы. 00.00. Литургия. Зачатьевский монастырь 2-й Зачатьевский пер., 2 17.00. Вечерня. Параклис. Новогодний молебен. 00.00. Литургия. Храм Илии Пророка в Китай-городе ул. Ильинка, 3/8, стр. 2 23.15. Полунощница 00.00. Утреня (полиелей), Часы. 02.00. Литургия. Новогодний молебен. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках ул. Сретенка, 3/27 17.00. Новогодний молебен. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках Храм святителя Филиппа в Мещанской слободе ул. Гиляровского, д. 35 16.00. Вечерня. Новогодний молебен. Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе 2-й Крестовский пер., 17 17.00. Вечерня. Утреня. Новогодний молебен. Храм Богоявления бывшего Богоявленского монастыря Богоявленский пр., 2/6, стр. 4 19.00. Новогодний молебен Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы ул. Таганская, д. 58 16.45. Вседневная. Новогодний молебен. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе Новоясеневский пр-т, 42 17:00. Всенощное бдение. Праздничный новогодний молебен (по окончании). 00.00 Литургия. Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке 1-й Тружеников переулок, 8 17.00. Новогодний молебен. Храм Живоначальной Троицы в Хохлах Хохловский пер., дом 12 00.00. Вечерня. Утреня. Литургия. Храм Живоначальной Троицы в Хохлах Патриаршее подворье Свято-Успенского Старицкого монастыря, храм Свт. Иова Патриарха Московского и всея Руси Можайское шоссе, вл. 54 18.00. Молебен перед началом Нового года. Храм Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово 9-я Парковая, д. 4а 17.00. Новогодний молебен. 1 января. 11.00. Новогодний молебен. Храм Казанской иконы Божией Матери в Узком ул. Профсоюзная, д. 123б 23.30. Новогодний молебен. Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках Крапивенский пер., 4, стр. 2 15:00. Новогодний молебен. 23:00. Исповедь.

http://pravmir.ru/novogodnyaya-noch-gde-...

С. КОЛЬЦОВО, Пермского района. Никольский храм: «Кольцовская» икона свт. Николая. С. БЕЛАЯ ГОРА, Кунгурского района. Белогорский Свято-Николаевский монастырь: «Иверская» икона Божией Матери. С. КЫЛАСОВО, Кунгурского района. Никольский храм: икона свт. Николая. П. СУКСУН. Петропавловский храм: икона Божией Матери «Неопалимая Купина – Суксунская». Д. КРАСНАЯ ГОРКА, Чусовского района. Свято-Казанская Трифонова женская пустынь: «Казанская» икона Божией Матери. С. ОБВИНСК, Карагайского района. Успенский храм (подворье Иоанно-Предтеченского Соликамского женского монастыря): «Иверская» икона Божией Матери. СОЛИКАМСК. Богоявленский собор: икона свт. Николая. Монастыри Пермского края [ править править код ] Все монастыри Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь [ править править код ] Пермский Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь – один из основных действующих монастырей Пермской епархии Русской Православной Церкви Московского патриархата. Учрежден по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 1995 г. при храме Святой Живоначальной Троицы в Мотовилихе. В храме имеется четыре престола: главный в честь Святой Троицы, правый придел в честь Сретения Господня, левый придел в честь Успения Божией Матери и нижний пещерный храм в честь свт. Стефана Великопермского. В Свято-Троицком храме монастыря установлены два мощевика с частицами мощей преп. Отцев Киево-Печерских и Оптинских и других святых. Там же находится чтимый список с образа Божией Матери «Неупиваемая чаша», пред которым каждую субботу служится водосвятный молебен с акафистом. Адрес : 614014, г.Пермь, ул.Висимская, 4а Телефон : (342) 267-51-00 , 267-52-22 Подробнее... Белогорский Николаевский монастырь [ править править код ] В 1891 году в память «чудесного избавления Цесаревича Николая от опасности в Японии» на Белой горе был установлен семисаженный крест, прозванный в народе Царским (высота 10 м 65 см). Закладка нового каменного храма (Крестовоздвиженский собор) состоялась 24 июня 1902 года. Сооружение храма продолжалось 15 лет, по окончании строительства храм вмещал 8 тысяч человек. Главным инженером проекта был Е. И. Артёмов, строительный материал поставлял монастырский кирпичный завод. Храм был завершён и открыт в 1917 году, освящение храма длилось с 7-9 июня, на церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек.

http://azbyka.ru/palomnik/Пермский_край

– Какие-то древние иконы сохранились? – Я ничего не могу сказать насчет древних икон. Мы находим здесь мелкую пластику. Про большие иконы не могу сказать. Когда все было закрыто, местные жители обычно брали иконы по домам, но здесь и оккупация была немецкая, и разные другие обстоятельства. Практически ничего не сохранилось. Говорят, где-то есть в запасниках в Москве, потому что вывозилось туда, когда храм был закрыт. Занимаемся этим вопросом, ищем какие-то концы. Даже перед тем, как храм был взорван, в 1947-м году, были сделаны фотографии этого храма, живописи, которая здесь была, и эти фотографии находятся где-то в Москве. Ищем возможности, будем молиться, чтобы Господь все это открыл. – Жизнь на острове имеет свои особенности. С чем вы сталкиваетесь? – Я прожил в Ниловой Пустыни 20 лет. Тоже остров, но там есть мостик. Здесь мостика нет. Здесь есть транспорт. Транспорт связывает нас с материком. Здесь не чувствуется отрыва от материка. Господь сказал: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 22). И самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду. Тебе лишь для этого надо открыть свое сердце Богу. Летом сюда приезжают и паломники, и туристы. Много бывает людей, которые приезжают поклониться этому святому месту и подвигу жившей здесь братии. Передвигаются на лодках. Зимой, конечно, меньше людей бывает. – Летом передвигаются на лодках, а зимой? – Снегоходы, всевозможные сани. У нас есть корабль на воздушной подушке, на котором в непогоду можно передвигаться. – А бывает так, что остров вообще отрезан от внешнего мира? – Такого не было еще. За 2 года, как я здесь, такого еще не было. У нас, слава Богу, с транспортом все хорошо. Хотелось бы, наверно, что-то такое ощутить, но так не получается. – Вы сейчас занимаетесь восстановлением обители? – Да. Сейчас пока это приход Живоначальной Троицы, но со временем будет монастырь. 3 года будет архиерейское подворье, а потом, через 3 года, уже можно подавать документы на регистрацию монастыря. Братия у нас уже есть: у нас 15 человек братии и около 15 человек трудников – необходимое количество людей для монастыря. У нас уже есть необходимое количество зданий. Еще что-то строим.

http://pravoslavie.ru/152548.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010