http://www.diveevo.ru/301/ Михаило-Афонская Закубанская пустынь, обще¬жительная, в Кубанской области, в 40 верстах от города Майкопа, в 8 верстах от станицы Царской. Основан в 1877 году афонским иеромонахом (затем архимандритом) Мартирием в память покорения Кавказа. Устав принят Святой Афонской горы. При пустыни больница с бесплатным лечением, школа грамоты, странноприимный дом на 5000 человек и метеорологическая станция. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В Михайло-Афонской Закубанской мужской общежительной пустыни до ее закрытия в конце 20-х годов прошлого столетия было несколько храмов. Самым первым был деревянный Свято-Михайловский храм, перевезенный сюда в разобранном виде из Сахрая, население которого покинуло те места. Освящен храм во имя небесного покровителя монастыря Михаила Архангела. При неизвестных обстоятельствах церковь сгорела в 1927 году еще до закрытия советской властью обители. Главным храмом (соборным) был Свято-Успенский храм, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ещё был трапезный храм Живоначальной Троицы и домовая церковь настоятеля обители Мартирия, освященная в честь преподобного Александра. Но самой большой достопримечательностью монастыря в дореволюционное время был Преображенский храм на горе Физиабго. Строили его монахи и паломники, причем ввиду крутизны подъема все строительные материалы, кроме камня, который добывался на месте, носили на гору на руках. Преображенский храм был очень красивым и виден был издалека — от станицы Даховской до Майкопа (можно было рассмотреть в бинокль или подзорную трубу с горы Батарейной). Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы был разобран. На его месте и из камня собора была построена школа, в которой обучались воспитанники детской трудовой воспитательной колонии, поселившейся на монастырском подворье после войны. А Преображенский храм взорвали саперы, причем использовать его остатки в качестве строительного материала оказалось невозможным — сильно крепким оказался раствор (делали из извести с добавлением куриных яиц) и тяжелые глыбы скатились по горе вниз. Долго считалось (и даже тогда, когда монастырь был возвращен верующим), что облик Преображенского храма навсегда утерян. Однако нашелся человек, который сохранил почтовую открытку с видом храма, напечатанную в Одессе до революции. Человек этот довольно известный в Адыгее и Краснодарском крае, строитель высоковольтных линий электропередачи, Владимир Михайлович Малев.

http://sobory.ru/article/?object=09450

Храм Пимена Великого — один из немногих незакрывавшихся в советское время, здесь любил совершать богослужения Патриарх Пимен, в юности служивший в этом храме регентом. В храме Пимена Великого сохранилось множество чудотворных икон и других святынь, перенесенных из закрывавшихся в советское время церквей. Затем Патриарх направился на север столицы. Сначала предстоятель посетил храм Троицы в Останкине. Здесь Патриарх в сопровождении настоятеля храма игумена Феофилакта (Безукладникова) осмотрел храм и посетил придел в честь Александра Свирского, где, как сообщил отец Феофилакт, еженедельно по воскресеньям совершаются ранние литургии, в которых принимают участие дети – они поют на клиросе и помогают в алтаре. После этого Патриарх осмотрел три флигеля храма, в которых располагаются школа, трапезная и комнаты отдыха священнослужителей. Поблагодарив отца настоятеля за многолетние труды, Патриарх отбыл в храм Живоначальной Троицы в усадьбе Свиблово, являющийся Патриаршим подворьем. Храм, практически полностью уничтоженный в советское время, начал восстанавливаться трудами его настоятеля протоиерея Сергия Киселева в конце 90-х годов. В настоящее время сам храм приобрел свой первоначальный вид, свойственный архитектуре нарышкинского барокко. Также восстановлены и дома, находящиеся в усадьбе — здесь сейчас располагается православная гимназия. В гимназии обучается более ста детей с первого по восьмой классы. Учащиеся школы встретили Патриарха песнопениями на греческом языке, который входит в учебную программу гимназии. Затем Патриарх Кирилл осмотрел восстанавливающийся господский дом, в котором, как планирует отец настоятель, разместится духовно-просветительский центр Троицкого благочиния, центром которого является храмовый комплекс в усадьбе Свиблово. После осмотра территории храма предстоятель поблагодарил благочинного храмов Троицкого округа и настоятеля храма протоиерея Сергия Киселева за труды по воссозданию уникального ансамбля и пожелал помощи Божией  ему и всем труженикам храма.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Храм Пимена Великого — один из немногих незакрывавшихся в советское время, здесь любил совершать богослужения приснопамятный Святейшйи Патриарх Пимен, в юности служивший в этом храме регентом. В храме Пимена Великого сохранилось множество чудотвтрных икон и других святынь, перенесенных из закрывавшихся в советское время церквей. Затем Святейший Патриарх направился на север столицы. Сначала Предстоятель посетил храм Троицы в Останкине. Здесь Патриарх в сопровождении настоятеля храма игумена Феофилакта (Безукладникова) осмотрел храм и посетил придел в честь Александра Свирского, где, как сообщил отец Феофилакт, еженедельно по воскресеньям совершаются ранние Литургии, в которых принимают участие дети — они поют на клиросе и помогают в алтаре. После этого Святейший Патриарх осмотрел три флигеля храма, в которых располагаются школа, трапезная и комнаты отдыха священнослужителей. Поблагодарив отца настоятеля за многолетние труды, Святейший Патриарх отбыл в храм Живоначальной Троицы в усадьбе Свиблово, являющийся Патриаршим подворьем. Храм, практически полностью уничтоженный в советское время, начал восстанавливаться трудами его настоятеля протоиерея Сергия Киселева в конце 90-х годов. В настоящее время сам храм приобрел свой первоначальный вид, свойственный архитектуре нарышкинского барокко. Также восстановлены и дома, находящиеся в усадьбе — здесь сейчас располагается православная гимназия. В гимназии обучается более ста детей с первого по восьмой классы. Учащиеся школы встретили Святейшего Патриарха песнопениями на греческом языке, который входит в учебную программу гимназии. Затем Святейший Патриарх Кирилл осмотрел восстанавливающийся господский дом, в котором, как планирует отец настоятель, разместится духовно-просветительский центр Троицкого благочиния, центром которого является храмовый комплекс в усадьбе Свиблово. После осмотра территории храма Предстоятель поблагодарил благочинного храмов Троицкого округа и настоятеля храма протоиерея Сергия Киселева за труды по воссозданию уникального ансамбля и пожелал помощи Божией  ему и всем труженикам храма.

http://patriarchia.ru/db/text/583379.htm...

В 1868 году в центре подворья был построен пятиглавый собор в честь Святой Живоначальной Троицы по проекту епархиального архитектора Григория Карпова. По отзывам современников церковь в русском стиле имела «величественный вид» и отличалась «роскошной внутренней отделкой… в строгом византийском стиле». Особо почитались в храме образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» XVII в. с Афона и крест с частицами мощей многих святых. После революции лаврская киновия была закрыта. Собор действовал как приходской. В 1937 году он был закрыт и передан под мастерские Промкомбината Володарского района. В 1938 году взорвали колокольню и снесли все пять глав. Кладбище было существенно расширено. Во время войны на нем хоронили погибших воинов Ленинградского фронта и горожан, умерших во время блокады. В 2001 году здание Троицкого храма в аварийном состоянии было возвращено Церкви. Долгое время реставрировалось при поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. С 2017 года здесь устроено Архиерейское подворье Санкт-Петербургской епархии. Настоятелем Троицкого храма назначен игумен Фома (Василенко). Реставрационные работы окончательно завершились осенью 2020 года. Помимо храма на территории обустроены прогулочные общественные зоны и две безопасные детские площадки для разных возрастов. Все объекты доступны для горожан и гостей города. В настоящее время в подвальных помещениях храма Святой Троицы устроена крестильня, посреди которой оборудована современная купель для крещения взрослых, выполненная из мрамора. Рядом с ней находится комната для приготовлений к обрядам и купель для детей. В 2019 году родилась концепция музея. Он располагается в подхрамовом пространстве и занимает часть помещений цокольного этажа рядом с баптистерием. Экспозиция состоит из трех тематических разделов. Первый — исторический, в нем представлены планы местности, эскизные рисунки, указы о создании киновии, согласования, назначения строительных комиссий, записки архитекторов, переписка с властями (церковными и светскими) и другие архивные документы. Отдельный информационный блок посвящен меценатам, благодаря которым строилась киновия и возрождался храм Пресвятой Троицы. Также можно увидеть и музеефицированный фрагмент дренажной системы. Второй раздел посвящен реставрации. Третий раздел рассказывает о современной жизни храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5842549.ht...

Благодарю Господа, видя Его отеческое обо мне попечение от младенчества. Благодарю за то, что мне, юноше, выросшему в доброй, но нецерковной семье, Бог даровал веру и привел в храм. Впоследствии по промыслу Божию и молитвенному предстательству преподобного Сергия я оказался на подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Москве, где обрел духовного наставника, ставшего для меня истинным примером в монашестве, в пастырском, а затем и в архипастырском служении. С безмерным уважением и искренним теплым сыновним чувством благодарю митрополита Саратовского и Вольского Лонгина за его наставления и помощь, за то, что он облек меня в святое иночество и возвел в священный сан, за его молитвы и поддержку, потому что сам я никогда не считал себя достойным служения в священном сане: образ пастыря представлялся мне недостижимым идеалом. Оглядываясь на свой жизненный путь, понимаю, что годы, когда я нес монашеское служение на лаврском подворье, стали для меня благословением Божиим на всю жизнь. Здесь я открыл для себя прекрасный в своей непостижимой глубине мир Церкви Христовой, а глубокую привязанность к преподобному Сергию Радонежскому и надежду на его молитвенную помощь сохраняю в своем сердце и по сей день. Но Господь, устраивающий все к нашему благу, судил мне покинуть монастырь: в 2003 году, когда настоятель подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве стал епископом Саратовским и Вольским, часть нашего братства последовала за ним. В Саратове мне вновь предстояло служение под кровом Святой Живоначальной Троицы: я был назначен настоятелем Свято-Троицкого собора — старейшего храма города, с которым неразрывно связана его история. И хотя древний храм находился в тяжелейшем состоянии, требовал капитальной реставрации и проведения противоаварийных работ, но не меньшей заботы требовали и люди: сие надлежало делать и того не оставлять (Мф. 23:23). Опыт служения на приходе стал для меня незаменимой школой обустройства всех сторон церковной жизни, прежде всего богослужебной, строительно-реставрационной, социальной, просветительской.Покровская и Николаевская епархия является новообразованной, но здесь уже многое сделано трудами достойнейших архипастырей, которые несли свое служение на этой земле. По праву можно сказать, что за последние восемь лет, когда епархией мудро руководил Высокопреосвященный Лонгин, здесь произошел расцвет церковной жизни: было открыто множество храмов, ведется активная катехизаторская, миссионерская и социальная деятельность.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1799727...

Производственная площадка для литья колоколов создана и на подворье Данилова монастыря. Первые заказы будут уже готовы в октябре. Так что работаем параллельно. Немало православных приходов заинтересованы в том, чтобы возродить историю и отлить для своих храмов колокола с каким-то особым звуком, оформлением. Поэтому у нас сейчас выполняется ряд нестандартных заказов, что, конечно, радует, как только может радовать интересный творческий труд. Мне это придает сил с большим энтузиазмом заниматься исследованием русских колоколов и воплощением знаний в практику. Я бы даже так сказал: это настоящий кладезь для вдохновения и творческой самореализации, причем на благо Церкви. — А для монастырей изготавливали колокола? — Вместе с Воронежским колокололитейным заводом Анисимова «Вера» мы разрабатывали и разрабатываем убранство набора колоколов для не так давно основанного Среднеуральского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Екатеринбургской епархии . Нашими заказчиками можно также назвать подворье отметившего недавно свое 900-летие Старицкого Успенского мужского монастыря в Тверской епархии . Вообще-то замечу: помимо того, что мы отливаем уникальные колокола в классическом стиле от барокко до модерна, мы также производим и стандартную продукцию, которая, конечно, проще в изготовлении. С каталогом этой продукции можно ознакомиться в недавно открывшемся на официальном сайте Данилова монастыря новом разделе, посвященном нашему Колокольному центру. Равно как и с услугами, предлагаемыми мастерскими Центра. — Скажите, отец Роман, а глубокий интерес к колокольному делу у Вас сформировался в монастыре или еще до прихода в обитель? — В жизни бывают интересные переплетения. Где-то в 15 лет мне, подростку, ходившему на богослужения в храм Живоначальной Троицы в Люберцах и обучавшемуся азам звона у церковных пономарей Наташинской церкви, как называли этот приходской храм в народе, попала в руки только что вышедшая удивительная книга под названием «Мастер волшебного звона».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4615049...

В 1999 г. по благословению правящего архиерея владыка Михея Троицкая церковь была передана в подворье Никитскому монастырю. Монашеская братия через эти самые ворота вынесла такие груды мусора хлама и железа, что он ещё долго лежал напротив храма как горная гряда, потому что вывезти всё сразу было просто невозможно. К празднику Троицы только успели, засыпать ремонтную яму, закрыть закопченные стены зелёной юной берёзкой и заново залить цементную солею, чтобы можно было проводить Богослужения. Много понадобилось березок, чтобы прикрыть совершенно почернелое от сажи стены, и травы, чтоб застелить песчаный пол. И первая служба, наконец, то состоялась на Святую Троицу 30 мая 1999 года. Кроме праздника Святой Троицы в храме служатся ещё два больших праздника: Никиты-Столпника 6 июня и день памяти блаженного Миши - Самуила - 8 марта... В знаменательном для г. Переславля 2000 году, когда были обретены святые мощи пр. Никиты - Столпника и бл. кн. Андрея Смоленского, чудесным образом нашлась и прижизненная фотография блаженного Миши. До этого времени имелось только описание внешнего облика старца, которое дал священник о. Николай Смирнов, автор жизнеописания угодника Божия Миши-Самуила. Истинное усердие в поисках, фотокарточки Миши приложили благочинный о. Андрей Кульков и его редакция газеты «Переславский Ковчег», которые принимали неоднократные попытки отыскать её среди и краеведов, и искусствоведов, и переславских жителей. Поистине, дивны дела Твои, Господи! Вот как просто и ясно произошло это событие: «Неизвестная нам раба Божия принесла во Владимирский храм и оставила для передачи в редакцию копию с карточки Миши - Самуила. И случилось это 23 февраля по старому стилю, 8-го марта по новому, - в день преставления Миши, в день его памяти». (Газета «Переславский Ковчег. N22 (23) за 2000 г.). Теперь в Троицком храме можно видеть фотоизображение блаженного Миши-Самуила Переславского чудотворца и надеяться, что скоро после канонизации будет написана и икона этого угодника Божия...

http://sobory.ru/article/?object=03216

Храм Василия Исповедника в 10-м домовладении по Международной улице (историческое название – ул. Носовиха), имеющий статус подворья Патриарха Московского и всея Руси, – бюджетополучатель со стажем. " В прежние годы, – вспоминает Бесфамильный, – городские власти финансировали нас в объеме до четырех миллионов рублей в год, но крайне нерегулярно. Учитывая критическое состояние здания и предстоящие затраты, это сущие копейки. Я уже устал доказывать начальникам разных уровней, что, если так будет продолжаться, реставрация затянется лет на тридцать – пятьдесят, что само по себе нонсенс: не успеем восстановить, а уже пора ремонтировать! " Конечно, государственной поддержкой реставрационный бюджет не ограничивается. Генеральный директор подрядной организации – строительно-реставрационной компании " Практика " Роман Кравченко с гордостью демонстрирует свеженькое южное крыльцо церкви, восстановленное на средства меценатов. " Но спонсорские деньги погоды не делают! – горячо убеждает меня Бесфамильный. Судите сами: только наружные работы (по нынешнему порядку на компенсацию затрат по отделке интерьеров и устройству убранства религиозные организации претендовать не вправе) осметчены в целом на 152 млн рублей, и это, между прочим, в ценах еще 2009 года. К тому же, насколько мне известно, в пределах Третьего транспортного кольца больше нет подворья Патриарха и без главного купола, и без колокольни " . Церковь в Новой Деревне, отнесенная к объектам культурного наследия регионального значения, – детище знаменитых меценатов братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных, которых в Москве называли профессиональными благотворителями. Вместе с Александром Василий в 1900 году " за многолетнюю благотворительную деятельность на пользу беднейшего населения города " удостоился звания " Почетный гражданин Москвы " . Уровень награды становится понятным, если учесть, что помимо Бахрушиных из купцов, промышленников и бизнесменов (как до революции, так и в новейшее время) подобное звание получил один-единственный человек – основатель знаменитой художественной галереи Павел Третьяков. А почему, собственно, " Новая Деревня " , откуда столь странный топоним? Дело в том, что в 1890 году за Рогожской Заставой заработала первая мартеновская печь завода Гужона, известного сейчас как " Серп и молот " . Рядом вырос обширный ремесленный пригород, окруженный многочисленными старообрядческими церквами старинной Рогожки. И чтобы рабочие-новоселы со своими домочадцами не чувствовали себя оторванными от родной веры, Василий Бахрушин, посоветовавшись с братьями, уважил просьбу священника своей приходской церкви Живоначальной Троицы в Кожевниках отца Симеона Уварова о возведении нового храма на Носовихе.

http://religare.ru/2_98117_1_21.html

Храм Василия Исповедника в 10-м домовладении по Международной улице (историческое название — ул. Носовиха), имеющий статус подворья Патриарха Московского и всея Руси, — бюджетополучатель со стажем. " В прежние годы, — вспоминает Бесфамильный, — городские власти финансировали нас в объеме до четырех миллионов рублей в год, но крайне нерегулярно. Учитывая критическое состояние здания и предстоящие затраты, это сущие копейки. Я уже устал доказывать начальникам разных уровней, что, если так будет продолжаться, реставрация затянется лет на тридцать — пятьдесят, что само по себе нонсенс: не успеем восстановить, а уже пора ремонтировать! " Конечно, государственной поддержкой реставрационный бюджет не ограничивается. Генеральный директор подрядной организации — строительно-реставрационной компании " Практика " Роман Кравченко с гордостью демонстрирует свеженькое южное крыльцо церкви, восстановленное на средства меценатов. " Но спонсорские деньги погоды не делают! — горячо убеждает меня Бесфамильный. Судите сами: только наружные работы (по нынешнему порядку на компенсацию затрат по отделке интерьеров и устройству убранства религиозные организации претендовать не вправе) осметчены в целом на 152 млн рублей, и это, между прочим, в ценах еще 2009 года. К тому же, насколько мне известно, в пределах Третьего транспортного кольца больше нет подворья Патриарха и без главного купола, и без колокольни " . Церковь в Новой Деревне, отнесенная к объектам культурного наследия регионального значения, — детище знаменитых меценатов братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных, которых в Москве называли профессиональными благотворителями. Вместе с Александром Василий в 1900 году " за многолетнюю благотворительную деятельность на пользу беднейшего населения города " удостоился звания " Почетный гражданин Москвы " . Уровень награды становится понятным, если учесть, что помимо Бахрушиных из купцов, промышленников и бизнесменов (как до революции, так и в новейшее время) подобное звание получил один-единственный человек — основатель знаменитой художественной галереи Павел Третьяков. А почему, собственно, " Новая Деревня " , откуда столь странный топоним? Дело в том, что в 1890 году за Рогожской Заставой заработала первая мартеновская печь завода Гужона, известного сейчас как " Серп и молот " . Рядом вырос обширный ремесленный пригород, окруженный многочисленными старообрядческими церквами старинной Рогожки. И чтобы рабочие-новоселы со своими домочадцами не чувствовали себя оторванными от родной веры, Василий Бахрушин, посоветовавшись с братьями, уважил просьбу священника своей приходской церкви Живоначальной Троицы в Кожевниках отца Симеона Уварова о возведении нового храма на Носовихе.

http://e-vestnik.ru/culture/stolichnye_h...

В 1906 г. освящен Соборный храм в честь Святой Троицы с приделами Рождества Пресвятой Богородицы и Преп. Иоанна Рыльского. Соборный храм высотой почти 35 метров был построен в византийско-русском стиле, увенчан пятью главами с позолоченными крестами, радовал прихожан обилием света, широкими окнами и блестящим паркетным полом. В 1908 г. в монастыре была построена колокольня. В это время в обители проживало более 120 сестер. Монастырь имел прекрасные храмы, удобные жилые помещения для монахинь, большое хозяйство с необходимыми службами и приспособлениями, детский приют со школой, амбулаторный покой, подворья в Астрахани, селе Николаевка и в г. Черный Яр. Воскресенско-Мироносицкий монастырь трижды посещал святой праведный Иоанн Кронштадский. В 1902 г. он благословил место, выбранное под Соборный храм Святой Живоначальной Троицы. Ровно через год он принял участие в закладке храма и в 1906 г. участвовал в его освящении. Батюшка Иоанн поддерживал растущую обитель, утешал и благословлял настоятельниц и сестер, помогал как духовно, так и материально. В Троицком Соборе даже устроили придел в честь его небесного покровителя — преподобного Иоанна Рыльского. По монастырскому преданию, на территории обители был источник, изведенный по молитвам отца Иоанна Кронштадтского. Так, тихо и мирно, обитель жила до 1917 г. В 1922 г. монастырь закрыли, разграбили, Троицкий собор и колокольню разрушили, а на территории обители организовали детский дом. Сестры во главе с игуменией Валентиной (Ульяновой) обосновались в соседнем селе Старица, где жили очень сплоченной общиной, своего рода тайным монастырем, духовником которого являлся старец архимандрит Досифей (Кузьмин). В 1933 г. все члены тайной монашеской общины были арестованы и обвинены в создании контрреволюционной организации. Архимандрит Досифей и игумения Валентина вскоре скончались, а все монахини были сосланы в лагеря. До наших дней от бывшей обители сохранились часть монастырских стен, сестринские корпуса и самая первая монастырская церковь — в честь святых Жен-Мироносиц, в которой до недавнего времени располагался сельский клуб, а также полуразрушенный трапезный корпус с домовой церковью в честь Иверской иконы Божией Матери – без окон и дверей.

http://sobory.ru/article/?object=40551

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010